Научная статья на тему 'Структурно-семантические и валентностные особенности безличных предложений'

Структурно-семантические и валентностные особенности безличных предложений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
750
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантические и валентностные особенности безличных предложений»

В.А. Лаврентьев

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ВАЛЕНТНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной лингвистической литературе отмечается, что «безличные предложения — центральная, наиболее употребительная и самая пестрая по структуре и семантике разновидность односоставных предложений» 1. В силу своей особой специфики безличные предложения трактуются учеными неодинаково. При значительном количестве исследований, посвященных различным аспектам безличных предложений, широте спектра рассматриваемых явлений, разнообразии используемых учеными приемов и методов, проблема определения сущности безличных предложений остается спорной, по-разному понимаемой и интерпретируемой как в работах сугубо научного характера, так и в учебной литературе. Несмотря на указанную дискуссионность проблемы безличного предложения, исследователи единодушны в следующем: во-первых, безличные предложения существуют; во-вторых, безличные предложения выражают независимое действие (процесс) или признак безотносительно к деятелю (производителю) или носителю признака; в-третьих, в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего в его традиционном понимании (форма имени в именительном падеже); в-чет-вертых, главный член безличных предложений выражается формой, не указывающей на отношение высказывания к 1-му, 2-му или 3-му лицу.

Существование в языке, наряду с личными предложениями, безличных обусловлено языковой потребностью изобразить действие или состояние в отрыве от деятеля или носителя состояния. Грамматическая структура безличного предложения небезразлична по отношению к его значению, семантике, поэтому в таких конструкциях, как Громом убило человека, трудно однозначно квалифицировать семантический субъект действия (громом); его можно представить и как орудие действия. Е.М. Галкина-Федорук писала: «В безличной конструкции с творительным объекта действия лицо устранено, но обозначено орудие, которым действует какой-то неизвестный деятель. Вместо «гром убил человека» говорят «громом убило человека» 2. Если проанализировать и другие «субъектные» безличные предложения (Меня тошнит, Ему холодно), мы увидим, что объектное оформление субъектного компонента не случайно: «субъект оказывается на положении предмета, признак которого — состояние или действие — обращен к нему или на него, «настигает» его извне, без его собственной активности, лишь с его соучастием — в той мере, в какой признак включает этот предмет в соответствующее отношение, отношение к себе» 3. Таким образом, в безличных предложениях «настоящая, высшая» причина события не познана и непознаваема» 4 и в этом смысле все безличные предложения бессубъектны. Эту же точку зрения высказывает П.А. Лекант: «Семантика бессубъектности грамматически оформляется в безличность» 5.

Итак, наличие особой грамматической структуры у безличных предложений в виде бесподлежащной конструкции с одним главным членом — сказуемым, в форме которого не выражено значение лица, не может не влиять на семантику предложения в целом, каково бы ни было его конкретное лексическое наполнение, поэтому присутствие так называемого субъекта в семантической структуре безличного предложения в любом случае не устраняет значения безличности, заложенного в грамматической структуре предложения.

Как справедливо отмечал А.М. Пешковский, в безличном предложении «бесподлежащность — не случайное явление, а составляет самую их сущность». По мнению ученого, это «предложения, в которых подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли» 6. Однако необходимо заметить, что наличие субъекта и семантико-грамматическое значение компонентов, распространяющих безличный предикат, может определять семантические и типологические особенности его функционирования в тексте. Так, глагольные безличные предложения с общим значением «состояние природы» типа Светает; Смеркается, определяемые в специальной литературе как абсолютно безличные, выражают максимально общее состояние природы, проявляющееся без ограничений. Функционируя в описании, такие предложения в той или иной мере семантически определяют все другие признаки в микротеме, например: Смеркалось. Улицы серели, а дома вспыхивали сначала бледными, потом яркими огнями окон (К. Семенов).

Глагольные субъектные безличные предложения в отличие от бессубъектных могут обозначать такой признак, который обычно проявляется более или менее ограниченно, поэтому, функционируя в описании, эти предложения не имеют такого влияния на семантику других предложений в микротеме, как бессубъектные безличные предложения, например: Зима в тот год была особо суровая. Завалило снегом леса, озера, толсто оковало льдом проруби, жгло морозным ветром да играло по утренним зорям двумя зеркальными, в радужных кольцах солнцами (И. Бунин). К тому же субъектные безличные предложения часто функционируют в повествовании и обозначают последовательные действия, например: Рогова и помещика подкинуло ветром и швырнуло об лед так сильно, что не сразу поднялись (В. Атаев); Его отбросило, подняло на взмыве огромнейшей волной и ударило снова (С. Сергеев-Ценский). В подобных бессубъектных безличных предложениях в роли предиката обычно выступают личные глаголы в безличном употреблении (швырять, поднимать, затягивать и т.д.). Значение таких предложений при некоторых оговорках близко значению двусоставных; эти предложения можно трансформировать в двусоставные: Его отбросила, подняла на взмыве волна. Следует подчеркнуть, что при функционировании субъектных безличных предложений основную роль в передаче значения последовательности действий играет совершенный вид глагола: Воздух похолодел, потянуло откуда-то сыростью.

В бессубъектных безличных предложениях обычно употребляются собственно безличные глаголы: светает, смеркается, морозит, дождит, хотя могут быть и личные в безличном употреблении: темнеет, светлеет, яснеет и др.

Определяя общее языковое значение безличных конструкций, многие исследователи (Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, П.А. Лекант, Н.Ю. Шведова и др.) сходятся в одном: безличные предложения в своей основной массе выражают состояние. Известно, что семантика предложения организуется прежде всего семантикой слов, входящих в его предикативный центр. В безличном предложении такая роль отводится предикату, так как именно он составляет предикативную основу предложения. Таким образом, значение состояния выражается прежде всего безличным предикатом и является его базовой семантической характеристикой.

Утверждение базовости данного значения у предиката аргументируется и фактом самодостаточности многих слов, способных составить предикативный центр безличного предложения и не нуждающихся в обязательном распространении. Например: Светает; Холодает; Морозно.

При всем разнообразии семантики глаголов, выступающих предикатами в безличном предложении, их можно разделить на две группы, в рамках которых объединяются различные лексико-семантические подгруппы глаголов в безличной форме.

К первой группе относятся глаголы в безличной форме, обозначающие состояние природы и окружающей среды. Эта группа объединяет несколько лексико-семантических подгрупп, среди которых выделяются глаголы, называющие: определенное время суток (светает, вечереет, темнеет, смеркается), атмосферно-метеорологические явления (дождит, моросит, вьюжит, пуржит), чувственное восприятие (пахнет, веет, тянет, несет), а также некоторые другие значения.

Вторая группа объединяет глаголы, обозначающие состояние человека. Сюда относятся подгруппы, выражающие: психическое, эмоциональное или интеллектуальное состояние человека (вспоминается, думается); физическое состояние человека (тошнит, знобит, ломит, ноет).

Особую группу составляют глаголы с модальным значением (подобает, следует, надлежит). Данная группа немногочисленна в русском языке.

Безличные предложения, главный член которых выражен глаголом, могут иметь следующие значения: состояние природы или окружающей среды; физическое состояние живого существа; психическое состояние человека; модальное значение.

Помимо глагола, главный член безличных предложений может быть выражен словами категории состояния (предикативами), в том числе формами сравнительной степени. В этом случае безличные предложения могут иметь следующие значения: состояние природы или окружающей среды; физическое состояние живого существа; психическое состояние человека; эмоциональное состояние человека; модальное значение; субъективно-объективная оценка окружающего.

Реже главный член безличных предложений выражается краткими страдательными причастиями в форме прошедшего времени среднего рода (безличной форме). При этом безличное предложение обозначает психическое состояние человека, деятельность человека или имеет модальное значение. И, наконец, главный член безличного предложения может быть представлен отрицательной конструкцией, а само предложение при этом будет иметь небытийное значение.

Главный член в безличном предложении может быть представлен синтетической или аналитической формой. Во втором случае в состав главного члена может входить инфинитив или вспомогательный связочный компонент. По мнению Н.Н. Арват, безличные предложения можно представить следующими структурными схемами:

1) глагольные Vss; Vss Inf; neg Vss Gen;

2) наречные Praed; Praed Inf;

3) причастные ParU; Neg Part-o Gen; Part-o Inf;

4) отрицательные конструкции Нет Gen; Neg Gen. 7

Категория безличности и ее функционирование на уровне простого предложения изучена достаточно подробно. Особенности же реализации категории безличности в сложном предложении до сих пор мало изучены и во многом спорны.

Различаясь по строению, простые и сложные предложения вместе с тем имеют черты сходства в динамическом аспекте. Их функция одинакова: и простые, и сложные предложения функционируют в речи в качестве цельных коммуникативных единиц, имеющих единое интонационное и словопорядковое оформление. На наш взгляд, большой интерес представляют не только безличные предложения сами по себе, но и их функционирование в составе сложного предложения, а также их сочетаемость с другими предикативными единицами.

Безличные предикативные единицы могут выступать частью как союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных), так и бессоюзных конструкций: В магазине было светло, и его потянуло на этот свет из темного переулка холодной и точно сальной мостовой (И. Бунин); А вот почему так получилось, Колька понять не мог... (Б. Васильев); Вечерело, вечернее бледное море лежало спокойно и плоско (К. Паустовский).

Рассмотрим валентность безличных предложений в составе сложноподчиненных предложений.

Безличные предикативные единицы, входя в структуру сложноподчиненных конструкций, могут употребляться в функции главной или придаточной части, а также в функции главной и придаточной части одновременно.

Сочетаемость безличных предикативных единиц с другими структурно-семантическими типами простого предложения в структуре сложноподчиненной конструкции зависит от следующих факторов:

1. Какой структурно-семантический тип простого предложения вступает в подчинительную связь с безличной предикативной единицей?

2. В какой части (главной или придаточной) находится безличная предикативная единица?

3. Какой морфологической формой выражена категория безличности?

4. Какую структуру имеет главный член безличного предложения?

5. Распространено безличное предложение или нет?

6. Какое значение имеет безличное предложение?

7. Какой тип придаточного употреблен при безличном главном или, наоборот, в функции какого типа придаточного употреблено безличное предложение?

Безличные предикативные единицы могут сочетаться на основе подчинительной связи с другими структурно-семантическими типами простого предложения. Возможны следующие комбинации: безличное + двусоставное; безличное + определенно-личное; безличное + неопределенно-личное; безличное + обобщенно-личное; безличное + инфинитивное; безличное + безличное; двусоставное + безличное; определенно-личное + безличное; обобщенно-личное + безличное; инфинитивное + безличное; номинативное + безличное. Не сочетаются только безличное главное и номинативное придаточное, что объясняется структурно-семантическими особенностями номинативных предикативных единиц.

Безличное предложение, входя в состав сложноподчиненной конструкции, может быть распространенным и нераспространенным. Среди распространенных безличных главных и придаточных предложений различаются безличные предложения с обязательными второстепенными членами и безличные предложения с необязательными второстепенными членами. Обязательные второстепенные члены являются необходимым элементом структуры безличного предложения, их наличие в составе данной предикативной единицы обусловлено структурно-семан-тическими особенностями главного члена. Обязательные второстепенные члены безличного главного и придаточного предложений связаны с главным членом при помощи сильного управления; зависимость обязательных второстепенных членов от главного может быть на уровне семантико-морфологическом или морфологическом.

Распространение безличного предложения обязательными второстепенными членами зависит от значения и формы главного члена. Обязательные второстепенные члены могут быть обусловлены структурой сложноподчиненного предложения, зависимость обязательных второстепенных членов от главного в этом случае осуществляется на морфолого-синтаксическом уровне.

Необязательные второстепенные члены не являются необходимым элементом структуры безличной предикативной единицы; они связаны с главным членом как при помощи слабого управления, так и при помощи примыкания.

Среди распространенных двусоставных и односоставных глагольных главных и придаточных предложений различаются предложения с обязательными второстепенными членами и предложения с необязательными второстепенными членами. К обязательным второстепенным членам относим прямое дополнение при переходном глаголе; к необязательным — косвенное дополнение и различные обстоятельства. Обязательные второстепенные члены обусловлены структурно-семантическими особенностями сказуемого двусоставного или главного члена односоставных предложений либо структурой сложноподчиненной конструкции. Обязательные второстепенные члены предложения связаны со сказуемым двусоставного или главным членом односоставного глагольного предложения при помощи сильного управления, необязательные второстепенные члены предложения связаны со сказуемым двусоставного или с главным членом односоставного глагольного предложения при помощи слабого управления или примыкания.

Главное номинативное предложение может быть распространено только согласованными или несогласованными определениями, которые носят факультативный характер.

В сложноподчиненном предложении безличное главное может сочетаться с безличным придаточным; такое сложноподчиненное предложение представляет структуру частей, одинаковую по синтаксической природе.

В разноструктурном сложноподчиненном предложении в функции главного и придаточного употребляются безличные предикативные единицы различной семантики, однако в функции главного преимущественное большинство составляют предложения, обозначающие состояние человека, а в функции придаточного — предложения с модальным значением.

В сложноподчиненной конструкции с безличными частями сочетаются безличные предикативные единицы одинаковой или разной семантики. В сложноподчиненных предложениях с безличными частями семантика безличных предикативных единиц вносит некоторое ограничение в их сочетаемость; главное безличное предложение не всегда сочетается с безличным придаточным цели, причины, условия.

Учитывая различный структурно-семантический план предикативных единиц, входящих в состав сложноподчиненных предложений, можно выделить абсолютно-безличные сложноподчиненные предложения (безличное + безличное; безличное + инфинитивное; инфинитивное + безличное) и безлично-личные или лично-безличные в зависимости от того, какая семантика (личная или безличная) доминирует в данном сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение с безличной предикативной частью представляет собой лингвистическое явление, заключающее в себе обширную сферу языковой деятельности. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с процессом нахождения границ указанных конструкций. Заслуживающим внимания представляется вопрос о функционировании категории

безличности в сфере союзных сочинительных конструкций, а также конструкций контаминированной структуры. Открытым остается вопрос о функционально-семантическом поле сложных предложений с безличной предикативной частью (частями). Таким образом, можно определить ряд направлений для дальнейшего исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

2 Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке. М., 1958.

3 Павлов В.М. Субъект в безличном предложении // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Л., 1992.

4 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

5 Лекант П.А. Основные аспекты предложения // Русская речь. 1975. № 1.

6 Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

7 См.: Арват Н.Н. Семантическая структура безличных предложений в современном русском литературном языке. М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.