Научная статья на тему 'Структурирование содержания воспитания личности в соответствии с онтогенетическими особенностями ее становления'

Структурирование содержания воспитания личности в соответствии с онтогенетическими особенностями ее становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / PERSONALITY / ONTOGENETIC PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Ольга Николаевна

В статье автор характеризует воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения как педагогическую систему; рассматривает и описывает три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article characterizes education in the frames of an educational establishment as a pedagogical system; considers and describes three approaches to the description and structurization of education contents.

Текст научной работы на тему «Структурирование содержания воспитания личности в соответствии с онтогенетическими особенностями ее становления»

78(1 )/2012 Г*

Вестник Ставропольского государственного университета ¡ff^j

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕЕ

СТАНОВЛЕНИЯ

О. Н. Артеменко

THE STRUCTURIZATION OF PERSONALITY EDUCATION CONTENTS IN ACCORDANCE WITH ONTOGENETIC PECULIARITIES OF ITS DEVELOPMENT

Artemenko O. N.

The author of the article characterizes education in the frames of an educational establishment as a pedagogical system; considers and describes three approaches to the description and structurization of education contents.

Key words: education, personality, ontoge-netic peculiarities of personality development, pedagogical process.

В статье автор характеризует воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения как педагогическую систему; рассматривает и описывает три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания.

Ключевые слова: воспитание, личность, онтогенетические особенности становления личности, педагогический процесс.

УДК 378.01: 370

На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется описанию, структурированию содержания воспитания личности в соответствии с онтогенетическими особенностями ее становления.

Онтогенез человека рассматривается как процесс, органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самоосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни, увеличение его вкладов в социогенез, ясное осознание и четкое формулирование жизненной концепции, целей и принципов жизни (т. е. смысла жизни).

Историко-эволюционная объяснительная ориентация развития человека наиболее близка педагогической антропологии, что позволяет сделать интересные педагогические выводы.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы, повторяющие эволюцию человека как вида, характеризующие индивидуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга: органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми; задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды; врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду; жизненным опытом, важным для критического и конструктивного отношения к окружающему миру; набором дея-тельностей, которые выбирает для себя ребенок; внешним видом и т. д. В силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные.

О. Н. Артеменко

Структурирование содержания воспитания личности.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солнца, эволюционные закономерности), так и от специфически человеческих видовых особенностей (активности, разумности, духовности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь возможность быть активным как в физическом, так и духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для созревания здорового организма ребенка. Но двигательная активность важна и для развития психических процессов, эмоционального здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

4. Каждый период жизни представляет собой особую целостность и имеет самостоятельную ценность, сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста. Например, идеализация мира взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность интересов - эти возрастные особенности младшего школьника в подростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7-10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формирования прочного «фундамента» его личности.

5. Развитие ребенка представляет собой целостный процесс, результатом которого становится изменение целого комплекса свойств человека (его сознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы), а не только психики и не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, специалистам по детской психологии, родителям.

6. Эффективное развитие ребенка невозможно без внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - со сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого - научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо педагогика сотрудничества - это и есть содействие, оптимально под-

держивающее механизмы развития растущего человека (7).

В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо считает, что смена ценностей в стране (а это происходит в нашем обществе и происходит болезненно для большинства людей) отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания (4).

Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не толь биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура, характер системы так или иначе обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.

Воспитание имеет и естественно-научную основу. Еще И. М. Сеченовым и И. П. Павловым было разработано учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека. Суть его в том, что у человека в процессе жизни формируются условные рефлексы, разнообразные реакции на воздействия окружающей среды. В результате вырабатываются стереотипы поведения, устойчивые привычные реакции, которые закрепляются и объединяются, создавая целые комплексы, ведут к образованию характера. Для педагогики, воспитания важно, что привычки, т. е. условные рефлексы, стереотипы поведения, можно сознательно, целенаправленно вырабатывать (1, 4, 9).

Условные рефлексы в воспитании - это социальные рефлексы, поскольку они приобретаются в процессе общения в социальной среде, воздействия социального окружения (семья, учителя, сверстники). Советский психолог С. Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что социаль-

78(1)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ное действует на личность сквозь призму природного, это путь развития, формирования личности под влиянием факторов окружения и главного из них - целенаправленного воспитания (2, 7).

Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование по мере развития новых психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс - эксте-риоризация - перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.

Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и происходит формирование сложной психологической структуры личности. Процессу интериоризации способствует воспитание, работа, деятельность, занятия взрослого, воспитателя с ребенком. В педагогике есть понятие «совместно-разделенная деятельность», означающее, что для овладения культурной средой, деятельностью педагог показывает ребенку, делает вместе с ним, постепенно увеличивая долю самостоятельности ребенка, освобождая его от руководства взрослого. Например, мама складывает пирамидку с малышом, показывает, как делать «кулич» из песка, завязывать шнурки; в школе учитель держит руку ребенка, выводящего первые буквы, позднее - руку ребенка с молотком или иголкой в руке; руководитель осуществляет совместную научную исследовательскую работу со студентом, аспирантом. Везде прослеживается совместная деятельность ребенка, младшего и старшего, воспитателя, в которой и благодаря которой происходит воспитание, а в психологическом плане - интериоризация.

Начиная с XX в., педагогика и психология понимают процесс воспитания не только как воздействие, руководство взрослого, но преимущественно как взаимодействие воспитанника и воспитателя. Речь идет о воспитании как педагогическом процессе, педагогической деятельности в рамках определенных педагогических систем. Педагогический процесс предполагает, что неко-

торая последовательность действий протекает организованно, целенаправленно, является профессиональной деятельностью, т. е. осуществляется специально подготовленными людьми в учебно-воспитательных учреждениях: детских садах, школах, детских домах и интернатах, училищах, институтах и др. (3, 5).

Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Структуру педагогической системы составляют компоненты, в которых отражены основные категории педагогики, в том числе теории воспитания, а именно: цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания. Педагогический процесс и педагогическая система составляют единство, поскольку процессы - это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний педагогической системы; целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).

Рассматривать педагогический процесс системно - значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. В. П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса (Рис. 1).

Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического (воспитательного) процесса таковы:

- целевой - определение целей воспитания;

- содержательный - разработка содержания воспитания;

- операционно-деятельностный - организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;

- оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса (3, 4).

В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности, анализ и оценка результатов.

Рис. 1. Структурные компоненты педагогической воспитательной системы

В настоящее время ученые склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание целостного педагогической процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения (8, с. 122-123).

Содержание воспитания - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. Но, говоря о содержании воспитания, часто в это понятие вкладывают разное содержание. Во-первых, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества. Во-вторых, содержание воспитания раскрывают с позиции личностного подхода как совокупность индивидуальных качеств, опыта, потребностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей. В-третьих, под содержанием воспитания понимают воспитательную деятельность учреждения: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности воспитателей и воспитуемых.

Для организации и проведения воспитательной работы в школе, семье и обществе необходимо все же считать содержанием воспитания элементы культуры, усвоение которых служит формированию личности. Содержание воспитания необходимо также структурировать, оформ-

лять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ.

В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. Во-первых, традиционный подход, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания - всестороннее и гармоническое развитие личности - и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х гг. такой подход был подвергнут критике главным образом за функционализм и внеличностную направленность.

Однако главное, что вызывало отторжение такого подхода, - это его идейная коммунистическая направленность, государственно-политическая идеология, ориентация содержания и процесса воспитания на интересы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности. Проще сказать, в содержании воспитания той поры было слишком много государственного, официального и слишком мало ориентации на жизнь, жизненные потребности и проблемы обычного человека, частного, негосударственного лица. Содержание воспитания описывалось, представлялось с позиций, в которых человек рассматривался почти исключительно как звено, часть, функция государственной системы. Это делало и человека, и процесс воспитания отчужденными от реальности, действительной жизни.

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

В 90-е гг. формируется второй подход: ученые предлагают содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности. Считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую, очевидно, можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения.

Культура жизненного самоопределения -это такие качества личности, которые определяют человека как субъекта собственной жизни. Соответственно вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другая культура. Данный подход отличается от традиционного тем, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, несколько отвлеченно-нормативный набор качеств, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в этом случае как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы, составляющие: знания, опыт, ценности, виды деятельности - являются содержанием и средствами воспитания. В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистического воспитания.

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса - такой подход развивает Н. Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Отношения - это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практически-действенной (поведение, действия, деятельности) (6).

Прожить отношение - это значит почувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь

своего Я и объекта действительности. Установить отношение - это значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая ее личностный смысл для жизни Я. Такой подход можно принять, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры личности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной стороны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком и в зависимости от которых люди различаются по своей направленности, установкам. Личностные ценности являются результатом процесса воспитания и самовоспитания, процесса усвоения ценностей, принятых в обществе. Ценностями воспитания называют объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное. Эти нормы описаны как цели, ценности, обусловливающие содержание воспитания в системе образования.

Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет содержания воспитания, кем бы ни был предложен, носит субъективный характер и может вызывать справедливые возражения. Это относится и к набору ценностей, предложенных Н. Е. Щурковой, которая выделила пять фундаментальных, очень широких ценностных отношений: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценностей выясняется, что речь идет примерно о том же, что уже указано выше: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, физическая, эстетическая и т. д. (4, 6).

Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания: по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам - не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном для отечественной школы подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников, что педагогическими либералами воспринимается как насилие. В современных подходах (формирование базовой культуры или ценностных отношений) делается попытка описать содержание воспитания с позиций личностно ориентированной, гуманистической педагогики.

В педагогической литературе и практике других стран имеются аналогичные подходы: человек должен усвоить ценности общества и обрести необходимые качества для успешной социализации. Эти качества описываются в виде

О. Н. Артеменко

Структурирование содержания воспитания личности.

компетенций личности в познавательной, информационной, политической, социальной и других сферах жизни. Компетенции личности понимаются как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы. Вместе с тем в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также са-

нитарное просвещение, половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. Ч. 1. -М, 1985.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990.

3. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М, 1988.

4. Евтушенко С. В. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.

5. Заславская О. В. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1997.

6. Малашихина И. А. Педагогика детства. -Ставрополь, 1997.

9.

Малашихина И. А., Ковалева О. И. Гетеро-хронность развития личности как основа его коонтогенеза. - М., 2006. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. - М., 2000.

Солодова Г. Г. Развитие и воспитание личности. - Кемерово, 1996.

Об авторе

Артеменко Ольга Николаевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии. Сфера научных интересов - умственное воспитание и развитие младших школьников в системе развивающего обучения. аЛешепко1003 @уаМех.гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.