Научная статья на тему 'Структурная характеристика конкурентоспособности региона'

Структурная характеристика конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК УСЛУГ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА / СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ РЕГИОНА / THE COMPETITION / COMPETITIVENESS / THE MARKET OF SERVICES / COMPETITIVE ADVANTAGES / APPEAL OF THE MARKET / THE SYSTEM OF MONITORING / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON COMMODITY MARKETS AND SERVICES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покрамович Ольга Викторовна

В статье автором проводится оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Курской области, рассматриваются структурные показатели состояния конкуренции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural characteristic of the region''s competitiveness

In article the author carries out assessment of a state and development of the competitive environment on commodity markets, works and services of Kursk region, structural indicators of a condition of the competition in the region are considered.

Текст научной работы на тему «Структурная характеристика конкурентоспособности региона»

Покрамович О.В.

СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация. В статье автором проводится оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Курской области, рассматриваются структурные показатели состояния конкуренции в регионе.

Ключевые слова. Конкуренция, конкурентоспособность, рынок услуг, конкурентные преимущества, привлекательность рынка, системы мониторинга, конкурентная среда на рынках товаров и услуг региона.

Pokramovich O.V.

STRUCTURAL CHARACTERISTIC OF THE REGION'S COMPETITIVENESS

Abstract. In article the author carries out assessment of a state and development of the competitive environment on commodity markets, works and services of Kursk region, structural indicators of a condition of the competition in the region are considered.

Keywords. The competition, competitiveness, the market of services, competitive advantages, appeal of the market, the system of monitoring, the competitive environment on commodity markets and services of the region.

В целях установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию (с учетом региональной специфики) условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики, Правительство РФ приняло распоряжение от 05.09.2015 г. № 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Данный нормативный документ определяет содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества.

В целях совершенствования конкурентной политики в Курской области, повышения уровня удовлетворенности предпринимательского сообщества и жителей региона состоянием и развитием конкурентной среды, качеством производимых товаров и услуг и сдерживания роста цен на товарных рынках региона, Губернатором Курской области принято Постановление от 08.12.2014 г. № 537-пг «О внедрении Стандарта развития конкуренции в Курской области», в соответствии с которым: определён уполномоченный орган исполнительной власти Курской области по содействию развитию конкуренции в области - Комитет по экономике и развитию Курской области; образована рабочая группа по внедрению на территории Курской области Стандарта развития конкуренции.

Одним из главных условий успешного внедрения Стандарта развития конкуренции в Курской области является регулярное проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды

ГРНТИ 06.56.21 © Покрамович О.В., 2018

Ольга Викторовна Покрамович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и информационных технологий Курского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Контактные данные для связи с автором: 305018, г. Курск, ул. Ломоносова, дом 3 (Russia, Kursk, Lomonosov str., 3). Тел.: 8-920-261-0809. E-mail: 81pokrov@mail.ru.

на рынках товаров и услуг региона. Так, во исполнение требований Стандарта по проведению мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Курской области проведено социологическое исследование состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона за 2017 г.

Составление квотной выборки респондентов проводилось в соответствии с методическими рекомендациями Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации для проведения опросов в субъектах Российской Федерации. Основными задачами исследования были:

• выявление мнений о наличии (отсутствии) административных барьеров и оценка состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности;

• оценка удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции;

• оценка удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Курской области и деятельностью по содействию развитию конкуренции в регионе;

• выявление мнений о деятельности субъектов естественных монополий на территории Курской области.

Кроме того, проведены исследования конкурентной среды на социально значимых и приоритетных рынках, мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия Курской области или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов.

Для оценки состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Курской области также использовались статистические данные и информация уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, общественных объединений и организаций предпринимателей, данные рейтингов.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области по состоянию на 1 января 2018 года в Курской области зарегистрировано 22 тыс. 347 организаций. В связи с изменением ОКВЭД на 2017 год провести сопоставимый и корректный анализ изменения структурных показателей рынка за 2016 и 2017 год не предоставляется возможным. Вместе с тем, в структуре организаций по видам экономической деятельности по итогам 2017 года наибольшие доли, как и в 2016 году, заняли: торговля оптовая и розничная - 27,0% (2016 год - 28%), строительство - 10,0% (2016 год - 9%), обрабатывающие производства - 7% (2016 год - 8%).

По итогам анкетирования предпринимательской среды составлен аналитический отчет о результатах социологических исследований по темам: «Удовлетворенность потребителей качеством товаров, услуг и ценовой конкуренцией на рынках Курской области»; «Оценка состояния и развития конкурентной среды на региональном рынке товаров и услуг (субъекты предпринимательской деятельности)». В социологическом исследовании 2017 года приняли участие 1052 представителя бизнеса из 33 муниципальных образований Курской области.

Среди опрошенных респондентов: 46,3% собственников (совладельцев) бизнеса, руководителей высшего звена (генеральных директоров, заместителей генеральных директоров или иных аналогичных позиций) - 15,9%, руководителей среднего звена (руководителей управлений, подразделений, отделов) - 18,3%, не руководящих сотрудников - 19,5%.

В исследовании было отмечено, что большинство субъектов бизнеса находятся на рынке Курской области более 5 лет - 59,4%. У большинства субъектов предпринимательской деятельности, принявших участие в опросе, количество сотрудников не превышает 15 человек (61,0%), величина годового оборота бизнеса составляет до 120 млн руб., что соответствует категории «микропредприятие». Данные критерии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 256 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Полученные данные (см. табл.) свидетельствуют, что в регионе отмечается усиление конкуренции в различных отраслях бизнеса, что, в свою очередь, может рассматриваться как положительное явление со стороны потребителей товаров и услуг.

Таблица

Распределение ответов на вопрос: «Выберите утверждение, наиболее точно характеризующее _условия ведения бизнеса, который Вы представляете»_

Утверждение Данные исследования 2016 года Данные исследования 2017 года

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса нет необходимости реализовывать какие-либо меры по повышению конкурентоспособности нашей продукции / работ / услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.п.) - НЕТ КОНКУРЕНЦИИ 10,8% 7,4%

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса время от времени (раз в 2-3 года) может потребоваться реализация мер по повышению конкурентоспособности нашей продукции / работ / услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.п.) - СЛАБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 8,3% 12,7%

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо регулярно (раз в год или чаще) предпринимать меры по повышению конкурентоспособности нашей продукции / работ / услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.п.) - УМЕРЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 28,0% 29,3%

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо регулярно (раз в год или чаще) предпринимать меры по повышению конкурентоспособности нашей продукции / работ / услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.п.), а также время от времени (раз в 2-3 года) применять новые способы ее повышения, не используемые компанией ранее - ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 35,2% 31,3%

Для сохранения рыночной позиции нашего бизнеса необходимо постоянно (раз в год и чаще) предпринимать новые способы повышения конкурентоспособности нашей продукции / работ / услуг (снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.п.), не используемые ранее компанией - ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 10,6% 19,3%

Затрудняюсь ответить 7,1% 0,0%

Составлено автором на основании данных официального сайта Администрации Курской области.

Анализ данных исследования показал, что в регионе основной вид предпринимательской деятельности - это предоставление услуг, производство и реализация продукции, а также торговля и дистрибуция товаров и услуг, произведенных другими компаниями. Основным географическим рынком являются: рынки Курской области и отдельных муниципальных образований (локальные рынки).

На сегодняшний день субъекты предпринимательский деятельности региона охарактеризовали условия ведения бизнеса, который они представляют, с «высокой» и «очень высокой» степенью конкуренции, а также отметили увеличение числа конкурентов за последние 3 года. На территории Курской области присутствует большое количество конкурентов, предлагающих аналогичную продукцию той, которую представляют опрошенные компании. Всего 8,8% представителей бизнеса заявили об отсутствии конкуренции. Усиление конкуренции в различных отраслях бизнеса может рассматриваться как положительное явление со стороны потребителей товаров и услуг, а также государственных и муниципальных органов власти.

Большая часть опрошенных предпринимателей считает, что административных барьеров для ведения текущей деятельности и открытия нового бизнеса в течение последних 3-х лет нет. По мнению четверти опрошенных, имеются административные барьеры, но они преодолимы без существенных затрат. Треть опрошенных предпринимателей отметили, что органы власти своими действиями помогают ведению бизнеса. Следует отметить крайне низкий процент коррупционных проявлений в виде давления со стороны органов власти, препятствующего ведению бизнеса на рынке или входу на рынок новых участников, а также силового давления со стороны правоохранительных органов.

По мнению большинства респондентов, в первую очередь, административными барьерами для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса являются высокие налоги (54,6%) и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (36,7%).

Большинство представителей бизнеса высоко оценивают все уровни получения информации (удобство получения, уровень понятности, уровень доступности) о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Курской области, а также о деятельности по содействию развитию конкуренции на основе информации, размещаемой в открытом доступе.

Представителями бизнеса выставлена «удовлетворительная» и «скорее удовлетворительная» оценка срокам и сложности процедуры получения доступа к услугам субъектов естественных монополий в Курской области. Стоимость подключения к услугам субъектов естественных монополий в регионе ими была оценена как «низкая» и «скорее низкая».

Респонденты отметили, что приоритетным направлением должен стать контроль над ростом цен, обеспечение добросовестной конкуренции, а также помощь начинающим предпринимателям.

В среднесрочный период в Курской области будет продолжена работа по развитию конкуренции в рамках разработанных в соответствии со Стандартом развития конкуренции региональных документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даниленко Н.Н., Арбатская Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг и методика оценки: монография. М.: РУСАЙНС, 2016. 160 с.

2. Еремеева Н.В., Дуборасова Т.Ю. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности организации: монография. М.: РУСАЙНС, 2016. 106 с.

3. Вертакова Ю.В., Клевцов С.М., Клевцова М.Г. Устойчивость развития территории: морфология экономического пространства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 1 (18). С. 87-96.

4. Конкурентные преимущества современной фирмы / Шаркова А.В., Чалдаева Л.А., Меркулина И.А. и др.; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет). М.: Дашков и 2017. 276 с.

5. Покрамович О.В. Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в России // Конкурентоспособность России и российских производителей в мировой экономике. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры менеджмента и кафедры экономики предприятий и предпринимательства / под ред. В.Я. Горфинкеля, М.М. Максимцова, В.А. Швандара. М.: ВЗФЭИ, 2006. С. 92-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.