Научная статья на тему 'Структурно-динамический анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям в регионе'

Структурно-динамический анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОТАЦИЯ / СУБСИДИЯ / СУБВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Константин Николаевич

Статья посвящена структурно-динамическому анализу межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Республики Мордовия за 2008-2011 гг., сделаны предложения в области повышения налогового и экономического потенциала муниципальных образований региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамический анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям в регионе»

УДК 336.14:352.075(470.345)

структурно-динамический анализ

межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным

образованиям в регионе

structural and dynamic analysis of the inter-budget transfers, allowed to municipal formations in the region

Константин Николаевич НИКОЛАЕВ,

аспирант кафедры статистики, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева E-mail: [email protected]

Статья посвящена структурно-динамическому анализу межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Республики Мордовия в 2008-2011 гг., сделаны предложения в области повышения налогового и экономического потенциала муниципальных образований региона.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, муниципальное образование, дотация, субсидия, субвенция.

Межбюджетные отношения на региональном уровне выполняют ряд важных функций: они устраняют различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, компенсируют разницу между возложенными на субтерриториальную единицу расходными обязательствами и недостающими на их реализацию собственными доходными источниками, являются средством для стимулирования субтерриториальных единиц к наращиванию собственной доходной базы.

На протяжении последнего времени одной из первоочередных задач региональных органов власти является совершенствование межбюджетных отношений. Ключевым вопросом обновления системы межбюджетных отношений в Республике Мордовия

Konstantin N. NIKOLAEV,

Graduate Student of the Department of Statistics, the National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev E-mail: [email protected]

Article is devoted structural dynamically to the analysis of the inter-budgetary transfers provided to municipalities of the Republic of Mordovia in 2008-2011; suggestions for improving fiscal and economic potential of the municipalities in the region are made.

Keywords: inter-budget relations, inter-budget transfers, municipal formation, grant, subsidy, subvention.

является преобразование подходов к оказанию финансовой поддержки муниципальным образованиям. С 2006 г. изменились структура местных бюджетов и их взаимоотношения с бюджетом республики. Они теперь построены на законодательной основе в форме межбюджетных трансфертов.

В соответствии с федеральным законодательством в составе бюджета Республики Мордовия были созданы различные фонды для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям. Это фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), фонд софинансирования расходов, фонд компенсаций. В состав республиканского бюджета входят также межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

37

Удельный вес каждого фонда в республиканском бюджете ежегодно меняется в зависимости от возможности доходной базы и источников финансирования дефицита бюджета. Так, удельный вес за 2008-2011 гг. варьировался следующим образом:

- по республиканскому фонду финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) - от 0,15 до 0,2 %;

- по республиканскому фонду софинансирования расходов - от 13,7 до 18,2 %;

- по республиканскому фонду компенсации - от 5,9 до 12,6 %;

- по иным межбюджетным трансфертам, предоставляемым из республиканского бюджета местным бюджетам, - от 0,1 до 0,46 %. Согласно Закону Республики Мордовия от

21.02.2008 № 4-З «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» для поддержки сельских поселений в бюджетах муниципальных районов образуются фонды финансовой поддержки поселений, которые выравнивают финансовые возможности органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий.

Решение о создании районного фонда финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджета муниципального района на очередной финансовый год принимается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Был проведен анализ динамики и структуры финансовой помощи, предоставляемой из всех фондов муниципальным образованиям Республики Мордовия. Динамика безвозмездных поступлений местным бюджетам за 2008-2011 гг. представлена в табл. 1.

Темп роста безвозмездных поступлений местным бюджетам Республики Мордовия за рас-

сматриваемый период составил 131,1 %. Основной причиной увеличения безвозмездных поступлений местным бюджетам являются мировой финансовый кризис и его последствия, выразившиеся в спаде производства во всех отраслях экономики районов, что привело к утрате самостоятельности местных бюджетов. Значительный рост безвозмездных поступлений произошел за рассматриваемый период в Саранске (в 1,8 раза), который обеспечивался за счет нецелевых межбюджетных трансфертов, при этом также произошел рост удельного веса безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета города в 1,1 раза.

Структура безвозмездных поступлений местных бюджетов Республики Мордовия за 20082011 гг. представлена в табл. 2.

Динамика исполнения плана безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за рассматриваемый период колебалась в пределах от 90,6 до 92,8 %. Невыполнение плана по безвозмездным поступлениям в 2011 г. обусловлено тем, что не в полном объеме в бюджеты муниципальных районов поступили субсидии на реализацию федеральных целевых программ (поступление составило 94 %); на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (71,9 %). Также не в полном объеме поступили и субвенции на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (90,3 %); на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи (85,9 %). По прочим безвозмездным поступлениям также наблюдалось недофинансирование: по межбюджетным трансфертам, передаваемым бюджетам на реализацию программ модернизации здравоохранения (88,7 %);

Таблица 1

Динамика безвозмездных поступлений местным бюджетам Республики Мордовия за 2008-2011 гг.

Бюджет Показатель 2008 2009 2010 2011 2011 к 2008, %

Городской округ Поступление, млн руб. 1 869,8 2 010,3 2 582,1 3 330,6 178,1

Удельный вес в структуре доходов бюджета, % 48,1 47,1 51,4 54,7 113,7

Муниципальный район Поступление, млн руб. 4 502,5 4 936,5 4 261,0 4 810,1 106,8

Удельный вес в структуре доходов бюджета, % 83,3 84,7 80,7 80,8 97,0

Поселение Поступление, млн руб. 2 541,6 3 089,9 3 072,2 3 541,1 139,3

Удельный вес в структуре доходов бюджета, % 84,5 86,8 86,3 87,8 103,9

Итого поступлений, млн руб. 8 913,9 10 036,7 9 915,3 11 681,8 131,1

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбТ^сЯ те ЪР/ГКЖЪХА

Таблица 2

Структура безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов Республики Мордовия за 2008-2011 гг., %

Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого

2008 Исполнено 100,0 89,3 96,2 90,1 92,6

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 1,2 49,5 48,6 0,7 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 0,9 41,3 40,5 0,5 —

2009 Исполнено 100,0 89,1 96,7 97,7 92,2

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 1,2 57,8 39,1 1,9 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 1,0 49,0 33,2 1,5 —

2010 Исполнено 100,0 85,7 98,7 95,8 90,6

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 1,4 58,6 39,2 0,8 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 1,1 47,3 31,6 0,6 —

2011 Исполнено 100,0 88,5 99,0 88,1 92,8

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 1,5 53,6 41,9 3,0 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 1,2 43,3 33,8 2,5 —

по межбюджетным трансфертам, передаваемым бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения (91,7 %). Структура безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов Республики Мордовия за рассматриваемый период отражает изменение отношения целевых и нецелевых трансфертов в доходах муниципальных районов в пользу нецелевых трансфертов. За счет роста удельного веса субсидий из вышестоящих бюджетов их доля в общем объеме безвозмездных поступлений увеличилась с 49,5 до 53,6 %. Увеличение доли субсидий в структуре безвозмездных поступлений произошло за счет снижения доли субвенций с 48,6 до 41,9 %.

Оценка структуры безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов на основе индекса Рябцева в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала весьма низкий уровень различия структур (0,059).

Структура безвозмездных поступлений бюджетов городских и сельских поселений представлена в табл. 3.

Структурный анализ безвозмездных поступлений бюджетов городских и сельских поселений свидетельствует о доминировании в структуре субвенций, удельный вес которых за рассматриваемый период варьировался от 53,5 до 62,6 % в общей

сумме безвозмездных поступлений. Вторыми по значимости в структуре безвозмездных поступлений указанных бюджетов являются субсидии, удельный вес которых за анализируемый период вырос на 11,2 %. Таким образом, можно сделать вывод, что в структуре безвозмездных поступлений бюджетов городских и сельских поселений доминируют целевые трансферты. Увеличение доли субвенций в структуре безвозмездных поступлений произошло за счет снижения доли дотаций с 19,5 до 17,8 %. Это косвенно свидетельствует о снижении уровня фискальной автономии по расходам муниципалитетов.

Оценка безвозмездных поступлений бюджетов городских и сельских поселений Республики Мордовия на основе индекса Рябцева в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала тождественность структур (0,013).

Структура безвозмездных поступлений бюджета Саранска за рассматриваемый период представлена в табл. 4.

Структура безвозмездных поступлений бюджета Саранска за рассматриваемый период состояла в основном из нецелевых межбюджетных трансфертов. Удельный вес субсидий составил в 2011 г. 79,5 % от общего объема безвозмездных поступлений. Это на 29,4 % больше, чем в 2008 г. Доля субвенций в

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

39

Таблица 4

Структура безвозмездных поступлений бюджета Саранска за 2008-2011 гг., %

Таблица 3

Структура безвозмездных поступлений бюджетов городских и сельских поселений Республики Мордовия за 2008-2011 гг., %

Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого

2008 Исполнено 86,7 98,2 96,2 95,5 94,5

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 19,5 16,5 62,6 1,4 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 16,5 13,9 53,4 0,6 -

2009 Исполнено 83,2 98,6 95,1 115,2 93,4

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 19,8 23,9 55,6 0,7 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 17,2 20,7 48,5 0,4 -

2010 Исполнено 82,5 94,8 97,9 102,1 93,8

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 19,5 23,8 55,8 0,9 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 16,8 20,5 48,2 0,7 -

2011 Исполнено 89,1 96,8 98,0 60,8 95,4

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 17,8 27,7 53,5 1,0 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 15,6 24,3 47,0 0,8 -

Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого

2008 Исполнено - 85,6 89,6 99,6 87,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений - 50,1 48,6 1,3 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета - 24,1 23,4 0,6 -

2009 Исполнено 100,0 96,7 99,5 97,5 97,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 62,4 37,1 0,4 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 29,4 17,5 0,2 -

2010 Исполнено - 94,7 99,5 100,0 95,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений - 78,3 21,6 0,1 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета - 40,3 11,1 0,03 -

2011 Исполнено 100,0 91,3 99,5 90,0 92,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 79,5 19,0 1,4 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 43,4 10,3 0,8 -

анализируемом периоде уменьшилась на 29,6 % (с 48,6 до 19 %) от общего объема безвозмездных поступлений.

Оценка безвозмездных поступлений бюджета Саранска на основе индекса Рябцева в 2011 г. по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сравнению с 2008 г. показала существенный уровень различия структур (0,29).

Подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Зависимость местных бюджетов Республики Мордовия от межбюджетных трансфертов за ана-

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

лизируемый период увеличивается. Так, темп роста безвозмездных поступлений местным бюджетам Республики Мордовия составил 131,1 %. В структуре безвозмездных поступлений бюджета Саранска и бюджетов муниципальных районов доминируют нецелевые трансферты, а в бюджетах городских и сельских поселений высока доля целевых трансфертов.

Оценка сдвигов в структуре безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов, городских и сельских поселений Республики Мордовия в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала весьма низкий уровень различий структур и тождественность структур соответственно. Однако структура бюджета Саранска в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала существенный уровень различия структур. Если в 2008 г. удельный вес субсидий и субвенций в структуре безвозмездных поступлений бюджета Саранска составлял 50,1 и 48,6 % соответственно, то в 2011 г. доминируют субсидии (79,5 %). Это говорит о том, что бюджет города не может покрыть свои расходные обязательства доходными источниками. Сбалансированность бюджета достигалась за счет нецелевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета.

Региональные власти должны проводить политику, направленную на повышение налогового и экономического потенциала всех муниципальных образований, на основе выполнения следующих основных задач:

- поддержание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципалитетов и повышение инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства;

- повышение роста отплаты труда в производственной сфере, обеспечиваемое ростом производительности труда;

- создание благоприятствующих условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;

- снижение уровня коррупции и повышение доверия к институту местной власти.

Список литературы

1. Казначейство России. http://www.roskazna.ru.

2. Минфин России. http://www.minfin.ru.

3. Сажин Ю. В., Басова В. А. Многомерные статистические методы. М.: Компания Спутник+, 2002.

4. Сажин Ю. В., Смоланова О. В. Методы оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований (на примере Республики Мордовия) // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 5. С. 100-106.

List of references

1. Federal Treasury. Available at: http://www. roskazna. ru.

2. Ministry of Finance ofthe Russian Federation. Available at: http://www. minim. ru.

3. Sazhin Y. V., Basova V. A. Multidimensional statistical methods [Mnogomernye statisticheskie metody]. Moscow: Company Sputnik+, 2002.

4. Sazhin Y. V., Smolanova O. V. Methods of an assessment of budgetary and tax safety of municipalities on the example of the Republic of Mordovia [Metody ocenki bjudzhetno-nalogovoj bezopasnosti municipal'nyh obrazovanij na primere Respubliki Mordovija]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta - Messenger ofthe Samara state university, 2009,no.5, pp. 100-106.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жгеЪ4

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.