Научная статья на тему 'СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕАЛИЗУЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА'

СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕАЛИЗУЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО / СВОЙСТВО / OFFICER TRAINING SYSTEM / MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES / THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / STRUCTURED CONTENT OF EDUCATION / STAGES OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / QUALITY / PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышев Александр Владимирович

В статье рассматривается структурирование реализуемого содержания образования на уровне разработки проекта, в основу которого положен личностно ориентированный подход к образованию. Проект задает параметры и дает указания, определяющие приемы и формы организации обучения, адаптирующие учебный материал к существующим реалиям процесса формирования и развития военно-профессиональных качеств курсантов военного училища с целью повышения его эффективности. Анализ структуры военно-профессиональных качеств курсантов сводится к вычленению из всего многообразия требований, предъявляемых к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров, наиболее общих требований, обязательные для каждого или подавляющего большинства офицеров. Разработанное содержание образования реализуются средствами профессионально-ориентированной технологии. В исследовании рассматривается современная технология обучения, которая определяет максимально рациональные способы продвижения к достижению заявленных учебных целей. Процесс обучения рассматривается комплексно, как система. Для увеличения результативности содержания образования, необходимо организовать соответствующую периодизацию обучения. Это совокупность периодов и этапов учебно-познавательной деятельности курсантов. Содержание образования, спроектированное на основе структуры военно-профессиональных качеств, имеет следующие отличия от традиционного: междисциплинарность, автоматизированность навыков, надпредметность умений, многофункциональность знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURING THE REALIZABLE CONTENT OF EDUCATION FOR THE FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF THE MILITARY SCHOOL

The article discusses the structuring of the implemented educational content at the project development level based on a personally-oriented approach to education. The project sets the parameters and gives instructions that determine the methods and forms of organization of training, adapting the training material to the existing realities of the process of formation and development of the military-professional qualities of military school cadets in order to increase its effectiveness. The analysis of the structure of military professional qualities of cadets is reduced to isolating from the whole variety of requirements for military professional training of future officers, the most general requirements that are mandatory for each or the vast majority of officers. The developed educational content is implemented by means of professionally-oriented technology. The study examines the modern technology of education, which determines the most rational ways to move towards the achievement of the stated learning objectives. The learning process is considered comprehensively as a system. To increase the effectiveness of educational content, it is necessary to organize the appropriate periodization of training. This is a set of periods and stages of the educational and cognitive activity of cadets. The content of education, designed on the basis of the structure of military professional qualities, has the following differences from the traditional: interdisciplinarity, automation of skills, over-subject skills, multi-functionality of knowledge

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕАЛИЗУЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА»

gs4 управление образованием ^d

УДК 37.0 ГЛАДЫШЕВ Александр Владимирович,

ББК 371:355 преподаватель кафедры боевого применения авиационного вооружения

филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) в г. Сызрани, е-mail: gladyshiev. 63@mail.ru

СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕАЛИЗУЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО

УЧИЛИЩА

Аннотация: В статье рассматривается структурирование реализуемого содержания образования на уровне разработки проекта, в основу которого положен личностно ориентированный подход к образованию. Проект задает параметры и дает указания, определяющие приемы и формы организации обучения, адаптирующие учебный материал к существующим реалиям процесса формирования и развития военно-профессиональных качеств курсантов военного училища с целью повышения его эффективности. Анализ структуры военно-профессиональных качеств курсантов сводится к вычленению из всего многообразия требований, предъявляемых к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров, наиболее общих требований, обязательные для каждого или подавляющего большинства офицеров. Разработанное содержание образования реализуются средствами профессионально-ориентированной технологии. В исследовании рассматривается современная технология обучения, которая определяет максимально рациональные способы продвижения к достижению заявленных учебных целей. Процесс обучения рассматривается комплексно, как система. Для увеличения результативности содержания образования, необходимо организовать соответствующую периодизацию обучения. Это совокупность периодов и этапов учебно-познавательной деятельности курсантов. Содержание образования, спроектированное на основе структуры военно-профессиональных качеств, имеет следующие отличия от традиционного: междисциплинарность, автоматизированность навыков, надпредметность умений, многофункциональность знаний.

Ключевые слова: система подготовки офицеров; военно-профессиональные качества, процесс формирования и развития, личностно-ориентированный подход, структурированное содержание образования, этапы учебно-познавательной деятельности, качество, свойство.

GLADYSHIEV Alexander Vladimirovich,

lecturer of the department of combat use of aircraft weapons branch of the military training research center Air Force «Air Force academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin»

(Voronezh) in Syzran

STRUCTURING THE REALIZABLE CONTENT OF EDUCATION FOR THE FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS OF THE MILITARY SCHOOL

Annotation: The article discusses the structuring of the implemented educational content at the project development level based on a personally-oriented approach to education. The project sets the parameters and gives instructions that determine the methods and forms of organization of training, adapting the training material to the existing realities of the process of formation and development of the military-professional qualities of military school cadets in order to increase its effectiveness. The analysis of the structure of military professional qualities of cadets is reduced to isolating

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

from the whole variety of requirements for military professional training of future officers, the most general requirements that are mandatory for each or the vast majority of officers. The developed educational content is implemented by means of professionally-oriented technology. The study examines the modern technology of education, which determines the most rational ways to move towards the achievement of the stated learning objectives. The learning process is considered comprehensively as a system. To increase the effectiveness of educational content, it is necessary to organize the appropriate periodization of training. This is a set of periods and stages of the educational and cognitive activity of cadets. The content of education, designed on the basis of the structure of military professional qualities, has the following differences from the traditional: interdisciplinarity, automation of skills, over-subject skills, multi-functionality of knowledge.

Key words: officer training system; military-professional qualities, the process of formation and development, personality-oriented approach, structured content of education, stages of educational and cognitive activity, quality, property.

Важнейшей целью строительства армии Российской Федерации является создание боеспособных вооружённых сил, имеющих высокий потенциал сдерживания вероятного противника. Офицерский состав должен иметь достаточный уровень профессиональной и морально-психологической подготовки, обладать необходимыми военно-профессиональными качествами.

В настоящее время можно говорить, что система подготовки будущих офицеров в военных училищах не в полном объеме соответствует требованиям, которые выдвигают современные способы и средства ведения боевых действий к военно-профессиональным качествам специалистов этой категории. Значительное увеличение боевых возможностей военной техники, значительно выросшие психологические перегрузки выдвигают все возрастающие требования к личности офицера.. Иначе говоря, в настоящее время необходимо значительно поднять степень сформирован-ности и развития военно-профессиональных качеств выпускников военных училищ. Сказанное существенным образом подчёркивает актуальность исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем. Структурированное, исходя из необходимости развития военно-профессиональных качеств курсантов военного училища, реализуемое содержание образования позволяет в дополнение к традиционному, выделить функциональные компоненты, адекватные военно-профессиональному опыту деятельности и отношений, включающему опыт деятельности, фиксированный в форме функциональных знаний, опыта осуществления ориентировочных способов деятельности - умений типовых действий; опыта творческой деятельности в форме умений принятия нестандартных решений и действий в проблемных и экстремальных ситуациях и опыта эмоционально-ценностных отношений в форме отношений личности.

Анализ структуры военно-профессиональных качеств курсантов сводится к вычленению из всего многообразия требований, предъявляемых к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров, наиболее общих требований, обязательных для каждого или подавляющего большинства офицеров, независимо от их принадлежности к виду или роду Вооруженных Сил, военной специальности и занимаемой должности. Выявлению на их основе необходимых военно-профессиональных качеств, а также совокупности слагающих их военно-профессиональных свойств; определение признаков свойств, необходимых для диагностики сформированности военно-профессиональных качеств.

Категорию качество целесообразно определять, используя понятие свойство. Свойство это такой признак, относительно которого предметы похожи друг на друга или отличаются. Каждый предмет может обладать существенными и несущественными свойствами. Несущественные свойства предмета это те, которые предмет может приобрести или потерять, но останется тем же самым предметом. Существенными называют те свойства, утратив которые предмет становится чем-то иным. Комплекс существенных свойств предмета и есть его качество. Существование предмета, как особой сущности отличающей его от других и определяет качество.

Процесс формирования и развития военно-профессиональных качеств у курсантов будет успешным, если для этого имеются необходимые и достаточные дидактические условия. Среди них: состав и структура содержания образования, исходящее из необходимости развития военно-профессиональных качеств. Курсант здесь является не только объектом воздействия в процессе обучения, но и субъектом в процессе деятельности и общения. Это особый процесс освоения специальной сферы общественного опыта, отличающийся от освоения навыков, умений и знаний. Результатом подобного освоения является возникновение новых потребностей и моти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

вов, их развитие и взаимодействие. Только при переживании или проживании формируются новые потребности и мотивы, их развитие. Этот процесс происходит только в реальной жизни. Его особенность эмоциональная насыщенность, субъективно творческое поведение. Развитие военно-профессиональных качеств курсанта -изменение количественных и качественных свойств его личности.

Личностно-ориентированный подход к формированию содержания образования абсолютной ценностью определяет личность обучаемого, а не некие, абстрагированные знания[1]. Подобный подход подразумевает свободный выбор содержания образования с целью удовлетворения разнообразных потребностей личности, гуманного отношения к развивающейся личности, помогает становлению ее индивидуальности и дает возможность самореализации.

Содержание образования определяет уровень развития личности, предметную и социальную компетентность выпускника, которые он получает в результате усвоения образования[1]. Исходя из этого, структурированное содержание образования составляет: систему навыков, умений, знаний, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, способностей к творческой деятельности (самосовершенствованию), которые в контексте нашего исследования мы называем военно-профессиональными качествами и которые обусловлены требованиями общества к военному специалисту[1].

Для ориентации в этом процессе, сознательного определения состава и структуры содержания образования определяющее значение имеют разработанные отечественными педагогами теории построения и реализации содержания образования, включающего, по мнению ее авторов, пять уровней[3].

Все указанные уровни очерчивают границы видов средств обучения. Например, уровень учебного предмета определяет необходимое число учебников и других учебных изданий для курсантов. На третьем уровне возникает необходимость в создании конкретных учебников и взаимодействующих с ними пособий. На четвертом и пятом уровнях - в определенных изданиях для преподавателей и работников учебных отделов (частей), а также в пособиях и руководствах для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, его интенсификации, самостоятельной работы курсантов.

В рамках нашего исследования мы будем рассматривать структурирование реализуемого содержания образования на пятом уровне, то есть на уровне разработки проекта. Проект задает параметры и дает указания, определяющие при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

емы и формы организации обучения, адаптирующие учебный материал к существующим реалиям процесса формирования и развития военно-профессиональных качеств курсантов военного училища с целью повышения его эффективности[3.

Каждое военно-профессиональное качество формируется и развивается разными учебными дисциплинами, а также при проведении различных практических подготовок. Можно говорить, что та или иная дисциплина в большей степени влияет на формирование и развитие каких-то военно-профессиональных качеств или группы этих качеств. По степени этого влияния учебные дисциплины можно дифференцировать по группам, включающим теоретические дисциплины и практические программы. К первым относят общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные (военно-специальные) дисциплины, а к практическим — летную, парашютную, тренажерную, полигонную, общую и специальную физическую подготовку и др.[5]

В ходе теоретической подготовки усиливается военно-профессиональная направленность курсантов, на основе знаний воспитывается уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость; происходит адаптация к различным условиям военной службы. На формирование и развитие военно-профессиональных качеств оказывают влияние своим специфическим содержанием учебные дисциплины, которые можно объединить в три основные группы.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины занимают важное место в формировании и развитии военно-профессиональной направленности, морально-нравственных нормативности, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости курсантов.

Военно-специальные дисциплины своим содержанием непосредственно психологически подготавливают курсанта к военно-профессиональной деятельности, формируют и развивают у него военно-профессиональную направленность; способствуют формированию и развитию офицерского типа мышления, умения руководить воинскими коллективами; офицерской воли, коммуникабельности, профессиональной адаптивности, эмоциональной устойчивости.

Общеобразовательные и общеинженерные дисциплины способствуют развитию познавательных психических процессов, особенно мышления, которое затем, будучи профессионально ориентированным, становится военно-профессиональным качеством.

При освоении содержания образования всех дисциплин необходимо прививать курсантам

стремления к постоянному самосовершенствованию, умения планировать профессиональную карьеру, профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные образовательные технологии[7].

Практические программы, формируя военно-профессиональные качества, в то же время являются «потребителями» этих качеств, являясь в более широком плане элементами профессиональной деятельности. Сам же процесс становления профессионала наряду с развитием знаний, умений и навыков включает также развитие всей совокупности военно-профессиональных качеств.

Тематический план дисциплины составляется из больших и малых целевых функциональных блоков. Большие блоки - подготовительный и основной. Они соответствуют содержанию образования, осваиваемому за семестр, и имеют соответствующую отчётность. В первый блок выделено содержание, освоение которого необходимо для успешного прохождения второго, являющегося основным в развитии военно-профессиональных качеств офицера. Малые блоки составлены исходя из содержательной целостности учебного материала.

Содержание всех блоков объединяется в единое целое общей дидактической целью - развитие военно-профессиональных качеств курсантов до такой степени, которая позволит им успешно применять образцы вооружения в различных условиях боевого применения. Из общей дидактической цели выделяются частные дидактические цели, и соответственно им формируются целевые функциональные блоки, т.е. каждый блок имеет свою частную дидактическую цель. Достижение общей дидактической цели обеспечивается достижением совокупности этих целей. При определении конкретного количества часов на освоение конкретного целевого функционального блока, соответствующего учебной теме программы, предусмотрено выделение времени на формирование и развитие помимо когнитивной составляющей всего комплекса военно-профессиональных качеств курсантов.

Разработанное содержание образования реализуются средствами профессионально-ориентированной технологии. В исследовании рассматривается современная технология обучения, которая определяет максимально рациональные способы продвижения к достижению заявленных учебных целей[5]. Процесс обучения рассматривается комплексно, как система[5].

Во-первых, содержание обучения оформлено в законченные самостоятельные комплексы - большие и малые целевые функциональные блоки[4]. Основной особенностью малых явля-

ется то, что они закончены по смыслу (обладают содержательной целостностью). Усвоение содержания дисциплины должно соответствовать общей дидактической цели, содержания блоков должно соответствовать частным дидактическим целям. Дидактические цели формулируются для курсанта и указывают на объем изучаемого содержания и на уровень его усвоения[4].

Во-вторых, для организации принципа обратной связи реализована следующая структура целевых функциональных блоков. Он состоит из выделенных учебных элементов; кроме того, в начале блока формируется нулевой учебный элемент, в нем записывают частные цели блока, заключающий учебный элемент содержит задания для выходного контроля[4]. Вначале работы с новым блоком, проводится входной контроль навыков, умений и знаний курсантов, чтобы составить мнение о степени их подготовленности. По окончанию работы с блоком проводится выходной контроль, на котором осуществляется проверка уровня усвоения всего блока и тоже предполагает соответствующую доработку. Внутри отдельных блоков выделены наиболее важные в профессиональном отношении учебные элементы, подлежащие полному усвоению.

В-третьих, содержание обучения ориентировано помимо формирования и развития знаний, умений, навыков на вопросы формирования и развития всего комплекса военно-профессиональных качеств курсанта. При проведении практических занятий проводятся специальные тренировки на динамических стендах, контролирующих устройствах, функциональных и комплексных тренажерах, различных технических средств обучения в той числе на базе средств электронно-вычислительной техники, в принятии решения при ограниченной или противоречивой информации, в условиях дефицита времени. Такие тренировки не только способствуют формированию и развитию знаний, умений, навыков, но и позволяют формировать и развивать офицерскую волю, в условиях работы в составе малых групп (экипажей, расчётов) - умение руководить коллективом и коммуникабельность, а также благодаря формированию правильных действий — профессиональную адаптивность и эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях. Изложение на теоретических занятиях учебного материала производится с постановкой проблемных вопросов, при проведении практических занятий и тренировок создаются проблемные ситуации, побуждающих курсантов к внутреннему восприятию себя в роли офицера, решающего профессиональные задачи[6]. Такая организация учебного процесса способствует как формированию и развитию офицерского типа мышления, так и ненавязчивому

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

формированию и развитию военно-профессиональной направленности[6]. Включение в содержание обучения примеров из опыта ведения боевых действий, разработка на этой основе практических учебных заданий, обеспечивает развитие военно-профессиональной направленности и морально-нравственной нормативности курсан-тов[6]. Военно-профессиональная деятельность военнослужащих осуществляется в составе подразделений, поэтому при проведении практических занятий, в зависимости от содержания целевых функциональных блоков, организуется работа курсантов в составе экипажей или расчётов, назначаются командиры. Выходной контроль осуществляется по результатам освоения содержания обучения всеми членами расчётов и экипажей. В результате происходит формирование и развитие офицерской воли, умения руководить коллективом, коммуникабельности, профессиональной адаптивности, эмоциональной устойчивости, военно-профессиональной направленности и морально-нравственной нормативности курсантов. В организованном подобным образом процессе обучения получают развитие познавательные психические процессы, особенно мышление, которое затем, становится профессионально ориентированным, то есть военно-профессиональным качеством.

В-четвёртых, каждый курсант работает большую часть времени самостоятельно, учится целе-полаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в развитии собственных военно-профессиональных качеств[4]. Такая организация деятельности курсанта позволяет формировать и развивать у него способности к самосовершенствованию; стремление и умение планировать профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания, использовать для этого современные образовательные технологии[7].

В-пятых, разработаны критерии усвоения для дисциплины, больших и малых целевых функциональных блоков, а также критерии (эталоны) полного усвоения для выделенных учебных элементов. Для проверки усвоения содержания целевых функциональных блоков разработаны проверочные тесты. Умения выступают в качестве критериев полного усвоения. Они фиксируются в виде поведенческого репертуара, наблюдаемых действий.

В-шестых, после выполнения выходного контроля выделяются две группы курсантов: соответствующих и не соответствующих критериям полного усвоения. Отстающим учащимся, преподаватель уделяет повышенное внимание. Он

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

организует коррективное деятельностное обучение. Состав расчётов и экипажей меняется, в них назначаются успевающие и неуспевающие курсанты. Командиром назначается курсант, достигший полного усвоения содержания целевого функционального блока. Осуществляется их взаимообучение, а также используется помощь курсантов, которые полностью усвоили содержание данного целевого функционального блока. Одновременно происходит формирование и развитие офицерской воли, умения руководить коллективом и коммуникабельности курсантов.

Для увеличения результативности содержания образования, необходимо организовать соответствующую периодизацию обучения. Организуются подготовительный и основной периоды. В первом периоде осуществляется подготовка и диагностика уровня способностей обучающихся к самостоятельному учению, к учению при его поддержке или помощи[2]. На продолжении основного периода курсант самостоятельно осваивает образовательную программу в соответствии с критериями усвоения. Преподаватель осуществляет поддержку или оказывает помощь.

Внутри каждого периода деятельность курсантов осуществляться на одном из четырёх этапов: ученическом, профессиональном, поисковом, творческом. Целевой установкой на этих этапах является полная сформированность соответственного уровня деятельности учения: ученического (узнавания), профессионального (алгоритмического), поискового, творческого.

На ученическом уровне (первый этап), в результате усвоения содержания дисциплины курсант должен: узнавать, различать, идентифицировать объекты, процессы, технологические операции, действия, процессы; быть подготовленным к профессиональной деятельности на втором этапе. Методы, позволяющие формировать ученический уровень: лекция, рассказ, показ, объяснение, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, учебным пособием[2], пробное выполнение практических действий при внешней опоре[11]. Образовательные задачи на первом ученическом уровне позволяют успешно решать средства -натуральные материальные объекты.

На профессиональном уровне (второй этап) используются алгоритмы, инструкции, технологические и тренажные карты. Происходит освоение учебного материала, методики типовой учебно-познавательной деятельности с типовыми объектами, процессами; осуществляется подготовка к действиям на третьем этапе[2]. Методы, позволяющие формировать профессиональный уровень: упражнение, тренировка, выполнение действий с применением стенда, макета, действия по памяти на основе использования технических средств

обучения[2]. Курсант пересказывает, повторяет, дополняет, практически действует, выполняя программу под наблюдением инструктора, умеет решать типовые задачи. Особенностью образовательных задач второго уровня (алгоритмического) является использование материализованных средств, заменяющих материальные объекты: макетов, стендов, мультимедиа средств, технических средств обучения, моделей, муляжей, схем, тренажеров.

На поисковом уровне (третий этап), курсант осваивает содержание образования с использованием алгоритмов, инструкций, технологических и тренажных карт, адаптированных для решения задач боевой подготовки, с применением нового вооружения, инструмента, режима применения средств поражения, прицеливания. Осуществляется формирование основ продуктивной деятельности, подготовка к творческой деятельности. На третьем этапе формирования уровня деятельности используются методы: проблемного изложения, диалогового общения, учебной дискуссии. Решаются учебные «пороговые» задачи: «обратные» задачи, «на перенос», изменяется алгоритм выполнения учебных действий. Третий уровень учебно-познавательной деятельности формируется такими средствами обучения, как проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация, учебная проблема.

Четвертый этап представляет собой творческий уровень. Курсант на основе навыков, полученных на поисковом этапе, формирует индивидуальный творческий подход к разработке документации, элементов эксплуатации техники и применения средств поражения. Он должен научиться упрощать, видоизменять, реорганизовывать обобщать, систематизировать, усложнять. Определять причинно-следственные связи, выбирать, оценивать значимость данных, формировать новые цели, успешно действовать в новых и меняющихся условиях. Четвёртый уровень учебно-познавательной деятельности формируется такими методами: решение ситуационной задачи (алгоритм неизвестен), творческое упражнение, социально-психологический тренинг, деловые и ролевые игры, исследовательская работа.

Результаты исследования позволяют сделать следующие вывод. Спроектированное на основе структуры военно-профессиональных качеств, содержание образования, отличается от традиционного многофункциональностью знаний, надпредметностью умений, автоматизированно-стью навыков, междисциплинарностью[8]. Структура содержания позволяет в дополнение к традиционному, выделить функциональные компоненты, адекватные военно-профессиональному опыту деятельности и отношений, включающему

опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме функциональных знаний, опыта осуществления ориентировочных способов деятельности - умения типовых действий; опыта творческой деятельности в форме умения принятия нестандартных решений и действий в проблемных и экстремальных ситуациях и опыта эмоционально-ценностных отношений в форме отношений личности.

Список литературы:

[1] Неижмак В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения (На примере общепрофессиональных дисциплин): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ульяновск, 2004.- 205 с.

[2] Петухов М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. ред. А.П. Беляевой. Ульяновск: УЛГТУ, 2001.-199с.

[3] Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения [Электронный ресурс]: Дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08: Москва. Российская государственная библиотека. diss.rsl.r. 2006. - Режим доступа: http://libed.ru (дата обращения: 6.05.2019)

[4] Галда Е.Н. Технология модульного обучения в биологии [Электронный ресурс]/ Сайт «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»». - Режим доступа: https://nsportal.ru/ shkola/biologiya/library/2012/08/24/tekhnologiya-modulnogo-obucheniya-v-biologii (дата обращения: 6.05.2019)

[5] Вершинин М.А. Педагогическая технология формирования логического мышления в условиях шахматной деятельности. Волгоград: ИПК «Царицын», 2003. - 256 с.

[6] Шишов А.Н. Педагогические условия морально-психологической подготовки слушателей в военно-медицинском институте: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов. 2000. -27с.

[7] Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Учебная программа подготовки курсантов Военной академии тыла и транспорта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vamto.net/ Documents (дата обращения: 14.05.2019)

[8] Ямалиева Л.Г. Формирование профессионально-технологических компетенций у студентов технического вуза: на примере обучения общепрофессиональным дисциплинам: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.- Ульяновск. 2006. -274 с.

[9] Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

ских кадров [Электронный ресурс]: Автореферат дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08: Санкт-Петербург. 2008. - Режим доступа: http://dogmon.org/ oficerskih-kadrov.html (дата обращения: 14.05.2019)

[10] Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неу-дахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bib.convdocs. org/v17021 (дата обращения: 14.05.2019)

Spisok literatury:

[1] Neizhmak V.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti vypusknika vysshego voennogo uchebnogo zavedenija (Na primere obshheprofessional'nyh disciplin): Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08: Ul'janovsk, 2004.- 205 s.

[2] Petu M.A. Professional'no-tehnologicheskaja sistema obuchenija special'nym predmetam: Uchebnoe posobie. /Pod nauch. red. A.P. Beljaevoj. Ul'janovsk: ULGTU, 2001.-199s.

[3] Lobanova E.V. Didakticheskoe proektirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija [Jelektronnyj resurs]: Dis. ... doktora ped. nauk: 13.00.08: Moskva. Rossijskaja gosudarstvennaja biblioteka. diss.rsl.r. 2006. -Rezhim dostupa: http://libed.ru (data obrashhenija: 6.05.2019)

[4] Galda E. N. Tehnologija modul'nogo obuchenija v biologii [Jelektronnyj resurs]/ Sajt «Social'naja set' rabotnikov obrazovanija «Nasha set'»». - Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/shkola/ biologiya/library/2012/08/24/tekhnologiya-modulnogo-obucheniya-v-biologii (data obrashhenija: 6.05.2019)

[5] Vershinin M.A. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija logicheskogo myshlenija v uslovijah shahmatnoj dejatel'nosti. Volgograd: IPK «Caricyn», 2003. - 256 s.

[6] Shishov A.N. Pedagogicheskie uslovija moral'no-psihologicheskoj podgotovki slushatelej v voenno-medicinskom institute: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01: Saratov. 2000. -27s.

[7] Stroitel'stvo, jekspluatacija, vosstanovlenie i tehnicheskoe prikrytie avtomobil'nyh prikrytie avtomobil'nyh dorog, mostov i tonnelej. Uchebnaja programma podgotovki kursantov Voennoj akademii tyla i transporta. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://vamto.net/Documents (data obrashhenija: 14.05.2019)

[8] Jamalieva L.G. Formirovanie professional'no-tehnologicheskih kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza: na primere obuchenija obshheprofessional'nym disciplinam: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08.- Ul'janovsk. 2006. -274 s.

[9] Zelenskaja N. V. Pedagogicheskaja koncepcija upravlenija kachestvom podgotovki oficerskih kadrov [Jelektronnyj resurs]: Avtoreferat dis. ... doktora ped. nauk: 13.00.08: Sankt-Peterburg. 2008. - Rezhim dostupa: http://dogmon.org/ oficerskih-kadrov.html (data obrashhenija: 14.05.2019)

[10] Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye Obuchajushhie tehnologii v professional'noj podgotovke [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://bib.convdocs.org/ v17021 (data obrashhenija: 14.05.2019)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.