СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА В УСЛОВИЯХ
НОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные структурно-функциональные модели логистических систем городского общественного пассажирского транспорта (ОГПТ), разработанные в соответствии с положениями ценностно ориентированного подхода и обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие регулируемого сектора пассажирской транспортной системы города в условиях новой городской мобильности. Представлен методический подход к разработке управленческих решений по развитию логистической системы ОГПТ с учетом вариативности ее структурно-динамических характеристик, содержания и уровня удовлетворенности требований реципиентов к качеству системы и параметрами сервисного потока.
Ключевые слова. Логистическая система общественного пассажирского транспорта, новая мобильность, ценностно ориентированный подход, структурно-функциональная модель логистической системы городского пассажирского транспорта.
Zhuk A.E., Shulzhenko T.G.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODELS OF THE LOGISTICS SYSTEM OF URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT IN THE CONTEXT
OF NEW MOBILITY
Abstract. The article considers the main structural and ^ functional models of logistics systems of urban public passenger transport (UPPT), developed in accordance with the provisions of the value-based approach and ensuring the sustainable functioning and development of the regulated sector of the city's passenger transport system in the conditions of new urban mobility. A methodological approach to the development of management solutions for the development of the UPPT logistics system is presented, considering the variability of its structural and dynamic characteristics, the content and level of satisfaction of the recipients ' requirements for the quality of the system and the parameters of the service flow.
Keywords. Logistics system of public passenger transport, new mobility, value-based approach, structural and functional model of the logistics system of urban passenger transport.
Введение
Логистические системы общественного городского пассажирского транспорта (ОГПТ) играют особую роль в перспективном экономическом, социальном, пространственном развитии городской среды, являясь необходимым и одним из важнейших ее компонентов. Вместе с тем, современные системы ОГПТ испытывает серьезное давление ряда факторов, к числу наиболее значимых из которых следует
ГРНТИ 73.43.75
© Жук А.Е., Шульженко Т.Г., 2021
Андрей Евстафьевич Жук - соискатель кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Татьяна Геннадьевна Шульженко - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Шульженко Т.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 933-11-04. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 08.05.2021.
отнести появление новых форм мобильности, основанных на принципах шеринга, использование цифровых платформенных решений, усложнение и индивидуализацию требований потребителей к предоставляемым услугам.
Необходимым условием сохранения целостности городской транспортной системы, обеспечения ее сбалансированного развития является разработка новых, адекватных указанным трансформациям внешней и внутренней среды форм и механизмов ее функционирования, отражающих требования концепции новой городской мобильности, по своей сути переориентирующих модель управления логистической системами общественного городского пассажирского транспорта с ресурсной на клиен-тоориентированную, обеспечивающую реализацию потребностей и предпочтений конкретных групп пассажиров и общества в целом.
В процессе дальнейшего функционирования системы общественного пассажирского транспорта для сохранения конкурентоспособности, экономической эффективности и устойчивости на первый план выдвигается ее способность формировать ценность для реципиента с учетом динамично изменяющихся, индивидуализированных требований, обеспечивая ожидаемый уровень качества услуг при допустимых затратах на их получение. Тогда постановка задач стратегического управления развитием логистических систем ОГПТ позволяет апеллировать к положениям синтетического подхода, концептуально обобщающего принципы теории логистики и теории потребительской ценности при решении следующих задач, обеспечивающих ценностно ориентированное развитие системы ОГПТ с учетом внешних факторов и средовых ограничений:
• выбор новых форм организации системы общественного пассажирского транспорта города, обеспечивающих выполнение требований к системе в составе ценностных ожиданий, с последующим уточнением структуры и границ рассматриваемой системы, разработкой механизмов взаимодействия между звеньями и элементами системы;
• конкретизации стратегии развития логистической системы городского общественного пассажирского транспорта с учетом результатов анализа уровня логистического сервиса в системе ОГПТ.
Материалы и методы
Логистические системы городского общественного пассажирского транспорта выступают, с одной стороны, в качестве необходимой и важнейшей составляющей многоотраслевого городского хозяйства, не только обеспечивая мобильность городского населения, но и в значительной степени определяя динамику пространственного развития города, степень рациональности использования его ресурсов; с другой стороны - в качестве средства удовлетворения потребности горожан в мобильности.
Представленная детерминация логистических систем позволяет установить дуалистичность понятия «потребитель услуг логистической системы ОГПТ», рассматривая в качестве такового: в первом случае - «город» (в обобщенном понимании) как открытую социально-экономическую и природно-технологическую систему, для которой уровень развития транспортной системы выступает в качестве фактора, стимулирующего дальнейшую эволюцию городской среды, способствующего воспроизводству ресурсов города; во втором - пассажиров, использующих транспортные и сопутствующие сервисы логистической системы ОГПТ для удовлетворения потребности в мобильности.
Ценность услуг логистической системы общественного пассажирского транспорта в значительной степени определяется уровнем удовлетворенности основных потребителей (реципиентов), причем принципиально важными являются следующие эмпирически установленные исходные положения:
• удовлетворенность реципиентов формируется при достижении уровня качества системы и предоставляемых услуг ожидаемым параметрам по следующим комплексным показателям: с позиций пассажира - доступность, мультимодальность, безопасность, экологичность, скорость, комфортность, надежность, с позиций «города» - мобильность, безопасность, экологичность и сохранность среды, влияние на развитие города, экономичность;
• усложнение требований реципиентов как по составу, так и вариативности в рамках комплексных показателей определяется действием ряда факторов, к числу наиболее значимых из которых следует отнести уровень благосостояния реципиента, размер города и тип территориальной структуры городской агломерации;
• усложнение требований реципиентов может быть описано посредством характеристик следующих их уровней - «базовые», «расширенные» и «предельные», причем совпадение уровней требований является желательным, но небезусловным состоянием системы.
На основе исследования содержания основных требований пассажиров и «города», структуры факторов, определяющих достижение удовлетворенности качеством системы общественного пассажирского транспорта (ОПТ) и предоставляемых ею услуг с позиций пассажиров и города, выделяются следующие принципиально различные для разработки решений в рамках стратегического управления системой ОПТ города варианты:
• ситуация, формально характеризуемая равенством = Ц^, т.е. сбалансированностью уровней требований к системе ОПТ с позиций основных реципиентов. Для данной ситуации характерно наличие определенной структуры, целевых ориентиров и методов управления логистической системой ОПТ, что позволяет сформировать ее структурно-функциональные модели для каждого уровня требований к системе;
• ситуация, характеризуемая критической несбалансированностью уровней требований основных реципиентов и описываемая сочетаниями «/^ » и «Ц^ № ». Основным фактором формирования подобной ситуации выступает недостаточная обоснованность положений стратегии развития ОПТ города, что определяет направленность принимаемых решений на корректировку стратегических программ развития городского пассажирского транспорта;
• комплекс ситуаций, в которых уровень требований пассажиров ниже уровня требований города
9» и «Ьп &1Л »), определяется повышенными требованиями города к качеству системы ОПТ при недостаточных возможностях по их финансированию со стороны пассажиров. В подобных ситуациях управленческие решения должны быть нацелены на повышение экономической (ценовой) доступности транспортных услуг для пассажиров, основными направлениями которой выступает разработка механизмов субсидирования поездок общественным пассажирским транспортом, либо сокращения логистических затрат в системе ОПТ;
• комплекс ситуаций, в которых уровень требований пассажиров превосходит требования города
(«¿2
» и «Ьо № »), что предусматривает разработку комплекса корректирующих качество услуг в логистической системе ОГПТ воздействий при обоснованной корректировке доли затрат, возмещаемой пассажиром, в составе действующего тарифа. Систематизация представленных ситуаций приведена на рисунке.
Реципиент - «город»
11\ - базовые - расширенные ¿з - предельные
Реципиент - пассажир - базовые Модель 1 Развитие форм субсидирования пассажиров. Реализация комплекса мероприятий, нацеленных на сокращение эксплуатационных затрат в системе ОПТ Корректировка стратегических целей, заложенных в программы развития системы ОПТ города
¿2 - расширенные Реализация комплекса улучшающих мероприятий, нацеленных на повышение качества транспортных услуг в системе ОПТ Модель 2 Развитие форм субсидирования пассажиров. Реализация комплекса мероприятий, нацеленных на сокращение эксплуатационных затрат в системе ОПТ
¿3 - предельные Корректировка стратегических целей, заложенных в программы развития системы ОПТ города Модернизация системы тари-фообразования за услуги ОПТ при повышении их качества Модель 3
- повышение уровня логистического сервиса | -минимизации логистических издержек
Рис. Матрица разработки стратегических решений развития логистической системы ОПТ города
Следует отметить, что представленные направления целесообразно принимать во внимание на этапе разработки решений; между тем, собственно принятие решения инициируется выявленными негативными отклонениями в ценностном профиле реципиента услуг логистической системы город-
ского общественного пассажирского транспорта. Таким образом, общая логическая последовательность разработки и принятия решений по управлению развитием логистической системы общественного пассажирского транспорта с позиций ценностно ориентированного подхода включает ряд последовательных этапов:
исследование потребностей реципиентов услуг системы общественного пассажирского транспорта города. Методическим инструментарием на данном этапе выступает комплекс разработанных методик по формированию ценностных профилей реципиентов;
• разработка структурно-функциональных моделей и типовых стратегий развития системы общественного пассажирского транспорта города;
• принятие решений по модернизации системы общественного пассажирского транспорта города.
• Реализация предложенных сценариев требует конкретизации модели логистической системы городского общественного пассажирского транспорта.
Результаты и их обсуждение
Одним из ключевых концептов рассматриваемого подхода к управлению развитием логистической системы общественного пассажирского транспорта города выступают структурно-функциональные модели рассматриваемой системы. Содержание моделей определяет: состав элементов системы, характер взаимосвязей между элементами системы, состав методов управления системой, целевые ориентиры и стратегические приоритеты управления. Как было указано выше, условия применения модели характеризуются сбалансированностью уровней требований к системе ОПТ с позиций основных реципиентов. Тогда, ориентируясь на количество выявленных уровней требований, можно выделить следующие условия реализации моделей и, соответственно, их содержание:
модель 1 реализуется в условиях базовых требований к системе ОГПТ с позиций основных реципиентов (случай = Ьг{). Целевая установка логистической системы ОГПТ в этом случае формулируется в терминах обеспечения мобильности трудовых ресурсов города. Обеспечение мобильности достигается управлением численностью парка транспортных средств, совершенствованием системы управления перевозками в системе ОГПТ;
модель 2 связана с ситуацией проявления расширенных требований к системе ОПТ города (случай
= ^2). Структурно эффективность рассматриваемой модели поддерживается взаимодействием следующих основных элементов: субъект управления (заказчик услуг) - профильный комитет администрации города, транспортные предприятия города, пассажиры. Взаимосвязи между элементами логистической системы регламентированы положениями государственного контракта на перевозку пассажиров и багажа по регулируемому тарифу. Качество услуг в системе обеспечивается усложнением требований государственного контракта к транспортным предприятиям - претендентам на заключение договора на обслуживание маршрутов в системе городского ОПТ, а также системой контроля за исполнением условий государственного контракта;
модель 3 реализуется в условиях предельных требований к логистической системе ОГПТ (случай ¿з = ¿з). Основные принципы формирования и эффективного функционирования логистической экосистемы общественного пассажирского транспорта города: коллаборативные взаимоотношения, конгруэнтность интересов участников экосистемы, синхронизация логистических процессов.
Рассмотрим структурно-функциональные характеристики моделей 2 и 3 более подробно. Логистические системы общественного пассажирского транспорта остаются ведущей формой организации системы ОГПТ. Вместе с тем, в условиях возрастания требований реципиентов при реализации сценария эволюционного развития логистическая система, стремясь обеспечить требуемый уровень обслуживания, испытывает следующие изменения:
• формируется «жесткое ядро» системы, основу которого составляют взаимоотношения профильного комитета администрации города, выступающего в качестве заказчика услуг, и перевозчиков -транспортных предприятий, обеспечивающих перевозку пассажиров и багажа в городском сообщении по регулярным маршрутам. Наличие подобных элементов и взаимоотношений между ними является необходимым условием сохранения устойчивости и управляемости городской системой
ОПТ. Основное назначение «жесткого ядра» состоит в обеспечении базовых потребностей в мобильности; по мере усложнения требований реципиентов к услугам системы ОГПТ в рамках «жесткого ядра» обеспечиваются условия для удовлетворения возрастающих запросов потребителей;
• значительно расширяется состав участников логистической системы за счет включения поставщиков новых ресурсов и сервисов. Взаимоотношения с поставщиками выстраиваются на основе гражданско-правовых договоров, при этом состав и уровень качества требуемых сервисов и ресурсов определяется субъектом управления логистической системой ОГПТ либо транспортными предприятиями «ядра» системы;
• возрастают требования к уровню координации и синхронизации с элементами, обеспечивающими инфраструктурное и информационное обеспечение транспортных процессов, переход к мультимо-дальным технологиям пассажирских перевозок;
• альтернативная система городской мобильности, включающая деятельность шеринговых компаний, службы такси и пр., развивается самостоятельно, поддерживая определенный уровень сервиса в системе общественного пассажирского транспорта в соответствии с выбранной бизнес-моделью;
• поставщики ресурсов и сервисов, элементы, обеспечивающие инфраструктурную и технологическую поддержку транспортных процессов, альтернативная система мобильности рассматриваются как «периферия» логистической системы ОГПТ. Управление взаимодействием с элементами «периферии» требует разработки новых бизнес-моделей, основанных на сочетании принципов самоорганизации и гибкого управления, и выступает самостоятельным исследовательским вопросом.
Особая роль «жесткого ядра» системы в обеспечении требований реципиентов к транспортным и сопутствующим сервисам в логистической системе ОГПТ определяет важность корректировки механизмов формирования и управления системой, что в целом соответствует содержанию сценария эволюционного развития и обеспечивает его выполнение. В рамках модели 2 в качестве основы подобных механизмов выступает система государственного контракта на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском сообщении (далее - Государственный контракт), что определяет направленность решений, нацеленных на модернизацию существующей модели.
Экосистемы общественного пассажирского транспорта города (модель 3), на наш взгляд, являются структурно-функциональной моделью, в наилучшей степени соответствующей предельным требованиям к системе ОГПТ с позиции основных реципиентов. Не затрагивая вопросы, связанные с внедрением цифровых экосистем (они подробно рассмотрены в имеющейся литературе [2, 10, 11]), остановимся на вопросах, связанных с обоснованием бизнес-модели, обеспечивающей конкурентоспособность логистической системы общественного пассажирского транспорта на динамично изменяющемся ландшафте городской мобильности.
Формирование уникального ценностного предложения в рамках экосистемной организации логистической системы ОГПТ обеспечивается, во-первых, вовлечением значительного количества специализированных участников, комбинация компетенций которых создает индивидуализированные транспортные и сопутствующие сервисы, во-вторых, наличием элементов самоорганизации, существенно повышающих эффективность функционирования системы при сокращении объема функции ее администрирования. В общем виде в структуру экосистемы общественного пассажирского транспорта города целесообразно включать:
• профильный комитет администрации города, выполняющий функции оркестратора экосистемы;
• транспортные предприятия, включенные в логистическую систему ОГПТ и выполняющие перевозки пассажиров по регулируемому тарифу на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении на условиях государственного контракта;
• транспортные компании федерального уровня, интегрируемые в мультимодальные транспортные процессы в системе ОГПТ с использованием ресурсов (инфраструктурные, технологические, кадровые, информационные) для выполнения интегрированных процессов по транспортировке пас-
сажиров и оказанию сопутствующих сервисов, а также обеспечивающие включение ОПТ города в региональную и страновую транспортные системы;
• элементы логистической инфраструктуры, обеспечивающие выполнение процессов, связанных с реализацией транспортных и сопутствующих сервисов для пассажиров;
• альтернативные и дополнительные средства и формы городской мобильности, дополняющие базовые транспортные и сопутствующие сервисы;
• цифровые посредники и поставщики, выполняющие ряд функций: предоставление информационных сервисов пассажирам и другим участникам экосистемы; разработка платформенных решений для логистической координации участников экосистемы; обеспечение взаимосвязи с государственными органами;
• финансовые учреждения, обеспечивающие продвижение и управление финансовыми потоками в экосистеме;
• образовательные и научные учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для ОГПТ, разработку инновационных управленческих и технологических решений. Представленный состав элементов экосистемы ОГПТ не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от ряда факторов: вида города (площадь, численность населения, степень аг-ломеративности и пр.), уровня развития системы ОГПТ, уровня цифровой зрелости системы ОГПТ, а также потенциальных участников экосистемы и др. Представленный состав элементов позволяет сделать вывод о существенной структурной сложности экосистемы ОПТ города. Рекомендуемая модель должна рационально сочетать элементы экономических методов управления и механизмы самоорганизации, в связи с чем предлагается рассматривать два контура управления:
• «жесткое ядро», формирующее «каркас» системы ОГПТ и обеспечивающее базовую мобильность горожан с заданными параметрами качества транспортных услуг; взаимоотношения между элементами «жесткого ядра» - профильным комитетом администрации города и транспортными предприятиями - регулируются в рамках системы Государственного контракта;
• «периферия», образуемая прочими элементами экосистемы, обеспечивающими повышение ценности услуг общественного пассажирского транспорта. Элементы «периферии» функционируют на принципах самоорганизации при сохранении за оркестратором экосистемы (профильным комитетом администрации города) функций координации и контроля.
Необходимым элементом описания модели экосистемы городского ОПТ выступает ее функциональная структура (см. табл.), а также мотивационные схемы, используемые при формировании бизнес-модели взаимодействия участников экосистемы на принципе «эффективной взаимозависимости».
Таким образом, преимущества экосистемной организации проявляются в реализации принципа конгруэнтности целей участников экосистемы (принцип win-win); расширении возможностей по созданию ценности для потребителей (реципиентов) услуг городского общественного пассажирского транспорта; сохранении управляемости системы и сохранение контролируемого развития; обеспечении параметров пассажиропотоков, соответствующих выбранной (реализуемой) стратегии развития городской агломерации, что определяет перспективы реализации представленной формы организации системы ОГПТ в условиях новой мобильности. Заключение
Реализация представленных моделей и стратегий развития логистической системы общественного пассажирского транспорта города требует решения ряда вопросов, переводящих результаты теоретических исследований и методических разработок в прикладную плоскость. Необходимыми уточнениями к представленным методическим разработкам выступает систематизация структурных форм организации логистической системы городского общественного пассажирского транспорта и реализуемых в них методов управления рассматриваемой системой, а также организационно-экономические механизмы, устанавливающие взаимосвязь между принимаемыми решениями по развитию системы и результативностью ее функционирования системы с применением инструментария ценностно ориентированного подхода.
Таблица
Структура экосистемы городского общественного пассажирского транспорта: функциональный аспект
Акторы Функции
Профильный комитет администрации города Мониторинг и систематизация ценностных ожиданий реципиентов логистической системы ОГПТ; мониторинг степени удовлетворенности реципиентов услугами системы ОГПТ; выбор структурной модели логистической системы ОГПТ, анализ и формирование условий реализации модели (в т.ч. согласование и разработка совместных проектов с комитетами администрации города, реализующими функции стратегического развития города, землепользования, благоустройства, инфраструктурного обеспечения; разработка механизмов логистической координации с транспортными предприятиями федерального уровня; разработка условий Государственного контракта на предоставление услуг по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу на регулярных маршрутах в городском сообщении; разработка механизмов контроля за выполнением условий Государственного контракта); бюджетирование системы ОГПТ
Транспортные предприятия Предоставление качественных услуг по перевозке пассажиров и багажа на регулярных маршрутах в городском сообщении в точном соответствии с условиями Государственного контракта
Предприятия логистической инфраструктуры системы ОГПТ Создание условий для скоординированной работы транспортных предприятий; разработка логистического проекта и логистическое управление пассажиропотоками в транспортных узлах; предоставление сопутствующих услуг
Транспортные компании федерального уровня Предоставление транспортных услуг на территории города с использованием имеющихся в распоряжении компании технологических, инфраструктурных, информационных ресурсов
Научно- образовательные учреждения Подготовка квалифицированных кадров, обладающими компетенциями идентификации ценностных ожиданий реципиентов системы ОГПТ, разработки решений по формированию ценностного предложения, разработки моделей и организационно-экономических механизмов развития логистической системы ОГПТ; подготовка специалистов в сфере мультимодальных пассажирских перевозок, обладающих компетенциями разработки механизмов логистической координации видов пассажирского транспорта, объектов логистической инфраструктуры пассажирского транспорта, организации и управления пассажирскими потоками; подготовка специалистов в сфере информационных технологий, обладающих компетенциями по разработке и внедрению систем Smart Mobility, интеллектуальной поддержки решений в системах ОГПТ, прослеживаемости процессов в системе ОГПТ; подготовка специалистов по экономике и управлению пассажирскими транспортными предприятиями в условиях новой городской мобильности; проведение научных исследований и подготовка прикладных разработок, нацеленных на повышение эффективности и устойчивости функционирования логистической системы ОГПТ, повышение качества услуг в логистической системе ОГПТ, разработку логистических технологий обслуживания пассажиропотоков, технологий транспортировки, маркетинговых исследований, разработку решений и последовательную интеграцию системы ОГПТ в проекты концепции Smart City
Компании, предоставляющие услуги с применением альтернативных и дополнительных средств и форм городской мобильности Предоставление услуг на «первой» и «последней» миле; индивидуализация сервисного предложения в системе ОГПТ
Цифровые поставщики и посредники Обеспечение информационной связности транспортных, сопутствующих процессов, процессов управления; интеллектуализация процессов управления логистической системой ОГПТ, процессов логистической координации деятельности элементов экосистемы ОГПТ; мониторинг состояния системы, степени удовлетворенности реципиентов; оказание информационных услуг пассажирам системы ОГПТ; внедрение разработок в рамках концепций Smart Mobility, Smart City в организацию и управление логистической системой ОГПТ
ЛИТЕРАТУРА
1. Асалиев А.М. и др. Маркетинговый подход к управлению качеством транспортного обслуживания: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. 172 с.
2. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков А.В. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. 2019. Том 6. № 4. С. 453-468. DOI: 10.18334/lim.6.4.41197
3. Кайсарова В.П. Ценностно-ориентированный подход в стратегическом управлении крупным городом // Вестник СПбГУ. 2008. Сер. 5. Вып.4. С. 127-135.
4. Сагинова О. В. Модели городской мобильности и логистика крупного города // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 2. С. 321-330.
5. Трегубов В.Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т. 7. № 6. С. 73-80.
6. Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизм управления. Ростов н/Д, 2001. 205 с.
7. Шульженко Т.Г., Жук А.Е. Экосистемная модель организации логистической системы общественного пассажирского транспорта города // Логистика - евразийский мост: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. (28 апреля - 1 мая 2021 г., г. Красноярск). Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2021. С. 195-202.
8. Шульженко Т.Г., Жук А.Е., Бадокин О.В. Экосистемная организация общественного пассажирского транспорта крупного города: перспективы синтеза логистического и ценностного подходов // Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре: сб. тр. Межд. научно-практ. конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2019. С. 234-247.
9. Zhanga C., Liua Y., Lu W., Xiao G. Evaluating passenger satisfaction index based on PLS-SEM model: Evidence from Chinese public transport service // Transportation Research. 2019. № 120. Part A. P. 149-164.
10. Jacobides M.G., Sundararajan A., Marshall van A. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy. World Economic Forum, 2019.
11. Ringel M., Grassl F., Baeza R., Kennedy D., Spira M., Manly J. The Most Innovative Companies. The Rise of AI, Platforms, and Ecosystems. Boston Consulting Group, 2019.