Другими словами, для обучаемого гипертекст «рассыпается» и одновременно систематизируется из п-го числа определённым образом связанных между собой текстов, которые выполняют функцию «информант», формирующих содержательную сторону фонового знания, а также его объём и глубину, обеспечивают условия для межкультурной коммуникации и «диалога культур» [7].
Принцип проективной связи компонентов гипертекста, осуществляемый с помощью инструментальных средств компьютерного моделирования, позволяет методистам в условиях реального времени обращаться к разным по своему назначению материалам. Это могут быть «...тексты для дополнительного чтения, грамматические таблицы, рисунки, фотографии» [6], страноведческие и культурологические знания двух контактирующих «языковых миров». При этом основной (базовый) текст гипертекста может всецело принадлежать к научному стилю речи и изучаемому подъязыку специальности, а каскад дополнительных текстов - представлять содержание выделенных блоков фоновых знаний.
Дополнительные тексты могут быть вербальными и невербальными, могут включать апелляцию к документальным и художественным фильмам, к музыкальным произведениям -современные технологии позволяют конструировать тексты, включающие разные знаковые системы и различный объём информации.
Например, при организации уроков русского языка у китайских студентов-химиков, базовым текстом может стать текст о «Периодической системе химических элементов». А дополнительными, формирующими страноведческое и культурологическое знание о стране изучаемого языка могут быть такие тексты, как: биографический текст о Менделееве-учёном, об историческом времени, в котором жил учёный, о лицах, живших в одно время с исследователем, об учёных Китая и Европы, равных по значимости с Д.И. Менделеевым. Могут быть включены тексты о перспективах современной химии, о влиянии химии на экологию и тексты о необходимости нераспространения и уничтожения химического оружия и т. д.
Как свидетельствует практический опыт структурирования языковой системы в сознании инофона, композиция «фоновых знаний» представляет собой подвижное и неоднородное во временном плане образование. «Фоновое знание» складывается в сознании индивида как сфера диахронии, позволяющая актуализировать прошлое для объяснения или интерпретации настоя-
Библиографический список
щего. Фоновое знание - индивидуализировано и фрагментарно: одно и то же явление два человека могут запомнить и воспроизвести по-разному. Механизм сохранения «фоновых знаний» определяет наличие в языке тропов, фигур, аббревиатур, приёмов гиперболы и литоты. Масштаб актуализации «фоновых знаний» обусловлен экстралингвистическими условиями синхронии.
Именно поэтому сложно организованная архитектура гипертекстов наиболее отвечает потребностям лингвометодики. Гипертекст как единица обучения фоновым знаниям в условиях внеязыковой среды позволяет русисту разработать критерии комплексного отбора информации, которая бы была предназна-ченакак для включения в единичные гипертексты, так и в серию гипертекстов, соответствующих требованиям ТРКИ.
В содержательном плане учебный гипертекст отвечает основным лингвометодическим требования к поуровневому представлению знаний и включает материалы информативно-значимых блоков, которые должны быть использованы при создании на электронном носителе единого текстового файла. Включаемые в гипертекст фоновые знания различны по обучающей функции и лексико-грамматическому объёму, но в обязательном порядке включают лингвистический, профессиональный, страноведческий, культуроведческий и коммуникативный блоки, что направлено на формирование коммуникативной культуры языковой личности [8].
Представляется, что благодаря развитию компьютерных технологий традиционный в лингвометодике РКИ «текст» (как основная единица обучения языку на продвинутом этапе обучения) уступает место гипертексту, который выполнен не на бумажных, а на электронных носителях (хотя, очевидно, электронный вариант не исключает привычных книжных вариантов).
Наличие интерактивных досок в аудиториях, персональных компьютеров, ноутбуков и планшетов, контакты студент-преподаватель в режиме on-line с помощью Интернета позволяют по-новому подойти к моделированию содержательных компонент учебного процесса в условиях внеязыковой среды.
Вероятно, можно констатировать, что в условиях внеязыко-вой среды можно опираться на следующие критерии формирования фоновых знаний: теоретические разработки когнитивной лингвистики, сложившееся культуроведческое направление в методике и новые инструментальные возможности организации учебного материала, позволяющие формировать фоновые знания в виде отдельных лексико-грамматическихи тематически связанных модулей.
1. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. Москва: Наука, 1969.
2. Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Санкт-Петербург, 2004.
3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва, 1978.
4. Словарь лингвистических терминов. Составитель О.С. Ахманова. Москва: Советская энциклопедия, 1969.
5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Санкт-Петербург, 1999.
6. Аркадьева Т.Г. и др. Формирование фоновых знаний иностранных студентов с использованием электронных учебных материалов. Сознание и речевая деятельность: социо- и лингвокультурологические аспекты: материалы международной научной конференции памяти профессора Владимира Яковлевича Шабеса. Санкт-Петербург, 2014.
7. Пассов Е.И. Метод диалога культур. Липецк, 2011.
8. Кукуева Г.В. Компетентностный подход при изучении русской грамматики иностранцами. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 349 - 352.
References
1. Komlev N.G. Komponentysoderzhatel'nojstrukturyslova. Moskva: Nauka, 1969.
2. Shatilov S.F. Aktual'nye problemy metodiki obucheniya russkomu yazyku inostrannyh uchaschihsya. Sankt-Peterburg, 2004.
3. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Moskva, 1978.
4. Slovar' lingvisticheskih terminov. Sostavitel' O.S. Ahmanova. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1969.
5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Slovar'metodicheskih terminov (teoriya ipraktika prepodavaniya yazykov). Sankt-Peterburg, 1999.
6. Arkad'eva T.G. i dr. Formirovanie fonovyh znanij inostrannyh studentov s ispol'zovaniem 'elektronnyh uchebnyh materialov. Soznanie i rechevaya deyatel'nost': socio- i lingvokul'turologicheskie aspekty: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii pamyati professora Vladimira Yakovlevicha Shabesa. Sankt-Peterburg, 2014.
7. Passov E.I. Metod dialoga kul'tur. Lipeck, 2011.
8. Kukueva G.V. Kompetentnostnyj podhod pri izuchenii russkoj grammatiki inostrancami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 349 - 352.
Статья поступила в редакцию 03.04.17
УДК 378
Bezina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kholuy Branch of Higher School of Folk Arts (Institute) (Kholuy, Russia), E-mail: ib091219@mail.ru
STRUCTURAL MODEL OF UPDATING TEACHING CONTENTS FOR FUTURE PAINTERS OF LACQUER MINIATURES. In
the process of professional training of future painters of lacquer miniatures, painting plays the role of one of the main components in the educational program and is a fundamental and a professional discipline that requires specific training contents. The researcher
states that it is important to take into account the specifics of this kind of traditional applied art in training. For the formation of professionalism among students, the author has developed a structural model to update the contents of training of future artists in painting of lacquer miniatures. The result of the implementation of this model is possession of a high level of artistic and creative activities in the field of lacquer miniature painting and a valuable attitude to professional activities.
Key words: teaching, education, miniature, painting, model, update, structure, principle, synthesis, approach, goal, purpose, formation, professionalism, method, feature, condition.
И.А. Безина, канд. пед. наук, ст. преп., Холуйский Филиал Высшей школы народных искусств (институт), Ивановская
область, с. Холуй, Е-mail: ib091219@mail.ru
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
В процессе профессиональной подготовки будущих художников лаковой миниатюры, живопись играет роль одного из основных компонентов в образовательной программе и является фундаментальной и профессиональной дисциплиной, которая требует особого содержания обучения и именно с учётом специфики этого вида традиционного прикладного искусства России. Для формирования профессионализма у обучающихся нами разработана структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры. Результатом реализации данной модели является владение высоким уровнем художественно-творческой деятельности в области лаковой миниатюрной живописи, ценностное отношение к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: обучение, образование, миниатюра, живопись, модель, обновление, структура, принцип, синтез, подход, цель, задача, формирование, профессионализм, метод, особенность, условие.
Изучение современного состояния образования в традиционном прикладном искусстве, в частности, в области русских художественных лаков, представляет большой научный и практический интерес, где от исхода решения насущных вопросов зависит судьба ценнейшей отрасли национальной художественной культуры.
Развитие такого уникального вида искусства, как лаковая миниатюрная живопись, зависит от профессионализма художников, степени интеграции в их работах креативности и высокой техничности, сформировавшихся на основе вековых художественных традиций и с учётом культурно-исторических и художественно-стилистических особенностей.
Особенно актуально в современном образовательном пространстве лаковой миниатюры является обновление содержания обучения живописи, ориентированного, в первую очередь, на подготовку специалистов, способных к созданию высокохудожественных изделий не только самостоятельно задуманных, но и выполненных непосредственно самим автором.
Поэтому, путём реализации комплекса мероприятий нами была создана структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с учётом особенностей данного вида декоративно-прикладного искусства.
При моделировании обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи мы опирались на научные исследования в области профессионального образования С.Я. Батышева, Н.М. Борытко, Л.Г. Семушиной, Н.Н. Шамрай, Н.Г. Ярошенко и др. [1, 2,3].
По мнению Н.Н. Шамрай, моделирование процесса обучения является ведущим методом научного поиска, с помощью которого определяется опережающая информация для обоснования целей, содержания, средств и методов обучения. Целью моделирования является получение новых знаний о каком-либо педагогическом объекте путем вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель.
Наполнение структурной модели содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры конкретным учебным материалом происходит, с одной стороны, с учётом выявленных принципов, а с другой стороны - в соответствии с конкретными педагогическими условиями и возможностями образовательного учреждения, в рамках созданного художественно-творческого пространства.
Отбор учебного материала, его педагогическая адаптация, по нашему мнению, должно проводиться на основе известных в профессиональной педагогике требований и рекомендаций.
В предлагаемой нами структурной модели обозначается цель - формирование профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в процессе обучения живописи.
Вышеуказанная цель позволяет сформулировать следующие задачи: создать художественно-творческое пространство для обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи, обладающее открытостью, с погружением в сущность этого искусства; обеспечить условия и способы форми-
рования особенностей обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи; расширить и углубить мотивацию в художественно-творческом развитии обучающихся в области лаков; обосновать приоритетность дисциплины «Живопись» с учётом художественно-стилистических особенностей лаковой миниатюры.
Структурная модель реализуется при следующих условиях: активизация творческой новизны в обучении обучающихся; мобилизация мыслительно-творческой и поисково-интеллектуальной деятельности; развитие декоративно-образного мышления в творческом освоении специфических средств и приемов живописной грамоты лаковой миниатюрной живописи с целью передачи и развития навыков художественно-творческой работы с погружением в регионально-историческую культуру данного вида искусства; воспитания верности духовным истокам художественно-стилистических особенностей лаковой миниатюры; художественных переживаний и сопереживаний.
Структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры создана на базе определённых методологических подходов: регионально-исторического, культурологического, интегрированного, системного, де-ятельностного.
Применение регионально-исторического подхода подтвердили идею сохранения и развития искусства лаковой миниатюрной живописи [4, 5]. «Для обучающихся в художественно-творческой деятельности, характерны преобладание историко-региональных художественно-технологических особенностей, необходимых в профессии» [6, с. 70].
Особенностью культурологического подхода является рассмотрение образовательных идей в контексте мировой культуры. Как отмечает М.С. Каган, «...человечество изобрело способность опредмечивать свои внутренние качества, матери-ализовывать духовное, дабы вновь его дематериализовывать, извлекая духовное содержание из артефактов, и «присваивать» его каждым этим актом распредмечивания человеком» [7, с. 54].
Культурологический подход к содержанию и методам обучения предполагает усвоение обучающимися в процессе изучения различных дисциплин жизненного опыта народа, его культуры (традиции, религия, нравственно-эстетические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства обучаемых [8].
Интегрированный подход к обучению формирует мировоззрение, культуру, кругозор в профессиональной деятельности, диапазон профессиональных понятий лексики, понимание сущности и цели взаимодействия дисциплин и их влияние на формирование специалиста, культуру будущего выпускника.
Системный подход является одним из важнейших методологических принципов нашего исследования. Необходимым условием эффективного использования системного подхода является правильное сочетание методов [9].
С учётом деятельностного подхода осуществлялось построение структурной модели обновления обучения живописи
будущих художников лаковой миниатюры с позиции последовательности построения её компонентов, с учётом особенностей учебно-познавательной и профессиональной деятельности. «Развитый интерес к содержанию профессиональной деятельности является, как правило, показателем высокого уровня общей культуры обучающегося; потребности его в творчестве, увлечённости самим процессом профессиональной художественной деятельности» [6].
Нами доказано, что структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры реализуется на следующих принципах: систематичности и последовательности; принцип синтеза научных знаний и преемственности многовекового опыта традиций лаковой миниатюры; принцип духовности; принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности.
Дидактические принципы, по мнению Л.В. Школяр, - это «система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и формы обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось более плодотворно» [10].
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает усвоение знаний в системе, которая бы не только отражала в целостном виде изучаемого явления, процессы и объекты, но и позволяла бы, с одной стороны, устанавливать внутри системные связи и зависимости и, с другой - устанавливать подобные связи и зависимости с другими системами, как низшей, так и высшей иерархи [5].
Библиографический список
Принцип синтеза научных знаний и многовекового опыта традиций лаковой миниатюры даёт возможность интеграции учебных дисциплин гуманитарного социально-экономического цикла и профессионального цикла в области профессионального образования будущего художника лаковой миниатюры.
Принцип духовности утверждает эстетическо-нравственную позицию. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл.
Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности продиктован особенностью обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с опорой на научные знания в области академической живописи и в области лаков.
Таким образом, реализация структурной модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры формирует профессионализм у обучающихся и способствует: повышению уровня живописного мастерства (передачи цветовых и тональных отношений, тонкостей письма, пластичности, силуэтности); погружение в сущность и специфику лаковой миниатюрной живописи; уверенности в применении живописного материала (формированию таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, аккуратность, внимательность, точность, самостоятельность); повышению профессиональной мотивации и ориентации обучающегося; повышению собственной профессиональной значимости; осознанности ценности искусства русских лаков как культурного наследия.
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучение в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1990.
4. Некрасова М.А. Ещё раз о традициях и современности. Декоративное искусство СССР. 1962; 8: 34, 35.
5. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад; редакционная коллегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С Глебова и др. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.
6. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
7. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. Москва: Политиздат, 1974.
8. Волкова Т.Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования: монография. Шуя, 2007.
9. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
10. Школяр Л.В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». Электронный научный журнал. Available at: http:// www.art-education. Ru AE-ma-gazine-2010 № 4
References
1. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam. Moskva: Associaciya «Professional'noe obrazovanie», 1997.
2. Borytko N.M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.
3. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i metody obuchenie v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
4. Nekrasova M.A. Esche raz o tradiciyah i sovremennosti. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1962; 8: 34, 35.
5. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; redakcionnaya kollegiya: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S Glebova i dr. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
6. Nosan' T.M. Soderzhanie i metody professional'nogo obucheniya tehnologii hudozhestvennoj vyshivki buduschih hudozhnikov-masterov: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
7. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': Opytsistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.
8. Volkova T.N. Vospitanie cheloveka kul'tury sredstvami yazyka i iskusstva v processe gumanitarnogo obrazovaniya: monografiya. Shuya, 2007.
9. Fedotova O.V. Pedagogicheskaya vzaimosvyaz' uchebnyh predmetov "masterstvo" i "kompoziciya" vprofessional'nom obuchenii studentov lakovojminiatyurnojzhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
10. Shkolyar L.V. O sostoyanii i perspektivah razvitiya nauchnyh issledovanij Uchrezhdeniya Rossijskoj akademii obrazovaniya «Institut hudozhestvennogo obrazovaniya». 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http:// www.art-education. Ru AE-magazine-2010 № 4
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК 378
Grishchenko V.I., teacher, postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: vischa@mail.ru
BUILDING SYSTEMS OF EDUCATIONAL MATERIALS ON THE BASIS OF MODELS AND TECHNOLOGIES OF INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS. The interpretation of a concept of computer innovation didactics is presented. The need to classify its resources is explained. The work explains names of resource types and features of programs integrating electronic materials in common systems, which are treated as electronic educational resources and author's tool shells. The conclusion is made about the need to strengthen the creative potential of teachers' profession through the independent designing of systems of electronic teach-