Научная статья на тему 'Структурная модель информационной технологии автоматизированного синтеза системы мониторинга транспорта газа'

Структурная модель информационной технологии автоматизированного синтеза системы мониторинга транспорта газа Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ТРАНСПОРТ ГАЗА / МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MONITORING / TRANSPORT OF GAS / MODEL / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Нефедов Л. И., Шевченко М. В., Василенко О. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями мониторинга транспорта газа от газораспределительных пунктов до потребителей. Разработанная структурная модель информационной технологии может быть использована для синтеза системы мониторинга транспорта газа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions related to the features of monitoring of transport of gas from gas-distributing to the are in the article. The developed structural model of information technology can be used for the synthesis of the system of monitoring of transport of gas

Текст научной работы на тему «Структурная модель информационной технологии автоматизированного синтеза системы мониторинга транспорта газа»

-□ □-

У статтiрозглядаються питання, пов'я-зат з особливостями монторингу транспорту газу вiд газорозподшьних пунктiв до споживачiв. Розроблена структурна модель шформацшног технологи може бути вико-ристана для синтезу системи монторингу транспорту газу

Ключовi слова: мотторинг, транспорт

газу, модель, тформацшна технологiя □-□

УДК 542.73:004.725.07

структурная модель информационной

технологии автоматизированного

синтеза системы

мониторинга транспорта газа

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями мониторинга транспорта газа от газораспределительных пунктов до потребителей. Разработанная структурная модель информационной технологии может быть использована для синтеза системы мониторинга транспорта газа

Ключевые слова: мониторинг, транспорт

газа, модель, информационная технология □-□

The questions related to the features of monitoring of transport of gas from gas-distributing to the are in the article. The developed structural model of information technology can be used for the synthesis of the system of monitoring of transport of gas

Keywords: monitoring, transport of gas,

model, information technology -□ □-

1. Введение

В настоящее время одной из самых сложных и практически нереализуемых без применения ЭВМ задач является комплексный анализ качества доставки газа от газораспределительных пунктов (ГРП) до потребителя, основанный на возможности мониторинга состояния и выявления сильных и слабых сторон любой газотранспортной системы.

2. Анализ последних исследований и публикаций

Применяемые до настоящего времени методы анализа и синтеза территориально-распределенных

Л.И. Нефедов

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой*

Контактный тел.: 716-59-39, 738-77-92 E-mail: nefedovli@rambler.ru

М.В. Шевченко

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 738-77-92

О.В. Василенко

Аспирант* Контактный тел.: 738-77-92 *Кафедра автоматизации и компьютерно-интегрированных технологий Харьковский национальный автомобильно-дорожный

университет

ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61002

систем обслуживания (ТРСО), в качестве которой в данной статье рассматривается система мониторинга транспорта газа, использовали, в основном, отдельные автономные модели, отражающие различные стороны системной организации [1].

С ростом территориальной рассредоточенности газотранспортной системы Украины, увеличивается протяженность коммуникационных связей, затраты на их реализацию и эксплуатацию. Увеличивается и влияние связей на эффективность функционирования системы в целом, например, за счет времени реализации коммуникации. Значение указанных факторов с ростом территориальной рассредоточенности возрастает, становясь иногда определяющим как в стоимости, так и в эффективности функционирова-

ния газотранспортной системы в целом. Таким образом, стоимостные и функциональные характеристики системы сильно зависят от пространственной организации (топологии) системы мониторинга транспорта газа на участках от газораспределительных пунктов до потребителей. Возникает задача структурно-топологического и параметрического синтеза системы мониторинга, когда решения о иерархии, количестве ее уровней, технологии их реализации, параметрах и взаимосвязи элементов необходимо принимать с учетом их пространственного размещения.

В условиях современного развития математических методов и вычислительной техники появляется возможность разработки и внедрения технологий синтеза территориально-распределенной системы мониторинга транспорта газа - укрупнения ТРСО как целенаправленных объектов в базисах системных свойств, системных ресурсов и структуры их жизненных циклов [1]. Предлагаемый подход к решению проблемы синтеза системы мониторинга транспорта газа (СМТГ) базируется на идее построения многокритериальных моделей. Он лежит в русле функционально-структурного направления развития сложных объектов, ориентированного на адаптацию газотранспортной системы Украины в условиях изменений внешней среды.

3. Постановка цели и задачи

Целью статьи является повышение эффективности транспорта газа за счёт разработки структурной модели информационной технологии автоматизированного синтеза территориально-распределенной системы мониторинга транспорта газа.

Для определения информационной технологии автоматизированного синтеза (ТАС) СМТГ, на первом этапе производится анализ особенностей и необходимости принятия решения по синтезу СМТГ. Необходимо произвести синтез территориально-распре-деленной системы мониторинга транспорта газа для газотранспортной системы на участках подачи газа от газораспределительных пунктов до потребителей на основе анализа состояния, и выявления сильных и слабых сторон технического оснащения газотранспортных систем [2].

Согласно проведенному анализу [3], построение прикладной информационной технологии автоматизированного синтеза СМТГ основывается на следующих принципах:

1. Базирование на новой, постоянно совершенствуемой и пополняемой (открытой), информационной технологии комплексного синтеза СМТГ.

2. Наличие интегрированного автоматизированного банка данных (АБД), включающего в себя базы данных (БД), содержащие декларативную, графическую и процедурную информацию по синтезу СМТГ и системы управления базами данных (СУБД).

3. Возможность дружественного диалога пользователь-ЭВМ в интерактивно-графическом режиме работы в реальном масштабе времени на языках, близких к языку пользователя.

4. Модульный принцип построения информационной технологии автоматизированного синтеза СМТГ и ее видов обеспечения.

4. разработка структурной модели информационной технологии автоматизированного синтеза

После выбора глобальной цели и определения особенностей структуры и процессов принятия решений по синтезу СМТГ, необходимо произвести её декомпозицию на несколько групп локальных задач: структурная оптимизация СМТГ, после того, как выбрана структура синтезируемой системы, необходимо произвести топологическую оптимизацию СМТГ, после чего, на следующем этапе синтеза, производится параметрическая оптимизация СМТГ.

Далее выбираются модели многокритериальной оценки и оптимизация параметров СМТГ. Проводится оценка и выбор оптимального решения в многокритериальной ситуации для частных задач исследования.

На следующем этапе разрабатывается информационно-нормативное обеспечение процесса синтеза СМТГ, представляющее собой автоматизированный банк данных (АБД), включающий в себя базы данных (БД) различной направленности и систему управления БД (СУБД), регулирующую механизм доступа к ним в зависимости от запросов и требований синтеза. Разработка эффективного автоматизированного банка данных состоит из нескольких этапов [4]. Процесс начинается с анализа требований к синтезу СМТГ и выявления элементов БД. На втором шаге необходимо создать логическую структуру БД и провести процесс нормализации отношений для эффективной работы БД. Физическое проектирование - заключительный шаг, на котором отдельные элементы данных получают атрибуты и, в зависимости от назначения БД, определяется их форма [5]. При завершении процесса проектирования должна образоваться не только гибкая БД, но и продуктивная, в которой комплекс программных и языковых средств СУБД организует поиск необходимой информации.

Далее производится декомпозиция общей задач синтеза СМТГ, следуя основным принципам декомпозиционного подхода, когда каждый предыдущий этап должен сужать область допустимых решений последующего этапа, а результаты, принятые на нижележащих уровнях, учитываются при коррекции решений вышележащих уровней, так как в таком виде ее решение связано с большими вычислительными затратами [3].

С учетом декомпозиции процесс структурной оптимизации включает в себя последовательность следующих задач:

- определение возможных точек контроля (ТК);

- выбор возможных контролируемых показателей в точках контроля;

- размещение средств измерений;

- определение местоположения пунктов контроля (ПК) и присоединяемых к ним точек контроля.

Процесс топологической оптимизации СМТГ включает в себя последовательность следующих задач:

- определение топологий линий каналов связи для присоединения точек контроля к пунктам контроля;

- определение топологий линий каналов связи для присоединения пунктов контроля к диспетчерскому пункту (ДП).

Процесс параметрической оптимизации СМТГ включает в себя последовательность следующих задач:

- выбор типов и видов средств измерений;

- определение пропускной способности, надежности, помехозащищенности линий каналов связи;

- выбор типов и видов линий каналов связи;

- определение пропускной способности, надежности, помехозащищенности устройств для сбора и передачи информации ПК;

- выбор типов и видов устройств для сбора и передачи информации ПК;

- выбор управляющей ЭВМ для ДП.

Результаты каждого предыдущего этапа являются

исходными данными для последующих этапов. На каждом из этапов предусмотрена обратная связь, т.е. переход на любой из предыдущих этапов. Процесс синтеза с использованием данной процедуры имеет итераци-

онный характер, что позволяет получить эффективное решение путем анализа и выбора возможных вариантов синтеза системы мониторинга транспорта газа [3].

Производится формализация основных этапов разработанной прикладной технологии автоматизированного синтеза (ТАС) СМТГ и разрабатываются модели каждой из задач синтеза.

Проводится оценка результатов синтеза и, если локальные и глобальная цели достигнуты, то переходим к реализации решений. В противном случае корректируются ранее принятые решения по синтезу СМТГ. Разработанная в соответствии с приведенным описанием, структура прикладной информационной ТАС представлена на рис. 1.

1-й этап

Обследование объекта

Выявление особенностей и требований к решениям по синтезу СМТГ

2-й этап

Выбор цели и ее декомпозиция на подцели^^^^

Структурная оптимизация СМТГ Топологическая оптимизация СМТГ Параметрическая оптимизация СМТГ

3-й этап

4-й этап

Модели структурной оптимизации СМТГ

Определение возможных точек контроля

Выбор возможных контролируемых показателей в точках контроля

Выбор размещения средств измерений

Определение местоположения ПК и присоединяемых к ним ТК

Модели топологической оптимизации СМТГ

Определение топологий линий каналов связи для присоединения ТК к ПК Определение топологий линий каналов связи присоединения ПК

к ДП

5-й этап

6-й этап

Модели параметрической оптимизации СМТГ

7-й этап

Оценка результатов

Рис. 1. Структура прикладной информационной ТАС СМТГ

Основными этапами прикладной информационной ТАС СМТГ является разработка моделей и технологии многокритериальной оценки и оптимизации.

5. Выводы

В результате проведенных исследований, разработана структурная модель информационной технологии автоматизированного синтеза территориально-распределенной СМТГ, которая позволяет, в отличие от существующих, принимать решения по структурно-топологической и параметрической оптимизации комплексно по многим критериям.

Это позволяет повысить эффективность транспорта газа от ГРП до потребителей.

Литература

1. Петров Э.Г. Территориально распределенные системы обслуживания/ Петров Э.Г., Писклакова В.П., Бескоро-вайный В.В. - К.: «Техшка»,1992 - 208 с

2. Гура Л.О. Газоперекачувальш станцй мапстральних газо-

проводiв./ Гура Л.О. - Х.: НТУ „ХШ", 2006. - 181 с.

3. Нефедов Л.И. Синтез территориально-распределенной системы мониторинга транспорта газа/ Нефедов Л.И., Шевченко М.В., Василенко О.В.// Технология приборостроения. - 2009. - №1. - С. 28-31.

4. Стогний А.А., Вольфенгаген В.Э., Кушниров В.А. Про-

ектирование интегрированных баз данных. - К.: Техшка, 1987. - 143 с.

5. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. -

К.; М; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 1999. - 848 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-□ □-

Запропоновано метод формування портфелю npoeKmie, що орieнтований на систем-ний облж факторiв, як впливають на ефек-тивтсть сукупностi проектiв. Метод призначений для широкого використання в великому та середньому бiзнесi

Ключовi слова: Портфель проектiв,

метод, стейкхолдери

□-□

Предложен метод формирования портфеля проектов, ориентированный на системный учет факторов, влияющих на эффективность совокупности проектов. Метод предназначен для широкого применения в крупном и среднем бизнесе

Ключевые слова: Портфель проектов,

метод, стейкхолдеры

□-□

A project portfolio selection method has been suggested, which is focused to systematical accounting for factors affecting the efficiency of a set of projects. The method can be applied for large and medium businesses

Key words: Project portfolio, method,

Stakeholders -□ □-

УДК 519.863

метод формирования портфеля проектов

И.В. Кононенко

Доктор технических наук, профессор, заведующий

кафедрой* Контактный тел.: (057) 707-68-24 E-mail: kiv@kpi.kharkov.ua

К.С. Букреева

Ассистент*

*Кафедра стратегического управления Национальный технический университет «Харьковский

политехнический институт» ул. Фрунзе 21, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел.: (057) 707-68-24 E-mail: karina.bukrieieva@gmail.com

1. Введение

Мировой экономический кризис обострил проблему формирования портфеля проектов для многих компаний. В нормальных экономических условиях, в докризисный период, крупные и средние по масштабам деятельности компании накопили значительный опыт формирования эффективных портфелей проектов. Причем эта задача часто решалась на основании анализа бизнес-планов и возможностей компании по

реализации проектов совместно с другими проектами в одном портфеле. Опыт и здравый смысл при решении данной задачи чаще всего гарантировали успех. В условиях кризиса во многих отраслях резко упал спрос на продукцию. Одним из путей выживания и наращивания возможностей в современных условиях является стратегия диверсификации деятельности. При этом компаниям следует рассматривать возможности осуществления проектов в областях, в которых у них нет достаточного опыта по отбору проектов. В этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.