Научная статья на тему 'Структура Тобольского губернского управления (1895-1917 гг. )'

Структура Тобольского губернского управления (1895-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева Виктория Викторовна

В статье рассматриваются причины губернской реформы 1895 г., организация Тобольского губернского управления и его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура Тобольского губернского управления (1895-1917 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

*

28І

ранные офицерами Генерального штаба. Область сибирских киргизов. 4.III. Сост. Красовский М. - СПб., 1B6B. — 264 с.

12. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника.—М., 19B9.

- 749 с.

13. Каруц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангушлаке.-СПб.

- 1B1G. - 173 с.

14. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 2G-4G годы XIX века.

- Алма-Ата, 1992. — 4GG с.

15. Мустафина Р.М. Ислам в Казахстане (XIX в.) Ислам: история и современность. Материалы межд. конференции/ред. Абусеитова М.Х.-Алматы: Дайк-пресс, 2GG1. - 16B с.

16. Известия Императорского русского географического общества.- выпуск № 15. - Оренбург, 19GG.

17. О казахах и киргизах// Тобольские епархиальные ведомости ч.1 Омск, 1892 г., с. 77.

18. Толеубаев А. Пережитки домусульманских верований и обрядов в семейном быту казахов в конце XIX - начале XX веков.

- Москва, 1972. - 213 с.

РАЗДЫКОВА Гульназ Максутовна, магистр истории, старший преподаватель кафедры этнологии, культурологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.03.2007 г.

© Раздыкова Г.М.

УДК 353 (5711) В. В. ГЕРМИЗЕЕВА

Омский государственный технический университет

СТРУКТУРА ТОБОЛЬСКОГО ГУБЕРНСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ

(1895-1917 гг.)

В статье рассматриваются причины губернской реформы 1895 г., организация Тобольского губернского управления и его структура.

Губернское правление к концу XIX в. представляло отдельное от губернского совета учреждение, действовавшее вполне самостоятельно, исключая дела, которые в обязательном порядке должны были утверждаться губернатором. Начальники губерний, не имея непосредственного отношения к правлению, передавали все поступающие дела и бумаги в канцелярию общего губернского управления, где они дополнялись необходимыми сведениями, а затем возвращались обратно в правление либо представлялись в министерства по принадлежности. В результате постоянно возрастала переписка общего губернского управления с правлением. Последнее постепенно утрачивало свое значение, особенно в глазах окружной администрации, чаще всего исполнявшей предписания после неоднократных напоминаний [1].

Тобольский губернатор В.А. Тройницкий отмечал, что упразднение губернского совета и губернского правления с последующей заменой их одним учреждением крайне необходимо. Он указывал на то, что учреждения эти почти однородные и находятся под высшим руководством губернатора, поэтому легко могут слиться в одно. Более рациональное распределение обязанностей должно было привести к уменьшению числа штатных чинов и канцелярии и создавало возможность на те же средства увеличить содержание чиновников. Указывая на необходимость изменения порядка управления, губернатор отмечал, что в новом законе следует ясно оговорить и разъяснить права губернского управления [2].

Для решения этого вопроса в 1886 г. при МВД под председательством бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири А.П. Игнатьева была образована комиссия. По проекту, предложенному комиссией,

все коллегиальные органы управления предполагалось объединить в высшее в губернии присутственное место — губернское управление. В общее присутствие под председательством губернатора должны были входить: вице-губернатор, управляющий казенной палатой, председатель губернского суда, губернский прокурор, советники, губернский тюремный инспектор, ветеринар, инженер, архитектор. Таким образом, «это была своего рода попытка преодолеть на местном уровне ведомственный разнобой», усилить контроль губернатора за решением практически всех вопросов губернского управления, а также влияние МВД в местном управлении в целом [3].

1 июня 1895 г. в Тобольской и Томской губерниях взамен губернских советов с состоящими при них канцеляриями общего губернского управления, строительных отделений, губернских присутствий по городским делам и воинской повинности, губернских правлений с канцеляриями, тюремного отделения в Томской губернии, экспедиции о ссыльных в Тобольской губернии, губернских типографий и архивов, приказов общественного призрения и врачебных управ, оспенных и общественного здравия комитетов были учреждены губернские управления в составе губернатора, общего присутствия и канцелярии. Этот же закон распространялся на Енисейскую и Иркутскую губернии [4].

Следствием существования в Европейской России двух канцелярий - губернского правления и губернатора - являлась излишняя переписка между ними, что уменьшало значение губернского правления в глазах уездных правительственных органов и устанавливало в некоторых случаях нежелательное влияние губернаторской канцелярии на производство дел в

губернском правлении. Поэтому при проведении губернской реформы в Сибири посчитали, что более правильным будет учредить канцелярию лишь при губернском управлении, к обязанности которой была отнесена и личная переписка губернатора. В делах, имеющих конфиденциальный характер, начальник губернии мог возлагать ведение документов на одного из чиновников особых поручений.

Реализация закона 1895 г. не принесла ожидаемой рационализации управления. Объединение в одном ведомстве всех вопросов губернской жизни, напротив, усиливало целый ряд проблем, особенно сразу после реформы, когда необходимо было распределять дела и штат согласно новым правилам. Губернское управление так и не смогло объединить государственные учреждения губернии. А.В. Ремнев отмечает, что «неудачу произведенных преобразований в Сибири признали уже в 1903 г. при подготовке общероссийской губернской реформы. В записке, составленной департаментом общих дел МВД, было заявлено, что проектируемые для России губернские советы должны быть созданы на других основаниях, нежели губернские управления в Сибири, которые лишь облегчают делопроизводство, но не изменяют дела по существу. При этом подчеркивалось, что создание губернского совета не должно ограничивать единоличной власти губернатора или даже ставить его деятельность под коллегиальный контроль» [5].

Обсуждаемые проекты о подчинении Тобольской и Томской губерний генерал-губернаторской власти не были реализованы и не привели к изменению организации административного управления в Западной Сибири. В результате структура Тобольского губернского управления на протяжении всего исследуемого периода определялась законом 1 июня 1895 года.

Во главе губернии стоял губернатор, который являлся председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов и комиссий, состоящих из чиновников губерний, а в некоторых случаях из представителей городского самоуправления. Они дополняли деятельность Тобольского губернского управления при решении вопросов общественного здравия, народного просвещения и прочих.

Общее присутствие губернского управления под председательством губернатора составляли: вице-губернатор, управляющий казенной палатой, управляющий государственными имуществами, председатель окружного суда, прокурор, непременные члены по крестьянским делам, советники, губернский тюремный инспектор, его помощник (с правом совещательного голоса), губернский врачебный инспектор, губернский ветеринар, губернский инженер и губернский архитектор (с правом совещательного голоса). В связи с важностью переселенческого вопроса в 1909 г. в состав общих присутствий стали входить заведующие переселенческим делом с предоставлением им решающего голоса при обсуждении переселенческих дел и совещательного — по прочим административным делам. В 1914 г. в состав общего присутствия был введен непременный член по воинской повинности присутствия.

Вице-губернаторы должны были принимать участие в заседаниях общего присутствия губернского управления по всем вопросам; управляющие казенными палатами и государственными имуществами — только по крестьянским и переселенческим делам, а также по вопросам относительно земских повинностей, городского общественного управления, народного продовольствия, общественного призрения, оспопрививания и общественного здравия; председатели окружных судов

— по делам судебного свойства; непременные члены по крестьянским делам — при разрешении дел крестьянских, переселенческих и о воинской повинности; советники — по делам общего присутствия губернского правления и по делам, относящимся к вверенным им частям управления; губернский тюремный инспектор, его помощник, губернский врачебный инспектор, губернский ветеринар, губернские инженер и архитектор принимали участие в заседаниях по делам, относящимся к тюремно-арестантским, врачебным, ветеринарным, строительным и дорожным частям по их принадлежности.

На общее присутствие Тобольского губернского управления были возложены обязанности присутствий по крестьянским и городским делам, по воинской повинности, по делам об обществах и союзах (с 1906 г.).

В общем присутствии были сосредоточены дела, связанные с составлением ежегодных отчетов по губернскому управлению, рассмотрением и окончанием частных жалоб относительно неправильного или медленного производства дел, по разрешению сомнений в исполнении законов, по хозяйственному управлению (торги и подряды разного рода, рассмотрение и утверждение контрактов, рассмотрение случаев несостоятельности), по устройству полиции в городах и уездах [6].

Канцелярия губернского управления состояла из девяти отделений: трех распорядительных, врачебного, тюремного, строительного, крестьянского; в 1896 г. в ее состав было включено межевое, а в 1897 г. —ветеринарное отделения. В 1914 г. в штат Тобольского губернского управления были введены две новые должности: непременного члена по воинской повинности присутствия и секретаря при нем, что позволило организовать в составе канцелярии новое отделение — по воинской повинности.

Каждое отделение канцелярии ведало определенным кругом вопросов. Распределение делопроизводителей, их помощников и писцов зависело от начальников отделений и утверждалось начальником губернии.

Распределение предметов делопроизводства между тремя распорядительными отделениями зависело от губернаторов, поэтому в Тобольской губернии имело свои особенности.

В ведении первого «инспекторского» отделения были вопросы, связанные с обнародованием законов, правительственных распоряжений, определением и увольнением чиновников, представлением их к чинам, наградам и пенсиям, формированием полицейских и иных административных штатов в губернии, утверждением инородческих волостных начальников, мещанских и купеческих старост. Кроме того, в первом отделении была сосредоточена переписка о католиках, лютеранах, евреях, магометанах; рассматривались и утверждались уставы, велось наблюдение за благотворительными и общественными учреждениями губернии; выдавались свидетельства на звание почетного гражданина. Также отделение занималось вопросами, связанными с городским самоуправлением, народным образованием, здесь были сосредоточены документы по сельскому хозяйству и губернской типографии.

В первом отделении полагалось иметь 4 делопроизводителя и 4 помощника, младший чиновник особых поручений при губернаторе должен был отвечать за делопроизводство, связанное с сельским хозяйством.

На советника первого отделения возлагалась подготовка докладов для рассмотрения в общем

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

присутствии городских дел. Кроме того, ему принадлежал надзор за губернским архивом, журнальной частью канцелярии общего присутствия и губернской типо-графией, заведование которой поручалось одному из помощников делопроизводителей этого отделения [7].

Второе отделение — «судное» или «уголовно-гражданское» — занималось рассмотрением и утверждением духовных завещаний, ведало делами о преступлениях и проступках по службе чинов, подведомственных губернскому управлению, утверждало приговоры судебных мест и судебно-полицейской расправы, а также приговоры мещанских обществ об удалении или непринятии порочных членов. В отделении были сосредоточены дела по взысканиям за нарушение уставов казенных управлений: лесного, питейного и проч., дела о земельных спорах между крестьянами и инородцами, а также все дела по воинской повинности и страхованию. Во втором отделении полагалось иметь 2 делопроизводителя и 2 помощника, при этом одного из делопроизводителей должен был заменить старший чиновник особых поручений при губернаторе.

Доклады по общему присутствию воинских и страховых дел были возложены на советника второго отделения, под руководством которого они должны были вестись двумя штатными делопроизводителями или их помощниками.

Третье отделение — «бухгалтерское и счетное»

— занималось взысканием окладных сборов, недоимок, штрафов за нарушение питейного и других казенных уставов, распределяло и взыскивало городской налог с недвижимых имуществ, решало вопросы по заведованию сословными мещанскими и инородческими производственными капиталами, утверждало цены на предметы народного продовольствия. Отделение рассматривало дела по казенным оброчным статьям, ведало отпуском из казенных дач леса крестьянам, производством торгов по подрядам и поставкам в казенные учреждения. Кроме того, в этом отделении были сосредоточены дела по оценке торгово-промышленных и фабричных помещений по взиманию с них земского сбора, велось заведование делами общественного призрения в губернии, составлялись годовые губернские отчеты о доходах и расходах по ведомству МВД, производилась выдача путевых пособий.

На советника возлагался ближайший надзор за экзекуторской частью губернского управления. В третьем отделении полагалось иметь 3 делопроизводителя, 2-х помощников, 1 бухгалтера и 1 помощника бухгалтера [8].

В каждом отделении общие вопросы объединялись в специальные делопроизводства (или столы). Например, во внутренней структуре третьего отделения тобольского губернского управления их было четыре: первое делопроизводство — податное, второе — оброчное, третье — земское, четвертое — бухгалтерское [9].

Функции врачебного, крестьянского, строительного, ветеринарного, межевого отделений были связаны с решением вопросов в соответствии с их профилем.

В частности, во врачебном отделении сосредотачивалась переписка по снабжению медикаментами и другими пособиями всех сельских лечебниц и врачебных пунктов губернии, решались вопросы по проведению профилактических мероприятий, кадровые и иные проблемы.

Дела о продовольственном обеспечении крестьянского населения, об открытии сельских ярмарок, пе-301 реписка по ревизиям делопроизводства крестьянских

начальников и по жалобам на проступки по их службе находились в крестьянском отделении.

В строительном отделении велось заведование казенными зданиями, составлялись и утверждались сметы на ремонтные и строительные работы и прочее.

Дела по межевой части находились в ведении межевого отделения во главе с губернским землемером.

В ветеринарном отделении был сосредоточен весь надзор по ветеринарной части, руководство мероприятиями против эпизоотий, доклад по этим делам в общем присутствии возлагался на губернского ветеринара.

В тюремном отделении находились дела по исполнению судебных приговоров, об облегчении участи ссыльных, выдаче им свидетельств на право торговли, составлению табели расходов на питание арестантов. Заведование отделением возлагалось на тюремного инспектора.

В ведении отделения по воинской повинности были вопросы мобилизации, ведение соответствующего делопроизводства и пр.

Задачи, стоящие перед отделениями губернского управления, неоднократно пересматривались. В первую очередь это касалось деятельности распорядительных отделений. Впоследствии рассматривалась возможность реформы губернского управления, планировалось создать вместо статистического комитета статистическое отделение, решался вопрос о возложении обязанностей непременных членов на вице-губернаторов [10], но преобразования так и не были проведены.

Губернаторы как начальники губерний и председатели общих присутствий имели обширные права и могли повлиять на окончательное решение вопросов в соответствии со своими позициями, а в условиях исключительных положений их роль постоянно возрастала. В то же время губернское управление фактически превратилось в исполнителя воли губернаторов, обязано было руководствоваться его предложениями. Неопределенность компетенции чиновников, отсутствие четкого законодательного распределения вопросов, подведомственных губернскому управлению, только ухудшали состояние административного аппарата губернии.

В ходе реализации губернской реформы 1895 г. было создано Тобольское губернское управление, что позволило упорядочить делопроизводство и объединить в одном ведомстве решение всех губернских вопросов.

Учреждение получило законодательно закрепленные структуру и полномочия, которые не были неизменными. Изменения в структуре Тобольского губернского управления в исследуемый период в основном связаны с перераспределением делопроизводства между отделениями канцелярий и введением новых членов в состав общих присутствий. После 1914 г. структура учреждения получила тот вид, который просуществовал до 1917 г. В марте 1917 г. постановлением Временного правительства повсеместно были отстранены от должности губернаторы и вице-губернаторы. Вскоре МВД приступило к разработке временного положения административного управления «на началах широкой общественной самодеятельности», структура губернских учреждений подлежала изменению [11]. 19 сентября 1918 г. было принято постановление о переименовании губернского управления в губернский комиссариат.

В дореволюционной России в целом и в Западной Сибири в частности законодательно закрепленная структура административного управления

основывалась на подчинении одного уровня власти другому, но в рамках надзора все они подчинялись местному губернатору. Подобный принцип организации мог быть достаточно действенным при четко отработанной системе ведения делопроизводства и решения задач, стоящих перед управленцами, но в ситуации постоянной волокиты и медлительности лишь углублял кризис местной системы управления. Нестабильная социально-экономическая и общественно-политическая ситуация, увеличение размера переселения, революционные движения, Первая мировая война ставили перед губернским управлением новые проблемы, которые оно не могло разрешить должным образом вследствие отсутствия необходимой информации, формального отношения к своим обязанностям многих чиновников, большого количества дел, требующих рассмотрения. В сложившейся ситуации власти стремились посредством увеличения надзора и числа чиновников стабилизировать положение. Но в действительности необходим был пересмотр существующей системы с целью предоставления местной власти полномочий по принятию самостоятельных решений по ряду вопросов, а с введением земских учреждений появилась бы возможность разгрузить губернское управление от второстепенных хозяйственных дел.

Библиографический список

1. Государственное управление Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее — ГУТО ГАТ). Ф. 152. Оп. 34. Д. 379. Л. 88.

2. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп.34. Д. 379. Л. 20-21.

3. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала ХХ веков. Омск, 1997. С. 191-192.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. № 11757. Т. 15. С. 358.

5. Ремнев А.В. Указ. соч. С. 194.

6. Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Кн. 1. Т. 2. С. 1239.

7. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 62. Л. 112.

8.Там же. Оп. 34. Д. 400. Л. 11.

9. ГУТО ГАТ. Ф. 152. 0п. 34. Д. 400. Л. 12.

10. Сибирские вопросы. 1910. № 12. С. 29.

11. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 51. Д. 17. Л. 1.

ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры «Отечественная история».

Дата поступления статьи в редакцию: 16.03.2007 г.

© Гермизеева В.В.

УДК 9 (517.3)

В. Г. ОПОЛЕВ

Иркутский государственный университет

РОЛЬ ЧАН КАЙШИ В СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ)

Советская китайская политика характеризовалась двойственностью. Мне кажется, что внутренняя политика не должна влиять на отношения между странами. Классовый подход не должен присутствовать в международных отношениях, где интересы наций, не классов, играют значительную роль. Это актуально сегодня. Стабильные отношения между Китаем и Россией могут принести двум народам большую экономическую

История отношений Советской России с лидером ГМД (Гоминьдана) Чан Кайши, одним из видных политических деятелей Китая прошлого столетия, занимает видное место в отечественной историографии. Это период с 1925 по 1949 гг., время поддержки ГМД как альтернативного центра власти в противовес пекинскому правительству, после 1928 г. налаживание и развитие официальных отношений СССР с уже с гоминьдановским Китаем.

Для начала отметим обобщающие труды по общей истории Китая, истории международных советско-китайских отношений, изданных в советское время. К этой группе можно отнести следующие работы: А.М. Дубинского «Китай 1918 — 1949 годов» (М., 1950), Г. Ефимова «Очерки по новой и новейшей истории Китая» (М., 1951), М.С. Капицы «Советско-китайские отношения» (М., 1958),

«Новейшая история Китая. 1917 — 1970 гг.» (М., 1972), коллективный труд «Международные отношения на Дальнем Востоке. 1917 — 1945 гг.» (Книга вторая, М., 1973), О.Б. Борисова, Б.Т. Колоскова «Советско-китайские отношения» (М., 1977), коллективный труд «История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945 — 1977» (Хабаровск, 1978), Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы (1945-1957). Т.І. (Москва, 1978), А.М. Дубинского «Советско-китайские отношения в период японо-китайской войны, 1937-1945» (М., 1980), О. Владимирова «Советско-китайские отношения в сороковых-восьмидесятых годах» (М., 1984), коллективный труд «История Северо-Восточного Китая. XVII -ХХ вв.» (Книга вторая, Владивосток, 1989). Авторы вышеперечисленных работ, рассматривая советскую политику в Китае, не находят взаимосвязи между

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.