Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ЖИВОГО НАПОЧВЕННОГО ПОКРОВА НА ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЛЯХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СТРУКТУРА ЖИВОГО НАПОЧВЕННОГО ПОКРОВА НА ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЛЯХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОЙ НАПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ / LIVE GROUND COVER / ПРОЕКТИВНОЕ ПОКРЫТИЕ / PROJECTIVE COVER / ВИДЫ РАСТЕНИЙ / PLANT SPECIES

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Беляева Н. В., Мандрыкин С. С., Данилов Д. А.

Рассмотрены вопросы возобновительных процессов живого напочвенного покрова на постагрогенных землях, в Ленинградской области на различных почвах. Анализируется количественная представленность различных экологических групп растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Беляева Н. В., Мандрыкин С. С., Данилов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE LIVING GROUND COVER ON FALLOW LAND IN THE LENINGRAD REGION

The questions of renewal processes of the living ground cover of the post-agrogenic lands are considered, in the Leningrad Region on various soils. The quantitative representation of various ecological groups of plants is analyzed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ЖИВОГО НАПОЧВЕННОГО ПОКРОВА НА ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЛЯХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

СТРУКТУРА ЖИВОГО НАПОЧВЕННОГО ПОКРОВА НА ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЛЯХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

STRUCTURE LIVING GROUND COVER ON FALLOW LAND IN THE

LENINGRAD REGION

Беляева Н.В., Мандрыкин С.С.

(СПбГЛТУ им Кирова, Институт леса и природопользования, г.С-Петербург, РФ) Данилов Д.А. (Ленинградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства "БЕЛОГОРКА", Ленинградская обл., РФ)

Вelyaeva N.V., Mandrykin S.S.

(Saint Petersburg Forestry University n.Kirov, Institute of forest and nature management, S-Petersburg, Russia) Danilov D.A. ("Leningrad scientific research Institute of agriculture "BELOGORKA",

Leningrad region, Russia)

Рассмотрены вопросы возобновительных процессов живого напочвенного покрова на постагрогенных землях, в Ленинградской области на различных почвах. Анализируется количественная представленность различных экологических групп растений.

The questions of renewal processes of the living ground cover of the post-agrogenic lands are considered, in the Leningrad Region on various soils. The quantitative representation of various ecological groups of plants is analyzed.

Ключевые слова: живой напочвенный покров, проективное покрытие, виды растений,

Key words: live ground cover, projective cover, plant species

На постагрогенных участках Северо-запада России происходит смена растительного покрова и возобновление древесно-кустарниковых видов. Смена доминантов в растительном покрове растянута во времени и имеет разно вариантные линии развития [1, 4]. В зависимости от представленности в растительном покрове тех или иных видов травянистых растений возобновление древесных пород может осуществляться в разные временные сроки [2, 3].

Целью проведённого исследования было оценить представленность видов травянистых и мохообразных видов, а также кустарничков на разного срока залежности постагрогенных землях.

На исследуемых объектах ПП-1 и 1111-2 почвы - агрозём разной мощности от 30 до 45 см, дерново-подзолистая, иллювиально-железистая на песках. На других пробных площадях агрозём разной мощности от 20 до 35 см на красноцветном моренном валунном суглинке с элементами оглеения. На всех опытных участках идёт активный дерновый процесс. Срок залежности участков данных земель от 20 до 35 лет.

На всех пробных площадях суммарное проективное покрытие не превышает 100%, что связано с присутствием в исследуемых насаждениях мертвопокровных зон (рис.1). Ярусность не выражена.

Наименьшее суммарное проективное покрытие живого напочвенного покрова зафиксировано на участке 1111 4, что связано с большой численностью подроста ели и ивы на данной пробной площади. В результате указан-

ных причин усиливается конкуренция за свет, влагу и элементы питания, и, как следствие, снижается вероятность появления светолюбивых трав.

Самое большое проективное покрытие отмечено на пробной площади №5 (103,16%). Это связано с меньшим по численности подростом на данной пробной площади, что позволяет живому напочвенному покрову, который отличается разнообразием, активно участвовать в конкуренции за свет, влагу и элементы питания.

100 80 60 40 20 0 88,5 1 ПП 1 83,3 ПП 2 ПГ и 53,31 Ь1Ё 3 ПП 4 92,96 1 ПП 5

Рисунок 1 - Суммарное проективное покрытие живого напочвенного покрова на опытных объектах

На всех пробных площадях присутствуют травы и мхи. Ярусность не выражена из-за отсутствия кустарничков (рис.2).

Суммарное проективное покрытие живого напочвенного покрова на объектах исследования варьирует от 53,31% до 92,96 %. Мы установили, какие доли в суммарном проективном покрытии приходятся отдельно на кустарнички, травы и мхи.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что на всех участках преобладают травы. Это объясняется тем, что травы, являясь мезотрофами, получают достаточно элементов минерального питания, что создает благоприятные условия для их произрастания. По этой же причине травяный покров весьма разнообразен.

Рисунок 2 - Структура живого напочвенного покрова на объектах исследования

Доля мхов увеличивается лишь на двух пробных площадях (1111 3 и 1111 4), что может объясняться повышенной влажностью этих участков, благодаря чему мхи активно развиваются. Также, по этому показателю можно су-

дить о замедленномбиокруговороте.Все растения травяно-кустарничкового яруса распределялись на 3 группы: 1 - кустарнички; 2 - разнотравье; 3 -осоковые и злаковые (рис.З).Доля разнотравья на исследуемых участках занимает преобладающее положение. Доля злаковых и осоковых значительно меньше. Это говорит о том, что на участках нет недостатка элементов минерального питания, так как мезотрофы успешно произрастают.

Рисунок 3 - Проективное покрытие травяно-кустарничкового яруса на пробных площадях

Кроме исследований структурных изменений в живом напочвенном покрове и его видового состава большое внимание было уделено распределению напочвенной растительности на экологические группы (рис. 4-5). Как видно из рисунка 4, большинство растений относится к мезотрофам. Все вышеизложенное подтверждается и анализом распределения растений живого напочвенного покрова на экологические группы по отношению к влажности почвы (рис. 5).

Рисунок 4 - Доля олиготрофов, мезотрофов и мегатрофов в суммарном проективном покрытии,%

100 90

80 70

60

50

40

30

20

10

0

94,8

76,1

л -» г> Л Э С

14

5,2

■ ПП 1 Sä ПП 2 Ш ПП 3

■ ПП 4 — ПП 5

Мезофиты Гигрофиты

Экологические группы растений

Рисунок 5 - Доля мезофитов и гигрофитов в суммарном проективном покрытии,%

На основании проведённых исследований можно сделать заключения:

1. На постагрогенных землях в процессе сукцессий происходит внедрение лесных видов растений в фитоценозы, в которых преобладают дре-весно-кустарниковые и луговые виды. На исследуемых участках присутствуют не все компоненты живого напочвенного покрова. Кустарнички отсутствуют практически на каждой из пробных площадей.

2. На всех пробных площадях присутствует большая доля трав (от 57,2% до 97,7%). Это говорит о присутствии в почве достаточного количества элементов питания и об отсутствии переувлажнения.

3. Видовое разнообразие увеличивается на участках с меньшим количеством подроста и подлеска. Это связано с тем, что при таких условиях освещенность выше.

4. По отношению к почвенному плодородию на всех исследуемых объектах растения относятся к мезотрофам.

5. На всех опытных участках большинство растений принадлежит к мезофитам.

6. Наблюдаемая смена растительности находится в зависимости от срока залежности участка и его почвенно-гидрологических условий.

Список использованных источников

1. Агроэкологическое состоянии и перспективы использования земель России, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота / Под общей редакцией Г.А. Рома-ненко. М.: Росинформагротех, 2008. 64 с.

2. Голубева Л.В. Смена напочвенного покрова на старопахотных залежах Карго-польского района архангельской области / Л.В. Голубева, Е.Н. Наквасина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2014. № 6 (143). С. 67-72.

3.Данилов Д.А. Выращивание древесных насаждений на постагрогенных землях: учебное пособие / Д.А. Данилов, А.В. Жигунов, А.Н. Красновидов, Б.Н.Рябин, В.Ю. Неверовский, Т.А. Шестакова, В.И. Шестаков, О.О. Эндерс. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. 104 с.

4. Люри Д.И. Динамика сельскохозяйственных земель в России в XX веке и постаг-рогенное восстановление растительности почв / Д.И. Люри, С.В.Горячкин, Н.А. Караваева, Е.А. Денисенко, Т.Г. Нефедова. М.: ГЕОС, 2010. 416 с.

014122230912091467270527055501350141225309120912052705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.