Научная статья на тему 'Структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста'

Структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / лица пожилого возраста / модель / структура / функции / индивидуальное развитие / социализация / education / elderly people / model / structure / functions / individual development / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Викторович Ивашкевич

Цель данной статьи — создание педагогической модели, описывающей структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста. В статье сформулированы теоретические предпосылки формирования структурно-функциональных основ педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста. Указано, что структурные основания данной деятельности представляют собой упорядоченный перечень элементов, образующих систему педагогической деятельности. В свою очередь, функциональная составляющая данной деятельности раскрывает содержательные основы использования того или иного элемента. При построении модели, направленной на повышение качества жизни людей пожилого возраста средствами образовательной деятельности, учитывалось, что данная модель должна базироваться на фундаментальных принципах организации и функционирования социально-педагогических систем. Предлагаемая нами структурно-функциональная модель индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста включает цель, задачи, функции, принципы социально-педагогической поддержки, критерии и показатели качества личностного развития пожилого человека, элементы реализации, социально-педагогические условия, формы и методы педагогической работы, а также планируемый результат. Результативный элемент предлагаемой модели характеризует изменение уровней индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста, определяющих их способности к вторичной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Викторович Ивашкевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional bases of pedagogical activities in the educational space of teaching elderly people

The purpose of this article is to create a pedagogical model that describes the structural and functional bases of pedagogical activity in the educational space of teaching elderly people. The article formulates theoretical prerequisites for the formation of structural and functional bases of pedagogical activity in the educational space of teaching elderly people. It is indicated that the structural bases of this activity are an ordered list of elements that form the system of pedagogical activity. In turn, the functional component of this activity reveals the substantive bases of using this or that element. When constructing a model aimed at improving the quality of life of elderly people by means of educational activity, it was considered that this model should be based on the fundamental principles of organization and functioning of social and pedagogical systems. The result element of the proposed model characterizes the change in the levels of individual and personal development of elderly people, determining their ability for secondary socialization.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 257 — 265. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):257 — 265.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-257-265 EDN: https://elibrary.ru/VVNUSF

NIION: 2007-0062-3/24-158 MOSURED: 77/27-004-2024-03-358

Структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста

Игорь Викторович Ивашкевич

Российский новый университет, Москва, Россия, igor_ivashkevich@mail.ru

Аннотация. Цель данной статьи — создание педагогической модели, описывающей структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста. В статье сформулированы теоретические предпосылки формирования структурно-функциональных основ педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста. Указано, что структурные основания данной деятельности представляют собой упорядоченный перечень элементов, образующих систему педагогической деятельности. В свою очередь, функциональная составляющая данной деятельности раскрывает содержательные основы использования того или иного элемента. При построении модели, направленной на повышение качества жизни людей пожилого возраста средствами образовательной деятельности, учитывалось, что данная модель должна базироваться на фундаментальных принципах организации и функционирования социально-педагогических систем. Предлагаемая нами структурно-функциональная модель индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста включает цель, задачи, функции, принципы социально-педагогической поддержки, критерии и показатели качества личностного развития пожилого человека, элементы реализации, социально-педагогические условия, формы и методы педагогической работы, а также планируемый результат.

Результативный элемент предлагаемой модели характеризует изменение уровней индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста, определяющих их способности к вторичной социализации.

Ключевые слова: образование, лица пожилого возраста, модель, структура, функции, индивидуальное развитие, социализация

Для цитирования: Ивашкевич И.В. Структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 257 — 265. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-257-265. EDN: https://elibrary.ru/VVNUSF.

Igor V. Ivashkevich

Russian New University, Moscow, Russia, igor_ivashkevich@mail.ru

Abstract. The purpose of this article is to create a pedagogical model that describes the structural and functional bases of pedagogical activity in the educational space of teaching elderly people. The article formulates theoretical prerequisites for the formation of structural and functional bases of pedagogical activity in the educational space of teaching elderly people. It is indicated that the structural bases of this activity are an ordered list of elements that form the system of pedagogical activity. In turn, the functional component of this activity reveals the substantive bases of using this or that element. When constructing a model aimed at improving the quality of life of elderly people by means

© Ивашкевич И.В., 2024

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Structural and functional bases of pedagogical activities in the educational space of teaching elderly people

of educational activity, it was considered that this model should be based on the fundamental principles of organization and functioning of social and pedagogical systems.

The result element of the proposed model characterizes the change in the levels of individual and personal development of elderly people, determining their ability for secondary socialization.

Keywords: education, elderly people, model, structure, functions, individual development, socialization For citation: Ivashkevich I.V. Structural and functional bases of pedagogical activities in the educational space of teaching elderly people // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):257 — 265. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-257-265. EDN: https://elibrary.ru/VVNUSF.

Введение. Пожилой возраст — сложное время в жизни каждого человека, связанное с развитием психологических кризисов, предопределяет наиболее сложный в социально-психологическом отношении этап жизни (от 65 лет), когда личность в значительной степени утрачивает способность к самоопределению, самоконтролю, саморазвитию, в связи с чем человек начинает угасать как индивид и стареть как личность.

Данные обстоятельства являются ведущими факторами, воздействующими на процессы существования личности, находящейся в преклонных годах. В то же время это возраст высшей мудрости, сложившейся жизненной философии, колоссального жизненного опыта. Человек в этом возрасте — наблюдатель, консультант, советчик, образец доброты и морали, испытывающий в то же время проблемы, связанные с возможностями вторичной социализации.

Вопросы, связанные с обеспечением высокого качества жизни лиц пожилого возраста, их активной жизненной позиции и социальной деятельности рассматривали такие ученые, как Е.И. Зритнева, H.A. Тимошенко [5], А.В. Зяб-лицев, Л.В. Быкова, М.В. Лось, Ю.А. Ерещенко [6], В.П. Костючик [7], А.И. Милюков, М.В. Еремин, Т.Е. Демидова [10], H.A. Перинская [11] и др.

Данные исследователи особо указали на необходимость создания условий для полноценной адаптации лиц пожилого возраста к современной социальной среде, рассматривали различные формы адаптации, а также инструменты, способствующие успешной социализации пожилого человека, в том числе с использованием возможностей образования.

В свою очередь, К.А. Татаринов, Е.Г. Орлова [13], О.В. Гордина, А.И. Гордин [2] обращают внимание на необходимость ориентации образовательной деятельности, которая направлена на вторичную социализацию лиц пожилого возраста, на принципы современной герогогики, в основе которых лежит необходимость учета физиологических и психологических особенностей лиц пожилого возраста, их прошлого опыта, социального положения, тех проблем, которые

формируют социальное пространство их жизнедеятельности.

Данная проблема является многоаспектной, имея в виду множество факторов, которые обуславливают успешность процесса обучения пожилых людей, среди которых можно назвать недостаточное методологическое и методическое обеспечение данной области современной педагогики, ограниченные ресурсы современной герого-гики, отсутствие подготовленных кадров, способных на высоком уровне педагогической эффективности организовать процесс обучения пожилых людей.

В то же время, несмотря на имеющиеся объективные и субъективные проблемы, вопросы социализации лиц пожилого возраста возможно решать при условии должного уровня организационного и методико-методологического обеспечения данного процесса.

Тем не менее, несмотря на то, что проблемы социализации лиц пожилого возраста в настоящее время находятся на высоком уровне научно-практического осмысления, отдельные вопросы данной области научно-практических исследований нуждаются в уточнении, в частности, требует дальнейшего изучения проблема формирования структурно-функциональных основ педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста.

Рассматривая вопросы, связанные с данной проблемой, следует обратить внимание на точку зрения таких ученых, как А.В. Зяблицев, Л.В. Быкова, М.В. Лось, Ю.А. Ерещенко [6], Е.В. Грохотова [3], Е.С. Трифонов [14], которые говорят о необходимости формирования у пожилого человека новых компетенций, которые позволят ему включиться в жизнь современного общества, проявить свою гражданскую активность, преодолеть жизненные затруднения, став на путь активного долголетия. Соответственно конкретизация структурно-функциональных основ образовательной деятельности требует опоры на возможности индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста и выделения элементов образовательного процесса, позволяющие воздействовать на личность обучаемых.

Таким образом, цель данной статьи — создание педагогической модели, описывающей структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста.

Методология. Методологическим основанием данной работы является структурно-функциональный подход, позволивший структурировать процесс обучения пожилых людей, определив функциональную направленность каждого элемента обучения. В качестве основного метода исследования в работе использован метод педагогического моделирования, позволивший объединить выделенные структурно-функциональные элементы в единую систему.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в статье сформулированы структурные элементы педагогической деятельности, направленной на индивидуально-личностное развитие людей пожилого возраста с целью их вторичной социализации, определены функциональные особенности выделенных элементов.

Практическая ценность данной статьи состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе методологического, ме-тодико-практического осмысления проблем обучения пожилых людей, а также для дальнейшего

развития научно-практического знания, раскрывающего различные аспекты проблемы вторичной социализации лиц пожилого возраста через организацию образовательной деятельности.

Результаты. Обращаясь к проблеме формирования структурно-функциональных основ педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста, следует, в первую очередь, отметить, что структурные основания данной деятельности представляют собой упорядоченный перечень элементов, образующих систему педагогической деятельности. В свою очередь, функциональная составляющая данной деятельности раскрывает содержательные основы использования того или иного элемента.

В связи с этим важной исследовательской целью, направленной на формирование структурно-содержательных основ педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста, является моделирование процесса обучения, которое, по нашему мнению, должно быть основано на выявлении критериев качества жизни пожилого человека, которые, в свою очередь, дают основания для определения уровней качества жизнедеятельности пожилых людей (табл. 1).

Таблица 1. Критерии, уровни и показатели индивидуально-личностного развития

людей пожилого возраста

Критерий Уровень Показатели

Мотивационный Высокий Адекватная самооценка, положительное отношение к самому себе, наличие новых мотивов жизни, высокая жизненная удовлетворенность. Ярко выраженное желание к саморазвитию и самореализации

Средний Неустойчивая самооценка, недостаточно сложившееся положительное отношение к самому себе (ситуативное, зависимое от оценок других), поиск нового содержания жизни, ситуативная жизненная удовлетворенность. Достаточный уровень развития мотивации

Низкий Неадекватная (заниженная) самооценка, негативное отношение к самому себе, неудовлетворенность жизнью, отсутствие мотивации к поиску новых целей жизни. Отсутствие мотивации к саморазвитию и самореализации

Социально-ориентированный Высокий Полное включение личности в социальную среду, ярко выраженное стремление личности к социальному взаимодействию. Умение общаться и легко налаживать социальные связи. Высокая способность к сопереживанию и помощи другим (методика «равный — равному»)

Средний Умеренное включение (ситуативное) в социальную среду, достаточный уровень стремления к социальному взаимодействию. Нет определенности в желании помогать другим по методике «равный — равному»

Окончание табл. 1

Критерий Уровень Показатели

Низкий Социальная дезадаптация. Отсутствует желание личности к социальному взаимодействию. Концентрация на своих проблемах, низкий уровень проявления сопереживания к другим. Проблемы в общении, избегание социальных контактов

Физиологический Высокий Ценностное отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение пожилого человека, способствующее активному долголетию

Средний Ситуативное проявление здоровьесберегающего поведения, зависящего от текущего состояния здоровья пожилого человека

Низкий Игнорирование здоровьесберегающего поведения, наличие вредных привычек, имеющих хронический и болезненный характер

Деятель-ностно-практический Высокий Ярко выраженное проявление социальной активности; самостоятельность и инициативность. Ярко выраженное умение организовывать общественно полезную деятельность по принципу «равный — равному»

Средний Ситуативный и выборочный характер социальной активности, проявление инициативности и самостоятельности возможно под наблюдениеми влиянием окружающих, наблюдается потребность в посторонней помощи

Низкий Низкий уровень социальной активности; неготовность к принятию самостоятельных решений; безынициативность. Отсутствие знаний и умений для включения в деятельность по методике «равный — равному»

Источник: составлено по данным [3; 14].

Обращение к работам Е.В. Грохотовой [3], Е.С. Трифонова [14] дало возможность разработать структурно-функциональную модель образовательной деятельности, направленную на совершенствование процесса их обучения в геро-гогическом образовательном пространстве.

При построении модели, направленной на повышение качества жизни людей пожилого возраста средствами образовательной деятельности, мы исходили из того, что данная модель должна базироваться на фундаментальных принципах организации и функционирования социально педагогических систем.

Это означает, что она должна содержать все компоненты, присущие любой педагогической системе, а именно: цель, задачи, этапы, структуру и функции, ресурсы и виды, социально-педагогические условия и критерии результативности ее реализации, а также конечные результаты ее внедрения в образовательное пространство обучения лиц третьего возраста. При построении модели мы ориентируемся на то, что она должна содержать основные компоненты, которые должны синтезировать все необходимые элементы, позволяющие надлежащим образом организовать процесс обучения лиц пожилого возраста. Учитывая специфику контингента обучаемых, методологическим основанием данной модели следует считать технологический и герогогичес-кий и геронтологический подходы.

Технологический аспект, являющийся важной составной частью данной модели, характеризуется процессом отбора наиболее эффективных технологий обучения пожилых людей, которые должны отражать возможности их адекватного восприятия организационно-педагогического процесса. Говоря об адекватности педагогической модели, мы имеем в виду, что различные аспекты технологий обучения (игровые технологии, групповые технологи) требуют по крайней мере адаптации к условиям обучения пожилых людей.

При этом используемые технологии должны удовлетворять требованиям непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых и решать проблемы вторичной социализации, не становясь при этом лишь формальным элементом педагогического процесса. Иными словами, каждая технология обучения должна иметь определенную цель и быть соответствующим образом обоснована в психолого-педагогическом и методическом отношении.

Мы также считаем, что при организации обучения лиц пожилого возраста следует учитывать различие в физиологически нормальном, патологическом и оптимальном процессах старения. Кроме того, следует учитывать разницу в потенциальных резервных возможностях пожилых людей, учитывать возрастные ограничения данной категории населения [1].

Кроме того, разработка образовательной модели должна быть ориентирована на оптималь-

ный состав элементов, позволяющих данной модели эффективно функционировать.

Исследователи предлагают различные подходы к решению данной проблемы. Так, в диссертационном исследовании Н.В. Курилович приведена структурная модель, которая включает в себя три элемента: целеполагание, реализацию и результат [8].

В свою очередь Н.А. Ермак, проектируя модель педагогической поддержки качества жизни пожилых людей, выделяет мотивационный, содержательный, процессуальный, методический,

результативный компоненты [4]. Авторская же структурно-функциональная модель образовательной деятельности, направленная на индивидуально-личностное развитие людей пожилого возраста, включает целевой, теоретико-методологический, организационный, содержательно-методический и результативный компоненты, позволяющие обеспечить и реализовать социально-педагогическую поддержку как технологию.

Схематически предлагаемая автором данной статьи структурно-функциональная модель представлена на рис. 1.

Организационный компонент

Цель: повышение качества жизнедеятельности через активизацию внутренних возможностей лиц пожилого человека и их вторичную социализацию

Задачи: поиск новых жизненных целей; восстановление социального статуса; формирование потребности в социальной активности

Создание комфортного для пожилых людей образовательного пространства Создание мотивационного пространства учебной деятельности, структурные элементы которого отражены в программе

1 4

Изменение уровней качества жизни

1

Повышение качества жизни лиц пожилого возраста за счет повышения уровня вторичнои социализации

принцип взаимодействия

Критерии оценки активной жизнедеятельности: мотивационный; социально ориентированный; физиологический; деятельно-практический

Социально-педагогические условия: профессионализация лиц, участвующих в образовательном процессе, программный подход, методолога-методическое обеспечение процесса обучения, прав на деятельностный подход и активность обучаемых

Содержательно-методический компонент

Результативный

компонент

Программа обучения

Основа программного подхода: положения герогопики принципы обучения людей зрелого возраста

Создание комфортного для пожилых людей образовательного пространства

т

Надлежащее методолого-методическое обеспечение

программы

+ -

Формы работы лекции; мастер-классы; практические занятия; коммуникативные практики

Создание мотивационного пространства учебной деятельности, структурные элементы которого отражены в программе

т

Изменение уровней качества жизни

Повышение качества жизни лиц пожилого возраста за счет повышения уровня вторичной социализации

Рис. 1. Структурно-функциональная модель образовательной деятельности, направленной на индивидуально-личностное развитие людей пожилого возраста

Источник: составлено автором.

Рассмотрим элементы данной модели подробно.

Целевой элемент модели определяет общую направленность педагогической деятельности, давая, таким образом, общие ориентиры ее организации (цель, задачи образовательной деятельности). Как видно из рис. 1, целью авторской педагогической модели является повышение ка-

чества жизнедеятельности через активизацию внутренних возможностей лиц пожилого человека и их вторичную социализацию.

Для достижения поставленной цели с учетом психофизиологического состояния данной категории обучаемых и проблем, связанных с изменением их социального статуса, необходимо решение комплекса задач (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи педагогической деятельности с учётом целеполагания

- адаптация образовательных технологий к изменениям социального статуса пожилого человека, с целью оказания ему поддержки в поиске нового содержания (цели) жизни

- интеграция обучаемых в образовательное пространство, позволяющее активно взаимодействовать обучаемым с лицами, транслирующими знания и навыки в условиях активного педагогического взаимодействия

- формирование положительной направленности пожилого человека на получение новых знаний и навыков, развитие внутренней потребности в социальной активности, самосовершенствовании и саморазвитии.

Рис. 2. Задачи, решаемые в процессе организации образовательного процесса

с участием пожилых людей

Источник: составлено автором.

Теоретико-методологический компонент модели представлен функциями образовательной деятельности, которые формируют образовательное пространство и в целом практические основания педагогического процесса, в центре которого находится личность пожилого человека. При этом функциональное наполнение данной модели определяется и содержанием принципов, обеспечивающих ее функционирование, организация образовательной деятельности будет эффективной при том, что процесс обучения будет базироваться на принципах этики педагогического процесса, включающую гуманность, признание личности пожилого человека в качестве высшей ценности, признание абсолютного приоритета его прав.

Исследуя проблемы, связанные с работой с пожилыми людьми, ученые акцентируют внимание на соблюдении принципов максимизации использования имеющихся в образовательном пространстве ресурсов; эмпатии и терпимости; комплексности и системности; взаимодействия различных видов образовательной деятельности;

индивидуального подхода; доступности образования для пожилых людей [9].

Свое видение данной проблемы предлагают ученые И.А. Маланов, Е.В. Мирошниченко, Н.И. Шмонина [9], Т.М. Резер [12], Н.С. Черезо-ва, Г.У. Матушанский [15].

Проанализировав позиции исследователей, мы считаем, что в отношении организации учебного процесса, направленного на индивидуально-личностное развитие людей пожилого возраста, следует придерживаться принципов эмпа-тии, толерантности, обращения к педагогике сотрудничества, личностно ориентированного подхода, интерактивности, понимания приоритета мнения обучаемых, уважения их прошлого опыта и всемерного стремления к повышению качества их жизни.

Учет данных принципов на всех этапах образовательной деятельности, по нашему мнению, позволит построить целостную систему педагогической работы с данной категорией обучаемых.

Организационный компонент модели касается условий применительно к системе образовательной деятельности, направленной на индивидуально-личностное развитие людей пожилого возраста, и включает в себя:

1) повышение подготовленности специалистов к разработке и реализации образовательных программ, направленных на вторичную социализацию лиц пожилого возраста через их индивидуально-личностное развитие;

2) разработку и внедрение комплексной программы обучения лиц пожилого возраста в условиях образовательного пространства Университета третьего возраста;

3) обеспечение активного участия пожилого человека в образовательном процессе в условиях образовательного пространства Университета третьего возраста с опорой на принципы, приведенные выше;

4) разработку учебно-методического обеспечения процесса обучения лиц пожилого возраста с целью повышения уровня эффективности педагогического процесса.

Перечисленные условия, по нашему мнению, должны учитываться в процессе формирования образовательной модели и способствовать более эффективной работе по вторичной социализации лиц пожилого возраста в процессе обучения.

Содержательно-методический компонент данной модели соотносится с эффективными формами, методами и технологиями педагогической работы с данной категорией обучаемых, предусматривает разработку комплексной программы образовательной деятельности, направленной на вторичную социализацию лиц пожилого возраста через их индивидуально-личностное развитие.

В рамках программного подхода основными формами педагогической деятельности являются: лекции, практические (тренинговые) занятия, круглые столы, мастер-классы, беседы, информационные контакты (открытие групп в социальной сети).

Данные методы в случае их комплексного использования решают образовательные задачи, а также задачи социально-педагогической поддержки пожилых людей через различные формы поддержки процесса вторичной социализации.

Результативный элемент предлагаемой модели характеризует изменение уровней индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста, определяющих их способности к вторичной социализации. Ожидаемым и конечным результатом реализации данной модели

является повышение социальной активности, мобильности, жизненной удовлетворенности; субъектности в решении собственных проблем; поиск нового содержания жизни в пожилом возрасте. Результативный компонент социально-педагогической поддержки отражается в положительной динамике уровня вторичной социализации лиц пожилого возраста. Вопросы, касающиеся уровня вторичной социализации лиц пожилого возраста, в условиях специального организованного обучения на базе Университета третьего возраста требуют особого внимания, в связи с чем данная проблема рассматривается как основание для дальнейшего исследования.

Заключение. Таким образом, структурно-функциональные основы педагогической деятельности в образовательном пространстве обучения лиц пожилого возраста могут быть представлены в форме педагогической модели, направленной на вторичную социализацию лиц пожилого возраста через их индивидуально-личностное развитие.

Предлагаемая нами структурно-функциональная модель индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста включает цель, задачи, функции, принципы социально-педагогической поддержки, критерии и показатели качества личностного развития пожилого человека, элементы реализации, социально-педагогические условия, формы и методы педагогической работы, а также планируемый результат.

Данная модель может служить основанием для дальнейшей разработки методологии образовательной деятельности, направленной на повышение педагогического потенциала образовательного пространства для пожилых людей.

Список источников

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 3-е изд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 515 с.

2. Гордина О.В., Гордин А.И. Неформальное образование представителей старшего поколения как фактор их активного долголетия / / Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, Вып. 3. С. 349—356.

3. Грохотова Е.В. Формирование цифровой грамотности людей третьего возраста на основе курса-трансформера: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2022. 202 с.

4. Ермак НА. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста в ге-ронтообразовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 31—36.

5. Зритнева Е.И., Тимошенко НЛ. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания / / Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5. С. 167—170.

6. Зяблицев Л.В., Быкова Л.В., Лось М.В., Ерещенко ЮЛ. Социализация лиц пожилого возраста в рамках реализации проекта «спорт-лидер» в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 196— 202.

7. Костючик В.П. Творческая деятельность как ресурс социализации пожилого человека // Молодой исследователь Дона. 2021. № 3. С. 122—125.

8. Курилович Н.В. Технологии социально-педагогической поддержки как средства активизации пожилого человека в учреждениях социальной защиты населения: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 190 с.

9. Маланов ИЛ., Мирошниченко Е.В., Шмо-нина Н.И. Модель обучения людей третьего возраста по развитию их социальной компетентности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. С. 167—180.

10. Милюков ЛИ, Еремин М.В., Демидова Т.Е. Социализация лиц пожилого возраста после выхода на пенсию средствами здорового образа жизни с целью повышения качества жизни / / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 10. С. 175—184.

11. Перинская НЛ. Цифровая социализация россиян пожилого возраста // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 2. С. 55—61.

12. Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция / / Образование и наука. 2021. № 4. С. 11—43.

13. Татаринов КЛ., Орлова Е.Г. Непрерывное обучение в период поздней взрослой жизни / / Азимут научных исследований. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 204—207.

14. Трифонов Е.С. Развитие социально-культурной активности пожилых людей в процессе туристической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 240 с.

15. Черезова Н.С., Матушанский Г.У. Обучение лиц пожилого возраста как социально-педагогическая проблема / / Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 3. С. 231—239.

References

1. Antsyferova L.I. Personality development and problems of gerontopsychology. 3rd ed. M.:

Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2019. 515 p.

2. Gordina O.V., Gordin A.I. Informal education of representatives of the older generation as a factor in their active longevity / / Pedagogy. Questions of theory and practice. 2021. Vol. 6, Issue 3. pp. 349—356.

3. Grokhotova E.V. Formation of digital literacy of people of the third age based on a transformer course: diss. ... cand. ped. sciences. Krasnoyarsk, 2022. 202 p.

4. Ermak NA. Pedagogical support for the quality of life of elderly people in gerontoeducation // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. No. 3. Pp. 31—36.

5. Zritneva E.I., Timoshenko NA. Technologies of social and pedagogical work with elderly citizens in modern social service institutions / / The world of science, culture, education. 2020. No. 5. Pp. 167—170.

6. Zyablitsev A.V., Bykova L.V., Los M.V., Ereshchenko YuA. Socialization of the elderly in the framework of the implementation of the "sport-leader" project in the Sverdlovsk region // Pedagogical education in Russia. 2022. No. 3. Pp. 196—202.

7. Kostyuchik V.P. Creative activity as a resource for the socialization of an elderly person // Young researcher of the Don. 2021. No. 3. Pp. 122—125.

8. Kurilovich N.V. Technologies of social and pedagogical support as a means of activating an elderly person in social protection institutions: diss. ... Cand. Ped. Sci. Tambov, 2004. 190 p.

9. Malanov IA., Miroshnichenko E.V., Shmo-nina N.I. Model of teaching people of the third age to develop their social competence // Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2020. Pp. 167—180.

10. Milyukov A.I., Eremin M.V., Demidova T.E. Socialization of the elderly after retirement by means of a healthy lifestyle in order to improve the quality of life / / Skif. Issues of student science. 2022. No. 10. Pp. 175—184.

11. Perinskaya N.A. Digital socialization of elderly Russians // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2022. No. 2. P. 55—61.

12. Rezer T.M. Methodology of organizing vocational training of older citizens: general concept // Education and Science. 2021. No. 4. P. 11—43.

13. Tatarinov K.A., Orlova E.G. Continuous learning in late adulthood // The azimuth of scientific research. 2021. Vol. 10. No. 3 (36). pp. 204—207.

14. Trifonov E.S. Development of socio-cultural activity of older people in the process of tourism activities: diss. ... Cand. Ped. Sciences. Tambov, 2012. 240 p.

15. Cherezova N.S., Matushansky G.U. Training of the elderly as a socio-pedagogical problem // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev. 2022. No. 3. P. 231—239.

Информация об авторе

И.В. Ивашкевич — аспирант кафедры педагогического образования Гуманитарного института Автономной некоммерческой организации высшего образования «Российский новый университет».

Information about the author

I.V. Ivashkevich — Postgraduate Student of the Department of Pedagogical Education of the Humanities Institute of the Autonomous Non-profit Organization of Higher Education "Russian New University".

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 2.07.2024; approved after review 1 2.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

РЕСУРСАМИ

Управление человеческими ресурсами. Стратегическая функция менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / под науч. ред. Ю.А. Цыпкина, В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили, И.В. Грошева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 423 с.

ISBN 978-5-238-03841-4

Человеческие ресурсы — основа успешной деятельности любого предприятия, организации. В современных условиях управление человеческими ресурсами позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора и т.д. Рассматриваются проблемы управления человеческими ресурсами, систематизируются аспекты набора, отбора и ориентации работников предприятий и организаций. Особое место занимают вопросы обучения кадров, их профессионального и карьерного продвижения.

Комплексно отражены такие важные темы, как организация труда и контроль за деятельностью кадров и управленцев.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, работников отделов кадров крупных предприятий, рекрутинговых компаний, а также может быть полезно органам государственной службы в их деятельности по подбору специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.