Научная статья на тему 'Структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка'

Структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА / ELECTRON ACCOUNT OF THE HEALTHY CHILD / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРОФИЛАКТИКА / PROPHYLAXIS / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF EARLY AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фунтиков Виктор Анатольевич, Борцов Андрей Сергеевич

В статье представлена структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка. Представлен алгоритм получения доступа к электронному кабинету здорового ребенка, а также основные разделы по наиболее актуальным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фунтиков Виктор Анатольевич, Борцов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL MODEL ELECTRON ACCOUNT OF THE HEALTHY CHILD

The structural and organizational model of electron account of the healthy child is presented in the article. The access algorithm to electron account of the healthy child and the main sections in the most actual directions are presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка»

№ 5 - 2015 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.02.00 Профилактическая медицина)

УДК 614.2+681.3

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

А. С. Фунтиков1. В. А. Борцов12

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) 2ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27»

(г. Новосибирск)

В статье представлена структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка. Представлен алгоритм получения доступа к электронному кабинету здорового ребенка, а также основные разделы по наиболее актуальным направлениям.

Ключевые слова: электронный кабинет здорового ребенка, Интернет, профилактика, дети раннего возраста.

Борцов Виктор Анатольевич — доктор медицинских наук, доцент, начальник организационно-методического отдела ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27», профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 200-03-31, e-mail: va_bortsov@mail.ru

Фунтиков Андрей Сергеевич — старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-25-14, e-mail: fas-zdrav@mail.ru

Введение. В рамках программы модернизации здравоохранения достигнуты значительные результаты в укреплении материально-технической базы медицинских организаций, в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой амбулаторных медицинских организаций, в том числе и рабочих мест врачей-педиатров участковых [1, 3].

Учитывая, что модернизация здравоохранения позволила компьютеризировать большинство рабочих мест врачей-педиатров участковых, появляется возможность формирования профилактических программ для детей раннего возраста с современными методами передачи информации их родителям [2].

Цель: описание структурно-организационной модели электронного кабинета здорового

ребенка для реализации профилактических мероприятий с детьми раннего возраста на амбулаторном уровне.

Материалы и методы. Метод организационного моделирования позволяет сформировать электронный кабинет здорового ребенка, как информационный ресурс для профилактической работы врачей-педиатров участковых.

Результаты исследования. Профилактическая работа на амбулаторном уровне с детьми раннего возраста состоит из трёх компонентов: родители детей раннего возраста, электронный кабинет здорового ребенка, врачи-педиатры участковые и включает в себя соответственно три звена: формирующее, связующее и идеологическое (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь звеньев профилактической работы на амбулаторном уровне на основе

информационных технологий

Основными задачами электронного кабинета здорового ребенка являются:

• пропаганда здорового образа жизни в семье;

• обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика, гигиенический уход и т. д.);

• санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей;

• профилактика заболеваний и отклонений в развитии ребенка.

Структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка представлена в виде трех блоков, включающих в себя 7 разделов. Информационный блок включает разделы «События» и «Новости», медицинский блок — разделы «Библиотека», «Консультации» и «Вопросы врачу» и социальный блок — разделы «Активные пользователи» и «Полезно знать» (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-организационная модель электронного кабинета здорового ребенка Разделы сформированы по наиболее актуальным направлениям.

Раздел «События»: Интернет-трансляции научных педиатрических конференций; ссылки на телепередачи о здоровье детей; рекомендации по организации детского активного отдыха; общественные конкурсы для родителей; информация о развлекательных семейных мероприятиях.

Раздел «Новости»: оперативные информационные сообщения из области отечественной и зарубежной педиатрии.

Раздел «Библиотека»: справочные пособия, научно-популярная литература, тематические брошюры, видеоматериалы, в которых отражены: календарь прививок, правила прикорма, рекомендации по питанию и уходу за ребенком, рекомендации по гардеробу ребенка в разное время года, информация о нормах физического и психического развития детей, подготовка ребенка к детскому саду и особенности поведения детей.

Раздел «Консультации»: консультации врачей — специалистов по наиболее актуальным вопросам для родителей детей раннего возраста.

Раздел «Вопросы врачу» служит для определения наиболее важных вопросов, интересующих родителей детей раннего возраста.

Раздел «Активных пользователей» включает опросы, анкетирование; предложения по оптимизации сайта, отзывы о работе поликлиники.

Раздел «Полезно знать»: ссылки на сайты федеральных и территориальных органов исполнительной власти; перечень телефонов горячих линий, ссылки на документы, регламентирующие медицинское и социальное страхования, данные о ближайших детских садах, ссылки на семинары для родителей по вопросам охраны здоровья детей, информация об изменениях медицинского и социального законодательства.

Наибольший объем работы в электронном кабинете здорового ребенка выполняет отделение медицинской профилактики и педиатрическое отделение. Их участие

относится к разделам — «События», «Новости», «Библиотека», «Консультации». Организационно-методический отдел участвует в заполнении раздела «События», а юридический отдел — раздела «Полезно знать». В работе второго потока — от родителей к электронному кабинету здорового ребенка — наибольшую активность выполняет отдел статистики, который анализирует и систематизирует информацию из разделов «Активные пользователи» и «Вопросы врачу». Результаты анализа предоставляют в педиатрическое отделение, которое группирует вопросы по врачам-специалистам, и в дальнейшем врачи консультативного и хирургического отделений отвечают на вопросы родителей в разделе «Консультации».

Реализация проекта создания электронного кабинета здорового ребенка в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь на амбулаторном уровне детскому населению, осуществляется на трех уровнях:

• I уровень — индивидуальный, в пределах педиатрического участка;

• II уровень — групповой, на территории обслуживания медицинской организации;

• III уровень — региональный, при реализации профилактических программ региональным центром медицинской профилактики (рис. 3).

Рис. 3. Уровни реализации профилактических программ системы электронного кабинета

здорового ребенка

Алгоритм предоставления возможности получить доступ к электронному кабинету здорового ребенка родителям выглядит следующим образом. Наиболее оптимальным вариантом является размещение электронного кабинета здорового ребенка на официальном сайте медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь на амбулаторном уровне детскому населению.

Выводы. Таким образом, создание электронного кабинета здорового ребенка на сайте поликлиники позволяет родителям детей раннего возраста получать достоверную информацию профилактической направленности, специально фрагментированную по основным разделам. Внедрение электронного кабинета здорового ребенка позволяет повысить доступность и эффективность профилактической работы врачей-педиатров участковых.

Список литературы

1. Особенности внедрения современных информационных технологий в многопрофильном ЛПУ сельского здравоохранения / А. А. Кайгородов [и др.] // Бюл. Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко.

— 2010. — № 1. — С. 85-87.

2. Гончарова О. В. Образовательные программы по уходу за ребенком в кабинетах здорового ребенка детских лечебно-профилактических учреждений / О. В. Гончарова // Мед. совет. — 2013. — № 1. — С. 41.

3. Эффективность внедрения информационных технологий в управлении педиатрической службой в условиях непрерывного повышения качества медицинской помощи / А. В. Шулаев [и др.] // Вопр. соврем. педиатрии. — 2008. — № 3. — С. 29.

STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL MODEL ELECTRON ACCOUNT OF THE

HEALTHY CHILD

V. A. Bortsov12. A. S. Funtikov1

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk) 2MBHE NR «Advisory-diagnostic clinic N 27» (Novosibirsk)

The structural and organizational model of electron account of the healthy child is presented in the article. The access algorithm to electron account of the healthy child and the main sections in the most actual directions are presented.

Keywords: electron account of the healthy child, Internet, prophylaxis, children of early age.

About authors:

Bortsov Victor Anatolyevich — doctor of medical science, assistant professor, head of organizational and methodical department at MBHE NR «Advisory-diagnostic clinic N 27», professor of public health and public health services chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 200-03-31, e-mail: va_bortsov@mail.ru

Funtikov Andrey Sergeevich — senior teacher of public health and health services department at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of ministry of Health», office phone: 8(383) 226-25-14, e-mail: fas-zdrav@mail.ru

List of the Literature:

1. Features of introduction of modern information technologies in versatile TPE of rural health care / A. A. Kaygorodov [et al.] // Bulletin of the National research institute of public health n. a. N. A. Semashko. — 2010. — N 1. — P. 85-87.

2. Goncharova O. V. Educational programs for care of the child in offices of the healthy child of child care treatment-and-prophylactic facilities / O. V. Goncharova // Medical council. — 2013. — N 1. — P. 41.

3. Efficiency of introduction of information technologies in management of pediatric service in the conditions of continuous improvement of quality of medical care / A. V. Shulayev [et al.] // Issues of modern pediatrics. — 2008. — N 3. — P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.