Научная статья на тему 'Структура, содержание и направления развития инструментария промышленной политики России'

Структура, содержание и направления развития инструментария промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / промышленная политика / инструменты / санкции / цифровая модернизация / фонд развития промышленности / государственная информационная система промышленности (ГИСП) / специальный инвестиционный контракт (СПИК) / соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) / industry / industrial policy / instruments / sanctions / digital modernization / industrial development fund / state industrial information system / special investment contract / agreement on the protection and promotion of investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Николаевич Стариков

В представленной статье исследован действующий инструментарий современной промышленной политики России, реализуемый на базе программ Фонда промышленности России (ФРП) и мер поддержки, предлагаемых через сервисы государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Проведен анализ в региональном и отраслевом разрезах специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период 2016—2023 гг. в соответствии с нормами федерального законодательства о поддержке инвестиций в промышленное и инфраструктурное развитие страны. Составлен рейтинг отраслей промышленности в рамках заключенных СПИК. Рассмотрено содержание нового механизма промышленной политики на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). На основе проведенного анализа представлены основные концептуальные направления формирования инструментария промышленной политики России в складывающихся сегодня экономических условиях. Сделаны выводы о целесообразности разработки комплексной промышленной политики с четким выделением новых приоритетов развития промышленности и развития инструментария ее осуществления в направлении трансформации существующих инструментов и формирования новых, соответствующих сложившимся внешним вызовам и направленных на создание условий достижения технологического паритета с развитыми странами мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евгений Николаевич Стариков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure, content and directions of development of the Russian industrial policy toolkit

This article examines the current tools of modern industrial policy in Russia, implemented on the basis of the programs of the Russian Industrial Fund and support measures offered through the services of the state industrial information system. An analysis was carried out in regional and sectoral contexts of special investment contracts (SPICs) concluded in the period 2016—2023. in accordance with the norms of federal legislation on supporting investments in the industrial and infrastructural development of the country. A rating of industrial sectors within the framework of concluded SPICs has been compiled. The content of the new industrial policy mechanism based on agreements on the protection and promotion of investment is also considered. Based on the analysis carried out, the main conceptual directions for the formation of Russian industrial policy tools in the current economic conditions are presented. Conclusions were drawn about the advisability of developing a comprehensive industrial policy with a clear identification of new priorities for industrial development and the development of tools for its implementation in the direction of transforming existing tools and forming new ones that correspond to existing external challenges and aimed at creating conditions for achieving technological parity with the developed countries of the world.

Текст научной работы на тему «Структура, содержание и направления развития инструментария промышленной политики России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 191 — 199. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):191 — 199.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.22

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-191-199 EDN: https://elibrary.ru/LVXLYU

NIION: 2007-0062-3/24-147 MOSURED: 77/27-004-2024-03-347

Структура, содержание и направления развития инструментария промышленной политики России

Евгений Николаевич Стариков

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, gonchmn@usue.ru

Аннотация. В представленной статье исследован действующий инструментарий современной промышленной политики России, реализуемый на базе программ Фонда промышленности России (ФРП) и мер поддержки, предлагаемых через сервисы государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Проведен анализ в региональном и отраслевом разрезах специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период 2016 — 2023 гг. в соответствии с нормами федерального законодательства о поддержке инвестиций в промышленное и инфраструктурное развитие страны. Составлен рейтинг отраслей промышленности в рамках заключенных СПИК. Рассмотрено содержание нового механизма промышленной политики на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). На основе проведенного анализа представлены основные концептуальные направления формирования инструментария промышленной политики России в складывающихся сегодня экономических условиях. Сделаны выводы о целесообразности разработки комплексной промышленной политики с четким выделением новых приоритетов развития промышленности и развития инструментария ее осуществления в направлении трансформации существующих инструментов и формирования новых, соответствующих сложившимся внешним вызовам и направленных на создание условий достижения технологического паритета с развитыми странами мира.

Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, инструменты, санкции, цифровая модернизация, фонд развития промышленности, государственная информационная система промышленности (ГИСП), специальный инвестиционный контракт (СПИК), соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Для цитирования: Стариков Е.Н. Структура, содержание и направления развития инструментария промышленной политики России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 191 — 199. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-191-199. EDN: https://elibrary.ru/LVXLYU.

Evgeny N. Starikov

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia, gonchmn@usue.ru

Abstract. This article examines the current tools of modern industrial policy in Russia, implemented on the basis of the programs of the Russian Industrial Fund and support measures offered through the services of the state industrial information system. An analysis was carried out in regional and sectoral contexts of special investment contracts (SPICs) concluded in the period 2016 — 2023. in accordance with the norms of federal legislation on supporting investments in the industrial and infrastructural development of the country. A rating of industrial sectors within the framework of concluded SPICs has been compiled. The content of the new industrial policy mechanism based on agreements on the protection and promotion of investment is also considered. Based on the analysis carried out, the main conceptual directions for the formation of Russian industrial policy tools in the current economic conditions are presented. Conclusions were drawn about the advisability of developing a comprehensive industrial policy with a clear identification of new priorities for industrial development and the development of tools for its implementation in the direction of transforming existing tools and forming new ones that correspond to existing external challenges and aimed at creating conditions for achieving technological parity with the developed countries of the world.

© Стариков Е.Н., 2024

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Structure, content and directions of development of the Russian industrial policy toolkit

Keywords: industry, industrial policy, instruments, sanctions, digital modernization, industrial development fund, state industrial information system, special investment contract, agreement on the protection and promotion of investments

For citation: Starikov E.N. Structure, content and directions of development of the Russian industrial policy toolkit // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):191 — 199. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-191-199. EDN: https://elibrary.ru/LVXLYU.

Введение. Возрастающая степень неопределенности социально-экономического развития, ускорение формирования новейших технологических трендов цифровой экономики и Индустрии 4.0 при беспрецедентном масштабе антироссийских финансовых и технологических санкций определяют сегодня принципиально новую повестку индустриального развития страны [1; 2]. Соответственно внешним вызовам меняются как ориентиры промышленного развития, так и приоритеты промышленной политики. При этом важно отметить, что промышленная политика в России традиционно является своего рода координационным механизмом [3], который связывает различие виды государственной экономической политики, включая инновационную, инвестиционную, научно-техническую, экологическую, пространственного развития и др. [4; 11; 15]. Следовательно, сегодня в условиях санкционных ограничений наиболее эффективным будет комплексный, затрагивающий различные аспекты промышленно-хозяйственной деятельности, механизм реализации промышленной политики [5], который сегодня начинает активно формироваться на базе действующих институтов промышленной политики путем расширения линейки предлагаемых инструментов государственной поддержки, а также на основе создания новых институтов и разработки новых мер промышленной политики, соответствующих сложившимся вызовам.

Цель исследования. В этой связи целью настоящей статьи является анализ инструментария промышленной политики России и его эффективности, включая как уже зарекомендовавшие себя меры, так и вновь разработанные и внедряемые в настоящее время в практику хозяйственной деятельности инструменты.

Материалы и методы. Настоящая работа выполнена на основе использования таких общенаучных методов, как системный и комплексный анализ, синтез и теоретическое обобщение, а также контент-анализа научных публикаций и нормативных правовых актов по заявленной тематике.

Результаты и обсуждение. Системная реализация мер промышленной политики в нашей стране осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» [6]. Основными субъектами, разрабатывающими и реализующими промышленную политику, выступают органы государственной власти в лице Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Ростехнадзора, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также ряда других органов исполнительной власти (государственных служб, агентств и инспекций) и Торгово-промышленной палаты РФ.

Базовые инструменты действующей промышленной политики России представлены на рис. 1.

СПИК-1. СПИК-2

гисп

Промышленная ипотека

--

Промышленные кластеры

Крупные высокотехнологичные проекты

Рис. 1. Действующий инструментарий промышленной политики России

Как видно из рис. 1, в Российской Федерации разработано и внедрено достаточно большое количество инструментов промышленной политики [7]. Существуют механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), на федеральном и региональном уровнях учреждены и активно функционируют фонды развития промышленности, выделяются различного рода целевые субсидии, в том числе на осуществление НИОКР, действует система льготного налогообложения [4]. Кроме того, разработаны программы поддержки инвестиционных проектов на основе софинансирования за счет бюджетных средств, создана инфраструктура поддержки экспорта, действуют механизмы облегчения процессов сертификации продукции и доступа предприятий к системе государственных закупок на различных уровнях.

Основным сдерживающим фактором для повышения эффективности реализации государственной промышленной политики является ограниченность возможностей консолидированного бюджета страны, в связи с чем важным практическим аспектом являются расстановка приоритетов промышленного развития и своевременное ее регулирование. В связи с этим сегодня в зоне особого внимания государства находятся фондообразующие и инфраструктурные отрасли, в частности, транспорт, а также различные виды машиностроения, станкостроение и отрасли оборонно-промышленного комплекса. При этом необходимо также учитывать, что развитие промышленности не должно осуществляться в противовес и/или за счет других отраслей экономики и социальной сферы. К тому же избыточная и/или необоснованная поддержка промышленных компаний может оказывать отрицательное влияние на их конкурентоспособность.

Среди ключевых институтов отечественной промышленной политики следует выделить Фонд развития промышленности России (далее — ФРП), деятельность которого сосредоточена на выделении льготных займов для реализации инвестиционных проектов в промышленности [8]. Кредитная линейка ФРП включает в себя различные программы софинансирования проектов, связанных с разработкой новой высокотехнологичной продукции, импортозамещением, производством комплектующих и рядом других направлений. Следует отметить, что в своей деятельности ФРП гибко реагирует на внешние обстоятельства и регулярно разрабатывает и предлагает потребителям новые инструменты поддержки. Так, например, в 2020 г. в ответ на эпидемию коронавируса ФРП была предложена про-

грамма «Противоэпидемические проекты». Сегодня, в связи с формированием принципиально новых условий ведения хозяйственной деятельности, обусловленных технологическими ограничениями в отношении отечественной промышленности, в период 2022—2023 гг. ФРП также разработан и предложен ряд новых программ поддержки. Среди них, в частности, программы «Автокомпоненты», предназначенная для поддержки проектов, направленных на создание серийных производств узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и спецтехники, а также увеличения масштабов выпуска автокомпонентов и/или применяемых в составе указанных автокомпонентов приоритетных комплектующих изделий, и «Формирование компонентной и ресурсной базы», в рамках которой промышленным компаниям предоставляется льготное кредитование на приобретение производственной оснастки, которая должна предназначаться для переналадки оборудования для производства новых изделий или не менее чем двукратного наращивания объема выпуска уже освоенной продукции.

Среди инструментов осуществления промышленной политики не только федерального, но и регионального уровня отдельно следует выделить государственную информационную систему промышленности (ГИСП). На сервисе ГИСП предприятия могут подобрать актуальные меры государственной поддержки. Навигатор мер поможет сориентироваться в предлагаемых мерах в соответствии с проблемами предприятия и его территориальным расположением.

При этом предлагаемые через ГИСП меры государственной поддержки носят не только финансовый, но также институциональный и информационный характер. Так, например, новый ресурс ГИСП, получивший название «Сервис импортозамещения 2.0» позволяет сориентироваться в многообразии промышленной продукции отечественных производителей, выбрать поставщиков, партнеров, найти покупателей. Данный сервис направлен на решение проблем подбора аналогов, а также закупки оригинальных российских товаров и зарубежной промышленной продукции под заказ.

Предприятия, зарегистрированные в ГИСП и являющиеся участниками национального проекта «Производительность труда», могут получить комплексную поддержку на всех стадиях реализации 1Т-проектов — начиная с формирования стратегии цифровизации компании и до внедрения в эксплуатацию отдельных 1Т-систем. Такая возможность появилась благодаря созда-

нию платформы цифровых решений «Эффектив-ность.РФ» [9].

Для активизации разработки и внедрения новых технологий, с целью стимулирования привлечения инвестиций в проекты по созданию новых промышленных производств, Федеральным законом от 14 марта 2022 г. № 57-ФЗ [10] возобновлена возможность заключения специальных инвестиционных контрактов СПИК. Оператором данной меры поддержки является ФРП. Для исполнителей проектов в рамках СПИК предоставляются налоговые льготы, упрощенный доступ к госзака-

зу, ускоренная амортизация, аренда земли без торгов и т.д. Одной из основных задач, решаемых механизмом СПИК, является содействие росту несырьевого российского экспорта [12].

В настоящее время в регионах России заключено 89 СПИК, анализ которых в отраслевом и региональном разрезах представлен в табл. 1.

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о достаточно высокой дифференциации поддерживаемых государством отраслей промышленности, а также о сохранении тренда на поддержку высокотехнологичных производств.

Таблица 1. Анализ заключенных СПИК в регионах России за период 2016—2023 гг. [13]

Год заключения Регион реализации Отраслевая принадлежность Сумма инвестиций, млрд руб.

2016 Краснодарский край, Приморский край, Орловская область, Ульяновская область, Томская область, Пермский край, Волгоградская область Автомобильная промышленность; нефтегазовое машиностроение (два проекта); сельскохозяйственное машиностроение; станкоинструментальная промышленность; химическая промышленность (два проекта) 136,90

2017 Московская область, Тюменская область, Калужская область, Орловская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург Автомобильная промышленность; нефтегазовое машиностроение (два проекта); фармацевтическая промышленность (четыре проекта) 24,91

2018 Владимировская область, Калужская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Пермский край, Республика Татарстан, Ростовская область (два проекта), Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область (два проекта), Челябинская область Авиационная промышленность (один проект); автомобильная промышленность (пять проектов); сельскохозяйственное машиностроение; фармацевтическая промышленность (два проекта); химическая промышленность (три проекта); черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции (три проекта); энергетическое машиностроение 251,05

2019 Калужская область (три проекта), Москва (два проекта), Московская область, Нижегородская область, Автомобильная промышленность (семь проектов); медицинская промышленность; нефтегазовое машиностроение; специализированное машиностроение; 423,45

Окончание табл. 1

Год заключения Регион реализации Отраслевая принадлежность Сумма инвестиций, млрд руб.

2019 Омская область, Пермский край (три проекта), Республика Карелия, Ростовская область (два проекта), Самарская область химическая промышленность (три проекта); черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции; энергетическое машиностроение

2020 Тульская область, Санкт-Петербург Автомобильная промышленность; фармацевтическая промышленность 43,97

2021 Ленинградская область, Москва, Московская область, Нижегородская область, Рязанская область, Саратовская область, Ставропольский край, Тульская область (три проекта), Чувашская Республика Нефтегазовое машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение (три проекта); фармацевтическая и медицинская промышленность; химическая промышленность (пять проектов); черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции 304,64

2022 Волгоградская область (два проекта), Вологодская область, Липецкая область, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Ульяновская область, Чувашская республика, Пермский край (один проект), Краснодарский край, Тверская область Автомобильная промышленность (пять проектов); промышленность переработки отходов производства и потребления (два проекта); химическая промышленность (три проекта); черная металлургия; др. 186,99

2023 Ивановская область, Вологодская область (два проекта), Тюменская область, Республика Татарстан, Калининградская область, Нижегородская область, Пермский край, Калужская область Автомобильная промышленность; легкая промышленность; лесопромышленный комплекс (четыре проекта); фармацевтическая промышленность; химическая промышленность; энергетическое машиностроение; др. 319,17

Наибольшее число поддержанных механизмом СПИК проектов связано с автомобильной промышленностью (21 проект за шесть лет). Наиболее крупные среди них — это проекты «Развитие модельного ряда автомобилей «Лада»,

«исан», «Датсун», «Рено» и «Мицубиси» и модернизация мощностей для их производства» (около 70 млрд руб.) и «Модернизация производственных мощностей по производству автомобилей и производственных мощностей» (око-

ло 61 млрд руб.). Важно отметить, что в данных проектах реализуются последние разработки по производству экологически чистых видов транспорта, в том числе электротранспорта, а также технологии использования сжиженного природного газа для транспортных средств.

Второе место по количеству заключенных СПИК, после автомобильной индустрии, а по объемам финансирования проектов первое место занимает химическая промышленность (17 проектов за шесть лет).

На рис. 2 показан рейтинг отраслей промышленности в рамках заключенных СПИК в 2016— 2023 гг.

Альтернативным СПИК инструментом промышленной политики России, поощряющим капиталовложения в проекты технологического развития промышленности, является механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) [14].

СЗПК так же, как и СПИК, представляет собой определенное соглашение между инвесто-

ром и государством, регулирующее их взаимные обязательства по реализации крупных инвестиционных проектов. При этом главным условием такого соглашения является неприменение законов, ухудшающих условия исполнения проектов на весь период их реализации. Минимальный объем инвестиций в рамках проекта, регулируемого СЗПК, варьируется в пределах от 250 млн до 5 млрд руб. в зависимости от отраслевой принадлежности. Широкая отраслевая сфера применения данного инструмента является одним из его основных преимуществ. Срок заключения СЗПК зависит от объема инвестиций: до шести лет при объеме инвестиций менее 5 млрд руб., до 15 лет при объеме инвестиций от 5 млрд до 10 млрд руб., а в случае превышения инвестиционной емкости проекта суммы в 10 млрд руб. СЗПК может быть заключен на срок до 20 лет. Таким образом, государство гарантирует инвестору неухудшение налоговых условий на срок от 6 до 20 лет.

Автомобильная промышленность Химическая промышленность

Фармаце втическая промышленность

Черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции

Нефтегазовое машиностроение Сельскохозяйственное машиностроение Лесопромышленный комплекс Энергетическое машиностроение Промышленность переработки отходов производства и потребл ения

Другое

Станкоинструментальная промышленность Специал изированное машиностроение Медицинская промышленность Легкая промышленность Авиационнаяпромышленность

21

17

Рис. 2. Отраслевая специфика проектов, реализуемых в рамках СПИК в 2016—2023 гг.

(количество проектов, шт.) [13]

По данным Минэкономразвития России, на ции проектов являются химико-фармацевтичес-

инвестиции в сфере промышленного производ- кая промышленность, целлюлозно-бумажное

ства приходится около 60% общей суммы пла- производство и пищевая индустрия. нируемых инвестиций в рамках СЗПК. Основ- Самый крупный осуществляемый в рамках

ными промышленными отраслями для реализа- СЗПК проект по созданию нового промышлен-

ного производства по выпуску аммиака и карбамида реализуется компанией «Еврохим. Северо-Запад-2» в Ленинградской области (объем инвестиций — 136 млрд руб.). Средний объем инвестиций по проектам в рамках СЗПК составляет порядка 36 млрд руб., что свидетельствует о востребованности данного инструмента, в первую очередь, крупными инвесторами. Это означает также, что большинство участников пользуются максимальным объемом преференций в рамках данного механизма. По предварительным оценкам и планам Правительства РФ по итогам на конец 2024 г. ожидается заключение порядка 1 тыс. СЗПК с общим объемом инвестиций в промышленное и инфраструктурное развитие страны более 14,1 трлн руб.

Дальнейшее активное развитие и углубление процессов цифровой модернизации, а также новые вызовы, связанные с санкционными режимами и технологическими ограничениями, введенными западными странами в отношении России, обуславливают сегодня необходимость определения новых стратегических приоритетов и ориентиров для развития промышленного комплекса России.

Кроме того, в развитии промышленного производства РФ фиксируется наличие ряда структурных проблем, которые также требуют разра-

ботки новых приоритетов и реализации на их основе новых мер промышленной политики. Прежде всего, это касается консервативности структуры промышленности, сохранения сырьевой направленности экспорта и недостаточности уровня инвестиционной активности и конкурентоспособности предприятий.

Еще одним проблемным для развития промышленного сектора страны структурным фактором, на который сегодня должны быть сориентированы инструменты промышленной политики, является нарастающий кадровый дефицит, отмечаемый не только в высокотехнологичных, но и в традиционных отраслях. В настоящее время в России разработаны и достаточно успешно реализуются меры по поддержке 1Т-специалис-тов [16]. Однако для решения такой амбициозной и масштабной задачи, как обеспечение технологического суверенитета, представляются необходимыми комплексный подход к подготовке специалистов для промышленности и создание эффективной системы стимулов для сохранения человеческого капитала в отрасли.

Учитывая сказанное, на рис. 3 представлены основные концептуальные направления формирования инструментария промышленной политики России в складывающихся сегодня экономических условиях.

г Программы сохранения и развили кадрового потенциала (улучшемюусловгйтруда, льготнаяIпотека, рассрочкаI, развитие инфраструктуры, контроль трудового к законодательствап охраны труда, др.)

Рис. 3. Направления развития инструментария промышленной политики России

Заключение и выводы. Таким образом, рассмотрев основной инструментарий современной промышленной политики России, можно отметить, что в настоящее время соотношение рисков вмешательства / невмешательства государства в проведение промышленной политики из-

менилось в пользу применения более активных инструментов. Такое положение вещей в значительной степени определяется беспрецедентной значимостью и масштабами появления новых технологических достижений, появлением и развитием новых рынков, товаров, профессий, не-

обходимых навыков и компетенций, связанных с цифровизацией экономики и всех сфер общественной жизни, что требует гораздо более активного участия государства в управлении и регулировании этих процессов.

Соответственно, можно сказать, что сложившиеся сегодня экономические реалии, связанные с трансформацией технологической структуры отечественной промышленности на основе принципов Индустрии 4.0 и жестких условий санк-ционных ограничений в технологической сфере, актуализируют роль промышленной политики как инструмента поддержки не только текущего состояния промышленности, а главным образом как инструмента формирования долгосрочных стратегических приоритетов развития промышленного сектора и формирования его прогрессивной структуры. При этом стратегические приоритеты современного этапа промышленной политики России в первую очередь должны быть связаны с такими направлениями, как снижение технологической импортозависимости промышленности и проведение масштабной цифровой модернизации ключевых секторов национальной экономики на основе отечественных технологических решений, IT-разработок и ПО, а также с активной поддержкой проектов технологического развития, определяющих конкурентоспособность промышленного комплекса в условиях нового технологического цикла.

В связи с этим представляется целесообразной разработка комплексной промышленной политики с четким выделением приоритетов на текущем и долгосрочном этапах развития промышленности, а также развитием инструментария ее осуществления в направлении трансформации существующих инструментов и формирования новых, позволяющих обеспечить технологический суверенитет и создать условия для достижения технологического паритета с развитыми странами мира.

Список источников

1. Романова O.A., Сиротин Д.В., Пономарева АО. От экономики сопротивления — к рези-льентной экономике (на примере промышленного региона) // AlterEconomics. 2022. Т. 19 (4). С. 620—637.

2. Романова O.A., Пономарева A.O. Тактика и стратегия развития региональных промышленных комплексов в новейших геополитических условиях / / Региональная экономика: теория и практика. 2023. Т. 21, № 4 (511). С. 604—634.

3. Романова O.A. Приоритеты промышленной политики России в контексте вызовов четвертой

промышленной революции. Часть 1 // Экономика региона. 2018. Т. 14, № 2. С. 420—432.

4. Стариков E.H. Приоритеты промышленной политики России в условиях цифровизации / / Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11, Вып. 6. С. 1563—1573.

5. Пермовский A.A., Кузнецов В.П. Агрессивная внешняя среда как триггер к созданию новых механизмов управления промышленными предприятиями / / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2022. № 4 (68). С. 42—47.

6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2015. № 1.

7. Смирнов CA. Современная промышленная политика в Российской Федерации и ключевые направления ее трансформации // Инновационная наука. 2022. № 12-1. С. 80—85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Евсеева М.В., Стариков E.H., Воронов М.П. Уровень технологического развития индустриальных регионов: экосистемный подход // Управленец. 2021. Т. 12, № 3. С. 13—30.

9. URL: https://эффективность.рф/about-project (дата обращения: 17.03.2024).

10. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» // Российская газета. 2022. № 58.

11. Шориков А.Ф., Коровин Г.Б., Сиротин Д.В. Методология управления промышленным комплексом региона: архитектура агент-ориентированной модели // Управленец. 2023. Т. 14, № 6. С. 63—76.

12. Лукьянова В.В., Зимин В А Специальный инвестиционный контракт как инструмент привлечения инвестиций в промышленность России / / Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9, № 3. С. 52—58.

13. Государственная информационная системы промышленности. Публичный реестр СПИК // URL: https://gisp.gov.ru/spic2/pub/spic/search/ (дата обращения: 05.04.2024).

14. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2020. № 72.

15. Сухарев О.С. Промышленный рост и технологическая перспектива // Journal of New Economy. 2022. Т. 23, № 1. С. 6—23.

16. Микаева А.С. Технологическое отставание как угроза экономической безопасности России // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 4. С. 31—35.

References

1. Romanova OA., Sirotin D.V., Ponomareva AO. From the economy of resistance to a resilient economy (on the example of an industrial region) / / AlterEconomics. 2022. Vol. 19 (4). pp. 620—637.

2. Romanova OA., Ponomareva AO. Tactics and strategy for the development of regional industrial complexes in the latest geopolitical conditions // Regional economy: theory and practice. 2023. Vol. 21. No. 4 (511). pp. 604—634.

3. Romanova O.A. Priorities of Russia's industrial policy in the context of the challenges of the Fourth Industrial Revolution. Part 1 // The economy of the region. 2018. Vol. 14, No. 2. pp. 420—432.

4. Starikov E.N. Priorities of Russia's industrial policy in the context of digitalization / / Scientific review: theory and practice. 2021. Vol. 11. Issue. 6. pp. 1563—1573.

5. Permovsky AA., Kuznetsov V.P. Aggressive external environment as a trigger for the creation of new management mechanisms for industrial enterprises / / Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2022. No. 4 (68). pp. 42—47.

6. Federal Law dated 12/31/2014 No. 488-FZ "On Industrial Policy in the Russian Federation" (with amendments and additions) // Rossiyskaya Gazeta. 2015. № 1.

7. Smirnov S.A. Modern industrial policy in the Russian Federation and key directions of its transformation // Innovative science. 2022. No. 12-1. pp. 80—85.

8. Evseeva M.V., Starikov E.N., Voronov M.P. The level of technological development of industrial regions: an ecosystem approach II The Manager. 2021. Vol. 12, No. 3. pp. 13—30.

9. URL: https:|/эффективность.рф/about-project (date of access: 03|17|2024).

10. Federal Law No. 5T-FZ dated 03|14|2022 "On Amendments to Article 2 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Industrial Policy in the Russian Federation" regarding the Regulation of Special Investment Contracts" 11 Rossiyskaya Gazeta. 2022. No. 58.

11. Shorikov A.F., Korovin G.B., Sirotin D.V. Methodology of management of the industrial complex of the region: architecture of an agent-oriented model. 2023. Vol. 14, No. 6. pp. 63—T6.

12. Lukyanova V.V., Zimin V.A. A special investment contract as a tool for attracting investments in the Russian industry 11 Bulletin of the Samara University. Economics and management. 2018. Vol. 9, No. 3. pp. 52—58.

13. State information systems of industry. The public registry of the SPIC || URL: https:|| gisp.gov.ru|spic2|pub|spic|search | (date of access: 04|05|2024).

14. Federal Law dated 04|01|2020 No. 69-FZ "On Protection and Promotion of Capital Investments in the Russian Federation" (with amendments and additions) || Rossiyskaya Gazeta. 2020. M T2.

15. Sukharev O.S. Industrial growth and technological perspective || Journal of New Economy. 2022. Vol. 23, No. 1. pp. 6—23.

16. Mikaeva A.S. Technological lag as a threat to Russia's economic security || Russian Journal of Management. 2019. Vol. T. No. 4. pp. 31—35.

Информация об авторе

Е.Н. Стариков — доцент кафедры шахматного искусства и компьютерной математики Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors E.N. Starikov — Associate Professor of the Department of Chess Art and Computer Mathematics of the Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 1 2.07.2024; одобрена после рецензирования 1 2.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted 12.07.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.