УДК 791.43
Е. А . Белов
СТРУКТУРАЛИЗМ ЖАНА-ЛЮКА ГОДАРА НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «АЛЬФАВИЛЬ»
Раскрыт структуралистский подход Ж.-Л. Годара в кинематографии на примере одной из его ранних картин «Аль-фавиль». Режиссерская деятельность рассмотрена по аналогии с деятельностью «структурального человека» Р. Барта, с помощью структурного метода выделены основные элементы фильма «Альфавиль». Ключевым понятием при выявлении структурной единицы фильмов Годара явилось определение иконического знака (Ч. С. Пирс, У. Эко).
Ключевые слова: структурализм, структурный метод, деконструкция, иконический знак, Ж.-Л. Годар, П. Элюар, Р. Барт, Ч. С. Пирс, «Альфавиль»
The article has discovered the structural approach by J.-L. Godard in cinematography by the example of one of his early films "Alphaville". The stage managing activity has been considered by analogy with the activity of "Structural man" by R. Barthes, With the aid of structural method the basic elements of the film "Alphaville" have been marked. The key notion while discovering the structural unit of Godard’s films has become the definition of iconic sign (Ch. Peirce, U. Eco).
Keywords: structuralism, structural method, deconstruction, iconic sign, J.-L. Godard, P. Eluard, R. Barthes, Ch. S. Pierce, "Alphaville"
Благодаря структурному методу лингвистика сделала огромный скачок в своем становлении как науки и, как отмечал Леви-Стросс, «лишь она одна, без сомнения, может претендовать на звание науки, потому что ей удалось выработать позитивный метод и установить природу изучаемых ею явлений» [6, с. 40]. Структурный метод включает нескольких процедур: выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие единой структуры; расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты, в которых повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов, и выявление в каждом элементе реляционных свойств; раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация или построение абстрактной структуры путем синтезирования или формальнологического и математического моделирования, а затем выделение из структуры всех теоретически возможных следствий и проверка их на практике [3].
Применив методы лингвистики в социологии, Леви-Стросс положил начало новому направлению -структурной антропологии. Структурализм оказал влияние и на искусство кино. Режиссерский структурализм можно наблюдать у выдающегося представителя французской «новой волны» Жана-Люка Годара («На последнем дыхании», «История кино», «Социализм» и др.). Все творчество режиссера находится под влиянием различных философских воззрений: Сократа, Вольтера, Гегеля, Бодрийяра, Камю и др. [5, с. 194]. Годара относят и к метафизикам, и к экзистенциалистам. Данная статья рассматривает только структуралистский и семиотический аспекты киноискусства Жана-Люка Годара, так как эти подходы, по нашему мнению, в большей степени характерны для режиссерской кинодеятельности.
В качестве объекта исследования взят один из ранних фильмов Годара - «Альфавиль» (1965) [1].
Это девятый фильм режиссера, в основе которого лежит сборник стихов Поля Элюара «Град Скорби» (дословно «Столица Боли» - «Capital de la douleur»). Однако у фильма нет полноценного сценария (характерная особенность Годара), единственное его подобие было написано помощником режиссера, чтобы раздобыть финансирование, но этот черновой вариант абсолютно отличался от конечного результата [11, с. 279].
Тем не менее в «Альфавиле» присутствуют все необходимые структурные элементы кинокартины. Действие происходит в межгалактической столице Альфавиль, закрытом городе, которым управляет компьютерная система Альфа-60, сконструированная профессором-землянином Леонардом фон Брауном. Под влиянием механистической логики граждане потеряли все эмоции, чувства и забыли многие слова. Главный герой - Лемми Коушен, секретный агент с Земли, под прикрытием журналиста из «Фигаро-Правда» Ивана Джонсона, приезжает в город для того, чтобы найти секретного агента Генри Диксона, обезвредить профессора фон Брауна и уничтожить Альфа-60, тем самым остановив распространение безжизненной механистической логики. Он встречает дочь профессора Наташу фон Браун (родившуюся на Земле), и они влюбляются, хотя Наташа еще не знает понятия любви. Детектив знакомится с «культурой» города, фиксируя все на пленку. Его дважды перехватывают спецслужбы и проводят допрос с помощью Альфа-60. В конце герой уничтожает машину, задав ей алогичную загадку, убивает профессора, не желающего вернуться на Землю, и увозит Наташу из разрушающегося города.
Данная статья не рассматривает перипетии и художественные ценности фильма, так как сам Годар относится к кинематографу в первую очередь с практической стороны, а не с эстетической. Каждая его
148
кинокартина - это своеобразный манифест, который выражают предельно условные герои и среда. Это своеобразные пародии, противопоставленные поп-культуре; так, Альфавиль - это пародия на антиутопии и шпионские боевики [В, с. 5].
Основной метод Годара заключается в оперировании классическими киноструктурами, подобно «структуральному человеку» Ролана Барта. В ранних работах Барт рассматривал структурализм как деятельность, целью которой «является воссоздание “объекта” таким образом, чтобы в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования этого объекта». Структура, по Барту, это «направленное отображение предмета», модель которого «выявляет нечто такое, что оставалось невидимым». И поэтому структурализм является моделирующей деятельностью, которая «включает в себя две специфические операции - членение и монтаж». Членение первичного объекта позволяет «обнаружить в нем подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает некоторый смысл». Определив единицы, «структуральный человек» выявляет правила их взаимного соединения, избавляясь при этом от фактора случайности. Барт добавляет, что эта деятельность сродни человеческому процессу, «в ходе которого люди наделяют вещи смыслом». Таким образом, «структуральный человек» превращается в Homo significans (человек означивающий) [2, с. 234].
Годара, с одной стороны, сложно назвать структуралистом, большинство исследователей и критиков причисляют его к постструктуралистам, закрепляя за ним «деконструкцию» Дерриды в качестве одного из основных методов. Однако есть несколько особенностей, позволяющих характеризовать французского режиссера как «структурального режиссера».
Первая особенность - это выбор главного героя и его «строение». Лемми Коушен (Lemmy Caution) -герой детективных романов английского писателя Питера Чейни, а также одноименный персонаж в серии низкосортных полицейских фильмов 1950-х гг. [В, с. 5]. Эдди Константин, исполнитель этой роли, по сути, играет в «Альфавиле» того же самого героя, с типичными для него жестами, повадками и манерами. Однако годаровский Коушен открыто цитирует Элюара («Град Скорби»), сборник которого носит с собой как Библию, а затем дарит дочери профессора фон Брауна.
Употребление цитат, аллюзий и реминисценций - еще одна особенность работы режиссера. Различные исследователи [5; В; 10-12] находят в «Аль-фавиле» упоминания и строчки из произведений Б. Паскаля, Жана де Лафонтена (басня «Животные, пораженные чумой»), А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление», 1В19), Поля Элюара («Град Скорби», 192б; «Раннее детство Доминики», 1951), Рэймонда Чендлера («Глубокий сон», 1939), Жоржа
Бернаноса («La France contre les robots», 1944), Хорхе Луиса Борхеса («Formes d’une legende», «Nouvelle refutation du temps», 1957) и Герберта Маркузе («Одномерный человек», 1964). Годар ссылается также и на режиссеров (Джона Форда), на киножанры (вестерн, антиутопия, бондиана, детектив) и персонажей (Лемми Коушен, профессор фон Браун, Джеймс Бонд).
Явная ссылка на структурализм обнаруживается в эпизоде, когда герой оказывается в «Институте общей семантики». В темном кабинете с проектором жители Альфавиля просвещаются в вопросах лингвистики и семиотики. Годар приглашал даже Ролана Барта прочитать отрывок из «Основ семиологии» (1965) для этой сцены, философ согласился, но не смог сняться в фильме из-за активной работы [11, с. 283]. Тогда режиссер поставил закадровый голос Альфы-60, на фоне которого менялись слайды с авторскими (вероятно режиссерскими) рисунками. На одном из них изображены французские слова, которые сами себя означивают. В русском переводе некоторые из них выглядели бы так: маСка; лестница; отсутств е; волллна; болезнь; запутупунность; цензора.
Таким образом, Годар практически превратил слова в иконические знаки. Термин ikon, предложенный представителем структурализма Ч. С. Пирсом, означает знак, который обладает свойствами, присущими обозначаемому объекту, независимо от того, существует этот объект в действительности или нет. Иконический знак, по мнению теоретиков и практиков кино, является основным средством оперирования в кино. Так, если единицей вербального языка является фонема (точнее аллофон), то минимальной различительной единицей киноязыка является ико-нический знак [4, с. 40-43].
Аналогично Годар поступает с титрами, превращая их в самостоятельные средства выражения во всех своих фильмах. В «Альфавиле» заглавные титры предельно скупы и просты в тон безжизненному городу. Периодически в фильме возникают формулы E=mc2 и s=hf, которые выполнены из галогенновых букв, светящихся на черном фоне, и в конце превращаются в mc2=hf и E=s. В другом кадре, две буквы «SS» расположены на кнопке лифта, ведущего в зал для казни «алогичных» жителей-революционеров Альфавиля. Роль титров также играют различные надписи (типа «Север» и «Юг»), стрелочки и вывески магазинов. В результате титры у Годара теряют свою изначальную функцию и становятся объектом структурного эксперимента, своеобразной игры, которая наделяет слова новым смыслом и превращает их в иконические знаки, логично вписанные в общую структуру фильма. Эти слова, формулы и надписи воспроизводят условия своего восприятия, что является главным свойством ikon (по У. Эко [9]).
149
Наконец, заключительной особенностью структуралистской деятельности Годара является сцена, в которой Наташа фон Браун читает за кадром (на фоне крупных планов главных героев) стихотворение Элюара. Непосвященный зритель не заметит подвоха, однако это стихотворение было собрано из различных строчек и сборников поэта. Годар буквально препарирует творчество Элюара и собирает по кусочкам новое творение, весьма органичное и эстетичное, которое не изменяет, а означивает поэта, ибо оно характеризует основные мотивы его любовной лирики. Этот творческий акт, по сути, и есть структуралистская деятельность режиссера, одновременно это и начало деконструкции. Это точка, в которой встречаются структурализм и постструктурализм.
Таким образом, понимание структурализма как способа деятельности режиссера, позволяет приблизиться к пониманию структуры фильма вообще, в
том числе и к выделению структурной единицы кинематографа. Пьер-Паоло Пазолини говорил о кинематографе как об «аналоге сознательно или бессознательно структурированной действительности». И замечал, что «действие кинематографиста хотя и подобно действию писателя, но представляет собой нечто более сложное. <...> В то время как работа писателя есть творчество эстетическое, работа кинематографиста первоначально представляет собой творчество лингвистическое, а лишь затем - эстетическое» [7, с. 73]. Понимание Ж.-Л. Годара как «структурального режиссера» позволяет по-новому взглянуть на его творчество и выделить в структуре фильмов смысловые единицы. По нашему мнению, «морфемами “Альфавиля”» являются самостоятельные цитаты, аллюзии или реминисценции, проявляющие себя в иконическом знаке, будь то титр или совокупность кадров.
1. Альфавиль [Видеозапись] / реж. Жан-Люк Годар; в ролях: Э. Константин, А. Карина, А. Тамирофф; Chaumiane, Filmstudio. - М.: РеплиМастер, 2002. - 1 диск. - Фильм вышел на экраны в 1965 г.
2. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - М.: Академ. проект, 2008. - 431 с.
3. Грецкий, М. Н. Структурализм / М. Н. Грецкий // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Совет. энцикл., 1976. - Т. 24. Кн. I: Собаки - Струна. - С. 560-562.
4. Зимин, А. Ю. Феномен смыслообразования в киноискусстве: моногр. / А. Ю. Зимин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. -124 с.
5. Корнев, В. Введение в метафизику Годара / В. Корнев // Альтернация. - 2009. - № 4. - С. 193-206.
6. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 541 с.
7. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОС-СПЭН), 2010. - 287 с. - (Актуальная культурология).
8. Тарасов, А. Н. Годар как Вольтер / А. Н. Тарасов // Дом Союзов. - 1993. - № 2. - С. 57-71.
9. Усманова, А. Р. Знак Иконический / А. Р. Усманова // Постмодернизм: энцикл. / сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. - С. 289-293.
10. Abrigeon, J. Jean-Luc Godard, cineaste-ecrivan: de la citation a la creation, presence et role de la litterature dans le cinema de Jean-Luc Godard de 1959 a 1967 [Ressources electronique] / web-maitre Julien dAbrigeon. - 1999. - URL: http://tapin.free.fr/godard/memoire.html. - Titre pour l'ecran.
11. Baecque, A. Godard biographe / A. Baecque. - Paris : Bernard Grasset , 2010. - 937 p.
12. Moulette, A. Alphaville, Jean-Luc Godard, 1965. Une esthetique de la nouvelle vague? [Ressources electronique] / web-maitre Amandine Moulette. - URL: http://cinema.chez-alice.fr/alphavil.html. - Titre pour l'ecran.
Сдано 2.02.2012
150