УДК 811.11
КАЗЯБА Виктория Викторовна, преподаватель кафедры германской филологии, аспирант кафедры языкознания Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НИКНЕЙМОВ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ICQ-КОММУНИКАЦИИ (на материале никнеймов девочек-подростков)
Статья посвящена анализу семантических, деривационных и графических характеристик никнеймов ICQ (на материале сетевых имен девочек-подростков). Ник рассматривается как результат самономинации, специфический лингвистический феномен, где отражаются возрастные, психологические и гендерные особенности личности.
Никнейм, ICQ-коммуникация, самономинация, подростковый возраст
В связи с неуклонным и бурным развитием инновационных ГГ-технологий, неотъемлемой частью жизни уже давно стала всемирная сеть Интернет. Веб-пространство оказало неоспоримое влияние на коммуникативную сферу. Эта молодая область человеческой деятельности вызывает у исследователей множество вопро-сов1. Появление новых форм взаимодействия между людьми, дистанцированными друг от друга, внесло свои коррективы и в традиционные области языка.
Интернет лингвистически неоднозначен, это сложнейший конгломерат из разного рода стилей и жанров, типичных как для официального, так и неофициального дискурса. Обилие конфигураций общения предполагает наличие необходимых для его реализации специальных средств. В роли таких виртуальных гаджетов все чаще выступают многообразные системы мгновенного обмена сообщениями. Их прото-
© Казяба В.В., 2011
типом стал мессенджер ICQ, созданный в 1996 году. Его главная черта - комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействие коммуниканта с несколькими партнерами одновременно. Обычно пользователь является участником сразу нескольких бесед, вследствие этого очевидна необходимость неких имен-идентификаторов. Язык выступает тут как «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и вебличности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности»2. Роль такого персонального воплощения в виртуальном мире выполняет в первую очередь никнейм, а также вся сопутствующая ему информация (реальное имя, пол, возраст, место проживания, интересы и др.) - аккаунт. Данный тандем служит для создания целостного образа пользователя в Интернете.
Сетевое имя - один из способов номинации лица. Это, в свою очередь, тот же псевдоним, прозвище или импровизация собственного имени, но в отличие от них, ник выбирается самим пользователем, и может быть в любой момент изменен, даже во время коммуникации. Как верно отмечает знаменитый исследователь веб-языка Дэвид Кристал, «выбор ника - ритуальное действие, которого требует то общество, к которому человек намеревается присоединиться <. > это дело чрезвычайной сложности и сенситивности»3. Процесс создания ника обнаруживает неограниченные возможности механизмов самономина-ции. Именование субъектом самого себя представляется специфическим лингвистическим феноменом, т.к. в данном случае человек обозначает себя самостоятельно, и тут он волен решать -выбрать ли свое реальное имя, уже существующее прозвище, кличку, присвоенную ему другими, либо изобрести нечто новое, основанное на его собственных представлениях о себе, окружающем мире, целях общения в Сети.
В предлагаемой статье исследование концентрируется вокруг ников личностей подросткового возраста, под которым в большинстве случаев понимают стадию онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 12-13 до 16-17 лет). К этому времени окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и образа «Я», крайне нестабильного на данном этапе4. В связи с этим возникает интерес к вербальной саморепрезентации себя подростками, тем более что именно в пубертатном периоде происходит первое полноценное знакомство с возможностями виртуальной коммуникации. Обращение к женскому полу обусловлено тем, что у девочек многие проявления отрочества имеют свои весьма любопытные особенности. Анализ их влияния на создание ника способствует выявлению гендерных особенностей веб-номинации и формированию целостной картины подростковой саморепрезентации (никней-мы мальчиков данной возрастной категории рассматривались в другой работе автора5).
Прежде всего, необходимо обратиться к одной из важных характеристик сетевых имен - семантической мотивированности. В анализируемом массиве, насчитывающем 400 никнеймов и прикрепленных аккаунтов, самый многочисленный слой (85%) образуют абсолютно ясные для понимания ники, то есть такие, семантическое значение которых очевидно и легко вскрываемо: Lisa (Lisa Hilbig), Sonne (Irma Keckell). Малую часть статистики (10%) составляют никнеймы с затемненной семантической мотивированностью, требующие дешифровки. Например, пользовательница domiNique в качестве ника использует согласные своего имени - dmq, что при первоначальном восприятии выглядит как бессмысленный набор букв. Всего 5% веб-антропонимов семантически немотивированны, т.е. лишены всякого смысла: 1h11(* (Nadiene Stolz), ~ (Nadine Rupprecht). Помимо определения степени мотивированности необходимо обратиться непосредственно к самой семантике сетевых имен.
Около 65% девочек подростков предпочитают использовать в качестве никнейма автоним - свое реальное имя (или, по крайней мере, то, что они выдают за таковые), например: Dora (Dora Abenthum), Simone (Simone Kalkbrenner). Несмотря на то, что более половины пользовательниц охотно указывают в информации о себе не только имя, но и фамилию, последнюю в качестве ника или его части практически не используют. При совпадении сетевого имени с реальным наблюдается тенденция - написание имени собственного производится со строчной буквы, а никнейма -с заглавной: Lissa :) (lissa), Nele c(: (nele meyer), что может указывать на доминирующую роль веб-образа над реальной идентичности человека.
По результатам приватного Интернет-опроса пользовательниц с никами-автонимами, была выявлена масса оснований для самономинации такого рода: нежелание придумывать что-то другое, отказ от анонимности, стремление обратить внимание на реальную суть, удовлетворенность или откровенная симпатия к своему имени.
Остальные 35% девочек предпочитают существовать в Интернете под псевдонимом -вымышленным или измененным собственном имени: ¡ • п Suzzy (Dania Brandes), *ъ—JaNe—ъ * (Sarah). Ведущим мотивом использования подобных ников является потребность в демонстрации своей сексуальности, что вполне ожидаемо в период полового созревания, поэтому обнаруживаются сетевые имена: *sexy babe*, nutelladeluxeladyAA, sex bOOmb.
Помимо псевдонимов как таковых, другие онимы, при широком понимании также именуемые псевдонимами, применяются достаточно редко. Наиболее частотны кулинаронимы, обслуживающие область номинации человеческой деятельности по приготовлению пищи. Причем эта тенденция отнюдь не связана с традиционной обязанностью женского пола готовить, а скорее со стремлением подчеркнуть свою притягательность, ведь все исследуемые именования обозначают сладкие продукты: ~*+HoneY+*~, Krumelkuchen, Sugar.
Часто намеренно создаются пайзонимы -шуточные псевдонимы, имеющий целью произвести комический эффект. Так, пользователь Leonie модифицировала свое имя с помощью графических средств в ник *Leo (nie)*, а девушка с именем Maja назвалась Biene по аналогии с мультипликационной пчелой Майей.
В никах отражаются увлечения, интересы, пристрастия девушек, отраженные в их аккаунтах. Например, любительница музыки именует себя в Интернете JMusik J. Девушка, интересующаяся модой в качестве ника использует название модного издательства Cosmo-girl.
Важно отметить, что 40% девочек данной возрастной категории пытаются «обыграть» свое сетевое имя всеми возможными способами, которые позволяют выгодно акцентировать их оригинальность и индивидуальность одновременно. Изобретатели сетевых имен не скупятся на графические средства. Крайне популярны символы, цифры, необычные шрифты, буквы других алфавитов, имитирующие начертание имени, что автоматически делает никнейм визуально необычным и притягательным. Этим набором средств активно пользуются, как об-
ладательницы ников-автонимов: L!nd@ (Linda G.), ~»fft<¿Lfe «~ (Nadine Rupprecht), так и скрывающиеся под псевдонимами: °<-c\-\!C@->°, *t@m!*. Наиболее частотны парные символы, служащие своеобразным обрамлением: *+*GOLDIPERLE*+*, фJenny ф. Часто дополнительным элементом никнейма становятся эмотиконы-смайлы, передающие эмоции пользователя. Практически все отображают радостное состояние, в основном улыбку: Diie Vanii :), Laura :].
С деривационной точки зрения, анализируемые единицы многообразны. Самой продуктивной является антропонимическая модель с помощью суффикса -i, который, как считает И.Н. Заверюха, позволяет перевести любое имя в разговорный регистр6: Franzi, Luffi, Dori. Данное явление доказывает одно из общих свойств языка Интернета - наличие в нем признаков непосредственного устного общения7. Также распространены диминутивные суффиксы -chen, -lein, сопровождающиеся чаще всего эмоционально-экспрессивной окраской ласка-тельности: *naddelchen*, Julchen, Lauralein. Такая репрезентация имени собственного выдает инфантильность его автора, характерную для пубертата, с другой стороны - трепетное отношение к своей персоне, самолюбование.
Популярность имеет механизм словообразовательного калькирования, т.е. образования никнейма посредством перевода имени или фамилии на другой язык, либо его переиначива-ния на манер другого языка, почти во всех случаях - английского: Selly (Selina), mary (maren stahlhut).
Подводя итог, можно заключить, что оригинальность в подростковом возрасте у девочек 13-17 лет находит отображение в создаваемых ими никах, на которые они проецируют свою формирующуюся Я-концепцию. Такие пользовательницы предпочитают в качестве никнейма автонимы, а семантический состав применяемых реже псевдонимов гетерогенен. Структурный характер сетевых имен подростков отражает значительное воздействие со стороны разговорной речи и английского языка.
Примечания
1 Щипицина Л.Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Помор. ун-та. Сер. : Гуманит. и соц. науки. 2009. J№ 3. С. 68.
2 Трофимова Г.Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. С. 9.
3 CrystalD. Language and the Internet. Cambridge, 2004. P. 159.
4 Штильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопр. психологии. 2000. N° 2. С. 70.
5 Казяба В.В. Особенности никнеймов ICQ немецкоязычных мальчиков-подростков 13-17 лет // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты: сб. науч. ст. Вып. 4. 2010. С. 156-162.
6 Заверюха И.Н. Имена собственные в немецкой разговорной речи. М., 1999. С 7.
7 Щипицина Л.Ю. Проблема дифференциации жанров компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. № 1. С. 120.
Kazyaba Victoria
STRUCTURAL-SEMANTIC FEATURES OF NICKNAMES IN GERMAN-SPEAKING ICQ-COMMUNICATION (on the Material of Nicknames of Girls-teenagers)
The article is devoted to the analysis of semantic, derivational and graphic characteristics of ICQ-nicknames (on the material of network names of the girls-teenagers). The network name is considered as a result of self-nomination, a specific linguistic phenomenon, where age-specific, psychological and gender features of the person are reflected.
Контактная информация: e-mail: kazaba@yandex.ru
Рецензент - ПетровА.В., доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова