НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ
СТРУКТУРА СУБЪЕКТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
О.Е. Суркова
Surkova O.E. The structure of stock exchange subjects and their economic interests. The article discusses different as pects of the issue.
Действие фондового рынка как механизма мобилизации и перераспределения денежных накоплений в экономике реализуется через систему экономических интересов.
Все участники экономических отношений фондового рынка, вступая во взаимосвязи, объективно имеют и субъективно стремятся реализовать свои интересы, которые, с одной стороны, отражают объективное положение того или иного субъекта в экономической системе, а с другой, будучи осознанной, превращаются в стимулы, определяющие субъективные цели, механизмы, ориентацию конкретной экономической деятельности. Через движение интересов происходят все производственные процессы, поскольку не существует отношений субъектов без интересов. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» [ 1 ].
Экономические интересы представляют собой чрезвычайно противоречивую систему. С одной стороны, внутреннее единство производственного процесса, его общественный характер, интегральное свойство общества как целого предопределяют элементы общности экономических интересов всех без исключения членов общества. Все члены общества объективно заинтересованы в росте эффективности производства, в повышении среднего уровня жизни. «.. .Интерес - вот что
сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является... гражданская жизнь [2]. Общий интерес существует не только в представлении как «всеобщий», но, прежде всего, он существует в реальной действительности в качестве взаимной зависимости индивидов...» [3], то есть роль интересов проявляется как форма экономической связи членов общества. Однако не только общественный интерес выражает экономическую взаимозависимость в рамках экономической системы. Эта взаимная зависимость проявляется и в движении интереса других уровней. Всеобщность экономических связей выражается в данном случае в том, что вследствие внутреннего органического единства экономической системы, действия некоторых субъектов, преследующих свои цели, стремящихся к реализации своих интересов, способствуют одновременной реализации интересов других субъектов и общества в целом. Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не создавалось ими и не входило в их намерения» [4]. Модель именно этого системного механизма составляет одну из ключевых идей выдвинутой А. Смитом концепции «невидимой руки». «Каждый отдельный человек постоянно старается найти
наиболее выгодное приложение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это... неизбежно приводит его к предпочтению того занятия, которое выгодно обществу... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества» [5].
Итак, хозяйствующие субъекты выходят на фондовый рынок с целью удовлетворения определенных интересов:
- привлечения дополнительных ресурсов, если они испытывают их дефицит.
Помимо привлечения капитала продажа ценных бумаг дает возможность: реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации; провести секъюритизацию задолженности.
- инвестирования средств в ценные бумаги с целью приумножения своих временно свободных средств путем получения дохода.
Кроме того, субъект рынка, находящийся в позиции покупателя ценных бумаг (инвестор), может быть заинтересован в получении прав, гарантированных ценными бумагами (например, права голоса).
Эти интересы субъектов рыночных отношений реализуются посредством ценных бумаг.
Таким образом, на фондовом рынке возникают отношения, в которых проявляются два типа экономических интересов - это интересы субъектов, имеющих и желающих продать сбережения в форме денежных накоплений в обмен на финансовые обязательства (инвесторы), и интересы хозяйствующих субъектов, нуждающихся в дополнительных денежных средствах с целью вложения их в производство и желающих их купить в обмен на финансовые обязательства, со своей стороны, зафиксированные в ценных бумагах (эмитенты).
В связи с тем, что на фондовом рынке сталкиваются интересы его участников, в результате чего формируется спрос и предложение на капитал, существенной стороной раскрытия его экономического содержания является изучение отношений субъектов рынка.
Основными субъектами фондового рынка выступают инвесторы и эмитенты, кото-
рые, выходя на рынок, вступают в определенные отношения посредством профессионалов рынка (посредников). Эмитенты с целью удовлетворения своих интересов поставляют на фондовый рынок товар — ценные бумаги, качество которых определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности. В качестве эмитентов на российском фондовом рынке выступают: государство, частные предприятия, акционерные общества производственного сектора, кредитной сферы, биржи, а также инвестиционные фонды и инвестиционные компании путем выпуска собственных ценных бумаг, с целью дальнейшего инвестирования полученных средств в ценные бумаги других субъектов рыночных отношений.
Характер отношений и сами виды ценных бумаг, опосредующие эти отношения, зависят от целей выпуска ценных бумаг, характера лица, их эмитирующего. Так, государство, выступая в лице эмитента, выпускает ценные бумаги в виде долговых обязательств (облигации, казначейские векселя), которые опосредуют отношения займа между государством и инвесторами в лице банков, предприятий, физических лиц. При этом цели привлечения средств государством могут быть различны:
- покрытие дефицита бюджета,
- целевое финансирование долгосрочных проектов,
- финансирование социальных программ и так далее.
Российские акционерные предприятия производственного сектора - достаточно разнородная группа эмитентов. Среди них выделяются ведущие, имеющие наибольшую инвестиционную привлекательность и относящиеся, как правило, к нефтегазовому и добывающему комплексам. Инвестиционную привлекательность они имеют для стратегических инвесторов, заинтересованных в контроле над предприятием, и для институциональных инвесторов, рассматривающих их как объект спекуляций на фондовом рынке. Для частных инвесторов акции данных эмитентов из-за слабой развитости инфраструктуры российского фондового рынка представляют значительно меньший интерес.
Операции с ценными бумагами эмитентов других отраслей на российском фондо-
вом рынке представлены слабо и составили в отраслевой структуре объема торгов акциями в РТС в 1997 г.1 10 процентов, в то время как на нефтегазовый комплекс приходилось 40 процентов; электроэнергетику - 37 процентов; связь - 13 процентов [6].
Акционерные общества производственного сектора, выступая на рынке в качестве эмитентов, выпускают в основном следующие виды ценных бумаг:
- представляющие собой собственный капитал эмитентов и опосредующих долевые отношения: акции и производные от них ценные бумаги (опционы, фьючерсы);
- представляющие заемный капитал и опосредующие долговые отношения - корпоративные облигации.
Однако российский рынок корпоративных облигаций только зарождается. Только несколько крупных промышленных предприятий - РАО «Газпром», НК «ЛУКойл», Тюменская НК, РАО «ЕЭС» в 1999 году начали размещение этих ценных бумаг среди инвесторов.
Наиболее привлекательным объектом инвестирования из эмитентов ввиду стагфляции российской экономики, при которой промышленный капитал по степени доходности не может конкурировать с финансовым капиталом, являются коммерческие банки. Так, к началу 1997 года около 1/5 части пассивов российских коммерческих банков формировалось за счет выпуска ценных бумаг [7].
Авторитет коммерческих банков объясняется: во-первых, определенными успехами их деятельности, что выражается в стабильных и достаточно высоких дивидендных выплатах по акциям; во-вторых, достаточно жестким контролем со стороны Банка России за их деятельностью; в-третьих, более высоким профессиональным уровнем специалистов по сравнению со специалистами других институтов фондового рынка.
Банкротство банков за последнее время (кризис 1998 года) не вызвало серьезных изменений в инвестиционных предпочтениях инвесторов по отношению к коммерческим банкам, однако привело к перераспределению инвестиционных предпочтений в пользу наиболее надежных банков. Коммерческие
1 Год чрезвычайно быстрого роста акций.
банки являются эмитентами, которые имеют возможность использовать в своей деятельности более широкий перечень финансовых инструментов, чем другие инвестиционные институты. Кроме обычных для акционерных обществ видов ценных бумаг (акций, облигаций, векселей) они имеют право выпускать инструменты денежного рынка — депозитные и сберегательные сертификаты. На первый взгляд это ставит их в достаточно привилегированное положение на рынке. Однако жесткие требования Банка России к коммерческим банкам, например, по размерам обязательного резервирования, с одной стороны, повышают их надежность как контрагентов на рынке, а с другой — в какой-то степени уравнивают их потенциальные возможности по отношению к другим эмитентам.
Инвесторы с целью удовлетворения своих интересов поставляют на рынок капитал. При предоставлении финансовых ресурсов инвесторами пользователям возникает два вида отношений между субъектами рынка: займа и совладения. Когда инвестор выделяет средства на возвратной основе на определенный срок, по истечении которого он получает эти средства обратно с уплатой пользователем определенного процента, возникают отношения займа. Если инвестор передает пользователю средства на безвозвратной основе, то он приобретает право собственности на часть предприятия. Примером такой формы предоставления средств является покупка инвестором акций. В данном случае возникают отношения совладения.
Итак, отношения займа или совладения, возникающие между субъектами рынка, зависят от формы предоставления капитала и опосредуются соответственно долговыми и долевыми ценными бумагами. В качестве инвесторов на российском рынке выступают индивидуальные инвесторы, институциональные в лице государства, корпораций, инвестиционных компаний и фондов, пенсионных фондов, страховых компаний.
Инвесторы и эмитенты связаны между собой посредством профессионалов рынка.
Основными профессионалами на российском рынке ценных бумаг выступают: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); организации, занимающиеся
р
Эмитенты ► Профессионалы рынка -4 Инвесторы
<
Г осударство
Центральное
правительство
Муниципальные
власти
Акционерные
общества
Производственного сектора
Кредитной
сферы
Биржи
Финансовые
структуры
Торговые агенты
Брокеры
Дилеры
Организации, осуществляющие доверительное управление
Организации, обслуживающие рынок
Обеспечивающие заключение сделок
Фондовая биржа Внебиржевые организаторы рынка
Обеспечивающие исполнение сделок
Расчет- ные центры Депози- тарии Регист- раторы
V у
Инвестиционные Инвестиционные Информационные
фонды компании агентства
Институциональные
Г осударство
Корпоративные
Специальные фонды и компании
Финансовые
структуры
Индивидуальные
Производственные
Кредитной сферы
Инвестиционные
фонды
Инвестиционные
компании
Рис. 1. Структура субъектов российского фондового рынка
трастовой деятельностью; клиринги; депозитарии; регистраторы; организаторы торговли и так далее.
В общем виде структуру субъектов фондового рынка и существующие экономические связи между ними, опосредуемые ценными бумагами, можно представить в виде схемы (см. рис. 1).
1. Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. М., 1961. С. 271.
2. Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и
компании // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. М., 1955. С. 134.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. // Кн. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2. Энгельс Ф. М., 1989. С. 31.
4. Гегель Г. Философия истории // Соч. Т. 8. М., 1935. С. 27.
5. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т. 2. М., 1935. С. 30, 32.
6. Экономика и жизнь. 1997. Декабрь. С. 6.
7. Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок. М., 1997. С. 3.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.М. Алехина
Alekhina O.M. Theoretical and methodological approaches to defining the concept of the Russian Federation’s State mechanism. The article analyses some principal conceptions of defining the mechanism of the State of the Russian Federation, its structure and the methodological approaches to be applied for the purpose of thorough study.
Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиций различных подходов отечественной и зарубежной наукой как прошлого, так и современности. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в нашей стране стала постепенно формироваться новая Российская государственность, основой которой является идея правового государства, приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако проблема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма РФ не утратила своей актуальности. Государство -сложное, многоаспектное явление, изучение которого ведется с различных точек зрения: его сущности, внутренней структуры, территориальной организации власти, функций, форм, механизма и многих других. Нельзя не согласиться с мнением российского государ-ствоведа начала XX века А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует
и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им [1], а значит - руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества. В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное принятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом. Вопрос об определении понятия государственного механизма, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего