Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения'

Структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / БЛОКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODEL / MODELING / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / BLOCKS / CREATIVE ACTIVITY EXPERIENCE DEVELOPMENT / INTEGRATED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ужан Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены содержание и основные блоки структурно-функциональной модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения. Блоки данной модели раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования опыта творческой деятельности старших школьников и отвечают за адекватное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF SENIOR PUPILS CREATIVE ACTIVITY EXPERIENCE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTEGRATED EDUCATION

The article deals with the content and the main blocks of the structural-functional model of senior pupils creative activity experience development in the process of integrated education. Blocks of this model reveal the internal structure of the process of senior pupils creative activity experience development. They are also responsible for the adequate reproduction of the interaction between this process elements.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 373.1

О. Ю. Ужан O. Uzhan

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF SENIOR PUPILS CREATIVE ACTIVITY EXPERIENCE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTEGRATED EDUCATION

В статье рассмотрены содержание и основные блоки структурно-функциональной модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения. Блоки данной модели раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования опыта творческой деятельности старших школьников и отвечают за адекватное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

The article deals with the content and the main blocks of the structural-functional model of senior pupils creative activity experience development in the process of integrated education. Blocks of this model reveal the internal structure of the process of senior pupils creative activity experience development. They are also responsible for the adequate reproduction of the interaction between this process elements.

Ключевые слова: модель, моделирование, структурно-функциональная модель, блоки, формирование опыта творческой деятельности, интегрированное обучение.

Keywords: model, modeling, structural-functional model, blocks, creative activity experience development, integrated learning.

Сoциальнo-эконoмические услoвия и общественно-политические перемены, сложившиеся в рoссийском oбществе, активизируют пoтребность в активной твoрческой личнoсти, спoсoбной принимать самостоятельные решения, умеющей комбинировать и преобразовывать известные средства для решения проблем, применять свoи знания и умeния в нестандартных ситуациях. При необходимости развития творческой личности, формирования социальной активности, а также обеспечения возможности эффективного самообразования возрастает потребность в разработке возможных путей формирования у старших школьников опыта творческой деятельности. Именно опыт творческой деятельности обеспечивает развитие творческой личности будущего специалиста. В связи с актуальностью данной проблемы нами создана структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения.

В словаре психолога-практика под редакцией С. Ю. Головина моделирование трактуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально

созданном для его изучения [3]. М. Р. Когалов-ский в своем исследовании рассматривает моделирование как способ замещения рассматриваемого объекта, направленного на его изучение [2]. Исходя из вышесказанных толкований, моделированием будем считать отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется моделью. Модель (от лат. modulus — мера, образец) — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте [1].

Моделирование является одной из важнейших задач современного образования, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. Метод моделирования помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, связи, функционирование, сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Моделирование формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Это означает, что модель осуществляет свою функцию в качестве заместителя изучаемой системы. При построении структурно-функциональной модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения мы руководствовались следующими методологическими требованиями:

1) определение взаимодействующих в модели блоков;

2)конкретнoе oписание oснов функционирования системы и соответствиe реальным свойствам и взаимoсвязям оснoвных и произвольных фaктoров;

3) соответствие модели уровню исследования, позволяющему сделать умозаключения, обобщения и выводы, проверяемые экспериментальным путем.

В связи с намеченными требованиями к модели при ее разработке мы ориентировались на раскрытие связей между структурными и функциональными характеристиками исследуемого явления. Созданная нами модель представляет собой логически последовательную систему взаимосвязанных между собой блоков: целевого, содержательного, про-

цессуального, результативного, — которые раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования опыта творческой деятельности старших школьников, отвечают за соответствующее воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса и выполняют следующие функции:

• целевой блок — функцию целеполагания;

• содержательный блок — конструктивно-содержательную функцию;

• процессуальный блок — операционную функцию;

• результативный блок —функцию корректировки, контроля и оценки.

Представленные блоки структурно-функциональной модели базируются на интегративном подходе, являющемся методологической основой формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения. Все блоки структурно-функциональной модели располагаются последовательно, взаимно дополняют и влияют друг на друга за счет функционального назначения, представляя при этом целостный процесс формирования опыта творческой деятельности. Каждый из названных блоков получил содержательное наполнение с учетом функций и специфики исследуемого процесса (рис.).

Целевой блок модели включает цель, задачи и принципы. Основной целью является формирование опыта творческой деятельности старших школьников как интегративного образования, рассматриваемого в двуедином качестве — как процесс и как результат деятельности, обеспечивающей учащимся приобретение знаний и умений в ходе обучения, самостоятельное применение их на практике и актуализацию личностных функций, дающих им реальную возможность не только наблюдать и оценивать новые явления, но и вносить элементы новизны в собственную деятельность.

Для ее достижения решались следующие задачи:

1)наполнить содержание обучения межпредметной информацией;

2) определить технологию, методы, средства и формы организации интегрированного обучения, направленного на формирование опыта творческой деятельности старших школьников;

3)создать творческую образовательную среду путем организации сотрудничества учеников и учителей в творческой учебно-познавательной деятельности в процессе интегрированного обучения.

Целевой блок

Цель - формирование опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения

1 г

Задачи: 1) наполнить содержание обучения межпредметной информацией; 2) определить технологию, методы, средства и формы организации интегрированного обучения, направленного на формирование опыта творческой деятельности старших школьников; 3) создать творческую образовательную среду путем организации сотрудничества учеников и учителей в творческой учебно-познавательной деятельности в процессе интегрированного обучения

1 г

Принципы целостности, систематичности и последовательности, преемственности, генерализации информации, диалогичности, самопознания, проблемности

1 г

Содержательный блок: • интегративно-творческие задания для урочной и внеурочной работы, направленные на формирование опыта творческой деятельности; • рабочая программа интегрированного курса «Россия и мир»

1 г

Процессуальный блок

Методы: - первичное овладение знаниями, умениями: ° объяснительно-иллюстративный, ° работа с учебной литературой, справочниками, интернет-ресурсами; - совершенствование знаний, формирование необходимых умений: ° проблемное изложение, ° эвристический, ° исследовательский, ° метод проектов; - метод наглядности Формы: - индивидуальная, групповая, фронтальная; - интегрированные уроки (урок-игра, круглый стол, конференция, дебаты, видеолекция, мультилекция, свободный урок); - кружки, творческие студии, научно-исследовательская работа, КВН, экскурсии, ролевые игры, турниры, олимпиады, предметные недели (внеурочные мероприятия)

Средства: учебники, хрестоматии, словари, справочники, дидактические задания, репродукции живописных картин, записи музыкальных произведений, интернет-ресурсы, технические средства Педагогические условия: - использование особенностей интегрированного обучения в формировании опыта творческой деятельности старших школьников; - разработка и реализация программы поэтапного формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения; - организационно-методическое обеспечение формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения

Л г

Результативный блок

Критерии: когнитивный, потребностно-мотивационный, процессуальный, продуктивный, рефлексивный Уровни: высокий, средний, низкий

Результат - повышение уровня сформированности опыта творческой деятельности старшими школьниками

Рис. Структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения

Важным системообразующим структурным компонентом целевого блока модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников выступала совокупность принципов: целостности, систематичности и последовательности, преемственности, генерализации информации, диалогичности, самопознания, проблемности, которой мы руководствовались как при отборе содержания материала, организации деятельности учителя и учащихся, так и при выборе форм, методов, приемов и средств интегрированного обучения в ходе эксперимента.

При разработке структурно-функциональной модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников проработано содержание учебного материала, которое осваивалось учащимися в процессе интегрированного обучения и отличалось многоаспектно-стью, высокой степенью междисциплинарности и вариативности. В этой связи разработан интегрированный курс для старших школьников. Структура интегрированного курса выстраивается на объединении нескольких учебных дисциплин вокруг определенной стержневой дисциплины. Она задает идею, вокруг которой группируется материал из разных учебных предметов. Это позволяет учащимся рассматривать изучаемую информацию с разных сторон, раскрывать все ее взаимосвязи, используя при этом анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Программа и тематическое планирование интегрированного курса основаны на следующих методологических положениях:

• использование современных данных базовых наук, касающихся характера раскрытия и оценок изучаемых фактов, явлений, процессов;

• вычленение основных содержательных элементов, на базе которых формируется программный материал всех тем курса;

• концентрация учебного материала вокруг узловых, принципиально значимых проблем, позволяющих показать противоречивость, неоднолинейность изучаемого процесса, альтернативы его развития;

• учет возросших познавательных возможностей для накопления опыта творческой деятельности старшеклассников;

• применение соответствующих средств, методов, форм обучения, нацеленных на активное взаимодействие учителя и учащихся, диалоговый характер обучения, формирование опыта творческой деятельности учащихся.

В интегрированном курсе любая учебная дисциплина перестает быть самодовлеющей

и становится органической частью единого целостного процесса не только по усвоению нового знания, но и творческого развития личности в процессе накопления ею опыта творческой деятельности. Интегрирование содержания курса создавалось как интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Содержательный блок структурно-функциональной модели формирования опыта творческой деятельности старших школьников играет важную роль в развитии личностных функций обучающихся, квалифицируется наличием осмысленности, глубины и прочности знаний и умений, самостоятельности в процессе их практического применения, способностью к установлению причинно-следственных и межпредметных связей между фактами и явлениями, постоянным взаимодействием ранее усвоенных и новых знаний и умений, созданием системы знаний и умений, использованием их в новых ситуациях. Овладение содержательной стороной учебно-познавательной деятельности оказывается значимым, так как содержательный блок предполагает прежде всего накопление обучающимися знаний для самостоятельного решения творческих задач как в урочное, так и внеурочное время. Знания служат ориентировкой в творческой деятельности, способствуют освоению старшими школьниками опыта творческой деятельности.

Процессуальный блок функционально отражает логику и этапы формирования опыта творческой деятельности старших школьников, рассматривает специфику творческой учебно-познавательной деятельности учителя и старших школьников как субъектов образовательного воспитательного процесса, поскольку в этих условиях происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и обучающихся. Данный блок включает активные методы обучения и прак-тико-ориентированные формы организации учебной и внеучебной работы, применение педагогических технологий в процессе интегрированного обучения, специфика которых состоит в активизации творческой деятельности старших школьников, рефлексивности как отражении процессов их самоосмысления, самовыражения и самопознания. В процессе реализации этого блока осуществляется формирование действий, соответствующих их содержанию, овладение способами умственной деятельности, приемами, процедурами творческой учебно-познавательной деятельности.

Характеристика процессуального блока модели предполагает также определение средств, приемов, форм организации творческой деятельности. Приоритетными являются те из них, которые обеспечивают оптимизацию сотворческого взаимодействия учеников и учителей на уроках и во внеурочной деятельности. Вся творческая деятельность приобретает личную значимость для старших школьников на основе переживаний, удивлений, удовлетворения своими находками, приобретениями. Перед учениками открываются возможности самостоятельной деятельности по внесению элементов новизны в свой учебный опыт. Учитель, опираясь на активность и самостоятельность учеников, всецело полагается на творческие возможности своей деятельности, прогнозируя при этом высокие результаты.

Результативный блок модели включает критерии, которые служат важнейшими показателями достижения намеченной цели: когнитивный (знания и умения, приобретенные в процессе обучения), потребностно-мотиваци-онный (потребности и мотивы творческой деятельности), процессуальный (самостоятельное применение знаний и умений в творческой деятельности), продуктивный (внесение элементов новизны в собственную деятельность), рефлексивный (сотрудничество в творческой деятельности, включение старших школьников в рефлексивную деятельность), а также соответствующие им показатели и диагностические средства, позволяющие выявить уровни

сформированности опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения. С учетом выявленных критериев в зависимости от индивидуальности учащихся по степени сформированности опыта творческой деятельности определены уровни: высокий, средний, низкий.

Результатом реализации модели является значимое повышение уровня сформирован-ности опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения. Рефлексия и коррекция осуществляются на каждом этапе, в рамках каждого блока, что позволяет своевременно внести необходимые изменения, выбрать наиболее оптимальные средства, пути.

Таким образом, структурно-функциональная модель формирования опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения позволяет разрешить имеющееся противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности старших школьников и недостаточной разработанностью теоретического обоснования данного процесса.

1. Бугакова Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассников в креативном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. 23 с.

2. Когаловский М. Р. Моделирование в учебной математической деятельности //Школьные технологии. 2012. № 3. С. 96-102.

3. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест, 2001. 250 с.

УДК/UDC 378.14

Т. И. Шалавина T. Shalavina

ДИАЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

EDUCATIONAL PROCESS DIALOGIZATION AS A MEANS OF SOON-TO-BE TEACHERS VOCATIONAL TRAINING

В статье раскрываются возможности и содержание технологии диалога в профессиональной подготовке будущего учителя, в которой ведущей формой общения выступает вопросно-ответный механизм. Определены условия оптимальной реализации диалога, этапы технологии его проведения, представлено опи-

сание опытно-экспериментальной работы по обучению студентов на диалоговой основе.

The article reveals the possibilities and content of the dialogue technology in the vocational training of the future teacher, in which the question-answer mechanism is the leading form of communication. The conditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.