Научная статья на тему 'Структурная организация сетевого новостного текста'

Структурная организация сетевого новостного текста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1760
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС СМИ / СЕТЕВОЙ НОВОСТНОЙ ТЕКСТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / MASS MEDIA DISCOURSE / ONLINE NEWS TEXT / SEMANTIC TEXT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баженова Екатерина Юрьевна

Осуществляется обзор существующих подходов к структурированию текста и рассмотрению содержательной структуры сетевого новостного текста. Ее специфика заключается в синтезе характеристик традиционного новостного сообщения и текста, реализующегося в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Organisation of Online News Text

The article is devoted to the overview of current text structuring approaches and dwells on semantic structure of the online news story. It is stated that the latter incorporates features of the traditional news story and the Internet text.

Текст научной работы на тему «Структурная организация сетевого новостного текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 11-14.

Е. Ю. Баженова

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО НОВОСТНОГО ТЕКСТА

Осуществляется обзор существующих подходов к структурированию текста и рассмотрению содержательной структуры сетевого новостного текста. Ее специфика заключается в синтезе характеристик традиционного новостного сообщения и текста, реализующегося в сети Интернет.

Ключевые слова: дискурс СМИ, сетевой новостной текст, содержательная структура текста.

Проблема определения структуры текста, то есть системы взаимосвязанных разнопорядковых текстовых элементов, не раз становилась предметом изучения в лингвистике [1; 5; 7]. Вместе с тем ее разработка в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы представляется по-прежнему актуальной, поскольку позволяет делать комплексные выводы о неязыковых (коммуникативных, ситуационных, когнитивных) ориентирах, которыми пользуется автор в процессе построения текста. Анализ текстовой структуры с новых позиций дает возможность на основе изучения базовых текстов определенного вида дискурса, то есть текстов, являющихся его основой в функциональном и количественном отношении, делать выводы относительно типичных для этого дискурса стратегий речепорожде-ния.

Новостной текст реализуется в пространстве дискурса СМИ, выполняя роль коммуникативного посредника между автором-журналистом и массовым читателем. Основной функцией новостного сообщения, публикуемого в качественной газете, является объективное представление информации, что в значительной степени обусловливает способы представления и организации передаваемого посредством текста содержания. При этом выражение смысловых и структурных связей в новостном тексте имеет ряд особенностей, связанных с условиями его реализации в конкретном виде средств массовой коммуникации: телевидении, прессе, сети Интернет.

Цель данной статьи - раскрыть специфику содержательной структуры новостного текста Интернет-газет. Для этого рассмотрим сложившиеся подходы к описанию текстовой структуры и остановимся подробнее на результатах когнитивно-дискурсивных исследований структуры новостного текста.

1. Подходы к описанию структуры текста

Проблема формализации текстового содержания неоднократно освещалась в работах отечественных и зарубежных лингвистов, работающих в русле коммуникативного и функционального подходов к исследованию текста.

С позиций функционального подхода, при котором форма языкового воплощения ставится в зависимость от функции высказывания, структурирование единиц содержания текста осуществляется на основе распределения тематических и рематических компонентов входящих в текст предложений. Намерения говорящего и коммуникативный контекст, включающий общий для адресанта и адресата фон знаний, определяют принципы распределения тем и рем в тексте - от известного к новому. Переход от одного тематического блока к другому (движение тематической информации) формирует текстовую структуру, элементы которой соединяются по определенному принципу.

Согласно коммуникативному подходу, анализ текстового содержания затрагивает плоскость дискурса, а текст рассматривается в качестве продукта речевой деятельности, служащего средством сообщения сведений, то есть «изменения информационного статуса адресата» [2. С. 312-313].

С этих позиций текст складывается из совокупности последовательно вербализованных смысловых элементов, представляющих собой ментальные формы хранения и структурирования знаний о мире. Они могут получать разную терминологическую формулировку: предикат, выражающий предметно-смысловую связь между объектами [4 ; 5]; денотат, то есть образ некоторого фрагмента действительности, входящий в организованную систему знаний человека и обеспечивающий его коммуникативно-познавательную деятельность [7]; пропозиция как особая форма репрезентации знаний, в которой установлено соотношение данных

и новых информационных элементов [6]. По-разному определяя единицы текстовой структуры, исследователи придерживаются общего мнения о том, что в ней отражаются знания, намерения и оценки автора.

Общим положением представленных подходов является обусловленность семантической организации текста логикой внеязыко-вых предметных отношений: порядок распределения содержательных элементов в тексте является следствием процесса отражения предметов и ситуаций реальной действительности, коммуникативная значимость которых оценивается автором высказывания. При этом решение о том, какая информация о событии наиболее значима, принимается автором с учетом ценностей, сложившихся идеологических ориентиров и других норм коммуникативной деятельности в рамках определенной сферы общения [2. С. 249].

2. Структура новостного текста в когнитивно-дискурсивном освещении

Сходным образом строится анализ содержательной структуры текста в когнитивно-дискурсивных исследованиях: представление информации видится когнитивным процессом, подразумевающим репрезентацию событий действительности с разной степенью детализации и его последующую объективацию средствами языка в соответствии с дискурсивными условиями порождения текста. Механизмы языка, используемые для воплощения некоторого содержания в заданных композиционных формах, формируют стратегический компонент структуры сетевого новостного текста.

Характер структурирования текста при таком подходе объясняется тремя факторами: универсальностью процесса обработки информации любого рода в любых коммуникативных обстоятельствах, опорой на сложившуюся модель текста определенного вида, а также влиянием экстралингвистического контекста на способы распределения и представления информации.

В концепции Т. А. ван Дейка, объединяющей коммуникативный (по сути, дискурсивный) и когнитивный подходы, текст является продуктом отражения ситуации, а его смысловые части отражают ее элементы. «Когнитивным коррелятом», то есть лингвистической моделью ситуации, является пропозиция. Постижение некоторого события действительности начинается с активизации модели подобной ситуации, хранящейся в памяти репортера

и задающей правила редукции информации и ее организации в тексте. Ментальная процедура определения иерархии пропозиций, составляющих ситуацию, приводит к формированию содержательной структуры, в которой детали события градуируются по степени значимости для автора и складываются в текстовую макроструктуру [2. С. 69].

Таким образом отобранные и структурированные эпизоды представляемой ситуации в процессе построения новостного текста встраиваются в его формальную схему, именуемую Т. А. ван Дейком «суперструктурой». По мысли исследователя, суперструктура состоит из блоков («категорий»), каждый из которых особым образом наполняется содержанием. К облига-торным блокам новостного текста относятся «Краткое Содержание», представленное заголовком и подзаголовком; «Главное Событие», описываемое во вводном предложении; «Фон», формирующий контекст, в котором развивается представляемое событие [2. С. 253-258].

Конвенциональная форма новостного текста задает начало стратегии текстопорожде-ния, главным принципом которой является представление наиболее важных компонентов содержательной структуры в блоках «Краткое Содержание» и «Главное Событие» и расположение менее важных элементов содержания в блоке «Фон».

Иными словами, структурирование новостного текста на формально-содержательном уровне подчиняется принципу релевантности, или «перевернутой пирамиды» [3. С. 76], в соответствии с которым наиболее важная информация сообщается в начале текста, а менее важная - в конце.

3. Особенности содержательной структуры сетевого новостного текста

Сетевой новостной текст, то есть новостной текст, создаваемый для интернет-газеты, обладает специфической структурой, обусловленной в первую очередь многоуровневостью организации информации в условиях он-лайн СМИ.

В содержательную структуру сетевого новостного текста включаются следующие про-позитивные элементы:

1) топик - результат максимального сжатия содержания текста, отражающий его главный предмет и представляющий один из устойчивых тематических компонентов массовой информации, таких как политика, экономика, образование и так далее [3. С. 58]. Топик экс-

Структурная организация сетевого новостного текста

13

плицируется в названии рубрики, к которой отнесен текст в интернет-газете;

2) тема - смысловое ядро текста, конденсированное и обобщенное содержание текста; субъективно выделенная когнитивная единица, макропропозиция, отражающая значимую с позиции продуцента информацию, выраженную в «ядерной» пропозиции. Тема эксплицируется автором в заголовочном комплексе сетевого новостного текста и первом предложении статьи;

3) подтемы - компоненты содержания текста, направленные на детализацию описываемой в тексте ситуации, то есть непосредственно или опосредованно раскрывающие аспекты основной темы текста. Коммуникативные цели автора задают параметры отбора элементов представляемой ситуации для их реализации в основной и периферийной части содержательной структуры.

Совокупность темы и подтем формирует содержательную структуру сетевого новостного текста, которая может быть представлена в виде иерархии, верхний уровень которой занимает топик, ниже расположена «ядерная» пропозиция основной темы текста, далее рассредоточены подтемы. Таким образом, складывается организованная структура, в которой единицы содержания имеют разный информационный статус.

Характеристики новостного текста особым образом преломляются, дополняются в связи с его существованием в условиях Интернет-коммуникации.

Многоуровневая система организации информации, передаваемой текстом в сети Интернет, приводит к распределению основного содержания сетевого новостного текста по нескольким веб-страницам. В результате блок «Краткое Содержание», представленный заголовочным комплексом, располагается на двух уровнях сайта и может получать разное языковое оформление пропозиционального содержания. Это связано с различием выполняемых ими функций.

Первый заголовочный комплекс, образуемый заголовком и подзаголовком статьи, входит в перечень опубликованных новостных сообщений в определенной рубрике и представляет собой анонс текстового содержания. Его цель - кратко представить информацию, передаваемую текстом, и привлечь внимание читателя, побудить его перейти на следующий уровень сайта, где расположен текст сообще-

ния. В связи с этим первый заголовок сетевого новостного текста - краткий, он представляет собой простое предложение, пропозицию, отражающую основную тему статьи или одну из тем, входящих в блок «Фон». Выбор содержания, передаваемого на данном этапе, делается в пользу потенциально интересного, даже скандального.

Первый заголовок содержит ключевые для поиска слова, отсюда большая частотность употребления имен политиков, названий стран, которые актуальны в информационном пространстве на данный момент времени - таким образом редакция эксплуатирует так называемые «buzz topics», то есть «горячие темы» [3. С. 189], для привлечения внимания к определенному материалу.

Второй заголовок, расположенный на следующем уровне сайта вместе с текстом статьи, может совпадать или отличаться от первого заголовка. Его особенность в качественных Интернет-газетах заключается в точной передаче текстового содержания, поскольку он в первую очередь направлен на выполнение информирующей функции и, как правило, лишен экспрессивной окраски.

Блок «Главное Событие» располагается в виде одного или двух предложений в начале сетевого новостного текста (вводное предложение, «the lead»). Его назначение - передать основное содержание с минимальным количеством деталей для того, чтобы кратко и емко представить событие, ставшее новостным поводом. Детализация представляемого события осуществляется посредством добавления новых данных к одному или нескольким компонентам ядерной пропозиции, вынесенной в заголовочный комплекс.

Блок «Фоновое Содержание», самый крупный по объему, складывается из подтем, дополняющих основную тему новой информацией.

«Тело» текста разделено на смысловые блоки - абзацы, являющиеся языковым выражением макроситуаций. Относительная автономность содержания каждого абзаца, частое отсутствие типичных средств когезии между ними являются отличительными особенностями содержательной структуры сетевого новостного текста и представляют собой эффективный способ детализации описываемого события.

Фрагментарность представления данных -важный аспект Интернет-коммуникации в целом, поскольку передача информации в се-

тевом пространстве должна отвечать потребностям большого количества адресатов, одни из которых хотят получить общие сведения о событии (что?, где?, когда?, с кем?), а другие стремятся выяснить детали произошедшего, его причины и следствия, отношение к нему экспертов.

Монтажность как принцип организации семантической структуры сетевого новостного текста проявляется также в системе гиперссылок, которые, во-первых, акцентируют внимание читателя на отдельных компонентах содержания, во-вторых, служат началом навигационного пути к другим текстам, дополняющим картину представляемой ситуации, а в-третьих, являются средством воздействия на читателя. Принцип фрагментарности позволяет авторам вводить в структуру текста содержание, опосредованно связанное с его темой и представляющее имплицитную оценку описываемой ситуации.

Таким образом, складывающийся в современных англоязычных качественных интернет-газетах сетевой новостной текст синтезирует разные подходы к представлению информации: лаконичность и развернутость, констатацию факта и комментарий. В совокупности со спецификой реализации текста в Интернет-пространстве это определяет содержательную структуру сетевого новостного текста. Она характеризуется тем, что:

1) элементы содержательной структуры (топик, тема, подтемы) формируются автором в процессе ментальной обработки новостного события: категоризации ситуации, ее дискретизации, выявления основной и дополнительной информации для формирования иерархии темы и подтем;

2) реализация элементов содержательной структуры осуществляется в блоках устойчивой формальной структуры, которая, с точки

зрения журналиста, представляет собой матрицу, наполняемую некоторым содержанием;

3) тема текста, представляющая его основное содержание, вербализуется поэтапно с разной степенью детализации в первом, втором заголовочных комплексах и вводном предложении, обеспечивая читателя достаточным объемом информации для формирования предварительной картины события;

4) подтемы, детализирующие эту картину дополнительными данными, занимают оставшийся объем текста и вводят как факты, так и оценки, комментарии.

Такое структурирование текстового содержания отвечает потребностям современного читателя качественных Интернет-газет, которому важна свобода в отборе нужной информации и возможность формирования собственного отношения к ней.

Список литературы

1. Гальперин, И. Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М., 1982. С. 18-28.

2. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 312 с.

3. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005. 288 с.

4. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии. М., 1984. 232 с.

5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 157 с.

6. Лузина, Л. Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистиче-ский аспекты). М., 1996. 139 с.

7. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.