Научная статья на тему 'Структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии'

Структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / JAPAN / EDUCATION / UNIVERSITIES / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучай Татьяна Петровна

В статье рассматривается структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии. Подготовку учителей осуществляют вузы, к которым в Японии относят университеты и колледжи. Правом подготовки преподавателей пользуются все университеты, но на практике эта задача решают в основном государственные учебные заведения. Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует расширению творческих способностей человека, готовит его не только к конкретной сфере деятельности, а в целом к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE SYSTEM OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN JAPAN

This article discusses the structure of the system of training of primary school teachers in Japan. Teacher training exercise universities, which in Japan include universities and colleges. Right enjoyed by all teacher training universities, but in practice this is achieved mainly public education zakladi. General education, Japanese researchers say, enhances human creativity, preparing her not to a specific field of activity, and to life.

Текст научной работы на тему «Структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии»

всегда подтверждают безапелляционные преимущества применения компьютерных технологий в современном учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Духанша Н. М. Медiа освгга як фактор модершзацп та тдвищення якосп вищо! освгга// Проблеми освiти. -№ 66. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// edu.of.ru/attach/17/135686.pdf

2. Сумина Г. А., Ушакова Н. Ю. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза // «Успехи естествознания». - 2007. - №5 [Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://masters.donntu.edu. ua/20o7/fgtu/dedich/library/sumina/index.htm

3. Truman S. A computer support ed approacht oward collabora tiveand creative musicality intheclassroo: con-ceptsand frame work// Cognitive Science Research Paper -University of Sussex, 2002. - Р. 79-81.

4. Whitneli R. M. Multimedia chemistry lectures / Whitneli R. M., Femandes E. A., Almassizadeh F., Love J., Dugan B. M., Sawrey B. A. And Wilson K. R. // Journal of Chemistry Education. - 1994. - №71. - Р. 721-725.

5. Malcolm C. Trend sinschool sciencecur riculumandt heirimplications for teacher education // Discipline Reviewof

Teacher Educationin Mathematics and Science. - 1989. -№3. - Р. 163-169.

6. Own Zang-Yuan, Lin Fang-Ni, Chuang Kun-Hung. The Study and Applicationof a Web Based Constructed Learning Theoryof a «Chemical Reaction» //Int'lJournalof Instructional Media. - 2009. - Vol. 36(3). - P. 339-350.

7. Cottrell J. Thediffusion sofinnovations: Applying change theory toacademic computer. - [Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://www.uvm.edu/~jrc

8. Шлыкова О. В. Мультимедиа в системе непрерывного образования: поиски и возможности. -[Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://www. kmtis.ru/kafedra/pedagogi/olgashlikova/sp/pub4.html

9. Ellsworth J. B. Surviving change: A survey ofeduca-tional changemodels. Syracuse. - NY: ERIC Clearinghouseon Information and Technology, 2001. - 213 р.

10. Стариков Д. А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов ВУЗа: Дисс. ... на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Стариков Дмитрий Александрович. - Нижний Новгород, 2009. - 197 с. 74-75.

11. Мультимедиа в современном образовании. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. media-pedagogics.ru/article2.html

INTEGRATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

© 2013

A.V. Kuchay, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of preschool

and primary education

Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The article highlights the introduction of multimedia technology into the teaching process. In recent years, multimedia technology has penetrated the arena of education and significantly affected the guidance methodology information and knowledge of students in general. The classic method used in our schools for decades, but now changing the fundamental mode and the concept of teaching students under the influence of multimedia technologies. As a consequence, the use of multimedia technology in education brings the learning process of students to a higher level of innovation.

Keywords: multimedia technology, education, student learning.

УДК 371.134+378.147+372

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ В ЯПОНИИ

© 2013

Т.П. Кучай, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье рассматривается структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии. Подготовку преподавателей осуществляют вузов, к которым в Японии относят университеты и колледжи. Правом подготовки преподавателей пользуются все университеты, но на практике эта задача решается в основном в государственных учебных заведениях. Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует расширению творческих способностей человека, готовит его не только к какой-то конкретной сфере деятельности, а к жизни.

Ключевые слова: Япония, образование, университеты, преподаватель.

Система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования. Структура образования включает: дошкольное образование, общее среднее образование; внешкольное образование, профессионально-техническое образование; высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование; учреждения, принадлежащих ведомственным государственных или местных органов управления образованием, и других субъектов образовательной системы [1, с. 818].

Для выпускников старшей средней школы, а также для тех, у кого приобретенные эквивалентные академические знания, существуют университеты, институты. Для поступления в вуз необходимо сдать вступительные экзамены, но есть также много университетов с системой рекомендаций. Следует иметь в виду, что расходы на исследования, а также вступительный взнос отличаются для каждого университета.

Студенты, желающие поступить в государственный или общественного университета, должны пройти единый Государственный тест-допуск к вступительным экзаменам в университет, что представляют собой первую стадию экзаменов, после которого проходит вторая стадия, которая проводится в соответствующих университетах. Что касается частных университетов, то даты и экзаменационные предметы отличаются для каждого из них [2].

По данным О. Озерськои, подготовку преподавателей осуществляют вузы, к которым в Японии относят университеты и колледжи. Правом подготовки преподавателей пользуются все университеты, но на практике эта задача решается в основном в государственных учебных заведениях. В университетах действуют факультеты подготовки преподавателей. Кроме того, сертификат на преподавательскую деятельность может получить и выпускник других факультетов, который выполнит определенную задачу. С конца 80-х годов во всех префектурах страны функционируют специальные педагогические учебные заведения. Для начальной шко-

лы преподавателей готовят преимущественно младшие колледжи.

Статус младшего колледжа, приравнивается к своеобразному университету, для вступления в который нужно иметь полное среднее образование, а после его окончания студент получает степень младшего бакалавра (щ^акшЫ). По окончании колледжа выпускники имеют возможность продолжать обучение в университетах, а их зачетные единицы засчитывается как часть кредитов для получения университетского степени бакалавра [3, с. 51]. А. Михайличенко дает младшим колледжам такую характеристику: большое их количество ориентирована на девушек и женщин. Общее количество младших колледжей на май 1992 г. составляла 591. Со всего количества учащихся девушки составляли 91,7 %. Другой характерной чертой является то, что почти все 92,4 % этих колледжей являются частными. Характерной чертой является тенденция к расположению их в небольших и средних по размерам городах [4, с. 21].

Программы младших колледжей (двух - или трехлетних) ориентированы на гуманитарные и социально-экономические науки, медицину, педагогику, искусство и домоводство. В технических колледжах превалируют программы по электронике и информатики, инженерной графики и промышленного дизайна. Вообще существует более 30 программ инженерно-технического профиля [5].

В японских вузах существует общеобразовательная и специальная подготовка, причем предпочтение отдается первой. Так, в университетах первые два года студенты овладевают основами различных наук. Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует расширению творческих способностей человека, готовит ее не к какой-то конкретной сфере деятельности, а к жизни. Японцы убеждены, что, имея широкий кругозор, человек успешно ориентируется во всех его проявлениях.

Изучение обязательных предметов соотносится с изучением предметов по выбору, с учетом не только желаний студента, а и наличия педагогических кадров, лабораторий и т.п. Овладение минимумом знаний по каждому предмету, регулирование соотношения различных предметов в подготовке студента осуществляется с помощью системы зачетных учебных единиц. Выбирая изучение одного из многих возможных соотношений различных предметов (обязательных и по выбору) студент должен за 4 года выполнить минимум учебной работы, соответствующей определенной сумме зачетных единиц, как правило, их 124 [6, с. 187-188].

Как отмечает А. Михайличенко, колледжи и университеты работают на основе четырехлетних курсов. За четыре года обучения в университете студент проходит общеобразовательный курс, состоящий из трех элементов: гуманитарные науки, социальные науки и естественные науки; изучают два иностранных языка, курс физического воспитания.

Необходимое количество предметов изучаемого различается в зависимости от факультета. Конкретное минимальное число частей в каждом из выбранных курсов ранее определялось официальными учреждениями, но после принятия правительством «Стандартов для основания университета» в 1991 г., это число определяется на местах руководством университета. Некоторые университеты предлагают 5-летние курсы для молодежи, днем работает.

В 1993 г. 53 % всех студентов университетов учились на вечернем отделении. Кроме этого, несколько университетов в Японии предлагают заочные формы обучения [4 , с. 24-33].

Ученый И. Блейкли (I. В1еШ1е), характеризуя структуру вузов, обращает внимание на то, что различаются они не только по специализации функциональных категорий (например, педагогические колледжи, инженерные колледжи, исследовательские университеты и т.д.),

но и иерархическим упорядочением. В каждой системе высшего образования создана иерархическая система, которая представляет собой стандартизированный порядок ранга, где все институты измеряются и расположены в соответствии с одним или очень ограниченным набором критериев [7, с. 31-59].

Как отмечают японские ученые Фуми Китагава (Fumi Kitagawa), Ждун Оба (Тип ОЬа), японская система высшего образования имеет двойную структуру - национальные и государственные и частные университеты. В частности, европейские структуры - в государственном секторе, а американо-подобные структуры - в частном секторе. В Японии централизованная организация качества не была осуществлена к 2000 г., вероятно, из-за большого частного сектора. С другой стороны, американская система аккредитации, которая распространена в Восточной Азии, не функционирует хорошо, потому что существует много университетов, которые не желают быть аккредитованными. Эта система разработана на основе сильной инициативы центрального правительства. В национальных университетах более половины средств выделяются для исследований в рамках проекта на основе конкурсного финансирования [8, с. 507-524].

Важнейшей характеристикой японской системы высшего образования является большое значение частного сектора университетов, в котором учится более трех четвертых студентов. Так как эти частные учреждения в основном финансируются за счет обучения, рыночный механизм играет преобладающую роль в высшем образовании [9; 10].

В 60-е годы японское правительство поддерживало субсидии частного высшего образования в связи с тем, что большинство частных университетов сталкивались с финансовыми проблемами. Как отмечается в Белой книге 1964 г. о образовании, японские частные университеты столкнулись с серьезными проблемами, такими, как финансовая напряженность и ухудшение оборудования, финансовые трудности преподавателей и студентов, неадекватные образовательные системы, недостатки в административной и управленческой организации, а также отсутствие понимания основных идей в университетской системе.

Так как частные университеты получали минимальную поддержку от государственного финансирования, они искали другую финансовую поддержку. Но этих доходов не было достаточно для покрытия быстро растущих расходов на проведение образовательной и исследовательской деятельности. Университеты были вынуждены увеличить плату за обучение, создали волнение среди студентов и администраторов, и ситуация ухудшилась с течением времени.

Причиной сильной поддержки государственных субсидий для японского частного высшего образования является, кроме того, увеличивающийся разрыв в качестве образования между частными и национальными (общественными) институтами. Хотя частные университеты взяли на себя наибольший удельный вес в шестидесятых годах, когда произошло огромное увеличение количества студентов, они не смогли заручиться поддержкой общественности в целом. Большинство людей считают, что частные университеты менее престижные и менее популярны, чем государственные, хотя, наоборот, начальные и средние частные школы считаются более престижными, особенно те, которые расположены в областях Токио и Киото [11, с. 83-93].

На роль национальных университетов в японской системе высшего образования указывает А. Yonezawa. С момента создания современной системы высшего образования в XIX в. японские университеты были стратифицированы в соответствии с их статусом, истории, репутации и других факторов. Традиционно национальные университеты в целом составляли ядро в элитном секторе в японской системе высшего образования и были защищены государством. Тем не менее, сектор

национального университета как раз и состоит из различных учреждений, выполняет определенные функции и компоненты, значительно отличаются на основе главным образом их истории, хотя все они имеют одинаковый правовой статус после Второй мировой войны. Функционировало семь имперских университетов, которые исторически рассматривались как элитные организации правительства. Официальное признание этих учреждений, как «имперские университеты элиты» прекратилось в 1949 г. С тех пор правительство Японии стремилось защитить лучшие университеты от «массовости» высшего образования [12, с. 483-499].

Обучение в японских вузах, структурированных по американской модели, ведется более, чем по 100 направлениям и специальностям, из которых инженерное направление имеет 35 образовательных программ, а гуманитарное - 38 программ (направлений) [13].

Колледжи и университеты в Японии не одинаковы. Это может быть университет, оборудован большими библиотеками, научно-исследовательскими центрами и, в тоже время, может быть колледж только с одним факультетом без надлежащей материальной базы. Некоторые из университетов применяют систему свободного посещения лекций, в то время, как другие на каждом из занятий фиксируют присутствие студентов. Есть точка зрения, что система свободного посещения лекций практикуется в университетах с давними традициями и достаточно крупными фондами. Большое количество колледжей и университетов, получивших свой статус после второй Мировой войны, относятся к категории бедных, и именно такие вузы лимитируют количество студентов.

По исследованию Митио Нагаи, существует много различий между одним вузом и другим с точки зрения традиций, истории, организации учебного процесса и многих других факторов. Можно также заметить и большие различия в оборудовании и качестве преподавания. По этой причине колледжи и университеты в Японии делятся в соответствии с их престижем. Как результат этого, наблюдается высокий конкурс для поступающих в престижные вузы [4, с. 24-33].

Характеризуя структуру вузов, И. Грищенко сообщает, что японская система высшего образования состоит из четырех категорий: 1) университеты полного цикла, 2) университеты ускоренного цикла, 3) профессиональные колледжи, 4) технические институты. Начинается учебный год в школах и вузах с 1 апреля.

В университетах полного цикла (их насчитывается около 600, из них 425 - частных). Университеты в основном выпускают бакалавров, обучение их длится четыре года [14]. Выпускники получают степень бакалавра (gakushi).

В университеты ускоренного цикла вступают после получения полного среднего образования 12 лет (начальная - 6, младшая средняя - 3, старшая средняя - 3 года), после окончания получают associatedegree - как дипломированный специалист. По уровню - это ниже, чем степень бакалавра. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года. Около 60 % студентов колледжей ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранный язык, педагогика, социальная защита. Последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки.

Такой вид высшего образования в Японии, как профессиональные (технические) колледжи, ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. В технические колледжи вступают после неполного среднего образования, то есть после 9 лет обучения в школе, и учатся 5 лет (3 года учатся по программе старших классов средней школы, а еще два года - как в университетах ускоренного цикла) и получают по окончании степень ассоциата.

В технические институты вступают после получения полного среднего образования, то есть после 12 лет об-26

учения, учатся 2-3 года и получают профессию специалиста (specialist). Эти институты дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу в фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новых передовых технологий и ноу-хау [14].

В последние годы Министерство образования Японии «Момбусе» стало уделять большое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотрены сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов в Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государственные и частные формы выделяют стипендии и другие виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения [15].

Все вузы платные. Оплата за обучение разная, и зависит от вуза. Обычно обучение в частных вузах дороже, чем в государственных. Оплата составляет за один учебный год в среднем 400 тыс. иен в государственных вузах и 500 тыс. иен в частных вузах (1 дол. США равен 93-94 японским иенами).

Средняя зарплата по Японии за 2008 год составила 379 тыс. 500 иен. Иностранные студенты платят на общих основаниях. Аспиранты и докторанты, кроме стипендии, могут принимать частично работу профессоров и получать зарплату. Независимо от формы образования (частная или государственная) студентам можно подавать заявки на получение стипендии. Эту стипендию нельзя считать займом, поскольку даются деньги под проценты, то есть фактически это стипендия в кредит (как в банке), но их в течение определенного времени необходимо вернуть государству, например, через 20 лет. В государственных университетах существуют льготы в зависимости от состояния студента и его семьи [14].

Хитоши Осаки (Hitoshi Osaki), характеризуя модель японской системы образования, перечисляет характерные признаки этой модели.

Во-первых, основа для создания и функционирования институтов высшего образования провозглашена национальным законодательством и постановлениями. В частности, основные цели университета, организацию, сроки обучения, ученые степени и обязанности научных сотрудников закреплены в Законе об образовании.

Во-вторых, японские университеты не имеют корпоративного статуса: они представляют собой учреждения, созданные и управляемые их учредителем.

В-третьих, административная власть основателя значительно ограничена в «университетской автономии», которая интерпретируется как следствие «академической свободы», гарантированной конституцией. Университет претендует на право принимать решения, обязательные в академических вопросах, независимо от его основателя. Автономная власть принимает решения, широко признанные в законодательстве. Закон признает авторитет Президента университета, Сенат и факультет и дает им решающую роль в следующих областях: награждение и дисциплина студента, назначение и освобождение Президента, руководителей факультета и отдельных преподавателей, прием студентов и выпуск.

В-четвертых, автономия университета основана на совете факультета, который играет центральную роль во внутренней администрации университета. В качестве основной единицы университета, есть факультет (Yacubu), который предоставляет интегрированную программу образования и научных исследований в конкретных научных областях, таких, как литература, право, экономика, медицина, наука или техника.

В-пятых, частные учреждения играют важную роль, что составляет около 75 % зачисления на 4 года университетов и колледжей. Закон частной школы постанов-Карельский научный журнал. 2013. № 4

ляет, что свобода частного вуза, а также их основателя должны уважаться, кроме счета власти над частными университетами с целью обеспечения академического качества и финансовой устойчивости от государственного вмешательства [16].

После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру.

Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Для получения звания магистра ^шЫ) студент должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в докторантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре [15]

Если в университете, в котором учился студент, нельзя получить научную степень, поскольку не в каждом университете эти подразделения по всем специальностям, выпускники ищут магистратуру (докторантуру) в других вузах.

Студенты-выпускники вузов получают названные ученые степени магистра или доктора наук (Ьак^Ы), защитив диссертацию [14].

По данным О. Озерской для наиболее одаренных и способных студентов и отличников учебы существует возможность стать магистром за 1 год, а доктором - за 2 года [17, с. 22].

Управление школьной системой образования осуществляют Монбукагакусьо, префектуры и муниципальные отделы образования. Для университетов и колледжей характерна значительная самостоятельность в учебно-воспитательном процессе [17, с. 76].

В Японии, административную ответственность за образование возложена на Министерство образования, которое отвечает за создание структуры системы образования, создание национальных стандартов, в частности, создание школ, стандартов сертификации учителей, учебных программ. Мехта также финансирует зарплату школьного персонала и образовательных учреждений, субсидирует частные школы. Для обеспечения реализации управления образованием Мехти обеспечивает руководство, совет и помощь, касающуюся содержания образования и школ менеджмента местных советов по вопросам образования, реализует и поддерживает обучение.

В административном отношении Япония разделена на 47 префектур, которые подразделяются на 3862 муниципалитеты. Несмотря на то, что муниципалитеты являются составной частью префектуры, на территории которых они находятся, с точки зрения местного управления они являются независимыми. В каждой префектуре и в каждом муниципалитете является Совет по вопросам образования, который состоит из 5-ти (реже трех) членов. Члены Советов по вопросам образования назначаются губернаторами префектур или руководителями муниципалитетов по согласованию префектурных или муниципальных ассамблей. Совета по вопросам образования функционируют как независимые исполнительные органы, которые осуществляют руководство в области образования, науки и культуры в своих регионах. Эта система была создана в 1948 г. В отличие от Монбукагакусьо, Рады по вопросам образования не имеют юрисдикции над университетами, частными учебными заведениями, которые находятся под руководством руководителя префектуры. Это означает, что на уровне префектур и муниципалитетов за управление образованием соответствуют два органа: Совет по вопросам образования и управление префектурой или муниципалитетом.

Органы управления префектур отвечают за более крупные административные единицы, координируют деятельность муниципалитетов, находящихся на их территории.

Из бюджета префектур выплачивается зарплата учи-

телям начальных и младших средних школ, которые создаются муниципальными Советами по вопросам образования. Причем зарплата учителей в городских и сельских школах одинакова. Согласно префектурных данных Совет по вопросам образования имеет полномочия назначать учителей, получающих зарплату из префектуры бюджета, и перемещать их независимо от того, в каком муниципалитете они работают.

Национальное правительство контролирует деятельность учебных заведений, входящих в систему высшего образования (университеты, младшие колледжи, колледжи профессиональной подготовки), в то время, как муниципальные органы управления отвечают за развитие обязательного образования (начального и младшего среднего школ), а префектуры - за высшие средние школы. Кроме того, под их юрисдикцией находятся частные вузы [17, с 26-28].

Итак, в Японии Управление системой образования осуществляется централизованно Монбукагакусьо. На уровне префектур и муниципалитетов за управление образованием отвечают: Совет по вопросам образования и управления префектурой или - муниципалитетом. Подготовку преподавателей в Японии осуществляют вузы - университеты и младшие колледжи, статус которых приравнивается к своеобразному университету. По окончании колледжа выпускники могут продолжать обучение в университетах для получения университетской степени бакалавра. Университеты предлагают вечерние, а некоторые и заочные формы обучения. Японская система вузов состоит из следующих форм: национальные, государственные, частные, из которых частный сектор значительно преобладает. Частные учреждения в основном зависят от частного финансирования и получают небольшое количество от правительства через программу субсидий. На национальные и местные государственные университеты выделяется значительная доля государственных расходов.

К японской системы высшего образования относятся университеты полного цикла (обучение длится 4-х лет) и ускоренного цикла (срок обучения составляет 2 года), выпускники которого получают степень associatedegree (дипломированный специалист). Наиболее престижные университеты дают значительно высшее качество знаний и умений, лучше готовят педагогические кадры, почему и конкурсы к вступлению большие и значительное преимущество предоставляется выпускникам при устройстве на роботу. Все вузы платные, в частных вузах обучение дороже, чем в государственных. После окончания обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру (срок обучения 2 года), а затем - в докторантуру (3-летней срок обучения). Управление школьной системой образования централизованно. Осуществляется Монбукагакусьо, префектуры и муниципальными отделами образования. Для университетов и колледжей в учебно-воспитательном процессе характерна значительная самостоятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маноха I. П. Система освгга в Укрш'ш. Енциклопедiя освгга / I. П. Маноха / Акад. пед.наук Укра!ни; головний ред. В. Г. Кремень. - К.: Юргнком 1нтер, 2008 - 1040 с.

2. Многоязыковая информация о повседневной жизни. Рождение и воспитание ребенка - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clair.or.jp/tagengorev/ ru/h/part.pdf

3. Романовська Ю.Ю., Романовський О.О, Сухо-литкий О. С. Особливостг японсько! системи вищо! освгга// Новi технологи навчання/ Голов. ред. В.О. Зайчук; М-во освгга i науки Укра!ни, Наук.-метод. центр вищо! освгга. -Ки!в, 2001. - Вип.30. - С. 42-58.

4. Михайличенко О.В., Репетюк Н.С. Система освгга у сучаснгй Японп. - К,: КДЛУ, 1997. - 44 с.

5. Miyake Kazuhisa. Malaysian returnee doles out advice on studying in Japan // Japan times. - 2000. - June11.

- Р. 23-25.

6. Озерська О. Ю. Особливосп професшно'' пвдготовки викладачiв у Япони // Bîk XX: реформи в украшськш вищий школi. Багалiïвськi читання в НУА.

- Ч.5 - Харшв: Народна укра'нська академiя, 2002. -С. 186-190.

7. Bleiklie I. Organizing highereducation intheknow ledgesociety // Higher Education. - 2005. -№49(1). - Р. 3159.

8. Fumi Kitagawa, Jun Oba. Managing differentiation of higher education systemin Japan: connectingex cellen cean-ddi versity //Higher Education. -2010. - №4. -P. 7-24.

9.Motohisa Kaneko. Efficiency and equityin Japan es-ehigh ereducation // Higher Education. - №1. - Р. 12-15.

10. Sherry Schwartz. Educatingthe Heart // Educational Leadership. - 2007. -№ 7., Р. 8-76.

11. Baba M. The rational behind public funding of private universities in Japan // Higher Education Management and Policy. - 2002. - №14/1. - Р. 83-93.

12. Yonezawa A. Japan ese flagshi puniversitiesat a

crossroads // Higher Education. -2007. - № 54(4). - Р. 483499.

13. Забурдаева М. Н. Опыт Японии в реформировании высшей школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zaburdaeva_ enf2010.pdf

14. Грищенко I. М. Стан та особливосп управлшня вищою освггою в Япони [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.yourdatabase.org.ua/obshhestvo/stan-ta-osoblivosti-upravlinnya-vishhoyu-osvitoyu-v-yaponi%D1%97.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Гребеник I. А. Система освгга Японii в вторичному й сучасному контекстi розвитку, спираючись на концепцiю «гуманностi» у вихованш [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://alma-mater.luguniv.edu.ua/ magazines/elect_v/NN14/11giaguv.pdf

16. Hitoshi Osaki. Thest ructure of universit yadministra-tionin Japan Higher Education. - №1. - Р. 313.

17. Озерська О. Ю. Пофесшна пвдготовка вчителiв у вищих навчальних закладах Япони. Дис. ... канд. пед. наук. - Харшв, 2006. - 183 с.

STRUCTURE SYSTEM OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN JAPAN

© 2013

T.P. Kuchay, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of preschool and primary

education

Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: This article discusses the structure of the system of training of primary school teachers in Japan. Teacher training exercise universities, which in Japan include universities and colleges. Right enjoyed by all teacher training universities, but in practice this is achieved mainly public education zakladi. U Japanese universities there is education and training, with preference given first. Thus, in the first 2 years of university students master the basics of the various sciences. General education, Japanese researchers say, enhances human creativity, preparing her not to a specific field of activity, and to life.

Keywords: Japan, education, universities, teacher.

УДК 378.147: 656.071.1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ АВИАЦИИ УКРАИНЫ

© 2013

Е.И. Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Кировоградская летная академия Национального авиационного университета, Кировоград (Украина)

Аннотация: В статье проанализированы историю, опыт и перспективы развития морской авиации Украины; охарактеризованы некоторые аспекты профессиональной подготовки авиационных специалистов этой области авиации; выделены приоритетные направления современных систем подготовки будущих пилотов морской авиации; раскрыты особенности функционирования морской авиации в рамках международных стандартов; сформулированы рекомендации по оптимизации профессиональной подготовки авиационных специалистов морской и эксплуатации специальной техники.

Ключевые слова: морская авиация, профессиональная подготовка, авиационный специалист, тренировки.

Украинская морская авиация функционирует уже районах, где проявляется специфика движения воздуш-более двадцати лет. За эти годы она претерпела ряд ных масс в различные сезоны года. организационных преобразований и преобразований. Основными задачами морской стратегии Украине сегодня являются: анализ надводной и подводной обстановки в указанных районах моря, слежения и уничтожения подводных лодок противника в подводном и надводном положении, поисково-спасательное обеспечение сил в море и на суше, транспортные воздушные перевозки ВМС Украины, транспортировки в санитарных и медицинских целях, учебная подготовка специалистов. Морская авиация также может применяться для участия в проведении миротворческих операций, предоставлении военной помощи другим государствам в соответствии с действующим законодательством Украины, в антитеррористических операциях на государственных объектах.

Служба в морской авиации существенно отличается от службы в других отраслях авиации. В некоторых аспектах она сложнее и более напряженная, на что указывают А. Громов, А. Шишов, С. Бугров. Это связано с различными типами техники, эксплуатируется, а также с характером поставленных задач в сложных климатических условиях. Кроме этого, аэродромы морской авиации расположены в зоне действия муссонов, то есть в

Разработка бортовых систем и оборудования привели к широкому применению методов искусственного интеллекта при решении комплекса задач для анализа полетной ситуации, планирования полетов, автоматизации принятия решений по управлению ВС в сложной гидрометеорологической обстановке, в том числе при посадке в морских условиях. Объектом исследования в работах Д. Калюжного является моделирование ситуаций, обеспечивающих безопасность посадки ВС в морских условиях. Д. Котляр уделяет внимание военно-профессиональной адаптации и психофизиологическом состояния пилотов вертолетов морской авиации [1; 2]. Проблематика, касается соотношения медицинских, социально-психологических и психофизиологических компонентов и их воздействий на адаптацию человека к профессиональной деятельности, в частности у военнослужащих контрактников подразделений морской авиации, раскрыта в научных работах С. Гончаренко [3]. Исследованию истории формирования и развития прогрессивных традиций коллективов морской авиации посвящены работы Г. Кузьмина [4]. Также широко исследована проблема сохранения профессионального здоровья летчиков, выявление основных неблагоприят-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.