Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНЫЙ / КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОКИ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреус Н.Г.

Данная статья посвящена вопросу создания структурно-содержательной модели форми- рования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки в учреждениях высшего образования педагогического профиля. Разработанная модель включает концептуально- целевой, организационно-методический, содержательно-деятельностный, критериально-резуль- тативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL CONCEPTUAL MODEL OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF A FUTURE MUSIC TEACHERS

This article is devoted to the problem of creating the structural conceptual model of formation of the professional and personal competence of future music teachers in the pedagogical university. The model includes the conceptual-targeted, organizational-methodological, content-and-activity, criterion- and-productive components.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

П Е Д А Г А Г I Ч Н Ы Я Н А В У К I

УДК 378.14

Н. Г. Бреус

Преподаватель кафедры специальной педагогики и методик дошкольного и начального образования, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Данная статья посвящена вопросу создания структурно-содержательной модели формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки в учреждениях высшего образования педагогического профиля. Разработанная модель включает концептуально -целевой, организационно-методический, содержательно-деятельностный, критериально-результативный блоки.

Ключевые слова: структурно-содержательная модель; формирование профессиональной компетентности; концептуально-целевой, организационно-методический, содержательно-деятель-ностный, критериально-результативный блоки модели.

Введение

Профессиональная компетентность будущего учителя музыки представляет собой качественную характеристику личности специалиста и включает систему знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Следует отметить, что составляющие профессиональной компетентности учителя музыки, наряду с общепедагогическими требованиями, имеют свои особенности, обусловленные спецификой предметов эстетического цикла, их образной природой, а также творческим характером музыкально-эстетической деятельности. Нельзя не учитывать тот факт, что формирование профессионализма будущих учителей музыки происходит в процессе освоения достаточно разных по своему содержанию и направленности учебных дисциплин [1]. Профессиональная компетентность является одной из важнейших характеристик деятельности учителя музыки, обладающего профессиональной позицией, исследовательскими приемами, а также конструктивными, творческими знаниями и умениями в реализации проблем теории и практики музыкально-педагогического образования.

Основываясь на выявленных теоретико-методологических основаниях решения проблемы формирования профессионально-личностной компетентности, определении ее сущности и структуры, нами была создана структурно-содержательная модель формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки. В данной структурно-содержательной модели нашли отражение содержательные и методические приоритеты профессиональной подготовки компетентного специалиста в сфере музыкального образования. Содержание компонентов модели детерминировано ценностными характеристиками педагогической деятельности (А. В. Кирьякова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.), отражающими ее гуманистическую ориентацию на развитие личности обучающихся (К. В. Гавриловец, Л. Д. Глазырина, И. И. Казимирская, Е. С. Полякова и др.), а также ведущими направлениями совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста, к которым относятся фундаментальность и непрерывность образования; гуманизация образовательного процесса, его целенаправленная профессионализация.

Обучение в учреждении высшего образования педагогического профиля призвано помочь будущему учителю музыки обрести определенный круг личностных и профессиональных

© Бреус Н. Г., 2021

компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и профессиональную самореализацию в постоянно изменяющейся социальной и образовательной среде. В последние годы в системе высшего педагогического образования формируется многоуровневая модель подготовки учителя музыки. Вместе с тем, выпускники данных учреждений образования недостаточно компетентны, не подготовлены к оперативному принятию конструктивных и нестандартных вариативных решений. Следует констатировать, что в реальной практике проблема формирования у будущих педагогов-музыкантов профессионально-личностной компетентности в аспекте практико-ориентированной направленности недостаточно актуализирована и решается медленно.

Цель исследования заключается в содержательной характеристике основных компонентов структурно-содержательной модели формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки.

Методы и методология исследования

Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и специальной литературы, синтез, сравнение, конкретизация, классификация, моделирование).

Современная наука определяет моделирование как теоретический метод исследования различных объектов путем построения их моделей, которые сохраняют основные, выделенные особенности объектов исследования [2]. В общем виде модель отражает необходимые для исследования стороны объекта, признаки, факты, связи, отношения в определенной области знания в виде наглядной формы, удобной и доступной для анализа и выводов. Вопросам моделирования педагогических процессов посвящены работы С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, Л. Г. Ефремова и др. [2]-[4]. Они излагают общие подходы к моделированию и указывают на необходимость применения метода моделирования в педагогике.

Результаты исследования и их обсуждение

Структурно-содержательная модель отражает связи и зависимости основных элементов формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки, построенного на основе интеграции функций каждого структурного компонента профессионально-личностной компетентности, комплекса педагогических условий и содержания учебных дисциплин. Рассмотрим компоненты структурно-содержательной модели процесса формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки, которая включает концептуально-целевой блок (цель, методологические подходы), организационно-методический блок (принципы, педагогические условия), содержательно-деятельностный блок (этапы формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки, учебно-программная документация, содержание учебных дисциплин, моделирование и решение профессиональных задач, формы организации образовательного процесса, методы и технологии музыкально-педагогической деятельности), критериально-результативный блок (критерии, результат) (рисунок 1).

Существенную роль при разработке модели имеет выбор методологических подходов, подтверждающих единство теории научного знания и соответствующих реалий практики. Концептуально-целевой блок структурно-содержательной модели включает компетентностный, системный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный подходы. Формирование профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки выступает целью представленной структурно-содержательной модели и конкретизируется в задачах: совершенствование структурных компонентов профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки и их интеграция в целостной характеристике личности будущего педагога.

Совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов осуществляется в отечественном педагогическом образовании в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Реализация компетентностного подхода с опорой на международный опыт и с учетом адаптации к традициям и потребностям отечественного образования предусматривает выполнение системы требований к организации образовательного процесса, способствующих практико-ориентиро-ванному характеру профессиональной подготовки студентов, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы. Компетентностный подход обосновывает необходимость принципиального обновления процесса обучения будущего специалиста, нацеленного на формирование его деятельностной позиции, мобильности, максимального развития личности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. В. Давыдов).

Концептуально-целевой блок

Цель - формирование профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки в процессе решения профессиональных задач

Организационно-методический блок

Содержательно-деятельностный блок

Психолого-педагогические условия

• обеспечение пракгико-ориентированной направленности обучения будущих учителей музыки;

• включение обучающихся в процесс решения профессиональных задач;

• развитие эмпатии и эмоционального интеллекта;

• интенсификация рефлексии педагогического опыта.

Т

Принципы

• принцип интеграции учебных дисциплин;

• диалогичности;

• творческой активности.

Этапы

X

• учебно-программная документация;

• содержание учебных дисциплин;

• моделирование и решение профессиональных задач;

• формы организации образовательного процесса;

• методы и технологии музыкально-педагогической деятельности.

• этап ориентирования: актуализация личностного компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки;

• этап приобщения: реализация когнитивного компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки;

• этап закрепления: освоение технологического компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки.

>

Критериально-результативный блок

Критерии

• наличие профессиональной мотивации;

• проявление эмпатии и эмоционального интеллекта;

• рефлексивные способности;

• представления о профессиональной компетентности педагога;

• знания в области музыкально-педагогической деятельности;

• умения решения профессиональных задач;

• музыкально-исполнительские умения.

Результат

сформированность структурных компонентов профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки.

Рисунок 1. — Структурно-содержательная модель формирования профессионально-личностной компетентности

будущих учителей музыки

Центральным моментом компетентностного подхода является изменение методики преподавания, которое состоит во введении и апробации таких форм работы, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность за результаты самих учащихся. Это смещение с односторонней активности педагога на самостоятельное учение, активность обучающихся, есть некий общий знаменатель всех преобразований, направленных, в том числе, на становление компетентности личности. Компетентностный подход обеспечивает целенаправленную профессионализацию личности, под которой понимается корреляция ряда составляющих: оптимальное сочетание требований мировой образовательной системы, государственных требований и возможностей определенного учреждения образования; разумное соотношение общеобразовательной и профессиональной подготовки с акцентом на общекультурный уровень специалиста в области образования; взвешенное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы обучаемых; ориентация на личность как основную ценность общества.

Компетентностный подход рассматривается в данном исследовании как основа для уточнения сущности профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки и описания ее структуры, систематизации требований к профессиональной деятельности современного учителя музыки, совершенствования процесса изучения музыкально-педагогических дисциплин, ориентированных на становление профессионально-личностной компетентности.

Исследование выстраивалось на основе системного подхода (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин), с позиций которого исследуемое явление представляет собой совокупность структурных элементов, объединенных определенными детерминантными соотношениями, а музыкально-педагогический процесс рассматривается как сфера формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки в отношении «система - подсистема» (Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильин, В. Л. Яконюк и др.). Системный подход предусматривает выделение определенного системообразующего параметра, который обусловливает поиск совокупности элементов, связей и отношений между ними - его структуру. Обязательным является решение проблемы определения свойств целого на основании свойств элементов [5, с. 497]. Системный подход как способ научного познания и практической деятельности требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Центральным понятием в системном подходе является понятие «система», т. е. категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем [5, с. 619].

Опираясь на основные положения системного подхода, считаем, что системообразующим параметром профессиональной подготовки будущих учителей музыки выступает формирование профессионально-личностной компетентности личности в единстве ее когнитивной, мотивационной и технологической составляющей.

Личностно-ориентированный подход как методологическая ориентация педагогической деятельности характеризует значимость субъектной позиции личности в процессе ее деятельности (Ш. А. Амонашвили, Л. Г. Арчажникова, Е. В. Бондаревская, К. В. Гавриловец, И. С. Якиманская и др.). В рамках личностно-ориентированной концепции акцентируется внимание на процессе формирования качеств личности обучающихся, которые проявляются в поведении и профессиональной деятельности человека, определяют его отношения с другими людьми. Источником их формирования выступает социальный и профессиональный опыт, приобретаемый в процессе обучения и воспитания. Опираясь на основные положения личностно-ориентированного подхода, необходимо обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности обучающегося в образовательном процессе.

Личностно-ориентированный подход дополняется практико-ориентированным подходом, который определяет динамику взаимодействия различных видов деятельности с эффективным развитием профессиональных умений (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Г. П. Щедровицкий, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.). В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки, связь обучения с практикой. В данном исследовании использование практико-ориентированного подхода предполагает такую организацию образовательного процесса, которая обеспечивала бы приобретение практических навыков и формирование практического опыта будущего учителя музыки. Результатом этого процесса должна стать сформированная профессионально-личностная компетентность будущего учителя музыки посредством использования соответствующих форм, методов, технологий и средств обучения.

Организационно-методический блок включает принципы формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки:

принцип интеграции учебных дисциплин для достижения единства теории и практики;

принцип диалогичности, подразумевающий включение студентов в различные формы диалогового взаимодействия, дифференцированные по содержанию, степени активности и самостоятельности;

принцип творческой активности, предоставляющий возможность самореализации личности обучающегося в профессиональном плане;

принцип вариативности в педагогическом взаимодействии, учитывающий индивидуальные особенности, потребности, интересы обучающихся.

К организационно-методическому блоку относятся педагогические условия, которые необходимы для реализации образовательных возможностей музыкально-педагогических дисциплин. Комплексное рассмотрение условий, взаимосвязанных с содержанием специальных дисциплин, предполагает изменение структуры распределения полномочий в обучении, учет личностных образовательных потребностей и накопленного опыта каждого обучающегося. В этом контексте необходимо следующее: задачный подход к отбору содержания; взаимосвязь с другими дисциплинами; взаимосвязь и взаимодополнение курсов внутри дисциплины, их поэтапное усложнение и др.; соответствующее построение образовательного процесса, ориентированного на самостоятельность студента, личностно-ориентированные образовательные технологии, технологии решения профессиональных задач; взаимодействие преподавателя и студентов, отличающееся открытостью, диалогизмом, творчеством, соблюдением этико-правовых норм, взаимным уважением, доверительностью; мотивационный аспект; многоуровневость, открытость способов оценивания профессионально-личностной компетентности. Существенную роль играет образовательная среда, система отношений субъектов образовательного процесса и сложный конгломерат духовных и материальных средств, своего рода «культурного» поля, влияющего на становление профессионала.

Анализ образовательной практики позволил выделить необходимые психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса в научно-методическом, обучающем и организационном контекстах. Процесс формирования профессиональной компетентности учителя музыки будет более эффективным, если реализуются следующие психолого-педагогические условия:

• обеспечение практико-ориентированной направленности обучения будущих учителей

музыки;

• включение обучающихся в процесс моделирования и решения профессиональных задач;

• развитие эмпатии и эмоционального интеллекта как основы педагогического общения и взаимодействия;

• интенсификация рефлексии индивидуального педагогического опыта студентов, самооценки его результативности.

Выделенные психолого-педагогические условия, направленные на взаимодействие и интеграцию учебных дисциплин, усиление интеграционных процессов на междисциплинарном уровне обучения, обеспечивают включение студентов в активную учебную деятельность, в ситуации взаимодействия, моделирования и решения профессиональных задач.

Содержательно-деятельностный блок включает следующие этапы формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки:

• этап ориентирования, направленный на актуализацию личностного компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки, содержанием которого являются индивидуально-психологические качества и черты личности, мотивация, рефлексия, способности к продуктивной музыкально-исполнительской и педагогической деятельности;

• этап приобщения, нацеленный на реализацию когнитивного компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки, т. е. на обогащение психолого-педагогических знаний о сущности педагогической деятельности и профессионального мастерства, нормах педагогической этики, о требованиях к педагогической деятельности, о методах и технологиях образовательного процесса;

• этап закрепления, направленный на освоение технологического компонента профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки, который включает сформированные педагогические, музыкально-исполнительские, коммуникативные, диагностические, речевые умения, обеспечивающие готовность качественно осуществлять педагогическую деятельность, решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социокультурной ситуации.

К содержательно-деятельностному блоку мы относим:

• разработку учебно-программной документации (спецкурс «Музыкально-педагогический практикум», направленный на формирование технологического компонента профессионально-личностной компетентности студентов);

• реализацию содержания учебных дисциплин музыкально-педагогической направленности («Методика преподавания музыки», «История музыки», «Теория музыки» и др.), составляющих основу профессиональной подготовки учителя музыки;

• моделирование и анализ профессионально-педагогических задач, в которых развиваются профессиональные умения, профессионально значимые качества личности обучающихся;

• применение различных форм организации образовательного процесса: ролевые и деловые игры, групповые творческие задания, индивидуальные консультации, тренинговые занятия, самостоятельную работу студента;

• применение методов и технологий музыкально-педагогической деятельности: технологий проектного обучения, развития критического мышления, анализ практических ситуаций, рефлексивный дневник.

Разработанный методический инструментарий обеспечивает эффективность музыкально-педагогической деятельности, усиливает понимание студентами значимости музыкально-педагогической деятельности, осознание важности освоения профессиональных умений, позволяет оптимизировать деятельность преподавателя.

Критериально-результативный блок структурно-содержательной модели отражает прогнозируемый результат - сформированность структурных компонентов профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки.

Диагностика и оценка результативности предложенной модели осуществлялась на основе выявления и изучения критериев сформированности профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки.

Данные критерии непосредственно соотносятся с профессионально-значимыми качествами личности, внутренней мотивацией, педагогическими и психологическими знаниями, педагогическими и музыкально-исполнительскими умениями. Конкретизация критериев сформированности профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки позволяет сформулировать их следующим образом:

• наличие профессиональной мотивации и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию;

• проявление эмпатии и эмоционального интеллекта как механизма педагогического общения и взаимодействия;

• проявление способности к рефлексивной деятельности;

• представления о профессиональной компетентности педагога и факторах, влияющих на её становление;

• знания в области музыкально-педагогической деятельности;

• умения решения профессиональных педагогических задач;

• музыкально-исполнительские умения, основанные на способностях к музыкально-исполнительской деятельности.

Выделенные критерии легли в основу разработанной педагогической диагностики профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки, которая позволила изучить динамику изменений личностного, когнитивного и технологического компонентов её структуры.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессионально-личностная компетентность будущих учителей музыки определяется как интегральная характеристика личности, основанная на личностных качествах, профессиональных знаниях и умениях и выражающая индивидуально-психологическую и технологическую готовность и способность к продуктивной музыкально-педагогической деятельности.

Модель воспроизводит основные характеристики формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки в соответствии с поставленной целью и характеризуется:

• целостностью взаимосвязанных компонентов;

• адаптируемостью к различным проявлениям внешних условий;

• прагматичностью, так как рассмотренные компоненты включены нами в структуру структурно-содержательной модели формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки, исходя из сущности и задач музыкально-педагогической деятельности.

Реализация структурно-содержательной модели формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей музыки дает возможность улучшить качество подготовки специалистов в области музыкального образования, помочь будущему учителю музыки обрести определенный круг личностных и профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и профессиональную самореализацию в постоянно изменяющейся социальной и образовательной среде.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бреус, Н. Г. Структура и содержание профессионально-личностной компетентности будущего учителя музыки / Н. Г. Бреус // Научные труды Республиканского института высшей школы : в 3 ч. / редкол.: В. А. Гайсёнок (пред. редкол.) [и др.]. - Минск, 2019. - Ч. 2. - Вып. 19. - С. 172-179.

2. Ефремов, Л. Г. Проблемы моделирования процессов в системе образования. Новые подходы / Л. Г. Ефремов, В. С. Абруков // Изв. Рос. акад. образования. - 2002. - № 1. - С. 139-142.

3. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М. : Высш. школа, 1980. - 368 с.

4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 190 с.

5. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Ярещенко. -Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 668 с.

Поступила в редакцию 17.03.2021 E-mail: bng88moz@gmail.com

Natallia Breus

THE STRUCTURAL CONCEPTUAL MODEL OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF A FUTURE MUSIC TEACHERS

This article is devoted to the problem of creating the structural conceptual model of formation of the professional and personal competence of future music teachers in the pedagogical university. The model includes the conceptual-targeted, organizational-methodological, content-and-activity, criterion-and-productive components.

Keywords: the structural conceptual model, the formation of the professional and personal competence, the conceptual-targeted, organizational-methodological, content-and-activity, criterion-and-productive components of the model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.