Научная статья на тему 'Структурная архитектоника состояния социального здоровья российской студенческой молодежи'

Структурная архитектоника состояния социального здоровья российской студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРУКТУРНАЯ АРХИТЕКТОНИКА / КОГНИТИВНЫЙ / КАТЕКТИЧЕСКИЙ / ЭВАЛЮАТИВНЫЙ / КОНАТИВНЫЙ МОДУСЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

В данной публикации на основе анализа научной литературы с применением структурно-функционального подхода представлена авторская модель структурной архитектоники социального здоровья российской молодежи. Социальное здоровье молодежи детерминировано макро-, микрои мезосоциальными процессами. Структурная архитектоника социального здоровья студенческой молодежи органично включает четыре модуса: когнитивный (познавательный), катектический (эмоционально-чувственный), эвалюативный (оценочный) и конативный (поведенческий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная архитектоника состояния социального здоровья российской студенческой молодежи»

УДК 316

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Структурная архитектоника состояния социального здоровья российской студенческой молодежи

Аннотация. В данной публикации на основе анализа научной литературы с применением структурно-функционального подхода представлена авторская модель структурной архитектоники социального здоровья российской молодежи. Социальное здоровье молодежи детерминировано макро-, микро- и мезосоци-альными процессами. Структурная архитектоника социального здоровья студенческой молодежи органично включает четыре модуса: когнитивный (познавательный), катектический (эмоционально-чувственный), эвалюативный (оценочный) и конативный (поведенческий).

Ключевые слова: российская студенческая молодежь, социальное здоровье, структурная архитектоника, когнитивный, катектический, эвалюативный, конативный модусы.

Natalya K. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor of chair of regional sociology modeling of social processes, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern federal university gafiatulina@yandex.ru

Structural architectonics

of social health of the russian student youth

Annotation. In this publication, based on the analysis of scientific literature using the structural and functional approach, the author's model of the structural architecture of social health of Russian youth is presented. The social health of young people is determined by macro-, micro-and mesosocial processes. Structural architectonics of social health of student youth organically includes four modes: cognitive (cognitive), catechetical (emotional-sensual), evaluative (evaluative), and conative (behavioral).

Keywords: russian student youth, social health, structural architectonics, cognitive, catechetical, evaluative, conative modes.

Анализ научной литературы убедительно демонстрирует, что дефиниция «социальное здоровье» в последнее время весьма активно проникает в современный научный общественно-гуманитарный дискурс. И в контексте исследования такого важного субъекта общественного воспроизводства, как российская студенческая молодежь проблема социального здоровья обладает дополнительной актуальностью, что вполне оправдано: именно эта социальная группа является активной, но вместе с тем уязвимой категорией населения, от нее зависит прогрессивное развитие общества на перспективу.

Прежде чем приступить к описанию структурной архитектоники социального здоровья студенческой молодежи, определим, что именно мы вообще подразумеваем под самим понятием «структурная архитектоника».

Итак, структурная архитектоника - согласно словарю С.И. Ожегова, «сочетание частей в одном стройном целом» [1], принцип внутреннего развертывания целостности, некая совокупность устойчивых связей. Архитектоника представляет собой

некие «структурные узлы» (сегменты, компоненты) целостной системы. Интересно, что П. Сорокин говорил об архитектонике как структуре социального явления и его основных составляющих, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению. По его мнению, социальное явление (коим в нашем случае является социальное здоровье российской студенческой молодежи), представляет собой настолько сложный комплекс составляющих фактов, компонентов, процессов, что исследовать его, не разложив при этом на составные части, не представляется возможным [2].

Таким образом, если исходить из того, что архитектоника - это структура социального явления, можно предположить, что в его структуре имеются определенные компоненты целостной системы. И следуя такой логике, мы рассматриваем структурную архитектонику социального здоровья студенческой молодежи как такое социальное явление, которое складывается из системы структурных связей опорных модусов и поддается наблюдению, социологическому измерению.

Уточним здесь также содержание понятия «модус» (по терминологии Т. Парсонса). Так, Т. Пар-

сонс, рассуждая о трех компонентах мотивации (когнитивном, катектическом и оценочном), называет их модусами [3]. Нам представляется, что в интерпретации этого видного ученого наполнение содержания данного понятия созвучно с понятием компонента, термина, обобщающего понятия: подструктура, подсистема, элемент - и их связи. Эти модусы являются составляющими единого феномена, явления.

Кроме того, под модусом понимается мера, образ, вид или способ существования (характер бытия), характеристика (и составляющие) социального явления. Иными словами, под модусами нами понимается системная целостная характеристика входящих в структуру социального явления (социального здоровья) нескольких подструктур (компонентов).

Такие подструктуры, «структурные узлы, связи» -модусы целостной системы, т.е. проявления архитектоники социального здоровья как структуры, мы и попытаемся осветить в данной публикации.

В свете вышесказанного, с целью социологического анализа необходимо выделить систему структурных составляющих целостного феномена соци-

ального здоровья. В контексте теоретико-метдоло-гического обоснования исследования интегратив-ной модели социального здоровья студенческой [4] мы отмечали, что такими составляющими являются четыре модуса: когнитивный (познавательный), катектический (эмоционально-чувст-венный), эва-люативный (оценочно-ценностный) и конативный (поведенческий).

Оговоримся здесь, что при определении структурной архитектоники социального здоровья мы придерживались общепринятого в науке подхода, основанного на выделении трех классических компонентов социального здоровья (как социального явления): когнитивного, конативного и эмоционального. И, руководствуясь теорией социального действия, разработанной Т. Пар-сонсом, помимо названных трех модусов, мы выделяем еще эвалюативный модус [5]. Таким образом, структурная архитектоника социального здоровья студенческой молодежи представлена четырьмя модусами: когнитивным, катекти-ческим, эвалюативным и конативным.

Итак, схематично представим структурную архитектонику социального здоровья.

Схема 1 - Структурная архитектоника социального здоровья

Когнитивный модус Катектический модус

' \ " Социальное здоровье студента |/ '

Конативный модус Эвалюативный модус

Исходя из представленной модели, становится очевидно, что социальное здоровье студенческой молодежи с точки зрения социальности своей природы, не является предопределенным и спонтанным явлением. Неоспоримым является тот факт, что социальное здоровье и все его структурные модусысвязаны с макро- и мезосоциальными общественными процессами, с социальной структурой российского общества региональных сообществ, с наблюдающимися в них социальной трансформацией и социокультурными рисками [6]. Кроме того, современных социологов все больше интересует микроуровень - специфика социального здоровья различных социальных групп: детей и подростков, учащейся и студенческой молодежи, учителей, военнослужащих, представителей пожилой части населения и др. [7].

Сообщество студенческой молодежи как система также являет собой некое целое социальное образование в совокупности составляющих его элементов: социальных институтов, структур, групп, индивидов, их целей, функций и т.д., многообразие типов связей между которыми и порождает сложноорганизованный социальный орга-низми формирует социальное здоровье данного организма.

Социальное здоровье молодежи - состояние, отражение включенности молодого человека в социум, в котором он формируется, социализируется, функционирует, развивается, становясь субъектом социокультурного воспроизводства. Являясь социальным фактом, социальное здоровье студенческой молодежи производится в самом обществе и проистекает от общества. Тем самым подчеркивается общественная природа социального здоровья, тот факт, что оно порождается в социальной реальности и детерминируется этой реальностью.

При этом функционирование и становление студенческой молодежи, как субъекта социокультурного воспроизводства происходит в конкретных социально-экономических, политических, социально-культурных условиях, олицетворяющих влияние всех видов и факторов общественной макро-, мезо- и микросреды. В результате данного воздействия в социальном сознании молодежи отражается и запечатлевается определенного рода информация относительно названных условий и ситуаций восприятия общественной макро-, мезо- и микросреды, которая, в первую очередь:

- познается, оценивается молодым человеком и определяется его собственное место (положение) в этих ситуациях, условиях (когнитивный модус структурной архитектоники состояния социального здоровья);

- на основании полученных знаний об окружающей социальной реальности формируется отношение к данным условиям, ситуациям, объектам в форме определенного самочувствия, соответствующих ситуации эмоциональных переживаний, настроений, связанных с социальным статусом и взаимодействием (катектический модус структурной архитектоники состояния социального здоровья);

- на основании оценки, отношения, эмоциональных переживаний и формирующихся морально-нравственных стандартов происходит своего рода «двойное» оценивание, взвешивание, что, в свою очередь, объясняет мотивы выбора того или действия, определенной жизненной стратегии (эвалюативный модус структурной архитектоники социального здоровья);

- выражение результата оценки, отношения и переживания воплощается в определенной готовности к действию или выбору определенных жизненных стратегий (конативный модус структурной архитектоники состояния социального здоровья).

Приведя схему и краткую характеристику модусов структурной архитектоники социального здоровья студенческой молодежи, рассмотрим модусы более содержательно.

Итак, первым из модусов социального здоровья молодежи является когнитивный. В нем находит свое выражение актуальное знание, информированность молодых людей по тем или иным проблемам макро-, мезо- и микросоциальной среды, знание, которым молодой человек руководствуется в своей повседневной жизнедеятельности, которое также влияет на принятие определенных жизненных решений. Это такая информация, которая является наиболее значимой и актуальной для молодого человека, она содержит в себе знание о состоянии дел как во внешних процессах (на макро-мезосоциальном уровнях) - социокультурных, социально-экономических, политических [8], духовных, так и во внутренних, микросоциальных - тех процессах, которые имеют отношение к личной, семейной и учебно-профессиональной жизнедеятельности студенческой молодежи. Такое знание, по нашим представлениям, выступает определенной основой для формирования социального здоровья и может иметь положительную и отрицательную направленность.

Хотим подчеркнуть, что когнитивный модус, имеющий отношение к процессу познания и социального самоопределения, является едва ли не первостепенным для такой социальной группы, как студенческая молодежь. Более того, познавательный модус, по нашим представлениям, является сущностной характеристикой становления студенческой молодежи как субъекта со-

циокультурного воспроизводства, обеспечивая ее социально-психологическую уверенность в своих силах, позволяя ей наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Кроме того, данный модус предполагает творческую деятельность молодого человека, ориентированную на получение достоверных знаний об окружающей действительности [9, с. 748].

С первым, когнитивным модусом структурной архитектоники социального здоровья, тесно взаимосвязан второй - катектический модус. От греческого 1^1^x18 (удерживание, поддержание) - термин, обозначающий концентрацию эмоциональной энергии на какой-либо личности, предмете или идее. Надо заметить, что Т. Парсонс образует прилагательное «катектический» с целью обозначения ориентации действия, мотивированного психоэмоциональными факторами психосоциальной природы (интересом, радостью, любознательностью, удивлением, разочарованием, социальным алар-мизмом, страхом и т.д.). Наличие катектического модуса в структурной архитектонике социального здоровья обосновывается тем, что он содержит в себе чувственно-эмоциональные переживания, социальные настроения, связанные с социальным положением молодежи и ее взаимодействием. Иными словами, этот модус вбирает в себя психические состояния молодого человека, которые порождаются в социальной реальности и являются высшим продуктом развития эмоционально-чувственных процессов в социокультурных условиях. Эмоциональный (чувственный) «набор» реализует в действительности выделение и отбор явлений и предметов социокультурной реальности, обладающих для молодого человека стабильной, ценностной, мотивационно-потребностной значимостью. Чувства, являясь основой социального самочувствия, выступают как переживание молодым человеком своего отношения к окружающей его социальной реальности, в которой он функционирует. То есть, чувства охватывают сферу отношений молодежи к социальному окружению и его поведению, к определенным жизненным явлениям, ситуациям, являющихся значимыми для молодых людей и способных повлиять на их положение в обществе, а, соответственно, и на эмоциональную сферу в результате рефлексии в сознании данных ситуаций и жизненных явлений.

Следующий, эвалюативный модус структурной архитектоники социального здоровья является производным от первых двух: когнитивного и катектического, поскольку складывается от их взаимопроникновения и характеризуется их взаимодетерминированностью.

Эвалюативный модус связан с проблемой интеграции элементов систем действия набазе имеющихся морально-нравственных, оценочных стандартов. Кроме того, эвалюативный модус позволяет поддерживать баланс удовлетворения/неудовлетворения личности молодого человека, тем самым выражает положительную или отрицательную направленность его оценки, раскрывает характер его мнения. Иначе говоря, в данном модусе выражается степень субъективного благополучия личности молодого человека. Оценочное содержание непосредственно связа-

но с представлениями о «хорошей» (благополучной) или «плохой» (неблагополучной) жизни, формирующимися в ходе социализации молодежи. Эвалюативные «эталоны» опосредуют жизнедеятельность личности молодого человека. Жизненная удовлетворенность складывается на основании реализации ценностей, содержание которых и возможности их достижения для студенческой молодежи, как особой социально-демографической группы, отличаются от других групп.

Применение оценивания или оценки как способа установления значимости чего-либо для молодежи продиктовано необходимостью формирования в ее сознании ценностных и практических значимостей. Вообще, в ценностях выражается социокультурная семантика, т.е. система ценностей той или иной группы объективируется культурой общества. Ценности и ценностные ориентации студенческой молодежи задают онтологическое основание актам оценивания. Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации молодых людей в мире значимостей. Ценности придают жизненный смысл устремлениям молодых людей, способствуют социальной интеграции и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных проблем.

Таким образом, эвалюативный модус, безусловно, можно назвать двойным оцениванием, поскольку он вводит критерии познавательных и катектиче-ских оценок объектов и явлений, т.е. интерпретирует мотивы выбора, проявляющегося в том или ином поведении. Этот модус синтезирует в себе два обозначенных выше модуса: когнитивный и катектический и содержит в себе активное начало, от которого зависит переход от оценок и ценностей к действию, устанавливая тем самым определенные стандарты поведения, связанные с возможностями, способностями и предпочтениями молодежи на конативном уровне.

Литература:

1. Ожегов ^И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М., 2008. 640 с.

2. Сорокин П.А. Система социологии. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М. : Наука, 1993. Т. 1. С. 137-142.

3. Парсонс Т. О социальных системах. М. : Академический проект, 2002. 832 с.

4. Гафиатулина Н.Х. Интегративная модель социального здоровья студенческой молодежи: теоретико-методологическое обоснование исследования // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. Ш1_ : http://ivdon.ru/magazine/archive/ п1у2014/2501.

5. Парсонс ^ Функциональная теория изменения / Американская социологическая мысль. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 448-480.

Отсюда логически следует, что такой аспект, как возможность, способность молодежи удовлетворить свои потребности и реализовывать свои функции, связанс включением в структурную архитектонику социального здоровья четвертой составляющей - конативного (поведенческого) модуса. Данный модус позволяет нам говорить о социальном здоровье студенческой молодежи как субъекта социокультурного воспроизводства, поскольку она реализует себя через процессы социального взаимодействия, готовности к социально-ориентированной деятельности. Социальное же взаимодействие молодежи с обществом, в свою очередь, характеризуется понятиями поведения и деятельности. При этом, семантический акцент в категории «поведение» ставится на приспособлении молодого человека к биологическим и социокультурным условиям существования, на определенных актуальных реакциях на окружающую среду, в то время как в категории «деятельность» акцент делается на инновационно-преобразовательной [9, с. 735] и воспроизводственной функциональной характеристиках молодежи.

Мы также полагаем, что конативный модус социального здоровья реализуется через активность студенческой молодежи, ее готовность действовать в определенной ситуации при наличии (или напротив, отсутствии) необходимых условий, через выбор тех или иных поведенческих стратегий. Бесспорно, в поведении проявляются не только личностные качества молодого человека, особенности его социализации, этнической идентичности, культурного уровня [10], его по-требностно-мотивационной сферы, но и его социальное здоровье.

Таким образом, представленнаянами структурная архитектоника социального здоровья репрезентируется четырьмя модусами: когнитивным (познавательным), катектическим (эмоционально-чувственным), эвалюативным (оценочным) и конативным (поведенческим).

Literature:

1. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / under total. Ed. prof. L.I. Skvortsova. M., 2008. 640 p.

2. Sorokin P.A. The system of sociology.. Social analytics: The doctrine of the structure of the simplest (clan) social phenomenon. M. : Nauka, 1993. V. 1. P. 137-142.

3. Parsons T. About social systems. M. : Academic Project, 2002. 832 p.

4. Gafiatulina N.К. Integrative model of social health of student's youth: teoretiko-methodological justification of research/Engineering Bulletin of Don. 2014. № 3. URL : http://ivdon.ru/magazine/archive/ n1y2014/2501.

5. Parsons T. Functional theory of change / American sociological thought. M. : Izd-vo MGU, 1994. p. 448-480.

6. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и восприятие рисков студенческой молодежью Юга России (на материалах социологического опроса в г. Ростов-на-Дону) / Н.Х. Гафиатулина, Л.В. Тарасенко, С.И. Самыгин, С.Ю. Елисеева // Анализ риска здоровью. 2017. № 4. С. 66-75.

7. Колпина Л.В. Концептуализация понятия «социальное здоровье населения старших возрастных групп» // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 4. С. 26-34.

8. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в контексте региональных миграционных процессов: угрозы национальной безопасности / Н.Х. Гафиатулина, С. И. Самыгин, А.В. Рачипа // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 59-71.

9. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Гри-цанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн., 2003. 1312 с.

10. Shakhbanova M.M. Youth of The South Of Russia: Specifics Of Manifestation Of Ethnic Identity (On The Example Of The Dagestan Republic) / M.M. Shakhbanova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samy-gin, T.M. Chapurko, N.A. Levaya, N.K. Bineeva // Purshartha, 2018. Vol. 10. № 2. С.111-119.

6. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don) / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva // Health risk analysis. 2017. № 4. P. 66-75.

7. Kolpina L. V. Conceptualization of the concept of «social health of the population of older age groups» // Middle Russian herald of social sciences. 2016. Vol. 11. № 4. P. 26-34.

8. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth in the context of regional migration processes: threats to national security / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin, A.V. Rachipa // Humanitarian of the South of Russia. 2016. Vol. 19. № 3. P. 59-71.

9. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. M., 2003. 1312 p.

10. Shakhbanova M.M. Youth of The South Of Russia: Specifics Of Manifestation Of Ethnic Identity (On The Example Of The Dagestan Republic) / M.M. Shakhbanova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin, T.M. Chapurko, N.A. Levaya, N.K. Bineeva // Purshartha, 2018. Vol. 10. № 2. ^111-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.