Научная статья на тему 'Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога'

Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА / TEACHER'S PERSONAL POTENTIAL / TEACHER'S PERSONAL POTENTIAL COMPONENTS / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзенко Ирина Константиновна, Абдалина Лариса Васильевна

Статья посвящена выявлению и обоснованию структурно-содержательных компонентов личностного потенциала педагога на основе анализа имеющихся научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALLY MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF TEACHER'S PERSONAL POTENTIAL

This article is devoted to identification and substantiation of structurally meaningful components of teacher's personal potential based on the analysis of scientific researches available.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.015.3

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

© Ирина Константиновна Кобзенко

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: ablava@list.ru © Лариса Васильевна Абдалина Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: ablava@list.ru

Статья посвящена выявлению и обоснованию структурно-содержательных компонентов личностного потенциала педагога на основе анализа имеющихся научных исследований.

Ключевые слова: потенциал; личностный потенциал педагога; компоненты личностного потенциала педагога.

Прогрессивное развитие современного общества во многом обеспечивается профессиональной компетентностью его членов -различного рода специалистов, оптимальный уровень развития которой достигается максимальным воплощением и развитием их личностного и профессионального потенциалов. В последние годы разрабатываются идеи вариативных форм и содержания последипломного образования и внутришкольного повышения квалификации педагога, но исследованию проблемы личностного потенциала педагога и возможностей его совершенствования все еще не уделяется должного внимания.

С целью выявления структуры и содержания личностного потенциала педагога были систематизированы методологические подходы к его исследованию: системный (В.А. Барабанщиков, В.П. Беспалько, В.П. Симонов и др.), личностный (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, В.И. Слободчиков и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), аксиологический (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижако-ва и др.), субъектный (А.В. Брушлинский, С.М. Годник, А.С. Огнев и др.), гуманистический (Д.А. Белухин, А. Маслоу, К. Роджерс

и др.), акмеологический (А.А. Бодалев,

Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков и др.).

Основные постулаты рассматриваемых подходов определи своеобразие, несводи-мость личностного потенциала педагога ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, который отражает не статичный, а динамичный характер этого явления, проявляющийся в постоянном движении и преобразовании компонентов, составляющих его целостность и порождающих каждый раз новый, качественно иной уровень воплощения и развития педагогом личностного потенциала. При этом продуктивное изучение структурно-содержательных характеристик личностного потенциала педагога может быть оправдано, на наш взгляд, диалектичным сочетанием ведущих идей всех вышеназванных подходов.

Кроме того, был проведен лингвистический анализ и изучены точки зрения известных отечественных педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Е.Н. Богданов, А.Н. Леонтьев,

В.Н. Марков, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) на понятия «личность», «потенциал», «личностный потенциал» по авторитетной справочной литературе. Мы разделяем точку зрения Е.Н. Богданова и рассматриваем в самом общем ви-

де потенциал как совокупность средств, скрытых возможностей, сил, могущих проявиться у человека при определенных условиях.

В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе ее жизненного пути. Рассматривая потенциал как способность давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность. Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений: во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию; во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности человек не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности.

В настоящем исследовании особо учитывалась точка зрения В.Н. Маркова, который, рассматривая потенциал как психологический феномен, интегрально описывает феномены мотивов и способностей. Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала (нереализованная часть потенциала) [1]. Данный подход основывается на концепции Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития, таким образом, - это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития выступает как потенциал развития, зона возможного роста.

Таким образом, в понятии «потенциал» заложены возможности расширения границ традиционного предмета психологического изучения от исследования того, каков человек есть, к изучению того, каким он может стать; переориентация с традиционной для

психологии сосредоточенности на психической уязвимости, на способность человека преодолевать действие неблагоприятных факторов; акцентирование внимания на том, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения (М.М. Кашапов).

Термин «личностный потенциал» вводит Д.А. Леонтьев и определяет его как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, который отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств» [2]. При этом личностный потенциал представляет собой устойчивую совокупность личных свойств, накопленных человеком в процессе жизнедеятельности и обусловливающих его способность (возможность) к оптимальному осуществлению деятельности.

Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось в отечественной науке с работы М.С. Кагана (1974). Автор предложил рассматривать личность как структуру, характеризующуюся пятью потенциалами. Гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана преимущественно познавательная деятельность человека. Аксиологический потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации, идеалов, жизненных целей. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью ее контактов с другими людьми. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет [3].

С.В. Величко сделал попытку найти составляющие личностного потенциала, выделяя в структуре данной категории личностный ресурс (адаптивный потенциал) и уровень личностного развития [4]. В.М. Трофимов, Б.А. Классов под личностным потенциалом понимают возможности человека выполнять свои биологические, социальные и духовно-нравственные функции в системе Природа - Общество - Человек. Содержательная сторона личностного потенциала, по мнению авторов, включает в себя такие составляющие, как здоровье, степень физиологической, психологической и социальной активности, уровень усвоенной гигиенической и социальной культуры, совокупность знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера, совокупность личностных качеств и, самое главное, уровень духовно-нравственного развития личности [5]. В акмеологии личностный потенциал рассматривается как самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов (А. Маслоу). Важно отметить, что реализация и развитие личностного потенциала связана не только с постоянным пополнением знаний, расширением кругозора, совершенствованием умений и навыков, но и со способностью к самомоби-лизации и самоуправлению. Интерес представляет точка зрения А.А. Деркача, который в структуре личностного потенциала выделяет интеллектуальный, творческий и волевой компоненты [6], что учитывалось в настоящем исследовании.

Анализ научной литературы по проблеме личностного потенциала показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ. Согласно основным подходам к понятию личностного потенциала его можно рассматривать как: интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру; систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности; характер-

ное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуще-ствлении и самореализации; систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию; как одну из сфер творческой личности и т. д.

В рамках настоящего исследования мы понимаем личностный потенциал педагога как совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний, качеств, определяющих степень возможностей педагога в самоактуализации и самореализации в профессии.

Д.А. Леонтьев характеризует самореализацию как стремление продолжить свое бытие как личности в других людях, транслируя свою индивидуальность через созидаемую деятельность, а также через непосредственно производимые изменения в других людях. Нами учитывалась точка зрения В.И. Лещин-ского на то, что интенсивность самореализации зависит от большей или меньшей согласованности всех уровней структуры личности, соответствия жизненных планов субъекта наличным культурно-историческим условиям его бытия.

На основе вышеизложенного и с учетом собственного опыта работы нами выделены основные компоненты личностного потенциала педагога: аксиологический, гносеологический, коммуникативный, творческий, регулятивный.

Аксиологический компонент в структуре личностного потенциала педагога синтезирует в себе совокупность ценностных ориентаций, мотивацию, направленность педагога на наиболее полное воплощение своих способностей, возможностей в профессии, на полноценную самореализацию в ней, придавая смысл и энергетику процессу. Это раскрывается в таких показателях, как: стремление к познанию и развитию возможностей собственной личности; потребность в достижении все новых вершин педагогического профессионализма; личностная ответственность за качественное выполнение профессиональной деятельности. Стремление педагога к познанию собственных актуальных и потенциальных возможностей мы рассматриваем как

совокупность последовательных действий, в результате которых достигается знание о себе - осознание своих нравственных, профессиональных установок, устремлений; знание интеллектуальных возможностей, понимание особенностей (достоинств и ограничений) эмоционально-волевой сферы. Стремление педагога к саморазвитию мы понимаем как сформированную у него установку на осознанное, целенаправленное раскрытие и развертывание им всех потенциалов собственной личности. При этом сформированная у педагога потребность в достижении вершин в профессии может более активно стимулировать процесс самопознания и саморазвития. Тем более значимой выступает такой показатель развития личностного потенциала педагога, как личностная ответственность за качество педагогической деятельности, под которой мы понимаем готовность педагога признать себя причиной своих поступков, отвечать за них, действовать в рамках профессиональных и этических норм на благо себя и окружающих. Мы разделяем точку зрения А. Маслоу, который считает, что всякий раз, когда человек берет ответственность на «себя», он самоактуализируется, т. е. «вытаскивает» все свои способности.

Гносеологический компонент в структуре личностного потенциала педагога раскрывает представления самого педагога о собственных интеллектуальных, духовных, нравственных, коммуникативных, творческих, энергетических и других способностях и возможностях. Данный компонент обеспечивает содержательно-технологическую подготовленность педагога к воплощению и развитию собственного личностного потенциала, а также способствует более эффективной профессиональной деятельности педагога. Показателями гносеологического компонента, на наш взгляд, являются: знания педагога о своих актуальных и потенциальных способностях в интеллектуальной, потребностной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, владение педагогом умениями практического воплощения этих знаний и представлений. Гносеологический компонент во многом определяет конечный эффект развития личностного потенциала педагога в условиях внутришкольного повышения квалификации.

Творческий компонент в структуре личностного потенциала педагога представляет собой проявления созидательно-преобразовательной деятельности педагога по развитию собственного потенциала, когда он создает новые, оригинальные способы реализации и развития своих способностей и возможностей в профессиональной деятельности. Данный компонент раскрывает именно творческую реализацию педагога в профессии и жизнедеятельности в целом, используя инновационные решения различных профессиональных и смысложизненных проблем. К показателям гностического компонента мы относим: открытость педагога новому опыту и креативность. Открытость новому опыту применительно к процессу развития педагогом личностного потенциала может раскрываться в таком его умении, как видеть в нем проблему, противоречия и разрешать их. Другим важным показателем выступает креативность педагога как существенный резерв ее самоактуализации, который выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, склонностью разрушать, изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Мы разделяем точку зрения психологов-гуманистов (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Рождерс), которые считают стремление человека к творчеству признаком психологического здоровья и благополучия, а его первоначальным источником - мотив личностного роста, потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность умений взаимодействия педагога с окружающими (коллегами, учащимися, их родителями, администрацией), позволяющих ему получать адекватную обратную связь с сутью процесса самореализации и развития личностного потенциала. В качестве показателей данного компонента в исследовании выделены: открытость в межличностном взаимодействии, умение преодолевать барьеры и разрешать конфликты. Успешность воплощения педагогом своих возможностей может быть обеспечена его включенностью в общую систему профессиональной деятельности, умением быть от-

крытым в межличностном взаимодействии. Не менее важным показателем коммуникативного компонента выступает его умение преодолевать различного рода барьеры общения - непонимания, отношений, социально-культурных различий. Мы считаем, что сформированность данных показателей будет обеспечивать педагогу более результативную реализацию и развитие им собственного потенциала. Конструктивная коммуникация выступает способом объединения кол-лег-педагогов, а также способом их развития в личностном и профессиональном плане.

Регулятивный компонент в структуре личностного потенциала означает общую способность педагога регулировать и корректировать процесс развития, преумножения своих способностей и возможностей; управлять своими эмоциями и чувствами. Его основными показателями являются: самоконтроль и самокоррекция процесса реализации и развития педагогом своих способностей и возможностей в профессиональной деятельности. Самоконтроль раскрывается в умении педагога осознавать и оценивать собственные действия в области развития личностного потенциала. Это также умение управлять своей психикой, направлять энергию интересов, потребностей соответственно требованиям реальности. Самокоррекция как показатель регулятивного компонента проявляется в умении педагога исправлять, корректировать те особенности собственной личности, своей Я-концепции, которые не соответ-

ствуют «оптимальной» модели личностной самореализации педагога в профессии.

Для того чтобы оптимизировать пути развития личностного потенциала педагога в условиях внутришкольного повышения квалификации, необходимо представить его уровни, что является предметом нашего дальнейшего научно-практического поиска.

1. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.

2. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерми-нации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2002. Вып. 1. С. 56-65.

3. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.

4. Величко С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы: материалы международной научно-практической конференции (март 2007 г.) / под ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2007. С. 26-30.

5. Трофимов В.М., Классов Б.А. О математическом подходе к диагностике личностного потенциала и мониторингу его изменения // Психологическая диагностика. 2007. № 1.

С. 57-62.

6. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

Поступила в редакцию 13.Q1.2Q11 г.

UDC 37.015.3

STRUCTURALLY MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF TEACHER’S PERSONAL POTENTIAL

Irina Konstantinovna Kobzenko, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: ablava@list.ru

Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: ablava@list.ru

This article is devoted to identification and substantiation of structurally meaningful components of teacher’s personal potential based on the analysis of scientific researches available.

Key words: potential; teacher’s personal potential; teacher’s personal potential components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.