Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ / ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахов О. Н.

В статье рассматривается будущий военный специалист как субъект профессиональной ответственности. Выделение профессиональной ответственности в структуре профессионально-важных качеств военного специалиста обусловлено характером и задачам военно-профессиональной деятельности, непосредственно направленной на вооруженную защиту граждан, общества и государства. На основе анализа отношений, возникающих в процессе военно-профессиональной деятельности, определена необходимость дифференциации профессиональной ответственности военного специалиста, вследствие этого выделены формы профессиональной ответственности в соответствии с видами военно-профессиональной деятельности. Выявлены деятельностно-психологические характеристики профессиональной ответственности военного специалиста, которые выражают ее значимость для субъектов и соответствующих инстанций в структуре военно-профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что характер и особенности военно-профессиональной деятельности определяют требования к подготовке будущего военного специалиста как индивидуального субъекта профессиональной ответственности на основе интеграции прогностического и ситуационного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахов О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF A FUTURE MILITARY SPECIALIST IN THE CONTEXT OF MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY

The article examines a future military specialist as a subject of professional responsibility. The highlighting of professional responsibility in the structure of professionally important qualities of a military specialist is due to the nature and tasks of military professional activity that directly aims at the armed protection of citizens, society and the state. On the basis of the analysis of the relationships arising in the course of military professional activity, the necessity of differentiating the professional responsibility of a military specialist is determined, as a result of which the forms of professional responsibility are identified in accordance with the types of military professional activity. The author describes the activity-psychological characteristics of the professional responsibility of a military specialist, which express its significance for the subjects and relevant authorities in the structure of military professional activity. It is concluded that the nature and characteristics of military professional activity determine the requirements for the training of a future military specialist as an individual subject of professional responsibility based on the integration of prognostic and situational approaches.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 355.232.6:355.332.1.086-027.561(470)

О. Н. МОНАХОВ, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, кандидат педагогических наук, доцент (г. Ярославль)

O. N. MONAHOV, Professor of the Chair of Humanitarian andSocio-Economic Disciplines of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Candidate of Pedagogy, Associate Professor (Yaroslavl)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF A FUTURE MILITARY SPECIALIST IN THE CONTEXT OF MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация. В статье рассматривается будущий военный специалист как субъект профессиональной ответственности. Выделение профессиональной ответственности в структуре профессионально-важных качеств военного специалиста обусловлено характером и задачам военно-профессиональной деятельности, непосредственно направленной на вооруженную защиту граждан, общества и государства. На основе анализа отношений, возникающих в процессе военно-профессиональной деятельности, определена необходимость дифференциации профессиональной ответственности военного специалиста, вследствие этого выделены формы профессиональной ответственности в соответствии с видами военно-профессиональной деятельности. Выявлены деятельностно-психологические характеристики профессиональной ответственности военного специалиста, которые выражают ее значимость для субъектов и соответствующих инстанций в структуре военно-профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что характер и особенности военно-профессиональной деятельности определяют требования к подготовке будущего военного специалиста как индивидуального субъекта профессиональной ответственности на основе интеграции прогностического и ситуационного подходов.

Ключевые слова и словосочетания: военно-профессиональная деятельность, военный специалист, профессиональная ответственность, субъект, функция.

Annotation. The article examines a future military specialist as a subject of professional responsibility. The highlighting of professional responsibility in the structure of professionally important qualities of a military specialist is due to the nature and tasks of military professional activity that directly aims at the armed protection of citizens, society and the state. On the basis of the analysis of the relationships arising in the course of military professional activity, the necessity of differentiating the professional responsibility of a military specialist is determined, as a result of which the forms of professional responsibility are identified in accordance with the types of military professional activity. The author describes the activity-psychological characteristics of the professional responsibility of a military specialist, which express its significance for the subjects and relevant authorities in the structure of military professional activity. It is concluded that the nature and characteristics of military professional activity determine the requirements for the training of a future military specialist as an

individual subject of professional responsibility based on the integration of prognostic and situational approaches.

Keywords andphrases: military professional activity, military specialist, professional responsibility, subject, function.

Высокая динамичность, напряжённость и сложность процессов, протекающих в различных сферах жизни общества, актуализирует проблему формирования профессиональной ответственности личности и ее проявление в профессиональной деятельности.

Существенные изменения военно-политической обстановки в мире и неопределенности в ее эволюции определяют необходимость подготовки военного специалиста, способного к ответственному поведению в различных профессиональных и жизненных ситуациях, возникающих в условиях постоянно меняющихся социальной и военной практик. Ответственное выполнение военным специалистом профессиональных обязанностей в современных условиях связано с нормативно-правовым регулированием, системой материального стимулирования, а также профессионально-этическими нормами. Специфичность правил, устанавливающих профессиональную ответственность военного специалиста, обусловлена самой военно-профессиональной деятельностью. Воинская деятельность рассматривается С. И. Музяковым как социальное действие, осуществляемое военнослужащими и представляющее собой активное воздействие на природу, социальную систему и индивида. Ученый указывает на то, что данное воздействие может иметь созидательный или разрушительный характер [1, с. 43]. В наличии разрушительной силы проявляется отличие военно-профессиональной деятельности от других видов человеческой активности, что, в свою очередь, определяет наивысшую ответственность личности, обладающей такой силой.

Просоциальный характер военно-профессиональной деятельности определяет

ее высокую степень социальной регламентированности и нормативности, требование осознанного соблюдения установленных норм и правил. В условиях военно-профессиональной деятельности действует специфический нормативный комплекс, включающий военно-специальные и моральные нормы. Ученые в этой связи справедливо отмечают, что профессиональная деятельность офицера требует не только наличия способности эффективно выполнять должностные обязанности, но и внутреннего принятия соответствующего мировоззрения, системы норм и ценностей [2].

Профессиональная ответственность военного специалиста коррелируется с уровнем компетенции, позволяющей ему решать профессиональные задачи с позиций современной науки и опыта, избегая при этом неблагоприятных последствий своих профессиональных решений. Понимание профессиональной ответственности как компетенции предполагает определение содержания последней. По утверждению Г. А. Гущиной и В. П. Ма-сягина существуют различные вариации определения компетенции, среди которых привлекает внимание подход, раскрывающий компетенции как качества личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий [3, с. 91]. А в большинстве психологических и педагогических исследованиях профессиональная ответственность представлена как профессионально значимое качество или как интегральное понятие, включающее профессиональные и этико-мораль-ные качества личности, проявляемые в профессиональной деятельности [4].

В контексте рассматриваемой проблемы военный специалист выступает как профессиональный защитник Отечества,

являющийся производителем «специфической услуги, заключающейся в вооружённой защите государства» [5, с. 130]. В связи с этим профессиональная ответственность требует осознания военным специалистом предназначения избранной профессии; высокой степени эффективности реализации профессиональных знаний, профессиональных умений, навыков в военно-профессиональной деятельности и достижения высоких и стабильных результатов; профессиональной позиции военнослужащего. Профессиональная ответственность военного специалиста была определена нами как личностная характеристика специалиста, обусловленная совокупностью факторов, закономерностей и тенденций эволюции военного дела, проявляющаяся в понимании значения военно-профессиональной деятельности для общественных и государственных целей, отражающая знания и умения оптимально использовать предметы и средства этой деятельности, прогнозируя ее результаты и возможные последствия [4].

Выделение профессиональной ответственности в структуре профессионально-важных качеств военного специалиста обусловлено характером и задачами военно-профессиональной деятельности, непосредственно направленной на вооруженную защиту граждан, общества и государства. Очевидно, что деятельность военного специалиста включает большой круг достаточно разноплановых должностных обязанностей, предполагающих реализацию ответственного поведения, сознательное осуществление стоящих перед ним задач. В таком случае профессиональная ответственность военного специалиста должна быть дифференцирована, то есть она должна быть оценена в конкретных случаях.

Профессиональная деятельность офицера, по мнению А. А. Новикова, включает организационно-управленческую деятельность, военно-техническую деятельность, коммуникативную дея-

тельность, военно-педагогическую деятельность [6].

Градация видов профессиональной деятельности военного специалиста позволяет рассматривать профессиональную ответственность в следующих отношениях «субъекта (кто отвечает) и инстанции (перед кем отвечает)»: «военный специалист - государство»; «военный специалист - командиры (начальники)»; «военный специалист - воинский коллектив»; «военный специалист - военные специалисты». В пределах указанных отношений военный специалист выполняет профессиональные роли и входящие в них задачи, что, в свою очередь, приводит к возникновению соответствующих форм профессиональной ответственности.

В рамках организационно-управленческой деятельности профессиональная ответственность:

- позволяет определять профессиональные задачи и находить эффективные способы их решения как в стандартных ситуациях, так и в ситуациях неопределенности;

- оценивать эффективность военно-профессиональной деятельности;

- проявляется в организации и самоорганизации военно-профессиональной деятельности и профессиональном развитии военного специалиста.

Применительно к сфере организационно-управленческой деятельности, исходя из результатов исследования О. Н. Шалдыбиной [7], профессиональная ответственность военного специалиста предполагает высокий уровень исполнения им своих должностных обязанностей по организации, руководству и контролю деятельности воинского коллектива, а также готовность отвечать за результаты своей деятельности и деятельности своих подчиненных.

Военно-техническая деятельность обладает спецификой и разнообразием, она связанна реализаций большого количества организационных и технических

решений по эксплуатации вооружения и военной техники. Этот вид профессиональной деятельности военного специалиста характеризуется динамичностью, постоянно возрастающей сложностью и инновационностью.

Результаты педагогических исследований профессиональной ответственности специалистов в системе «человек - техника» нашли свое отражение в работах Т. Ф. Рымаревой, Л. Р. Толстых и других ученых. На основе данных исследований мы можем заключить, что военный специалист несет ответственность за результаты и последствия принятых решений в управлении и обслуживании вооружения и военной техники, в ходе анализа получаемой информации и ее оценивания, в поиске альтернативных ответов на возникающие исследовательские задачи.

Профессиональная ответственность военного специалиста в коммуникативной деятельности коррелируется с его умением взаимодействовать с начальниками, подчиненными, с сослуживцами, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Умение эффективно взаимодействовать в сфере профессиональной деятельности непосредственно будет оказывать влияние на ее результат. По утверждению Т. М. Беспаловой речь может быть достаточно надежным инструментом диагностики ответственности [8]. Ее исследования позволяют говорить о проявлении ответственности военных специалистов в их немногословности, нейтральности, обобщенности и абстрактности употребляемых лексических единиц, небольшой эмоциональности, логичности изложения, склонности к проявлению силы воли.

Выполнение профессиональных задач требует от военного специалиста умения приспосабливать формы и методы работы с подчиненными к конкретной обстановке и тем самым предполагает

педагогическую направленность общения. По утверждению Д. А. Солоницина военно-профессиональная деятельность традиционно представляет собой один из самых педагогически сложных видов профессиональной деятельности [9]. Офицер осуществляет обучение и воспитание подчиненных, является организатором педагогического взаимодействия, направленного на достижение определенного результата. Он несет ответственность за постановку воспитательных и учебных целей, выбор методов и средств, за характер отношений, возникающих между ним и подчиненными.

Проявление феномена «ответственность» в каждом из видов профессиональной деятельности военного специалиста указывает на то, что он является индивидуальным субъектом профессиональной ответственности, которую несет перед формальной инстанцией (государством, командирами (начальниками), воинским коллективом, другими военными специалистами), выступает носителем военно-профессиональной деятельности, источником активности, который направлен на объект, в качестве которого выступает предметная область воинского труда. В теории и практике военного образования это обусловливает качественные приоритеты подготовки будущих военных специалистов, способных проявлять профессиональную ответственность в меняющихся условиях военно-профессиональной деятельности.

Подготовка военного специалиста согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) направлена на развитие у курсантов профессиональных качеств офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, а также формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и военно-профессиональных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями. Однако анализ содержания ФГОС ВО,

реализуемых в военных вузах, позволяет говорить о тенденции, проявляющейся в исключении ответственности из перечня компетенций, осваиваемых обучающимися в процессе обучения, и приводящей к проблеме становления будущих военных специалистов как субъектов профессиональной ответственности [10]. Данная ситуация показывают, что применяемый в военных вузах компетент-ностный подход уже не обладает образовательным потенциалом, достаточным для становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов. Следовательно, возникла необходимость поиска подходов, которые могут стать методологической основой становления профессиональной ответственности будущих военных специалистов в современных условиях. Многообразие походов, являющихся методологической основой формирования профессиональной ответственности, приводит к пониманию не только их равнозначности, но и взаимодействия и дополнения друг друга. Однако они не в полной мере учитывают сложную и многозначную природу профессиональной ответственности военных специалистов на современном этапе развития вооруженных сил.

По мнению Д. В. Шепетько, профессиональная ответственность будущего военного специалиста характеризуется отношением личности к учебно-профессиональной и служебной деятельности [11, с. 9]. Понятие «отношение» становится определяющим в пояснении ответственности. На это указывают А. В. Рукавишников и Г. Я. Асакаев, обосновывая социальную ответственность будущего офицера как отношенческую категорию педагогической науки [12].

Профессиональную ответственность следует рассматривать как систему отношений профессионально-этического характера, в рамках которой взаимодействуют субъект ответственности, объект ответственности, инстанция ответственности.

Первостепенное значение в структуре ответственности отводится субъекту, которым в нашем случае является будущий военный специалист. Ранее проведенные исследования позволили нам определить профессиональную ответственность будущего военного специалиста как личностно-профессиональное новообразование в системе качеств курсанта военного вуза, обеспечивающее развитие личности от уровня объекта ответственности, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям военной среды и усваивающего военно-профессиональные нормы и правила, к уровню субъекта ответственности, способного к сознательному выбору в преодолении возникающих противоречий в образовательной и военно-профессиональной деятельности и прогнозировании последствий принимаемых решений, обеспечивая свое профессиональное развитие, ориентируясь на профессиональные ценности [4].

Из результатов исследования следует то, что педагогическая деятельность по становлению профессиональной ответственности будущих курсантов военных вузов должна осуществляться с учётом специфических функций профессиональной ответственности, проявляющихся в условиях военно-профессиональной деятельности.

Профессиональная ответственность выполняет познавательную функцию, поскольку предполагает осознание значимости военно-профессиональной деятельности, необходимости качественного и добросовестного исполнения своих обязанностей. Важнейшим аспектом, без которого нельзя говорить об ответственности субъекта, является факт её осознания, что подчеркивает когнитивную природу данного феномена. Проявление осознания связано с признанием личностью себя в качестве причины определенных событий и собственных действий своими, а также принятию необходимости этих действий.

Профессиональная ответственность обеспечивает стабилизирующую функцию, поскольку обуславливает готовность действовать, осуществлять задуманное сообразно целям и задачам, вне зависимости от таких аффективных состояний, как беспокойство, озабоченность, тревога, вина. Ответственная личность адаптируется к окружающей социальной действительности осмысливает трудности и самостоятельно определяет оптимальный способ их преодоления.

Следующая функция непосредственно вытекает из предыдущей и заключается в управлении военно-профессиональной деятельностью, что позволяет военному специалисту быть в полной мере субъектом профессиональной ответственности. Принятие профессионально ответственности проявляется в самостоятельности и активности военнослужащих при выполнении ответственных заданий и поручений. Для них таковыми являются, прежде всего, приказы командиров и начальников.

Специфический характер военно-профессиональной деятельности обусловлен необходимостью решать неожиданные задачи в динамично меняющейся обстановке, перемещением в пространстве (местности), непрерывным управлением подчиненными и боевой техникой. При этом любое действие может иметь не те последствия, на которые рассчитывал военный специалист, создавать ситуации неопределенности, в которых ответственность исключает произвольность и хаотичность и выполняет функцию управления риском.

В этой связи прогнозная функция профессиональной ответственности военного специалиста вытекает из необходимости предвидения и упреждающей оценки последствий его действий. Речь идет о возможности человека предвосхищать результаты своих действий. Военнослужащий обязан принимать во внимание то, что необходимость предвиденья последствий его деятельности свя-

зана с основными профессиональными интересами и ценностями.

Среди функций профессиональной ответственности выделяется креативная функция. Присутствие в военно-профессиональной деятельности инициативы и творчества обусловлено новизной и нестандартностью решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть заранее. Для разрешения подобных ситуаций необходимы полномочия. Осознание военным специалистом того, что он наделен профессиональными полномочиями, содержит в себе ситуации свободного выбора. Отсюда, указывает Н. Ю. Макеева, профессиональная ответственность задается не как ситуация свободы или вседозволенности, а как осуществление множественности возможностей в рамках норм и требований профессиональной деятельности [13].

Профессиональная ответственность, безусловно, выполняет регулирующую функцию, поскольку предполагает выполнение военно-профессиональной деятельности в рамках определенных законов, норм, правил, которые принимаются к исполнению в профессиональной среде как неотъемлемые императивы деятельности.

Как сумма вышеуказанных функций выделяется ещё одна функция профессиональной ответственности, а именно её воспитательная функция. Приобретенный опыт военно-профессиональной деятельности в процессе обучения курсантов позволяет решить комплекс воспитательных задач, которые ориентированы, в свою очередь, на формирование у обучающихся мировоззренческих взглядов, нравственных убеждений, этических представлений. Военно-профессиональная деятельность охватывает человека целиком, задействует все ресурсы и способности личности, поэтому профессиональная ответственность в

итоге становится для будущего военного специалиста профессионально-важным качеством.

Таким образом, специфические функции выражают значимость профессиональной ответственности для субъектов и инстанций. Возникновение и реализация функций происходит по мере становления профессиональной ответственности.

Исследование профессиональной ответственности военного специалиста указывает на то, что характер и особенности военно-профессиональной деятельности, специфические функции профессиональной ответственности, определяют требования к подготовке будущего военного специалиста как субъекта профессиональной ответственности на основе синтеза ситуационного и прогностического подходов.

Занимаясь любым видом деятельности, человек, стремится спрогнозировать ее результаты и предвидеть ход событий. «Потребность выходить за пределы», экстраполировать себя в будущее и необходимость использовать знания о будущем для наиболее целесообразной организации своей жизнедеятельности и оптимального преобразующего воздействия на природу и общество является источником мотивации познавательной прогностической деятельности [14, с. 13]. Следовательно, основу прогностического подхода составляет познавательная деятельность курсантов, направленная на получение ими информации об объекте ответственности и состоящая из установления причинно-следственных связей, прогнозирования развития ситуаций для наиболее полного использования положительных возможностей и максимального снижения или нейтрализации влияния негативных последствий. Решение военного специалиста будет ответственно тогда, когда он не только проанализировал ситуацию и обосновал свое решение, но и спрогнозировал последствия реализации данного решения.

В рамках ситуационного подхода эффективность деятельности обусловлена не только знанием о мире и техническим оснащением, но и теми смыслами, которые субъект проецирует на обстоятельства в рамках той или иной ситуации [15, с. 40]. Ситуация в педагогическом процессе основывается на активном взаимодействии преподавателя и курсантов. Как подчеркивает Н. В. Ходякова [16], ситуация содействует появлению «образовательной напряженности», которая может быть разрешена через рефлексивную и продуктивную деятельность ее участников. При этом задача преподавателя заключается в подборе проблемного материала, включающего «реакцию на ситуацию» и «адекватность реакции на ситуацию». Первое понятие характеризует степень проявления отношения обучающегося к ситуации, готовность курсантов к действиям в стрессовых ситуациях в предстоящей военно-профессиональной деятельности. Второе понятие показывает степень сформированности способности обучающегося быстро ориентироваться в изменившихся условиях, принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия, видеть выходы из сложившейся ситуации и находить оптимальные решения.

Вышесказанное позволяет выделить дидактический потенциал объединения прогностического и ситуационного подходов в становлении профессиональной ответственности будущих военных специалистов. Неразделенность компонентов прогностического и ситуационного подходов уже нашла отражение в исследовании Г. А. Жарковой, в котором обосновывается ситуационно-прогностический подход к развитию информационной культуры личности [17]. Результаты этого исследования актуализируют дальнейшую разработку ситуационно-прогностического подхода как к образованию, в целом, так и к решению отдельных проблем подготовки специалистов, в частности.

Ситуационно-прогностический подход к становлению профессиональной ответственности будущих военных специалистов обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими подходами. Во-первых, наполняет учебную деятельность курсантов контекстом военно-профессиональной деятельности, характеризующейся особыми условиями, заключающимися в экстремальности, трудности прогнозирования последствий, повышенным риском для жизни и здоровья. Во-вторых, способствует системному анализу средств и методов во-

енно-профессиональной деятельности, развитию прогностических качеств, необходимых для успешной образовательной и военно-профессиональной деятельности. В-третьих, обеспечивает готовность обучающихся к проявлению активности в нестандартных учебных и профессиональных ситуациях и формирование позитивного опыта их разрешения. В-четвертых, учитывает природу личностного развития будущего военного специалиста, содействующей становлению рефлексии в образовательной и военно-профессиональной деятельности.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Музяков С. И. Ценностные основания воинской деятельности // Вестник Военного университета. 2007. № 1 (9). С. 12 - 20.

2. Беловолов В. А., Левин Е. М., Беловолова С. П. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России: понятие, содержание, особенности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 1 (13). С. 40 - 48.

3. Гущина Г. А., Масягин В. П. Формирование профессиональной культуры студента в условиях вуза : монография. М. : СГУ, 2018. 332 с.

4. Монахов О. Н. Теоретико-методологические аспекты профессиональной ответственности будущего военного специалиста в контексте психолого-педагогического анализа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). С. 176 - 188.

5. Спицын Ю. Г. Военный социум и образование как фактор национальной безопасности России : дис. ... д-ра. социол. наук. СПб., 1999. 368 с.

6. Новиков А. А. Сущность, содержание и структура процесса формирования готовности курсантов вузов к профессиональной деятельности // Перспективы науки. 2012. № 8 (35). С. 38 - 40.

7. Шалдыбина О. Н. Профессиональная ответственность в структуре социально-психологических характеристик личности руководителя низового звена : автореф. дис. ... канд. психол. наук : Саратов, 2009. 24 с.

8. Беспалова Т. М. Ответственность старшекласников и курсантов военного вуза и ее проявление в речевой деятельности: дис. ... кан. псих. наук. М., 2008. 21 с.

9. Солоницын Д. А. Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы : автореф. дис.....кан. пед. наук. М., 2015. 22 с.

10. Монахов О. Н. Профессиональная ответственность как компетенция будущего военного специалиста на современном этапе развития военного образования // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны : науч. журн. ; ЯВВУ ПВО. Ярославль, 2020. № 1. С. 160 - 164.

11. Шепетко Д. В. Становление профессиональной ответственности будущих специалистов в условиях модернизации современной высшей школы (на материале воспитательной работы с курсантами военного вуза) : автореф. дисс.....кан. пед. наук. Елец, 2011. 24 с.

12. Рукавишников А. В., Асакаев Г. Я. Социальная ответственность будущего офицера как отношенческая категория педагогической науки // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4 А. С.52 - 63.

13. Макеева Н. Ю. Психологическая структура профессиональной ответственности специалистов пенсионного обеспечения (на примере Пенсионного фонда Российской Федерации) : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2014. 31 с.

14. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика : учебное пособие. Киев : Вища школа, 1997. 88 с.

15. Векленко П. В. Ситуационный подход: сущность, онтологический базис, место в структуре общенаучной методологии // Научный вестник Омской академии МВД России. 2010. № 4. С.37 - 41.

16. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2013. 41 с.

17. Жаркова Г. А. Ситуационно-прогностический подход к развитию информационной культуры личности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2013. 49 с.

© Монахов О. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.