Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума'

Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Николаевна, Чадкина Светлана Вячеславовна

Статья посвящена изучению структуры социальной компетентности студентов техникума. Авторами проанализированы корпус текстов социально-философского содержания, в которых отражены понятия «социальная структура», «социальная функция», а также психолого-педагогические исследования в области компетентностного подхода. На основании проведённого теоретического анализа и практического исследования в составе социальной компетентности выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивно-ценностный, коммуникативно-речевой, общекультурный (социокультурный), творческий. В соответствии со структурно-функциональным подходом у каждого компонента авторами определено содержание и выделены функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунова Елена Николаевна, Чадкина Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF COLLEGE STUDENTS’ SOCIAL COMPETENCE

The article describes the results of the study of college students’ social competence in the structural and functional context. The authors analyzed the body of texts of social and philosophical content, which reflect the concept of "social structure","social function", as well as psychological and pedagogical research in the field of competence approach. On the basis of the structural and functional method the authors determine the composition of college students’ social competence. On the basis of the theoretical analysis in this paper the author proposes the structure of college students’ social competence, which includes the following components: cognitive; emotional-volitional; reflexive-value; communicative; general cultural (sociocultural); creative. Each component is studied in accordance with its specific content and function.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума»

УДК 37.012

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-194-202

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Пискунова ЕН, Чадкина СВ.

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ 433511, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 294, РФ

Аннотация. Статья посвящена изучению структуры социальной компетентности студентов техникума. Авторами проанализированы корпус текстов социально-философского содержания, в которых отражены понятия «социальная структура», «социальная функция», а также психолого-педагогические исследования в области компетентностного подхода. На основании проведённого теоретического анализа и практического исследования в составе социальной компетентности выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивно-ценностный, коммуникативно-речевой, общекультурный (социокультурный), творческий. В соответствии со структурно-функциональным подходом у каждого компонента авторами определено содержание и выделены функции. Ключевые слова: социальная компетентность, структурно-функциональный анализ, социально ориентированное общение.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF COLLEGE STUDENTS' SOCIAL COMPETENCE

E. Piskunova, S. Chadkina

Dimitrovgrad engineering and technological Institute-branch

of the Federal state Autonomous educational institution of higher education

«Na-tional research nuclear University «MEPhI», Dimitrovgrad

294, Kuibyshev ul., Dimitrovgrad, 433511, Ulyanovsk region, Russian Federation

Abstract. The article describes the results of the study of college students' social competence in the structural and functional context. The authors analyzed the body of texts of social and philosophical content, which reflect the concept of "social structure","social function", as well as psychological and pedagogical research in the field of competence approach. On the basis of the structural and functional method the authors determine the composition of college students' social competence. On the basis of the theoretical analysis in this paper the author proposes the structure of college students' social competence, which includes the following components: cognitive; emotional-volitional; reflexive-value; communicative; general cultural (sociocultural); creative. Each component is studied in accordance with its specific content and function.

Key words: social competence; structural and functional analysis; socially oriented communication.

© CC BY Пискунова Е.Н., Чадкина С.В., 2018.

V19V

Современный образовательный процесс направлен на формирование компетентной творческой личности, обладающей различными приёмами и стратегиями социально ориентированного поведения, владеющей социально-коммуникативными навыками, способной принимать эффективные решения в быстро меняющихся условиях. Эти условия характеризуются огромным потоком информации, «трансформацией мировоззренческих ориентиров, ростом ценности человеческого капитала и формированием элиты нового типа - компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих инновационными технологиями деятельности» [3, с. 11]. Всё это определяет актуальность изучения социальной компетентности студентов техникума. Понимание структуры социальной компетентности позволит выбрать наиболее эффективные методы и формы обучения и воспитания, необходимые для формирования социально компетентной личности студента техникума.

Цель статьи - выявить компонентный состав социальной компетентности и определить функции каждого её компонента.

Социальная компетентность студентов техникума отличается от других видов компетентностей своей структурой и функциями. В своём исследовании мы опирались на позиции структурно-функционального подхода как одной из основных разновидностей системного анализа.

В философском словаре говорится о том, что структурно-функциональный анализ - это анализ целостного явления путём вычленения его струк-

турных элементов и установления функциональных взаимосвязей между ними [15, с. 378]. Структурно-функциональный анализ рассматривают как метод изучения социальной действительности, так как суть его заключается в том, чтобы социальную общность или социальный процесс рассмотреть в качестве целостной структуры, отдельные элементы которой проникают друг в друга и таким образом выполняют определённую роль как по отношению друг к другу, так и к системе в целом [15, с. 378].

Согласно взглядам структурных функционалистов, любая социальная система должна соответствовать основным структурно-функциональным императивам (т. е. требованиям структурной и функциональной необходимости), а именно: 1) приспособлению системы к окружающей среде (адаптация); 2) организации межличностного общения между его членами; 3) обеспечению контроля и профилактики конфликтов [5, с. 63]. Статус и социальная роль будут непосредственно влиять на поведение личности в такой системе. Играя роли, индивиды становятся участниками социального мира. Принимая их, они делают этот мир субъективно реальным для себя [2, с. 51]. В изучении структуры социальной компетентности (рассматриваемой нами как системное качество личности) мы полностью разделяем указанную точку зрения.

Безусловно, исследуемая компетентность формируется только в обществе, поэтому важными для нас являются научные положения Э. Дюркгейма, что социум представляет собой не просто сумму разрозненных отдельных элементов, а их единство, определяемое

Vi9sy

через сопоставление с другими значимыми общественными явлениями и фактами. При этом оценка поведения человека исходит из его социального положения [5, с. 57].

В своей работе мы также опираемся на положения теории Клода Ле-ви-Стросса, одного из основателей современного структурализма, применявшего в своих исследованиях метод, заключавшийся в анализе мыслительных структур человека в контексте его социальных отношений [5, с. 51].

В трудах известных философов-структуралистов (например, работы М.П. Фуко, Ж. де Лакана, Ж. Дерри-ды, Р. Барта) отводится особое место структурно-языковому анализу в среде существования той или иной социальной группы, т. е. через анализ языкового поведения ученые стремятся понять содержание мотивационной сферы (прежде всего бессознательной), а также сделать на основе этого определённый вывод, что побуждает их к конкретным поступкам и что определяет их социальное поведение [5, с. 58].

Говоря о функциях каждого компонента социальной компетентности студентов техникума, нужно отметить положение Р. Мертона о явных и латентных (скрытых) функциях. Явная функция - это следствие поступка, которое вызвано намеренно и признаётся окружающими таковым, латентная функция - это действие, которое индивид не намеревался произвести и о результате которого он и не догадывался, причём действие может быть как функциональным, так и дисфункциональным [5, с. 59].

Обратимся к существующим в социально-педагогических исследованиях

авторским определениям социальной компетентности с целью последующего представления собственного видения проблемы.

В трудах В.Н. Куницыной социальная компетентность понимается как «система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу "здесь, сейчас и наилучшим образом", извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств» [7, с. 480]. На основании многолетней работы В.Н. Куни-цына предлагает структуру социальной компетентности, включающую коммуникативную и вербальную компетентности, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (понимаемую как оперативная компетентность) [7, с. 485].

Подробный структурный анализ социальной компетентности проводит в своей монографии исследователь С.А. Хазова. Она указывает следующие составляющие социальной компетентности [16, с. 45]: 1) политическую и социально-экономическую компетентность - способность разбираться в общеполитических тенденциях мирового и государственного уровней; 2) социально-коммуникативную компетентность - развитые умения действовать вместе с коллективом, принимать общую стратегию поведения; 3) поликультурную компетентность - знание и понимание разнообразия культур

прежде всего той страны, в которой проживаешь, особенностей собственной национальной культуры, а также проявление толерантности и уважения ко всем межнациональным обычаям и традициям; 4) информационно-инструментальную компетентность, которая включает знания о современных информационно-коммуникативных устройствах и технологиях, а также умения работать с ними; 5) индивидуально-личностную компетентность как способность к самообразованию и саморазвитию.

По мнению С.А. Хазовой, социальная компетентность в качестве психолого-ориентиров анных структур -ных компонентов будет ещё включать определённые знания и умения, психологические характеристики мышления, а также опыт социального поведения, деятельности и общения, что соответствует содержанию таких компонентов, как когнитивный, интеллектуальный и деятельностно-поведенче-ский [16, с. 50].

С.В. Плюхина определяет социальную компетентность студента колледжа как совокупность индивидуальных личностных качеств и сформированных компетентностей, обеспечивающих в своём единстве успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в учебной и профессиональной деятельности; социальная компетентность представляет собой сложное образование, включающее обеспечивающий (индивидуальные личностные качества) и компетентностный уровни (компетентность социального взаимодействия, коммуникативная компетентность, информационная компетентность) [11, с. 15].

Е.В. Каменская отмечает, что социальная компетентность - это сложное, многофакторное, интегрированное личностное качество, обеспечивающее готовность к конструктивной социально-значимой деятельности, способность брать на себя ответственность за принятые решения и их результаты, гибко выстраивать своё поведение в соответствии с решением социальных задач и выполнением определённых социальных ролей. Таким образом, социальная компетентность - сложное образование, включающее в себя не только комплекс знаний, умений, но и способность применять их в самых различных, порою проблемных ситуациях [6, с. 102].

Прежде чем представить собственную структуру изучаемого явления, обратимся к нормативным документам, регламентирующим процесс обучения в среднем профессиональном звене. В соответствии с ФГОС среднего профессионального образования выпускник в результате освоения образовательной программы должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Остановимся на наиболее значимых для нашего исследования (на примере специальности 34.02.01 «Сестринское дело»). Медицинская сестра должна обладать общими компетенциями, включающими в себя следующие способности: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; организовывать собственную деятельность; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с кол-

V19у

легами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; заниматься самообразованием; бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия [14].

Изучение структуры социальной компетентности студентов техникума осуществлялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы. Для определения начальной стадии адаптации мы проводили анкетирование студентов (специальность «Сестринское дело», студенты 1-2 курсов техникума Димитровградского инженерно-технологического института) с использованием авторского опросника (включающего 21 вопрос) на выявление интересов и способностей. Затем мы применили ряд тестов и психолого-педагогических методик (по результатам которых составили социально-психологический паспорт на каждого студента и группы в целом): на определение степени конфликтности и типичного поведения при конфликте, краткий ориентировочный тест (КОТ, авторы В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик), предназначенный для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей, тренинг-беседу «Коммуникация как часть лечебного процесса», тренинг «Общение в профессии», тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния», тренинг на выявление эмоционально-психологической неопределённости и тренинг на половую зрелость, беседу-лекцию «Этика подросткового общения». В процессе опытно-экспериментальной работы был собран материал, позволя-

ющий раскрыть структуру социальной компетентности студентов техникума.

Для достижения цели исследования использовался комплекс методов: наблюдение, анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение практического опыта, психолого-педагогическое тестирование, беседы, анкетирование, психолого-педагогические консультации.

На основании соотнесения результатов теоретического анализа с результатами материалов, полученных экспериментальным путём, мы считаем, что социальная компетентность студента техникума должна включать следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) эмоционально-волевой; 3) рефлексивно-ценностный; 4) коммуникативно-речевой; 5) общекультурный (социокультурный); 6) творческий. В соответствии со структурно-функциональным подходом каждый из этих компонентов характеризуется определённым содержанием и выполняемой функцией. Рассмотрим их подробнее.

1) Когнитивный компонент - это прежде всего знания: знания, необходимые для будущей профессии; знание современных способов сбора и обработки информации; знание основ исследовательской деятельности и умение осуществлять её. Когнитивные процессы являются, согласно исследованиям Д. Келли, основной характеристикой деятельности человека. Д. Кел-ли отмечает, что стремления человека понять окружающий мир, исследовать его, контролировать собственные переживания для наилучшего взаимодействия с миром других людей, - всё это изначально заложено в человеке [1, с. 70]. Непосредственно интеллектуальные процессы влияют на поведение

человека, что особенно значимо для нас, когда мы говорим о формировании социальной компетентности студентов-подростков.

Согласно взглядам Д. Келли, восприятие собственного мира людьми осуществляется благодаря конструктам, или моделям. Под этим термином учёный понимает используемую человеком идею или мысль для осознания или интерпретации, а также предсказания социального опыта. У каждого есть собственная уникальная система жизненных социальных конструктов, позволяющая интерпретировать социальные события и прогнозировать поведение, в этом, по мнению Д. Кел-ли, и заключаются отличительные социальные характеристики личности [12, с. 88].

Таким образом, очевидно, что компетенция - это то, что связывает знание и действие [9, с. 36].

2) Эмоционально-волевой компонент в структуре социальной компетентности подразумевает умения осознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, подавлять проявление негативных эмоций, регулировать проявление эмоций в зависимости от ситуации общения, т. е., иначе говоря, владеть эмоциональной культурой [13, с. 156].

Немецкий психолог Ю. Мель рассматривает социальную компетентность как проявление эмоциональной устойчивости и эмоциональной адаптации к резко меняющимся условиям (особенно это касается ситуаций перелома общественного устройства), а также как цель психотерапии, подчёркивая, что обучение социальной компетентности должно представлять собой процесс, в ходе которого человек

усваивает различные методики, позволяющие адекватно корректировать представления о себе (Я-концепция), а также оценивать и анализировать социальные условия [8, с. 61].

3) В содержание рефлексивно-ценностного компонента мы включаем ценностные ориентиры, которыми руководствуется каждый человек не только в своей, но и в общественной жизни: духовно-нравственные, культурные, материальные, ценности личности и коллектива, общества, - а также их приоритетность и соотношение с миром, в котором живёт человек.

По мнению Л.А. Петровской, определяющее значение в коммуникативном процессе имеют ценности, которые играют роль ориентира в построении повседневных человеческих контактов, например ценности экзистенциально-духовные [10, с. 50]. Это очень важное положение, которое должно лежать в основе всего процесса воспитания студентов техникума.

Кроме того, одним их значимых показателей социальной компетентности является отношение человека с собственными ценностями, а именно то, как он сам ориентируется в них, что для него будет приоритетным. Как отмечает Л.А. Петровская, сложно ответить себе на вопросы о том, что человек больше всего хочет в жизни, какова его цель, к чему он стремится. Л.А. Петровская говорит о том, что, задавая такие вопросы и отвечая на них, человек обеспечивает позицию децен-трации в отношениях с партнёром, что формирует рефлексивную культуру, которая лежит в основе общения, построенного в форме диалога [10, с. 55].

4) Коммуникативно-речевой компонент. Способность человека об-

\mj

щаться при помощи речи является его неотъемлемой социальной характеристикой, поэтому формировать социальную компетентность в отрыве от формирования коммуникативно-речевых навыков невозможно. Влияние социума на характер речевой деятельности личности очевидно.

В содержание коммуникативно-речевого компонента мы включаем умения студентов эффективно использовать все языковые возможности, владение культурой речи (которая складывается из коммуникативного, нормативного и этического компонентов), владение аргументированной речью в целях убеждения и воздействия на собеседника, а также ораторскими способностями.

5) Общекультурный компонент. Формирование человека с активной гражданско-патриотической позицией, проявления уважения к окружающим, начиная с соблюдения семейных традиций (почтение к родителям, к старшим) и заканчивая соблюдением общечеловеческих; уважение различных религиозных и национальных культур; а также воспитание человека, обладающего не только правами, но и, самое главное, обязанностями, осознающего ответственность за собственные поступки, -всё это и является содержанием общекультурного компонента социальной компетентности студентов техникума.

6) Творческий компонент. Творчество в психологическом словаре

определяется как любая деятельность человека, практическая или теоретическая, в ходе которой возникают новые (прежде всего по отношению к субъекту деятельности) результаты (например, идеальные (знания, решения, способы действия) или материальные продукты) [4, с. 328]. Содержанием творческого компонента социальной компетентности студентов техникума является прежде всего формирование творческого мышления. Личность, обладающая творческим мышлением, творческими способностями, способна неординарно и в то же время эффективно решать различные задачи. Это особенно ценное качество для современного компетентного специалиста.

Таким образом, проведённые теоретический анализ, практическое исследование и соотнесение полученных результатов позволили нам выявить компонентный состав социальной компетентности студентов техникума и определить функции каждого её компонента. Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, их формирование должно проходить в образовательном процессе, в ходе которого учитываются все психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся, обеспечиваются условия, направленные на становление всесторонне развитой компетентностно-творче-ской личности студентов техникума.

Статья поступила в редакцию 19.06.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. М., 2002. 287 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

3. Блинов В.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании и обучении // Инновации в профессиональном и про-

ISSN 2072-8395

2018/№ 3

фессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург, 2015. Т. I. С. 11-16.

4. Большой психологический словарь / сост. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М.; СПб., 2008. 672 с.

5. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб., 2007. 224 с.

6. Каменская Е.В. Формирование социальной компетентности у курсантов военных вузов // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2A. С. 96-106.

7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001. 544 с.

8. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа-Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61-68.

9. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практич. пособие. М., 2015. 315 с.

10. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М., 2007. 387 с.

11. Плюхина С.В. Формирование социальной компетентности студентов многопрофильного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2016. 23 с.

12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. пособие. М., 2012. 480 с.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д., 2000. 672 с.

14. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело [Электронный ресурс]. URL: http:www. garant.ru (дата обращения: 20.03.2018).

15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. 560 с.

16. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. М., 2010. 91 с.

1. Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Zarubezhnaya sotsial'naya psikhologi-yaXXstoletiya: Teoreticheskiepodkhody [Foreign social psychology of the twentieth century: Theoretical approaches]. Moscow, 2002. 287 p.

2. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktatpo sotsiologii znaniya [The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge]. Moscow, 1995. 323 p.

3. Blinov V.I. [Professional standard of pedagogical activity in professional education and training]. In: Dorozhkin E.M., Fedorov V.A. Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 20 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 22-23 aprelya 2015 g. [Innovations in vocational and professional pedagogical education: materials of the 20 all-Russian scientific-practical conference, Ekaterinburg, April 22-23, 2015, vol. I]. Ekaterinburg, 2015, pp. 11-16.

4. Zinchenko V.P., Mescheriakov B.G. Bol'shoi psikhologicheskii slovar [Great psychological dictionary]. Moscow, St. Petersburg, 2008. 672 p.

5. Isaev B.A. Sotsiologiya. Kratkii kurs [Sociology. Short course]. St. Petersburg, 2007. 224 p.

6. Kamenskaya E.V. [Formation of social competence of military higher educational institutions cadets]. In: Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical journal], 2017, vol. 7, no. 2A, pp. 96-106.

7. Kunitsyna V.N., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]. St. Petersburg, 2001. 544 p.

8. Mel' Yu. [Social competence as psychotherapy goal: a problem of I-image in the situation of social fracture]. In: Voprosypsikhologii [Issues of psychology], 1995, no. 5, pp. 61-68.

9. Blinov V.I., Minenko V.G., Sergeev I.S. Metodikaprepodavaniya v vysshei shkole [Methods of teaching in higher education]. Moscow, 2015. 315 p.

REFERENCES

ISSN 2072-8395

2018/№ 3

10. Petrovskaya L.A. Obshchenie - kompetentnost' - trening [Communication - competence -training]. Moscow, 2007. 387 p.

11. Plyukhina S.V. Formirovaniesotsial'noi kompetentnosti studentov mnogoprofil'nogo kolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of social competence of college students: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Kemerovo, 2016. 23 p.

12. Samygin S.I., Stolyarenko L.D. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Moscow, 2012. 480 p.

13. Stolyarenko L.D. Osnovypsikhologii [Foundations of psychology]. Rostov-on-the Don, 2000. 672 p.

14. Federal'nyigosudarstvennyi standartsrednegoprofessional'nogo obrazovaniyapo spetsial'nosti 34.02.01 Sestrinskoe delo [Federal State Standard of Secondary Professional Education in the specialty 34.02.01 Nursing]. Available at: http:www.garant.ru. (accessed: 20.03.2018).

15. Frolov I.T. Filosofskii slovar [Philosophical dictionary]. Moscow, 1991. 560 p.

16. Khazova S.A. Kompetentnost' konkurentosposobnogo spetsialista po fizicheskoi kul'ture i sportu [The competitive competence of the specialist in physical culture and sport]. Moscow, 2010. 91 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пискунова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Димитровградского инженерно-технологического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; e-mail: piskunova-elena22@yandex.ru

Чадкина Светлана Вячеславовна - педагог-психолог, аспирант Димитровградского инженерно-технологического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; e-mail: svetylechik1@rambler.ru

Elena N. Piskunova - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute-branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI»; e-mail: piskunova-elena22@yandex.ru

Svetlana V. Chadkina - teacher-psychologist, post-graduate student, Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute-branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI»; e-mail: svetylechik1@rambler.ru

Пискунова Е.Н., Чадкина С.В. Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 194-202. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-3-194-202

Piskunova E., Chadkina S. Structural and functional analysis of the social competence of college students. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 3, pp. 194-202. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-194-202

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.