Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель туристско-рекреационного кластера Омской области'

Структурно-функциональная модель туристско-рекреационного кластера Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СУБЪЕКТЫ КЛАСТЕРНЫХ СВЯЗЕЙ / РЕКРЕАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маевский Дмитрий Павлович, Лучко Олег Николаевич, Кулагина Евгения Викторовна, Грицай Мария Александровна, Мокеев Геннадий Иванович

На основе анализа направлений социально-экономического развития Омской области и изучения туристских потенциалов территории предложена модель туристско-рекреационного кластера, структура которого включает: координационно-управляющий, пространственно-образующий, политико-формирующий компонент, компонент финансового обеспечения, сектор поставки, производства и сбыта, сектор научно-исследовательского, маркетингового и кадрового обеспечения. Дано априорное описание эффектов внедрения модели кластерной цепи участников регионального туристского рынка; обоснована рыночная позиция кластерного объединения, которая заключается в обеспечении физической и духовной рекреации трудоспособного населения области и лиц, пребывающих в регион по программам профессиональной мобильности в рамках ЕврАзЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маевский Дмитрий Павлович, Лучко Олег Николаевич, Кулагина Евгения Викторовна, Грицай Мария Александровна, Мокеев Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally-functional model of the tourism and recreation cluster of Omsk region

Based on the analysis of social and economic development of the Omsk region and research of the tourist potential of the territory the model of tourism and recreation cluster has been offered, its structure includes: coordinating and managing, spatially-forming, policy-forming component, the component of financial security, sector of supply, production and marketing, sector of research, marketing and human resources provision. A priori description of the effects of the introduction of the models of cluster chain participants of the regional tourism market has been given; market position of the cluster association has been justified, which includes the provision of the physical and spiritual recreation of the working population and those who come to the region under the program of professional mobility within the common Eurasian economic space.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель туристско-рекреационного кластера Омской области»

2. Психофизиологический отбор на массовые профессии типа «Человек-техника» / И.П. Бондарев, О.И. Вылегжанин, Л.В. Зубова, Д. С. Чичерин // Медицина труда и промышленная экология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.

3. Мунилов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М. : Логос, 2001. - 356 с.

4. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М. : Наука, 1970. - 272 с.

5. Долгов, Д.И. Эргатические системы управления как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Д. И. Долгов // Современные технологии управления, 2011. - № 1 (01). - № рег. статьи 0001. - URL : http://sovman.ru. - Дата обращения

30.10.2012.

6. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1988. - 199 с.

7. Лисовская, Н.И. Средства и методы педагогического контроля параметров физической подготовленности горнолыжников высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лисовская Н.И. - М., 1980. - 255 с.

8. Лисовский, А.Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лисовский А.Ф. -М., 1997. - 43 с.

9. Лисовский, А.Ф. Исследование специфических показателей двигательных координаций у спортсменов-горнолыжников разных возрастов / А.Ф. Лисовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 38-42.

REFERENCES

1. Amin, A.S. and Zatsiorsky, V.M. (1985), Ergonomic biomechanics of physical culture and sports, publishing house “SCOLIFK”, - Moscow, Russia.

2. Bondarev, I.P., Vylegzhanin, O.I., Zubova, L.V. and Tchitcherin, D.S. (2006), “Psy-chophysiological selection on mass professions of the Person technician”, Occupational medicine and industrial ecology, No. 3, pp. 28-34.

3. Munilov, V.M. and Zinchenko, V.P. (2001), Ergonomika: people-oriented design of equipment, software and environment: textbook, publishing house Lagos, Moscow, Russian Federation.

4. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and main properties of nervous system, publishing house Science, Moscow, Russia.

5. Dolgov, D.I. (2011), “Ergatichesky control systems as factor of increase of competitiveness of enterprise”, Modern technologies of management, No. 1 (01), available at: http://sovman.ru.

6. Klimov, E.A. (1988), Introduction psychology in work, publishing house Moscow State University, Moscow, USSR

7. Lisovsky, N.I. (1980), The means and methods of teaching control ofparameters of physical fitness skiers high qualification: dissertation, Moscow, Russia.

8. Lissovsky, A.F. (1997), Theory and practice ofpedagogical control of sports readiness of mountain skiers: dissertation, Moscow, Russian Federation.

9. Lissovsky, A.F. (2010), “Research of specific indicators of impellent koordinatsiya at athletes-mountain skiers of different age”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 38-42.

Контактная информация: AnLis33@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2012.

УДК 332.13 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Дмитрий Павлович Маевский, кандидат экономических наук, доцент,

Олег Николаевич Лучко, кандидат педагогических наук, профессор,

Евгения Викторовна Кулагина, кандидат педагогических наук, доцент,

Мария Александровна Грицай, кандидат экономических наук, доцент,

Омский государственный институт сервиса,

Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

На основе анализа направлений социально-экономического развития Омской области и изучения туристских потенциалов территории предложена модель туристско-рекреационного кластера, структура которого включает: координационно-управляющий, пространственно-

образующий, политико-формирующий компонент, компонент финансового обеспечения, сектор поставки, производства и сбыта, сектор научно-исследовательского, маркетингового и кадрового обеспечения. Дано априорное описание эффектов внедрения модели кластерной цепи участников регионального туристского рынка; обоснована рыночная позиция кластерного объединения, которая заключается в обеспечении физической и духовной рекреации трудоспособного населения области и лиц, пребывающих в регион по программам профессиональной мобильности в рамках ЕврАзЭП.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, субъекты кластерных связей, рекреация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p99-104 STRUCTURALLY-FUNCTIONAL MODEL OF THE TOURISM AND RECREATION

CLUSTER OF OMSK REGION

Dmitry Pavlovich Majewski, the candidate of economical sciences, senior lecturer,

Oleg Nikolaevich Luchko, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Eugenia Viktorovna Kulagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Aleksandrovna Gritzai, the candidate of economical sciences, senior lecturer,

Omsk State Institute of Service,

Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Ufa State Aviation Technical University

Annotation

Based on the analysis of social and economic development of the Omsk region and research of the tourist potential of the territory the model of tourism and recreation cluster has been offered, its structure includes: coordinating and managing, spatially-forming, policy-forming component, the component of financial security, sector of supply, production and marketing, sector of research, marketing and human resources provision. A priori description of the effects of the introduction of the models of cluster chain participants of the regional tourism market has been given; market position of the cluster association has been justified, which includes the provision of the physical and spiritual recreation of the working population and those who come to the region under the program of professional mobility within the common Eurasian economic space.

Keywords: tourism and recreation cluster, subjects of clustered relations, recreation.

В постклассической картине мира особое внимание уделено кооперативным эффектам как механизму развития и самоорганизации системных объектов. Рекомбинация внутренних или внешних связей системного объекта способствует функциональным и квалитативным преобразованиям, что позволяет вывести систему на новый устойчивый

уровень развития. Кластерный подход в современном научном знании рассматривается как практический инструмент достижения кооперативных эффектов, путем формирования совокупности субъектов хозяйствования, функционально взаимосвязанных, дополняющих друг друга. Именно идея кластерного подхода используется в экономических отраслях при создании условий и механизмов инновационного развития.

Методология исследований феномена «кластеризации» основана на комплексном междисциплинарном подходе, на единстве социально-философского, экономического и социокультурологического научного знания. В практике кластеры, как правило, создаются в отраслях важного стратегического развития региона, станы, в сферах, где ожидается поступательное, прорывное развитие производственного комплекса. Туризм занимает одну из важнейших позиций в мировой экономике. По данным ВТО туристская индустрия обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, а число международных туристских поездок ежегодно увеличивается в десятки тысяч раз. В настоящий момент «... туризм является одним из важных направлений оживления экономики, <...> выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации» [1].

Об актуальности и практической значимости применения кластерного подхода в туристской сфере свидетельствует, прежде всего, принятые на государственном уровне ряд решений о формировании особых экономических зон туристско-рекреационного типа, объединенных в кластер, а также ряд научных работ, направленных на исследование проблемных аспектах кластеризации туристской индустрии. Опыт создания туристских кластеров уже есть в ряде российских регионов (Иркутская область, Северокавказский федеральный округ, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Карелия, Саратовская область и пр.).

Вместе с тем, имеется ряд противоречий в современной теории и практике формирования туристско-рекреационных кластеров, в частности, между:

1. Изменением политических, социально-экономических и культурных пространств, усилением процессов открытости хозяйственных субъектов и недостаточной разработанностью научно-методологических основ управления кластером в условиях нелинейности развития и процессов глобализации.

2. Объективной необходимостью формирования туристско-рекреационных кластеров и недостаточной разработанностью научно-методологических основ формирования кластера, предусматривающих учет туристско-ресурсных спецификаций региона и многоцелевой сущности туризма как социально-экономического явления.

3. Необходимостью разработки и внедрения в практику модели туристско-рекреационного кластера и недостаточной научно-теоретической и технологической обеспеченность данного процесса

4. Расширением международной политики в области туризма, усилением туристского интереса к региональным природным объектам и культурным достопримечательностям и наличием низкой конкурентной позиции туристских продуктов, отдельных регионов по причине отсутствия научно-обоснованных технологий освоения регионального туристско-рекреационного потенциала и предоставления сервисных услуг.

5. Динамичностью современных рыночных отношений и недостаточной разработанностью научно-методологических оснований формирования конгруэнтной стратегии кластерного развития туристско-рекреационных комплексов российских регионов.

В российских регионах проводятся мероприятия по созданию условий интеграции отечественных и зарубежных технологий и инвестиций в соответствии трендами государственной политики в области развития ЕврАзЭП. И в этой связи реализации идеи развития и управления региональной туристской сферой с позиции кластерного подхода является своевременной необходимостью и перспективной стратегической задачей

В классическом понимании кластер - это сеть взаимосвязанных производств,

включающая поставщиков, непроизводственной сферы, стратегические связи с профессиональными образовательными учреждениями, исследовательскими институтами, инфраструктурными организациями и потребителями [2]. Туристско-рекреационный кластер это не столько отраслевая, сколько территориально-производственная сеть предприятий и организаций разных секторов и сфер социально-экономического пространства.

Формирование туристско-рекреационного кластера на территории Омской области предполагает проведение работ в нескольких направлениях. Прежде необходимо проведение аудита региональной экономики для определения функциональной специфики кластера и изучения возможностей селекции кластерных объединений. Также необходим анализ политических и экономичных механизмов, действующих в регионе и определяющих тренд развития туризма региона.

По показателям официальной статистики [3] Омская область на протяжении нескольких лет сохраняет минимальный уровень инвестиционного риска среди субъектов Сибирского федерального округа, что является важным фактором развития региональной территории. Область обладает широким спектром производственных, технологических, интеллектуальных и природно-климатических потенциалов и ресурсов. В регионе уже созданы необходимые условия для формирования и развития таких экономических кластеров как агропромышленный кластер, нефтехимический кластер, кремниевый кластер, лесопромышленный кластер. Также в качестве инвестиционного приоритета территории обозначено строительство мультимодального транспортно-логистического узла [4]. Географическое положение, социально-экономическое развитие и культурно-исторический опыт создают нужные предпосылки для развития Омской области как глобального делового центра Евроазиатского экономического пространства.

Туристские ресурсы территории региона включают уникальные природнорекреационные объекты, памятники культурно-исторического наследия национального и мирового значения, традиционные социально-экономические мероприятия, культурные и спортивные события. Однако следует отметить, что по уровню аттрактивности Омская область не входит в число ведущих российских туристских центров, по интенсивности въездных потоков она уступает регионам, специализирующимся на лечебнооздоровительных, культурно-познавательных, развлекательных и прочих видах туризма. Поэтому учитывая темпы и интенсивность промышленного развитие Омского региона, а также специфику туристского потенциала при проектировании рыночного функционирования туристско-рекреационного кластера следует ориентироваться на туристские интересы и потребности местного населения и лиц, пребывающих в регион из-за рубежа по программам профессиональной мобильности трудовых кадров. Производимые субъектами кластерных связей региональные туристские услуги должны обеспечивать рекреацию трудоспособности населения Омской области, а также культурное и духовное развитие жителей и гостей региона. В этой связи, важной задачей при формировании регионального туристско-рекреационного кластера является подбор потенциальных участников кластерных связей, обозначение групп субъектов рынка, определение их полномочий и направлений стратегического плана развития.

С учетом вышесказанного можно сформулировать общую структурнофункциональную модель регионального туристско-рекреационного кластера. В рамках данной модели можно выделить следующие элементы:

1. Координационно-управляющий компонент может быть представлен коллегиальным органом, обеспечивающим концентрацию деятельности на главных направлениях и делегирующий производство промежуточных продуктов и оказание услуг соответствующим участникам кластерного объединения.

2. Пространственно-образующий компонент включает территориальную сферу сосредоточения участников цепи туристско-рекреационного кластера, а также культурный и природный потенциал региона, используемый для удовлетворения туристских ин-

тересов целевых аудиторий.

3. Политико-формирующий компонент. Как показывает опыт, для создания кластера необходима соответствующая социальная и политическая среда: выработка и принятие законодательных постановлений, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона и развитие малого и среднего бизнеса, психологическая готовность к кооперации предприятий-участников туристского рынка.

Стратегическая цель развития регионального туризма является неотъемлемой частью Программы стратегического социально-экономического развития Омской области до 2020 года. На государственном уровне функции регионального органа управления туризмом осуществляет Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. Вопросами охраны и использования памятников истории и культуры, работы музеев занимается Министерство культуры. Функции по обеспечению безопасности туристов, их спасению выполняют совместно туроператоры, турагенты и поисковоспасательная служба Омской области. Внутриотраслевой уровень включает взаимодействие профессиональных ассоциаций и объединений. Современная стратегия регионального туризма выстраивается по векторам как интенсивного, так и экстенсивного развития.

4. Компонент финансового обеспечения - институты финансового капитала, осуществляющие финансовое сопровождение деятельности предприятий кластера, обеспечивающие изыскание резервов для непрерывности воспроизводимых процессов, достижения стратегических целей и выгод, развитие технологических возможностей кластерного взаимодействия.

5. Сектор поставки, производства и сбыта. Данный компонент включат три структурных элемента:

1) предприятия, осуществляющие поставку туристских услуг (гостиничные комплексы и иные средства размещения, специализирующиеся на предоставлении рекреационных услуг и/или услуг делового туризма, предприятия общественного питания, предприятия транспортных перевозок, культурно-развлекательные центры, музейновыставочные организации и пр.);

2) предприятия туроператорской деятельности. Одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма в Омской области является разработка туристских продуктов. Дело в том, что большая часть туристско-рекреационных ресурсов региона требует «оформления» в актуальные, востребованные и доступные туристские рыночные предложения. В Омске несколько предприятий специализируются на туроператорской деятельности внутреннего туризма, что является важной предпосылкой для расширения линейки региональных турпродуктов, рекреационной направленности;

3) турагентские фирмы. В Омском регионе официально зарегистрировано и ведут постоянную деятельность более 300 фирм, часть из них является потенциальными участниками регионального туристско-рекреационного кластера. В качестве основных критериев кластерной принадлежности следует обозначить: опыт работы по реализации региональных туристских продуктов, наличие договорных отношений с региональными поставщиками туристских услуг, установление сотрудничества с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку кадров для туристкой и гостиничной сферы, открытость к региональной политике в области туризма.

6. Сектор научно-исследовательского и маркетингового обеспечения. Функциональное значение данного структурного компонента модели кластера заключается в проведении исследований рекреационных свойств природных ресурсов Омской области, планировании их рационального потребления и продвижения на рынке с учетом экологической сохранности территории. Опыт проведения данных работ имеется в исследовательских лабораториях и научно-исследовательских институтах Омской государственной медицинской академии и Омского государственного аграрного университета

7. Сектор кадрового обеспечения - учреждения, ведущие профессиональную образовательную деятельность в области туризма и гостиничного дела. Ролевое значение образовательных учреждений в контексте кластерных отношений заключается в выработке приоритетов формирования образовательной программы в разделе регионального компонента учебных дисциплин, освоение которых способствовало бы подготовке кадров, компетентных и адаптированных к работе на предприятиях регионального туристско-рекреационного кластера, а также объедение субъектов туристского рынка по вопросам качества подготовки специалистов и инновационного развития региональной туристско-гостиничной инфраструктуры.

Омский государственный институт сервиса является отраслевым вузом, специализирующимся на подготовке кадров и научных исследованиях для предприятий сферы сервиса, в том числе туризма и гостеприимства. Накопленный научно-педагогический и методический потенциал вуза позволяет решить следующие задачи:

- проведение аналитических исследований современного состояния и перспектив развития региональных предприятий туристской сферы;

- разработка программы мероприятий по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти города и области, фондом поддержки предпринимательства, предпринимательским сообществом региона;

- разработка проектов по освоению приграничных территорий между Омской областью и Казахстаном с целью развития регионального туризма и повышения инвестиционной привлекательности данных областей;

- подготовка и переподготовка кадров с учетом современных трендов развития регионального туризма и привлечением работодателей к непосредственному участию в образовательном процессе; разработка образовательных программ для целевой подготовки кадров для региональных предприятий туризма и гостиничного сервиса;

- разработка и реализация программ международной мобильности студентов и преподавателей вузов из стран-участниц ЕврАзЭП.

- вовлечение студенческой молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность в сфере туризма и гостиничного сервиса;

- формирование элементов культурного имиджа региона путем организации событийных мероприятий с международным участием;

- оказание информационной и консультативной поддержки субъектам малого предпринимательства, в том числе при подготовке заявок на получение грантов Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства.

Таким образом, Омский государственный институт сервиса может войти в кластерную цепь в качестве субъекта, обеспечивающего координацию образовательной системы подготовки кадров для туристско-рекреационного кластера Омского региона и практическую реализацию программ подготовки магистров и бакалавров для предприятий туризма и гостиничной сферы.

Наличие туристско-рекреационного кластера на территории Омской области позволит достичь определенного эффекта, который проявится в следующем:

- эмпирическое обоснование технологии кластерного взаимодействия предприятий туристского рынка, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций, структур власти и финансовых институтов региона.

- повышение производительности и конкурентоспособности предприятий туристской инфраструктуры, ориентированных как на внутренний региональный рынок, так и на формирующийся рынок ЕврАзЭП;

- повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона, развитие предприятий малого и среднего бизнеса;

- повышение качества жизни населения региона, путем создания условий для культурного отдыха, обеспечивающего рекреацию физических и духовных сил.

Опыт формирования туристско-регионального кластера в перспективе может быть транслирован и в другие федеральные субъекты как новая форма сети устойчивых связей между субъектами территории, и обеспечивающая достижение синергетических эффектов в экономическом и социальном развитии региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в

Российской Федерации 2011-2018 годы» [электронный ресурс] //

иКЪ:Шр://правительство.рф/. - Дата обращения 30.10.2012.

2. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - СПб. : Издательский дом «Вильямс», 2002. - 495 с.

3. Омская область в цифрах [Электронный ресурс] // URL :http:// omsk.gks.ru/. -Дата обращения 30.10.2012.

4. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http:www.sibfo.ru/strategia/strdok.php. - Дата обращения

30.10.2012.

REFERENCES

1. Federal Target Program “Development of domestic tourism in the Russian Federation 2011-2018 years”, available at: http://pravitelstvo.rf/

2. Porter, M. (2002), Competition, Publishing House «Williams», Saint-Petersburg, Russian Federation.

3. Omsk region in numbers, available at: http:// omsk.gks.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Strategy for Socio-Economic Development of Siberia 2020, available at: http :www.sibfo.ru/strategia/strdok.php.

Контактная информация: kevgeniya@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2012.

УДК 796.322

ОБУЧЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ МЯЧА В ГАНДБОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ РАЗВЕРНУТЫХ АЛГОРИТМОВ

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор,

Алексей Александрович Чуркин, кандидат педагогических наук, доцент,

Анна Александровна Рамзайцева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Обучение ситуационной технике бросков мяча в ворота гандболисток 9-11 лет предполагает формирование ориентировочной основы прежде, чем спортсменки начнут выполнять двигательное действие. Это положение является определяющим в содержании методики обучения. Формирование ориентировочной основы сначала происходит в умственной форме. На первом этапе юные спортсменки изучают типовые игровые ситуации, в которых чаще всего производятся броски мяча в опоре квалифицированными гандболистками в условиях соревновательной деятельности. При изучении типовых игровых ситуаций акцент делается на правильность выбора способа броска при завершении атаки. Для более качественного усвоения предлагаемого материала используются приемы алгоритмических предписаний. Усвоение начинающими гандболистками выбора оптимальных способов бросков мяча в типовых игровых ситуациях в умственной форме позволит им осознанно подходить к овладению бросковыми движениями.

Ключевые слова: ситуационная техника, методика обучения, развернутые алгоритмы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.