Научная статья на тему 'Структуризация концептуальной модели эффективного языкового взаимодействия'

Структуризация концептуальной модели эффективного языкового взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATION ACTIVITY / ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ / POLYMENTALITY / ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНО-ДЕЙСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / FIGURATIVE-CONCEPTUAL-ACTIVE MODEL / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ / INDIVIDUAL RESOURCE OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / ПРАВИЛОСООБРАЗНОСТЬ / RULABILITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Покровская Е.М.

Одной из базовых функций языка является модификация внутреннего состояния человека, реализуемая посредством знаков так, что все языковые структуры ориентированы на человека. Языковое взаимодействие подразумевает выражение ментальности личности. Предлагается интерпретация свойства полиментальности как результата формирования и функционирования концептуальной модели эффективного взаимодействия, которая включает в себя жизненный опыт человека и знания, полученные в процессе взаимодействия с другими субъектами. Данная модель обладает свойствами линейности, динамичности и нестационарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurization of the effective verbal interaction conceptual model

One of the basic language functions is the modification of human internal condition. Verbal interaction implies the individuals mentality expression. The interpretation of the mentality as a result of formation and functioning of effective verbal conceptual model, which includes persons experience and knowledge obtained in the process of interaction with other individuals is proposed. The given model is characterized by the linearity, dynamics and nonstationarity.

Текст научной работы на тему «Структуризация концептуальной модели эффективного языкового взаимодействия»

Покровская Е.М.

Структуризация концептуальной модели эффективного языкового взаимодействия

В современных условиях глобализирующегося мира эффективность взаимодействия в речевой коммуникации может быть рассмотрена как одна из форм процесса культурного развития, предполагающего становление универсальных для всех культур мира форм и структур, обеспечивающих коммуникацию между отдельными индивидами, группами, индивидами и группами.

Одной из базовых функций языка является модификация внутреннего состояния человека, реализуемая посредством знаков так, что все языковые структуры в конечном счете ориентированы на человека и поэтому естественно, что язык предполагает в качестве необходимого условия наличие интерпретатора (адресата сообщений, выдаваемых другими людьми при помощи определенной знаковой системы) и механизмов интерпретации сообщений. Другими словами, речевая коммуникация подразумевает выражение ментальности личности.

Соответственно, когда мы общаемся на родном языке в рамках своей социальной группы, собственная (родная) мономентальность позволяет нам интерпретировать сообщения и учитывать условия интерпретатора. Однако в ситуации взаимодействия с представителем иной культурной общности (или иной социальной группы) собственной мономентальности оказывается недостаточно для успешного общения.

Для преодоления различных барьеров в общении и положительного отношения к эффективному взаимодействию на межкультурном и социально-культурном уровнях необходимо учитывать такое свойство личности, как полиментальность, позволяющее при взаимодействии обращать внимание на способы структурирования мира, концептуальный базис языков, где важны представления о пространстве, времени, месте человека в физическом мире и социальных ролях индивида.

Следует признать, что, по данным проведенных исследований, взаимодействие между индивидами состоится независимо от степени сформированности свойства полиментальности, но с разным коэффициентом эффективности. Для достижения максимальной эффективности в процессе взаимодействия следует обладать хорошо развитым свойством полиментальности.

В статье предпринята попытка раскрыть внутренние механизмы формирования и развития свойств полиментальности в условиях взаимодействия на межкультурном и социально-культурном уровнях, рассматривая ее как особое индивидуальное психическое образование, которое выступает как одно из важнейших условий построения концептуальной модели эффективного взаимодействия.

Рассмотрим основные положения предлагаемого подхода к реализации полиментальности в процессе эффективного взаимодействия и введем понятие речевой коммуникации и полиментальности. Целым рядом ученых речевая коммуникация рассматривается как процесс связей субъекта с объектами. Данная позиция высказывается в исследованиях философа Дж. Мида, представителей экзистенциализма Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера, а также представителя направления символического интеракционизма в психологии Т. Шибутани [6] и других.

Кт 1029-3388

Так, Б.Ф. Ломов отмечает [5], что в анализе отношений «субъект-субъект (ы)» раскрывается не просто действие того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.п.

В контексте данного исследования речевая коммуникация рассматривается как процесс взаимодействия личностей, определенным образом отражающих друг друга (отраженных и представленных друг в друге), относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом с целью согласования усилий, налаживания отношений и достижения общего результата, влекущего за собой изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

Также в данной работе мы опираемся на концепцию языка Витгенштейна и его теорию языковых игр: «Говорить на языке - компонент деятельности или форма жизни» [2, с. 81]. Таким образом, вся человеческая жизнь представляет собой совокупность языковых игр, когда, «перебирая многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними, ... мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом» [1, с. 38].

Необходимо отметить, что для адекватного понимания языковой игры адресатом и эффективности при взаимодействии автор должен учитывать наличие определенных знаний у реципиента, а так же то культурное пространство, в котором происходит коммуникация, т.е. наличие свойства полиментальности.

Мы исходим из того, что овладение полиментальностью сопровождается изменением человека в целом - развитием индивидных, личностных качеств, формированием индивидуальности при его непосредственном участии в языковых играх. Результатом этого процесса является становление полиментальности - специфического свойства, характеризующего человека, способного к эффективному общению.

В многочисленных исследованиях проблем менталитета и ментальности отсутствует строгое определение ментальности как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания полиментальности, подразумевающей высокую успешность человека в процессе коммуникативной деятельности.

Для овладения коммуникативной деятельностью необходимо уметь применять теоретические знания и практические навыки в повседневном общении, опыте использования языка. Нам представляется, что этот протяженный во времени процесс овладения комплексом теоретических знаний и практических навыков связан с формированием у человека внутренней (психической) образно - понятийно - действенной (концептуальной) модели эффективного взаимодействия.

В процессе становления полиментальности личности происходит возникновение и проявление некоторого ее системного свойства, отражающего степень индивидуальных способностей субъекта к речевому взаимодействию на заданном уровне эффективности в течение заданного времени. Таковым свойством, на наш взгляд, является коэффициент оперативной готовности (КОГ) субъекта - вероятность того, что субъект окажется в состоянии реализовать эффективное взаимодействие в коммуникативной ситуации в произвольный момент его социальной активности, кроме планируемых ситуаций, в течение которых эффективное взаимодействие субъекта не предусматривается, и будет эффективно взаимодействовать в течение заданного интервала времени. Данная категория тесно взаимосвязана с категорией «внутренней готовности» субъекта к осуществлению

эффективного взаимодействия в речевой коммуникации, которая складывается из желания и сформированной способности к осуществлению речевой деятельности, где необходимыми условиями выступают высокое духовное развитие личности и ее саморазвитие.

Таким образом, человек может овладеть свойствами полиментальности и оперативной готовности в результате учебы и опыта использования языка в различных коммуникативных контекстах, а может и не овладеть.

Для приобретения данных свойств необходимы соответствующие врожденные способности и набор интеллектуально-психологических характеристик, таких как: эмпатийность и стремление к духовному самосовершенствованию.

Мы рассматриваем полиментальность как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в коммуникативной деятельности, как функциональный субстрат индивидуального (личностного) сознания, обусловленный спецификой деятельности человека и устойчивыми психолого-интеллектуальными особенностями. Ментальность, в нашем видении, есть логическая вербальная структурность языка познания окружающей реальности, выражаемая через установление определенных семантических значений, как этой познаваемой реальности, так и самой себя.

Следует также отметить, что лингвистическое пространство входит в круг социально-культурного пространства и не может быть сведено исключительно к кодированию говорящим и декодированию слушающим событий, происходящих в момент реальной коммуникации. Перемещение в иное культурно-языковое пространство требует от субъекта коммуникации модификации своей картины мира путем совмещения исходного и вновь осваиваемого образа действительности в рамках собственной ментальности. Таким образом, свойство полиментальности выступает не только как психологический, но и как своеобразный социокультурный феномен.

Внешним признаком становления полиментальности является достижение субъектом эффективности в различных коммуникативных контекстах, а внутренним -сформированность концептуальной модели эффективного взаимодействия (КМЭВ), которая обеспечивает субъекту совокупность умений достигать высокой эффективности в условиях кросскультурного диалога.

В нашем исследовании мы рассматриваем полиментальность как системное образование, что подразумевает ее изучение как свойства, процесса и состояния человека-интеркоммуниканта.

Полиментальность, рассматриваемая как интегральное свойство, представляет собой совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека в процессе коммуникации, направленных на проникновение в ментальный фон интеркоммуниканта, и выстраивание диалога, исходя из концептуального каркаса интеркоммуниканта, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень эффективности взаимодействия на межкультурном и социально-культурном уровнях для данного человека.

Полиментальность, рассматриваемая как процесс (закономерное, последовательное изменение), имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнация, деградация и др.) и окончание. Процессуальный аспект изучения феномена полиментальности основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. Можно выделить следующие стадии развития полиментальности: 1) мономентальность; 2) биментальность; 3) полиментальность.

ISNN 1029-3388

В связи с вышесказанным предлагается интерпретация свойства полиментальности как результат формирования и функционирования КМЭВ. КМЭВ включает в себя жизненный опыт человека и знания, полученные в процессе взаимодействия с другими субъектами.

Таким образом, свойство полиментальности не сводится к коммуникативной компетентности, когда человек не просто «делает как», но умеет накладывать новые концептуальные схемы на содержание собственного опыта, приспосабливать язык к новым коммуникативным дискурсам, т.е. умеет реализовывать эти знания в данных конкретных условиях с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Важнейшей детерминантой становления полиментальности субъекта является процесс формирования, поддержания и постоянного развития КМЭВ, который содержит три основные составляющие: образную, понятийную и действенную.

Образная составляющая синтезирована из оперативных (быстро меняющихся) и не оперативных (относительно стабильных, константных) образов-ситуаций, фреймов, фрагментами которых являются образы-цели ( зачем?), образы-объекты (кому?) и образы-условия (с каким эффектом ?) коммуникативной деятельности.

Понятийная составляющая концептуальной модели состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, которые можно выразить с помощью концептов, национально-маркированных понятий, большинство которых у человека может быть вербальным. Содержание любого концепта, по мысли Витгенштейна, может быть описано посредством парадигмы употребления обозначающего его слова. Таким образом, чтобы понять или объяснить концепт, следует искать не какую-либо конкретную или абстрактную сущность, которая определяется этим концептом, а обратиться к употреблению обозначающего его слова. При этом под употреблением понимается не просто множество конкретных случаев использования того или иного слова, а определенные способы правильного употребления, соответствующие лингвистическим стандартам, принятым в данном обществе: «Совместное поведение людей - вот та референтная система, с помощью которой мы интерпретируем незнакомый язык» [2, с. 164].

Третьей составляющей КМЭВ выступает ее действенность. Концептуальная модель реализуется в действиях субъекта и управляет ими. При этом действия, их цепочки и сочетания отображаются в концептуальной модели в виде образных и/или понятийных комплексов. Посредством своей внешней символической репрезентации и своей внутренней ментальной репрезентации субъект взаимодействия «схватывает» правило употребления того или иного слова, выражения, предложения в данном речевом контексте. Плюрализм интерпретаций, а, следовательно, действий, проявляется в том, что предполагаемого, единственного в своем роде специфического переживания того, что подразумевается, не существует, что обусловлено множеством и разноплановостью языковых игр.

В действенной составляющей имеет место обстоятельство, когда человек понимает слово, но более важным является процесс понимания, в котором определенное качественное переживание является тем, что он конституирует употребление слов с определенным значением. Как указывает Витгенштейн в «Голубой книге», «ментальные состояния и ментальные процессы - это те интроспективные «внутренние» содержания, которые я могу обнаружить в своем сознании» [4, с. 51].

В нашей модели важно учитывать принципы контекстности и правилосообразности. Именно они показывают, когда должен быть сделан ход в языковой

игре, и дают право индивиду говорить, что в данном случае он должен следовать своему правилу так, а не иначе, и делать то, что склонен делать [3].

Готовность к изменениям (коррекции) КМЭВ в соответствии с поступающей извне информацией является необходимым условием развития личности и свойства полиментальности. Отсутствие готовности к изменениям КМЭВ становится причиной духовной деформации субъекта и деструкции в общении.

Как было отмечено выше, существует некоторая совокупность свойств человека, которая обеспечивает возможность успешного общения и эффективного взаимодействия на межкультурном и социально-культурном уровнях. Эта совокупность обозначена нами как индивидуальный ресурс коммуникативного развития человека (ИРКР). Данное понятие характеризует внутреннюю духовную энергию человека, его направленность на самореализацию.

В заключение можно охарактеризовать предложенную концептуальную модель эффективного взаимодействия как линейную, динамичную, нестационарную, где степень детерминированности исследуемого объекта - стохастические случайные процессы.

Модель является линейной, так как ее составляющие находятся в прямой зависимости друг от друга, т.е. действенная составляющая представлена как составляющая более высокого порядка в контексте речевой коммуникации.

Динамичность модели заключается в необходимости ее корректировки в зависимости от постоянно возникающих внешних воздействий, а ее стационарность обусловлена невозможностью классифицировать все коммуникативные практики (языковые игры) и помещать их в заранее отведенный интервал времени и места.

Модель может быть описана как многомерно-многомерная (воздействует множество факторов, среди которых психологические и интеллектуальные, социальные и географические; поведение оценивается по множеству критериев, включающих в себя уместность при определенном общении, желаемый и произведенный эффект, степень эффективности), а может быть сведена к многомерно-одномерной схеме (на выходе -реакция, способствующая эффективному взаимодействию).

Литература

1. Авоян Р.Г. Значение в языке: философский анализ. М.: Высшая школа, 1985. 103 с.

2. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. 612 с.

3. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. М.: Высшая школа, 2006. 375 с.

4. Крипке С.А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / Под ред. Суровцева В.А. Томск: изд-во Томского ун-та, 2005. 152 с.

5. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.

6. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на - Дону: Феникс, 1999. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.