СПОРТ
УДК 796.966
DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-59-65
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
А.А. Абрамов, А.А. Померанцев
Обоснована целесообразность распределения и структурирования учебно-тренировочного материала в годичном цикле у юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе. Представлены результаты тестирования юных хоккеистов в педагогическом эксперименте и доказано влияние структурированного тренировочного процесса на показатели физического развития.
Ключевые слова: хоккей, спортивно-оздоровительный этап, юные хоккеисты, годичный цикл, теория спортивной тренировки.
Абрамов Андрей Анатольевич, канд. пед. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Померанцев Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Хоккей является эффективным средством физического воспитания, несет огромный потенциал развития детей и, как следствие, подготовки высококвалифицированных спортсменов [7]. Это выражение сформулировано достаточно давно, а большое количество научно-методических работ, касающихся этого вида спорта, подтверждают ее актуальность.
Решение задач и вопросов профессионального хоккея постоянно диктует необходимость изучения и развития детско-юношеского спорта. Команды мастеров во всех игровых видах -это только вершина пирамиды, тогда как основой всегда являются спортивные школы. Если проследить тенденцию развития хоккея в ведущих странах, то следует отметить такой факт, что при снижении результатов сборных команд всех возрастов (юниорских, молодежных, взрослых), в первую очередь, осуществляется пересмотр системы подготовки спортивного резерва. Так, появились программы подготовки хоккеистов в Канаде,
FEATURES OF THE TRAINING OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT A HEALTH-IMPROVING STAGE
Abramov A.A., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University, Pomerantsev A.A., candidate of pedagogical science, associate professor, ldclipetsk@, mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
The expediency of distribution and structuring of educational and training material in the annual cycle for young hockey players at the sports and recreational stage is substantiated. The results of testing young hockey players in a pedagogical experiment are presented and the influence of a structured training process on indicators of physical development is proved.
Key words: hockey, sports and health-improving stage, young hockey players, annual cycle, theory of sports training.
США, странах Скандинавии. Отрадно, что и в нашей стране ведущими специалистами при поддержке Федерации хоккея России в 2018 году была разработана и в последние годы подкорректирована Национальная программа подготовки хоккеистов «Красная машина», целью которой является не только взращивание новых «звезд», но и повышение уровня детско-юношеского хоккея в целом.
При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства. Каждый из них имеет свои цели, задачи, периодиза -цию, наполняемость групп, объем тренировочных и соревновательных нагрузок [2]. В этой структуре особо выделяется спортивно-оздоровительный этап, поскольку на него не распространяются требования федеральных стандартов, а содержание определяется в соответствии с реализуемыми дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта. Однако в современном хоккее уже невозможно услышать, чтобы известные мастера приходили в спорт в юноше -ском возрасте, к тому же, официально, зачисление в ДЮСШ и СДЮШОР происходит в 8 лет. В реальности дети встают на коньки и берут в руки клюшку гораздо раньше. Таким образом, спортивно-оздоровительный этап, возрастные рамки которого лежат в диапазоне 5-7 лет, приобретает большую значимость, прежде всего в плане формирования основ технического мастерства. В результате занятий юные хоккеисты должны приобрести такие навыки и способности, как сохранение устойчивого равновесия на льду, правильная посадка, уверенное скольжение, техника владения клюшкой и шайбой.
В трудах ведущих специалистов по хоккею с шайбой начала 2000 -х и 2010-х годов отмечалось, что недостаточно должного научного обоснования работы с юными хоккеистами младшего возраста [7]. В последние годы в этом направлении делались важные шаги, можно отметить разработки, которые касались организации учебно-тренировочного процесса [4], технической подготовки юных хоккеистов [1, 3, 6, 8], критериев, влияющих на эффективность формирования групп игроков в команде [5]. Особенно стоит выделить, что Федерация хоккея России на своем сайте обна -родовала практические руководства для тренеров возрастных групп: «7 лет и младше»; «6 лет и младше»; «5 лет и младше».
Цель исследования: выявить целесообразность распределения и структурирования учебно-тренировочного материала в годичном цикле у юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе.
Задачи исследования:
1) структурировать направленность тренировочных занятий хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе на основе рекомендаций научной литературы и официальных документов;
2) распределить время по составляющим спортивной подготовки;
3) провести лонгитюдное сравнительное исследование влияния структурирования тренировочного процесса на показатели физического развития.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы и официальных документов Федерации хоккея России;
2) системный анализ, подразумевающий разбитие тренировочного процесса на составляющие спортивной подготовки;
3) лонгитюдный сравнительный эксперимент;
4) методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, ^критерий Стьюдента).
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проходил в течение двух сезонов (2018-2019, 2019-2020 гг.) на базе спортивной школы № 11 г. Липецка. В нем приняли участие хоккеисты 2012 г.р., которые составили две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В каждой занималось по 36 юных спортсменов. Контрольная группа работала по стандартным общеразвивающим программам, которые обычно применяются в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с шайбой, а экспериментальная - по авторской программе, направленной на систематизацию учебно-тренировочного процесса с помощью распределения материала в годичном цикле.
Перед началом эксперимента и по итогам каждого из двух сезонов с целью оценки эффективности авторской методики проводилось тестирование как на льду, так и на «земле». В программу были включены наиболее информативные тесты: на «земле» - отжимание, прыжок в длину, бег на 20 м с высокого старта; на льду - бег на коньках 20 м лицом вперед, бег на коньках 20 м спиной вперед, челночный бег 6*9 м, слаломный бег на коньках без шайбы, слаломный бег на коньках с шайбой.
В связи с тем, как уже было сказано выше, на спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки, планирование работы в ЭГ происходило исходя из 46 недель (табл. 1), с таким же количеством часов в неделю (6 часов), что и на начальном этапе подготовки 1-го года обучения.
Большее количество часов (70 % от общего объема тренировочного времени) отводилось физической подготовке, где основное внимание уделялось технической (35 %) и общей физической (24 %) подготовкам. Также небольшая часть из объема нагрузки приходилась на специальную физическую (5 %) и тактическую (6 %) подготовки. На виды подготовки, не связанные с физической нагрузкой, включавшие теоретическую и психологическую, отводилось 6 %, значимую часть - 24 % времени занимали медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль.
Таблица 1
Распределения учебно-тренировочного материала в годичном цикле на спортивно-оздоровительном этапе в экспериментальной группе
Виды подготовки Кол-во часов Месяц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Физическая нагрузка видов подготовки: 193 17 17 18 18 19 - 13 21 19 17 17 17
- общей физической 65 6 6 6 6 6 - 4 7 6 6 6 6
- специальной физической 13 1 1 2 2 2 - - 1 1 1 1 1
- технической 96 8 8 8 8 10 - 9 11 10 8 8 8
- тактической 19 2 2 2 2 1 - - 2 2 2 2 2
Виды подготовки, не связанные с физической нагрузкой, в том числе теоретическая и психологическая 17 2 2 2 2 2 - 1 1 1 1 1 2
Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль 66 6 6 5 5 8 - 3 8 5 6 6 8
Общее кол-во часов 276 25 25 25 25 29 - 17 30 25 24 24 27
По месяцам тренировочная нагрузка как общая, так и по отдельным видам распределялась достаточно равномерно, что вполне логично, так как на спортивно-оздоровительном этапе нет четкой градации по периодам (подготовительному, соревновательному, переходному), как и на других этапах спортивной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. На завершающем этапе исследования с помощью методов математической статистики (опи -сательная статистика и ^критерий Стьюдента) определялась достоверность различий результатов хоккеистов КГ и ЭГ (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тестирования юных хоккеистов в педагогическом эксперименте
Группа До начала эксперимента После первого сезона После второго сезона
Отжимание, кол-во раз
КГ 18,3±1,5 24,8±1,9 31,9±2,9
ЭГ 18,4±1,6 25,2±2,1 34,8±3,1
p 0,885 0,278 0,053
Прыжок в длину с места, см
КГ 125,5±11,0 129,8±10,5 138,9±10,5
ЭГ 125,4±10,6 130,5±9,6 144,9±8,4
p 0,921 0,413 0,011
Окончание табл. 2
Группа До начала эксперимента После первого сезона После второго сезона
Бег на 20 м. с высокого старта, с
КГ 5,26±0,9 4,66±0,73 4,41±0,61
ЭГ 5,2±0,7 4,72±0,81 4,44±0,6
p 0,893 0,416 0,532
Бег на 20 м на коньках лицом вперед, с
КГ 5,26±0,51 4,97±0,5 4,69±0,41
ЭГ 5,22±0,44 4,78±0,47 4,34±0,4
p 0,752 0,183 0,01
Бег 20 м на коньках спиной вперед, с
КГ 7,66±0,81 7,28±0,71 6,87±0,61
ЭГ 7,69±0,73 7,05±0,7 6,44±0,4
p 0,794 0,065 0,004
Челночный бег 6*9 м, с
КГ 20,28±1,83 19,84±1,56 19,37±1,34
ЭГ 20,39±1,76 19,37±1,41 18,4±1,25
p 0,534 0,05 0,05
Слаломный бег на коньках без шайбы, с
КГ 14,81±0,95 14,41±1,21 13,85±1,11
ЭГ 14,76±0,88 13,75±1,13 13,09±1,02
p 0,624 0,05 0,001
Слаломный бег на коньках с шайбой, с
КГ 16,75±1,43 16,39±1,23 15,81±1,21
ЭГ 16,81±1,35 15,91±1,15 14,99±0,9
p 0,354 0,05 0,001
Перед началом педагогического эксперимента достоверные измене -ния (при р>0,05) ни по одному из показателей тестирования отмечены не были. После первого года, несмотря на улучшения практически во всех результатах, достоверные изменения (при р<0,05) были отмечены только в трех тестах. После второго года эксперимента достоверно улучшились шесть показателей, причем в различии пяти из них наблюдался более высокий уровень достоверности (р<0,01 и р<0,001).
Вывод. Эффективность процесса подготовки юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе можно повысить путем структурирования учебно-тренировочного материала в годичном цикле, о чем свидетельствует анализ представленных экспериментальных данных.
Список литературы
1. Газимов И.Р. Методика технической подготовки юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 56-60.
2. Гарифулин А.Н. Методика и содержание тренировочного процесса юных хоккеистов в возрасте 9-12 лет // Наука и школа. 2017. № 4. С. 178-185.
3. Затонский Д.В., Шеститко В.П., Петрушин Т.П. Обучение хоккеистов технике владения клюшкой и шайбой на этапе начальной подготовки // Наука и социум: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. Новосибирск: СИПППИСР, 2019. № XVIII. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-hokkeistov-tehnike-vladeniya-klyushkoy-i-shayboy-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 20.01.22).
4. Захаркин И.В., Михно Л.В., Чичелов И.А. Организация учебно-тренировочного процесса хоккеистов в возрасте 6-8 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 68-73.
5. Плотников В.В. Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 40-49.
6. Савенков А.В., Баженов С.Б., Барсуков А.С. Обучение детей младшего школьного возраста, занимающихся хоккеем, технике катания на коньках // Наука и социум: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск: СИПППИСР, 2019. № XVIII. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-zanimayuschihsya-hokkeem-tehnike-kataniya-na-konkah (дата обращения: 20.01.22).
7. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2003. 400 с.
8. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров / Л.В. Михно [и др.]. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2017. 616 с.
References
1. Gazimov I.R. Metodika tekhnicheskoj podgotovki yunyh hokkeistov na sportivno-ozdorovitel'nom etape [Methods of technical training of young hockey players at the sports and health stage] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 1 (119). P. 56-60.
2. Garifulin A.N. Metodika i soderzhanie trenirovochnogo processa yunyh hokkeistov v vozraste 9-12 let [Methodology and content of the training process for young hockey players aged 9-12] // Nauka i shkola [Science and School]. 2017. No. 4. P. 178-185.
3. Zatonskij D.V., Shestitko V.P., Petrushin T.P. Obuchenie hokkeistov tekhnike vladeniya klyushkoj i shajboj na etape nachal'noj podgotovki [Teaching hockey players the technique of stick and puck possession at the stage of initial training] // Science and society: coll. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation. Novosibirsk: SIPPPISR, 2019. No. XVIII. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 obuchenie-hokkeistov-tehnike-vladeniya-klyushkoy-i-shayboy-na-etape-nachalnoy-podgotov-ki (date of access: 01/20/22).
4. Zaharkin I.V., Mihno L.V., Chichelov I.A. Organizaciya uchebno-trenirovochnogo processa hokkeistov v vozraste 6-8 let [Organization of the educational and training process of hockey players aged 6-8 years] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 1 (143). P. 68-73.
5. Plotnikov V.V. Kriterii, vliyayushchie na effektivnost' formirovaniya grupp igro-kov v komande u hokkeistov na sportivno-ozdorovitel'nom etape podgotovki [Criteria influencing the effectiveness of the formation of groups of players in the team of hockey players at the sports and health-improving stage of training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 1 (131). P. 40-49.
6. Savenkov A.V., Bazhenov S.B., Barsukov A.S. Obuchenie detej mladshego shkol'nogo vozrasta, zanimayushchihsya hokkeem, tekhnike kataniya na kon'kah [Teaching children of primary school age involved in hockey, the technique of skating] // Science and society: coll. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation. Novosibirsk: SIPPPISR, 2019. No. XVIII. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/obuchenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-zanimayuschihsya-hokkeem-tehnik e-kataniya-na-konkah (date of access: 01/20/22).
7. Savin V.P. Teoriya i metodika hokkeya [Theory and methodology of hockey]: a textbook for students. higher textbook manager M.: Academy, 2003. 400 p.
8. Teoriya i metodika podgotovki yunyh hokkeistov [Theory and methods of training young hockey players: a textbook for coaches] / L.V. Mihno [et al.]. St. Petersburg: Publishing House "Aleteyya", 2017. 616 p.