Научная статья на тему 'Структуризация данных профессиональных и образовательных стандартов'

Структуризация данных профессиональных и образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ДАННЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС ВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / DATA MODEL / PROFESSIONAL STANDARDS / ACADEMIC STANDARDS / EDUCATIONAL SYSTEM / LABOUR-MARKET / COMPETENCE AND COMPETENCY / AN EXPERT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Дмитрий Иванович, Воробьев Евгений Викторович

В статье описана модель данных, объединяющая информацию из профессиональных стандартов нового поколения, федеральных государственных образовательных стандартов и других классификационных документов, используемых в сфере образования и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Дмитрий Иванович, Воробьев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The data structuring of professional and learning standards

In the article the authors describes a data model suggested by him, which main idea is to integrate in it information given by the new generation of professional standards, by academic standards and other classification documents used in the educational sphere and professional activities.

Текст научной работы на тему «Структуризация данных профессиональных и образовательных стандартов»

УДК 004.023

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Попов Дмитрий Иванович

заведующий кафедрой информатики и информационных технологий, доктор технических наук, профессор Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ророу@т£иР-ги

Воробьев Евгений Викторович

аспирант кафедры информатики и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]

Аннотация. В статье описана модель данных, объединяющая информацию из профессиональных стандартов нового поколения, федеральных государственных образовательных стандартов и других классификационных документов, используемых в сфере образования и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модель данных, профессиональный компетенция и компетентность, экспертный анализ.

Любая систематизация, даже касающаяся исключительно частных вопросов — процесс непростой и, зачастую, длительный. Формирование же национальной системы квалификаций стало долгосрочной задачей, для решения которой необходимо участие, как государственных правотворческих органов, так и представителей системы образования, рынка труда и других общественных структур. Ключевым звеном, объединяющим вокруг себя целый ряд, как действующих, так и устаревших справочников, стандартов и других документов, стал профессиональный стандарт, а точнее совокупность стандартов для разных видов профессиональной деятельности. Положения профессиональных стандартов, исходя из основной идеи упомянутых выше преобразований, должны использоваться и работодателями, при формировании кадровой политики, и учебными заведениями профессионального образования, при подготовке образовательных программ, и разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов (далее, ФГОС). Одной из основных проблем таких глобальных преобразований является наличие очень большого количества классификаторов, в том числе и устаревших, данные которых должны учитываться при осуществлении перехода к новым стандартам. Особенно ярко эта проблема проявляется при попытке автоматизации тех или иных процессов в рамках системы профессионального образования и обучения. Данная проблема была затронута в статьях [1, 2], в которых описываются принципы оценки значимости компетенций. В частности, в статье [1], была представлена формальная структура данных и математическая модель, позволяющие оценивать описанные во ФГОС компетенции, относительно разных должностей одного направления. В статье [2] была кратко описана нормативная база и ряд классификационных документов, необходимых для решения поставленной

стандарт, ФГОС ВО, система образования, рынок труда,

задачи. В ходе детального изучения этих документов, была описана более точная модель данных, о которой и пойдет речь в данной статье.

На текущий момент среди всего множества существующих документов и классификаторов в сфере образования и профессиональной деятельности, можно выделить два основополагающих: профессиональный стандарт как характеристика необходимой квалификации сотрудника, и ФГОС как совокупность требований к реализации образовательных программ. Исходя из этого, задача систематизации классификационных данных сводится к описанию взаимодействия этих двух разновидностей стандартов посредством ряда других классификаторов. Профессиональный стандарт представляет собой полное многоуровневое описание вида профессиональной деятельности. Каждый уровень стандарта соответствует национальной рамке квалификаций (далее НРК). Всего в НРК существует 9 уровней квалификации, и для каждого обобщенно описаны, как способы достижения этого уровня, так и соответствующие ему полномочия. В профессиональном стандарте для каждого уровня квалификации так же описаны способы его достижения и приведены коды специальностей, по которым необходимо пройти обучение для осуществления данной профессиональной деятельности на указанном уровне квалификации. Однако, данные коды специальностей в соответствии с утвержденным макетом профессионального стандарта [4], соответствуют не ФГОС, а «Общероссийскому классификатору специальностей по образованию» (далее ОКСО). В ОКСО данные представлены в виде восьмизначного кода и описания. Первым шести цифрам кода соответствует название специальности, двум последним цифрам — характеристика квалификации. В ОКСО существует 5 видов квалификации: базовый уровень подготовки (код 51), повышенный уровень подготовки (код 52),

бакалавр (код 62), дипломированный специалист (код 65) и магистр (код 68). Первые два соответствуют среднему профессиональному образованию, а три последних — высшему. Эти квалификационные уровни можно сопоставить с квалификационными уровнями НРК. Так базовый уровень подготовки соответствует четвертому уровню НРК и достигается путем получения начального профессионального или среднего полного общего образования, при наличии практического опыта или путем прохождения профессио-

нальной подготовки на специальных курсах, опять же в сочетании с практическим опытом. Повышенный уровень подготовки определяется средним профессиональным образованием и соответствует пятому уровню НРК. Что касается высшего образования, то бакалавр по НРК соответствует шестому уровню, а специалист и магистр — седьмому.

Таким образом, информация из НРК, ОКСО и профессиональных стандартов будет представлена веткой базы данных, изображенной на рис. 1.

Рис.1. Связь данных из проф.стандартов, НРК и ОКСО

Далее, основываясь на данных ОКСО, можно установить связь между профессиональными стандартами и ФГОС нового поколения. В тексте ФГОС по каждому направлению подготовки приводится информация о предыдущей версии образовательного стандарта, с указанием кода специальности по ОКСО и уровня квалификации, так же соответствующего данному классификатору. Следовательно, фрагмент модели данных, представленный на рисунке 1 можно дополнить еще одной таблицей «ФГОС», и установить для нее связь «многие ко многим» с таблицей «ОКСО» (рис. 2). Такой тип связи обусловлен тем, что в ходе осуществляемых преобразований может возникнуть ситуация, когда один стандарт нового по-

коления заменит собой сразу несколько специальностей предыдущего поколения. Или наоборот, одна специальность, описанная в ОКСО, будет разбита на несколько новых направлений подготовки.

Данные ФГОС и профессиональных стандартов, представленные на рис. 1, 2 в виде двух таблиц, в итоговой базе данных так же будут разбиты на несколько таблиц, содержащих более полную информацию из этих документов. В частности, таблица ФГОС будет иметь связь с таблицей компетенций, что в рамках описанной в статьях [1, 2] системы, является ключевым моментом.

ОКСО ФГОС

Id Id

Id специальности Код стандарта

Id квалификации

ФГОС-ОКСО

Id

Id ФГОС

Id ОКСО

Рис. 2. Связь ФГОС и ОКСО

Следующей обязательной характеристикой каждого квалификационного уровня профессионального стандарта является его связь с «Общероссийским классификатором занятий» (далее ОКЗ) (рис. 3). Эта связь так же имеет особое значение в рамках разработки, описываемой в статьях [1, 2], поскольку она позволяет сгруппировать профессиональные стандарты по направлению деятельности на каждом уровне квалификации.

Однако с данными ОКЗ на текущий момент существует ряд неопределенностей. Связаны они с тем, что с 1 июля 2015 года была введена новая версия этого классификатора, но все профессиональные стандарты, разработанные и утвержденные до этого периода, ссылаются на более раннюю версию классификатора. В ходе детального изучения имеющихся в открытом доступе профессиональных стандартов было определено порядка семидесяти стандартов, ссылающихся на новый ОКЗ.

Что касается организации данных в описываемой информационной модели, то было принято решение не заносить в нее информацию из старой версии ОКЗ, во избежание путаницы, а данные, соответствующие старому классификатору, перед добавлением в базу, переводить в новый формат в соответствии с таблицей из документа [5].

Помимо связи с указанными выше документами, профессиональный стандарт, в соответствии с утвержденным макетом [4], должен ссылаться на «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (ЕКС), «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД) и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР). Однако на текущем этапе разработки описываемой модели данные из этих документов могут носить только информативный характер, и связаны будут только с таблицей профессиональных стандартов.

Рис. 3. Связь данных из проф. стандартов, НРК и ОКЗ

Описанная структура данных, в которую войдет информация из всех основных классификационных документов и утвержденных стандартов в области образования и профессиональной деятельности, позволит производить, в соответствии с математической моделью, представленной в статье [1], экспертную оценку значимости компетенций. Такой подход к структуризации представленных данных позволит на основе информации о базовой группе специалистов, которыми руководит эксперт, формировать для него сначала список должностей для любого уровня квалификации, а затем список компетенций из ФГОС, которые эксперт и будет оценивать относительно выбранных им должностей. Кроме того, применение такой модели данных значительно упростит работу со стандартами в процессе любой другой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 170н от 29 апреля 2013 г. «Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта»

2. URL:

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/104 (дата обращения: 20.03.2016).

3. Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении Макета профессионального стандарта». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47 (дата обращения: 20.03.2016).

4. Воробьев Е.В. Принципы проведения экспертного анализа значимости профессиональных компетенций // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12 (часть 2). — С. 238-242.

5. Воробьев Е.В. «Особенности практической реализации автоматизированной системы экспертной оценки компетенций» // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015. № 6. С. 50-52; URL: http://vestnik.mgup.ru/issues/6_2015.pdf (дата обращения: 20.03.2016).

6. Таблица соответствия 0КЗ-2014 и ОКЗ-93. URL: http://goo.gl/GpOzOE (дата обращения:: 20.03.2016).

7. Popov D.I. Adaptive testing algorithm based on fuzzy logic // International Journal of Advanced Studies — 2013. — Т. 3. — № 4. — С. 23-27.

8. Комолова Т.И., Попов Д.И., Попова Е.Д. Применение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела — 2012. — № 4. — С. 65-71.

9. Попов Д.И., Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий // «В мире научных открытий.» — 2011. — № 9. — С. 65-71.

10. Попов Д.И., Лазарева О.Ю. Модель проверки знаний обучающихся на основе когнитивной карты учебного курса // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2015. — № 3. — С. 88-94.

11. Demidov D.G., Popov D.I., Ostroukh A.V., Surkova N.E. Development of the rules base for an expert system choice adaptive learning strategy // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. — Vol. 10 — No. 10. — Р. 4430-4435.

12. Демидов Д.Г., Попов Д.И. Подход к разработке базы правил для экспертной системы выбора адаптивной стратегии обучения // Автоматизация и управление в технических системах. — 2014. — № 9. — С. 93-102.

THE DATA STRUCTURING OF PROFESSIONAL

AND LEARNING STANDARDS

Evgenij Viktorovich Vorobjev

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А evgen2406@yandex. ru

Dmitry Ivanovich Popov

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А popov@mgup. ru

Annotation. In the article the authors describes a data model suggested by him, which main idea is to integrate in it information given by the new generation of professional standards, by academic standards and other classification documents used in the educational sphere and professional activities.

Keywords: a data model, professional standards, academic standards, educational system, labour-market, a competence and competency, an expert analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.