Научная статья на тему 'Структура смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте'

Структура смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ / SEMANTIC FORMATIONS / SEMANTIC REGULATION / DEFORMATION OF SEMANTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Мария Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте. Выявлены компоненты смысловой саморегуляции: смысловая направленность, самооценка счастья, самопринятие, целевые установки, независимость. Обнаружены значимые различия в структуре смысловой саморегуляции лиц юношеского возраста с психологической зависимостью и лиц, не имеющих психологическую зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC STRUCTURE OF SELF-CONTROL WITH PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE IN ADOLESCENCE

This article presents the results of the study of semantic personal psychological dependence of self-control in adolescence. Identify components of semantic self-control: Semantic focus, happiness, self-esteem, trust Installer samoprinât independence. Found significant differences in the structure of meaning of self-control of adolescent psychological dependence and psychological dependence.

Текст научной работы на тему «Структура смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте»

УДК l59.922

СТРУКТУРА СМЫСЛОВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

© Мария Геннадьевна Рябова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: ryabina_mariya@mail.ru

В статье представлены результаты исследования смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте. Выявлены компоненты смысловой саморегуляции: смысловая направленность, самооценка счастья, самопринятие, целевые установки, независимость. Обнаружены значимые различия в структуре смысловой саморегуляции лиц юношеского возраста с психологической зависимостью и лиц, не имеющих психологическую зависимость.

Ключевые слова: смысловые образования; смысловая регуляция; деформация смысловой сферы.

Социальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, предъявляют к личности новые требования по выбору способов реализации своей активности. Современному человеку часто свойственно вместо активной жизненной позиции, самостоятельности, стремления к самореализации, обеспечивающих личности успешность на протяжении всего жизненного пути, занимать пассивную позицию, когда он является лишь наблюдателем за происходящим, что проявляется в снижении устойчивости личности к переменам и деформации ценностно-смысловой сферы.

Интерес к вопросам смыслов и смысловой регуляции сохраняет свою актуальность с древних времен до сегодняшних дней. В психологию понятие смысла пришло из донаучных попыток объяснения человеческого поведения. Психоанализ стал первой системой научной психологии, которая обратилась к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека. Исследования последних лет продолжают раскрывать особенности смысловой саморегуляции ориентации субъекта в устойчивой структуре смысловых связей между событиями жизненного пути и индивидуальным смыслом жизни (С.Л. Рубинштейн), смысловых образований и их места в системе саморегуляции личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, К.В. Карпинский).

Все большее внимание ученых в последнее время привлекает проблема деформации смысловой сферы при психологической зависимости. Несмотря на значительные усилия, направленные на профилактику этого недуга, количество лиц юношеского возраста

с психологической зависимостью остается достаточно большим.

Для более детального анализа рассмотрим значимые исследования данной проблематики. Так, Б.С. Братусь [1] отмечает, что главным содержанием деформаций при психологической зависимости, в частности от употребления алкоголя, становятся изменения мотивационной сферы. Ведущим моментом мотивационной перестройки становится превращение употребления алкоголя в ведущий смыслообразующий мотив поведения, в то время как другие мотивы постепенно утрачивают свою побудительную и смыслообразующую силу. Наряду с перестройкой мотивационной сферы происходят изменения структуры деятельности, которая «теряет присущее нормальному поведению сложное опосредствованное строение и приближается к структуре импульсивного действия». Поведение во многом утрачивает осознанный характер, ориентацию на будущее, на дальние цели. Б.С. Братусь указывает, что мы имеем дело не просто с уплощением структуры личности, а с ее переформированием. Фактически перед нами «новая личность, с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их организацией».

Как показал анализ ранней алкоголизации, если в подростковом возрасте и у благополучных, и у неблагополучных подростков доминируют группоцентрические ориентации, то впоследствии психологические пути развития их смысловой сферы расходятся. При нормальном развитии в юношеском возрасте ориентация на групповые ценности переходит в более широкую гуманистическую ориентацию на общечеловеческие ценности

и смыслы. При неблагополучном развитии этого не происходит. По мере развития зависимости группоцентрический уровень смысловых ориентаций становится слишком высок для подростков и происходит их сползание на эгоцентрический и затем на ситуационный уровень. В этой плоскости правомерно, по мнению Б.С. Братуся и П.И. Сидорова, говорить о «снижении», или «уплощении», личности с психологической зависимостью [2].

В исследовании К.Г. Сурнова [3] была описана система смысловых установок, формирующихся у лиц, злоупотребляющих алкоголем. К ним относятся: установка к воображаемому удовлетворению потребности, установка к быстрому удовлетворению потребности при малых затратах усилий, установка к пассивным способам защиты при встрече с трудностями, установка к непринятию на себя ответственности за совершаемые поступки и др. В его исследовании показано, что при запрете на алкоголь, не сопровождающемся специальной психокоррекционной работой, эти установки, сохраняясь, осуществляют селекцию мотивов. В результате инертность соответствующих смысловых установок приводит к устойчивому воспроизведению дефекта личности. Для полноценной психологической реабилитации необходима перестройка системы смысловых установок, формирование специфической установки на трезвость, альтернативной системе установок, присущих лицам с психологической зависимостью от употребления алкоголя.

В.С. Хомик [4] посвятил свое исследование деформациям субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации. Для юношей, злоупотребляющих алкоголем, характерно гедонистическое переживание времени и дезактуализация настоящего, юношам из контрольной группы свойственно ценностное переживание времени и высокая значимость настоящего.

Д. А. Леонтьев и В.Н. Бузин [5] исследовали лиц, злоупотребляющих алкоголем, с помощью методики предельных смыслов. Было обнаружено, что больные демонстрируют крайне скудные цепи смысловых связей, как правило, через максимум два-три шага выходя на предельный смысл. При этом наблюдается изолированность цепей, отсутствие ветвления. Полученные показатели свидетельствуют о том, что нарушается связ-

ность мировоззренческих представлений, их структурированность и интегрированность в смысловые системы. Если в норме представления о предельных основаниях человеческих действий образуют достаточно сложную связную структурную целостность, то для лиц с психологической зависимостью характерна предельная упрощенность этих представлений и их мозаичность - раздробленность на слабо связанные между собой осколки. По другим показателям применения методики предельных смыслов видно, что лиц с психологической зависимостью от употребления алкоголя отличает снижение регулирующей роли сознания, склонность к защитным стилям поведения и отсутствие склонности учитывать позицию других людей.

В исследованиях М. С. Яницкого [6] изучались особенности ценностно-смысловой сферы лиц, злоупотребляющих алкоголем. Было выявлено, что общий уровень самоот-ношения и самооценки настоящей группы является достаточно низким. Испытуемые отличаются экстернальным локусом контроля, неспособностью и отсутствием стремления к принятию на себя ответственности за собственное состояние и результаты своих действий в различных жизненных ситуациях. Они склонны приписывать ответственность за свои неудачи в той или иной деятельности, личные и семейные проблемы, производственные конфликты внешним обстоятельствам или ближайшему окружению. Они отличаются неудовлетворенностью своей жизнью в настоящее время и прожитой ее частью и характеризуются отсутствием осмысленных целей по ее изменению в будущем, что связано с неверием их в свои силы контролировать события собственной жизни и с убежденностью в бессмысленности сознательного контроля над ней. Групповая иерархия ценностей при психологической зависимости от употребления алкоголя характеризуется явной ориентацией на конкретные жизненные ценности. Анализ представлений о реализо-ванности тех или иных жизненных ценностей лиц с психологической зависимостью свидетельствует о некритичности их само-восприятия.

Несмотря на накопленный материал по проблеме смысловой саморегуляции при психологической зависимости, необходимо

отметить, что она еще не получила полного исследования.

Основные задачи нашего исследования состоят в том, чтобы, во-первых, описать структуру смысловой саморегуляции жизнедеятельности личности в юношеском возрасте, во-вторых, изучить специфику нарушений в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте.

Для решения поставленных задач был подобран ряд методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.А. Мо-росановой; тест жизнестойкости С.Р. Мадди; опросник УСК (уровень субъективного контроля) (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд); шкала оценки качества жизни (Н.Е. Водопьянова в визуализированной модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой); методика ценностных ориентаций М. Рокича; методика диагностики мотивации к успеху и избеганию неудач Т. Элерса; Оксфордский опросник счастья (ОН1); «шкала счастья» Фордиса (НМ).

Выборку составили 133 человека юношеского возраста (18-23 года). Из них 58 человек - экспериментальная группа (I группа) -это лица с психологической зависимостью. Испытуемые данной группы обратились за специализированной психологической помощью в связи с характерным им влечением постоянно принимать алкоголь с тем, чтобы вновь испытать желаемые ощущения либо устранить явления психологического дискомфорта. Контрольную группу (II группа) составили 75 человек. В эту группу вошли лица, которые не имеют психологической зависимости, они никогда не обращались за специализированной психологической помощью.

При обработке полученных данных с помощью факторного анализа методом основных компонент выделено пять факторов, которые объясняют 58,5 % дисперсии (рис. 1).

1. Смысловая направленность. Этот фактор составили шкалы: «индекс качества жизни» (0,903), «личные достижения и устремления» (0,799), «напряженность» (0,775), «результативность жизни» (0,760), «процесс жизни» (0,700), «локус контроля - жизнь» (0,683), «цели в жизни» (0,660), «принятие риска» (0,597), «негативные эмоции» (0,551),

«моделирование» (0,551) и шкала «счастье» (ОН1) (0,438).

Направленность рассматривается как типологическая характеристика личности, определяющая и иллюстрирующая ее отношения к своим основным социальным ролям (Г.Л. Смирнов, Е.А. Шумилин), как ядро личности, обусловливающее своеобразие человека и создающее иерархическую структуру личности (А. Сейтешев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, Т.Е. Конникова, Э.Г. Юдин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев). В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д.Н. Узнадзе направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад и отражающее субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

2. Второй фактор составили такие переменные, как «большую часть времени я в нейтральном состоянии» (-0,862), «большую часть времени я счастливый» (0,806), «насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуете» (0,654), «счастье» (ОН1) (0,451). Обобщив данные признаки, мы определили его как самооценка счастья.

Счастье - это состояние удовлетворенности повседневной жизнью в целом, общей оценкой удовлетворенности прошлым и настоящим, частотой и продолжительностью положительных эмоций (М. Аргайл).

3. Третий фактор объединил такие переменные, как интернальность в области достижений (0,842), интернальность в сфере семейных отношений (0,786), мотивация к успеху (0,672), интернальность в области неудач (0,670). Данный фактор был назван «самопринятие».

Развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, проявляющееся в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях, ответственность за события семейной жизни свойственны лицам с психологической зависимостью в юношеском возрасте. По нашему мнению, это свидетельствует о наличии у них критического отношения к своей проблеме. Признание респондентами ответственности за значимые для них жизненные неудачи облегчает их состояние и позволяет сохранить веру в возможность избежать в

будущем таких неприятностей. Это облегчает переживание респондентами сложной и конфликтной жизненной ситуации, сложившейся вследствие злоупотребления алкоголем, повышает их уверенность в возможности контроля над своим поведением, что, по мнению Т.Н. Балашовой, благоприятно отражается на эмоциональном состоянии при преодолении психологической зависимости.

Мотивация к успеху и субъективный контроль над эмоционально положительными событиями и ситуациями проявляется в принятии ответственности на себя за возникновение и развитие психологической зависимости и поиске способов ее преодоления.

Для лиц с осознанием проблемы психологической зависимости в структуре личности преобладают механизмы конструктивного типа психологической защиты, допускающие психотравмирующую информацию о наличии проблемы до ее осознания. Благодаря переработке и ассимиляции психотравмирующей информации о наличии проблемы у лиц с ее осознанием возможно разрешение внутриличностного конфликта. По сравнению с мировоззрением лиц с отрицанием психологической зависимости они обладают более зрелой системой смысловых связей, а стратегии совладания с психологической зависимостью у них характеризуются гармоничностью во многих сферах жизнедеятельности (О. В. Баранова).

4. Очередной фактор, «целевые установки», составили переменные ценности -цели: красота природы и искусства (0,704), творчество (0,594), познание (0,557).

Установки личности можно определить как обусловленную прошлым опытом готовность реагировать на воспринимаемую ситуацию; как возникающее при постановке задачи неосознаваемое состояние готовности, обусловливающее направленность различных психических процессов; как субъективные ориентации личностей как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные способы поведения.

Целевые установки порождаются целью; они определяют устойчивый характер выполняемых действий. А.Г. Асмолов уровень целевой установки обозначает как готовность к осуществлению действия, которая возникает в результате разрешения задачи на основе учета и предвосхищения.

5. Пятый фактор сгруппировал такие переменные, как ценности - интересная работа (0,753) и свобода (-0,704) и шкала «оценка результатов» (0,575). Мы определили его как независимость. С одной стороны, этот фактор представлен развитостью и адекватностью самооценки, сформированностью и устойчивостью субъективных критериев оценки результатов и стремлением к свободе, самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, а с другой - стремлением к интересной работе, что, в некоторой степени, предполагает зависимость от социальной сферы (рабочий режим дня, руководство, коллектив и др.).

Анализ и интерпретация исследовательского материал показывает, что структура смысловой саморегуляции личности в юношеском возрасте состоит из пяти компонентов: смысловая направленность, самооценка счастья, самопринятие, целевые установки, независимость.

Для определения особенностей смысловой саморегуляции в исследуемых группах был использован сравнительный анализ по Т-критерию. Средние показатели выраженности факторов для лиц с психологической зависимостью и контрольной группы представлены на рис. 2.

В контрольной группе испытуемых ярко выражены: смысловая направленность, самооценка счастья, целевые установки и независимость. Обращает на себя внимание, что фактор «самопринятие» выпадает из структуры смысловой саморегуляции.

В группе лиц с психологической зависимостью мы отмечаем характерное «снижение» структуры смысловой саморегуляции личности. Восстановление смысловой саморегуляции возможно при условии самопри-нятия, характеризующееся высокой степенью интернальности. Лица юношеского возраста с психологической зависимостью верят в собственную способность справиться со своими внешними и внутренними проблемами.

Таким образом, была описана структура смысловой саморегуляции жизнедеятельности личности, и изучена специфика нарушений в структуре саморегуляции лиц с психологической зависимостью в юношеском возрасте.

II самооценка счастья 17%

I смысловая направленность 4б%

III самопринятие 14%

IV целевые

установки

12%

V независимость 11%

Рис. 1. Структура смысловой саморегуляции лиц с психологической зависимостью и контрольной группы

Рис. 2. Выраженность компонентов структуры смысловой саморегуляции лиц с психологической зависимостью и контрольной группы

1. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.

2. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.

3. Сурнов К.Г. Изменение установок личности при алкоголизме: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1982.

4. Хомик B.C. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголиза-

ции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

5. Леонтьев Д.А., Бузин В.Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1992. № 3. С. 22-30.

6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

Поступила в редакцию 14.08.2010 г.

UDC 159.922

SEMANTIC STRUCTURE OF SELF-CONTROL WITH PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE IN ADOLESCENCE Mariya Gennadyevna Ryabova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: ryabina_mariya@mail.ru

This article presents the results of the study of semantic personal psychological dependence of self-control in adolescence. Identify components of semantic self-control: Semantic focus, happiness, self-esteem, trust Installer samoprinat independence. Found significant differences in the structure of meaning of self-control of adolescent psychological dependence and psychological dependence.

Key words: semantic formations; semantic regulation; deformation of semantic sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.