Научная статья на тему 'Структурно-семантический анализ коммуникативных единиц экспрессивного синтаксиса в Интернет блоге Е. В. Гришковца'

Структурно-семантический анализ коммуникативных единиц экспрессивного синтаксиса в Интернет блоге Е. В. Гришковца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
8
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / БЛОГ / BLOG / ЭКСПРЕССИЯ / EXPRESSION / ЭМФАЗА / ИНВЕРСИЯ / INVERSION / ЭЛЛИПСИС / ELLIPSIS / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / EMPHASE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Анна Вадимовна

В данной статье рассматривается специфика проявления экспрессивности в интернет-блоге российского драматурга, театрального режиссера, киноактера, музыканта и писателя Евгения Валерьевича Гришковца www.odnovremenno.com. Исследуются экспрессивные конструкции, их функциональное значение, стилистическая и композиционная роль, а также способы выражения экспрессивности в интернет-блоге Гришковца www.odnovremenno.com. Цель данной работы выявить и проанализировать особенности выражения экспрессивности в интернет-блоге. Данная цель находит практическую реализацию при решении ряда задач, в частности: 1) исследовании способов выражения экспрессивности; 2) рассмотрении синтаксических средств создания речевой экспрессии в текстах интернет-блога; 3) изучении особенностей речевой экспрессии в интернет-блоге. В заключении автор приходит к выводу: экспрессивные конструкции в интернет-блоге Е.В. Гришковца выполняют различные прагматические функции, но, прежде всего, они делают тексты интересными, насыщенными значимыми деталями, несущими в себе определенную информацию.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Анна Вадимовна

STRUCTURAL-SEMANTIC ANALYSIS OF COMMUNICATIVE UNITS OF EXPRESSIVE SYNTAX IN THE INTERNET BLOGE GRISHKOVTSA

In this article, the specificity of the expression of expressiveness in the Internet blog of the Russian playwright, theatrical director, film actor, musician and writer Evgeny Valeryevich Grishkovets www.odnovremenno.com is considered. Expressive constructions, their functional significance, stylistic and compositional role, as well as ways of expressing expressiveness in Grishkovets' Internet blog www.odnovremenno.com are explored. The purpose of this work is to identify and analyze the peculiarities of expression of expressiveness in an Internet blog. This goal finds practical implementation in solving a number of problems, in particular: 1) investigating the ways expressing expressiveness; 2) consideration of the syntactic means of creating speech expression in the texts of the Internet blog; 3) studying the features of speech expression in an Internet blog. In conclusion, the author comes to the conclusion: expressive designs in the Internet blog E.V. Grishkovets perform various pragmatic functions, but, first of all, they make the texts interesting, saturated with significant details that carry certain information.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантический анализ коммуникативных единиц экспрессивного синтаксиса в Интернет блоге Е. В. Гришковца»

philological sciences

УДК 82-1/-9

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ИНТЕРНЕТ БЛОГЕ Е.В. ГРИШКОВЦА

© 2017

Филиппова Анна Вадимовна, преподаватель

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (150001, Россия, Ярославль, Московский проспект, 28, e-mail: anytka230989@list.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика проявления экспрессивности в интернет-блоге российского драматурга, театрального режиссера, киноактера, музыканта и писателя Евгения Валерьевича Гришковца www.odnovremenno.com. Исследуются экспрессивные конструкции, их функциональное значение, стилистическая и композиционная роль, а также способы выражения экспрессивности в интернет-блоге Гришковца www. odnovremenno.com. Цель данной работы - выявить и проанализировать особенности выражения экспрессивности в интернет-блоге. Данная цель находит практическую реализацию при решении ряда задач, в частности: 1) исследовании способов выражения экспрессивности; 2) рассмотрении синтаксических средств создания речевой экспрессии в текстах интернет-блога; 3) изучении особенностей речевой экспрессии в интернет-блоге. В заключении автор приходит к выводу: экспрессивные конструкции в интернет-блоге Е.В. Гришковца выполняют различные прагматические функции, но, прежде всего, они делают тексты интересными, насыщенными значимыми деталями, несущими в себе определенную информацию.

Ключевые слова: интернет, блог, экспрессия, эмфаза, инверсия, эллипсис, семантика.

STRUCTURAL-SEMANTIC ANALYSIS OF COMMUNICATIVE UNITS OF EXPRESSIVE SYNTAX IN THE INTERNET BLOGE GRISHKOVTSA

© 2017

Filippova Anna Vadimovna, lecturer

Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense (150001, Russia, Yaroslavl, Moscow avenue, 28, e-mail: anytka230989@list.ru

Abstract. In this article, the specificity of the expression of expressiveness in the Internet blog of the Russian playwright, theatrical director, film actor, musician and writer Evgeny Valeryevich Grishkovets www.odnovremenno.com is considered. Expressive constructions, their functional significance, stylistic and compositional role, as well as ways of expressing expressiveness in Grishkovets' Internet blog www.odnovremenno.com are explored. The purpose of this work is to identify and analyze the peculiarities of expression of expressiveness in an Internet blog. This goal finds practical implementation in solving a number of problems, in particular: 1) investigating the ways expressing expressiveness; 2) consideration of the syntactic means of creating speech expression in the texts of the Internet blog; 3) studying the features of speech expression in an Internet blog. In conclusion, the author comes to the conclusion: expressive designs in the Internet blog E.V. Grishkovets perform various pragmatic functions, but, first of all, they make the texts interesting, saturated with significant details that carry certain information.

Keywords: Internet, blog, expression, emphase, inversion, ellipsis, semantics.

Процесс коммуникации практически всегда характеризуется тем, что в нем вовлечены эмоции человека. И чем более важной является тема либо результат взаимодействия, тем более значимую роль играют эмоциональные факторы, как положительные, Ш. Балли, определяя характерист так и отрицательные. Известный французский лингвист ику эмоциональному общению, отмечал, что человек, находясь в состоянии эмоционального напряжения (когда говорящий стремится повлиять на поведение своего собеседника), зачастую передает своей речи аффективную окраску, поскольку «аффективная» речь является лучшим способом внушения своих мыслей собеседнику.

В рамках данной работы под экспрессивностью мы понимаем совокупность соотнесенных с категорией эмоциональной оценки семантико-стилистических критериев некоторых языковых единиц, которые, в свою очередь, формируются в коммуникативном акте с целью создания определенных эффектов. Бесспорно, в рассматриваемом нами интернет-блоге Евгения Валерьевича Гришковца www.odnovremenno.com существует целый ряд лексических и грамматических средств, которые определяются эмоциональной окрашенностью и выражением экспрессивности речи. Следует отметить, что немаловажную роль при этом играют разнообразные эмфатические средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмфаза представляет собой выделение определенных элементов высказывания, которое обуславливается интонационными, семантическими и стилистическими изменениями, а также использованием всевозможных риторических фигур. Иными словами, эмфатические модели характеризуют собой вполне закономерные явления, обладающие экспрессивностью и эмоциональной окрашенностью. Эмфатические модели способные не только выделять отдельные члены предложения, но и наделять экспрессивной и эмоциональной окраской все

предложение в целом.

Эмфаза формируется за счет целого ряда средств, среди которых: интонационные, синтаксические, лек-сико-морфологические и лексико-синтаксические. В целом средства эмфазы наряду с прочими языковыми средствами, позволяющими передавать эмоции или эмоциональные состояния, формируют всю совокупность экспрессивных средств языка. То есть эмфаза, как и эмоциональное выделение, представляет собой видовое понятие по отношению к экспрессивности.

Вместе с тем диалектическое единство чувств и мыслей человека подразумевает наличие возможности одновременно сочетать в тех или иных языковых средствах эмоциональную и эмфатическую выразительность. Такие языковые средства квалифицируются как экспрессивные.

Условно все эмфатические модели могут быть разделены на:

1) лексические, которые используют для придания высказыванию эмоциональной окраски различные лексические средства (слова и словосочетания);

2) грамматические, которые используют для этих целей всевозможные грамматические средства;

3) лексико-грамматические, которые прибегают к одновременному использованию как лексических средств, так и грамматических.

Одним из наиболее распространенных грамматических средств выражения эмфазы является инверсия, благодаря которой можно выделить один или несколько элементов высказывания, однако это не единственная функция инверсии. Также она позволяет создать эффект стремительности и динамичности. Кроме того, инверсия может служить средством создания более тесных логических связей в тексте между предложениями.

Характерным примером грамматических эмфатических моделей с употреблением слов с усиленным зна-

чением является: как только..., сразу... или не успел..., как... К примеру: Как только я оказался в Кемерово, я сразу же начал готовиться к спектаклю.

Инверсия также может «раскрыться» как лексико-грамматическое средство выражения эмфазы, когда за счет инверсии выделяется один или несколько элементов высказывания. К примеру: А вот въехали на территорию Кузбасса и дорога стала ровнее, и машины почище, и дома как-то поосанистей. Приятно!

Еще одним важным видом экспрессивных конструкций, часто употребляющихся в интернет-блоге www. odnovremenno.com, являются усеченные конструкции. Усеченные (незавершенные, недоговоренные, прерванные) конструкции - это высказывания, которые обладают невербализованной семантикой, и у которых отсутствует интонация законченности. Как отмечает И.В. Артюшков, они могут быть названы окказиональными образованиями, что нельзя сказать о конструкциях полных и неполных, которые квалифицируются как узуальные конструкции. В усеченных конструкциях типичным показателем является многоточие [2].

В интернет-блоге Е.В. Гришковца www.odnovre-menno.com усеченные конструкции играют роль наиболее разговорных и интонационно выделенных синтаксических структур, которые определяют разговорную речь: «Чувствую обязанность, чуть ли не долг что-то написать, а желания нет... Странно» (запись от 09.04.2015). «А мои им ответы, что у меня все в порядке их не убеждают... Привыкли к дневнику» (запись от 09.04.2015). Зачастую данные структуры представляют собой односоставные предложения, не имеющие смыслового продолжения в последующем тексте. Определяются усеченные конструкции тем, что они в каждом конкретном случае оформляются интонацией, которая характеризует лишь этот случай, не смотря на место и причину обрыва предложения. Этот стилистический прием собственно по причине своей разговорности более других говорит о продуманности, нарочитости и мотивированности использования его в интернет-блоге.

Схожими по внешним параметрам с усеченными конструкциями являются сегментированные конструкции. Сегментация представляет собой процесс структурно оформленного «расчленения» высказывания на коммуникативно значимые элементы, который связан с изменением структурной основы предложения, подвергающегося процессу сегментации. Сравнительный анализ сегментированных конструкций с определенными связанными частями позволяет отметить, что процесс сегментации способствует увеличению количества логически выделяемых элементов высказывания, иными словами, благодаря сегментации в высказывании могут создаваться два логико-семантических центра вместо одного. Таким образом с помощью сегментации может подчеркиваться тема, увеличиваться в целом информативность высказываний и усиливаться их действенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди основных средств сегментации - изменение падежа необходимого элемента на именительный, его местоименная замена, дополнительные средства пунктуации на месте разрыва высказываний - многоточия, точки, восклицательные знаки. Отметим, что сегментацию следует квалифицировать как выразительное средство письменной речи, а довольно близкие, казалось бы, факты разговорного синтаксиса интерпретируют как проявление его «устности». Ряд лингвистов связывает данное явление с процессом влияния разговорной речи на письменную [3].

В таких предложениях содержатся избыточные материальные элементы, представленные словами или группой слов, являющимися экспликативно выраженным средством уточнения значения одного из компонентов предшествующего предложения или всего предложения в целом. Избыточность в плане построения заключается в тенденции к уточнению того, о чем уже говорилось в предыдущем высказывании. Их конструктивные

особенности заключаются, прежде всего, в вынесении в обособленный сегмент неглагольного элемента (подлежащего, дополнения, обстоятельства), который репрезентируется при глаголе приглагольным местоимением и наличием паузы между двумя частями предложения с характерным переломом интонации.

Сегментированные конструкции толкуются шире, чем конструкции с именительным темы; выделенными сегментами могут оказаться - инфинитив: «Ехать не торопясь. Мне нравится приезжать не то чтобы впритык, но и не сильно загодя» (запись от 07.07.2015.); предикативная единица: «Нет информации - в этом причина многих ошибок» (запись от 19.05.2015); незавершенное предложение «А дома все хорошо... Хорошо кроме новостей в телевизоре. И, значит, не хорошо» (запись от 03.09.2014).

Итак, представление о сегментации как операции «расчленения» высказывания, деформирования его линейной организации в рамках «ведущей тенденции современного синтаксиса» входит в число общепризнанных синтаксических идей, что подтверждается введением его в справочники и вузовские учебники [1].

Еще одним распространенным приемом экспрессивного разговорного синтаксиса, использующегося в блоге Е. Гришковца, является эллипсис.

На синтаксическом уровне экспрессия, как правило, выражается за счет инверсии, т.е. видоизменения традиционного порядка слов в предложении, в результате употребления эллиптических (неполных) синтаксических конструкций, в которых опускаются те или иные компоненты структуры, а также благодаря топикализа-ции, т.е. обособлению элементов тематического характера. В одних и тех же высказываниях могут использоваться сочетания данных средств.

Различие функционального применения каждого из обозначенных выше экспрессивных языковых средств в разнообразии видов общественно-речевой практики осложняет их строгую типизацию по какому-либо единому признаку, и, как результат, каждое такое средство нуждается в отдельном исследовании.

Под эллипсисом понимается умышленное опущение какого-либо члена предложения в литературно-письменном типе речи. Следовательно, не всякое опущение членов предложения выступает в качестве стилистического приема, а только такое, которое появляется в литературно-письменном типе речи. Термин «эллипсис» не относится к неполным предложениям, которые характерны для устного типа речи, поскольку здесь ничего не опускается. Термин «неполные предложения», хотя и неадекватно выражающий суть явления, все же более точно характеризует структурный тип предложения, свойственный устной речи, чем термин «эллипсис».

Из античной риторики эллипсис известен как фигура, производящая эффект так называемой интеллектуальной неожиданности. Этот эффект обусловлен контрастом синтаксиса и семантики, который возникает из структурной неполноты конструкции, ее открытости к домысливанию. Структурная неполнота проявляется, прежде всего, в выпадении строевых (семантически пустых) элементов конструкции. Процесс сокращения предложения может затронуть и полнозначные лексические элементы. С точки зрения психолингвистики, эллипсис рассматривается как косвенное выражение эмоций.

Особые ритмические рисунки таких высказываний, их определенные интонационные структуры придают текстам вид литературного целого, созданного автором в творческих целях: «Все препятствовало - а я так рвался! Почти два месяца не был дома. Проехал бессчетное количество городов и тысячи километров. Я вчера просто рвался домой!» (запись от 31.05.2015). «А если не могу не высказаться, то, возможно, это проявление слабости. Потому что, как известно, молчание - золото» (запись от 30.12.2014). «Короче! Всем,

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

105

philological sciences

кому хочется во второй половине июня получить особого ощущения от ночей и какого-то путешествия, рекомендую поехать в Мурманск» (запись от 08.07.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные примеры, характеризуют функцию эллипсиса в записях Е. Гришковца, которая обуславливается интимизацией повествования и которая выступает в то же время как стилизация, т.е. образование эффекта непринужденной устно-разговорной повествовательной речи, наполненной субъективно-модальной тональностью.

Таким образом, экспрессивные конструкции в ин-тернет-блоге Е.В. Гришковца www.odnovremenno.com выполняют множество прагматических функций. Они делают его записи более интересными, насыщенными множеством значимых деталей, несущих в себе поток информации, в который вливаются наблюдения автора и его размышления над сегодняшней действительностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова Н.Г. Новое в синтаксисе современного русского языка. М. 1990. - с. 148.

2. Артюшков И.В. Норма и явление переходности в синтаксисе (на материале неполных и прерванных предложений) // Явления переходности в грамматическом строе современного русского языка. М. 1988. - С. 58-73.

3. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш.шк., 2003. - С. 184.

Статья поступила в редакцию 20.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.