СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
НЕСТЕРЕНКО О.П.
В статье рассмотрена необходимость подготовки педагогов с новым мышлением, компетентных и способных решать профессионально-педагогические и национально-ценностные задачи, особенно в многонациональном поликультурном образовательном пространстве.
Удовлетворение социокультурных потребностей этнически разнохарактерного общества, каким оно является в большинстве демократических государств, образовавшихся после распада СССР, становится частью государственной образовательной политики, Традиционно образование рассматривалось как путь передачи от поколения к поколению фундаментальных культурных ценностей, развития в человеке способностей воспринимать не только культуру своего народа, но и достижений мировой культуры, обеспечивающих естественное вхождение в мировое образовательно-культурное пространство. В этой связи современное национальное образование требует формирования умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека. В связи с этим возрастает необходимость подготовки педагогов с новым мышлением, компетентных и способных решать профессионально-педагогические и национально-ценностные задачи, особенно в многонациональном поликультурном образовательном пространстве.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований, современных публикаций по проблеме формирования этнокультурной компетентности педагогов, многолетний педагогический опыт работы автора в Приднестровском государственном университете, наблюдение практической деятельности учителей и процесса их подготовки позволяет констатировать тот факт, что в теории и технологии формирования этнокультуры учителя есть много нерешенных вопросов: не создана эффективная система этнопедагогической подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего звена, несмотря на то, что современный учитель имеет множество возможностей опираться в своей деятельности на этнокультуру, основы эт-нопедагогики и этнопсихологии.
Общеизвестно, что решающим фактором профессионального развития учителя является ком-петентностный подход к организации его обучения в последипломный период. Компетентностный подход рассматривается в качестве одного из ведущих в Концепции модернизации образования в Приднестровье.
Опираясь на определения профессиональной компетентности, сформулированные Т.Т. Браже, Н.В. Кузьминой, В.Н. Введенским, А.К. Марковой, нами профессиональная педагогическая компетентность определяется, как интегративная характеристика личности педагога, отражающая степень освоения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и совокупность характеристик деятельности. Проблема формирования этнокультурной компетентности учителя связана с реализацией культурологического аспекта подготовки педагогов,
In article necessity of preparation of teachers with the new thinking, competent both capable to solve is professional-pedagogical and national-valuable problems, especially in multinational polycultural educational space is considered.
возможности которого в большинстве исследований последнего десятилетия изучаются с различных точек зрения: этнокультурной коннотации содержания образования (А.Б. Панькин, Г.Г. Филипчук, Е.Н. Ненькина и др), формирование личности в условиях поликультурного образования (В.Н. Цыбанев, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко и др), подготовка педагогов к работе в поликультурном образовательном учреждении (О.В. Гукаленко, И.В. Васютенкова, А.Я. Данилюк и др).
Анализ результатов проведенных в данном направлении позволяет сформулировать в обобщенном виде понятие «этнокультурный компонент профессиональной компетентности» как совокупность сформированных этнопедагогических и этнопсихологических знаний, умений и способов деятельности обеспечивающих развитие способностей к проектированию эт-нокультурно направленного образования, личностных качеств, определяющих ценностные позиции учителя.
Диагностика сформированности этнокультурной подготовленности учительского корпуса показала, что не все педагоги в достаточной мере готовы к профессиональной деятельности в современном полиэтничном образовательном учреждении, учету региональных особенностей и национальной специфики обучения и воспитания удовлетворению образовательных потребностей обучающихся на этнокультурной основе.
Это во многом объясняется тем, что наряду с повышением фундаментальности профессионального образования, этнокультурный компонент содержания в подготовке педагогов практически отсутствует.
В такой ситуации возрастает роль системы непрерывного постдипломного образования педагогов в системе повышения квалификации.
Для организации образовательного процесса на курсах повышения квалификации, соответствующего целям становления и развития этнокультурной компетентности, важно понять место этнокультурного компонента в структуре профессиональной компетентности учителя, для дальнейшего его встраивания в содержательную и процессуальную составляющую обучения. Для этого нами разработана структурная модель профессиональной компетентности учителя.
В моделировании мы опирались на изучение реально происходящего процесса обучения и исходили из понимания того, что способ моделирования объединяет в себе живой процесс обучения и развития личности.
Структурная модель разработана на основе выделения компетенций наиболее значимых в формировании этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы, особое внимание уделено интегрированию этнокультурного содержания в структуру таких компетенций как мировоззренческая, коммуникативная, нормативно-правовая, рефлексивная, предметная и методическая. Рассматривая способ интеграции этнокультурного компонента в содержание выделенных компетенций, мы учитывали возможности интеграции по горизонтали (межпредметной) и по вертикали (преемственность между ступенями образования).
Таким образом, этнокультурный компонент встраивается в структуру той или иной компетенции по концентрическому принципу. Компетенции в свою очередь находятся в тесной взаимосвязи, обуславливающей формирование этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы.
Данная структурная модель является отправной точкой при разработке модульно-компетентностной технологии, обеспечивающей результативность обучения учителей в систе-
ме повышения квалификации, достижения цели формирования каждой необходимой и значимой в этнокультурном плане компетенции, что соответствует потребности региональной системы образования в педагогических кадрах, обладающих достаточно развитой профессиональной компетентностью в вопросах этнокультурного образования, имеющих четкие мировоззренческие позиции, способных осмысленно, активно осуществлять поиск дальнейших путей самообразования и саморазвития.
Библиографический список
1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования - М., 2006 - 458с.
2. Герасименко Е.Н. Формирование специальных компетенций учителя начальных классов у студентов педагогического колледжа. Автореф.к.п.н. - М., 2008 - 24с.
3. Глазунов А.Т. Управление профшколой на образовательном рынке - М., 2008 - 44с.
4. Гукаленко О.В. Образование: уроки СНГ - Бендеры, 2006 - 304с.
5. Иванова Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования . Автореф. к.п.н. -М., 2005 - 21с.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность учителя, общеобразовательная школа, формирование.