Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира'

Структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUNCTIONAL MODELING / VIRTUALIZATION / NEEDS / SELF-IDENTITY / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Громакова В. Г., Василенко С. В., Дзаурова Х. М.

В данной статье рассматривается структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира, построенная с помощью методологии функционального моделирования. Целью работы является построение модели процесса виртуализации жизненного мира современной молодежи на основе теоретических выкладок и эмпирических показателей социологического исследования магистрантов Южного Федерального Университета. Описание и процесс построения модели опирается на феномен человеческих потребностей, самоидентичности. Результаты позволяют затронуть вопрос проецирования виртуальной жизни на реальную, что влечёт за собой изменение повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structurally functional model of virtualization of the vital world

This article considered the structurally functional model of virtualization of the vital world constructed using the methodology of functional modeling. The aim of the work is to creature a model of the process of virtualization of the vital world of modern youth. The research is based on theoretical data and empirical indicators of the sociological research of graduate students of the Southern Federal University. The description and process of construct a model are determined by the phenomenon of human needs, self-identity. The results allow us to touch on the question of projecting a virtual life into a real one, which entails a change in everyday life.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира»

Структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира

В.Г. Громакова, С.В. Василенко, Х.М. Дзаурова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В данной статье рассматривается структурно-функциональная модель виртуализации жизненного мира, построенная с помощью методологии функционального моделирования. Целью работы является построение модели процесса виртуализации жизненного мира современной молодежи на основе теоретических выкладок и эмпирических показателей социологического исследования магистрантов Южного Федерального Университета. Описание и процесс построения модели опирается на феномен человеческих потребностей, самоидентичности. Результаты позволяют затронуть вопрос проецирования виртуальной жизни на реальную, что влечёт за собой изменение повседневности.

Ключевые слова: функциональное моделирование, виртуализация, потребности, самоидентичность.

Данная статья является логическим продолжением нашей статьи, представленной в предыдущем номере Инженерного вестника Дона [1], в концептуализированы ключевые понятия и приведено обоснование использования структурно-функционального моделирования в исследовании обсуждаемой проблемы.

В качестве технического средства структурно-функционального моделирования (structured analysis and design technique [2]) нами использовалась графическая нотация IDEF0 [3], которая на сегодняшней день является одной из самых удобных и успешно используемых инструментов [4]. Методология функционального моделирования IDEF0 — это технология описания системы в целом как множества взаимозависимых действий или функций. Преимуществом такого рода моделирования является наглядность получаемых моделей и возможность типизации объектов и связей между ними. Другим важным моментом является существенное упрощение операции выявления и отображения взаимосвязей между объектами. Вышесказанное определило выбор IDEF0 для достижения поставленной цели.

Цель: построение модели процесса виртуализации жизненного мира современной молодежи.

Виртуализация жизненного мира современного молодого человека составила предмет нашего исследования.

В основу построения модели легли теоретические обобщения, а также данные эмпирического исследования. Эмпирическую базу данной модели представляют результаты социологического исследования, проведенного магистрантами Института социологии и регионоведения ЮФУ. В исследовании были опрошены 131 человек, из которых 92 женского пола и 39 мужского пола, в возрасте от 14 до 35 лет.

Описание модели

Первым уровнем моделирования по заявленной методике является построение контекстной модели [5-7] (Рис. 1). На данном уровне отображаются все внешние связи моделируемого процесса. Движущими силами процесса виртуализации - иными словами, «входом» в изучаемый нами процесс (левая сторона функционального блока), являются потребности индивида:

1) потребность в информации,

2) потребность в общении,

3) потребность в социальном инструменте для деловой среды.

Отметим, что структура потребностей была выявлена в ходе

социологического опроса (Рис. 2) и согласуется с выводами других исследователей [8;243]. Соответственно, «выходами» (правая сторона блока) моделируемого процесса должно стать удовлетворение перечисленных потребностей.

Регуляторами процесса виртуализации (верхняя сторона блока) служат культурные установки общества, социальный контроль внутри сети, мотивы

личности на использование данной платформы, и регламентация - правила использования социального продукта (отдельной социальной сети).

Механизмы моделируемого процесса (нижняя сторона блока) представлены техническими средствами, обеспечивающими доступ к всемирной Интернет-паутине и социальным сетям. Кроме того, особая система коммуникаций, являющаяся результатом взаимопроникновения общественного в виртуальное и виртуального в общественное, поддерживается и создаётся её акторами - участниками взаимодействий в социальной сети, также представляющими собой «механизм» процесса.

Рис.1. - Контекстная модель Декомпозиция функционального блока «Виртуализация жизненных миров современного человека» позволяет более детально представить этапы и взаимосвязи исследуемого процесса. Создание профиля в социальной сети, по сути, является построением статичной персональной модели (имя, личные

данные, фотография профиля и др.). Регистрация участника социальной сети приравнивается к принятию правил пользования данной платформы, которые включает в себя нормы и способы коммуникации, самопрезентации на формальном и неформальном уровнях (Рис. 3).

Рис 2. - Мотивы регистрации в социальных сетях (по данным социологического опроса)

При этом мы должны заметить, что уже на ступени «паспортизации» на платформе происходит дифференциация персональных фактов (Рис. 4), что создаёт контраст между реальной и виртуальной жизнью человека. Результаты анализа ответов респондентов на вопрос о характере личной информации, размещаемой в сети, представлены на рисунке 5.

IH Инженерный вестник Дона. №4 (2017) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2017/4624

Рис. 3. - Декомпозиция первого уровня структурно-функциональной модели

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ Е ЮФУ

ЧЕРНОВИК

АВТО Р: Васнленко С В, Дзау ро ■ а УМ ДАТА: 28.03.2017 Р A3 РАЬАТЫ ВАЕТС Я ПРОЕКТ: Виртуализация РЕВИЗИЯ: 20.03.2017 жизненных миро«

РЕКОМЕНДОВАНО

ПУБЛИКАЦИЯ

КОНТЕКСТ:

Правила пользования социальными сетями

Потребность

в знании, информации

Потребность в общении, приверженности к группе

Потребность в

социальном инструменте для нахождения в деловой среде

Мотивы личности

Регнстрацня в социальной сети (Идентификация себя в социальны:-: сетяя)

All

Подтверждение

ЩКЮБЗ^ЖСр lOut

>плочл)

Фиксирование данных на профиле (создание своей статичной модели)

А12

Аккаунт в сети

Система конмуигалции в сети

Создамti профзпи в ссадсжльнай cent

Рис.4. - Декомпозиция модуля А1: Создание профиля в социальной сети

Какую информацию о себе Вы обычно выкладываете в социальных сетях?

I Зполняю все поля (имя, адрес проживания, включая личные фотографии)

■ Заполняю лишь обязательные поля (редко использую личные фтографии)

Использую псевдоним в социальных сетях, но публикую личную информацию и фотографии в профиле

I Использую псевдоним в социальных сетях, стараюсь исключить личную информацию в моём профиле

Не редактирую профиль, использую совместно с другим человеком

Рис.5. - Содержание статичной виртуальной модели личности пользователей

(по данным социологического опроса)

Конструирование социального пространства в сети - это формирование человеком динамичной модели себя - своего индивидуального образа, что осуществляется посредством переноса событий реальной жизни в виртуальное пространство (с фильтрацией или без). На этом этапе проявляются отличные от физической действительности аспекты пользования социальной сетью - «виртуальные друзья» (всех знакомых в социальной сети знает лично лишь 34,4% респондентов), доступ к ограниченной информации, новый вид увлечений и деятельности, появление персональной ответственности (администрирование сообществ: 53,4%) (Рис. 6). Так создается альтернативный социальный мир [9], на который влияют не только личные предпочтения пользователя, но и, существующая для него как данность, структура виртуального пространства [10]. Разница между образом себя в физическом микросоциуме и личностной моделью в социальной сети стимулирует интенсификацию социальной жизни в Сети.

61%

:

Рис. 6. - Декомпозиция второго уровня модуля А 2: Конструирование

социального пространства в сети.

Интенсификация социальной жизни в сети, посредством инструментальной модели личности пользователя, начинается с проецирования реальной жизни на виртуальную (Рис. 7). В дальнейшем это приводит ко все большему переносу общепринятых способов взаимодействия (обмен мнениями и впечатлениями, оказание поддержки, выражение симпатии и антипатии и т.п.) в виртуальное пространство. Однако в силу того, что изменяется средство взаимодействия, этот перенос не может быть полным. Поэтому социальные интеракции в виртуальном пространстве не тождественны традиционным социальным практикам, а представляют их частичные аналоги - симуляции.

Наиболее ярким примером симуляции социальной жизни, отраженном в результатах нашего эмпирического исследования, является появление и реализация дополнительной модели существования в социальной сети,

:

полностью скрывающей личность зарегистрированного на платформе человека (47% опрошенных). Речь идет о феномене создания альтернативной персоны.

Более того постепенно виртуальные социальные практики обрастают своими специфическими атрибутами. Наконец, из-за того что виртуальное общение постепенно приобретает все больший удельный вес, его специфические элементы начинают привноситься и в общение в физическом пространстве. В итоге мы получаем обратный эффект - проецирование виртуальной жизни на реальную (Рис. 7).

Рис. 7. - Декомпозиция второго уровня модуля А3: Интенсификация

социальной жизни в сети.

Иллюстрацией влияния виртуальной жизни на реальную социальную действительность являются ответы респондентов на вопрос об эффектах использования возможностей Интернет (Таблица 1). Как можно заметить, помимо изначально заложенной функции расширения доступа к информации Интернет все большее влияние оказывает на различные сферы жизни

1К1 Инженерный вестник Дона. №4 (2017) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2017/4624

респондентов: образование (45%), дружба (49%), торговля (51%), личная жизнь (20%), работа (19%). Вместе с позитивными эффектами упоминались и негативные: мошенничество (22%), проблемы на работе/ в учебе (7%), проблемы с властями (1,5%). Закономерно наряду с увеличением доли виртуальных социальных возрастает их влияние на психическое состояние современного человека: 40 % респондентов отмечали подъем эмоционального состояния вследствие общения в социальных сетях, а 16 % испытывали противоположные ощущения.

Таблица №1.

Эффекты виртуализации в повседневной социальной реальности

№ Эффект Количество респондентов

1. Нашел (а) работу 19%

2. Нашел (а) идеи для бизнеса, стартапа 15%

3. Нашел (а) партнеров для продвижения бизнеса 7%

4. Нашел (а) образовательные программы 45%

5. Нашел (а) девушки /парня/мужа/жены 20%

6. Использовал (а) в целях благотворительности 17%

7. Делал (а) покупки в интернет-магазинах 51%

8. Нашел (а) друзей/единомышленников 49%

9. Нашел (а) полезную информацию/ссылки 74%

10. Ощутил (а) подъем эмоционального состояния 40%

11. Ощутил(а) чувство утомленности и эмоционального упадка 16%

12. Возникли проблемы на работе/ в учебе 7%

13. Возникли проблемы с властью из-за опубликованного на странице материала 1,5%

14. Столкнулся/столкнулась с мошенниками 22%

15. Столкнулся/столкнулась с виртуальными маньяками 10%

Таким образом, проведенный социологический опрос показал, что, несмотря на кажущуюся незначимость, второстепенность, виртуальный мир все в большей степени становится частью нашего повседневного жизненного мира. Построенные и описанные в настоящей статье структурно-функциональные модели демонстрируют этапы этого процесса. Будучи изначально незначительным подспорьем в решении задач повседневной

реальности виртуальный мир постепенно становится важной частью жизненного мира современного человека.

Литература

1. Громакова В.Г., Василенко С.В., Дзаурова Х.М. Структурно-функциональное моделирование в исследовании виртуализации жизненных миров современного человека // Инженерный вестник Дона, 2017, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4369

2. Марка Д. А. Методология структурного анализа и проектирования SADT / Д.А. Марка, К. МакГоуэн. М.: МетаТехнология, 1993. 243с.

3. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF - технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. 203 с.

4. Тымчук Д.А., Свечкарев В.П. Программный комплекс информационно-аналитической поддержки проектного управления // Инженерный вестник Дона, 2008, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2008/101

5. Systems Engineering Fundamentals. Defense Acquisition University Press, 2001. 51 p.

6. Tsironis L., Gentsos А., Moustakis V. Empowerment the IDEF0 Modeling Language // International Journal of Business and Management. May, 2008. pp.109 - 118.

7. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем / С.В. Маклаков. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. 304 с.

8. Васильева М.Н. Бутенко Н.А. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Инновационная наука, 2016, № 6-3. С. 243-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Соколова Д.М. Основные тенденции виртуализации социального в информационную эпоху // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2013, Т. 13, Вып. 2. С.61-64.

1КЛ Инженерный вестник Дона. №4 (2017) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2017/4624

10. Иванов Д. В. Гламурный капитализм: логика «сверхновой» экономики // Вопросы экономики, 2011, № 7. С. 44-61.

References

1. Gromakova V.G., Vasilenko S.V., Dzaurova Kh.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4369

2. Marka D.A. Metodologiya strukturnogo analiza i proyektirovaniya SADT [Methodology of the structural analysis and design of SADT]. M.: MetaTekhnologiya, 1993. 243 p.

3. Cheremnykh S.V., Semenov I.O., Ruchkin V.S. Modelirovaniye i analiz sistem. IDEF - tekhnologii [Modeling and analysis of systems. IDEF -technologies]. M.: Finansy i statistika, 2003. 203 p.

4. Tymchuk D.A., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2008. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2008/101

5. Systems Engineering Fundamentals. Defense Acquisition University Press, 2001. 51 p.

6. Tsironis L., Gentsos A., Moustakis V. International Journal of Business and Management, May 2008. Pp. 109 - 118.

7. Maklakov S.V. BPwin i ERwin. CASE-sredstva razrabotki informatsionnykh sistem [BPwin and ERwin. CASE development tools of information systems]. M.: DIALOG-MIFI, 2001. 304 p.

8. Vasilyeva M.N., Butenko N.A. Innovatsionnaya nauka, 2016. № 6-3. Pp. 243-245.

9. Sokolova D.M. Izvestiya Saratovskogo universiteta, 2013, Vol. 13, Issue 2. Pp.61-64.

10. Ivanov D.V. Voprosy ekonomiki, 2011, № 7. Pp. 44-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.