Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ'

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СИМУЛЯКР / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зекерьяев Р.И.

В статье обоснован феномен виртуальной личности с точки зрения постнеклассической парадигмы, проанализирован процесс ее формирования, представлен виртуальный образ в качестве структурного симулякра, выделены его основные компоненты, такие как нормативность, гендерная специфика и агрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODEL OF VIRTUAL PERSONALITY

In the article was analyze the phenomenon of virtual personality from the perspective of post-nonclassical paradigm, determined the process of its formation, virtual image was represent as a structural simulacrum, analyzed its main components as normativity, gender-specification and aggressiveness.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ»

УДК 316.61:004.946

Зекерьяев Р.И. преподаватель кафедра психологии

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье обоснован феномен виртуальной личности с точки зрения постнеклассической парадигмы, проанализирован процесс ее формирования, представлен виртуальный образ в качестве структурного симулякра, выделены его основные компоненты, такие как нормативность, гендерная специфика и агрессивность.

Ключевые слова: виртуальная личность, симулякр, структура.

Zekeriaev R.I.

Teacher of the Psychology Department SBEI HE RC "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Russia, Simpheropol c. STRUCTURAL MODEL OF VIRTUAL PERSONALITY

Annotation. In the article was analyze the phenomenon of virtual personality from the perspective of post-nonclassical paradigm, determined the process of its formation, virtual image was represent as a structural simulacrum, analyzed its main components as normativity, gender-specification and aggressiveness.

Keywords: virtual identity, simulacrum, structure.

Постановка проблемы. Быстрое развитие компьютерных технологий и Интернета в частности оказывает все возрастающее влияние на психологическую реальность личности. Увеличение информационных потоков приводит к глобальной информатизации, и как следствие, созданию виртуальных личностей в интернете. Одновременно с этим возникает риск формирования виртуального образа с девиантными установками, функционирование которого в виртуальном пространстве будет нести деструктивный характер, как для него самого, так и для других окружающих его виртуальных личностей. Открытым остается вопрос о том, какие именно факторы влияют на появление в виртуальной личности асоциальных установок. Мы предполагаем, что такими факторами являются отдельные свойства виртуального образа, заключенные в единую структуру, образующую виртуальную личность.

Научная проблема заключается в определении структуры виртуальной личности

Целью статьи является теоретическое обоснование модели виртуальной личности.

Основное изложение материала. Согласно постнеклассической парадигме, развитие виртуального образа происходит в несколько этапов. На

первом этапе происходит точное отражение какой-либо реальности. На втором - отраженная реальность маскируется и подвергается искажению. На третьем - скрывается наличие этой реальности. На четвертом - теряется всякая аналогия и связь с реальностью, что является переходом в мир симуляции, то есть превращение реального прототипа в виртуальный образ [2].

Данная теория поясняет создание виртуальной личности в интернет-пространстве. Реальная личность в пространстве интернета формирует свой виртуальный образ, который отражает ее реальные свойства или трансформирует их.

Таким образом, виртуальная личность является конструктом, который способен не только обрывать связь с создавшей его реальностью, но и формировать свою собственную реальность и выступать в роли реального прототипа для новых виртуальных образов. Этот процесс образует системную иерархию и осуществляет переход в гиперреальность.

Несмотря на широкий анализ виртуальной реальности в постнекласической парадигме, стоит отметить что в ней практически не затрагивается виртуальный образ, как самостоятельный конструкт с рядом личностных характеристик, формирующих его структуру.

К проблеме структуры виртуальной личности обращается А.И. Лучинкина [3]. Говоря о виртуальном образе, она выделила три ее составные части: виртуальность, нормативность и мотивацию.

Соглашаясь с исследовательницей мы выделяем еще несколько характеристик виртуальной личности, а именно гендерную специфику и агрессивность. И если нормативность является основным элементом в конструировании виртуальной личности, поскольку именно благодаря ему формируется основная идейная направленность и поведение созданного виртуального образа, то склонность к определенным поведенческим паттернам в системе гиперреальности определяется по нашему мнению мускулинностью или феминностью виртуальной личности. В тоже время агрессивность позволяет определить вариации взаимодействия виртуальной личности с окружающими ее подобными образами, а именно особенности восприятия информации, ее обработки и дачи обратной связи.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что виртуальная личность является сложным конструктом, состоящим из ряда компонентов, таких как виртуальность, мотивация, нормативность, гендерная специфика и агрессивность. Именно эти качества по нашему мнению, являются первичными в структуре виртуального образа. Исходя из целостности виртуальной личности, мы считаем возможным представить структуру виртуальной личности тремя информационными блоками:

1. Гендерный (мускулинность-феминность).

2. Психосоциальный (агрессивность, виртуальность).

3. Нормативный (нормативность, мотивация).

По нашему мнению, эти блоки образуют ядро виртуальной личности и

их вес в ВЛ определяет траектории конструирования личного пространства в Интернете.

Использованные источники:

1. Сайт психологической библиотеки Киевского Фонда содействия развитию психической культуры [электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/23sofis.htm (дата обращения: 02.12.2017)

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. // Ж. Бодрийяр. - Тульский полиграфист, 1981

3. Лучинкина А. И. Психология интернет-социализации личности: монография - Симферополь: ВД «АР1АЛ», 2013

УДК 378

Земченкова В.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Управление персоналом» Российский государственный социальный университет

Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ НАУЧНО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Аннотация:

В статье рассмотрены внутренние мотивы деятельности научно-педагогических кадров (НПК). Выявлена актуальность решения проблем внешней мотивации НПК в условиях многокритериальности оценивания деятельности индивида и вуза в целом для достижения внутрироссийских и международных рейтинговых показателей вуза. Показана необходимость внешней мотивации посредством введения прозрачной рейтинговой оценки деятельности НПК и ее взаимосвязи со стимулирующими выплатами. Приведено обобщение направлений оценки и стимулирования НПК ФГБОУ ВПО РГСУ как способа внешней мотивации.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, внутренние мотивы, внешняя мотивация, стимулирование, оценка деятельности.

Zemchenkova V. V. Student of magistracy 2 course, faculty «Human resource management»

Russian state social university Moscow, Russian Federation PECULIARITIES OF EXTERNAL MOTIVATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF OF RUSSIAN STATE SOCIAL

UNIVERSITY

Abstract: In the article internal motives of activity of scientific and pedagogical staff (SPS) are considered. The urgency of solving the problems of the external motivation of the SPS in conditions of multi-criteria evaluation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.