Научная статья на тему 'Структура статьи в Летописи жизни и творчества писателя'

Структура статьи в Летописи жизни и творчества писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скороходов М.В.

Статья посвящена структуре летописной статьи, которая, по мнению автора, должна включать дату и место события, источник, цитаты из него, комментарии, отсылки на другие летописные статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура статьи в Летописи жизни и творчества писателя»

№ 4 (29), 2008

' 'Кул ътурная жизн ь Юга России "

Теория и история литературы. Журналистика

М. В. СКОРОХОДОВ

СТРУКТУРА СТАТЬИ В ЛЕТОПИСИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

Статья посвящена структуре летописной статьи, которая, по мнению автора, должна включать дату и место события, источник, цитаты из него, комментарии, отсылки на другие летописные статьи.

Ключевые слова: летопись жизни и творчества, русская литература.

Создание Летописи жизни и творчества свидетельствует о значительной степени изученности жизненного пути и творчества писателя. Такая летопись представляет собой «изложение событий каждого "найденного" дня» его жизни, при этом «материал данного дня по возможности располагается в той последовательности, в которой события развивались в действительности» (1).

Подобную запись, в которой отражается одно событие, принято называть летописной статьей. По сути, летопись представляет собой расположенные в хронологической последовательности летописные статьи. При создании летописи валена унификация в подаче материала. Каждая ее статья должна иметь одинаковую или близкую структуру. При этом некоторые элементы являются факультативными, т. е. могут присутствовать не в каждой статье. В связи с этим становится актуальным вопрос о структуре летописной статьи. Его обсуждением на протяжении нескольких десятилетий занимались составители летописей.

Так, в разделе «От редакции», предваряющем основную часть «Летописи жизни и творчества A.M. Горького», структура летописной статьи охарактеризована следующим образом: «Летописная статья состоит из сообщений о факте в виде аннотации документа или цитаты из него либо в виде сочетания аннотации и цитаты. Сведения, уточняющие или дополняющие данные документа, введены составителем в текст статьи в квадратных скобках или вынесены в подстрочное примечание. Если данные введены составителем предположительно, после них ставится вопросительный знак» (2).

Более подробно говорится о структуре летописной статьи во «Введении» к «Летописи жизни и творчества М. В. Ломоносова»: «Основной составной частью всей работы является начальная запись, излагающая каждое отдельное событие <...> Каждая начальная запись состоит из трех элементов: даты, собственно записи и указания на источник, на основании которого сделана эта запись. Отдельные записи имеют четвертый элемент - ссылку на одну из предшествующих записей» (3). Составители посчитали необходимым дополнить некоторые записи подстрочными примечаниями.

Н. М. Чернышевская-Быстрова так охарактеризовала структуру статей в составленной ею «Летописи жизни и творчества Н. Г. Чернышевского»: «Каждая дата сопровождается ссылкой

на печатный или архивный источник, откуда она заимствована, иногда на несколько источников. В таких случаях наиболее важный источник стоит на первом месте, другие служат для сравнения» (4).

В. А. Мануйлов в «Предисловии» к «Летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова» отмечал, что последняя «строится из следующих элементов: после даты, выделенной шрифтом < 1 >, следует сжатое описание события, отразившегося в творчестве поэта, или факта его жизни и литературной деятельности <2>, а затем ниже перечисляются в хронологическом порядке важнейшие архивные и печатные источники, из которых извлечены дата и описание события <3>. Некоторые даты после ссылок на архивные и печатные источники снабжены краткими аннотациями <4>, а также более пространными выдержками из автобиографических заметок и писем Лермонтова, писем к нему, воспоминаний, дневниковых записей и переписки современников, а также официальных документов, имеющих значение первоисточника <5>» (5). Таким образом, составитель назвал пять элементов летописной статьи (для наглядности их порядковые номера даны нами в угловых скобках), два последних являются факультативными.

Однако сам В. А. Мануйлов отступал от предложенной им схемы. Аннотации и «пространные выдержки» давались им сразу же после «описания события», т. е. до перечня источников. Получался сравнительно большой по объему текст, часто составляющий один абзац, в котором была заключена почти вся летописная статья: дата, описание события, подтверждающая его цитата. В следующем абзаце указывался источник, из которого были получены сведения. Например: «Между 20 и 27 апреля <1840 г>. Письмо Лермонтова к вел. кн. Михаилу Павловичу с просьбой защитить его от требований Бенкендорфа написать письмо Баранту с признанием ложных показаний на суде. "Граф Бенкендорф предлагал мне написать письмо к Баранту, в котором бы я просил извиненья в том, что несправедливо показал на суде, что выстрелил в воздух. Я не мог на то согласиться, ибо это было против моей совести <...> я решил обратиться к вашему императорскому высочеству <.,,> и просить Вас защитить и оправдать меня во мнении его императорского величества, ибо в противном случае я теряю невинно и невозвратно имя благородного человека".

gg "Культурная жизнь Юга России" №4 (29), 2008

Лермонтов, АН СССР, т. VI, письмо № 41, с. 453; Дело III Отделения собственной е. и. в. канцелярии. ИРЛИ, ф. 254, оп. 3, № 14, л. 1-2; черновик письма в рукописном собрании ГПБ» (6).

Если имелось несколько источников, на основании которых устанавливались событие и его дата, то В. А. Мануйлов указывал их последовательно, а порой и цитировал. В ряде случаев в конце летописной статьи он размещал комментарий. Обычно это обусловливалось тем, что в литературе о писателе встречались разные даты данного события, поэтому требовалось особо отметить, какого мнения придерживался составитель летописи. Комментарий появлялся и в тех случаях, когда требовалось подробное освещение того или иного вопроса.

В «Летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова» есть статьи, в которых соединено несколько дат. Например: «13 августа. Цензурный комитет разрешил сборник "Стихотворения М. Лермонтова". Разрешение к набору подписал цензор А. В. Никитенко. Перед этим А. А. Краевский 29 июля снова просил А. В. Никитенко ускорить разрешение сборника стихотворений Лермонтова к печати» (7). Такое соединение в летописной статье нескольких дат, даже и связанных тематически, является нежелательным, поскольку нарушает хронологический принцип построения издания.

Каждая летописная статья должна быть посвящена только одному событию. Этот принцип соблюдался в вышеназванной работе, хотя были и отступления от него. Например: «21 декабря. Лермонтов, получив известие о приезде из Москвы в Петербург А. А. Лопухина, приезжает из Царского Села в Петербург. Вечером Лермонтов у Сушковых» (8). Особенно часто такие отступления появлялись при обращении к письмам, в которых часто содержится информация о нескольких событиях, происходивших в разное время.

Более последовательно этот принцип соблюдается в «Летописи жизни и творчества Ф. И. Тютчева». В «Предисловии» к ней Т. Г. Динесман поясняет, что «события жизни Тютчева, упомянутые в письме, вводятся в "Летопись" под соответствующей им датой, со ссылкой на это письмо» (9). Здесь же составитель характеризует структуру летописной статьи, которая несколько отличается от той, которая была предложена В. А. Мануйловым: «Под зафиксированной в "Летописи" датой <1>

излагается суть происходившего в этот день события <2>; ниже приводится выдержка из документа <3>, подтверждающего это событие и его дату со ссылкой на источник <4>» (10). Таким образом, научный руководитель «Летописи жизни и творчества Ф. И. Тютчева» выделяет в структуре летописной статьи четыре основных элемента.

Большинство составителей летописей не останавливались во «Введении» или «Предисловии» на характеристике структуры летописной статьи. Однако анализ летописей позволяет установить, что такая структура обычно существует и составители следуют ей.

С учетом охарактеризованных выше вариантов предлагаем следующую структуру летописной статьи, которая близка к той, на основе которой создается в настоящее время многотомная «Летопись жизни и творчества С. А. Есенина»: дата и место события; событие, факт (краткое изложение); источник, на основе которого устанавливаются событие и его дата; цитаты из источников (или их краткое изложение с цитированием важнейших фрагментов); комментарии (необходимость в них появляется в тех случаях, когда приводимые цитаты из источников противоречат друг другу и когда в научной литературе существуют разные оценки рассматриваемого эпизода); ссылки на другие летописные статьи, в которых характеризуется то же событие (факт).

Литература

1. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / сост. Л. Д. Громова-Опульская, Н. И. Гитович. Т. 1: 1860-1888. М., 2000. С. 6-7.

2. Летопись жизни и творчества А. М. Горького. Вып. 1: 1868-1907. М., 1958. С. 6.

3. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова / под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского и В. Л. Ченакала. М.; Л., 1961. С. 9-10, 12.

4. Чернышевская-БыстроваН. М. Летопись жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. М.; Л., 1933. С. 14.

5. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 8.

6. Там же. С. 128.

7. Там же. С. 138.

8. Там же. С. 59.

9. Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Кн. 1: 1803-1844. [М.]; [Мураново], 1999. С. 14.

10. Там же.

M. SK0R0H0D0V. THE STRUCTURE OF ARTICLE IN CHRONICLES OF WRITER'S LIFE AND CREATIVE WORK

This article is dedicated to the structure of chronicle article, which, according to the author, should include the date and the place of event, its source, quotations from it, commentaries, references to other chronicle articles.

Key words: the chronicle of life and creative work, the Russian literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.