Научная статья на тему 'Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования'

Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "ЭЛЕКТРОННЫЙ КЕЙС" / "ELECTRONIC CASE" / STRUCTURED FORMS OF ELECTRONIC MEANS OF TEACHING IN THE UNDERGRADUATE AND POSTGRADUATE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицкевич Н. К.

В статье представлены результаты оценки эффективности использования структурированных форм электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования. Показана высокая эффективность использования структурированных форм обучения, в частности, в виде «электронного кейса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грицкевич Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURED FORMS OF ELECTRONIC MEANS OF TEACHING IN THE UNDERGRADUATE AND POSTGRADUATE EDUCATION SYSTEM

The article presents the results of evaluating the effectiveness of using structured forms of electronic means of teaching. High effectiveness of using structured teaching means particularly in the form of «electronic case» is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования»

УДК 378.02: 37.016

Н. К. Грицкевич

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты оценки эффективности использования структурированных форм электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования. Показана высокая эффективность использования структурированных форм обучения, в частности, в виде «электронного кейса».

Ключевые слова: структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования; «электронный кейс».

В последнее время в системе вузовского и послевузовского образования активно используются современные коммуникационные и информационные технологии обучения. Наиболее широкое распространение эти технологии нашли в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Использование электронных средств обучения не является уже чем-то новым и неосвоенным, а стало неотъемлемой частью современной жизни, без которой не обходится ни одно образовательное учреждение.

Дело в том, что любые учебно-методические материалы в печатном виде могли выполнять лишь одну функцию - ознакомление с теоретическими аспектами проблемы и с технологией конкретных методик. Использование же электронных средств обучения, в частности в виде таких структурированных форм, как «электронный кейс», позволяет доступным и простым путем решать многие конкретно поставленные образовательные задачи.

«Электронный кейс» содержит шесть функционально законченных модулей, включающих теоретическое обоснование проблемы, описание методов оценки системообразующих факторов адаптивного потенциала и практический раздел, имеющий инвариантную и динамическую части для использования в педагогической практике в минимальном и максимально возможном вариантах.

Учитывая широту проблемы в разделе теоретического анализа акцент сделан на тех технологиях оценки, которые непосредственно касаются педагогической практики. Целью теоретического анализа проблемы, приведенного в кейсе, являлось ознакомление педагогов с актуальностью оценки адаптивности, влиянием системообразующих факторов на успешность освоения школьных программ в условиях их информационной насыщенности и временных ограничений к освоению этих программ.

Предоставляя обучающимся значительный объем информации, «электронный кейс» дает возможность самостоятельно осваивать непосредственно на местах не только конкретные методики, представленные на электронных носителях. Данная форма передачи информации предоставляет воз-

можность в порядке самостоятельного освоения материала, по прилагаемым учебно-методическим материалам выбирать формы и средства обучения в соответствии с поставленными дидактическими целями.

В простейшем случае «электронный кейс» может представлять компактный диск с файловой структурой, содержащей теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, учебный и методический материал, а также конкретные методики для практического использования.

В более сложном варианте «электронный кейс» представляет собой диск с автозапуском и простым в использовании интерфейсом, включающим содержание, поисковую систему и (при необходимости) видеофайлы и прочие атрибуты сопровождения информации. Удобным на практике является использование для этой цели функции «создание презентаций» в программе Power Point стандартного пакета Office, которая позволяет использование макрокоманд для создания гиперссылок на соответствующие модули «электронного кейса», а также использование графических заставок в качестве элементов меню.

Естественно, что, помимо представления теоретического и учебно-методического материала, структурированные формы электронных средств обучения, в частности в виде «электронного кейса», подразумевают использование и таких стандартных форм послевузовского образования, как спецкурсы и профессиональная переподготовка специалистов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Использование структурированных электронных средств обучения позволяет также решить проблему отрыва педагогических работников от основной деятельности на период переподготовки. Исходя из этого, применение «электронных кейсов» можно рассматривать как один из вариантов самостоятельного образования с использованием дистанционных технологий. Слушателю в этом случае предоставляется возможность выбора как формы обучения, так и уровня освоения предложенной программы (рис. 1).

В качестве конкретной реализации предложенной концепции использования структурированных форм электронных средств обучения была разработана и внедрена методика оценки адаптивного потенциала младших школьников в виде «электронного кейса» [1].

При выборе форм подготовки учителей по проблеме адаптивного потенциала младших школьников нами решались две основные задачи (рис. 2).

Во-первых, это понимание слушателями сути проблемы, ее актуальность и реальное состояние дел в реализации личностно-ориентированного подхода в школе на сегодняшний день.

Во-вторых, это практическое освоение слушателями комплекса методик, позволяющих оценивать адаптивный потенциал ребенка. Особый акцент при этом делался на понимание необходимости комплексной оценки адаптивности детей и использовании системного подхода к интерпретации получаемых результатов.

Практические занятия, которые подразумевались плановыми документами подготовки, включали освоение сущности и технологии проведения функциональных нагрузочных проб, технологии компьютерной хронометрии. Практические занятия преследовали цель реального освоения предлагаемых методик с возможностью их использования в реальной педагогической практике на базе имеющихся компьютерных классов [2].

Потребность образовательных учреждений в компьютерной технике в настоящее время удовлетворяется достаточно быстрыми темпами. Практика применения компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения в образовательном процессе показывает, что владение компьютером позволяет экономить не только время и энергию учителя на обучение, но и предоставляет ему возможность сделать урок более наглядным, занимательным и эффективным.

Помимо этого освоение учителями компьютерной техники позволяет развивать педагогические

Рис. 1. Структура форм повышения квалификации по характеру управления учебным процессом и дидактической цели

Рис. 2. Структура форм повышения квалификации по охвату темы, структуре и характеру обучения

технологии самообучения, приблизив реализацию инновационных методов к реальной практике школ.

Одним из условий реализации данных технологий является создание методических подходов и электронных средств обучения, дающих возможность обучаемому самостоятельно освоить тот или иной материал с использованием информационных технологий и компьютерной техники (рис. 3).

Как было указано выше, одним из средств, предназначенных для этой цели, является «электронный кейс», который представляет функционально завершенную форму учебно-методического комплекса программ и описания на электронном носителе информации. Структура и пользовательский интерфейс «электронного кейса» определялись поставленными задачами и возможностями его изготовителя.

Рис. 3. Структура реализации возможностей обучаемого при использовании электронных средств обучения (по А. П. Мерненко, 2004)

«Электронный кейс» может служить эффективным средством переподготовки учителей по поставленным проблемам, включая в себя как теоретический и учебно-методический материал, так и конкретные методики, в том числе и с использованием компьютерной техники.

Структура разработанного нами варианта «электронного кейса», предназначенного для переподготовки и повышения квалификации учителей по проблеме адаптивности детей младшего возраста, содержит инвариантную и динамическую части. Инвариантная часть, включающая теоретические аспекты и методологию оценки адаптивности, практически постоянна; динамическая же часть содержит комплекс методик, которые выбираются исходя из поставленных целей, задач и возможностей пользователя. И все же основным в созданном кейсе является его структура, которая определяется его предназна-

чением, исходя из поставленных целей и задач. Исходя из структуры «электронного кейса», определяется конкретная форма теоретического и практического материала, составляющего содержание кейса.

«Электронный кейс» дает возможность работать в наиболее приемлемом для обучаемого темпе, обеспечивает возможность многократных повторений и диалога, позволяет в максимальной степени использовать тот стиль обучения, который является предпочтительным для конкретного слушателя при этом и сам процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне.

Результаты анкетных опросов показывают стабильно высокую востребованность «электронного кейса» слушателями, что дает основание рекомендовать расширенное применение данного средства для обучения и самообучения работников сферы образования.

Список литературы

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

2. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных средств. М., МГИУ, 2001. 224 с.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: gpo@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 15.04.2009.

N. K. Grickevich

STRUCTURED FORMS OF ELECTRONIC MEANS OF TEACHING IN THE UNDERGRADUATE AND POSTGRADUATE EDUCATION SYSTEM

The article presents the results of evaluating the effectiveness of using structured forms of electronic means of teaching. High effectiveness of using structured teaching means particularly in the form of «electronic case» is demonstrated.

Key words: Structured Forms of Electronic Means of Teaching in the Undergraduate and Postgraduate Education System; «electronic case».

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.

E-mail: gpo@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.