УДК 34.03:339.543
Толикова Е.Э.,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики таможенного дела
Российской таможенной академии
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
В статье произведено методическое обоснование применения комплексного анализа таможенных услуг исходя из различных критериев. Изложена последовательность оценки и анализа таможенной услуги. Разработана диаграмма применения видов анализа к таможенной услуги. Обоснованы подходы к анализу таможенных услуг. Сделан вывод о необходимости совершенствования методик анализа процессов предоставления таможенных услуг. Ключевые слова: комплексный анализ, таможенная услуга, анализ таможенных услуг
Tolikova E.,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Chair of Economics and Customs Affair of the Russian Customs Academy
BLOCK-DIAGRAM OF CARRYING OUT THE CUSTOMS SERVICES COMPLEX
ANALYSIS
The article contains a methodological substantiation of application of the customs service complex analysis on the basis of various criteria. The sequence of assessment and the customs service analysis is described. There is a developed diagram of application of analysis types to the customs service. The approaches to the analysis of customs services are substantiated. It is concluded that it is necessary to improve the methods for analyzing the processes of providing customs services. Keywords: complex analysis, customs service, customs services' analysis
Актуальные вопросы проведения комплексного анализа таможенной услуги - это методически сложная сфера исследования, ввиду постоянного изменения нормативной и правовой базы, регламентирующей деятельность таможенных органов. Кроме того, в связи с тем, что нет четко закрепленного определения термина «таможенная услуга», каждая из сторон, совершающая таможенные операции, трактует данный термин по-своему. Ю.Е. Гупанова в монографии «Методология управления качеством таможенных услуг» [2] считает, что подходы к определению понятия «таможенная услуга» демонстрируются и в юридической и в экономической науке. В учебнике В.В. Макрусева «Таможенный менеджмент» [9] дается определение таможенной услуги, как деятельности, направленной на принятие конкретных решений по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг. В статье О.В. Гречкина и С.А. Агамагомедова [3] трактуют термин «таможенная услуга», как администра-
тивную деятельность, реализуемую специальными таможенными инструментами по запросам заявителей с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД и участников внешнеторговой деятельности. Таким образом, в литературе наблюдается разрозненность категориального аппарата, что в очередной раз подтверждает необходимость закрепления данного понятия на законодательном уровне. Ту же ситуацию мы наблюдаем при переходе к вопросу анализа таможенной услуги. По мнению А.В. Кнышо-ва [7,8] показатели результативности, эффективности и индикативные показатели различаются ориентацией на внешнюю среду, внутреннюю среду и выполнения функций, присущих таможенным органам: показатели результативности - показатели итоговых общественно значимых результатов, на достижение которых оказывает непосредственное воздействие деятельность таможенных органов - для достижения внешних эффектов; показатели эффективности - достигнутые результаты деятельности таможенных органов по сравнению с затраченными трудовыми, фи-
Как цитировать статью: Толикова Е.Э. Структурная схема проведения комплексного анализа таможенных услуг. 2018. № 2(51). с. 146-151.
нансовыми и материальными ресурсами - развитие внутренней среды; индикативные показатели служат для мониторинга состояния сферы и реализации государственной политики, диагностики возникающих проблем и определения причин их возникновения -выполнение государственных функций. Целевые значения индикативных показателей устанавливаются, так как они не участвуют в комплексной оценке деятельности. Фактические значения индикативных показателей используются для построения рейтинга [7].
Сферы реализации функций таможенных органов включают: регулирование внешнеторговой деятельности; таможенный контроль; таможенные услуги. Реализацию властных полномочий обеспечивают шесть формирующих потенциал таможенных органов видов деятельности: кадровое обеспечение, тыловое обеспечение, информационно-техническое обеспечение, финансовое обеспечение, организационно-правовое обеспечение, а также инновации (НИОКР в таможенном деле) [7,8]. Расчет показателей оценки и анализа деятельности проводится на основе их допустимых значений. Он позволяет определять не только фактические и расчетные значения величин, но и проводить их сравнительный анализ с целью выработки управленческих решений. Расчет показателей путем мониторинга значений показателей и их сравнения с эталоном, дает возможность увидеть динамику в результатах экономической деятельности таможенных
органов и помогает определить тенденции и структуру таких изменений. В таблице 1. изложена последовательность и этапы оценки и анализа таможенных услуг.
Возможность применения различных видов анализа к таможенной услуге изложена в диаграмме 1:
Стратегические направления развития системы комплексного подхода к анализу таможенной услуги реализуются в ряде нормативных и правовых актов [6, 10-21]. Реализуется переход на предоставление государственных услуг в электронном виде. В настоящее время таможенными органами могут оказываться в электронном виде 12 государственных услуг. В ближайшее время планируется введение новых государственных услуг ФТС России, оказываемых в электронном виде, в том числе предоставление информации о выпуске товаров и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. В целях расширения спектра предоставляемых информационных услуг создан «Личный кабинет участника ВЭД». Таким образом, в последние годы проведена значительная работа по созданию комфортных условий для осуществления ВЭД, которая является основой для реализации норм Таможенного кодекса ЕАЭС в части дальнейшей автоматизации процессов таможенного администрирования [4]. Критерии оценки и анализа процессов предоставления таможенной услуги приведем в таблице 2.
Таблица 1.
Период Состав процедур оценки и анализа Характеристики оценки и анализа
1. Этап Сбор и анализ информации для расчета показателей оценки деятельности таможенных органов в сфере предоставления услуг Использование статистических данных ФТС России, а также официальная информация Федеральной службы государственной статистики
2. Этап Группировка услуг таможенных органов Производится в соответствии с классификационными признаками
3. Этап Расчет показателей в соответствии с утвержденной системой оценки Расчет осуществляется согласно методикам, содержащимся в Приказе ФТС России от 28.12.2017 №2121
4. Этап Оценка показателей таможенных услуг Оценка значений показателей отдельных таможенных услуг
5. Этап Сводная оценка таможенных услуг Оценка групп таможенных услуг
6. Этап Комплексная оценка таможенных услуг Всесторонняя оценка таможенной услуги во взаимосвязи с целевой функцией таможенного органа
7. Этап Индикативная оценка таможенных услуг В зависимости от полученных значений итоговых показателей, определяется место отдельных в череде остальных относящихся к оцениваемому объекту (им присваиваются ранги «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»)
8. Этап Стратегический анализ таможенной услуги Инструментарий стратегического анализа: матрица ВСв; РЕБТ1_Е-анализ; SNW-анализ; стратегическая карта рынка; SWOT-анализ и профиль внешней среды; диаграмма Исикавы; SPACE-анализ
9. Этап Анализ потребительской ценности (ПЦ) таможенной услуги При проведении анализа цепочки потребительской ценности услуги; при построении когнитивной карты услуги
10. Этап Интерпретация результатов анализа таможенной услуги Установление причины невыполнения нормативных значений
Последовательность оценки и анализа таможенной услуги
Диаграмма 1.
Применение этапов анализа к таможенной услуге
№ Анализ таможенной услуги й к й и У
х - применение возможно о - применение невозможно Анализ показателе! Сводный анализ Комплексны анализ Индикативна оценка Стратегическ анализ ТУ Анализ ПЦ Т
1. Информирование об актах таможенного законодательства о таможенном деле и иных правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов х х х х х х
2. Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям х х х х о о
3. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза х х х х х х
4. Принятие предварительного решения о стране происхождения товара х х х х х х
5. Ведение реестра владельцев складов временного хранения х х х х х х
6. Ведение реестра владельцев таможенных складов х х х х х х
7. Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли х х х х х х
8. Ведение реестра таможенных перевозчиков х х х х х х
9. Ведение реестра таможенных представителей х х х х х х
10. Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов х х х х х х
11. Ведение реестра уполномоченных экономических операторов х х х х х х
12. Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности х х х х х х
13. Контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, а также ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров х х х х о о
Таким образом, существующая система показателей эффективности, результативности таможенных услуг не отражает в полной мере степень их стратегические ориентиры.
Ценность - это способность товара или услуги удовлетворить потребность или обеспечить выгодой покупателя [1]. Ценность является субъективной величиной, ее существование зависит от восприятия и специфических потребностей потребителя. Представим элементы модели ценности услуги в виде рис. 1. Экономические теории [21] трактуют «полезность» как понятие субъективное. При этом функция потребительской ценности услуги, или функция благосостояния, потребителя может быть представлена как выражение зависимости общего уровня полезности набора благ/услуг от объема потребления различных благ/услуг, входящих в данный набор. Потребительская ценность услуги исходит из преимуществ, получаемых потребителем от его приобретения и произведенных им затрат на его покупку. Удовлетворенность потребителя выражается в соответствии его
основным характеристикам потребительской ценности услуги. Из этого можно сделать вывод: если все характеристики не будут отвечать его ожиданиям, то он будет не удовлетворен, и наоборот. Для привлечения потребителя продавец услуги должен полностью реализовывать ожидаемые свойства услуги, в этом случае покупатель будет приходить за приобретением только к конкретному субъекту оказания услуги.
Потребительская ценность может выражаться в предоставлении услуги если услуга или товар полностью отвечает всем заявленным характеристикам, то потребитель получает удовлетворение от них, и оно зависит и от его качественных характеристик. Или в случае, когда качественные свойства услуги или товар отражают не только наличие дефектов, но имеют набор определенных характеристик по его свойству или предоставляемой услуге, именно они влияют на удовлетворенность потребителя.
Цепочка создания потребительской ценности таможенной услуги зависит от профессиональной сферы оказания услуги. Создается ценность услуги не ин-
Таблица 2.
Подходы к проведению оценки и анализа таможенной услуги
№ Критерий оценивания Подход к проведению оценки и анализа ТУ
1. скорость оказания услуги динамический подход, изучающий процессы и явления в их развитии, изменении
2. издержки при оказании услуги процессный подход, предусматривающий выполнение последовательных этапов (процессов), на каждом их которых имеются входные и выходные потоки ресурсов, создающие потребительскую ценность таможенной услуги
3. обеспечение безопасности комплексный подход, опирающийся на многоаспектность существования таможенных органов с точки зрения достижения множественных внутренних целей и задач, а также производства таможенных услуг
4. развитие бизнеса и торговой деятельности ситуационный подход, требующий применения различных методик и подходов с учетом конкретной ситуации
5. потребительская полезность для участников ВЭД Когнитивный подход, предполагающий взаимосвязанность и взаимообусловленность существования и развития всех элементов системы оказания таможенной услуги
6. эффективность деятельности таможенных органов по функциям административный подход, заключающийся в необходимости наличия регламентирующих управленческую деятельность внутренних документов таможенных органов, а также учет требований нормативно-правовых актов внешней среды
Рис. 1. Составляющие потребительской ценности таможенной услуги
дивидуально, а всеми структурными подразделениями таможенных органов, и здесь главное определить направления деятельности, на которой будет основываться модель и оптимизация всей цепочки создания потребительской деятельности. В процессе производства цепочка создания потребительской ценности услуги может подвергаться модернизации. Этапы анализа потребительской ценности включают: 1) анализ регламента оказания услуги; 2) анализ маркетинга услуг; 3) поддержка других видов деятельности: финансовой, управлением кадрами, технологическими производственными процессами, направленные на достижение целей функционирования таможенных органов.
Анализ методик расчета показателей деятельности ФТС России позволил выявить следующую закономерность - основной способ оценки и анализа критериев эффективности и результативности деятельности таможенных органов состоит в нахождении доли частного показателя в общем, либо сравнение показателя с эталонным значением [15-18]. Данный подход, однако, не учитывает стратегические факторы, влияющие на данные параметры, фактор их потребительской ценности. В связи с этим необходимо совершенствование комплексной системы оценки таможенных услуг, с учетом влияния внешних и внутренних факторов среды таможенных органов.
Список литературы
1. Губин А.В. Теоретические основы оценки результатов деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография / А.В. Губин. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 88 с.
2. Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография / Ю.Е. Гупанова. М.: РИО РТА, 2017. 152 с.
3. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды / О.В. Гречкина, С.А. Агама-гомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3-39, 2017. С. 17-30.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Договор // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2018)
5. Косенко В.П., ОпошнянЛ.И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РТА, 2005. 199 с.
6. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020» Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2018)
7. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. М.: РИО Российской таможенной академии,
2016. 164 с.
8. Кнышов А.В. Порядок организации и проведения мониторинга показателей деятельности таможенных органов Российской Федерации / А.В. Кнышов // Вестник российской таможенной академии. 2018. №1. С. 47-55.
9. Макрсуев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрсуев. М.-Берлин: Дирек-Медиа,2015. 401 с.
10. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: ФЗ от 27.07.2019 №210-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.2018)
11. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. от 22.06.2010) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.04.2018)
12. «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы»: Приказ ФТС России от 26.12.2012 №2256 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2013 №27888) // СПС «Гарант» (дата обращения: 15.04.2018)
13. «О Федеральной таможенной службе»: Постановление Правительства РФ от16.09.2013 №809 (ред. от 27.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.04.2018)
14. «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.04.2018)
15. «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год»: Приказ ФТС России от 02.12.2016 №2270.
16. «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год»: Приказ ФТС России от 28.12.2017 №2121.
17. «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга»: Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 №994 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.04.2018)
18. «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России»: Приказ ФТС России от 30.10.2017 №1720.
19. Перечень государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой. Режим доступа: шшш.сц^отБ.пКдата обращения 01.04.2018)
20. «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2575-р // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.04.2018)
21. Экономический анализ в деятельности таможенных органов: учеб. пособие / Н.М. Корсунова [и др.]; РТА. Москва: РИО РТА, 2016.
Reference list
1. Gubin A. Theoretical basis of the assessment of the results of the customs authorities of the Russian Federation: Monograph / A. Gubin. M.: Publishing office of the Russian Customs Academy, 2010. 88 p.
2. Gupanova Yu. Methodology of customs services' quality management: Monograph / Yu. Gupanova. M.: PPD of RCA,
2017. 152 p.
3. State customs service: concept, basic characteristics, types / O. Grechkina, S. Agamagomedova // Proceedings of higher educational institutions. Volga region. Social science. №3-39, 2017. P. 17-30.
4. Customs Code of the Eurasian economic Union: Agreement // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 25.04.2018)
5. Kosenko V., Oposhnyan L. Fundamentals of the theory of efficiency of customs affair. M: RCA, 2005. 199 p.
6. "Complex program of development of the FCS of Russia for the period till 2020" decision of the Board of the FCS of Russia from 25th of May, 2017 // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 25.04.2018)
7. KnyshovA. Improving the system of indicators of an estimation of activity of customs authorities, and peculiarities of its development and applications: Monograph / A. Knyshov. M.: PPD of the Russian Customs Academy, 2016. 164 p.
8. Knyshov A. The order of the organization and monitoring of indicators of activity of customs authorities of the Russian Federation / A. Knyshov // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2018. №1. P. 47-55
9. Makrsuev V. Customs management: Textbook / V. Makrsuev. M.-Berlin: Direk-Media, 2015. 401 p.
10. "On organization of providing state and municipal services": 27.07.2019 FL №210-FL // Legal Reference System "Consultant" (date of access: 10.04.2018)
11. "On the system and structure of Federal Executive authorities": The Decree of the President of the Russian Federation from 09.03.2004 №314 (as amended on 22.06.2010) // Legal Reference System "Consultant" (date of access: 15.04.2018)
12. "On the approval of Regulations of Federal Customs Service": the Order of FCS of Russia of 26.12.2012 №2256 (It is Registered in the Ministry of justice of Russia 26.03.2013 № 27888) // Legal Reference System "Garant" (date of access: 15.04.2018)
13. "On the Federal Customs Service": Regulation of the Government of the Russian Federation 16.09.2013 № 809 (edited on 27.12.2014) // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 18.04.2018)
14. "On customs regulation in the Russian Federation": the Federal Law of 27.11.2010 №311-FL (as amended on 28.12.2016) // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 18.04.2018)
15. "On performance indicators, performance indicators and indicative indicators of regional customs administrations and customs directly subordinate to the FCS of Russia for 2017": Order №2270 of the FCS of Russia dated 02.12.2016.
16. "On approval of methods for calculating performance indicators, performance indicators and indicative indicators of regional customs administrations and customs directly subordinate to the FCS of Russia for 2017": Order №2121 of the FCS of Russia dated 28.12.2017.
17. "On approval of the Regulations on the system of indicators of the customs authorities of the Russian Federation, the procedure and methodology for their monitoring": The Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.09.2012 №994 // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 20.04.2018)
18. "On approval of performance indicators and effectiveness of the Federal Customs Service of Russia, territorial customs authorities and the Central Apparatus of the FCS of Russia": the Order of the FCS of Russia from 30.10.2017 №1720.
19. The list of public services provided by the Federal Customs Service. Access mode: www.customs.ru(date of access: 01.04.2018)
20. "Strategy of development of Customs Service of the Russian Federation till 2020" is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of 28th of December, 2012 №2575-p // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 30.04.2018)
21. Economic analysis in the activities of customs authorities: Textbook / N. Korsunova [and others]; RCA. Moscow: PPD of RCA, 2016.