Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://www. umu.sportedu.ru
2. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - №3. том 4 - С. 191-196.
References
1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty, primernye uchebnye plany i programmy vysshego professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. umu.sportedu.ru
2. Kurasbediani Z.V. Fizicheskaja kul'tura kak faktor formirovanija lichnosti. // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. Vypusk №3/tom 4/2008. S. 191-196.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.022 Кравчук Т.А.1, Флянку П.И.2
1 ORCID: 0000-0002-1825-0023, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0097, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье рассмотрено — виды и формы культурно-досуговых программ для различных категорий населения, особенности организации мероприятий, критерии подбора команды, разработана структурно -функциональная модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий для молодежи, структура жизненного цикла мероприятия.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, мероприятие, модель, молодежь.
Kravchuk T.A.1, Flyanku P.I.2
1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, Associate professor, Siberian State University of Physical Education
and Sport, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, undergraduate, Siberian State University of Physical Education and Sport STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PROCESS OF ORGANIZATION OF EVENTS
FOR YOUNG PEOPLE
Abstract
In the article the types and forms of cultural and leisure programs for various categories of the population, features of events organization, criteria of team selection are considered, the structurally functional model of process of the organization of cultural and leisure actions for youth and structure of life cycle of action are developed.
Keywords: the leisure and cultural activity, event, model, youth.
Актуальность исследования. Туристско -экскурсионное обслуживание - деятельность предприятий, организаций индивидуальных предпринимателей, направленная на удовлетворение потребностей населения и иностранных граждан в туристских и экскурсионных услугах (туристском продукте).
Услуги в сфере туристско -экскурсионного обслуживания подразделяют на различные виды, в том числе культурно-массовые и услуги по организации досуга. Эти услуги делятся на: проведение туристских слетов, туристских праздников, встреч; проведение вечеров отдыха, киновечеров, дискотек; показ концертов, спектаклей и аналогичных мероприятий; организация музыкального и развлекательного обслуживания (анимационные программы); предоставление настольных игр, автоматов, бильярда, боулинга и т.п.
Потребителями туристских услуг являются люди всех возрастов. Самые активные социальные группы (школьники и студенты) являются потребителями услуг сферы досуга, но, к сожалению, нехватка ресурсов (материальных, временных) и не достаточный учет их мотивации и потребностей приводят к упадку этого вида деятельности. Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно -досуговой деятельности для этой возрастной категории потребителей.
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность как часть туристского обслуживания.
Предмет исследования - содержание культурно -досуговой деятельности школьников и студентов в процессе туристского обслуживания.
Цель исследования - разработать структурно -функциональную модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий для молодежи.
Для решения поставленной цели использовались следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности организации культурно -досуговых мероприятий на разных этапах
2. Разработать методическое сопровождение для организации и проведения культурно-досуговых мероприятий для школьников и студентов в процессе туристского обслуживания.
Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы; опрос (анкетирование), проектирование, моделирование, методы математической обработки.
Результаты исследования.
Существует большое разнообразие культурно -досуговых программ для удовлетворения потребностей различных групп населения: спортивные, спортивно -оздоровительные, спортивно -развлекательные, спортивно-познавательные, экскурсионные, культурно-познавательные, приключенческо-игровые, любительские (творческо-трудовые),
зрелищно-развлекательные программы. Они подразделяются на различные формы проведения. Нами были обобщены виды и формы проведения культурно-досуговых программ для различных категорий населения (Табл.1).
Таким образом, из рассмотренных девять видов культурно-досуговых программ, шесть можно проводить для любых возрастных групп населения, что упрощает работу организаторам. Целевой аудиторией для спортивных и приключенческо-игровых видов в основном являются школьники и молодежь, а для спортивно -оздоровительного вида - любители спорта разных возрастных категорий.
При разработке и проектировании культурно -досуговых программ организаторам необходимо учитывать много факторов, таких как:
Таблица 1 - Виды и формы культурно-досуговых программ для различных категорий населения
№ Вид культурно-досуговой программы Форма культурно-досуговой программы Возрастная категория участников
1. Спортивные - различные виды спорта Спортсмены: школьники. молодежь
2. Спортивно-оздоровительные Танцевальный кружок, аквааэробика, водное поло, трекинг. зарядка, аэробика, фитнесс. зумба Любители спорта
3. Спортивно-развлекательные Конкурсы, состязания Любой возраст
4. Спортивно-по з навате льные Походы, пешеходные экскурсии Любой возраст
5. Экскурсионные Различных видов экскурсий, обучающие программы Любой возраст
6. Культур но -по з навате льные Посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встречи с известными деятелями культуры Любой возраст
7. Приключенческо-игровые Ролевые игры и конкурсах, посещении пещер, пиратские вылазки, вечер народных преданий и легенд, ночные походы, ночные спуски на горнолыжном курорте, тематические пикники Школьники, молодежь, средний возраст
8. Любительские (творческо-трудовые) Изготовление поделок, общение на местном национальном языке, .знакомство с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д.; аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры Любой возраст
9. Зрелищно-развлекательные Праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни. ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной с амо деяте л ь но сти Любой возраст
1. Определение целевой аудитории потребителей:
- возраст и пол будущих зрителей (контингент);
- социальное положение и профессиональную занятость (аристократы, бизнесмены, молодежь, студенты);
- национальность (особенности культур и традиций);
- стиль жизни людей (классический, экстремальный, «домострой», и т.д.);
- состояние здоровья (особенно важно в разработке спортивно-оздоровительных программ);
2. Главная идея, заложенная в основу анимационной программы (цель проведения):
- культурное просветительство, пропаганда ценностей,
- художественное творчество,
- развитие эстетических чувств,
- отдых, рекреация,
- развлечение.
3. Концепция и способы проведения культурно -досугового мероприятия:
- корпоративные мероприятия,
- конференции, конгрессы, съезды, симпозиумы, посвященные достижениям и разработкам в той или иной области,
- обучающие тренинги и семинары;
- календарные праздники (новый год, 8 марта и т.д.), день рождения,
- детские анимационные программы, праздники, утренники,
- спортивные мероприятия, соревнования,
- массовые городские мероприятия, народные гулянья (день города),
- зрелищные мероприятия (премии в области кино, музыки и т.д.),
- свадебные торжества и.т.д.
4. Процесс организации культурно -досугового мероприятия:
- составление плана подготовки,
- подбор команды,
- написание сценария, сценарного плана и т.д.
Event-менеджер (организатор) - это специалист, который занимается организацией деловых и развлекательных мероприятий для компаний и частных лиц. Его задач - разработка концепции будущего праздника составить план подготовки, подобрать команду специалистов, объединить все задумки в единое целое, для чего требуется креативность, умение понять аудиторию, воплотить пожелания заказчика и достичь цели мероприятия. Организатор должен обладать компетенциями в различных областях Профессии «Организатор мероприятий» обучают по таким направлениям подготовки, как: 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», специальность 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения», направления подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», специализация «Режиссура шоу -программ», а так же на курсах повышения квалификации в специализированных школах Вместе с тем, компетенции в этой профессиональной области получают и студенты туристских направлений подготовки: 49.03.03 «Рекреация и спортивно -оздоровительный туризм», 43.03.02 «Туризм».
Организатор должен научиться:
- руководить творческой жизнью учреждения культуры и искусства (дома народного творчества, этнокультурного или фольклорного центра, коллектива или студии народного художественного творчества, школы национальной культуры и т.д.),
- формировать репертуар творческого коллектива,
- работать с авторами сценариев и музыкального сопровождения,
- разрабатывать замысел, общую концепцию будущего представления или мероприятия,
- писать сценарии театрализованных представлений и праздников,
- подбирать кадры: актеров, музыкантов, технический (звукорежиссеров, операторов, монтажеров) и обслуживающий персонал (костюмеров, художников, гримеров),
- утверждать состав творческой группы, организовывать и проводить репетиции,
- осуществлять постановку театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ, карнавалов, шоу-программ и т.д.,
- использовать во время постановок технические средства, звуковую, световую и пиротехническую аппаратуру,
- участвовать в продюсировании проекта: находить источники финансирования, оценивать зрительский потенциал, организовывать рекламу будущего проекта, проводить PR-акции,
- преподавать основы актёрского мастерства и режиссуры театрализованных представлений и праздников, смежные дисциплины в колледжах и вузах
Обычно, в команду проекта входят следующие специалисты: организатор, координаторы, режиссер, сценарист, звукооператор, ведущий, фотограф, видеоператор, стилист, хореограф, директор по свету, команда по монтажу различного оборудования, декораторы, дизайнер, флорист, артисты (танцоры, музыканты, акробаты), аниматоры, повара и многие другие в зависимости от сложности проекта.
На основе анализа научной и методической литературы, собственного опыта проведения культурно -досуговых мероприятий, была разработана структурно-функциональная модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий для молодежи с целью оптимизации процесса организации культурно -досуговых мероприятий, которая включает в себя 4 блока: блок целепологания, содержательно-технологический блок, организационный блок, реализация культурно-досугового мероприятия, критериально -оценочный блок, результативный блок (Рис.1).
Содержательно-технологический блок является фундаментом для подготовки культурно -досуговых программ и включает в себя:
Социальный заказ: культурно-досуговое мероприятие (программа) для молодежи
_Л_
_БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ_
ЦЕЛЬ: процесс организации культурно-до су го вых мероприятий для молодежи
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ!! БЛОК
Личностно-мотивационный компонент (готовность к процессу организации культурно - досуговых программ; организационно значимые качества) Когнитивный компонент (знания о видах, функциях культурно - досуговых программ, методах и этапах их организации и др.) Деятель постный компонент (практическое владение методами и приемами организации культурно-до су го вых программ и др.)
я.
ОРГАН! ВАЦПОННЫП БЛОК
Компоненты культур но-досугов ого мероприятия включают в себя все элементы построения
программы. В них заложены основные блоки, по которым строится процесс организации культурно-
досугового мероприятия,
Виды КД программ: Элементы технологического Технология создания КД
- спортивные, спортивно- процесса создания БД программ: программ:
озд оров ительные. - объект деятельности: первый этап -
спортивно-развлекательные: обслуживаемое население. подготовительный:
- зрелищно- посетители (молодежные и проектиров ание КД
развлекательные. отдельные личности): программы:
приключенческо-игровые - субъект деятельности: второй этап
программы: руководители, специалисты. содержательный: проведение
- познав ательные. организационной службы: КД программы:
культурно-познавательные. - собственно досуговая деятельность четвертый этап -
экскурсионные, обучающие. (процесс воздействия субъекта на заключительный: подведение
любительские субъект) со всеми ее компонентами итогов
__
РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТТТНО ДО СОТОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Л
КРПТЕРИАЧЬНО-ОЕ [ЕНОЧНЫП БЛОК
Критерии опенки участников в организации мероприятия Уровни Диагностические методики
- инициативное участие в процессе подготовки мероприятия: - знания и умения, необходимые для организации мероприятий: - организационные способности: - коммуникативные качества: - владение всеми источниками и средствами коммуникации в том числе в электронном виде: - стрессоустойчивость. -низкий - средний -высокий оценка уровня коммуникативных и организаторских склонностей: - оценка уровня этичности: - оценка уровня умения излагать свои мысли: - оценка уровня умения слушать и слышать: - оценка уровня умения эффективно вести переговоры по телефону, в сети интернет: - оценка уровня умения выходить из сложной ситуации.
_а_
РЕ ЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
РЕЗУЛЬТАТ — удовлетв ар еннос гь молодежи (школьников и студентов) от культурно-
да сугов ого мероприятия_
Рис. 1. Структурно -функциональная модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий
для молодежи
- личностно-мотивационный компонент - готовность к процессу организации культурно -досуговых программ организатором и всей командой; организационно значимые качества, такие как: инициативное участие в процессе подготовки мероприятия, знания и умения, необходимые для организации мероприятий, организационные способности, коммуникативные качества, владение всеми источниками и средствами коммуникации в том числе в электронном виде, стрессоустойчивость;
- когнитивный компонент - знания о видах, функциях культурно -досуговых программ, методах и этапах их организации, которые являются основополагающими при подготовке проекта;
- деятельностный компонент - это практическое владение методами и приемами организации культурно -досуговых программ.
Организационный блок включает в себя компоненты культурно -досугового мероприятия, такие как: виды культурно-досуговых программ, элементы технологического процесса и технологию создания культурно -досуговых программ. Они сочетают в себя все виды построения программы, где заложены основные блоки, по которым строится процесс организации культурно-досугового мероприятия: организация собраний и встреч с членами команды, процесс планирование и контроля за выполнением работы, а так же своевременного ее выполнения).
Реализация культурно-досугового мероприятия - самый важный и ответственный этап всей подготовки. Он олицетворяет собой проделанную за время подготовки работу, результат трудов всей команды. Реализация мероприятия оценивается отзывами о нем в средствах массовой информации (телевидение, интернет, печатные издания), выложенными в сеть качественными пост-материалами (фотографиями и видеороликами). Так же мероприятие может перейти в разряд постоянных и проводится с периодичностью: в месяц, год, в зависимости от целей и задач.
Критериально-оценочный блок состоит из трех частей: критерии оценки участников в организации мероприятия, уровни подготовки к организации и проведению программы, диагностические методики выявления способностей участников. Данные диагностические методики помогает оценить, на каком уровне находится каждый из участников команды проекта, что бы впоследствии улучшить его знания и умения посредством повышения квалификации. На сегодняшний день сфера услуг организатора активно развивается и требует постоянного обучения новым технологиям проектирования.
Результативный блок - это итог проведения программы, а именно - удовлетворенность молодежи (школьников и студентов) от культурно -досугового мероприятия. Это подтверждают следующие параметры:
- анкетирование, опрос, личная беседа с потребителями,
- интервью, данное участником мероприятия для журнала, газеты, на телевидении,
- оставленные письменные отзывы в социальных сетях в профильной группе, на сайте, на личной странице организаторов,
- целевая аудитория (молодежь) становится приверженным потребителем услуг.
Организацию и проведение какого -либо мероприятия можно сравнить с жизненным циклом. В качестве основы, можно взять разработки ведущего мирового эксперта в области повышения эффективности работы компаний Ицхака Адизеса. Он считал, что каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды. Так же и мероприятие проходит через стадии и процессы подготовки (Табл.2).
Таким образом, мы выделили 8 стадий жизненного цикла мероприятия, которые имеет свои характеристики.
Таблица 2 - Периоды и характеристика жизненного цикла мероприятия
№ Периоды жизненного цикла организации по И. Адизесу Периоды жизненного цикла мероприятия Характеристика периода жизненного цикла мероприятия
1. Зарождение Зарождение идеи Мероприятие существует только в виде идеи, которая сформировалась в голове организатора
2. Младенчество Предподготовка Мониторинг рынка, анализ предлагаемых анимационных программ, определение целей и задач мероприятия, целевой аудитории
3. Стадия высокой активности Активная подготовка Подбор команды специалистов, осуществляется выбор места и времени проведения программы, написание сценария мероприятия, подбор творческих коллективов, распределение обязанностей внутри команды, составление сметы расходов, техническая подготовка: закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т. д.
4. Юность
5. Расцвет Рекламная компания Проведение рекламной кампании намеченного мероприятия
6. Стабильность
7. Аристократия Финальная подготовка Проведение репетиций, обучение правилам игр и прочее.
8. Ранняя бюрократия Основной этап Проведение мероприятия
9. Бюрократизация Подведение итогов Анализ проведенной программы, анкетирование потребителей с последующим анализом.
10. Смерть Повторное проведение мероприятия Работа над усовершенствованием мероприятия, стабильное проведение мероприятия
ВЫВОДЫ:
1. Услуги в сфере туристско-экскурсионного обслуживания подразделяют на различные виды, в том числе культурно-массовые и услуги по организации досуга. Существует большое разнообразие видов культурно -досуговых программ, которые удовлетворяют потребности различных групп населения.
2. При разработке и проектировании культурно -досуговых программ организатору необходимости учитывать следующие факторы: определение целевой аудитории (потребителей), главной идеи, цели и концепции, заложенной в анимационную программу, а так же подбор компетентной и профессиональной команды специалистов, для успешной реализации программы. Организация и проведение культурно -досугового мероприятия проходит через определенные стадии и процессы подготовки и имеет свой жизненный цикл.
3. Разработанная структурно-функциональная модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий для молодежи направлена на:
- помощь команде организаторов грамотно структурировать технологию организации и проведения культурно -досуговых мероприятий,
- определение вида культурно -досуговой программы, ее структуры, элементов и компонентов организации,
- отбор лучших специалистов и набор компетентной команды для реализации проекта, выявление их уровня подготовки и инициативность,
- реализацию качественно -нового и уникального продукта.
Литература
1. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. Спб.: Питер, 2007, 118 с.
2. Карабедова И. С. Гендерный аспект досуга в современном российском обществе: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Карабедова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России], 2013, 30 с.
3. Леутина А. Л. Взаимодействие учреждений культуры и самоорганизованных досуговых объединений по развитию коммуникативной культуры участников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Леутина Антонина Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств], 2010, 22 с.
4. Попова Ф. Х. Культурно -досуговая деятельность в контексте культурологического исследования: автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Челяб. гос. акад. культуры и искусства, 2004, 23 с.
5. Стальная В. А. Разработка метода оценки конкурентного потенциала предприятий индустрии развлечений: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Стальная Виталина Алексеевна; [Место защиты: С. -Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т], 2009, 18 с.
References
1. Adizes I. K. Upravlenie zhiznennym ciklom korporacii. Spb.: Piter, 2007, 118 s.
2. Karabedova I. S. Gendernyj aspekt dosuga v sovremennom rossijskom obshhestve: avtoreferat dis. ... kandidata sociologicheskih nauk: 22.00.04 / Karabedova Irina Sergeevna; [Mesto zashhity: Krasnodar. un-t MVD Rossii], 2013, 30 s.
3. Leutina A. L. Vzaimodejstvie uchrezhdenij kul'tury i samoorganizovannyh dosugovyh ob#edinenij po razvitiju kommunikativnoj kul'tury uchastnikov: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.05 / Leutina Antonina Leonidovna; [Mesto zashhity: Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv], 2010, 22 s.
4. Popova F. H. Kul'turno-dosugovaja dejatel'nost' v kontekste kul'turologicheskogo issledovanija: avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii : 24.00.01 / Cheljab. gos. akad. kul'tury i iskusstva, 2004, 23 s.
5. Stal'naja V. A. Razrabotka metoda ocenki konkurentnogo potenciala predprijatij industrii razvlechenij: avtoreferat dis. ... kandidata jekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Stal'naja Vitalina Alekseevna; [Mesto zashhity: S.-Peterb. gos. inzhener.-jekonom. un-t], 2009, 18 s.