Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 11-14.
Е. Ю. Баженова
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО НОВОСТНОГО ТЕКСТА
Осуществляется обзор существующих подходов к структурированию текста и рассмотрению содержательной структуры сетевого новостного текста. Ее специфика заключается в синтезе характеристик традиционного новостного сообщения и текста, реализующегося в сети Интернет.
Ключевые слова: дискурс СМИ, сетевой новостной текст, содержательная структура текста.
Проблема определения структуры текста, то есть системы взаимосвязанных разнопорядковых текстовых элементов, не раз становилась предметом изучения в лингвистике [1; 5; 7]. Вместе с тем ее разработка в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы представляется по-прежнему актуальной, поскольку позволяет делать комплексные выводы о неязыковых (коммуникативных, ситуационных, когнитивных) ориентирах, которыми пользуется автор в процессе построения текста. Анализ текстовой структуры с новых позиций дает возможность на основе изучения базовых текстов определенного вида дискурса, то есть текстов, являющихся его основой в функциональном и количественном отношении, делать выводы относительно типичных для этого дискурса стратегий речепорожде-ния.
Новостной текст реализуется в пространстве дискурса СМИ, выполняя роль коммуникативного посредника между автором-журналистом и массовым читателем. Основной функцией новостного сообщения, публикуемого в качественной газете, является объективное представление информации, что в значительной степени обусловливает способы представления и организации передаваемого посредством текста содержания. При этом выражение смысловых и структурных связей в новостном тексте имеет ряд особенностей, связанных с условиями его реализации в конкретном виде средств массовой коммуникации: телевидении, прессе, сети Интернет.
Цель данной статьи - раскрыть специфику содержательной структуры новостного текста Интернет-газет. Для этого рассмотрим сложившиеся подходы к описанию текстовой структуры и остановимся подробнее на результатах когнитивно-дискурсивных исследований структуры новостного текста.
1. Подходы к описанию структуры текста
Проблема формализации текстового содержания неоднократно освещалась в работах отечественных и зарубежных лингвистов, работающих в русле коммуникативного и функционального подходов к исследованию текста.
С позиций функционального подхода, при котором форма языкового воплощения ставится в зависимость от функции высказывания, структурирование единиц содержания текста осуществляется на основе распределения тематических и рематических компонентов входящих в текст предложений. Намерения говорящего и коммуникативный контекст, включающий общий для адресанта и адресата фон знаний, определяют принципы распределения тем и рем в тексте - от известного к новому. Переход от одного тематического блока к другому (движение тематической информации) формирует текстовую структуру, элементы которой соединяются по определенному принципу.
Согласно коммуникативному подходу, анализ текстового содержания затрагивает плоскость дискурса, а текст рассматривается в качестве продукта речевой деятельности, служащего средством сообщения сведений, то есть «изменения информационного статуса адресата» [2. С. 312-313].
С этих позиций текст складывается из совокупности последовательно вербализованных смысловых элементов, представляющих собой ментальные формы хранения и структурирования знаний о мире. Они могут получать разную терминологическую формулировку: предикат, выражающий предметно-смысловую связь между объектами [4 ; 5]; денотат, то есть образ некоторого фрагмента действительности, входящий в организованную систему знаний человека и обеспечивающий его коммуникативно-познавательную деятельность [7]; пропозиция как особая форма репрезентации знаний, в которой установлено соотношение данных
и новых информационных элементов [6]. По-разному определяя единицы текстовой структуры, исследователи придерживаются общего мнения о том, что в ней отражаются знания, намерения и оценки автора.
Общим положением представленных подходов является обусловленность семантической организации текста логикой внеязыко-вых предметных отношений: порядок распределения содержательных элементов в тексте является следствием процесса отражения предметов и ситуаций реальной действительности, коммуникативная значимость которых оценивается автором высказывания. При этом решение о том, какая информация о событии наиболее значима, принимается автором с учетом ценностей, сложившихся идеологических ориентиров и других норм коммуникативной деятельности в рамках определенной сферы общения [2. С. 249].
2. Структура новостного текста в когнитивно-дискурсивном освещении
Сходным образом строится анализ содержательной структуры текста в когнитивно-дискурсивных исследованиях: представление информации видится когнитивным процессом, подразумевающим репрезентацию событий действительности с разной степенью детализации и его последующую объективацию средствами языка в соответствии с дискурсивными условиями порождения текста. Механизмы языка, используемые для воплощения некоторого содержания в заданных композиционных формах, формируют стратегический компонент структуры сетевого новостного текста.
Характер структурирования текста при таком подходе объясняется тремя факторами: универсальностью процесса обработки информации любого рода в любых коммуникативных обстоятельствах, опорой на сложившуюся модель текста определенного вида, а также влиянием экстралингвистического контекста на способы распределения и представления информации.
В концепции Т. А. ван Дейка, объединяющей коммуникативный (по сути, дискурсивный) и когнитивный подходы, текст является продуктом отражения ситуации, а его смысловые части отражают ее элементы. «Когнитивным коррелятом», то есть лингвистической моделью ситуации, является пропозиция. Постижение некоторого события действительности начинается с активизации модели подобной ситуации, хранящейся в памяти репортера
и задающей правила редукции информации и ее организации в тексте. Ментальная процедура определения иерархии пропозиций, составляющих ситуацию, приводит к формированию содержательной структуры, в которой детали события градуируются по степени значимости для автора и складываются в текстовую макроструктуру [2. С. 69].
Таким образом отобранные и структурированные эпизоды представляемой ситуации в процессе построения новостного текста встраиваются в его формальную схему, именуемую Т. А. ван Дейком «суперструктурой». По мысли исследователя, суперструктура состоит из блоков («категорий»), каждый из которых особым образом наполняется содержанием. К облига-торным блокам новостного текста относятся «Краткое Содержание», представленное заголовком и подзаголовком; «Главное Событие», описываемое во вводном предложении; «Фон», формирующий контекст, в котором развивается представляемое событие [2. С. 253-258].
Конвенциональная форма новостного текста задает начало стратегии текстопорожде-ния, главным принципом которой является представление наиболее важных компонентов содержательной структуры в блоках «Краткое Содержание» и «Главное Событие» и расположение менее важных элементов содержания в блоке «Фон».
Иными словами, структурирование новостного текста на формально-содержательном уровне подчиняется принципу релевантности, или «перевернутой пирамиды» [3. С. 76], в соответствии с которым наиболее важная информация сообщается в начале текста, а менее важная - в конце.
3. Особенности содержательной структуры сетевого новостного текста
Сетевой новостной текст, то есть новостной текст, создаваемый для интернет-газеты, обладает специфической структурой, обусловленной в первую очередь многоуровневостью организации информации в условиях он-лайн СМИ.
В содержательную структуру сетевого новостного текста включаются следующие про-позитивные элементы:
1) топик - результат максимального сжатия содержания текста, отражающий его главный предмет и представляющий один из устойчивых тематических компонентов массовой информации, таких как политика, экономика, образование и так далее [3. С. 58]. Топик экс-
Структурная организация сетевого новостного текста
13
плицируется в названии рубрики, к которой отнесен текст в интернет-газете;
2) тема - смысловое ядро текста, конденсированное и обобщенное содержание текста; субъективно выделенная когнитивная единица, макропропозиция, отражающая значимую с позиции продуцента информацию, выраженную в «ядерной» пропозиции. Тема эксплицируется автором в заголовочном комплексе сетевого новостного текста и первом предложении статьи;
3) подтемы - компоненты содержания текста, направленные на детализацию описываемой в тексте ситуации, то есть непосредственно или опосредованно раскрывающие аспекты основной темы текста. Коммуникативные цели автора задают параметры отбора элементов представляемой ситуации для их реализации в основной и периферийной части содержательной структуры.
Совокупность темы и подтем формирует содержательную структуру сетевого новостного текста, которая может быть представлена в виде иерархии, верхний уровень которой занимает топик, ниже расположена «ядерная» пропозиция основной темы текста, далее рассредоточены подтемы. Таким образом, складывается организованная структура, в которой единицы содержания имеют разный информационный статус.
Характеристики новостного текста особым образом преломляются, дополняются в связи с его существованием в условиях Интернет-коммуникации.
Многоуровневая система организации информации, передаваемой текстом в сети Интернет, приводит к распределению основного содержания сетевого новостного текста по нескольким веб-страницам. В результате блок «Краткое Содержание», представленный заголовочным комплексом, располагается на двух уровнях сайта и может получать разное языковое оформление пропозиционального содержания. Это связано с различием выполняемых ими функций.
Первый заголовочный комплекс, образуемый заголовком и подзаголовком статьи, входит в перечень опубликованных новостных сообщений в определенной рубрике и представляет собой анонс текстового содержания. Его цель - кратко представить информацию, передаваемую текстом, и привлечь внимание читателя, побудить его перейти на следующий уровень сайта, где расположен текст сообще-
ния. В связи с этим первый заголовок сетевого новостного текста - краткий, он представляет собой простое предложение, пропозицию, отражающую основную тему статьи или одну из тем, входящих в блок «Фон». Выбор содержания, передаваемого на данном этапе, делается в пользу потенциально интересного, даже скандального.
Первый заголовок содержит ключевые для поиска слова, отсюда большая частотность употребления имен политиков, названий стран, которые актуальны в информационном пространстве на данный момент времени - таким образом редакция эксплуатирует так называемые «buzz topics», то есть «горячие темы» [3. С. 189], для привлечения внимания к определенному материалу.
Второй заголовок, расположенный на следующем уровне сайта вместе с текстом статьи, может совпадать или отличаться от первого заголовка. Его особенность в качественных Интернет-газетах заключается в точной передаче текстового содержания, поскольку он в первую очередь направлен на выполнение информирующей функции и, как правило, лишен экспрессивной окраски.
Блок «Главное Событие» располагается в виде одного или двух предложений в начале сетевого новостного текста (вводное предложение, «the lead»). Его назначение - передать основное содержание с минимальным количеством деталей для того, чтобы кратко и емко представить событие, ставшее новостным поводом. Детализация представляемого события осуществляется посредством добавления новых данных к одному или нескольким компонентам ядерной пропозиции, вынесенной в заголовочный комплекс.
Блок «Фоновое Содержание», самый крупный по объему, складывается из подтем, дополняющих основную тему новой информацией.
«Тело» текста разделено на смысловые блоки - абзацы, являющиеся языковым выражением макроситуаций. Относительная автономность содержания каждого абзаца, частое отсутствие типичных средств когезии между ними являются отличительными особенностями содержательной структуры сетевого новостного текста и представляют собой эффективный способ детализации описываемого события.
Фрагментарность представления данных -важный аспект Интернет-коммуникации в целом, поскольку передача информации в се-
тевом пространстве должна отвечать потребностям большого количества адресатов, одни из которых хотят получить общие сведения о событии (что?, где?, когда?, с кем?), а другие стремятся выяснить детали произошедшего, его причины и следствия, отношение к нему экспертов.
Монтажность как принцип организации семантической структуры сетевого новостного текста проявляется также в системе гиперссылок, которые, во-первых, акцентируют внимание читателя на отдельных компонентах содержания, во-вторых, служат началом навигационного пути к другим текстам, дополняющим картину представляемой ситуации, а в-третьих, являются средством воздействия на читателя. Принцип фрагментарности позволяет авторам вводить в структуру текста содержание, опосредованно связанное с его темой и представляющее имплицитную оценку описываемой ситуации.
Таким образом, складывающийся в современных англоязычных качественных интернет-газетах сетевой новостной текст синтезирует разные подходы к представлению информации: лаконичность и развернутость, констатацию факта и комментарий. В совокупности со спецификой реализации текста в Интернет-пространстве это определяет содержательную структуру сетевого новостного текста. Она характеризуется тем, что:
1) элементы содержательной структуры (топик, тема, подтемы) формируются автором в процессе ментальной обработки новостного события: категоризации ситуации, ее дискретизации, выявления основной и дополнительной информации для формирования иерархии темы и подтем;
2) реализация элементов содержательной структуры осуществляется в блоках устойчивой формальной структуры, которая, с точки
зрения журналиста, представляет собой матрицу, наполняемую некоторым содержанием;
3) тема текста, представляющая его основное содержание, вербализуется поэтапно с разной степенью детализации в первом, втором заголовочных комплексах и вводном предложении, обеспечивая читателя достаточным объемом информации для формирования предварительной картины события;
4) подтемы, детализирующие эту картину дополнительными данными, занимают оставшийся объем текста и вводят как факты, так и оценки, комментарии.
Такое структурирование текстового содержания отвечает потребностям современного читателя качественных Интернет-газет, которому важна свобода в отборе нужной информации и возможность формирования собственного отношения к ней.
Список литературы
1. Гальперин, И. Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982. С. 18-28.
2. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 312 с.
3. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005. 288 с.
4. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии. М., 1984. 232 с.
5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 157 с.
6. Лузина, Л. Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистиче-ский аспекты). М., 1996. 139 с.
7. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983. 215 с.