УДК 338.24 JEL: O25
DO110.24147/1812-3988.2023.21(2). 132-142
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ
Н.М. Румянцев, И.Р. Чеплинските
Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 9 марта 2023 г.
Дата принятия в печать 17 апреля 2023 г.
Тип статьи
Аналитическая статья
Ключевые слова
Структурная трансформация, цепочки создания стоимости, потребительский спрос, структурно-инвестиционная политика, библиометрический анализ
Аннотация. Введение. Мировые кризисы и санкционное давление на российскую экономику замедляют темпы ее роста, что особенно сказывается на экспортоориенти-рованных регионах. Реакция российских властей в виде финансовых и организационных мер поддержки структурной трансформации экономики предполагает определения ключевых направлений структурной политики, требующей научного обоснования. Первым этапом их разработки, согласно авторской позиции, должны стать исследования уже существующих научных изысканий в данной области. Систематизация публикационного пространства позволяет определить пробелы в области научных интересов и потенциальные возможности к их устранению, а также обосновать актуальность направлений исследования. Целью научных изысканий является исследование проблем в области структурной политики с использованием инструментария библиографического анализа и межотраслевого моделирования. Методология. Методической основой послужили современные подходы библиометрического и библиографического анализа, информационной базой - данные Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru за 2000-2021 гг. Для эмпирического подтверждения необходимости осуществления структурной политики было проведено сценарное моделирование и расчет эффектов от ее реализации в рамках предложенных направлений. Моделирование проводилось с использованием авторской межотраслевой модели экономики региона. Выводы и обсуждение. Построены соответствующие динамические ряды по публикационной активности, дана их краткая характеристика. В рамках проведенного литературного обзора выделено три основных блока публикационной активности, даны краткие выдержки из анализируемых работ, проведена их систематизация в интересах исследования региональной структурной политики. Заключение. Научная новизна работы заключается в уточнении некоторых исследовательских положений в области структурной трансформации экономики на национальном и региональном уровне применительно к изменившимся условиям ведения экономической и научной деятельности. Дальнейшие научные изыскания будут направлены на разработку механизма управления структурной политики на федеральном и региональном уровне с использованием опыта исследований, представленных в данной статье.
Финансирование. Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022-0012.
STRUCTURAL POLICY: THEORY, ANALYSIS, MANAGEMENT N.M. Rumyantsev, I.R. Cheplinskite
Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Vologda, Russia)
Article info Abstract. Introduction. Global crises and sanctions pressure on the Russian economy
Received slow down its growth rates, which especially affects export-oriented regions. The reaction of
March 9, 2023 the Russian authorities in the form of financial and organizational measures to support the
structural transformation of the economy requires the identification of key areas of structur-Accepted al policy that require scientific justification. The first stage of their development, according
April 17, 2023 to the author's position, should be the study of existing scientific research in this area. Sys-
tematization of the publication space makes it possible to identify gaps in the field of scien-Type paper tific interests and potential opportunities for their elimination, as well as to substantiate the
Analytical paper relevance of research areas. The purpose of scientific research is to study problems in the
field of structural policy using the tools of bibliographic analysis and cross-sectoral modeling. Methodology. The methodological basis was modern approaches of bibliometric and bibliographic analysis, the information base was the data of the Scientific Electronic Library eLIBRARY.ru for 2000-2021. As an empirical confirmation of the need for a structural poli-
Keywords
Structural transformation, value chains, consumer demand, structural investment policy, bibliometric analysis
cy, scenario modeling and calculation of the effects of its implementation within the proposed areas were carried out. Modeling was carried out using the author's intersectoral model of the region's economy. Discussion. The authors have constructed the corresponding dynamic series for publication activity, given their brief description. Within the framework of the conducted literary review, the article identifies three main blocks of publication activity, provides brief excerpts from the analyzed works, and systematizes them in the interests of studying regional structural policy. Conclusion. The scientific novelty of the work lies in the clarification of some research provisions in the field of structural transformation of the economy at the national and regional levels in relation to the changed conditions for conducting economic and scientific activities. Further scientific research will be aimed at developing a mechanism for managing structural policy at the federal and regional levels using the research experience presented in this article.
Acknowledgements. The article was prepared in accordance with the state task for the Federal State Budgetary Institution of Science of the VolRC RAS on the topic of research work No. FMGZ-2022-0012
1. Введение. Происходящие в мире активные трансформационные процессы экономических систем, глобальные кризисы и нестабильная геополитическая обстановка усиливают процессы неравномерности развития территорий и обостряют существующие структурные ограничения. Это стимулирует страны искать новые решения в структурной политике. Разработка экономической политики любого вида требует создания под собой научного базиса. В связи с этим необходимо анализировать существующую публикационную активность как отражение глубины исследований, а также оценивать их практическое применение. Это актуализирует проведение научных обзоров с целью систематизации существующих научных результатов и выявления исследовательских пробелов [1]. В зарубежной науке наблюдается заметный рост числа исследований с применением библиометрического анализа, однако в российской науке, в том числе и экономической, активной динамики не наблюдается. К тому же чем уже сегмент научного знания, тем меньше качественных литературных обзоров по нему имеется [2; 3].
Цель данного исследования - проведение обзора наиболее цитируемых отечественных публикаций в области исследований структурной политики с использованием инструментов библиометрического анализа и эмпирическое подтверждение необходимости ведения структурной политики. Задачи, поставленные для достижения названной цели, сформулированы следующим образом:
- анализ общей публикационной активности в рамках озвученной научной области;
- обзор литературы по теоретико-методологическим вопросам обеспечения структурной политики;
- обобщение и систематизация источников, содержащих рекомендации по практической реализации структурной политики и конкретному управленческому инструментарию;
- эмпирическое обоснование эффективности региональной структурной политики.
Идея проведения исследования обусловлена отсутствием качественных работ обзорного характера в российской науке в условиях активного применения инструментария структурной политики в практике управления экономикой.
Научная новизна исследования заключается в уточнении некоторых исследовательских положений применительно к изменившимся условиям ведения экономической и научной деятельности, а также в использовании инструментария межотраслевого моделирования для обоснования применения структурной политики. Настоящая работа будет продолжением исследования тематики управления структурной перестройкой экономики с использованием широкого круга научных источников.
2. Материалы и методы исследования.
Одним из ключевых вопросов формирования методических основ библиографического исследования является выбор баз данных научных работ. В русскоязычной области исследования основным источником является библиотека eLIBRARY.ru.
Использование в качестве источников информации лишь статей в рецензируемых журналах - наиболее применяемый подход биб-лиометрического анализа, неоднократно апробированный в обзорных статьях [2; 3]. Для поиска были использованы поисковые запросы, соответствующие возможностям внутренней поисковой системы (табл. 1).
Таблица 1. Конфигурация примененных поисковых запросов в базы данных научных публикаций
Table 1. Configuration of applied search queries in databases of scientific publications
Параметр поиска Значение
Текст запроса «Структурная политика», «индустриальная политика», «промышленная политика»
Область поиска В названии публикации, в аннотации, в ключевых словах
Тип публикации Статьи в журналах
Тематика (области научного знания) Экономика, экономические науки
Дополнительные параметры Поиск с учетом морфологии
Годы публикации 2000-2021
В рамках проведенного обзора исследований по структурной политике было выделено три исследовательских направления: концептуально-теоретические основы структурной политики, аналитические исследования, направленные на выявление ключевых структурных ограничений, а также работы, посвященные поиску и научному обоснованию направлений, форм, методов и инструментов структурной политики.
В качестве эмпирического подтверждения необходимости проведения структурной политики было проведено сценарное моделирование и расчет эффектов от ее реализации в рам-
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
0_________ gj Ü Ü У У L _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2000 200 1 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
□ Структурная политика □ Индустриальная политика ■ Промышленная политика
Рис. 1. Динамика публикаций по теме исследования за 2000-2021 гг., шт. (рассчитано на основе поисковых запросов в базу данных)
Fig. 1. Dynamics ofpublications on the research topic for 2000-2021, pcs. (calculated based on search queries in the database)
ках предложенных направлений. Моделирование проводилось с использованием авторской межотраслевой модели экономики региона (на материалах Вологодской области)1.
3. Результаты исследования. Сбор информации для проведения библиометрического анализа осуществлялся по состоянию на 1 февраля 2022 г., статьи, выпущенные в 2022 г., не учитывались в анализе. Динамика количества публикаций за исследуемый период говорит об активном интересе научного сообщества к теме управляемой структурной трансформации (рис. 1).
Активный рост обнаруживается после 2014 г., геополитические события и экономические санкции в совокупности с мировым кризисом 2014-2015 гг. обратили внимание
Сопоставление показателей позволяет сделать вывод о более высоком интересе исследователей к трансформации структуры промышленности. В целом также можно отметить, что наблюдается достаточно высокая средняя ци-тируемость для столь узкого поля исследований, прирост авторов и количества научных коллабораций.
4. Обзор публикаций на тему «структурная политика». Одним из дискуссионных вопросов в теоретических концепциях структурной политики является ее дефиниция и отличия от терминов «промышленная политика», «индустриальная политика» и ряда других синонимов. Как указывает в своих работах
A.И. Татаркин [4], структурная политика «растворяется» в промышленной и дублирует ее значение. Также в некоторых работах встречается «отраслевая политика», который сужает структурную политику до управления отраслевыми пропорциями и взаимосвязями [5].
B.Л. Тамбовцев подчеркивает, что несмотря на вносимые структурные изменения в экономику, промышленная политика - отдельная форма экономической политики [6]. В рамках данного исследования, исходя из целей, задач и результатов структурной политики, мы отождествляем данные понятия.
Дальнейшее развитие теоретических концепций структурной политики находит отражение в поиске ее целевых установок, задач, объектов и субъектов, а также в построении организационно-экономических механизмов реализации управления структурной трансформации экономики.
российского научного сообщества на необходимость структурной перестройки экономики. Далее приведены расчетные показатели биб-лиометрического анализа (табл. 2).
Отдельно стоит выделить работы, посвященные региональной структурной политике. Дуализм исследовательской задачи в данном случае состоит в том, что постановка целей структурной трансформации экономики, с одной стороны, должна соблюдать интересы региона и ориентироваться на внутренние факторы и специфику регионального развития [7]. С другой стороны, необходимо учитывать возможности «соседей», что дает возможность усилить результативность структурной политики за счет синергетического эффекта и ведет к активизации экономического роста страны в целом [8].
К работам теоретического характера также можно отнести и исследования, рассматривающие кейсы структурной политики в России и за рубежом. Обобщение уже существующего опыта позволяет выделить эффективные меры и направления структурной политики, опирающиеся на позитивный опыт их реализации, а также оценить факторы влияния и условия ее осуществления.
Россия относится к развивающимся рынкам, вследствие чего интересен именно опыт их структурной трансформации и соответствующие управленческие решения. Существующие исследования охватывают такие страны, как Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, Казахстан, Белоруссия и т. д.
Краткий экскурс в экономическую историю Китая 1990-х гг. позволяет увидеть, как из страны, 90 % народного хозяйства которой составляло сельское хозяйство, КНР превратилась одного из крупнейших игроков мировых рын-
Таблица 2. Основные показатели библиометрического анализа в ELIBRARY.RU за 2000-2021 гг. Table 2. Main indicators of bibliometric analysis in ELIBRARY.RU for 2000-2021
Индикатор Структурная политика Промышленная политика Индустриальная политика
Всего публикаций, шт. 6 406 8 493 1 149
Среднегодовой темп прироста статей, % 147 140 137
Среднее количество цитирований 1 документа, раз 4,7 4,57 4,63
Всего авторов, чел. 9 630 10 666 1 784
Среднее число публикаций в расчете на 1 автора, шт. 0,67 0,8 0,64
Примечание. Рассчитано по БД ELIBRARY.RU.
ков. Секретом китайского экономического чуда называется эффективный механизм трансформации сбережений в накопления, позволивший в кратчайшие сроки индустриализировать экономику Китая. На фоне процессов урбанизации и формирования эффективных рыночных институтов под контролем сильного государства произошло объединение большого объема трудовых и материальных ресурсов, что позволило наладить внешнюю торговлю и привлечь в страну иностранный капитал. Из этого следует сделать вывод, что повышение нормы накопления, ведущее к росту доходов и потребления, является одним из необходимых условий структурной трансформации экономики [9].
На фоне огромного по численности населения Китая выглядит интересным опыт другого «азиатского тигра», Южной Кореи. Страна за 50 лет прошла путь от аграрной страны до экономически высокоразвитого государства, увеличив свой ВВП на душу населения с 70 долл. в начале 1960-х до 31,6 тыс. долл. в 2020 г. Основой корейской индустриализации стали чеболи - крупные финансово-промышленные конгломераты различной отраслевой направленности, находящиеся в собственности определенных семей, подчиняющиеся административному и финансовому контролю со стороны государства. Их создание позволило государству одновременно стимулировать и контролировать экономическое развитие. С одной стороны, власти выделяли средства и материально-технические ресурсы в стратегические отрасли, с другой стороны, ограничивали действие рыночного механизма ценообразования, устанавливая внутренние цены. Это позволило выстроить схему «высокая производительность - высокие доходы - высокое потребление». Опыт Южной Кореи позволяет сделать вывод о необходимости стимулирования внутреннего потребления и государственную поддержку приоритетных отраслей [10].
В условиях беспрецедентного санкцион-ного давления на российскую экономику может быть полезен опыт Ирана в развитии и трансформации народного хозяйства. На этот счет есть разные позиции: одни авторы считают, что санкции разрушили иранскую экономику из-за ограничений доступа к внешнему финансированию, снижения инвестиций, доходов, росту цен и безработицы, другие же утверждают что кризис стал катализатором структурных реформ, позволивших расширить базовую ин-
фраструктуру Ирана и ускорить рост социальных показателей, таких как обеспечение населения связью, газом, повышение городского благоустройства и грамотности населения. Основным ударом для экспортоориентированной экономики Ирана стало нефтяное эмбарго и отключение иранских банков от SWIFT. Потеря нефтяных доходов привела к тому, что экономика Ирана стала более диверсифицирована как в плане отраслевой структуры, так и внешнеторговых партнеров. Несмотря на сохранившуюся зависимость от экспорта нефти, в стране значительное развитие получили отрасли, обеспечивающие более глубокую нефтепереработку для удовлетворения внутреннего спроса, а также автомобильная промышленность, туризм, ИТ-сфера, сектор услуг [11].
В результате проведенного анализа развития регионов России выявлено, что негативными факторами экономической динамики являются высокий износ фондов, сокращение внутреннего спроса, слабая инвестиционная активность. Помимо этого, в более ранних исследованиях нами были выявлены такие проблемы, как преобладание в структуре экономики регионов России отраслей-производителей продукции низких переделов [12], «исчезновение» звеньев ЦСС из-за активных процессов деиндустриализации [13], сокращение доли высокотехнологичных производств в экономике региона [14].
Развитие и трансформация мировых цепочек создания стоимости ведет к процессам углубления разделения труда и регионализации производств, росту популярности технологических платформ, селективности в формировании отношений экономических агентов. Отмечается, что углубление переработки продукции в рамках концепции цепочек создания стоимости является одним из ключевых факторов активизации экономического роста.
Среди основных возможностей, получаемых регионами, включаемыми в развитие МЦСС, можно назвать следующие:
- максимизация использования конкурентных преимуществ региона для развития экономики без создания вертикально интегрированных конгломератов;
- ускоренное внедрение технологических инноваций в производственные циклы;
- формирование новых рабочих мест;
- активизация экономической динамики и реструктуризация экономики;
- рост уровня качества жизни населения и повышение промежуточного и конечного спроса в региональной и национальной экономике;
- увеличение объемов получаемой добавленной стоимости и усложнение структуры экспорта;
- включение региональных производителей в национальные и мировые цепочки создания стоимости и рост локализации производств;
- увеличение доходов бюджета за счет роста налоговых поступлений и наращивание возможностей региональных и федеральных органов власти для управления социально-экономическим развитием, в том числе и за счет инструментария структурной политики [14].
Ключевыми задачами структурной политики в области развития МЦСС, которые могут быть решены на региональном и национальном уровне, являются:
- разработка новых и пересмотр существующих документов стратегического планирования с включением задач трансформации МЦСС и репозиционирования в них региональных экономик;
- формирование благоприятного инвестиционного климата для резидентов МЦСС и реализации совместных инфраструктурных проектов;
- активизация кластерной политики с включением перспективных видов экономической деятельности и использованием конкурентных преимуществ регионов;
- усиление локализации звеньев МЦСС на территориях страны;
- выстраивание четких, рамочных границ в области институциональной, экологической и социальной политики для упрощения взаимодействия инвесторов с иными экономическими агентами, а также для упрощения интеграции в национальные и глобальные ЦСС [13].
• Разработка активной структурно-инвестиционной региональной политики. Необходимость использования структурно -инвестиционной политики обоснована тем, что основным источником ресурсов для структурной трансформации экономики служат именно инвестиции. В среднесрочной перспективе интенсификация экономической динамики напрямую зависит от инвестиционной активности, что неоднократно находило подтверждение, как в российских, так и зарубежных исследованиях. Инвестиционная политика в регионе, формирующая благоприятный климат
для инвесторов, создает необходимые условия для обеспечения расширенного воспроизводства, что предполагает соблюдение определенных принципов и использование гибкого инструментария государственного регулирования. Управление инвестиционным процессом в региональной социально-экономической системе должно соответствовать как внутреннему состоянию этой системы, так и внешним факторам развития.
Под структурно-инвестиционной политикой понимается комплекс мер государственного регулирования инвестиционного процесса, направленного на устранение отраслевых, территориальных и технологических дисбалансов и включающих систему механизмов по привлечению и распределению инвестиционных ресурсов [15].
Обеспечение активного роста экономики, значение которого в 4-5 % позволяет обеспечить конкурентоспособность российских регионов на национальном и глобальном уровнях, возможно при условии соблюдении нормы накопления в 25-28 % от валового продукта, в случае достижения таких уровней и технологической модернизации народного хозяйства показатель может снижен до 22-24 % [16].
Ключевым направлением разработки структурно-инвестиционной политики в регионах является определение приоритетных видов экономической деятельности, способных обеспечить модернизацию экономики, углубление переработки первичных ресурсов, рост конечного потребления.
Первоочередными объектами внедрения структурно-инвестиционной политики могут стать регионы, уже обладающие рядом сравнительных преимуществ в области технологической модернизации и инвестиционной привлекательности, чтоб получить наиболее ощутимый эффект в краткосрочной перспективе, а в дальнейшем превратить их в «инвестиционные доноры».
Структурно-инвестиционная политика как часть управления региональным и пространственным развитием не исключает выравнивания дисбалансов пространственного развития в части показателей производства добавленной стоимости, образования и использования доходов. При этом стоит отметить, что это не может быть целью структурно-инвестиционной политики, а должно рассматриваться как долгосрочный индикатор эффективности.
• Стимулирование внутреннего потребительского спроса. Особенностью сложившейся модели развития российской экономики является ее высокая зависимость от внешней конъюнктуры и результатов экспортно -импортной деятельности, что влечет структурную несбалансированность (в отдельных видах экономической деятельности, в распределении ресурсов и доходов, во взаимоотношениях регионов и т. д.).
Потребительский спрос является ключевым драйвером экономического развития региональной экономики: так, показатель доли конечного спроса в некоторых регионах достигает 70 % от общего объема ВРП. Падение инвестиционного спроса и объемов внешней торговли в условиях кризисов различного рода делает именно потребительский спрос определяющим фактором социально-экономического развития региональных систем.
Восстановление потребительской динамики и переход к интенсификации потребительского спроса напрямую определяется покупательной способностью доходов населения и объемами потребительского кредитования. Однако, между динамикой реальных заработных плат и доходов населения часто не наблюдается прямой зависимости. Наиболее высокие уровни заработных плат наблюдаются в ресурсных регионах, низкие - в сельскохозяйственных, где уровень потребления во многом определяется не оплатой труда, а социальными выплатами от государства.
Это позволяет утверждать, что одним из ключевых факторов, определяющих конечное потребление домохозяйств, является государственное перераспределение доходов через систему пособий и социальных выплат, а также трансфертов в натуральной форме. На их долю приходится от 13 до 20 % фактического конечного потребления, что позволяет сглаживать территориальные диспропорции в образовании доходов. В связи с этим политика стимулирования потребительского спроса должна базироваться на росте и сбалансированном распределении социальных выплат и трансфертов в социальной форме для предупреждения роста межрегиональной дифференциации потребительского спроса [17].
Результатом стимулирования внутреннего потребительского спроса должны стать индуцированное расширение ресурсов конечного использования.
5. Обсуждение результатов. Эффективное государственное регулирование экономики региона должно рассматриваться как часть более общей и обострившейся в настоящее время проблемы национальной экономики. Речь идет о потребности в создании условий для формирования механизмов государственного воздействия на отдельные территории России с учетом тенденций глобализации. Гибкость региональной структурной политики на основе дифференцированного подхода к субъектам РФ должно стать важным шагом к формированию устойчивой территориальной экономики [5].
Структурная трансформация региональной экономики - процесс медленный, изменения народнохозяйственных пропорций накапливаются со временем, однако в точках бифуркации могут возникать коренные переломы, как например, при переходе от плановой экономики к рыночной после распада Советского Союза, или при влиянии глобальных экономических или политических явления, как кризис 20082009 гг. Это, с одной стороны, говорит необходимости стратегического подхода к структурной политике с опорой на внутренние, управляемые факторы, а с другой - сценарного, многовариантного прогнозирования развития экономики для обоснования принимаемых управленческих решений [18].
Предлагаемые в работе управленческие воздействия в качестве обоснования имеют прогнозы их реализации в отраслевом разрезе, заключающие в расчете прибавочного выпуска, численности занятых и роста фонды оплаты труда. В перспективе модель может найти применение при прогнозировании социально-экономического развития региона при формировании документов стратегического планирования.
На основе разработанной модели спрогнозированы результаты репозиционирования региона в цепочках создания стоимости в части углубления переработки производимой продукции (на примере лесопромышленного комплекса), структурно-инвестиционной политики в регионе, а также продемонстрирован потенциал стимулирования внутреннего потребительского спроса (табл. 3).
В рамках направлений региональной структурной политики, представленных ранее, могут быть применены следующие инструменты (рис. 2).
Таблица 3. Результаты прогнозирования эффектов от реализации мер структурной политики в Вологодской области Table 3. Results of predicting the effects of the implementation of structural policy measures in the Vologda region
Направление структурной политики Изменение валового выпуска, % Изменение валового выпуска, млн руб. Прирост численности занятых, чел. Прирост фонда заработной платы, млн руб.
Стимулирование лесопромышленного комплекса как направление репо-зиционирования региона в цепочках создания стоимости 100,86 8969 7478 3498
Реализация структурно-инвестиционной политики 103,1 31073 26153 11571
Стимулирование внутреннего туристского потребления 101,4 1428,15 5946 4161
• реализация трехсторонних инвестиционных соглашенийпрограмм между федеральными и региональными органами власти, а также бизнесом;
• введение временных налоговых стимулов;
• активизация заключения специальных инвестиционных контрактов;
• формирование механизма перераспределения федеральных ресурсов социальной поддержки на инвестиционные цели (в случае не востребованности);
• создание специального налогового режима для предприятий, проектирующих и производящих высокотехнологичную продукцию, в т. ч. образованных и функционирующих в рамках Национальной технологической инициативы;
• расширение льгот в рамках «патентного окна» путем снятия с предприятий фискальной нагрузки в виде налога на прибыль;
• возврат инвестиционной налоговой льготы;
• внедрение гибкой системы налоговых зачетов по расходам на НИОКР;
• формирование сети региональных фондов поддержки научных разработок и инновационной деятельности.
• внедрение кэшбека на поддержание местных товаропроизводителей;
• увеличение расходной части бюджета в части социальных расходов
• упрощение доступа к потребительскому и ипотечному кредитованию за счет регулирования ключевой ставки Центрального банка РФ;
• развитие выставочно-ярмарочной деятельности;
• внедрение безусловного базового дохода для социально незащищенных категорий граждан с целью повышения уровня их пптррПлрния_
Рис. 2. Направления и инструменты региональной структурной политики (сост. с использованием [17-20]) Fig. 2. Directions and instruments of régional structural policy (comp. by using [17-20])
Стимулирование внутреннего потребительского спроса
Применение предлагаемого инструментария позволит устранить структурные ограничения, снизить угрозы экономической безопасности и активизировать экономическую динамику.
6. Заключение. Проведенное исследование показало, что научные изыскания в области структурной политики является достаточно актуальными, о чем говорит растущая публикационная активность и повышение публикационной активности.
В ходе исследования выявлено, что, несмотря на увеличение научных работ, имеются некоторые лакуны. В частности, к ним относится отсутствие устоявшейся дефиниции понятия «структурная политика», дуализм исследовательских задач в области целеполагания региональной структурной политики. Несмотря на подробное изучение опыта структурной трансформации зарубежных стран, отмечено, что адаптация управленческих решений на российские экономические реалии не проводится.
Проведено исследование структурных экономических проблем России и ее регионов с опорой на работы известных в российской науке ученых, позволившие определить, что они сохраняются и в новых экономических реалиях, обусловленных последними геополитиче-
скими событиями. Определены ключевые направления и меры структурной политики, возможные к применению в современных условиях ведения хозяйственной деятельности. Было отмечено, что структурная политика обладает достаточно широким набором инструментов, применение которых должно быть обосновано и своевременно. Их количество, возможное сочетание и степень использования могут принимать различные значения в зависимости от конкретных задач, решений и реального состояния всех элементов механизма.
Данная статья может быть интересна широкому кругу исследователей, занимающихся вопросами структурной трансформации экономики. Дальнейшие научные изыскания будут направлены на разработку механизма управления структурной политики на федеральном и региональном уровне с использованием опыта исследований, представленных в данной статье.
Примечание
1 Подробное описание модели: см.: Лукин Е.В., Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Стимулирование внутреннего спроса как фактора экономического роста (на примере сферы внутреннего туризма) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 4. С. 125-143. йО!: 10.15838/в8С.2018.4.58.8.
Литература
1. Biagioli M. Watch out for cheats in citation game // Nature. - 2016. - Vol. 535. - 201 p.
2. Локшин М. Использование научного метода в российских исследованиях в области бедности // Вопросы экономики. - 2008. - № 6. - С. 44-60.
3. Пыжев А. И. Исследования экономики лесного комплекса России: библиометрический анализ // Terra Economicus. - 2021. - Т. 19, № 1. - С. 63-77.
4. Татаркин А. И., Романова О. А., Чененова Р. И., Макарова И. В. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития. -М. : Экономика, 2012. - 360 с.
5. Симачев Ю. В. Акиндинова Н. В., Яковлев А. А. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка // Вопросы экономики. - 2018. - № 6. - С. 5-28.
6. Тамбовцев В. Л. Нуждается ли промышленная политика в теоретических оправданиях // Вопросы экономики. - 2017. - № 5. - С. 29-44. - DOI: 10.32609/0042-8736-2017-5-29-44.
7. Сухарев О. С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты (теоретическая постановка) // Экономика региона. 2015. - № 2 (42). - С. 9-22.
8. Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. -2018. - Т. 12, № 1. - С. 25-45.
9. Мозиас П. М. Структурные сдвиги в экономике Китая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. -2021. - № 4. - С. 112-142.
10. Зельднер А. Г., Осипов В. С. Управление процессом структурной реорганизации экономики на индустриальной основе (опыт Республики Корея // Проблемы теории и практики управления. - 2021. - № 8. - С. 6-19.
11. Савинский А. В. Западные санкции и диверсификация: опыт Ирана // Геополитика и эко-геодинамика регионов. - 2018. - Т. 4 (14), № 3. - С. 5-13.
12. Румянцев Н. М., Леонидова Е. Г. Проблемы асимметрии структурных сдвигов в региональной экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2020. -Т. 13, № 6. - С. 169-183.
13. Сидоров М. А. Развитие цепочек создания стоимости как фактор регионального экономического роста // Проблемы развития территории. 2021. - Т. 25, № 3. - С. 23-37.
14. Лукин Е. В. Регулирование межрегиональные цепочек добавленной стоимости: проблемы анализа и моделирования // Проблемы прогнозирования. - 2022. - № 1 (190). - С. 19-33.
15. Ивантер В. В., Белоусов Д. Р., Блохин А. А. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 4 (163). - С. 3-16.
16. Аганбегян А. Г. О драйверах социально-экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - Т. 218, № 4. - С. 180-209.
17. Леонидова Е. Г., Румянцев Н. М. К вопросу об активизации потребительского и инвестиционного внутреннего спроса // Проблемы развития территории. - 2020. - № 1 (105). - С. 52-63.
18. Румянцев Н. М. К вопросу о структурных трансформациях экономики регионов // Проблемы развития территории. - 2020. - № 3 (107). - С. 59-71.
19. Мазилов Е. А., Давыдова А. А. Научно-технологическое развитие России: оценка состояния и проблемы финансирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2020. - Т. 13, № 5. - С. 55-73.
20. Леонидова Е. Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2021. - Т. 14, № 2. - С. 59-74.
References
1. Biagioli M. Watch out for cheats in citation game. Nature, 2016, Vol. 535, 201 p.
2. Lokshin M. Use of the scientific method in Russian research in the field of poverty. Voprosy ekonomiki, 2008, No. 6, pp. 44-60. (in Russian).
3. Pyzhev A.I. Studies of the economics of the forest complex in Russia: bibliometric analysis. Terra Economicus, 2021, Vol. 19, No. 1, pp. 63-77. (in Russian).
4. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Chenenova R.I., Makarova I.V. Regional industrial policy: from macroeconomic conditions of formation to new development institutions. Moscow, Ekonomika, 2012. 360 p. (in Russian).
5. Simachev Yu.V., Akindinova N.V., Yakovlev A.A. Structural policy in Russia: new conditions and a possible agenda. Voprosy ekonomiki, 2018, No. 6, pp. 5-28. (in Russian).
6. Tambovcev V.L. Does industrial policy need theoretical justifications? Voprosy ekonomiki, 2017, No. 5, pp. 29-44. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-5-29-44. (in Russian).
7. Suharev O.S. Regional Economic Policy: Structural Approach and Tools (Theoretical Statement). Ekonomika regiona, 2015, No. 2 (42), pp. 9-22. (in Russian).
8. Kucenko E., Islankina E., Kindras' A. Is it possible to be smart alone? Research of innovative strategies of Russian regions in the context of smart specialization. Forsajt, 2018, Vol. 12, No. 1, pp. 2545. (in Russian).
9. Mozias P.M. Structural shifts in the Chinese economy // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 9: Vostokovedenie i afrikanistika, 2021, No. 4, pp. 112-142. (in Russian).
10. Zel'dner A.G., Osipov V.S. Management of the process of structural reorganization of the economy on an industrial basis (the experience of the Republic of Korea). Problemy teorii ipraktiki up-ravleniya, 2021, No. 8, pp. 6-19. (in Russian).
11. Savinskii A.V. Western sanctions and diversification: the experience of Iran. Geopolitika i ekogeodinamika regionov, 2018, Vol. 4 (14), No. 3, pp. 5-13. (in Russian).
12. Rumyancev N.M., Problems of asymmetry of structural shifts in the regional economy. Ekonomi-cheskie i social'nyeperemeny: fakty, tendencii, prognoz, 2020, Vol. 13, no. 6, pp. 169-183. (in Russian).
13. Sidorov M.A. Development of value chains as a factor of regional economic growth. Problemy razvitiya territorii, 2021, Vol. 25, no. 3, pp. 23-37. (in Russian).
14. Lukin E.V. Regulation of interregional value chains: problems of analysis and modeling. Problemy prognozirovaniya, 2022, No. 1 (190), pp. 19-33. (in Russian).
15. Ivanter V.V., Belousov D.R., Blohin A.A. Structural and investment policy for the modernization of the Russian economy. Problemy prognozirovaniya, 2017, No. 4 (163), pp. 3-16. (in Russian).
16. Aganbegyan A.G. On drivers of socio-economic growth. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomi-cheskogo obshchestva Rossii, 2019, Vol. 218, no. 4, pp. 180-209. (in Russian).
17. Leonidova E.G., Rumyancev N.M. On the issue of activating consumer and investment domestic demand. Problemy razvitiya territorii, 2020, No. 1 (105), pp. 52-63. (in Russian).
18. Rumyancev N.M. On the issue of structural transformations of the regional economy. Problemy razvitiya territorii, 2020, No. 3 (107), pp. 59-71. (in Russian).
19. Mazilov E.A., Davydova A.A. Scientific and technological development of Russia: assessment of the state and problems of financing. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, 2020, Vol. 13, no. 5, pp. 55-73. (in Russian).
20. Leonidova E.G. Tourism in Russia in the context of COVID-19: assessing the economic effect of stimulating demand for the country and regions. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, 2021, Vol. 14, no. 2, pp. 59-74. (in Russian).
Сведения об авторах
Румянцев Никита Михайлович - научный сотрудник Адрес для корреспонденции: 160014, Россия, Вологда, ул. Горького, 56а E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5660-8443 SPIN-код РИНЦ: 6605-4326; AuthorID: 1067960
Чеплинските Инна Ричардовна - инженер-исследователь
Адрес для корреспонденции: 160014, Россия, Вологда, ул. Горького, 56а E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6546-1164
Вклад авторов
Румянцев Н.М. - постановка цели исследования, формулирование аналитических выводов, проведение экономико-математического моделирования и описание результатов.
Чеплинските И.Р. - проведение библиометрического анализа и библиографического обзора.
About the authors
Nikita M. Rumyantsev - researcher
Postal address: 56a, Gor'kogo ul., Vologda, 160014,
Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-5660-8443
RSCI SPIN-code: 6605-4326; AuthorID: 1067960
Inna R. Cheplinskite - research engineer
Postal address: 56a, Gor'kogo ul., Vologda, 160014,
Russia
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6546-1164
Authors' contributions
Rumyantsev N.M. - setting the goal of the study, formulating analytical conclusions, conducting economic and mathematical modeling and describing the results. Cheplinskite I.R. - conducting bibliometric analysis and bibliographic review.
Для цитирования
Румянцев Н. М., Чеплинските И. Р. Структурная политика: теория, анализ, управление // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2023. - Т. 21, № 2. - С. 132-142. - DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21(2).132-142.
For citations
Rumyantsev N.M., Cheplinskite I.R. Structural policy: theory, analysis, management. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2023, Vol. 21, no. 2, pp. 132142. DOI: 10.24147/1812-3988.2023.21 (2).132-142. (in Russian).