СТРУКТУРА ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, АССОЦИИРОВАННЫХ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ COVID-19 У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ДАННЫЕ ОНЛАЙН-ОПРОСА
Гуменюк Л.Н.
д.м.н., профессор,
Член-корреспондент Крымской Академии наук, академик Академии наук высшего образования
Украины, врач-психиатр высшей категории.
Кривошапко О.Р. студентка
Медицинская академия имени С.И. Георгиевского (структурное подразделение ФГАОУВО
«КФУ им. В.И. Вернадского») Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь
STRUCTURE OF ANXIETY-DEPRESSIVE EXPERIENCES ASSOCIATED WITH THE PREVALENCE OF COVID-19 IN MEDICAL STUDENTS: ONLINE SURVEY DATA
Gumenyuk L.
MD, Professor,
Corresponding Member of the Crimean Academy of Sciences, Academician of the Academy of Sciences of
Higher Education of Ukraine, psychiatrist of the highest category
Krivoshapko O.
student
Medical Academy Si. Georgievsky (structural subdivision ofFGAOU VO
"KFU named after V.I. Vernadsky") Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol
Аннотация
Пандемия COVID-19, имеющая высокий стрессогенный потенциал, помимо угрозы для физического здоровья и жизни людей, параллельно спровоцировала рост тревожно-депрессивных реакций. Цель исследования была оценка структуры тревожных переживаний и выделение наиболее уязвимых групп, нуждающихся в психотерапевтической и/или психиатрической помощи в период эпидемии COVID-19 среди студентов Высших медицинских учебных заведений. Проведен онлайн-опрос 1052 студентов медицинских ВУЗов с 1 сентября по 1 ноября 2020 г. Участникам исследования предлагали заполнить анкету через интернет-платформу Google Forms. Анкета содержала 23 вопроса, относящихся к различным тематическим блокам и включала: социально-демографические данные, особенности тревожных переживаний по поводу пандемии COVID-2019; источники информации, из которых респонденты получают информацию о распространении инфекции; меры профилактики, предпринимаемые для превенции заражения; особенности психоэмоциального статуса. 837 (85,8%) респондентов сообщали о наличии как минимум двух фабул тревожных переживаний по поводу COVID-19, наиболее часто регистрировались 4,0 [3,0; 6,0] переживаний. Наиболее подвержены психологическому дистрессу оказались лица, лиц, страдающие аффективными расстройствами, незамужние девушки, студенты 1 -3 курсов, не занятые трудовой деятельностью в медицинских учреждениях. Полученные данные свидетельствуют о необходимости широкого проведенения пси-хокоррекционных мероприятий дистрессовых состояний у студентов в онлайн-режиме.
Abstract
The COVID-19 pandemic, which has a high stress potential, in addition to threatening people's physical health and lives, has provoked an increase in anxiety and depression. The aim of the study was to assess the structure of anxiety and identify the most vulnerable groups in need of psychotherapy and / or psychiatric care. COVID-19 among students of higher medical educational institutions. An online survey of 1,052 medical students was conducted from September 1 to November 1, 2020. Study participants were asked to fill out a questionnaire through the online platform Google Forms. The questionnaire contained 23 questions related to various thematic blocks and included: socio-demographic data, features of alarming experiences about the COVID-2019 pandemic; sources of information from which respondents receive information about the spread of infection; prevention measures taken to prevent infection; features of psychoemotional status. 837 (85.8%) respondents reported having at least two plots of anxiety about COVID-19, the most frequently reported being 4.0 [3.0; 6.0] experienced. The most susceptible to psychological distress were persons suffering from affective disorders, unmarried girls, students of 1-3 courses, not employed in medical institutions. The data obtained indicate the need for widespread psycho-corrective measures of distress in students online.
Ключевые слова: COVID-19, студенты, тревога, психическое здоровье, аффективная патология, стигматизация.
Keywords: COVID-19, students, anxiety, mental health, affective pathology, stigmatization.
Введение. SARS-CoV-2 (severe acute respiratory syndrome coronavirus 2) - новый штамм корона-вирусов, выявленный в конце 2019 года, индуцирующий опасное инфекционное заболевание - Corona Virus Disease 2019 (COVID-19) [1 из статьи РГМУ]. Начавшись с единичного случая заболевания на рынке морепродуктов в Ухани (КНР), инфекция стремительно распространилась по миру, охватив практически все государства [2 из статьи РГМУ]. После глобального распространения SARS-CoV-2, ВОЗ объявила COVID-19 чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, имеющей международное значение [3 из статьи РГМУ].
Согласно данным ряда современных исследователей, пандемия COVID-19, имеющая высокий стрессогенный потенциал, помимо угрозы для физического здоровья и жизни людей, параллельно спровоцировала рост тревожно-депрессивных реакций [8,9 из статьи РГМУ]. По мнению М.Ю. Сорокина и соавт. [ сама статья], в условиях пандемии возникли условия, при которых единовременно присутствует ряд факторов, оказывающих влияние на психическое здоровье: беспрецедентная потенциально угрожающая жизни ситуация с неопределенной продолжительностью; глобальные карантинные меры, ограничивающие личную свободу; неопределенность длительности инкубационного периода инфицирования SARS-CoV-2 и его бессимптомной передачи; уведомления о дефиците медицинских средств защиты и лекарственных препаратов; неустойчивая информационная картина с переизбытком противоречивой информации; неопределенность, сцепленная с влиянием COVID-19 на экономическую ситуацию.
Психологические реакции на опасность по большей части универсальны и это дает возможность предположить, что психоэмоциальный ответ людей в условиях пандемии COVID-19 будут аналогичны таковым в других чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, переживание пандемии различными социальными группами может иметь свои особенности.
Цель исследования - оценка структуры тревожных переживаний и выделение наиболее уязвимых групп, нуждающихся в психотерапевтической и/или психиатрической помощи в период эпидемии COVID-19 среди студентов медицинских ВУЗов.
Пациенты и методы. Данные для исследования были получены на основании онлайн-опроса, проведенного с 1 сентября по 1 ноября 2020 г. Участникам исследования предлагали заполнить анкету через интернет-платформу Google Forms. Анкету распространяли в социальных сетях в группах медицинских университетов различных регионов Российской Федерации.
Критерии включения респондентов в исследование: способность читать на русском языке; информированное согласие на участие в исследовании; студент или ординатор медицинского ВУЗа; отсутствие психических расстройств в анамнезе.
Критерии исключения: отказ от участия в исследовании; возраст <18 лет; наличие незаполненных разделов анкеты.
Анкета содержала 23 вопроса, относящихся к различным тематическим блокам и включала: социально-демографические данные, особенности тревожных переживаний по поводу пандемии COVID-2019; источники информации, из которых респонденты получают информацию о распространении инфекции; меры профилактики, предпринимаемые для превенции заражения; особенности психоэмо-циального статуса (вопросы скринингового опросника для выявления аффективных расстройств В.Н. Краснова).
Статистическая обработка полученных данных была выполнена с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 8.0. Проверка соответствия распределения значений признака характеристикам нормального распределения проводилась с использованием метода ассиметрии. Поскольку большинство количественных признаков не отвечало законам нормального распределения, их описывали посредством медианы (Ме) и квартилей (Ме [25%;75%]). Сравнение групп осуществляли с использованием ^критерия Манна-Уитни и критерия х2 Пирсона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Для групп, различающихся на уровне статистической значимости р<0,05 определяли размеры эффектов с использованием критериев Кроэна и Крамера.
Результаты исследования. В заключительный реестр вошли 1052 записи, сделанные в течение двух осенних месяцев, на которые пришлось начало второй волны СДУТО-19 (с 1 сентября по 1 ноября). Из анализа были исключены данные 77 респондентов, не соответствующих критериям включения в исследование. Таким образом, статистический анализ был выполнен по данным опроса 975 респондентов.
Демографические показатели Преимущественную часть выборки составили женщины - 720 (73,8%). Средний возраст респондентов составил 21[ 19,9;29,5] лет. В выборку вошли респонденты из следующих городов РФ: Симферополь 582 (59,7%), Санкт- Петербург 180 (18,5%), Владивосток 156 (16%), Волгоград 57 (5,8%).
Социальные показатели Преимущественное число респондентов - 303 (31,1%) являлись студентами 3 курса, 246 (25,2%) исследованных обучались на 5 курсе, 144 (14,8%) -на 6 курсе, 87(8,9%) - на 4 курсе, 69 человек (7,1%) - на 1 курсе, 45 (4,6%) - на 2 курсе, 27(2,8%) и 54 (5,5%) - проходили обучение в клинической ординатуре 1 и 2-го года соответственно. 429 (44%) выборки на момент опроса работали в государственных и частных медицинских учреждениях (санитары - 96 (22,4%), медицинские сестры - 252 (58,7%), врачи - 81 (18,9%). Большинство - 901 (92,4%) респондентов не состояли в браке. Сопутствующие заболевания На наличие хронической соматической патологии указали 213 (21,8%) респондентов. О наличии в анамнезе тревожных расстройств сообщили 260 (26 ,7%) респондентов. Реже респонденты сообщали о наличии аффективной патологии - 85
ров. Увеличение числа практикуемых мер превенции заражения SARS-CoV-2 ( в среднем - 4,4 [3,0; 5,0]) и частый поиск статистической информации по теме распространения СОУГО-19 ( в среднем -2,3 [1,0; 3,0]) раза в сутки коррелировали между собой и были связаны с интенсификацией психологического дистресса респондентов в ответ на пандемию: нарастало число опасений по поводу СОУГО-19, выраженность связанных с ними тревожно-депрессивных переживаний, а также склонность к стигматизации лиц с респираторными симптомами. Фактически все перечисленные характеристики были ассоциированы с особенностями социально -демографического статуса участников исследования (таблица 1).
Таблица 1.
Взаимосвязь показателей социально-демографического статуса с психологическими и поведенческими _реакциями участников исследования в отношении СОУЮ-19._
Показатель Частота поиска информации о СОУТО-19 Число фабул волнения о СОУГО-19 Число мер превенции СОУГО-19 Стресс (PSM-25) Стигматизация
Возраст 0 07*** -0 24*** - -0 37*** -0,07**
Курс обучения 0 09*** -0,16*** - -0 23*** -0,08**
Частота поиска информации о СОУГО-19 1,000 - - - -
Число фабул волнения о СОУГО-19 0,22*** 1,000 - - -
Число мер превенции заражения СОУТО-19 0,18*** 0 29*** 1,000 - -
Стресс по PSM-25 0,15*** 0 27*** 0,06* 1,000 -
Стигматизация 011*** 014*** 011*** - 1,000
(8,7%) респондентов, в структуре которой преобладали депрессивные расстройства - 65 (6,7%) и биполярное аффективное расстройство - 20 (2,1%). Субклинически выраженная депрессия (по результатам опросника В.Н. Краснова) регистрировалась у 195 (20,0%) респондентов.
Характеристика психологических и поведенческих реакций респондентов
Проведенный корреляционный анализ подученного массива данных анкетирования показал, что попытки адаптации к новым условиям жизни в период пандемии СОУГО-19 представляют собой многоуровневый процесс, характеризующийся сложной структурой взаимосопряженных факто-
Примечание: корреляционные коэффициенты Спирмена; N = 975; * - р < 0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001.
Среди респондентов 837 (85,8%) сообщали о наличии как минимум двух фабул тревожных переживаний по поводу СОУГО-19, наиболее часто регистрировались 4,0 [3,0; 6,0] переживаний (табл.2).
Таблица 2.
Типология опасений в отношении СОУГО-19 и их связь с выраженностью психологического стресса _и стигматизации лиц с респираторными симптомами_
Тип опасения Частота встречаемости (абс., %) Динамика выраженности (SE):
стресса стигматизации
Риск для здоровья и жизни родственников и друзей 760/78,0 _* +0,07
Потенциальные материальные сложности 542/55,6 +0,17 -0,05
Тяжёлые социальные последствия 453/46,5 +0,15 -0,09
Отсутствие специальной терапии СОУГО-19 410/42,1 +0,2 +0,20
Невозможность привычного образа жизни 398/40,8 +0,18 -0,17
Контагиозность вируса 329/33,7 +0,2 +0,28
Риск для собственной жизни 292/29,9 +0,15 +0,38
Недостаток в продаже средств защиты 251/25,7 +0,17 +0,24
Возможное отсутствие лекарственных средств 224/23,0 +0,40 +0,20
Риск длительной изоляции 196/20,1 +0,44 -0,15
Примечание: размер эффекта ^Е) слабый при 0,2 < Коэна d < 0,49; р < 0,05.
Многообразие тревожных реакций ассоциировалось с показателем психологического стресса (опросник PSM-25), достигающим в среднем по выборке среднего уровня выраженности (средний балл составил 108,8 [101,2;121,0]). Качественная
оценка сопряженности отдельных фабул переживаний о СОУГО-19 с выраженностью психологического стресса и стигматизации лиц с респираторными симптомами показал разнонаправленные эффекты изолированных опасений.
Наличие опасений относительно здоровья и жизни своих близких и друзей не коррелировало со статистически значимым нарастанием выраженности психологического стресса или значительным ростом стигматизации, что, на наш взгляд, обусловлено максимальной охваченностью данным переживанием подавляющего большинства участников исследования. Наряду с этим с клинически значимым эффектом нарастания психологического стресса ассоциировалось наличие двух наиболее редко регистрируемых из десяти фабул для переживания: «риск длительной изоляции» и «возможное отсутствие необходимых лекарственных средств» (табл.2). В совокупности 867 (88,9%) респондентов сообщали о наличии по крайней мере одного из них.
Средний суммарный показатель по опроснику стигматизации лиц с респираторными симптомами составил 19,7 [15,2; 20,3] баллов. При этом «риск
длительной изоляции» был сопряжен со статистически значимым снижением склонности участников исследования к стигматизации лиц с респираторными симптомами. Тем не менее эффекты нарастания стигматизации достигали уровня статистической значимости в случаях, когда у респондентов имели место переживания относительно его «опасности для собственной жизни», «контагиоз-ность вируса» и «недостатка в продаже средств индивидуальной защиты».
Психологические реакции отдельных групп студентов
Среди отдельных групп респондентов конкретные фабулы тревожных переживаний имели свою специфику. Для лиц с аффективными расстройствами были характерны две наиболее ассоциированные с психологическим стрессом фабулы (табл.3).
Таблица 3.
Особенности тревожных переживаний в группах участников исследования
Варианты переживаний относительно га\то-19 1 - ЗУИ, n = 222; 2 - УАФП, n = 540; 3 -УСП, n = 213; 4 - УАФП+СП, n = 753. Критерий статистической значимости
1 2 3 4
Риск длительной изоляции + 29 (13,1 %) 110 (20,4 %) 39 (18,3 %) 250 (33,2 %) г2 = 63,8; р = 0,000; SE = 0,24
- 193 (86,9 %) 430 (79,6 %) 174 (81,7 %) 503 (66,8 %)
Недоступность лекарственных средств + 52 (23,4 %) 178 (33,0 %) 29 (13,6 %) 238 (31,6 %) г2 = 59,6; р = 0,000; SE = 0,22
- 170 (76,6 %) 362 (67,0 %) 184 (86,4 %) 515 (68,4 %)
Примечания: ЗУИ- здоровые участники исследования, УАФП- участники с аффективной патологией, УСП - участники с соматической патологией; размер эффекта (SE) средний при 0,17 < Крамера V < 0,29.
При этом «риск длительной изоляции» в большей степени вызывал опасения среди тех, кто имел коморбидную аффективную и соматическую патологию. В то же время переживание «возможное отсутствие лекарственных средств» чаще регистрировалось у респондентов, страдающих аффективной патологией. Необходимо отметить, что среди 558 (57,2%) участников исследования, имеющих сочетание двух выше указанных ассоциированных с психологическим стрессом фабул тревожных переживаний, удельный вес респондентов без психических расстройств и страдающих аффективной пато-
Специфика тревожных переживаний с учетом
логией был идентичным. Непредвиденным доказательством внешней валидности онлайн-анкеты явилось установленное преобладание специфического для респондентов, страдающих тревожным расстройством, переживания за собственную жизнь, отличающего их от участников исследования с аффективной патологией. Установлена статистически значимая корреляционная связь между уровнем тревоги, депрессии и курсом обучения респондентов (г=-0,57; p=0,014) (г=-0,52; p=0,001).
Девушки чаще молодых людей беспокоились о собственной жизни и отсутствии специального лечения (табл.4).
Таблица 4.
Типы переживаний относительно СО^-19 1 - девушки, п = 720; 2 - парни, п = 255. Критерий статистической значимости
1 2
Отсутствие специального лечения + 144 (20,0 %) 71 (27,8 %) х2 = 10,6; p = 0,001; SE = 0,13
- 576 (80,0 %) 184 (72,2%)
Опасность для собственной жизни + 160 (22,2 %) 81 (31,8 %) х2 = 12,5; p = 0,000; SE = 0,15
- 560 (77,8 %) 174 (68,2 %)
Тип аффективных нарушений: 1 - нарушения настроения, п = 65, 2 - тревожные расстройства, п = 260.
Опасность для собственной жизни 1 2 х^ = 8,7; p = 0,004; SE = 0,11
+ 16 (24,6 %) 105 (40,4 %)
- 49 (75,4 %) 155 (59,6 %)
Примечание: размер эффекта (SE) малый при 0,1 < Крамера V < 0,3.
Таблица 5.
Специфика тревожных переживаний в группах респондентов с учетом их занятости
Тип переживания относительно СОУГО-19 Представленность в группах Критерий статистической значимости
1 2 4 5
Трудовой статус: 1 - студенты-специалитеты, п = 921; 2 - ординаторы, п = 54; 3 - нетрудоустроенные студенты, п = 546; 4 - трудоустроенные, п = 429
Риск изоляции + 185 (20,1%) 14 (26,0%) 108 (19,8%) 57 (13,3%) X2 = 52,7; p = 0,000; SE = 0,16
- 736 (79,9%) 40 (74,0%) 438 (80,2%) 372 (86,7%)
Примечание: размер эффекта (БЕ) средний при 0,15 < Крамера V< 0,25.
Существенно реже сюжет тревожных опасений за собственную жизнь встречался среди участников исследования, обучающихся на 6-м курсе, ординаторов и лиц старше 25 лет. Участников ис-
следования старше 25 лет выделяла большая склонность к опасениям относительно материальных трудностей и социальных последствий, возможных на фоне пандемии СОУГО-19 (табл.6).
Таблица 6.
Специфика тревожных переживаний с учетом специалитета/ординатуры и возраста
Тип переживаний относительно СОУГО-19 Представленность в группах Критерий статистической значимости
1 2 3 4 5 6 7
Образование: 1 - 1-й курс, п = 69; 2 - 2-й курс, п = 45; 3 - 3-й курс, п = 303; 4 - 4-й курс, п = 87; 5 - 5-й курс, п = 246; 6 - 6-й курс, п = 144; 7 - ординаторы, п = 54
Риск для собственной жизни + 16 (23,2) 11 (24,4) 65 (21,5) 22 (25,3) 12 (17,1) 11 (7,6) 5 (9,3) х2 = 35,2; p = 0,000; БЕ = 0,15
- 53 (76,8%) 34 (75,6%) 238 (78,5%) 65 (74,7%) 204 (82,9%) 133 (92,4%) 49 (90,7%)
Тип переживаний относительно СОУГО-19 Представленность в г руппах Критерий статистической значимости
1 2 3 4 5
Возраст: 1 - 18-20 лет, п = 414; 2 - 21-23 лет, п = 438; 3 - 24-26 лет, п = 90; 4 - 27-29 лет, п = 15; 5 - 30 и старше лет, п = 18
Социальные последствия + 113 (27,3) 101 (23,1 %) 12 (13,3 %) 1 (6,7 %) 2 (11,1 %) X2 = 54,1; p = 0,000; SE = 0,17
- 301 (72,7 %) 337 (76,9 %) 78 (86,7 %) 14 (93,3 %) 16 (88,9 %)
Материальные трудности + 135 (32,6 %) 147 (33,6 %) 29 (32,2 %) 5 (33,3 %) 7 (38,9 %) х2 = 101,5; p = 0,000; SE = 0,12
- 279 (67,4 %) 291 (66,4 %) 61 (67,8 %) 10 (66,7 %) 11 (61,1 %)
Примечания: размер эффекта (БЕ) средний при 0,13 < Крамера V< 0,22.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
На основании результатов проведенного он-лайн-анкетирования нами были получены данные, позволяющие оценить структуру психологических переживаний, характерных для студентов медицинских ВУЗов в условиях режима самоизоляции в России. В ходе проведенного анализа установлена существенная распространенность среди респондентов различных причин для тревожных переживаний, обусловленных пандемией СОУГО-19, которые в совокупности обеспечивали повышение уровня психологического дистресса в выборке обследованных.
В условиях дистанционного обучения и изменившихся условий жизни, обусловленных карантинными мероприятиями, у респондентов ожидаемо сформировались разнообразные переживания, вызванные пандемией COVID-19. Необходимо отметить, что опасения по поводу «риска для здоровья и жизни родственников и близких» не провоцировали нарастание психологического стресса, в связи с чем их можно рассматривать в рамках адаптационных личностно-психологических реакций. Параллельно увеличение числа опасений приводило к истощению адаптационных механизмов, обусловливая интенсификацию психологического стресса, выражающегося в нарастании тревоги, и
социального напряжения, в результате чего испытываемый дистресс переносился во вне, инспирируя нарастание стигматизации лиц с респираторными симптомами. Необходимо отметить, что интенсификация психологического стресса была обусловлена нарастанием опасений в связи с «возможным отсутствием лекарственных средств» и «риском длительной изоляции», что в первом случае, вероятно, сцеплено с ухудшением субъективной перцепции, а в последнем - провокацией тревоги и дискомфорта в результате карантинных мероприятий. Усиление стигматизационных установок статистически значимо было связано с переживаниями «опасности для собственной жизни», «контагиозности вируса» и «недостатка в продаже средств индивидуальной защиты», что, на наш взгляд, преимущественно обусловлены ощущением утраты контроля над ситуацией. Для респондентов с аффективной патологией и для лиц без психоэмоциональных нарушений были характерны аналогичные фабулы тревожных переживаний - «риск длительной изоляции» и «недоступность лекарственных средств». При этом «риск длительной изоляции» вызывал опасения преимущественно среди участников исследования с ко-морбидной аффективной и соматической патологией, а «возможное отсутствие лекарственных
средств» чаще регистрировалось у участников исследования, страдающих аффективными расстройствами. Помимо этого, респонденты, страдающие тревожными расстройствами по сравнению с лицами с аффективными расстройствами характеризовались превалированием специфического для них «опасения за собственную жизнь», что подтверждает клиническую специфику их переживаний.
Полученные данные о структуре тревожных переживаний участников исследования позволяют выделить их специфику среди различных групп студентов, что необходимо для разработки персо-нализирванных программ оказания психо-социальной помощи данному контингенту. По мере развития инфекционного процесса по всему миру накапливается и систематизируется опыт ведения пациентов различных возрастных и социальных групп, однако на сегодняшний день не определены стратегии, направленные на возникшие потребности в области психического здоровья, вызванные пандемией пандемией COVID-19. Установленные в настоящей работе особенности тревожных переживаний в группах риска диктует необходимось применения для преодоления психологических последствий пандемии COVID-19 широкое внедрение психо-социальных интервенций с психотерапевтов, врачей-психиатров и социальных работников. На основании организации психологической помощи в Китае и данных, полученных в нашей работе, одной из преград организации эффективной психо-соци-альной поддержки студентов может являться наличие стигматизации лиц с респираторными симптомами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные свидетельствуют о необходимости широкого проведенения психокоррек-ционных мероприятий дистрессовых состояний у студентов в онлайн-режиме с преимущественным охватом лиц, страдающих аффективными расстройствами, незамужних девушек, студентов 1-3 курсов, не занятых трудовой деятельностью в медицинских учреждениях.
Список литературы
1. Chan JF-W, Yuan S, Kok KH, To KKW, Chu H, Yang J, et al. A familial cluster of pneumonia associated with the 2019 novel coronavirus indicating person-to-person transmission: a study of a family cluster. The Lancet. 2020; 395 (10223): 514-23. Available from: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30154-9.
2. Statement on the second meeting of the International Health Regulations (2005) Emergency Committee regarding the outbreak of novel coronavirus (2019-nCoV). World Health Organization (WHO), 2020. Available from (assessed Feb 15, 2020): https:// www.who.int/news-room/detail/30-01-2020-state-ment-on-the-second-meeting-of-the-international-health-regulations- (2005)-emergency-committee-re-garding-the-outbreak-of-novel-coronavirus-(2019-ncov).
3. "WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19". World Health Organization (WHO) (Press release), 11 March 2020. Archived from the original on 11 March 2020. Available
from: https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-di-rector-general-s-opening-remarks-at-the-media-brief-ing-on-covid-19—11-march-202.
4. В России выявили двух первых больных коронавирусом. Доступно по ссылке: https://www.interfax.ru/russia/693554.
5. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU). Available from: https://gisanddata.maps.arcgis.com/apps/opsdash-board/ in-dex.html#/bda7594740fd40299423467b48e9ecf6.
6. Qiu J, Shen B, Zhao M, et al A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. General Psychiatry. 2020; 33: e100213.
7. Brooks SK, Webster RK, Smith LE, Woodland L, Wessely S, Greenberg N, et al. The Psychological Impact of Quarantine and How To Reduce It: Rapid Review of the Evidence. The Lancet. 2020; 395 (10227): 912-20. Available from: https://doi. org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8.
8. Yao H, Chen JH, Xu YF. Patients with mental health disorders in the COVID-19 epidemic. Lancet Psychiatry. 2020; 7 (4): e21. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30090-0/.
9. Lai J, Ma S, Wang Y, Cai Z, Hu J, Wei N, et al. Factors Associated With Mental Health Outcomes Among Health Care Workers Exposed to Coronavirus Disease 2019. JAMA Netw Open. 2020; 3 (3): e203976. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.3976.
10. Addressing Stigma. Centers for disease control and prevention. Available from: https://emer-gency.cdc.gov/cerc/cerccorner/ article_123016.asp.
11. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009; 336 с.
12. Link B, Cullen F, Frank J, Wozniak J. The Social Rejection of Former Mental Patients: Understanding Why Labels Matter. American Journal of Sociology. 1987; 92 (6): 1461-500. Retrieved April 12, 2020. Available from: www.jstor.org/stable/2779844.
13. Novel coronavirus (2019-nCoV): strategic preparedness and response plan Feb 3, 2020. World Health Organization, 2019 [cited 2020 Feb 7]. Available from: https://www.who.int/docs/ default-source/coronaviruse/srp-04022020.pdf.
14. Li W, Yang Y, Liu ZH, Zhao Y-J, Zhang Q, Zhang L, et al. Progression of Mental Health Services during the COVID-19 Outbreak in China. Int J Biol Sci. 2020; 16 (10): 1732-8. DOI: 10.7150/ijbs.45120.
15. Chen Q, Liang M, Li Y, Cuo J, Fei D, Wang L, et al. Mental health care for medical staff in China during the COVID-19 outbreak. Lancet Psychiatry. 2020; 7 (4): e15-e16. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30078-X.
16. Kang L, Li Y, Hu S, Chen M, Yang C, Yang BX, et al. The mental health of medical workers in Wuhan, China dealing with the 2019 novel coronavirus. Lancet Psychiatry. 2020; 7 (3): e14. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30047-X.
17. Вестник РГМУ «Структура тревожных переживаний, ассоциированных с распространением COVID-19: данные онлайн-опроса» М. Ю. Сорокин, Е. Д. Касьянов, Г. В. Рукавишников, О. В. Ма-каревич, Н. Г. Незнанов, Н. Б. Лутова, Г. Э. Мазо