Научная статья на тему 'Структурирование учебного материала при организации непрерывного образования в системе колледж вуз с применением дистанционных образовательных технологий'

Структурирование учебного материала при организации непрерывного образования в системе колледж вуз с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHOD OF TRANSITION FROM "ABSTRACT" TO "CONCRETE" / МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ / МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / METHODS OF THEORETICAL THINKING / CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / VOCATIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов С. В.

В работе описан один из методов построения теоретической системы понятий метод восхождения от абстрактного к конкретному. Выделены этапы построения теоретического знания и методы теоретического мышления. На примере «Механики» рассмотрена «клеточка познания» «содержательная абстракция» понятие взаимодействия. Предложены новые способы организации непрерывного профессионального образования в системе колледж вуз с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURING OF TEACHING MATERIALS IN THE ORGANIZATION OF CONTINUING EDUCATION IN THE SYSTEM OF A COLLEGE HIGHER SCHOOL WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

In the work one of the methods of constructing of the theoretical system of concepts is described, namely the method of transition from “abstract” to “concrete”. The stages of construction of theoretical knowledge and methods of theoretical thinking are allocated. With the reference to “Mechanics” a concept of interaction is considered: “a cell of cognition” “informative abstraction”. New ways of the organization of continuing vocational education in the system of a college are offered: higher school with the use of distance educational technologies.

Текст научной работы на тему «Структурирование учебного материала при организации непрерывного образования в системе колледж вуз с применением дистанционных образовательных технологий»

УДК 371.351.851

Frolov S. V. STRUCTURING OF TEACHING MATERIALS IN THE ORGANIZATION OF CONTINUING EDUCATION IN THE SYSTEM OF A COLLEGE - HIGHER SCHOOL WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. In the work one of the methods of constructing of the theoretical system of concepts is described, namely the method of transition from "abstract" to "concrete". The stages of construction of theoretical knowledge and methods of theoretical thinking are allocated. With the reference to "Mechanics" a concept of interaction is considered: "a cell of cognition" - "informative abstraction". New ways of the organization of continuing vocational education in the system of a college are offered: higher school with the use of distance educational technologies.

Key words: method of transition from "abstract" to "concrete", methods of theoretical thinking, continuing vocational education, distance educational technologies, vocational and general cultural competence.

С.В. Фролов, зам. директора Челябинского филиала АНО ВПО «Российская академия

предпринимательства», г. Челябинск, E-mail: rkit@74rap.ru

СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ - ВУЗ

В работе описан один из методов построения теоретической системы понятий - метод восхождения от абстрактного к конкретному Выделены этапы построения теоретического знания и методы теоретического мышления. На примере «Механики» рассмотрена «клеточка познания» - «содержательная абстракция» - понятие взаимодействия. Предложены новые способы организации непрерывного профессионального образования в системе колледж - вуз с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы теоретического мышления, непрерывное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, профессиональные и общекультурные компетенции.

При организации непрерывного профессионального образования в системе колледж - ВУЗ необходимо осуществить отбор и структурирование материала с учетом требований ФГОС сПо и ФГоС ВПО, для чего целесообразно построить иерархию (пирамиду) профессиональных и общих (общекультурных) компетенций, которые формируются на уровне СПО и далее на уровне высшего образования (ВО). Для этого необходимо, во-первых, выделить пересекающиеся, вложенные друг в друга, на уровне СПО и ВО профессиональные, а также общие и общекультурные компетенции; во-вторых, построить единую (для СПО и ВО) модель специалиста - интегрированную основную образовательную программу (ООП) как систему взаимосвязанных знаний, умений, а также общих (общекультурных) и профессиональных компетенций.

Если непрерывное профессиональное образование в системе колледж - ВУЗ осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, то требуется применение инновационных педагогических технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) очень часто понимают информационно-телекоммуникационные (ИТ) технологии, которые применяются при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающего и обучаемого [1]. Но этим далеко не исчерпывается понятие ДОТ. ИТ технологии выступают лишь как инструмент, с помощью которого осуществляется особый педагогический процесс - обучение на расстоянии. Прежде всего, это особая педагогическая технология. Напомним, что термин педагогическая технология впервые был использован Д.Б. Элькониным. Он писал: «Я бы хотел подчеркнуть: технологии, а не техники; то есть внутренней организации программного учебного материала, принципов и способов усвоения данного материала» [2, с. 58].

Под ДОТ мы будем понимать совокупность педагогических принципов, методов, способов построения программного учебного материала и организацию обучения опосредованно (на расстоянии) с применением информационно-телекоммуникационных сетей.

Обучение с применением ДОТ требует иного структурирования содержания, так как за небольшое количество часов, выделенных на обзорные лекции, необходимо сформулировать не только основные законы и принципы, но и вооружить студента общими методами решения практических, профессиональных задач. Устанавливая определенный состав усваиваемых знаний и их связи, мы тем самым проектируем тип мышления, который

формируется у студента [3]. Различают эмпирический и теоретический способы мышления. Теоретический способ мышления предполагает воспроизведение конкретного посредством мышления. Это воспроизведение осуществляется способом (методом) восхождения от абстрактного к конкретному, который был реализован К.Марксом при написании «Капитала». По словам К.Маркса это: «...способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное» [4, с. 791] . По мнению А.Я. Найна, «Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному является одной из высших форм синтеза теоретического знания о сложных развивающихся объектах» [5, с. 10].

Очень часто метод восхождения от абстрактного к конкретному ассоциируется с дедукцией - формой мышления, позволяющей на основе логических правил из отдельных общих данных выводить менее общие предположения. Кратко дедукцией называют способ движения мысли от общего к частному. В современной науке дедуктивный метод применяется главным образом в виде аксиоматического метода. Отличие метода восхождения от абстрактного к конкретному от аксиоматического, прежде всего в том, что на этапе выделения «содержательной абстракции» мы совместно со студентами должны рассмотреть реальную систему во всем ее многообразии и путем проведения различных опытов, мысленных экспериментов, анализа литературы и т.д. выделить основное противоречие. Затем, рассматривая противоречия, заложенные в содержательной абстракции, мы снова при введении новых понятий и законов обращаемся к эксперименту и анализу фактического материала. И лишь потом полученные абстракции синтезируются в богатое, полное, конкретное знание о реальной системе. Причем критерием истинности того или иного вывода опять является практика. Тогда процесс восхождения кратко можно представить следующим образом: от реального конкретного к абстрактному, и от него к конкретному в мышлении.

Следует отметить, что способ изложения уже полученных знаний отличается от способа самого исследования. «Конечно, - писал К.Маркс, - способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение» [6, с. 21].

02101874

В связи с изложенным выше, этапы изучения профессионального модуля или дисциплины можно представить следующим образом:

I этап. - Диалектико-логическое абстрагирование - это

выделение существенного отношения целостной системы, «генетически исходной клеточки», «содержательной абстракции» -понятия, в котором отражено диалектическое противоречие, разрешение которого приводит ко всему многообразию реального конкретного. По словам В.В. Давыдова «кратко свойства исходной абстракции могут быть определены так: это исторически простое, противоречивое и существенное отношение воспроизводимого конкретного» [3, с. 120]. По нашему мнению это отношение должно удовлетворять ряду требований:

а) это отношение должно носить всеобщий характер -какой бы элемент системы мы не взяли, он должен быть связан с этим отношением;

б) в этом отношении должно быть заложено разрешение диалектического противоречия. Различные способы этого разрешения приводят к реальному, конкретному многообразию. Диалектический характер этого противоречия проявляется в том, что одним из способов его разрешения может быть качественное преобразование системы;

в) это должно быть реальное конкретное отношение окружающей нас действительности;

г) это отношение должно быть элементарным, не раскладывающимся на более простые отношения.

Так как в этом понятии - «клеточке» отражено некоторое отношение, как минимум между двумя элементами, то такое отношение можно назвать взаимодействием. То есть, по нашему мнению, исходным понятием, «содержательной абстракцией» - из которой произрастает вся система, должно быть понятие взаимодействия. Различным формам движения материи соответствуют различные виды взаимодействия: физической форме движения материи - физическое взаимодействие (можно еще выделить механическое взаимодействие, электромагнитное, тепловое и т.д., в зависимости от того какую область физики мы рассматриваем); химической форме движения материи -химическое взаимодействие (химическая реакция), биологической форме - биологическое взаимодействие, социальной форме - социальное взаимодействие и т.п.

II этап - Моделирование «содержательной абстракции» - представление данного отношения в наглядно воспринимаемом виде, где связи и последовательность элементов передают характер их реальной связи.

На данном этапе мы строим элементарную модель «содержательной абстракции» - взаимодействия, в которой выделяем первый и второй элемент (во взаимодействии, как известно, участвуют не менее двух элементов) и противоречие.

Если рассматривать механическую форму движения материи, то основным противоречием «механики» является следующее: любая материальная точка (элемент) с одной стороны стремиться сохранить свою скорость и одновременно стремится изменить скорость других материальных точек (инертная и гравитационная масса). При взаимодействии, по крайней мере, двух материальных точек (элементов) возникает противоречие: каждая из них стремиться сохранить собственную скорость и изменить скорость другой материальной точки. Разрешение этого противоречия и приводит ко всему многообразию реального конкретного. Точно также возможно выделить основное противоречие между участниками (элементами) экономического рынка, которое приводит ко всему разнообразию рыночной экономики.

III этап - Определение «содержательной абстракции»

На данном этапе, на вербальном уровне мы должны дать

простейшее определение «клеточки» - отношения или взаимодействия. Для этого сначала следует дать определение элементам, входящим в модель. Тогда определение взаимодействия вообще можно дать в следующем виде: взаимодействие - это разрешение противоречия между, по крайней мере, двумя элементами системы в результате которого, изменяется состояние, как первого, так и второго элемента.

Следует отметить, что это бедное, диффузное, абстрактное неполное знание о взаимодействии, которое будет обогащаться в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Однако в этой «содержательной абстракции» уже получило отражение диалектическое противоречие и существенные стороны «взаимодействия», в этом и заключен огромный потенциал «содержательной абстракции» - «клеточки», из которой произрастает вся теоретическая система понятий.

IV этап - Построение ядра теоретической системы понятий

Построение системы основных понятий, в которой явным образом, посредством вскрытия противоречий, заложенных в «содержательной абстракции» с помощью определений одних понятий через другие понятия, путем установления законов функционирования данной системы, прослеживаются связи между понятиями, их иерархия. Восхождение от абстрактного к конкретному - это процесс включения теоретических понятий в структуру законов или принципов, которые в свою очередь обогащают сами эти понятия. Иными словами, ядро теории - это основные понятия, законы и принципы, с помощью которых описывается реальная система. Как мы уже отметили, построение ядра начинается с анализа «содержательной абстракции», в определении которой уже в явном виде выделено понятие - состояние первого и второго элемента. Следовательно, необходимо ввести понятия, с помощью которых описывается состояние элементов системы. То есть, если есть взаимодействие, то следовательно, есть и изменение состояния элементов взаимодействия, то есть и движение (если под движением понимать изменение вообще) т.е. в явном виде уже появляются два понятия: взаимодействие и движение, выступают на поверхность причинно-следственные связи. Выявление этих связей в чистом виде приводит к формулировке законов функционирования данной системы. Применительно к «Механике» это законы Ньютона, законы сохранения и т.п.

V этап - Выделение способов деятельности при рассмотрении конкретных видов разрешения взаимодействия

На данном этапе, используя ядро теоретической системы понятий, мы пытаемся выделить алгоритмы, с помощью которых можно предсказать, какое разрешение получат различные конкретные взаимодействия. Применительно к «Механике» это алгоритмы решения задач по кинематике, динамике, законам сохранения импульса и энергии. То есть мы выделяем ситуации, способ деятельности в которых строго определен, действуя в соответствии с этим способом, можно найти решение в той или иной проблемной ситуации.

VI этап - Разрешение комплексных ситуаций

На данном этапе предметом усвоения становятся непосредственно методы теоретического мышления: моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза и т.д. Здесь происходит овладение элементами профессиональной, творческой деятельности, структура которой, на наш взгляд, такова:

1. Создание проблемной, профессиональной ситуации, при которой обучающиеся должны осознать ситуация нового вида [7] - профессиональную ситуацию, в которой субъекту приходится осуществлять целенаправленную деятельность в условиях, когда всего имеющегося опыта у субъекта недостаточно для выхода из сложившейся ситуации. Создание проблемной профессиональной ситуации осуществляется с помощью постановки комплексной задачи. Комплексная задача— это задача, которая требует от обучающихся предварительного овладения ядром теоретической системы понятий, способности рассматривать проблему с различных точек зрения и направленная на осознание ими ситуации нового вида. Например, при рассмотрении движения тела, брошенного под углом к горизонту, необходимо использовать и кинематику, и динамику, и законы сохранения. Здесь обучающиеся поставлены в положение специалиста, который знаком с фундаментальными законами и должен их использовать для решения конкретной задачи или для получения нового знания [8].

2. Моделирование - мысленное воспроизведение ситуации, представление ситуации в наглядно-воспринимаемом виде (если это возможно). При этом необходимо выделить два метода:

а) абстрагирование - выделение существенного и отвлечение от несущественного;

б) идеализация - рассмотрение некоторых предельных случаев (материальная точка, система отсчета, абсолютно твердое тело и т.д.);

3. Мысленный эксперимент - это воспроизведение реальной ситуации (или предмета познания) в мышлении с помощью модели или образов, мысленное помещение предмета исследования в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью:

а) мысленное воспроизведение условий, рассмотрение некоторых предельных случаев, исход которых более или менее ясен;

б) помещение себя на место исследуемого предмета познания;

в) рассмотрение аналогий - других ситуаций, в которых проявляется та же самая сущность, что и в исследуемой ситуации;

4. Озарение - рождение новой идеи. На данном этапе ведущую роль играет интуиция - неожиданное, скачкообразное в виде прорыва установления новых связей и сочетаний.

5. Перевод идеи на математический язык (если это возможно) и решение системы уравнений.

6. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и ее воплощение в вещи (если это возможно).

7. Анализ умственной деятельности. На данном этапе мы должны заострить внимание обучающихся на этапах решения профессиональных задач и на вербальном уровне выделить способ умственной деятельности [9].

VII этап - Формирование профессиональных и общих (общекультурных) компетенций

Следует отметить, что формирование профессиональных и общих (общекультурных) компетенций осуществляется на протяжении всего цикла познания. На данном этапе мы должны завершить восхождение от абстрактного к конкретному и получить богатое, полное, конкретное знание о реальной системе в виде теоретической системы понятий и способов разрешения проблемных профессиональных ситуаций, овладеть конкретными видами профессиональной деятельности. По времени это самый длительный этап, но овладев ядром теории и общими способами деятельности, обучающиеся уже самостоятельно, используя систему дистанционного обучения (СДО) выполняют индивидуальные задания и с помощью тренажеров завершают формирование профессиональных компетенций, которые предусмотрены ФГОС при изучении данного профессионального модуля или дисциплины [10].

Построение теоретической системы понятий в соответствии с методом восхождения от абстрактного к конкретному влечет за собой изменения в организации непрерывного профессионального образования. Так как ядром теории, теоретическими и эмпирическими способами деятельности овладеть самостоятельно очень сложно, то для этого необходимо проводить обзорные лекции в онлайн режиме. При постановке и разрешении ситуации нового вида преобладают такие формы деятельности как групповая и коллективно-распределенная, при которых каждый обучающийся имеет возможность высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, выслушать мнение своих товарищей. Роль педагога в данном случае заключается лишь в выборе направления движения мысли, путем логических рассуждений, совместно с обучаемыми, отсечения тупиковых вариантов. На данном этапе студент из статуса объекта обучения переходит в статус субъекта деятельности, у каждого формируется познавательная потребность, что приводит к осознанию цели деятельность и возникновению познавательного мотива. Без этого любая деятельность не является полноценной.

Организационно эта задача решается путем создания пункта дистанционных технологий (ПДТ) на базе колледжа в том населенном пункте, где находится студент. Это нивелирует многие проблемы, возникающие при обучении с применением ДОТ, прежде всего - низкое качество подготовки специалистов при обучении с применением ДОТ. Обучение с применением ДОТ требует от студента навыков работы с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и, что самое главное, предполагает преимущественно самостоятельное изучение материала. А это невозможно без овладения теоретическими

Библиографический список

методами познания и научными методами самостоятельной работы. При обучении с применением ДОТ необходима высокая самодисциплина, организованность и мотивация, без которых дистанционное обучение практически невозможно. Также возникает проблема овладения общими (общекультурными) компетенциями, многие из которых формируются только в коллективе, а бучение с применением ДОТ в основном индивидуальное. Создание ПДТ на базе колледжа позволяет обеспечить:

- непрерывность (разработка единой для колледжа и ВУЗа основной профессиональной образовательной программы);

- преемственность (преподаватели и сотрудники колледжа участвуют в обучении не только на уровне СПО, но и на уровне высшего образования);

- овладение общими (общекультурными) компетенциями, которые формируются только в коллективе;

- достоверность, (при проведении экзамена веб-камера фиксирует, кто именно сидит за компьютером).

При такой организации обучения выпускники колледжа поступают в ВУЗ по соответствующему направлению. Это люди, у которых уже сформированы профессиональные компетенции в определенной сфере деятельности, сформированы информационно-телекоммуникационные компетенции в соответствии с ФГОС СПО. И что самое главное, большинство из них работают на производстве по специальностям, полученным в колледже. Организация обучения в системе колледж-ВУЗ с применением ДОТ в этом случае осуществляется следующим образом: после успешного прохождения вступительных испытаний абитуриенты зачисляются в группу с сокращенным сроком обучения - 3,5 года (заочная форма обучения). При обучении с применением ДОТ студенты вызываются на сессию, которая проходит в ПДТ на базе колледжа в онлайн режиме. На установочной сессии студенты в первую очередь должны овладеть информационно-телекоммуникационными компетенциями, необходимыми для обучения с применением ДОТ. Для входа в систему дистанционного обучения (например, Moodle), каждый студент получает свой логин и пароль, для соблюдения конфиденциальности используется электронная почта. На занятиях студенту предлагаются обзорные онлайн лекции, семинары, с помощью программы «^куре», а также индивидуальные практические задания, которые студенты должны выполнить в аудитории. Происходит выдача контрольных работ, практических заданий и вопросов к зачету или экзамену.

После установочной сессии студенты имеют доступ в систему дистанционного обучения и продолжают самостоятельно осваивать, дисциплины, которые изучались на установочной сессии, выполняют контрольные работы и готовятся к зачетам и экзаменам. Проводятся онлайн консультации с преподавателями.

На следующей сессии студенты сдают зачеты и экзамены в онлайн режиме и с помощью программы «^куре» можно идентифицировать студента и задать ему дополнительные вопросы. С помощью СДО Moodle можно проконтролировать на каком этапе тестирования находится тот или иной студент в данный момент времени. Также проводятся онлайн лекции и семинары по новым дисциплинам в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса [11].

Рассмотренная организация непрерывного профессионального образования в системе колледж - ВУЗ с применением ДОТ прошла апробацию в ПДТ на базе НОУ СПО «Магнитогорский политехнический техникум» с 2003 по 2009 годы, а также в частном учреждении «Рудненский колледж информационных технологий» республики Казахстан с 2013 по настоящее время и получила высокую оценку работодателей.

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 Статья 16, п. 1.

2. Эльконин, Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. - 1984. - № 3.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М., 1986.

4. Маркс, К. Метод политической экономики / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 12.

5. Найн, А.Я. Методика и методология научного исследования. - Челябинск, 1993.

6. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 23.

7. Новоселов, С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург, 1997.

8. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург, 2006.

9. Подольский, А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. - Магнитогорск, 1997.

10. Фролов, С.В. Организация учебной деятельности студентов с использованием дистанционных образовательных технологий // XIX научно-практич. конф. «Инновации в системе профессионального образования: информационно-образовательная среда». - Челябинск, 2013.

11. Фролов, С.В. Организация непрерывного профессионального образования в системе «колледж - вуз» с применением дистанционных образовательных технологий / С.В. Фролов, В.С. Фролов // ХХ научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: непрерывное образование». - Озерск, 2014.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-F3 Statjya 16, p. 1.

2. Ehljkonin, D.B. Razmihshleniya nad proektom // Kommunist. - 1984. - № 3.

3. Davihdov, V.V. Problemih razvivayuthego obucheniya: opiht teoreticheskogo i ehksperimentaljnogo psikhologicheskogo issledovaniya. -M., 1986.

4. Marks, K. Metod politicheskoyj ehkonomiki / K. Marks, F. Ehngeljs. Sochineniya. - T. 12.

5. Nayjn, A.Ya. Metodika i metodologiya nauchnogo issledovaniya. - Chelyabinsk, 1993.

6. Marks, K. Sochineniya / K. Marks, F. Ehngeljs. - T. 23.

7. Novoselov, S.A. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdenii professionaljnogo obrazovaniya: sistemnihyj podkhod. - Ekaterinburg, 1997.

8. Zeer, Eh.F. Lichnostno-razvivayuthee professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg, 2006.

9. Podoljskiyj, A.I. Modelj pedagogicheskoyj sistemih razvivayuthego obucheniya. - Magnitogorsk, 1997.

10. Frolov, S.V. Organizaciya uchebnoyj deyateljnosti studentov s ispoljzovaniem distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj // XIX nauchno-praktich. konf. «Innovacii v sisteme professionaljnogo obrazovaniya: informacionno-obrazovateljnaya sreda». - Chelyabinsk, 2013.

11. Frolov, S.V. Organizaciya neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya v sisteme «kolledzh - vuz» s primeneniem distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj / S.V. Frolov, V.S. Frolov // KhKh nauchno-prakticheskaya konferenciya «Innovacii v sisteme professionaljnogo obrazovaniya: neprerihvnoe obrazovanie». - Ozersk, 2014.

Статья поступила в редакцию 09.07.14

УДК 373

Evdokishina O.V. INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATION AND A FAMILY IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE READINESS FOR PRESCHOOL CHILDREN. The article explains the importance of considering the interaction between a preschool and a family in shaping communicative readiness of preschool children for school at the present stage of modernization of the education system. The researcher analyzes and proves the importance of the issue of formation of communicative readiness of preschool children in general, and the characteristic of the communication process and its impact on communication of a preschool pupil in particular.

Key words: preschool and family interaction; communicative readiness; preschool age children.

О.В. Евдокишина, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск, Е-mail: olga_ve@glstar.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается важность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации системы образования. Анализируется и доказывается значимость формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста, дается характеристика процесса общения и его влияния на коммуникацию дошкольника.

Ключевые слова: взаимодействие ДОУ и семьи, коммуникативная готовность, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня изменилось не только отношение государства к семье, но и сама семья стала другой. Впервые в Законе «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям

приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой и др.

Как отмечают ученые, одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие участников педагогического процесса [1]. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.