Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАНОВОК ТРЕНЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАНОВОК ТРЕНЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ ТРЕНЕРА / ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ХОККЕЙ / ФУТБОЛ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Родькина И.И., Фёдоров А.В.

Цель исследования - конкретизировать содержание установок тренера юному спортсмену с направленностью на развитие и полноценную демонстрацию оперативного мышления в высоком темпе реализации тренировочной деятельности. Методика и организация исследования. В ходе научной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; контент-анализ установок тренера; тестирование: психомоторных способностей, дифференцировочной способности, когнитивных функций, стилей деятельности, компонентов направленности личности. Исследование проходило на базе ЦСиО «Чертаново», СДЮСШОР № 1, НХЦ г. Москвы в апреле 2021 г. с участием 10 тренеров и 34 юных спортсменов. Результаты исследования и выводы. Выявленные в ходе исследования факторы, отражающие деятельностные особенности реализации оперативного мышления в высоком темпе исполнения двигательной задачи у юных спортсменов-игровиков («количество точных, оперативных действий в формате типа мышления»; «способность к дифференцированию параметров действий при постоянной концентрации сенсорно-перцептивного внимания»; «количественные и временные характеристики деятельности»; «количество верных решений в изменяющейся обстановке») позволили конкретизировать установки тренера юным спортсменам в направлении развития и полноценной реализации способности к оперативному мышлению в условиях высокого темпа тренировочной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Т.К., Кузьменко Г.А., Родькина И.И., Фёдоров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND MEANINGFUL ORGANIZATION OF THE COACH'S ATTITUDES IN THE FORMATION OF OPERATIONAL THINKING IN YOUNG ATHLETES

Objective of the study was to specify the content of the coach's attitudes to the young athlete with a focus on the development and full-fledged demonstration of operational thinking at a high pace of training activities. Methods and structure of the study. In the course of scientific work, the following research methods were used: analysis of literary sources; content analysis of the trainer's attitudes; testing: psychomotor abilities, differentiation ability, cognitive functions, styles of activity, components of personality orientation. The study was conducted on the basis of the Chertanovo Sports Boarding School, Olympic Reserve Sports School No. 1, and the Moscow National Hockey Center in April 2021 with the participation of 10 coaches and 34 young athletes. Results and conclusions. The factors revealed in the course of the study, reflecting the activity features of the implementation of operational thinking at a high pace of execution of a motor task in young athletes-players (“the number of precise, prompt actions in the format of the type of thinking”; “the ability to differentiate the parameters of actions with a constant concentration of sensory-perceptual attention” ; "quantitative and temporal characteristics of activity"; "the number of correct decisions in a changing environment") made it possible to specify the coach's instructions for young athletes in the direction of development and full realization of the ability to operational thinking in conditions of a high pace of training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАНОВОК ТРЕНЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАНОВОК ТРЕНЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 795.058.2

Поступила в редакцию 15.11.2021 г.

Информация для связи с автором: kim.tatiana@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1 Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1 И.И. Родькина2 Доцент А.В. Фёдоров2

Московский педагогический государственный университет, Москва 2Московский политехнический университет, Москва

STRUCTURAL AND MEANINGFUL ORGANiZATiON OF COACH'S ATTITUDES iN THE FORMATION OF OPERATIONAL THINKING IN YOUNG ATHLETES

Dr. Hab., Professor T.K. Kim1

Dr. Hab., Professor G.A. Kuzmenko1

I.I. Rodkina2

Associate Professor A.V. Fedorov2

1 Moscow State University of Education, Moscow

2 Moscow Polytechnic University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - конкретизировать содержание установок тренера юному спортсмену с направленностью на развитие и полноценную демонстрацию оперативного мышления в высоком темпе реализации тренировочной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе научной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; контент-анализ установок тренера; тестирование: психомоторных способностей, дифференцировочной способности, когнитивных функций, стилей деятельности, компонентов направленности личности. Исследование проходило на базе ЦСиО «Чертаново», СДЮСШОР № 1, НХЦ г. Москвы в апреле 2021 г. с участием 10 тренеров и 34 юных спортсменов. Результаты исследования и выводы. Выявленные в ходе исследования факторы, отражающие деятельностные особенности реализации оперативного мышления в высоком темпе исполнения двигательной задачи у юных спортсменов-игровиков («количество точных, оперативных действий в формате типа мышления»; «способность к дифференцированию параметров действий при постоянной концентрации сенсорно-перцептивного внимания»; «количественные и временные характеристики деятельности»; «количество верных решений в изменяющейся обстановке») позволили конкретизировать установки тренера юным спортсменам в направлении развития и полноценной реализации способности к оперативному мышлению в условиях высокого темпа тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: установки тренера, оперативное мышление, юные спортсмены, хоккей, футбол, факторы.

Abstract

Objective of the study was to specify the content of the coach's attitudes to the young athlete with a focus on the development and full-fledged demonstration of operational thinking at a high pace of training activities. Methods and structure of the study. In the course of scientific work, the following research methods were used: analysis of literary sources; content analysis of the trainer's attitudes; testing: psychomotor abilities, differentiation ability, cognitive functions, styles of activity, components of personality orientation. The study was conducted on the basis of the Chertanovo Sports Boarding School, Olympic Reserve Sports School No. 1, and the Moscow National Hockey Center in April 2021 with the participation of 10 coaches and 34 young athletes. Results and conclusions. The factors revealed in the course of the study, reflecting the activity features of the implementation of operational thinking at a high pace of execution of a motor task in young athletes-players ("the number of precise, prompt actions in the format of the type of thinking"; "the ability to differentiate the parameters of actions with a constant concentration of sensory-perceptual attention" ; "quantitative and temporal characteristics of activity"; "the number of correct decisions in a changing environment") made it possible to specify the coach's instructions for young athletes in the direction of development and full realization of the ability to operational thinking in conditions of a high pace of training and competitive activity.

Keywords: coach's attitudes, operational thinking, young athletes, hockey, football, factors.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Постоянно возрастающий темп соревновательной деятельности в игровых видах спорта предъявляет высокие требования к различным компонентам подготовленности юного спортсмена. В настоящее время спортивные игры характеризуются высоким темпом игры, технико-тактической вариативностью и непредсказуемостью состязательной борьбы, жестким противоборством. Поэтому способность игрока анализировать соревновательную ситуацию, оперативно принимать решения, реа-лизовывать их в конкретном тактическом замысле через технические действия и комбинации как самостоятельно,

так и совместно с игроками своей команды во многом определяет исход состязания [1].

Данное обстоятельство инициирует предметное рассмотрение компонентов, системно определяющих базовую основу реализации оперативного мышления в действии и деятельности на ранних этапах спортивного совершенствования. Так, D. Memmert и S. König подчеркивают важность обучения «общему игровому умению на высокой скорости его реализации» [5].

Наряду с этим специалисты обращают внимание на взаимосвязь между «визуальным восприятием и визуальным

46

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juni

вниманием и навыками в спорте», выделяя «слепоту по невнимательности при решении реальной задачи в спортивных играх» и «быстрое исчерпание спортсменом адаптационных возможностей (включая психические)» [4]. При высоких объемах задаваемых нагрузок формируется так называемый «двигательно-энергетический стереотип низких скоростей, идет адаптация к тренировочной деятельности, не соответствующая соревновательной» [3].

Наблюдение за тренировочным процессом юных хоккеистов и футболистов выявило проблему отсутствия сопряженности установок тренера с задачами совершенствования технико-тактических действий и комбинаций параллельно с формированием скоростных стратегий, тактик, моделей и стилей ведения соревновательной борьбы.

Цель исследования - конкретизировать содержание установок тренера юному спортсмену с направленностью на развитие и полноценную демонстрацию оперативного мышления в высоком темпе реализации тренировочной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе научной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; контент-анализ установок тренера; тестирование: психомоторных способностей, дифференцировочной способности, когнитивных функций, стилей деятельности (В.Я. Анфимов, А.Г. Иванов-Смоленский; Allison, Hayes, 1996; И.П. Шкуратова, методика «Компас»; Г.А. Кузьменко [2, с. 205]); Test-training programs V. Sivitskii - помехоустойчивости (А.В. Родионов); компонентов направленности личности (А.В. Родионов, А.В. Стамбулов, Ю.Л. Ханин, А. МеЬ|гаЫап). Исследование проходило на базе ЦСиО «Чертаново», СДЮСШОР № 1, НХЦ г Москвы в апреле 2021 года, с участие 10 тренеров и 34 юных спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе педагогических наблюдений за коммуникативным взаимодействием тренеров с юными хоккеистами и футболистами

11-13 лет в 30 тренировочных занятиях выявлено: тренеры не акцентируют внимание на особой смысловой организации методических рекомендаций, отражающих преемственную реализацию компонентов оперативного мышления (14 переменных, табл.1), отмечается несовпадение локализации содержательных акцентов методических рекомендаций и установок тренера на актуализацию соревновательно значимых проявлений мышления юного спортсмена в условиях высокого темпа реализации деятельности - 85% установок - в зоне 10, 12 и 14 требования к качеству.

Нами представлена соорганизация исследуемых переменных и факторов, отражающих комплексные характеристики быстроты и адекватности исполнения элементов тренировочной деятельности юными игроками.

При увеличении объема выборки (более 34 юных спортсменов) вероятно повышение факторного веса трех переменных: 1) «Количество верных решений в изменяющейся обстановке» - время выполнения задания (при оценке пространственного воображения, комбинаторных способностей мышления) и теппинг-тест, отражающий психомоторные способности; 2) «Количество точных, оперативных действий в формате типа мышления» - «Помехоустойчивость». 14 исследуемых переменных связываются в единую корреляционную плеяду с диапазоном коэффициентов, отражающих достоверные связи (0,443855 - 0,880581), (Correlations (Spread sheet 9) Marked correlations are significant at p<0,05 N=34), и подтверждают весомость принятых к исследованию переменных.

Данные кластерного анализа (табл. 2) позволяют конкретизировать установки тренера и сформировать методические рекомендации в контексте преемственной соорганиза-ции атрибутов оперативного мышления юного спортсмена, ориентированных на качество тренировочной деятельности.

Требования тренера к спортсмену по помехоустойчивому и оперативному выполнению действий с учетом позиций

Таблица 1. Факторы эффективной скоростной реализации тренировочной деятельности юным спортсменом, характеризующие особенности развития оперативного мышления

Исследуемые переменные Факторные нагрузки (Varimax raw) Извлечение: Основные компоненты (Отмеченные нагрузки >700000)

Фактор 1 Количество точных, оперативных действий в зависимости от типа мышления Фактор 2 Способность к дифференцированию действий при постоянной концентрации сенсорно-перцептивного внимания Фактор 3 Количественные и временные характеристики деятельности Фактор 4 Кол-во верных решений в изменяющейся обстановке

1. ТМ*: Аналитик, синтетик, формальный комбинатор 0,702857 0,534129 0,010232 0,051505

2. ТМ: Рациональный, рецептивный, рефлексивный 0,871131 0,274347 0,036934 -0,00927

3. ПВ, КСМ: Игра «5», количество ходов 0,056175 0,164888 0,834628 0,415413

4. ПВ, КСМ: Игра «5», время выполнения задания -0,127091 0,458193 0,334907 0,676436

5. ПМС**: РДО, количество точных нажатий -0,933768 -0,099291 -0,06234 0,039814

6. ПМС: Теппинг-тест, средний показатель из 6 попыток 0,168569 -0,455206 -0,11414 -0,50396

7. ПМС: Реакция выбора 0,900630 -0,005800 0,230442 0,004847

8. ДС, СПВ: Чувство времени, (тенденция ускорения времени), из 10 попыток -0,215683 -0,823778 -0,359184 0,091152

9. ДС, СПВ: Глазомер 0,094219 0,948057 0,011611 0,107792

10. ДС, СПВ: Точность мышечных усилий, динамометр, 50% макс. 0,215944 0,852034 0,188351 0,105012

11. Направленность личности: Склонность к риску -0,841561 -0,070569 0,048743 0,179024

12. Регулятивные С.: Помехоустойчивость 0,608900 0,600853 -0,12665 0,163253

13. Поленезависимость, концентрация внимания: «Компас», количество верных ответов 0,010761 -0,047189 -0,16930 0,897671

14. Поленезависимость, концентрация внимания: «Компас», время выполнения 0,115094 0,130730 0,893610 -0,33213

Показатели: Тип мышления (ТМ); Пространственное воображение, комбинаторные способности мышления (ПВ, КСМ); психомоторные способности (ПМС); дифференцировочная способность, сенсорно-перцептивное внимание (ДС, СПВ); направленность личности; регулятивные способности (С); поленезависимость при концентрации внимания.

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

47

Таблица 2. Кластерная соорганизация атрибутов оперативного мышления юного спортсмена

Особенности сопряжения исследуемых переменных

1.ТМ: аналитик, синтетик, формальный комбинатор

2.ТМ: рациональный, рецептивный, рефлексивный

3. Пространственное воображение, комбинаторные C М: Игра «S» кол-во ход.

4. Пространственное воображение, комбинаторные C М: Игра «S» время

S. ПМО: РДО, количество точных нажатий

11. Направленность личности: склонность к риску

8. ДО, CTB: чувство времени, недооценка, из 1G попыток

9. ДО, CTB: глазомер

1G. ДО, CTB: точность мышечных усилий, динамометр., SG% макс.

б. ПМО: теппинг-тест, среднее из б

13. Поленезависимость, концентрация внимания: «Компас», количество верных ответов

l. ПМО: реакция выбора

12. Регулятивные C.: помехоустойчивость

14. Поленезависимость, концентрация внимания: «Компас», время выполнения

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

партнеров и соперников характеризуют финальный этап сопряженной реализации рассматриваемых способностей (№ 7, 12, 14) - к опережающему оперативному мышлению и эффективному(-й) быстрому действию (деятельности в высоком темпе).

Рассматривая последовательность построения содержания методических рекомендаций, следует обратить внимание на базовые кластеры и преемственно формировать на их базе требования:

1) Мыслить: аналитично (быстро анализировать все параметры игровой ситуации); синтетично (воспринимать обстановку в целом.

2) Мыслить рационально (экономично и быстро); рецептивно (мгновенно, в опоре на собственные чувства и решения); рефлексивно (сопоставляя, отставленно анализируя).

3) Ориентировать на поиск и оперативное определение более экономичного, эргономичного действия; искать, сравнивать, сопоставлять, «какое количество действий лучше».

4) Реализовывать технико-тактический прием, комбинацию на максимальной скорости, опережать действия соперника, демонстрировать темповое взаимодействие с партнерами.

5) Демонстрировать точность управления снарядом, выполнять завершающее действие точно в свободные, определенные зоны.

6) Доверять своему чувству момента действия, идти на риск, не опасаться вероятных отрицательных последствий, мыслить категориями возможностей.

7) Оперативно, быстро, мгновенно действовать, «не затягивать» с принятием решения, ориентироваться на работу на максимально возможной скорости исполнения действия.

8) Определять дистанцию до партнера, соперника, динамику их движения, отыскивать свободные зоны, финтами и обводками на противоходе освобождать зоны для нанесения удара по мячу, броска шайбы.

9) Вкладывать столько усилий, чтобы эффективно управлять траекторией перемещения (звеньев) тела, мяча (шайбы), скоростью перемещения в конечной точке.

10) Демонстрировать индивидуально (сверх)максималь-ный темп реализации технико-тактических действий в диапазоне шестисекундной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) В тренировке, игре ориентироваться на многократное быстрое отыскивание правильных решений, «не выпадать из ситуации» (например, в хоккее в течение одной смены 45 с -1 мин 15 с; в футболе - от 45 с до 1,5 мин).

12) Демонстрировать высокую скорость выбора способа действия, чувствовать верные пути решения ситуации; оперативно принимать верные решения.

13) Демонстрировать помехоустойчивое, сконцентрированное на задаче игровое поведение.

14) Поленезависимое, сосредоточенное на задаче, быстро выполнить технико-тактический прием, комбинацию, провести смену, отыграть отрезок соревновательного времени.

Выводы. Представленная структурно-содержательная организация установок тренера юному спортсмену, обеспечивающая преемственное развитие и полноценную реализацию оперативного мышления в скоростном компоненте тренировочной деятельности, позволит повысить профессиональную компетентность тренерских кадров и, как результат, качество подготовки спортивного резерва. Литература

1. Кузьменко, A.A. Условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий / A.A. Кузьменко, Т.К. Ким, ГА Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. - 2G2G. - № l. - C. 6G-62.

2. Кузьменко, ГА Технология интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. Монография / ГА Кузьменко. - М.: МПГУ, 2G1l. - 46g с. - C. 2GS.

3. Уфимцев, A.B. Отратегическое переосмысление подходов к управлению спортивной тренировкой в многолетней подготовке хоккеистов / A.B. Уфимцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2G0l. - № б. - C. 34-39.

References

1. Kuzmenko A.A., Kim T.K., Kuzmenko G.A. Usloviya formirovaniya go-tovnosti yunyh hokkeistov k realizacii skorostno-silovyh sposobnostej pri vypolnenii slozhnyh tekhnicheskih dejstvij [Conditions for the formation of readiness of young hockey players for the implementation of speed-strength abilities when performing complex technical actions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. l. pp. 60-62.

2. Kuzmenko G.A. Tekhnologiya intellektualnogo razvitiya podrostkov v detsko-yunosheskom sporte [Technology of intellectual development of adolescents in youth sports]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, ob-razovanie, trenirovka. Moscow: MPGU publ., 201l. 460 p. p. 2GS.

3. Ufimtsev A.V. Strategicheskie pereosmyslenie podhodov k upravleni-yu sportivnoj trenirovkoj v mnogoletnej podgotovke hokkeistov [Strategic rethinking of approaches to the management of sports training in the long-term training of hockey players]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2G0l. No. 6. pp. 34-39.

4. Memmert, D., Hagemann, H., Althoetmar, R., Geppert, S. & Seiler, D. (2009) Conditions of Practice in Perceptual Skill Learning, In: Research Quarterly for Exercise and Sport. 8G, p. 32-43. (Дата обращения: 1l.10.2021)https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/ conditions-of-practice-in-perceptual-skill-learning(d4f31del-4l0S-4238-80l9-d91166cfbbc0).html.

5. Memmert, D. & König, S., 2011, Zur Vermittlung einer allgemeinen Spielfähigkeit im Sportspiel, Das große Buch der Sportspiele. König, S., Memmert, D. & Moosmann, K. (eds.). Wiebelsheim: Limp-ert-Verlag, p. 18-3l (Дата обращения: 1l.10.2021) https://fis. dshs-koeln.de/portal/en/publications/zur-vermittlung-einer-allge-meinen-spielfahigkeit-im-sportspiel(28d36led-428b-4adS-a0bb-690329Sb89c2).html.

48

http://www.teoriya.ru

№Б^ 2022 Июнь | Juni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.