Научная статья на тему 'Структура управления проектами улучшения производства автокомпонентов'

Структура управления проектами улучшения производства автокомпонентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Антон Анатольевич, Сущев Анатолий Константинович

Разработана структурно-функциональная модель управления проектами улучшения производства автокомпонентов, гармонизованная со структурой системы управления качеством промышленного предприятия. Проведен анализ работоспособности предложенной модели методами теории графов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Антон Анатольевич, Сущев Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура управления проектами улучшения производства автокомпонентов»

4. Солиев А. «Теоретические основы региональных комплексов», учебное пособие, Т.: НУУз имени М.Улугбека 2006. - с. 39

5. «Тенденции социально-экономического развития Узбекистана (2005-2014 гг.)/под общей редакцией А.М. Садыкова / Ташкент: IFMR, 2015. - с. 32-38»

6. www.stat.uz

Sayfullaeva Nigora Zakiraliyeva, assistant (e-mail: nigora-sayfullaeva@mail.ru) Bukhara engineering-technological Institute, The city of Bukhara, Republic of Uzbekistan

DIRECTIONS FOR IMPROVING MODERNIZATION AND DEEPENING OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS OF INDUSTRY IN UZBEKISTAN

Abstract. The article reviews the most important areas of industrial development in Uzbekistan, and examines the ways of implementing the State Program for localization of production.

Key words: industry, gross domestic product, industrial structure, modernization, technical and technological renewal of production, branch, efficiency of import substitution, scientific and technical progress.

УДК 658.5

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ Степанова Кристина Михайловна, студент

(e-mail: o3orni3a@yandex.ru) Сущев Антон Анатольевич, к.т.н., ассистент (e-mail: ant@web-easy.ru) Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества (e-mail: aksushev@yandex.ru) Владимирский государственный университет, Россия

Разработана структурно-функциональная модель управления проектами улучшения производства автокомпонентов, гармонизованная со структурой системы управления качеством промышленного предприятия. Проведен анализ работоспособности предложенной модели методами теории графов.

Ключевые слова: модель, управление качеством, проектный подход.

На предприятиях поставщиках автокомпонентов в связи с постоянно возрастающими требованиями автопроизводителей необходимо постоянно улучшать процессы производства и совершенствовать систему управления качеством для повышения конкурентоспособности, в первую очередь, в вопросах качества, стоимости и соблюдения сроков поставки продукции. С целью внедрения улучшений в производство автокомпонентов следует реализовать проекты, направленные на достижение установленных показателей качества, с максимально возможной эффективностью при ограничениях по времени, финансовым и материальным ресурсам.

Под управлением проектами понимается совокупность процессов по планированию, координации и контролю работ для реализации целей проектов с учетом требований качества и ограничений на ресурсы. На предприятиях производителях автокомпонентов имеется опыт организации процессного управления в соответствие с требованиями стандартов ИСО серии 9000, однако отсутствует практика применения проектного управления, что приводит к существенным затруднениям при реализации проектов улучшения производственных процессов. Поэтому актуальна задача разработки структуры управления проектами улучшения, учитывающей практику организации управления качеством [1].

На основании анализа задач, стоящих перед управлением качеством производства автокомпонентов, можно выделить определённую последовательность выполнения и приоритет различных комбинаций процессов при решении задач по совершенствованию производственных процессов. Реализация процессного подхода базируется на применении цикла улучшения PDCA. Данный цикл может быть ориентирован на непрерывное улучшение производства автокомпонентов с целью поочередного решение следующих задач:

-Планируй - установление целей и планирование улучшений;

-Делай - осуществление запланированных улучшений;

-Проверяй - проверка результатов улучшений процессов;

-Действуй - действия по улучшению показателей процессов.

Рассмотрим последовательность выполнения этих задач относительно главной цели: обеспечение требуемого уровня качества автокомпонентов на основе применения процессов управления качеством по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Ведущую роль при решении задачи планирования играют процессы -8.2 «Определение требований к улучшению» и 8.1 «Планирование реализации улучшения». Вторая задача выполнения проекта состоит в производстве работ по улучшению процессов. На этом этапе определяется необходимая квалификация персонала, требуемый уровень материально-технического и нормативного обеспечения работ, производится подготовка оборудования и рабочих мест. Основная нагрузка ложится на процессы: 7.5 «Управление документацией проекта»; 7.1.2«Управление персоналом»; 7.1.3, 7.1.4 «Управление инфраструктурой и средой»; 7.1.5 «Ресурсы для мониторинга и измерений»; 8.4 «Снабжение»; 8.5 «Производство работ по проекту».

Третья задача - проверка результатов улучшения производства, осуществляется при выполнении процесса 9.1 «Мониторинг и анализ выполнения проекта». Четвёртая задача состоит в выработке руководством предприятия мероприятий по внедрению полученных результатов по улучшению результативности и эффективности производства в повседневную деятельность. Основная нагрузка при решении этой задача возлагается на процессы: 9.3 «Анализ со стороны руководства»; 10.3«Постоянное улучшение».

Структура взаимосвязи системы процессов при реализации проектов улучшения, гармонизованная со структурой взаимосвязи процессов системы управления качеством промышленного предприятия [2], приведена на рисунке 1. На данной схеме отображена последовательность выполнения процессов управления проектов улучшения производства автокомпонентов и обозначены функциональные связи между процессами.

Процесс 8.2 «Определение требований к улучшению» связан с процессами: 8.1 «Планирование реализации улучшения», которому передаёт информацию по проекту улучшения; 8.5 «Производство работ по проекту», которому передает требования внешних и внутренних потребителей к результатам улучшаемого процесса; 9.3 «Анализ со стороны руководства», которому передаёт информацию о процессах СМК; 9.1«Мониторинг и анализ выполнения проекта», от которого получает информацию об аттестации процессов после улучшения.

Процесс 8.1 «Планирование реализации улучшения» связан с процессами: 7.5 «Управление документацией проекта»; 7.1.2 «Управление персоналом»; 7.1.3, 7.1.4 «Управление инфраструктурой и средой»; 8.4 «Снабжение»; 7.1.5 «Ресурсы для мониторинга и измерений». В свою очередь, перечисленные процессы передают результаты своей деятельности процессу 8.5 «Производство работ по проекту», который непосредственно взаимодействует с процессом 9.1 «Мониторинг и анализ выполнения проекта».

Информация о процессах

Результаты анализа процессов

>1

Результаты

контроля

процессов

Предложения

Процессы после

по улучшени! процессов

улучшения

Персонал, привлеченный к улучшению процессов

Аттестованные процессы после улучшения

Цели и задачи по улучшению процессов

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель управления проектами улучшения производства автокомпонентов

Результаты контроля качества работ по выполнению проекта передаются на процесс 9.3 «Анализ со стороны руководства», на который дополнительно поступает оценка удовлетворённости потребителей от 8.2 «Определение требований к улучшению», а также оценка деятельности поставщиков от процесса 8.4 «Снабжение». Выходные данные анализа результатов процессов поступают в процесс 10.3 «Постоянное улучшение» для разработки целей и задач последующих улучшений, которые передаются в процесс 8.1 «Планирование реализации улучшения».

Граф, отражающий структуру взаимосвязи процессов, входящих в модель управления проектами улучшения производства автокомпонентов, приведен на рисунке 2. Вершины графа С= (Р,А) соответствуют множеству процессов Р, а его рёбра соответствуют множеству А каналов связи между процессами с условным обозначением а(/,/) для вершин Р1,Р].

Рисунок 2 - Граф взаимосвязи процессов, входящих в модель управления проектами улучшения производства автокомпонентов

Построенный граф позволяет исследовать основные характеристики системы взаимосвязи процессов, используя методы теории графов [2,3]. Связи между элементами графа можно отобразить в виде матрицы смежности, которая задаётся массивом Л = [а^у], характеризующим связи между элементами графа, где

[1, если дуга а^^еА направленаот узлаР^вР к узлу РувР,

^ 10 в противном случае.

Для графа на рис. 2 матрица смежности А выглядит следующим образом:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0

2 0 0 1 1 1 1 1 0 0 0 0

3 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0

4 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0

5 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0

6 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0

7 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0

8 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0

9 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0

10 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1

11 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0

В таблице 1 приведены результаты исследования характеристик построенного графа по его матрице смежности методами теории графов [3].

Таблица 1 - Характеристики графа модели управления проектами улучше-_ния производства автокомпонентов_

Характеристики Показатели Комментарии

1. Связность элементов графа Число дуг превышает число вершин графа, отсутствуют обрывы Для всех вершин графа существует соединяющий их путь

2. Структурная компактность Невысокая; показатель структурной компактности Qотн = 1,7 >1 Большинство связей осуществляется через смежные вершины

3. Структурная избыточность Высокая; показатель структурной избыточности Г — 0,7 > 0 Число связей между вершинами графа превышает минимально необходимое

4.Распределение связей между вершинами Высокая неравномерность связей; показатель неравномерности а2 = 71 >0 Связи между вершинами графа распределены неравномерно

5. Степень централизации Высокая степень централизации графа; индекс централизации 8 = 0,93 « 1 В графе имеются вершины с большим количеством связей

Полученные характеристики графа структуры взаимосвязи процессов управления показывают работоспособность предложенной модели управления проектами улучшения производства автокомпонентов. Разработанная модель позволяет решить задачу подключения механизма управления проектом улучшения к действующей системе управления предприятием, так как она гармонизована со структурой процессов системы управления качеством, которую применяют все предприятия производители автокомпонентов. В системе управления качеством большинство работников предприятия являются участниками процессов, регламентированных стандартами ИСО серии 9000. С этими процессами гармонизованы процессы в разработанной модели управления проектами, что позволяет унифицировать требования к их реализации.

К выполнению проекта должны быть подключены работники предприятия, подготовленные для реализации процессов управления проектом. Вовлечение персонала предприятия в улучшение производства требует специального анализа степени готовности работников и организации обучения и повышения квалификации до требуемого для реализации проекта уровня. В период подготовки может быть проведено ознакомление работников с последовательностью реализации проекта, установлены связи между исполнителями, определены полномочия и ответственность за получение требуемого результата проекта. Предложенная модель позволяет организовать целенаправленное участие персонала предприятия на всех этапах жизненного цикла выполнения проекта улучшения и, тем самым, обеспечить внедрение запланированных улучшений с требуемым результатом.

Список литературы

1. Степанова К.М. Совершенствование управления качеством производства автокомпонентов на основе проектного подхода //Материалы VII МНТК «Инновации, качество и сервис в технике и технологиях». ЮЗГУ. 2017. - С. 353-356.

2. Сущев А. А. Программное обеспечение системы управления качеством для малых предприятий // Автоматизация в промышленности. - 2010. - №3. - С. 22-25.

3. Никифоров А. Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. - М.: Дрофа, 2004. - 720 с.

Stepanova Kristina Mihailovna, Student (e-mail: o3orni3a@yandex.ruj Vladimir state University, Russia

Sushchev Anton Anatolyevich, Cand. Eng. Sci., Assistant (e-mail: ant@web-easy.ruj Vladimir state University, Russia

Sushchev Anatoly Konstantinovich, Cand. Eng. Sci, Docent, Academician of the Academy of quality problems (e-mail: aksushev@yandex.ru) Vladimir state University, Russia

THE STRUCTURE OF PROJECT MANAGEMENT IMPROVING THE PRODUCTION OF AUTOMOBILE PARTS

Abstract. Developed structural-functional model of project management improving the production of automobile parts, harmonized with the structure of the quality management system of industrial enterprise. The analysis of the functionality of the proposed model by methods of graph theory.

Keywords: model, quality management, project approach.

УДК 336:656.1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Стринковская Анастасия Сергеевна, к.э.н, доцент (e-mail: strin-as@mail.ru) Афонасьева Яна Олеговна, магистрант Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

(СибАДИ), г.Омск, Россия (e-mail: yana.afonaseva.94@mail.ru)

В статье обозначена роль и значение транпортных предприйтий, обоснована актуальность экономической диагностики на предприятиях транспортного комплекса, определена сущность понятия диагности-ка,конкретизирован термин - экономическая диагностика. В статье раскрывается взаимосвязь понятий оценка, анализ и экономическая диагностика. Систематизированны методы применяемые в процессе экономической диагностики. Уточнено место экономической диагностики в системе экономического анализа. Сформулированы принципы экономической диагностики транспортных предприятий.

Ключевые слова: транспортная отрасль, диангностика экономического состояния, экономическая диагностика, методы экономической диагностики, принципы экономической диагностики.

Транспорт является базовым стратегическим элементом (сектором) экономики любой страны мира, одной из самых мощных и важнейших инфраструктурных отраслей материального производства, которая обеспечивает производственные и непроизводственные нужды народного хозяйства и населения во всех видах перевозок. Стабильное функционирование транспортной системы создает необходимые условия обороноспособности, национальной безопасности, целостности государства, повышает уровень жизни населения, обеспечивает выполнение социо-политических и культурных функций.

Экономическая роль транспорта заключается, прежде всего, в том, что он является органическим звеном каждого производства, проводит непрерывную и массовую доставку всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления, а также осуществляет разделение труда, специализацию и кооперацию производства. Без транспорта немыслимо рациональное размещения производства, освоение новых тер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.