Г.В. Тимофеева , 2005
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК
Г. В. Тимофеева
Агропромышленное производство обладает целым рядом особенностей, которые обусловливают специфику его финансово-кредитного обслуживания. В результате в аграрном секторе формируется особая финансово-кредитная инфраструктура, отличающаяся от подобных систем в других секторах экономики. Специфические черты аграрного производства определяют его менее благоприятное положение по сравнению с другими отраслями экономики: зависимость от природно-климатических условий, а также случайных факторов характеризуют земледелие как рискованное производство, что отрицательно сказывается на инвестировании и кредитовании сельского хозяйства. Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обусловливают необходимость предоставления сельскому хозяйству заемных средств. Из-за длительности производственного цикла отсутствуют источники непрерывного финансирования. Указанные особенности определяют значение эффективного функционирования финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для постоянного финансирования сельскохозяйственного производства и социальной сферы села и предоставления заемных средств в системе хозяйственного механизма АПК.
Основной целью функционирования финансово-кредитной инфраструктуры АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной сферы, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса.
Финансово-кредитная инфраструктура АПК состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой подсистемы и кредитной. Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономи-@ ческими субъектами по поводу формирова-
ния и использования фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села. Финансирование агропромышленного комплекса осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных источников, в пополнении которых участвуют самостоятельно хозяйствующие субъекты АПК, население в процессе налогообложения или добровольных отчислений. Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК образуют экономические отношения по поводу движения средств в денежной или товарной форме на условиях платности и возвратности между кредитором и заемщиком, в роли которых могут выступать: государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства.
Объединение финансовой и кредитной подсистем в рамках финансово-кредитной инфраструктуры АПК обусловлено сходной целевой функцией (предоставление финансовых средств) и комплементарностью их функционирования, от степени согласованности которой зависит финансовая стабильность агропромышленного производства и социального развития села: в условиях недостаточности финансовых ресурсов хозяйствующие субъекты должны иметь возможности получения заемных средств для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в АПК.
Финансово-кредитная инфраструктура АПК имеет довольно сложную структуру, объединяющую элементы бюджетной, налоговой, кредитно-банковской, страховой систем государства, участвующие в финансово-кредитном
обслуживании агропромышленного производства и социальной сферы села (см. рисунок).
Основными функциями, которые финансово-кредитная инфраструктура выполняет в АПК, являются:
• Во-первых, функция аккумулирования избыточных сбережений экономических агентов и перераспределения между другими агентами, которые могут их производительно использовать. Формирование и использование денежных средств осуществляет-
ся через соответствующие фонды (бюджеты, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятий).
• Во-вторых, воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности в движении материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.
Основные элементы финансово-кредитной инфраструктуры АПК
Составлено автором.
26
Г.В. Тимофеева. Характеристика финансово-кредитной инфраструктуры АПК
• В-третьих, мотивационная функция, направленная на стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений на научно-техническое развитие и решение социальных проблем. Во многих случаях стимулирование достижения социальных целей, таких, как получение группами населения с невысокими доходами соответствующих ресурсов, может способствовать достижению и экономических целей (поддержание безопасности и надежности, защита потребителей, развитие конкуренции).
• В-четвертых, контрольная функция, связанная с контролем за правильным и своевременным формированием фондов финансовых средств и за их целенаправленным и производительным использованием.
• В-пятых, функция рационализации и ускорения экономических процессов на основе преодоления временного несовпадения производственных циклов отдельных товаропроизводителей, использования кредитных денег и кредитных операций.
• В-шестых, регулирующие и регламентирующие функции, направленные на предотвращение возможных препятствий при реализации функции рационализации экономических процессов.
Субъектами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в зависимости от характера участия и роли (кредитор, заемщик) могут выступать: государство, банки, сельскохозяйственные предприятия, население, общественные организации, социальные институты.
Государство как субъект финансово-кредитной инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства, используя такие инструменты, как субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, краткосрочное и инвестиционное кредитование предприятий АПК с государственной поддержкой, лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств, поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур, финансирование инвестиционной деятельности и др. В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно определять приоритетные направления финансирования и, в первую оче-
редь, выделять средства на выполнение общегосударственных и региональных программ социального развития села, землеустройства и мелиорации земель, по известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий, на развитие и поддержку аграрной науки, освоение и внедрение новых технологий и техники в АПК.
Центральный банк, универсальные коммерческие банки, ипотечные банки, расчетные центры, финансовые компании, строительные общества, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, лизинговые компании выступают в качестве основных субъектов инфраструктуры на рынке ссудных капиталов. Субъекты инфраструктуры на рынке ссудных капиталов как финансовые посредники выполняют важную функцию, обеспечивая механизм межотраслевого, межрегионального и внутрирегионального перераспределения финансового капитала. Основными видами их деятельности являются: депозитные и кредитные операции, ведение счетов юридических и физических лиц, организация и осуществление безналичных расчетов, лизинговые операции и т. д. Субъекты инфраструктуры на рынке ценных бумаг, осуществляющие финансовое посредничество, способствуют привлечению инвестиций в агропромышленное производство.
Активными субъектами финансово-кредитной инфраструктуры выступают сельскохозяйственные предприятия и население, прежде всего как основные налогоплательщики. Для пополнения фондов финансовых ресурсов сельскохозяйственные предприятия должны обладать достаточными средствами. Однако в настоящее время взимание налогов, не обеспеченных реальными источниками для их уплаты, дестабилизирует финансовое состояние предприятий, влечет за собой рост кредиторской задолженности, несмотря на то, что к сельскому хозяйству применяется льготный режим налогообложения. Введение второй части Налогового кодекса снизило налоговую нагрузку на хозяйства. За счет уменьшения отчислений в государственные внебюджетные фонды и отмены местных налогов в 2001 г. начислено налогов 15,5 млрд руб. против 17,2 млрд руб. в 2000 году. Однако в 2002 г. налоговая нагрузка возросла за счет повышения в 2 раза ставок земельного налога на 3 млрд руб., а в 2003 г. увеличилась еще на 2,3 млрд (с учетом индексации в 1,8 раза) Для укрепления финансового положения сельскохозяйственных предприятий в 1999—2003 гг. на основе правитель-
ственных решений проводилась реструктуризация кредиторской задолженности2. Практическая реализация принятого недавно Закона
о едином сельскохозяйственном налоге также способствует стабилизации экономической ситуации. В то же время в АПК сохраняются негативные тенденции, связанные с неэквивалентностью товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики, что порождает противоречия в функционировании финансово-кредитной инфраструктуры АПК между необходимостью формирования фондов денежных средств для ведения расширенного воспроизводства и отсутствием возможности их пополнения сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Современное функционирование финансовой подсистемы инфраструктуры АПК обеспечивает создание общих условий воспроизводства в процессе финансирования целевых программ, предоставления субсидий, финансовой поддержки сельского развития и инвестиционной деятельности и основывается на следующих принципах: приоритетного финансирования; множественности источников финансирования; распределения финансовой поддержки по уровням (федеральный, региональный, местный).
Принцип приоритетного финансирования означает, что бюджетные средства направляются на развитие отраслей и видов деятельности, имеющих стратегическое значение для аграрной экономики, определяющих научно-технический прогресс в отрасли — элитное семеноводство, племенное дело, сохранение плодородия почвы, инвестиционная деятельность, поддержка аграрной науки, социальная сфера. Множественность источников финансирования означает, что финансовые средства поступают не только из федерального бюджета, как это имело место в условиях социалистического хозяйства, но и бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Так, из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансируются Федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года», «Повышение плодородия почв России» (2002— 2005 гг.). Объем финансовых ресурсов на реализацию программы социального развития села составляет 167,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета — 18,5 млрд руб., бюджетов субъектов Федерации — 70,6 млрд руб. и внебюджетных источников — 78,7 млрд руб.3 Реализация принци-
па распределения финансовой поддержки по уровням предполагает, что объекты финансирования закреплены за различными бюджетами (федеральным, региональными, местными). Так, на региональный уровень переданы (в 1993 г.) бюджетные субсидии на производство продукции животноводства.
Следует отметить, что прямые субсидии на производство сельскохозяйственной продукции и приобретение материально-технических ресурсов, которые раньше назывались дотациями и компенсациями, в течение последних лет сокращались в абсолютном и относительном выражении в общем объеме финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета. В 2002—2003 гг. значительная часть средств федерального бюджета была сконцентрирована на стратегических направлениях: субсидии на элитное семеноводство увеличены в 5,4 раза, племенное дело — в 3,7 раза с целью сохранения генетического потенциала растений и животных как основу развития сельскохозяйственного производства. Новой формой финансирования товаропроизводителей в АПК стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кред итам (сроком до 3 и 5 лет), полученным в российских кредитных организациях. В 2002—2003 гг. организациями АПК привлечено таких кред итов на сумму более 10 млрд руб.4
Таким образом, реализация целевой функции финансово-кредитной инфраструктуры АПК, направленной на создание финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной сферы, осуществляется в рамках двух подсистем (финансовой и кредитной) и связана с выполнением субъектами инфраструктуры аккумулирующей, воспроизводственной, мотивационной, контрольной функций, функции ускорения экономических процессов, регулирующей и регламентирующей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кошолкина Л.А. Система государственной поддержки агропромышленного производства // Информационный бюллетень. 2004. № 2. С, 11-12.
2 Федеральный Закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», июль, 2002 г.
3 Новости АПК // Информационный бюллетень. 2004. № 11. С. 10.
4 Кошолкина Л.А. Указ. соч. С. 11.
28
Г. В. Тимофеева. Характеристика финансово-кредитной инфраструктуры АПК