УДК 330
DOI 10.21685/2072-3016-2018-2-19
В. А. Дресвянников, Е. П. Страхов, В. Д. Дорофеев
СТРУКТУРИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ОСВОЕНИЯ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. КОНЦЕПЦИЯ ПОДХОДА К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ ОСВОЕНИЯ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация.
Актуальность и цели. В последние годы наблюдается активное освоение в экономике развитых стран такой технологической инновации, как аддитивные технологии (технология SD-печати, АМ-технологии). Россия также включается в этот процесс, однако при этом значительно отстает от мировых лидеров. Необходимы дополнительные меры стимулирования освоения и экономического использования аддитивных технологий. Цель работы - на основе анализа и структуризации направлений освоения аддитивных технологий в экономике России разработать предложения по решению имеющихся проблем и активизации внедренческой деятельности.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования методов системного-структурного анализа, анализа статистических данных, описательного метода.
Результаты. С использованием формализованных параметров выполнена структуризация направлений освоения аддитивных технологий в экономике России. Отмечены имеющиеся проблемы. Предложен новый подход к освоению аддитивных технологий посредством создания интегрированной производственно-коммерческой среды на базе высшего учебного заведения, что позволит активизировать исследовательскую и внедренческую деятельность прежде всего за счет вовлечения в нее молодежи.
Выводы. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что в российском обществе имеются резервы для освоения технологических инноваций, относящихся к пятому и шестому технологическим укладам, но при этом необходимо сформировать «точки роста». Эту миссию должны взять на себя вузы, но с переходом от рутинной организации работы со студентами к инновационной, основанной, в частности, на использовании сетевых технологий.
Ключевые слова: аддитивные технологии, структуризация направлений освоения аддитивных технологий, создание интегрированной среды для освоения аддитивных технологий в университете.
V. A. Dresvyannikov, E. P. Strakhov, V. D. Dorofeev
STRUCTURATION OF THE DEVELOPMENT DIRECTIONS OF ADDITIVE TECHNOLOGIES. CONCEPT OF APPROACH TO CREATING AN INTEGRATED ENVIRONMENT OF DEVELOPING ADDITIVE TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF THE UNIVERSITY
Abstract.
Background. In recent years, there has been an active development in the economy of developed countries of such technological innovation as additive technolo-
© 2018 Дресвянников В. А., Страхов Е. П., Дорофеев В. Д. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/ 4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
gies (3D-printing technologies, AM-technologies). Russia is also involved in this process, but it lags far behind the world leaders. Additional measures are needed to stimulate the development and economic use of additive technologies. The purpose of the work is to develop proposals on the solution of existing problems and activi-zation of innovative activity on the basis of analysis and structuring of development directions and additive technologies in the Russian economy.
Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of the use of system-structural analysis methods, analysis of statistical data, the descriptive method.
Results. With the use of formalized parameters, the direction of the development of additive technologies in the Russian economy has been structured. The existing problems are noted. A new approach to the development of additive technologies is proposed through the creation of an integrated production and commercial environment on the basis of a college, which will make it possible to intensify research and implementation activities, primarily by involving young people in it.
Conclusions. The conducted researches allow to draw a conclusion, that, in the Russian society there are reserves for mastering of the technological innovations related to the 5 and 6 technological ways, but, at the same time, it is necessary to form "growth points". This mission should be undertaken by universities, but with the transition from routine organization of work with students to innovation, based, in particular, on the use of network technologies.
Key words: AM-technologies, structuring of directions of development of AM-technologies, creation of the integrated environment for development of AM-technologies in the university.
В настоящее время в России освоение аддитивных технологий осуществляется по следующим направлениям:
1) на средних и крупных промышленных предприятиях;
2) в малом бизнесе;
3) в домохозяйствах;
4) в системе образования (государственные средние специальные и высшие учебные заведения).
Основными параметрами, которые характеризуют особенности освоения аддитивных технологий по тому или иному направлению, являются:
1. Вид изготавливаемого изделия. Первоначально аддитивные технологии использовались для прототипирования изделий, т.е. изготовления натуральных моделей реальных изделий в процессе их проектирования, - изделий второго уровня. В настоящее время создание прототипов также используется, хотя конструкторы-проектировщики постепенно осваивают технологии виртуальной реальности, создавая прототип в форме информационного визуального трехмерного объекта.
В учебных заведениях прототипы реальных материальных объектов используются как наглядные средства обучения.
Следующий вид - это изделие, изготавливаемое во вспомогательном производстве промышленного предприятия и используемое в основном производстве для изготовления конечного изделия согласно выпускаемой номенклатуре (изделие первого уровня). Сюда относятся литьевые формы для изготовления изделий методом литья, технологическая оснастка различного назначения (приспособления, переходные втулки, корпуса измерительных приборов и пр.).
В настоящее время аддитивные технологии все больше и больше используются для изготовления конечной потребительской продукции, предназначенной для продажи на В2В и В2С рынках. Это изделия третьего уровня. Современные аддитивные технологии позволяют изготавливать самую различную по назначению продукцию, т.е. по характеру они являются межотраслевыми. Потребительское назначение 3Б-изделий во многом определяется применяемым видом технологии и исходного сырья. Наиболее распространена технология «выдавливания материала» - создание трехмерных объектов за счет нанесения последовательных слоев выдавливаемого материала. При этом в зависимости от конструкции принтера в качестве материала используются полимеры, пищевые продукты, различные биологические препараты, цементные смеси и пр., что и определяет вид изготавливаемого изделия [1].
2. Область применения (назначение) изделия. Исходя из вида изготавливаемого 3Б-изделия, уточним область его применения:
- во внутренней среде организации:
а) на промышленном предприятии в процессе технической (конструк-торско-технологической) подготовки как прототип проектируемого изделия;
б) в основном производственном процессе в качестве литьевой и технологической оснастки;
в) для обеспечения необходимой материальной базой своей жизнедеятельности: на промышленных предприятиях - это управленческая и обслуживающая деятельность, в домохозяйствах - деятельность разнообразного назначения, например отдых, развлечения, ремонт используемой бытовой, кухонной, транспортной и другой техники и пр.;
- во внешней среде организации:
а) продажа товаров на В2В рынке;
б) продажа товаров на В2С рынке.
3. Тип производства. Поскольку применение аддитивных технологий первоначально заключалось в создании прототипов и моделей (второй уровень), то оно было единичным. С ростом освоения аддитивной печати и переходом к изготовлению изделий третьего уровня производство 3Б-продукции на промышленных предприятиях становится серийным. В малом бизнесе производство, как правило, является единичным, так как осуществляется в форме услуги и учитывает потребности конкретного заказчика (кастомиза-ция). Кастомизированное производство изделий является значительным стимулом для активизации потребительских рынков, так как потребители получают оригинальные изделия в отличие от массового ширпотреба (сфокусированный рынок).
4. Структурное подразделение. На средних и крупных промышленных предприятиях в зависимости от назначения 3Б-изделия в операционных процессах его производства и использования участвуют определенные подразделения. Основным участником является производственный цех (участок) как основного, так и вспомогательного производства. Настольные 3Б-принтеры могут использоваться непосредственно в конструкторско-технологических и маркетинговых службах или на опытных участках, в лабораториях.
Малые предприятия создают производственные участки. Домохозяйства организуют рабочие места во вспомогательных помещениях, гаражах или непосредственно в жилом помещении.
Учебные заведения размещают аддитивное оборудование в лабораториях кафедр, на которых происходит обучение специалистов - конструкторов, технологов, программистов, наладчиков 3Б-оборудования.
Вариантом является создание специализированного общеуниверситетского центра или использование в качестве производственной площадки регионального бизнес-инкубатора.
5. Источник финансирования. Основной источник - это собственные и привлеченные средства. Возможно государственное целевое финансирование, использование средств венчурных фондов.
Структурируем и формализуем представленную информацию по видам субъектов, использующих аддитивные технологии, в табл. 1.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты хозяйственной деятельности при освоении аддитивных технологий:
1) недостаток недорого качественного оборудования прежде всего отечественного производства;
2) высокая стоимость расходных материалов;
3) малая активность научно-исследовательской деятельности в области технического совершенствования и развития аддитивных технологий, экономики и менеджмента;
4) нехватка подготовленных специалистов в области аддитивных технологий;
5) недостаточная государственная поддержка, отсутствие единой государственной программы, системы стандартов аддитивных технологий;
6) слабо развитые потребительские рынки;
7) неэффективная рекламная деятельность;
8) слабое вовлечение молодежи в инновационные процессы.
Ключевым фактором для эффективного освоения радикальных инноваций, к которым относятся и аддитивные технологии, является господдержка, наличие и реализация соответствующих государственных и международных стратегий и программ. Отметим, что в России отсутствует специальная программа поддержки аддитивных технологий. В США действует национальный научный центр NAMP, включающий 15 институтов, работающих по тематике аддитивных технологий. За рубежом в 22 странах созданы национальные ассоциации по аддитивным технологиям, объединенные в альянс GAPRA (Global Alliance of Rapid Prototyping Associations). Эта организация создала специальный международный комитет, который утверждает все нормативные документы и, кроме того, осуществляет кооперацию членов альянса в сфере разработки 3Б-моделей для изготовления конкретных деталей.
В России действует госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период 2017-2020 гг. [2]. Ее цель -создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.
СП 00
Таблица 1
Базовые параметры основных подходов к освоению аддитивных технологий
Вид изделия Область применения (назначение) изделия Тип производства Структурное подразделение Источник финансирования
1 2 3 4 5
Средние и крупные промышленные предприятия
Модель, прототип (2 уровень) Образец реального изделия для верификации (проверки) в процессе конструкторско-технологического проектирования Единичный Конструкторско-технологическая служба, опытный участок, служба НИОКР Внутренние источники, привлеченные средства, государственное целевое финансирование, венчурное финансирование
Образец реального изделия в целях рекламы Единичный, мелкосерийный Служба маркетинга
Литьевая модель (форма), технологическая оснастка (1 уровень) В технологическом процессе изготовления промышленного изделия в качестве оснастки Единичный, мелкосерийный Вспомогательные цеха -инструментальный, литейный, нестандартного оснащения
Потребительское изделие (3 уровень) Для продажи на рынках В2В и В2С Единичный, крупносерийный Цеха основного производства
Потребительское изделие (3 уровень) Для внутрифирменного использования -запасные части оборудования, транспортных средств, канцелярские, офисные изделия и пр. Единичный, мелкосерийный Цеха вспомогательного производства -инструментальный, литейный, нестандартного оснащения
5
<»
п> о
3 §
<»
о;
0
Е
§
■с п> о\
1 о-й (и
0 <»
П> О, п>
1 с Сс
О <»
§ N
о *
с Сс ТЗ П> со С
0
1
п>
тз
-ч
о
о п>
П>
о. §
<5" о
П> <3 о'
3
Окончание табл. 1
ю N0
1 2 3 4 5
Малый бизнес
Потребительское изделие (3 уровень) Потребительская продукция широкого назначения на рынке В2С: игрушки, модели реальных объектов, сувениры, медицинские изделия, запасные части и т.д. Единичный, мелкое ерийный Производственный участок Внутренние источники, привлеченные средства
Потребительское изделие (3 уровень) Для внутрифирменного использования: запасные части оборудования, транспортных средств, канцелярские, офисные изделия Единичный, мелкое ерийный Производственный участок Внутренние источники, привлеченные средства
Домохозяйства
Потребительское изделие (3 уровень) Потребительская продукция широкого назначения для собственного потребления: игрушки, модели реальных объектов, сувениры, медицинские изделия, запасные части и т.д. Единичный Домохозяйство Собственные средства
Система образования (государственные среднеспециальные и высшие учебные заведения)
Модель, прототип (2 уровень) Для обучения, НИР Единичный Кафедральная производственная лаборатория Федеральный бюджет, внебюджетные источники
Специализированный общеуниверситетский центр Федеральный бюджет, внебюджетные источники
Региональный бизнес-инкубатор Федеральный бюджет, региональный бюджет, внебюджетные источники
В госпрограмму вошли восемь подпрограмм по развитию транспортного и специального машиностроения, легкой промышленности, производства новых материалов, промышленной инфраструктуры, системы стандартизации, содействию научным исследованиям и инвестиционным проектам. В подпрограмме «Станкоинструментальная промышленность», в разделе «Поддержка инновационного развития станкоинструментальной промышленности», как одно из направлений указаны «установки для изготовления прототипов и деталей методами послойного синтеза (3Б-плоттеры, стерео-литографическое оборудование)» [2].
Всего на реализацию программы в 2017-2020 гг. выделено 559,3 млрд руб. В первом квартале 2017 г. было израсходовано 49,5 млрд руб., во втором -49,04 млрд руб., в третьем - 64,11 млрд руб., в четвертом квартале -0 млрд руб., т.е. финансирование отсутствовало [3].
Согласно паспорту программы степень достижения стратегической цели и решения тактических задач можно оценить с помощью комплекса индикаторов, в частности: индекса роста объемов производства, динамики производства, индекса роста производительности труда, индекса роста инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Среднемесячный прирост промышленного производства, за исключением сезонного и календарного факторов, в первом квартале 2017 г. составлял около 0,2 %, во втором - примерно 0,6 %, а в третьем оказался уже около минус 0,6 % [4]. Нужно учесть, что выделенные средства носят инвестиционный характер, поэтому следует отслеживать пролонгированную динамику изменения индекса с учетом действия других факторов.
В указанную программу также включен проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» на период 2015-2016 гг. Цель проекта -обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 г. не менее пяти, а в 2025 г. не менее десяти ведущим российским университетам; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 г. не менее 55, а в 2025 г. не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [5]. Упор в названной программе делается на неоднократно критикуемые российскими учеными критерии публикационной активности, включение в базы Web of Science, Scopus, доле иностранных граждан, принятых на программы подготовки научно-педагогических кадров, наличии центров инновационного, технологического и социального развития регионов и пр. То есть основной целью является обеспечение соответствия российских вузов зарубежным стандартам. Остаются в стороне вопросы приоритетности направлений инновационного развития в соответствии с достижениями пятого и шестого технологических укладов, создания инновационной среды средствами, дополняющими традиционные, - технопарки, бизнесцентры, бизнес-инкубаторы.
Авторами статьи в развитие указанной программы предлагается новый поход к активизации освоения аддитивных технологий, частично решающий обозначенные выше проблемы, сущность которого заключается в следующем:
1. Высшее учебное заведение (университет) становится интегрированной - производственно-коммерческой - средой освоения и коммерческого использования аддитивных технологий.
2. Материальную производственную базу: 3Б-оборудование, сканеры, склады материалов и готовой продукции - обеспечивает университет, создавая на своей площади рабочий участок.
3. Обеспечение человеческими ресурсами хозяйственной деятельности по производству и реализации 3Б-продукции осуществляют профильные кафедры университета - студенты и преподаватели соответствующих специальностей: конструкторы, технологи, программисты, наладчики оборудования, маркетологи, менеджеры. При этом преподаватели адаптируют тематику и содержание практических занятий и самостоятельной работы студентов с учетом принятого объекта - аддитивных технологий - и выступают в роли исследователей и консультантов.
4. Поскольку в проектах по освоению аддитивных технологий участвуют преподаватели, являющиеся высококвалифицированными специалистами, способными к проведению научно-исследовательской и консалтинговой деятельности, то при приобретении достаточного опыта целесообразно дополнительно к выпуску 3Б-продукции осуществлять услуги по инжинирингу и консалтингу хозяйственных организаций, осваивающих аддитивные технологии.
5. Потребительский рынок, на котором реализуется 3Б-продукция, составляют:
- студенты, преподаватели, сотрудники университета, приобретающие изделия для удовлетворения индивидуальных или семейных потребностей;
- университет как организация, нуждающаяся в 3Б-изделиях для: а) учебного процесса - наглядные средства; б) материально-технического обеспечения внутриорганизационной деятельности: запасные части оборудования, транспортных средств, канцелярские, офисные изделия и т. д.;
- потребители во внешней среде: хозяйственные организации, учреждения, физические лица.
6. Деловые коммуникации по всем вопросам хозяйственной деятельности осуществляются в интернет-среде (сети), созданной в университете. В сети формируются виртуальные группы под конкретные проекты, связанные с освоением и использованием аддитивных технологий в образовательной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.
Основные принципы данного подхода:
1. Университет - это общественный институт, в котором студенты получают не только теоретические знания, но и практические умения, навыки и опыт ведения исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности, востребованные в современной экономике.
2. Участие студентов и преподавателей в исследовательских и инновационных проектах является инициативным, добровольным, основанным на внутренних мотивах, а не на внешних стимулах.
3. Основной средой, в которой осуществляется исследовательская и инновационно-предпринимательская деятельность, является виртуальная сетевая среда, использующая современные достижения информационно-коммуникационных технологий.
4. Университет как социально-экономическое пространство рассматривается в трех ракурсах:
- материальные ресурсы;
- человеческие ресурсы;
- интеллектуальные ресурсы;
- потребительский рынок, состоящий из следующих сегментов: студенты, преподаватели и сотрудники, сам университет (учреждение-потребитель).
Предложенный подход меняет основные параметры, представленные в табл. 2.
м
Таблица 2
Базовые параметры нового подхода к освоению аддитивных технологий в системе образования (в высшем учебном заведении)
Вид изделия Область применения (назначение) изделия Тип производства Структурное подразделение Источник финансирования
Модель, прототип (1 род) Для обучения, НИР Единичный Кафедральная производственная лаборатория Федеральный бюджет, внебюджетные источники
Специализированный общеуниверситетский центр Федеральный бюджет, внебюджетные источники
Региональный бизнес-инкубатор Федеральный бюджет, региональный бюджет, внебюджетные источники
Потребительское изделие (3 род) Для продажи на рынках В2В и В2С Единичное, серийное Специализированный общеуниверситетский центр Внебюджетные источники
Инжиниринговые и консалтинговые услуги в области ЗБ-печати Для оказания технической и экономической помощи организациям, осваивающим ЗБ-печать Единичное Специализированные кафедры (технические, маркетинга, менеджмента, финансов и пр.) Внебюджетные источники
5
<»
п> о
3 §
<»
о;
0
Е
§
■с
П> 0\
1 О" й (и
0 <»
П> О, П>
1 С Сс
О <»
§ N
о *
с Сс 43 п> со С
0
1
I
П>
43 -ч
о
о П>
п>
о. §
<5" о
П>
о'
3
Таким образом, использование предложенного подхода позволит решить проблемы активизации научно-исследовательской деятельности в области технического совершенствования и развития аддитивных технологий, экономики и менеджмента, нехватки подготовленных специалистов в области аддитивных технологий, развития потребительских рынков, повышения эффективности рекламной деятельности, вовлечения молодежи в инновационные процессы.
Безусловно, данный подход может быть применен и к другим достижениям четвертой научно-технической революции, которые предназначены для широких потребительских масс. Это виртуальная и дополненная реальность, «умные вещи», системы и средства искусственного интеллекта.
Основным препятствием для реализации предложенного подхода являются в настоящее время чрезмерная загруженность преподавателей учебной работой, бумажным и электронным документооборотом, тотальный контроль их рабочей деятельности, упор на количество и цитируемость публикаций. Для обеспечения инновационного развития вузов, в том числе в области теоретико-практического освоения технологических инноваций, требуется пересмотр существующей государственной политики в области науки и образования.
Библиографический список
1. Дресвянников, В. А. Состояние и перспективы использования аддитивных технологий для производства товаров потребительского назначения / В. А. Дресвянников, И. Д. Бунимович // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 2 (6).
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
3. Открытый бюджет для граждан // Минпромторг России. - URL: http://budget. minpromtorg.gov.ru/citizens/card/razvitiye-promyshlennosti-i-povysheniye-yeye-konku rentosposobnosti-2 (дата обращения: 10.03.2018).
4. Комментарии о государстве и бизнесе / Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики». - URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/11/03/1158453375/ rs_17-16.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
5. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». - URL: https://минобрнауки.рф/проекты/1356/файл/9737/Паспорт_Вузы %20центры%20инноваций.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
References
1. Dresvyannikov V. A., Bunimovich I. D. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2017, no. 2 (6).
2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie promysh-lennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 328 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [On approval of the state program of the Russian Federation "The development of industry and increase its competitiveness": Resolution of the Government of the Russian Federation from 15th of April, 2014 № 328 (with changes and additions)]. RRS "Garant".
3. Minpromtorg Rossii [Ministry of Industry and Trade of Russia]. Available at: http:// budget.minpromtorg.gov.ru/citizens/card/razvitiye-promyshlennosti-i-povysheniye-yeye-konkurentosposobnosti-2 (accessed March 10, 2018).
4. Kommentarii o gosudarstve i biznese [Comments on the state and business]. Institut «Tsentr razvitiya» NIU «Vysshaya shkola ekonomiki». Available at: https://dcenter. hse.ru/data/2017/11/03/1158453375/rs_17-16.pdf (accessed March 10, 2018).
5. Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsiy» [Passport of the priority project "Universities as centers of the space for creating innovations"]. Available at: https://minobrnauki.rf/proekty/1356/fayl/9737/Pasport_Vuzy% 20tsentry%20innovatsiy.pdf (accessed March 10, 2018).
Дресвянников Владимир Александрович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Dresvyannikov Vladimir Aleksandrovich Doctor of economic sciences, professor, department of мanagement and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Страхов Евгений Петрович аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Strakhov Evgeniy Petrovich Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Дорофеев Владимир Дмитриевич
доктор технических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Dorofeev Vladimir Dmitrievich Doctor of engineering sciences, professor, department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 330 Дресвянников, В. А.
Структуризация направлений освоения аддитивных технологий. Концепция подхода к созданию интегрированной среды освоения аддитивных технологий на базе университета / В. А. Дресвянников, Е. П. Страхов, В. Д. Дорофеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2 (46). - С. 164-174. - Б01 10.21685/ 2072-3016-2018-2-19.