Научная статья на тему 'Структурирование математического содержания для учащихся химико-биологических классов'

Структурирование математического содержания для учащихся химико-биологических классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ХИМИИ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ХИМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS OF MATHEMATICS AND CHEMISTRY / MAINTENANCE SELECTION / CONTINUOUS FORMATION / VERTICAL MODEL OF CHEMICAL ACTIVITY / AN ELECTIVE COURSE / MATHEMATICAL CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перегудов А. В.

В работе рассмотрен вопрос отбора содержания при решении проблемы повышения качества математического образования за счет внедрения вертикальной модели химической деятельности. Комплексная реализация описанного подхода позволит обеспечить непрерывное естественно-научное образование, дополнительно систематизируя математические знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURIZATION OF THE MATHEMATICAL MAINTENANCE FOR PUPILS OF CHEMICAL AND BIOLOGICAL CLASSES

In work the question of selection of the maintenance is considered at the decision of a problem of improvement of quality of mathematical formation at the expense of introduction of vertical model of chemical activity. Complex realisation of the described approach will allow to provide continuous natural-science formation, in addition systematising mathematical knowledge.

Текст научной работы на тему «Структурирование математического содержания для учащихся химико-биологических классов»

функций в учебно-воспитательном процессе; знание основ в области информатики и информационных технологий.

~ Предметная компетенция в сфере профессиональноориентированных Интернет-ресурсов, содержащих информацию о современных тенденциях в сфере образования; в сфере разработки и применения интерактивной Интернет-среды как средства развития научно-методической деятельности учителя и т. д.

~ Профессионально-коммуникативная компетенция включает знания способов осуществления межличностного взаимодействия, умения идентифицировать себя с собеседником, умения быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; правильно планировать и осуществлять речевое воздействие.

~ Психологическая готовность к работе в Интернет-среде включает владение способами общения в профессиональной Интернет-среде; нормами и правилами поведения в Интернет-среде; техникой делового письма, выразительностью письменного слова, четкостью изложения мысли в письменном виде.

Методические материалы, которые использовались в разработанной автором модели обучения, были основаны на обзоре вариативности сайтов, имеющих ценность для будущего учителя, и рассмотрена их значимость для процесса подготовки современного специалиста в сфере образования.

Далее автором данного исследования подробно рассмотрены конкретные адреса по каждому из обозначенных выше в таблице сайтов, предложен их сопоставительный анализ и возможности использования в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Подводя итог выше сказанному, мы проходим к выводу о том, что включение конкретных сайтов в программу подго-

товки будущего учителя обеспечивает возможность решения следующих задач:

1. Владение материалами правительственных документов, способствующих тому, что современный учитель овладевает всеми современными вопросами системы образования, такими как: способы модернизации, информатизации образования.

2. Освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов, обеспечивающих готовность и способность студентов - будущих учителей использовать новые информационно-коммуникационные технологии (форумы, блоги, синхронные чат-конференции), профессиональные Интернет-ресурсы, что способствует повышению интереса к предмету со стороны современных школьников и продуктивности учебного процесса.

3.Изучение опыта проведения конкурсов для учителей, что будет способствовать становлению профессиональных и личностных качеств учителя (мобильности, активности, способности к научной и экспериментальной деятельности).

4. Овладение новой системой оценки качества образования, т. е. ЕГЭ;

5. Изучение опыта учителей по вопросам теории и методики преподавания отдельных предметов.

6. Владение способами повышения профессиональной компетентности через участие в сетевых сообществах, форумах, которые дают реальную возможность консультирования, инструментарий взаимодействия науки и практики. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, - 1989.

2. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - Москва: Педагогика, 1988.

3. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - Москва: Педагогика, 1989.

4. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. - Ыш1.

5. Андреев, А.А. Опыт использования Интернет в образовании. Аналитический обзор / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 1999.

6. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. - 1993. - № 5.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е Петров; под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2000.

8. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

9. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

11. Советов, Б.Я. Информационные технологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Б.Я. Советов, В.В Цехановский. - Москва: Высшая школа, 2005.

12 Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2001.

13. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Изд-во Политической литературы, 1991.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 371:398

Л.В. Перегудов, соискатель КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: peregudov@kspu.ru

СТРУКТУРИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

В работе рассмотрен вопрос отбора содержания при решении проблемы повышения качества математического образования за счет внедрения вертикальной модели химической деятельности. Комплексная реализация описанного подхода позволит обеспечить непрерывное естественнонаучное образование, дополнительно систематизируя математические знания.

Ключевые слова: межпредметные связи математики и химии, отбор содержания, непрерывное образование, вертикальная модель химической деятельности, элективный курс, математическая химия.

Изучение основ математики в современных условиях особенно для школьников не физико-математических профи-

становится все более существенным элементом образователь- лей, в частности химического.

ной подготовки молодого специалиста. Имеют место проблемы, которые не позволяют надле-

При этом, как показала практика, математика является жащим образом изучать, а затем эффективно применять мате-

одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин, матические методы в решении профильных задач:

1. Сокращение количества часов, выделяемых на изучение дисциплины математика;

2. Непонимание связи математики с профильными дисциплинами и как следствие отсутствие интереса к математике;

3. Отсутствие стыковки учебных образовательных планов при переходе от одной ступени к другой. Математические знания тесно связаны между собой: изложение нового материала всегда базируется на ранее изученном. Поэтому большинство затруднений учащихся и отсутствие интереса к уроку вызывается не столько сложностью изучаемого материала, сколько бессистемностью полученных знаний и навыков.

Указанные проблемы оказываются серьезным препятствием не только при изучении самой математики, но и при изучении всех дисциплин естественнонаучного цикла.

Трудно найти какой-либо раздел химии, который совсем не использует математические методы, но математика для химиков - это, в первую очередь, необходимый и полезный инструмент для решения многих химических задач.

Первое место при решении проблемы повышения качества математического образования занимает вопрос отбора содержания.

Предлагается данный вопрос решить за счет создания вертикальной модели непрерывной химической деятельности (рис. 1), которая обладает преимуществами проективной стратегии и рационально комбинирует активные методы обучения как химии так и математике, а также современные дидактические и информационные средства и технологии.

Предполагается, что комплексная реализация такой модели позволит обеспечить непрерывное естественнонаучное образование, дополнительно систематизируя математические знания учащихся и на выходе создаст качественно новые условия для дальнейшего профессионального обучения и деятельности по выбранному профилю.

Согласно представленной модели необходимо организовать обучение математике следующим образом. Первый этап -создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения в 9 классе, где учащиеся параллельно с изучением неорганической химии закрепляют и систематизируют базовые математические понятия, использующиеся при решении химических задач. Для решения этой задачи разработана программа элективного предпрофильного курса «Введение в математическую химию», где каждой теме химии сопоставляются разделы из арифметики и алгебры. Процесс обучения строится по принципу интеграции.

Программа содержит 8 разделов, 7 из которых отражают темы неорганической химии, изучаемой в 9 классе. В каждой теме рассматриваются различные примеры решения химических задач с использованием важнейших математических навыков и умений. Это действия с дробями, использование понятий отношения и пропорции, работа с понятием процентов, применение свойств степеней, решение линейных уравнений и их систем. Восьмой раздел программы предполагает творческую работу учащихся с использованием метода проектов.

В 10-м классе вводится элективный курс «Математическая химия», который ориентируется уже на учащихся, выбравших естественно-научный профиль. На материалах курса органической химии рассматриваются задачи с точки зрения математического инструментария, использующегося в каждой конкретной теме. Всего программа курса содержит 6 разделов, последний из которых также направлен на творческую работу учащихся. Предполагается разработка и защита проектов. Структура химической деятельности, включающая эти два элективных курса, представлена на рисунке 2.

Обучение математической химии на первых двух этапах позволяет:

• систематизировать знания об основных типах расчетных задач;

• углубить знания о способах решения задач;

• расширить предметные знания по химии;

• осуществить сознательный выбор пути дальнейшего обучения и самоопределения в отношении собственной деятельности.

Курс формирует осознанные и математически обоснованные умения и навыки выполнения вычислительных операций и решения химических задач. А главное, курс призван закрепить и систематизировать базовые математические навыки, что также поможет учащимся в успешной сдаче как государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе, так и единого государственного экзамена по математике в 11 классе.

Третий этап обучения проходит в 11 классе и направлен уже на подготовку к сдаче единого государственного экзамена. Ведь не зависимо от выбранного профиля, учащиеся сдают ЕГЭ по математике. В связи с этим, нами разработан электронный учебно-методический комплекс по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по математике. ЭУМК реализован на базе web-технологии DHTML. Представлена сетевая версия курса, которая размещена на сервере КГПУ (www.edu.kspu.ru, www.fdvp.kspu.ru) и доступна для пользования обучающимся [1].

Существенным моментом при реализации всего курса является тот факт, что обучение проводится с привлечением компьютерных демонстраций в программе Macromedia Flash и компьютерного моделирования. Кроме этого создан лабораторно-компьютерный практикум, реализация которого предполагает использование проектно-исследовательского метода.

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных методов оценки знаний обучаемых является тестовый контроль. Самым результативным способом проведения контроля, с нашей точки зрения, является диагностика тезауруса обучаемых.

Процесс формирования тезауруса на каждой ступени математического образования закладывает фундамент систематического представления о понятийном аппарате предметной области, что в свою очередь обеспечивает непрерывное математическое образование [2].

В заключение хочется отметить, что самое важное и нужное в образовании сегодня происходит на междисциплинарном уровне, на границах между химией, физикой, биологией, математикой и информатикой.

В связи с новыми возросшими требованиями к современному школьному образованию необходимы существенные изменения в структуре и подходах к обучению школьников.

Поэтому представленный в статье подход может обеспечить:

• переход от единой образовательной программы для всех учащихся к системе вариативности и многоуровневости;

• широкое применение современных образовательных технологий;

• компьютеризацию образовательного процесса.

Таким образом, согласно нашей гипотезе, построение

вертикальной модели непрерывной химической деятельности:

• повысит качество обучения как химии так и математике;

• обеспечит непрерывность математического образования;

• повысит уровень заинтересованности в изучении математики;

• обеспечит систематизацию полученных математических знаний.

Библиографический список

1. Перегудов, А.В. Дистанционные технологии при подготовке к единому государственному экзамену по математике // Развитие непрерывного образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. Е.Н. Белова. - Красноярск, 2009. - Т. 2.

2. Перегудов, А.В. Информационный подход к отбору и измерению учебной информации в курсе математической подготовки / А.В. Перегудов, Т.П. Пушкарева // Математическое образование. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной конференции «Математика. Образование. Культура»; под общ. ред. Р. А. Утеевой. В 3-х ч. - Тольятти: ТГУ, 2009. - Ч. 3.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.