Научная статья на тему 'Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов'

Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
невротические расстройства / расстройства личности / расстройства поведения / депрессии / выраженность тревожности / тяжесть депрессии / neurotic disorders / personality disorders / behavior disorders / depression / anxiety / severity of depression

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демчева Надежда Константиновна, Бухановская Ольга Александровна, Заика Владимир Григорьевич

В оригинальном исследовании с целью определения структурно-клинических характеристик пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов обследованы 286 студентов медицинского и 91 студент технического вузов. Получены новые данные о структуре и психопатологических характеристиках психических расстройств пограничного уровня у студентов различных профилей обучения, выявлены определённые различия количественного и качественного характера, преобладание у студентов медицинского учебного заведения более тяжёлых форм невротических и депрессивных расстройств. Авторы связывают выявленные различия с особенностями обучения и большими психоэмоциональными нагрузками у учащихся медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демчева Надежда Константиновна, Бухановская Ольга Александровна, Заика Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and clinical characteristics of neurotic, stress-related, affective and personality disorders in students of Medical and Technical Universities

In pursuit of the objective of identifying the structural-clinical characteristics of neurotic, stress-related, affective and personality disorders in medical and engineering students, this original study examined 286 students of a Medical University and 91 students of a Technical one. We have obtained new data on the structure and the psychopathological characteristics of the mental disorders of this level in students with different majors. We have identified certain differences of quantitative and qualitative nature, with the predominance of greater severity of neurotic and depressive disorders in medical students. The authors link these differences to the academic peculiarities and greater psycho-emotional burden faced by the medical students.

Текст научной работы на тему «Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов»

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019

УДК: 616.89(616-07)

DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11953

Для корреспонденции

Демчева Надежда Константиновна - доктор медицинских наук, руководитель лаборатории аналитической эпидемиологии отдела эпидемиологических и организационных проблем психиатрии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: +7 (495) 637-17-24 E-mail: dnk1504@yandex.ru

Н.К. Демчева1, О.А. Бухановская2, В.Г. Заика2

Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов

Результаты оригинального исследования

1 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

2 ФГБОУ «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

В оригинальном исследовании с целью определения структурно-клинических характеристик пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов обследованы 286 студентов медицинского и 91 студент технического вузов. Получены новые данные о структуре и психопатологических характеристиках психических расстройств пограничного уровня у студентов различных профилей обучения, выявлены определённые различия количественного и качественного характера, преобладание у студентов медицинского учебного заведения более тяжёлых форм невротических и депрессивных расстройств. Авторы связывают выявленные различия с особенностями обучения и большими психоэмоциональными нагрузками у учащихся медицинского университета. Ключевые слова: невротические расстройства; расстройства личности; расстройства поведения; депрессии;

выраженность тревожности; тяжесть депрессии Для цитирования: Демчева Н.К., Бухановская О.А., Заика В.Г. Структурно-клиническая характеристика пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического университетов // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 36-44. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11953

NK Demcheva1, OA Bukhanovskaya2, VG Zaika2

Structural and clinical characteristics of neurotic, stress-related, affective and personality disorders in students of Medical and Technical Universities

Original article

1 V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

2 Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia

In pursuit of the objective of identifying the structural-clinical characteristics of neurotic, stress-related, affective and personality disorders in medical and engineering students, this original study examined 286 students of a Medical University and 91 students of a Technical one. We have obtained new data on the structure and the psychopathological characteristics of the mental disorders of this level in students with different majors. We have identified certain differences of quantitative and qualitative nature, with the predominance of greater severity of neurotic and depressive disorders in medical students. The authors link these differences to the academic peculiarities and greater psycho-emotional burden faced by the medical students.

Key words: neurotic disorders; personality disorders; behavior disorders; depression; anxiety; severity of depression For citation: Demcheva NK, Bukhanovskaya OA, Zayka VG. [Structural and clinical characteristics of neurotic, stress-related, affective and personality disorders in students of Medical and Technical Universities]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2019;(6):36-44. Russian. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11953

Одна из наиболее актуальных проблем психиатрии - психические расстройства молодёжи. Острота проблемы обусловливается данными эпидемиологических исследований, согласно которым показатель распространённости психических расстройств у лиц 18-19 лет в Российской Федерации превышает тот же показатель у лиц среднего возраста более чем в 2 раза и имеет тенденцию к увеличению [1-4]. Актуальность исследования также определяется уязвимостью молодёжи в отношении формирования психических расстройств вследствие недостаточно сформированной и неустойчивой системы личностных убеждений, жизненных ценностей и установок, отсутствия жизненного опыта [5-8]. С этих позиций особенно уязвимы студенты [5, 7], которые ежедневно подвергаются стрессу [5, 7]. Причём студент сталкивается не только со стрессом, связанным с учебным процессом, но и со стрессом, вызванным взаимоотношениями между сокурсниками, преподавателями, а нередко и вынужденной сменой места жительства [9, 10]. При этом сведения о распространённости пограничных психических расстройств у студентов среди отечественных и зарубежных учёных неоднозначны. По некоторым данным, они составляют 5,8%, по другим - достигают 61,35% [10, 11].

Актуальность исследования повышает недостаточная изученность психических расстройств у учащейся молодёжи, особенно в сравнительном аспекте у учащихся различных профилей, отсутствие специальных углублённых исследований зависимости формирования психических расстройств у студентов от психоэмоциональных нагрузок. В результате до настоящего времени остаются не до конца разработанными меры профилактики формирования психических расстройств у студентов вузов.

Цель исследования - определение структурно-клинических характеристик пограничных психических расстройств у студентов медицинского и технического вузов.

Материал и методы

Организация научной работы - одномоментное сплошное исследование. Исследование выполнено на базе ФГБОУ «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России в 20172018 гг. В исследование включено 286 студентов медицинского и 91 студент технического вузов с пограничными психическими расстройствами.

Основные инструменты исследования: карта эпидемиологических исследований, разработанная в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, адаптированная к задачам настоящей работы, включающая в себя раздел общих сведений, социальных, клинических

данных, результатов психометрических обследований; оригинальный опросник для выявления психопатологических симптомов и синдромов в популяционных исследованиях.

Для определения выраженности тревожных состояний (уровня ситуативной тревожности) использовали шкалу, разработанную Ч.Д. Спилбергером и адаптированную Ю.Л. Ханиным. Выраженность тревожности определяли низкой при 20-30 баллах, умеренной - при 31-44 баллах, высокой -при 45 баллах и выше.

Для определения тяжести депрессивных состояний использовали шкалу М. Гамильтона. Использование данных шкал обосновывается широким применением этих методов как в зарубежной, так и в отечественной практике, показавшей их высокую эффективность и надёжность, а также возможностью проведения с их помощью несложного и оперативного исследования наиболее часто встречающихся признаков психических расстройств пограничного уровня. Выраженность депрессии определяли лёгкой при 8-13 баллах, средней -при 14-18 баллах, тяжёлой - при 19-22 баллах.

Методы статистического анализа. Для описательного анализа и частотной характеристики переменных применяли количество абсолютных и относительных значений выраженности признака в выборке. Для сравнения двух переменных использовали хи-квадрат Пирсона (х2) [12].

Этический аспект. Научная работа проведена с соблюдением принципов этических стандартов, гарантирующих уважение ко всем субъектам исследования и защиту их здоровья и прав.

Результаты и обсуждение

В результате исследования у студентов медицинского и технического университетов в соответствии с критериями МКБ-10 были выявлены невротические, личностные и депрессивные расстройства. Наиболее часто у студентов медицинского вуза встречались невротические расстройства (147 наблюдений, 51,4%), а у студентов технического вуза - нарушения личности и поведения (42 наблюдения, 46,2%). Депрессиям существенно чаще были подвержены студенты медицинского вуза (82 наблюдения, 28,7%), чем студенты технического вуза (11 наблюдений, 12,1%) Ос2=10,203; df=1\ р=0,0014).

Выявленное долевое соотношение пограничных психических расстройств соответствует их частоте встречаемости в общей популяции по официальным статистическим данным Российской Федерации, согласно которым распространённость невротических расстройств выше, нежели распространённость личностных и депрессивных расстройств непсихотического уровня, а распространённость личностных расстройств выше, чем распространённость депрессий [1, 3].

В структуре невротических расстройств у студентов медицинского вуза наиболее часто наблюдались расстройства, соответствующие диагнозу «неврастения» согласно рубрике F48.0 МКБ-10 (49 наблюдений, 33,3%). Расстройства адаптации в виде реакций на стресс ^43.2) были выявлены у 41 человека (27,9%), ипохондрические расстройства ^45.2) - у 24 студентов (16,3%), смешанные тревожные и депрессивные расстройства ^41.2) -у 15 студентов (10,2%), панические расстройства ^41.0) - у 9 студентов (6,1%). Наиболее редко отмечались генерализованное тревожное расстройство ^41.1) и специфические фобии ^40.2). Первые составили 5 случаев (3,4%), а вторые - 4 случая (2,7%).

Так же, как это наблюдалось у студентов медицинского вуза, в структуре невротических расстройств у учащихся технического вуза наибольшие доли составили студенты с неврастенией (18 наблюдений, 47,46%) и расстройством адаптации как реакции на стресс ^43.2) (11 наблюдений, 28,9%). Смешанные тревожные и депрессивные расстройства ^41.2) были отмечены у 4 студентов (10,5%), панические расстройства - у 2 студентов (5,3%). В отличие от студентов медицинского университета, у студентов технического вуза в группе невротических расстройств не было выявлено случаев ипохондрических, генерализованных тревожных и фобических расстройств. В то же время в 3 случаях (7,9%) были выявлены обсессивно-компульсивные расстройства с преимущественными навязчивыми мыслями и размышлениями.

Результаты психометрического исследования выраженности ситуативной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина показали следующие результаты (табл. 1).

Таким образом, у студентов медицинского вуза наибольшая выраженность ситуативной тревоги отмечалась при расстройствах адаптации как реакции на стресс (46,3%), при паническом (66,7%) и генерализованном (40,0%) тревожных расстройствах, что соответствовало клинической картине данных расстройств.

Тревожность зачастую сопровождалась снижением настроения, однако при невротических расстройствах в целом сниженное настроение было выражено в меньшей степени, чем тревога. Так, при неврастении в 18,4% случаев депрессии выявлено не было, чаще всего определялась лёгкая депрессия (55,1%) и в 26,5% наблюдений - депрессия среднего уровня.

При расстройствах адаптации как реакции на стресс выраженность депрессии во многих случаях совпадала с выраженностью тревоги, хотя в целом она чаще определялась как низкая (36,6%) и реже - как тяжёлая (22,0%). В 41,5% наблюдений она оценивалась как средняя, что соответствовало клинической картине рассматриваемых расстройств. При ипохондрических расстройствах

депрессия отсутствовала в 20,8% случаев. В 37,5% наблюдений она оценивалась как лёгкая и в 41,7% - как тяжёлая.

Выраженность депрессии по шкале Гамильтона у студентов медицинского университета представлена в табл. 2. В случаях смешанных тревожных и депрессивных расстройств выраженность депрессии полностью совпадала с выраженностью тревожности, что соответствует диагностическим требованиям: в 13,3% она отмечалась как лёгкая, в 60,0% - как средняя, в 26,7% - как тяжёлая. При паническом и генерализованном тревожных расстройствах высокая тревожность зачастую сопровождалась депрессией средней выраженности (55,6 и 60,0% соответственно), а умеренная тревожность - лёгкой депрессией (44,1 и 40,0% соответственно). В случаях специфических фобий в 25,0% случаев депрессия отсутствовала, в 50,0% - определялась как лёгкая и в 25,0% - как умеренная

Таким образом, тяжёлые формы депрессии были выявлены лишь при нарушениях адаптации как реакции на стресс (22,0%) и при смешанном тревожном и депрессивном расстройствах (26,7%).

Анализ результатов психометрических исследований показал, что у студентов технического вуза невротические расстройства в целом сопровождались тревогой в меньшей степени выраженности и депрессией в большей степени выраженности, что объясняется различием в представленности в структуре различных форм исследуемых расстройств и их долевом соотношении у студентов рассматриваемых профилей обучения (табл. 3).

В группе студентов технического вуза депрессии отсутствовали лишь при неврастениях (33,3%). В большинстве наблюдений в этих случаях депрессия оценивалась как низкая или умеренная (табл. 4).

Неврастения, наиболее часто встречающаяся в проведённом исследовании форма невротических расстройств, дословно обозначается как «нервная слабость». Помимо выраженного чувства усталости, у студентов с неврастенией отмечалось довольно стойкое и неприятное чувство снижения интеллектуальной продуктивности, которое могло появляться не только вследствие психоэмоционального перенапряжения, но и после незначительных умственных усилий. Чувство усталости сопровождалось неприятными ощущениями в теле, мышечными, головными болями, головокружениями, нарушениями сна, повышенной раздражительностью, тревожными состояниями.

Неврастении чаще отмечались у студентов первого курса. Данное расстройство обычно развивалось постепенно. К концу первого семестра или к концу учебного года учащиеся начинали замечать быструю утомляемость, рассеянность, невозможность сосредоточиться на изучаемом предмете. По мере нарастания усталости появлялись неуверенность в себе, тревога, сниженное настроение.

Таблица 1. Выраженность тревожности по шкале Спилбергера-Ханина у студентов медицинского университета

Форма невротических расстройств Тревожность отсутствует Выраженность тревожности

низкая умеренная высокая

абс. % абс. % абс. % абс. %

F48.0 («=49) 5 10,2 19 38,8 23 46,9 2 4,1

F43.2 («=41) 0 0,0 4 9,8 18 43,9 19 46,3

F45.2 («=24) 2 8,3 7 29,2 11 45,8 4 16,7

F41.2 («=15) 0 0 2 13,3 9 60,0 4 26,7

F41.0 («=9) 0 0 0 0 3 33,3 6 66,7

F41.1 («=5) 0 0 0 0 3 60,0 2 40,0

F40.2 («=4) 0 0 2 50,0 2 50,0 0 0

Всего («=147) 7 4,8 34 23,1 69 46,9 37 25,2

Таблица 2. Выраженность депрессии по шкале Гамильтона у студентов медицинского университета

Форма невротических расстройств Депрессия отсутствует Выраженность депрессии

лёгкая средняя тяжёлая

абс. % абс. % абс. % абс. %

F48.0 («=49) 9 18,4 27 55,1 13 26,5 0 0,0

F43.2 («=41) 0 0 15 36,6 17 41,5 9 22,0

F45.2 («=24) 5 20,8 9 37,5 10 41,7 0 0

F41.2 («=15) 0 0 2 13,3 9 60,0 4 26,7

F41.0 («=9) 0 0 4 44,4 5 55,6 0 0

F41.1 («=5) 0 0 2 40,0 3 60,0 0 0

F40.2 («=4) 1 25,0 2 50,0 1 25,0 0 0

Всего («=147) 15 10,2 61 41,5 58 39,5 13 8,8

Таблица 3. Выраженность тревожности по шкале Спилбергера-Ханина у студентов технического университета

Форма невротических расстройств Тревожность отсутствует Выраженность тревожности

низкая умеренная высокая

абс. % абс. % абс. % абс. %

F48.0 («=18) 1 5,6 5 27,8 10 55,6 2 11,1

F43.2 («=11) 0 0 2 18,2 6 54,5 3 27,3

F41.2 («=4) 0 0 0 0 3 75,0 1 25,0

F41.0 («=2) 0 0 0 0 1 50,0 1 50,0

F42.0(«=3) 0 0 1 33,3 2 66,7 0 0

Всего («=38) 1 2,6 8 21,1 22 57,9 7 18,4

Таблица 4. Выраженность депрессии по шкале Гамильтона у студентов технического университета

Форма невротических расстройств Депрессия отсутствует Выраженность депрессии

лёгкая умеренная тяжёлая

абс. % абс. % абс. % абс. %

F48.0 («=18) 6 33,3 9 50,0 3 16,7 0 0,0

F43.2 («=11) 0 0 2 18,2 5 45,5 4 36,4

F41.2 («=4) 0 0 0 0 3 75,0 1 25,0

F41.0 («=2) 0 0 1 50,0 1 50,0 0 0

F42.0 («=3) 0 0 2 66,7 1 33,3 0 0

Всего («=38) 6 15,8 14 36,8 13 34,2 5 13,2

Выявленные у студентов расстройства адаптации возникали в тесной связи со стрессовым событием, которое зачастую было связано с процессом обучения (экзамены, неуспешная сессия и др.), и проявлялись в виде депрессивного настроения, тревоги, беспокойства с невозможностью приспособиться к сложившейся ситуации и некоторым снижением обычной для студента продуктивности. Тревожные и депрессивные проявления являлись первичными по отношению к другим симптомам, которые носили характер нерезко выраженных вегетативных нарушений. Указанные расстройства возникали у изначально астеничных студентов.

Ипохондрические расстройства, встречавшиеся только в группе студентов медицинского вуза, проявлялись постоянной озабоченностью наличием тяжёлого прогрессирующего заболевания физической природы, настойчивыми требованиями медицинского обследования. Физиологические ощущения или функции интерпретировались студентами как патологические, неприятные для студента ощущения и уверенность в наличии тяжёлого заболевания не исчезали после получения отрицательных результатов обследования. Кроме того, в случаях подобных расстройств студенты негативно относились к попыткам объяснить имеющиеся у них состояния физиологическими или психологическими причинами. Неприятные ощущения и уверенность в заболевании были сконцентрированы на одном органе или системе органов.

Паническое расстройство, или эпизодическая пароксизмальная тревожность, на клиническом уровне было выявлено у студентов старших курсов и проявлялось непредсказуемыми атаками паники в различных ситуациях. Атаки возникали 3-4 раза в месяц, сопровождались страхами утраты самоконтроля, сумасшествия, обильными проявлениями вегетативных дисфункций. Во всех случаях панические атаки начинались с тревоги, которая в клинической картине всегда занимала доминирующее место.

Генерализованное тревожное расстройство характеризовалось стойким проявлением тревоги, возникавшей поначалу в результате переживаний за здоровье и жизнь близких родственников и в дальнейшем при ситуациях, на которые ранее студенты реагировали как на нейтральные. У студентов отмечались суетливость, неусидчивость, невозможность расслабиться. Генерализованное тревожное расстройство сопровождалось нарушениями учебной и социальной адаптации, оно никогда не исчезало без посторонней помощи. Все студенты обращались к неврологу и психотерапевту и проходили курс соответствующего лечения.

Фобические расстройства в виде специфических (изолированных) фобий выражались страхом потерять память на экзамене накануне сессии. Первичным выражением тревоги являлись вегетативные

дисфункции. Во время поездки в транспорте или другом общественном месте при воспоминаниях о предстоящей сессии появлялись учащённое сердцебиение, неприятные ощущения в различных частях тела, головокружения. Студенты говорили, что их как будто обдавало жаром или прошибал пот. Указанные проявления сменялись тревогой, они вдруг ясно ощущали, что всё забудут на экзаменах или резко поглупеют, в результате чего не смогут сдать сессию. Чтобы избежать пережитых волнений, они избегали тех мест, в которых впервые испытали страх, однако подобные состояния повторялись стереотипно перед каждым экзаменом и в других ситуациях.

Обсессивные расстройства, наблюдавшиеся только у студентов технического вуза, с преимущественно навязчивыми мыслями и размышлениями проявлялись в виде стереотипно повторяющихся (навязчивых) идей, носивших для студентов тягостный характер, сопровождались повышенной тревожностью, страхами. Подобные идеи возникали на фоне академических проблем (невозможность решить сложную задачу, понять тот или иной физический процесс) и не оставляли учащихся на протяжении всего дня в течение 2-3 недель, воспринимались как собственные. Студенты осознавали их нелепость и невыполнимость, однако не могли избавиться от них. С целью избавления от подобных состояний студенты прибегали к ритуальным действиям, которые, хотя и несколько снижали тревогу, в целом не облегчали состояния.

Расстройства личности и поведения в группе студентов медицинского вуза чаще всего проявлялись в форме истерического расстройства (Р60.4) (27 наблюдений, 47,4%) и эмоционально неустойчивого расстройства (Р60.31, пограничный подтип) (22 наблюдения, 38,6%). В единичных случаях было выявлено тревожное, уклоняющееся или избегающее расстройство личности (Р60.6) (5 наблюдений, 8,8%) и расстройство личности зависимого типа (Р60.7) (3 наблюдения, 5,3%).

Структура расстройств личности и поведения у студентов технического вуза отличалась от таковой у студентов медицинского университета. Случаев истерического расстройства выявлено не было. Более чем в половине наблюдений (26 наблюдений, 61,9%) отмечалось эмоционально неустойчивое расстройство личности. В 9 случаях (21,4%) было выявлено шизоидное расстройство (Р60.1), в 5 случаях (11,9%) - тревожное, уклоняющееся или избегающее расстройство личности и в 2 случаях (4,8%) - расстройство личности зависимого типа.

Истерическое расстройство личности было выявлено лишь у студентов женского пола, обучающихся в медицинском университете. Зависимость частоты встречаемости от курса обучения прослежена не была. Такие студентки были склонны к драматизации событий, театральным и преувели-

ченным выражениям эмоций при неглубоких внутренних переживаниях. Они пытались выделиться своей внешностью, следили за модой (у них имелись татуировки, довольно экстравагантные прически), внешностью и поведением пытались привлечь к себе внимание. Наряду с этим они никогда не проявляли сочувствия к подругам, были довольно эгоистичны. При неблагоприятных ситуациях (получение не той оценки, которую они хотели, дефицит времени при подготовке к экзаменам, невозможность приобрести того, чего они хотели) они плакали навзрыд, заламывали руки, демонстративно запирались в ванных комнатах, намекали на то, что могут покончить жизнь самоубийством. В случаях декомпенсаций к подобному поведению присоединялись тревожные состояния, фобии, проявления астенического характера, которые, однако, носили транзиторный, приходящий характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов медицинского вуза со сформированными личностными расстройствами по эмоционально неустойчивому типу был характерен пограничный подтип рассматриваемого расстройства. Они были вспыльчивы, раздражительны, эгоистичны и в тоже время не уверены в своих целях и внутренних предпочтениях, испытывали затруднения в характеристике собственной личности. У таких студентов отмечалась склонность к установлению интенсивных, но нестабильных отношений с окружающими, они не могли оставаться в одиночестве. Им также было присуще частое ощущение собственной пустоты. При психоэмоциональных нагрузках у учащихся отмечались периоды заострения имеющихся у них черт характера. При декомпенсациях, которые могли быть вызваны как переутомлением, так и неприятными, но объективно незначительными событиями (грубое слово в их адрес, замечания преподавателей или сокурсников), к выраженному заострению имеющихся у них черт присоединялись астенические/ психастенические состояния, элементы невротических расстройств в виде неопределённой тревоги и страхов, иногда сопровождавшихся проявлениями вегетативной дисфункции.

У студентов технического вуза эмоционально неустойчивое расстройство личности в 19 наблюдениях можно было охарактеризовать как импульсивный тип. У таких студентов на первый план выступала выраженная эмоциональная неустойчивость, склонность к импульсивным действиям без учёта последствий. Они, как правило, стремились занять лидирующее положение в группе, опираясь на собственный эгоизм, равнодушное и в то же время жесткое отношение к сокурсникам. В 23 случаях эмоционально неустойчивое расстройство личности характеризовалось как пограничный тип и по клиническим проявлениям было похоже на такое же расстройство, наблюдавшееся у студентов медицинского вуза.

В случаях тревожных, уклоняющихся расстройств студентов постоянно одолевали тяжёлые предчувствия. Они испытывали напряжённость, ощущение собственной никчёмности, непривлекательности, плохо переносили критику в свой адрес, избегали компаний, в которых к ним могли относиться пренебрежительно, с насмешками. Такие студенты могли иметь одного-двух друзей, никогда не участвовали в общественных мероприятиях, не посещали спортивных секций. В условиях повышенной психоэмоциональной нагрузки у них отмечались декомпенсации имеющихся расстройств в виде заострения имеющихся черт личности, сопровождавшиеся сниженным настроением, тревогой, астеническими состояниями.

При зависимом расстройстве личности постоянно наблюдалась зависимость от мнения и действий сокурсников. Такие студенты стремились переложить на других важные решения в своей жизни, подчиняли свои потребности потребностям друзей, боялись предъявить даже крайне необходимые в тот или иной момент времени требования, в одиночестве чувствовали себя беспомощными, испытывали страх, что могут не справиться с элементарными задачами. Иными словами, они полностью зависели от референтной группы. Находясь в такой группе, они курили, если курили все, употребляли спиртное и/или наркотики, даже если им этого не хотелось, не приносило удовольствия или даже было крайне неприятно.

При шизоидном расстройстве личности, которое было выявлено только у студентов технического вуза, студенты учились отлично и хорошо, были полностью погружены в занятия, общались с окружающими только по необходимости, не имели друзей, не посещали никакие мероприятия, не интересовались событиями в институте. Они равнодушно относились к переживаниям, бедам или радостям других, а также к похвалам преподавателей. В ходе разговора с такими студентами отмечалась неестественность жестов и мимики с элементами вычурности и манерности. Общались они неохотно, отвечали на вопросы односложно (да или нет), за исключением тех случаев, когда речь заходила о технических предметах, к которым они проявляли повышенный интерес. Вместе с тем нарушений мышления, галлюцинаторных или бредовых расстройств у этих студентов выявлено не было.

В группе учащихся медицинского вуза депрессивные расстройства отмечались чаще, чем личностные, и составили 82 наблюдения. Во всех случаях проявления депрессий соответствовали диагностическим критериям рубрики «Депрессивный эпизод» по МКБ-10. При этом наиболее часто депрессивные эпизоды оценивались как умеренные (38 наблюдений, 46,3%), несколько реже - как лёгкие (29 наблюдений, 35,4%) и наиболее редко - как тяжёлые без психотической симптоматики (15 наблюдений, 18,3%).

В группе учащихся технического вуза депрессивные эпизоды также чаще оценивались как умеренные (7 наблюдений, 63,6%), реже - как лёгкие (4 наблюдения, 36,4%). В отличие от студентов медицинского университета, у студентов технического вуза тяжёлых депрессивных эпизодов отмечено не было.

Подобные состояния отличались от невротических расстройств в виде депрессивных или тревожно-депрессивных реакций на стресс как нарушений адаптации чётко очерченной клинической картиной депрессии с необходимым набором диагностических критериев, слабо выраженными проявлениями тревоги, большей длительностью и постепенным нивелированием симптомов даже в случаях разрешения проблем или устранения пси-хотравмирующей ситуации.

В случаях лёгких депрессивных эпизодов клиническая картина определялась сниженным настроением, утратой удовольствия от приносящих ранее радость занятий, сопровождавшихся ощущением упадка сил, нарушениями сна. Лёгкие депрессивные расстройства никогда не возникали как следствие тяжёлых психотравмирующих ситуаций. В этих случаях иногда было сложно установить причинно-следственные связи между сформировавшимся депрессивным расстройством и фактором, приведшим к его формированию. Обычно это были разочарования в профессии, понимание трудности предстоящей работы, осознание того, что выбранная ими специальность им не по силам.

Депрессивные эпизоды средней тяжести характеризовались большей представленностью симптомов, относящихся к группе депрессивных. Помимо подавленного настроения с утратой интересов к повседневной деятельности, приносившей ранее удовольствие, вторичной астении и расстройств сна, у студентов отмечалось ощущения собственной никчёмности. Они были склонны обвинять себя во всех неприятностях их жизни. У них снижалась физическая активность.

В случаях, когда констатировался тяжёлый депрессивный эпизод, наблюдавшийся только у студентов медицинского вуза, продолжительно существующее подавленное настроение, утрата интереса к любым занятиям, астенические проявления, нарушения сна, бессознательное чувство вины дополнялись идеаторной и моторной заторможенностью, периодически возникающими мыслями о смерти или самоубийстве. В 2 случаях наблюдались попытки покончить с собой.

Тяжёлые депрессивные эпизоды во всех случаях возникали в результате тяжёлых психотравми-рующих ситуаций (смерть близких или знакомых, развод и т.п.) на фоне повышенных психоэмоциональных нагрузок и, как следствие, переутомления. Все студенты с тяжёлыми депрессиями обращались за медицинской помощью к неврологам или психотерапевтам, получали медикаментозное ле-

чение. В двух случаях в результате суицидальных попыток студенты были госпитализированы в психосоматическое отделение районной больницы.

Сведения о таких случаях получены из результатов обследования при беседе со студентами после пройденного курса терапии.

Заключение

В выполненном исследовании получены новые данные о структуре и психопатологических характеристиках психических расстройств пограничного уровня у студентов различных профилей обучения, выявлены определённые различия и сходства количественного и качественного характера. В группе студентов медицинского вуза большие доли составили невротические и депрессивные расстройства и меньшую долю - расстройства личности и поведения. У студентов технического вуза большую долю составили расстройства личности и поведения и меньшую - невротические и депрессивные расстройства.

Притом что в структуре невротических расстройств как у студентов медицинского, так и у студентов технического вуза преобладали неврастения и расстройства адаптации как реакции на стресс, у студентов медицинского вуза были выявлены ипохондрические фобии, генерализованное тревожное расстройство, специфические фобии, которые у студентов технического вуза отсутствовали. У студентов технического вуза были выявлены обсессивные расстройства, отсутствующие у студентов медицинского вуза. В структуре расстройств личности и поведения у студентов медицинского университета наибольшую долю составили истерические расстройства, а у студентов технического университета - эмоционально-неустойчивые расстройства. При этом у студентов технического вуза не было выявлено истерического расстройства, но наблюдалось шизоидное расстройство, которое отсутствовало у студентов медицинского вуза. Депрессивные расстройства у учащихся обоих заведений представляли собой депрессивные эпизоды без психотической симптоматики, при этом у студентов технического вуза отсутствовали случаи тяжёлых депрессивных эпизодов, которые были выявлены у студентов медицинского вуза.

В группе студентов, обучающихся в медицинском институте, формирование психических расстройств имело более тесную связь с процессом обучения, а у студентов, обучающихся в техническом вузе, - с личностными характеристиками.

Выявленные различия обусловливаются преобладанием в медицинском вузе лиц женского пола, а в техническом - лиц мужского пола, большей продолжительностью обучения в медицинском институте, высокими требованиями, предъявляемыми к студентам медицинского заведения. При этом

наиболее важной причиной выявленных различий, очевидно, является характер обучения. В медицинском институте обучение напрямую связано с ежедневным столкновением с больными людьми, их страданиями. Кроме того, в подобных учебных заведениях повышена нагрузка на память, требующая большего времени на подготовку к занятиям, зачетам, сессиям. В техническом вузе обучение основано на необходимости студента решать технические задачи, понимать физические процессы. При соответствующих склонностях и способностях студента обучение проходит без психоэмоциональ-

ных перенапряжений, однако выдвинутые авторами заключения требуют дальнейших исследований для подтверждения взаимосвязи формирования психических расстройств с тяжестью психоэмоциональных нагрузок.

Полученные новые сведения о структурно клинических особенностях психических расстройств у студентов вузов различного профиля могут быть использованы в повседневной практике врачей-психиатров и специалистов, участвующих в решении проблем организации оказания психиатрической помощи населению.

Сведения об авторах

Демчева Надежда Константиновна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории аналитической эпидемиологии отдела эпидемиологических и организационных проблем психиатрии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва)

Индексы: РИНЦ AuthorlD: 309935; ORCID: 0000-0003-3964-9360; Scopus ID: 6507720586 E-mail: dnk1504@yandex.ru

Бухановская Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и наркологии и медицинской психологии ФПК И ППС ФГБОУ «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России (Ростов-на-Дону) Индексы: ORCID: 0000-0002-0962-4755 E-mail: olgabux@yandex.ru

Заика Владимир Григорьевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии

и наркологии и медицинской психологии ФПК И ППС ФГБОУ «Ростовский государственный медицинский

университет» Минздрава России (Ростов-на-Дону)

Индексы: ORCID: 0000-0002-3357-7098; РИНЦ AuthorlD: 716020

E-mail: vgzaika74@gmail.ru

Информация о конфликте интересов и источнике финансирования

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов. Научная работа инициативная, не финансируемая.

Литература

1. Демчева Н.К. Распространенность психических расстройств в РФ в 1991-2012 гг. // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2014. № 5. С. 3-12.

2. Казаковцев Б.А., Демчева Н.К., Яздовская А.В., Сидорюк О.В. Первичная заболеваемость психическими расстройствами и обеспеченность психиатрических служб специалистами в регионах России // Психическое здоровье. 2016. Т. 14, № 11 (126). С. 22-27.

3. Яздовская А.В., Демчева Н.К., Казаковцев Б.А. Динамика первичной заболеваемости психическими расстройствами непсихотического характера в РФ и федеральных округах в 1991-2017 гг. // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. № 3 (110). С. 16-26.

4. Хритинин Д.Ф., Есин А.В., Сумарокова М.А. и др. Особенности влияния клинических факторов на суицидальное поведение у студентов медицинского вуза // Вестник неврологии, психиатрии, нейрохирургии. 2017. № 10 (93). С. 10-19.

5. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010. 264 с.

6. Положий Б.С. Некоторые причины развития пограничных нервно-психических расстройств у студентов // Реабилитация психически больных. Томск, 1981. С. 115-118.

7. Запускалов С.В., Положий Б.С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. Т. 2. СПб., 1991. С. 20-25.

8. Демчева Н.К. Показатели качества жизни и социального функционирования как оценочные критерии психического состояния // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 2 (40). С. 112-113.

9. Чуркин А.А., Береснев А.В. Клинико-динамические особенности формирования пограничных психических расстройств у учащейся молодежи // Российский психиатрический журнал. 2003. № 5. С. 21-24.

10. Comton M.T., Carrera Y., Frank E. Stress and depressive symptoms dysphoria among US medical students: results from a large, nationally representative survey // Gig. Sanit. 2008. Vol. 4. P. 66-69.

11. Herzog D.D., Borus J.F. et al. Substance use, eating, behaviors and social impairment of medical students // J. Med. Educ. 1987. Vol. 62, № 8. P. 651-657.

12. Трущелёв С.А. Решение задач описательной статистики средствами пакета анализа Microsoft Excel // Российский психиатрический журнал. 2013. № 2. C. 38-42.

References

1. Demcheva NK. Rasprostranennost' psixicheskix rasstrojstv v RF v 1991-2012 gg [Prevalence of mental disorders in the Russian Federation in 1991-2012]. Vestnik nevrologii, psixiatrii i nejroxirurgii [Messengerof neurology, psychiatryand neurosurgery].2014;(5):3-12. Russian.

2. Kazakovcev BA, Demcheva NK, Yazdovskaya AV, Sidoryuk OV. Pervichnaya zabolevaemost' psixicheskimi rasstrojstvami i obespechennost' psixiatricheskix sluzhb specialistami v regionax [Primary incidence of mental disorders and provision of psychiatric services by specialists in the regions of Russia]. Psikhicheskoye zdorov'ye [Mental health]. 2016;14(11):22-7. Russian.

3. Yazdovskaya AV, Demcheva NK, Kazakovcev BA. Dinamika pervichnoj zabolevaemosti psixicheskimi rasstrojstvami nepsixoticheskogo xaraktera v RF i federal'ny'x okrugax v 1991-2017 gg. [Dynamics of primary incidence of mental disorders of non-psychotic nature in the Russian Federation and federal districts in 1991-2017]. Vestnik nevrologii, psixiatrii i nejroxirurgii [Messenger of neurology, psychiatry and neurosurgery]. 2019;(3):16-26. Russian.

4. Xritinin DF, Esin AV, Sumarokova MA, et al. Osobennosti vliyaniya klinicheskix faktorov na suicidal'noe povedenie u studentov medicinskogo vuza [Features of influence of clinical factors on suicide behavior at students of medical school]. Vestnik nevrologii, psixiatrii, nejroxirurgii [Messenger of neurology, psychiatry and neurosurgery]. 2017;(10):10-9. Russian.

5. Aleksandrovskij YuA. Predboleznenny'e sostoyaniya i pogranichny'e psixicheskie rasstrojstva [Pre-pain conditions and borderline mental disorders]. Moscow; 2010. 264 p. Russian.

6. Polozhij BS. Nekotorye prichiny razvitiya pogranichnyh nervno-psihicheskih rasstrojstv u studentov [Some reasons of development of boundary psychological frustration in students]. In: Reabilitaciya psihicheski bol'nyh [Rehabilitation of the mentally ill]. Tomsk; 1981. p. 115-8. Russian.

7. Zapuskalov SV, Polozhij BS. Novy'e podxody' k dinamicheskoj ocenke psixicheskogo zdorov'ya [New approaches to dynamic mental health assessment]. Obozrenie psixiatrii i medicinskoj psixologii im. V.M. Bextereva [V.M. Behterev Review of Psychiatry and Medical Psychology]. 1991;2:20-5. Russian.

8. Demcheva NK. Pokazateli kachestva zhizni i social'nogo funkcionirovaniya kak ocenochnye kriterii psihicheskogo sostoyaniya [Indicators of Quality of Life and Social Functioning as Assessment Criteria for Mental Health]. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii [Siberian Journal of Psychiatry and Drug Treatment]. 2006;(2):112-3. Russian.

9. Churkin AA, Beresnev AV. Kliniko-dinamicheskie osobennosti formirovaniya pogranichnyh psihicheskih rasstrojstv u uchashchejsya molodezhi [Clinical-dynamic features of formation of border mental disorders in young students]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2003;(5):21-4. Russian.

10. Comton MT, Carrera Y, Frank E. Stress and depressive symptoms dysphoria among US medical students: results from a large, nationally representative survey. Gig Sanit. 2008;4:66-9.

11. Herzog DD, Borus JF, et al. Substance use, eating, behaviors and social impairment of medical students. J Med Educ. 1987;62(8):651-7.

12. Trushchelev SA. [Descriptive statistics using the Data Analysis Toolpak in Microsoft Excel]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2013;(2):38-42. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.