УДК 378:811.111
Ю. П. ЧИСТЯКОВ Е. В. ЦУПИКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ С ЦЕЛЬЮ ПРОЧНОГО ЕЕ ОСВОЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассматриваются различные способы структурирования материала, принципы построения схем, варианты развертывания и компрессии схемы. Ключевые слова: информация, структурирование ма териала, опорная схема, мыслительные операции.
На сегодняшний день в результате увеличения информационных потоков общество сталкивается с проблемой восприятия и обработки информации, в силу того что человек обладает ограниченным объемом оперативной памяти [1]. В связи с этим актуальным становится вопрос структурирования информации и распределения информационных потоков.
Для успешного усвоения учебного материала большинству студентов достаточно обладать некоторым средним уровнем развития общих способностей. Относительно быстрому и прочному освоению учебного материала может способствовать мотивация, умение организовывать самостоятельную работу, а также структурирование материала при его изучении.
Структурирование материала — это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.
Для лучшего запоминания информации нужно руководствоваться двумя принципами:
— с одной стороны, в идеале вся информация должна быть в одном месте;
— с другой стороны, информации в «месте обзора» не должно быть слишком много, иначе в ней просто невозможно ориентироваться, поэтому требуется уменьшать количество единовременно обозреваемых задач.
Главная цель структурирования — упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники [2]. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации.
Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.
Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т. п.).
Согласно [2] выделяются несколько приемов структурирования учебного материала:
— линейность (представление отдельных частей материала последовательно и непрерывно, как звеньев единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс; каждая тема изучается один раз);
— рекурсивность (построение учебного объяснения производится в два этапа: первый этап включает определение частного случая, второй — определение общего случая через частный);
— концентричность предполагает рассмотрение одного и того же вопроса несколько раз, причем при повторном рассмотрении содержание вопроса обогащается новой информацией и подается на новом уровне;
— спиралеобразность предусматривает постоянное возвращение к одной и той же проблеме, расширение и обогащение круга связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер деятельности;
— систематичность предполагает обобщение знаний, регулярное представление их как системы взаимосвязанных понятий, дополнение системы и установление ее связи с системами подобного типа;
— модульность требует распределения содержания каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования по следующим направлениям:
1) ориентационному (методологическое);
2) содержательно-описательному;
3) операционно-деятельностному;
4) контрольно-проверочному.
Способами структурирования учебного материала при его освоении являются различные виды компрессированной учебной информации, производимые студентами в ходе восприятия информации: конспекты, схемы, таблицы, опорные сигналы и др.
Учет опыта В. Ф. Шаталова при разработке структуры и системы опорных схем в технологии оптимизации учебного процесса вуза
Таблица 1
Опыт В. Ф. Шаталова
Особенности технологии оптимизации работы с текстовой информацией
Последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):
— развернутое объяснение учителя;
— сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами;
— работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
— письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
— ответ у доски, прослушивание устных ответов товарищей.
Особенности технологии:
— одновременное применение словесных и наглядных средств обучения (слово — логика и наглядность — схема);
— демонстрация процесса развертывания схемы с опорой и без нее, с расширением и без него;
— самостоятельное развертывание схемы в текст;
— дополнение или корректировка ответов товарищей.
Сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В. В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.
В технологии оптимизации освоение теории предшествует практике, так как убедительно доказано, что без достаточной теоретической базы невозможно формирование ориентировочной основы действия.
Учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент.
Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.
Система опорных схем включает все содержание курса, допускает обобщение и конкретизацию, а также включение дополнительных сведений.
Вариативность развертывания и построения опорных схем служит формированию таких качеств мышления студентов, как вариативность и гибкость.
Наиболее существенные элементы системы опорных конспектов:
— блочное модульное построение учебного материала;
— мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
— преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний
и умений;
— организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Наиболее существенные элементы системы опорных схем:
— блочное модульное построение учебного материала;
— мотивация учебной деятельности на основе внешних и внутренних мотивов обучающихся данной возрастной категории;
— преобладание самостоятельной, творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;
— организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии преподавателя и студента.
Преимущества системы опорных конспектов по сравнению с традиционной системой обучения:
— гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
— концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
— систематическая самостоятельная деятельность учащихся при обучении, дифференцированная в парах, группах, индивидуально;
— специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания.
Преимущества системы опорных схем в технологии оптимизации учебного процесса вуза по сравнению с традиционной системой обучения:
— учет ВПД и система заданий по его повышению;
— индивидуализация и дифференциация обучения;
— установление четких межпредметных связей посредством выявления пресуппозиций информации;
— формирование компетенций разных типов в их оптимальном соотношении;
— формирование устойчивой мотивации студентов к освоению алгоритмов эффективной работы с информацией текстового характера;
— определение типов заданий для развития разных видов мышления;
— система заданий на развитие разных типов мыслительных операций (синтез, анализ, систематизация, классификация, категоризация, обобщение, конкретизация и др.);
— обеспечение четкости работы авторефлексивных механизмов студентов на аудиторных занятиях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. СЕРИЯ «ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ.. № 1 2016
Ч'
Управление проектами в строительстве
Объекты управления
'................... 1
Программы Проекты Системы
Социальные Экономические Отраслевые Региональные
Портфели проекта
ПОД
Стадии процесса управления
Инициация
Планирование
Организация и
контроль
Анализ и
регулирование
Завершение
Процессы управления проектами
Функциональные области управления
I
Предметная область
Время
Стоимость
Качество
Риски
Персонал
Коммуникации
Контракты
Изменения
Прочее
Горизонты управления
Год
Квартал
Месяц
Декада
Сутки
Смена
Прочее
V
Субъекты управления
Основные участники и их проектные команды
Команда проекта
Инвестор
Заказчик
Генконтрактор
Генподрядчик
Исполнители
Соисполнители
Прочие
Руководитель
Функциональные менеджеры Члены команды исполнителей Прочие
Рис. 1. Системная модель управления проектами и программами
Таблица 2
Логические операции для составления опорных схем
Операция Суть операции
Категоризация Ориентировка на всем материале — отнесение его элементов к определенным категориям, включение в тот или иной алфавит
Выделение групп Поиск и выделение критериев группировки, адекватных структуре объекта и задачам его предстоящего воспроизведения
Установление внутригрупповых отношений Установление внутригрупповых отношений элементов и комплектование групп, т. е. формирование пространственно-временных связей элементов, соответствующих их смысловой общности
Построение межгрупповых отношений (комплектование целостной системы связей) Установление межгрупповых отношений. Эта операция завершает систематизацию материала как целого на основе критериев, выделенных в нем двумя первыми операциями
Интерпретация Установление связи полученной информации с имеющимися знаниями, ее переработка
Проанализировав учебную литературу [1—4], можно сделать вывод, что для лучшего запоминания профессиональной лексики на иностранном языке можно использовать следующие способы.
1. Применение опор, особого рода стимулов, которые обеспечивают переключаемость, концентрацию внимания, что в итоге помогает студенту осознавать учебный материал, понимать и запоминать его. На занятиях иностранного языка можно использовать как внутренние, так и внешние опоры:
— вербальные (планы, тезисы, логико-структурные или функциональные схемы, опорные слова или смысловые вехи и т. д.);
— схематические (планы строений, схемы-диаграммы, таблицы, цифры, хронологические таблицы и т. д.);
— иллюстративные (картины, фотографии, комиксы, плакаты и т. д.).
Строгая последовательность опор, соответствующая логике предъявляемого материала, способствует формированию механизма управления вниманием. При этом надо помнить, что опоры не самоцель, а вспомогательное средство для формирования умения планировать свое внимание методом структурирования.
В качестве плана построения опорных схем можно использовать опыт, предложенный В. Ф. Шаталовым [5], и его модификацию в технологии оптимизации работы с информацией [6]. В табл. 1 представлен учет опыта В. Ф. Шаталова при разработке структуры и системы опорных схем в технологии оптимизации учебного процесса вуза.
2. Структурирование учебного материала.
Конструирование содержания учебного материала представляет собой такое его упорядочение, при котором последовательность элементов содержания является основой, определяющей отношения между ними. Иными словами, построение содержания носит принцип систематичности (процедура, с помощью которой составные элементы — факты, события, явления выстроены в определенную структуру — схему, таблицу, матрицу, отражая их связи, отношения).
Этот способ окажется более продуктивным, если будет задействован вместе с первым, так как оптимальная структура информации получится при условии нахождения ключевого ядра, дополнительной и второстепенной информации; понять главные идеи,
которые подсказывают ключевые слова, предложения, осмысленные при помощи опор.
Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будут зависеть от качества и прочности этих схем в памяти.
Для построения таких схем необходимо выполнить несколько логических операций [6]. В табл. 2 представлены основные принципы построения схем.
Проанализировав табл. 2, можно отметить, что для создания схем необходимо выделить несколько этапов:
1. Внимательно изучить тему по программе, обязательно отметив основные знания и умения по разделу.
2. Просмотреть и изучить дополнительную методическую литературу по данной теме.
3. Преобразовать все записи графически и символически.
4. По мере расширения и углубления знаний по теме потребуется дополнение схемы и ее переработка.
В качестве примера представлен текст, описывающий структуру дисциплины «Управление проектами», а на рис. 1 — системная модель управления проектами и программами и описание данной модели. На рис. 2 — 5 представлена конкретизация данной схемы для ее лучшего усвоения. Рис. 6 иллюстрирует конкретный пример с использованием данной схемы и дальнейшее ее пояснение, представленное в табл. 3.
Управление проектами — использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.
Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами. Общее множество возможных процессов управления проектами может быть представлено в виде различных моделей [7].
Рис. 2. Конкретизация 1
Рис. 3. Конкретизация 2
Рис. 4. Конкретизация 3
Субъекты управления
Основные участники и их проектные команды
Инвестор
Заказчик
Генконтрактор
Генподрядчик
Исполнители
Соисполнители
Прочие
Команда проекта
Руководитель
Функциональные менеджеры Члены команды исполнителей Прочие
Рис. 5. Конкретизация 4
Принципиальная модель включает в себя три блока:
1. Объекты управления. В общем случае объектами управления являются комплексы работ, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели и результатов проекта.
Объектами управления могут быть:
— системы (социальные, экономические, отраслевые, региональные и др.);
— проектно-ориентированные организации (про-ектно-ориентированная деятельность — ПОД);
— программы;
— проекты;
— портфели проектов.
Рис. 6. Системная модель управления проектом «Строительство дороги»
Таблица 3
Характеристика задач управления предметной областью
Стадия управления Характеристика задач
Инициация проекта Анализ проблемы и потребности в проекте (БШОТ-анализ); уточнение целей и результатов проекта; определение основных характеристик проекта, критериев успеха и неудач, ограничений; анализ альтернатив для решения проблемы и выбора варианта проекта; выбор стратегии осуществления проекта; разработка устава проекта
Планирование проекта Уточнение целей и результатов проекта, основных характеристик проекта; подтверждение и уточнение критериев успехов и неудач; анализ и корректировка ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях создания проекта; выбор критериев оценки промежуточных и окончательных результатов создания проекта; построение структурной декомпозиции предметной области проекта; разработка плана управления предметной областью проекта
Организация и выполнение проекта Организация выполнения работ проекта; контроль выполнения работ; формирование отчетности о ходе выполнения работ; ведение баз данных о состоянии предметной области
Анализ и регулирование предметной области Выявление и анализ отклонений от базовых значений; прогнозирование состояния; подготовка и анализ последствий, рекомендуемых корректирующих воздействий для ликвидации отклонений от базовых значений; анализ причин, вызывающих отклонения; сбор и обработка запросов на изменения в предметной области; принятие решений о регулирующих воздействиях и вносимых изменениях; доведение информации до участников проекта
Закрытие управления предметной областью Проведение заключительного анализа результатов проекта и составление сводного отчета; разрешение спорных конфликтных ситуаций; формирование архива проекта; извлечение уроков
2. Субъекты управления. Субъектами управления являются заинтересованные стороны проекта (программы, портфеля проектов), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.
К субъектам управления относятся:
— основные участники и их проектные команды: инвестор, заказчик (владелец), генеральный контрактор, генподрядчик, исполнители, соисполнители, прочие участники;
— команда проекта (программы, портфеля): руководитель проекта, функциональные менеджеры проекта, члены команд исполнителей проекта, прочие члены команды проекта.
3. Процессы управления проектом — воздействие субъектов управления на объекты управления посредством применяемых методов и средств, которые определяются:
— стадиями процесса управления;
— функциональными областями управления;
— горизонтами управления.
Наглядность и логичность схем повышают уровень понимания учащихся. Структурно-логические
схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Относительно структуры схемы учащийся может осуществлять самоконтроль на полноту полученных знаний как по отдельной теме, так и по разделу.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Учебный материал большого объема должен подвергаться мыслительной переработке и компрессии.
2. Учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается.
3. Выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию, учебный материал кодируется в схемы, тематические поля и т. д.
4. Визуальные образы в обучении выполняют не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Это приводит к тому, что к процессу усвоения
подключается «образное» правое полушарие. В то же время опоры (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний и оперативному их применению.
Библиографический список
1. Миллер, Дж. Магическое число семь плюс или минус два / Дж. Миллер // Инженерная психология. — М. : Прогресс, 1964. - С. 192-225.
2. Бондарко, А. В. Текст. Структура и семантика. В 2 т. Т. 1 / А. В. Бондарко. - М., 2001. - 540 с.
3. Бочарова, С. П. Психология и память / С. П. Бочарова. -М. : Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.
4. Михнина, Н. В. Способы структурирования учебного материала как условие развития внимания / Н. В. Михнина // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 7. -С. 71-73.
5. Шаталов, В. Ф. Психологические контакты / В. Ф. Шаталов. - М. : Б. и., 1992. - 74 с.
6. Цупикова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции студента средствами семасиологии как учебной дисциплины (организационные стратегии обучения) / Е. В. Цупи-кова. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2010. - 303 с.
7. Боброва, Т. В. Управление проектами и программами в транспортном строительстве / Т. В. Боброва, М. С. Перфильев. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2015. - 84 с.
ЧИСТЯКОВ Юрий Петрович, магистрант гр. См-15Д1 факультета автомобильных дорог и мостов. Адрес для переписки: chistyakov_4@mail.ru ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: chisel43@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.12.2015 г. © Ю. П. Чистяков, Е. В. Цупикова
УДК 378:796:615.825.1
Т. В. КОЛТОШОВА Н. А. ЛИСЮТИНА Г. А. ПЕТРОВА
Омский государственный технический университет
ШКОЛА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА КАК ФОРМА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье представлено состояние зд оровья позвоночника студентов, фа кторы риска его н арушений и меры профилактики н а основе кинезиологического подхода. Предложенная программа школы оздоровления позвоночника с использованием унифицированного плавания, резистивной и разг рузочной гимнастики позволяет р асширить кинезиологический потенциал индивидуально кажд ог о занимающегося. Ключевые слова: студенты, зд оровье, функциональные н а рушения позвоночника, кинезиологическое консультирование.
Основными показателями здоровья населения являются продолжительность жизни, смертность, как материнская, так и младенческая, заболеваемость, поэтому потенциал человеческих ресурсов любого государства оценивается по данным показателям. При этом Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) из общеизвестных основных факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье человека (хронических неинфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголя, неправильного питания), особую роль отводят низкой физической активности. Вот почему, по мнению Р. А. Потёмкиной (2006), развитие политики социально-средовой поддержки в повышении физической активности различных слоев населения и статуса требует комплексных популяционных подходов, включающих как индивидуальные, так и социально ориентированные стратегии [1].
Следует отметить, что основными участниками в образовании населения по вопросам физической
активности являются представители СМИ, специалисты центров общественного здоровья, участковые и семейные врачи. При этом обращает на себя внимание тот факт, что все предложения по вовлечению здоровых и больных в занятия физической культурой направлены к медицинскому персоналу как высшего, так и среднего звена [2].
Возможно, это связано с тем, что лица, нуждающиеся в медицинской реабилитации, проходят ее сначала в стационаре, а уже затем в условиях поликлиники и на санаторно-курортном этапе. Осуществляют медицинскую реабилитацию врачи и методисты лечебной физической культуры. Но это в основном определенный курс, ограниченный сроком не более 20 дней. И дальше необходимо проведение реабилитационных практик в реально приближенных условиях по месту учебы, работы либо в семье.
Только в последние годы появились рекомендации ВОЗ к привлечению педагогов к разработке программ, направленных на повышение «физкультурной