Научная статья на тему 'СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЗЕМНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ'

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЗЕМНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИОНИКА / ОБОРУДОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ВОЗДУШНОГО СУДНА / ГЕНЕРАТОР / ПРОГРАММНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сайдумаров И.М., Боймонов И.Ж.

В настоящей статье предлагается структура системы наземного автоматизированного контроля бортового радиоэлектронного оборудование и совершенствование элементной базы для разработки и проектирования различных устройств авионики летательных аппаратов. Внедрение наземного автоматизированного комплекса контроля и диагностики на авиаремонтных предприятиях Узбекистана, позволит освоить ремонт радиоэлектронного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Сайдумаров И.М., Боймонов И.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF GROUND AUTOMATED CONTROL SYSTEM OF RADIO ELECTRONIC AIRCRAFT EQUIPMENT

In the real article the structure of the surface automated checking system is offered side radio electronic equipment and perfection of element base for development and planning of different devices of avionics of aircrafts. Introduction of the surface automated complex of control and diagnostics on the air repair enterprises of Uzbekistan, repair of radio electronic equipment will allow to master.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЗЕМНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

СайдумаровИ.М., к.ф.-м.н.

доцент Боймонов И.Ж. ассистент

Ташкентский государственный технический университет

Узбекистан, г. Ташкент

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЗЕМНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО

ОБОРУДОВАНИЯ

В настоящей статье предлагается структура системы наземного автоматизированного контроля бортового радиоэлектронного оборудование и совершенствование элементной базы для разработки и проектирования различных устройств авионики летательных аппаратов. Внедрение наземного автоматизированного комплекса контроля и диагностики на авиаремонтных предприятиях Узбекистана, позволит освоить ремонт радиоэлектронного оборудования.

Ключовые слова: авионика, оборудование, диагностика, воздушного судна, датчик, генератор, программное устройство.

Saydumarov Ilkhomjаn Miralimovich, PhD Tashkent State Technical University (Tashkent, Uzbekistan)

Boymonov Islom Jurayevich Tashkent State Technical University (Tashkent, Uzbekistan) THE STRUCTURE OF GROUND AUTOMATED CONTROL

SYSTEM OF RADIO ELECTRONIC AIRCRAFT EQUIPMENT

In the real article the structure of the surface automated checking system is offered side radio electronic equipment and perfection of element base for development and planning of different devices of avionics of aircrafts. Introduction of the surface automated complex of control and diagnostics on the air repair enterprises of Uzbekistan, repair of radio electronic equipment will allow to master.

Key words: avionics, equipment, diagnostics, aircraft, detector, generator, software device.

Современный этап научно технического прогресса характеризуется широким применением электроники и микроэлектроники во всех сферах жизни и деятельности человека. Важную роль при этом сыграло появление и быстрое совершенствование элементной базы для разработки и проектирования различных устройств авионики летательных аппаратов.

В связи с совершенствованием элементной базы и расширения номенклатуры устройств и систем авионики возникла необходимость его стандартизации. Поэтому большое развитие получили различные стандарты систем авионики- например, стандарт ARINC 429 (разработан компанией AIRCRAFT RADIO INCORPORATION), который к настоящему времени

является обязательным при разработке всех систем бортового радиоэлектронного оборудования. Эти стандарты определяют как требования к геометрическим размерам блоков авионики, так и к формату данных, с помощью которых различные системы летательного аппарата обмениваются информацией.

Большие изменения претерпели и системы контроля и диагностики состояния бортового радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов. Если раньше для диагностики различных систем воздушного судна применялись различные стенды- отдельный стенд для каждой системы, то в настоящее время, в связи со стандартизацией систем авионики, возникает необходимость разработки универсальных наземных автоматизированных систем контроля и диагностики (НАСКД).

Предлагаемая система позволяют производить наземный и бортовой контроль радиоэлектронного оборудования ВС на всех этапах его эксплуатации.

Элементы НАСКД недемонтированного оборудования, установленные на борту ВС, приведены на функциональной схеме (рис. 1) и обведены линией со штриховкой .

Элементы НАСКД предназначены:

- генераторы входных сигналов (ГВС) - для подачи на входы объектов контроля заданных возбуждающих сигналов: напряжений, токов, частот, импульсов, давлений, разрежений и др.;

- датчики сигналов - для съема и преобразования контролируемого параметра в пропорциональную электрическую величину;

- нормализаторы - для приведения электрических величин, получаемых с датчиков сигналов, к определенному уровню путем масштабного преобразования, обеспечения согласования выходов датчиков с входам и приемников.

Рис. 1. Функциональная схема НАСКД

Наличие нормализаторов обеспечивает использование одного и того же компаратора для обработки различных уровней номиналов контролируемых параметров:

- генераторы эталонных сигналов - для получения заданных значений сигналов, с которым и сравниваются в компараторе значения рабочих сигналов, получаемых с нормализаторов;

- анализатор - для оценки знака и значения результата сравнения в компараторе параметров и выдачи его на регистратор и световой и индикатор;

- программное устройство - для управления работой НАСКД и объектов контроля по определенной программе, согласования во времени включений и выключений всех соответствующих элементов и каналов связи;

- коммутаторы - для управления и передачи информации в НАСКД по малому числу линий связи, упрощения кабельных линий и бортовых штепсельных разъемов;

- пульты управления - для управления включением и выбором режима работы НАСКД.

При включении заданного режима контроля начинает работать программное устройство. Из него подаются сигналы на выбор и включение соответствующих генераторов сигналов, каналов коммутаторов. Через коммутатор включается выбранный объект контроля на заданный режим работы. Рабочие значения контролируемых параметров с датчиков сигналов через нормализаторы и выходной коммутатор подводятся к компаратору. Сюда же с генераторов эталонных сигналов подводятся номинальные значения контролируемых параметров и их допусков. После сравнения в компараторе анализатор выдает результат контроля параметра на индикацию и одновременно сигнал на программное устройство для перехода к следующему шагу программы контроля.

Датчики сигналов представляют собой устройства, аналогичные датчикам различных авиационных приборов и автоматов, имеющие электрический выход (потенциометрические, емкостные, индуктивные, пьезоэлектрические, термоэлектрические и т. д.).

Параметры, которые получаются на выходе нормализаторов, называются приведенными или нормализованными. Если значение измеряемого параметра равно и, то нормализованное

и. = к и

где кн- коэффициент нормализации .

В качестве нормализаторов используются: делители напряжений, автотрансформаторы и трансформаторы, делители частоты.

Нормализация измеряемых параметров производится и с преобразованием вида первоначального электрического сигнала. Например, постоянное напряжение может быть преобразовано в частоту и длительность импульсов. Генераторы эталонных сигналов выполняются в виде делителей

напряжения с большим числом дискретно переключаемых уровней, датчиков импульсов напряжений с большим числом дискретно переключаемых значений временных интервалов между ними, схем стабилитронов.

В компараторах, т. е. сравнивающих устройствах, используются электронные реле с дифференциальными входами с малыми коэффициентам и возврата, триггеры. В аналоговых ЛСК компаратор обычно объединяется с анализатором в одной схеме. Схема эта может быть построена на опорных диодах и логических элементах И, НЕ, ИЛИ.

В простейших НАСКД с небольшим числом операций контроля в качестве программного устройства используются шаговые искатели, коммутаторы с электроприводом постоянного тока. При всей их простоте эти устройства имеют малые быстродействие и надежность. Если число операций контроля находится в пределах десяти, то могут применяться электронные реле времени. В сложных НАСКД нашли применение программные устройства с магнитными лентами, магнитными барабанам и твердотельными устройствами памяти. При этом считывание ин формации осуществляется с помощью фотодиодов, магнитных головок, которые управляют коммутирующим и матрицами.

Одно из основных требований к коммутаторам- высокая точность коммутации, т. е. минимальные потери сигнала в коммутирующих элементах, которые оцениваются коэффициентом потерь

8 = иы < 1 и

вх

где ивых, ивх - соответственно напряжение на выходе и входе коммутирующего элемента.

Вторая основная характеристика коммутатора - скорость коммутации, которую можно оценить максимальным числом переключений в единицу времени. К числу специфических характеристик коммутаторов следует отнести максимально допустимое число коммутируемых каналов схемой коммутатора. В качестве коммутаторов используются электромагнитные контактные устройства и электронные (бесконтактные) коммутаторы. К первым относятся шаговые искатели и релейные коммутаторы, где ком мутация сигналов осуществляется с помощью подвижных контактов. Однако при большом числе коммутируемых цепей схема коммутации получается недостаточно надежной. Кроме того, скорость коммутации электромеханических коммутаторов мала. В настоящее время приемлемой надежностью обладают герконы (лепестковые реле). Геркон обеспечивает частоту коммутации 700...1000 раз в 1 с и имеет малую массу (3...7 г). В больших ЛСК нашли применение коммутаторы на полупроводниковых элемент - диодные и транзисторные матрицы. Недостатком коммутаторов типа диодной матрицы является наличие обратной проводимости диодов, что ведет к появлению на выходе определенной части напряжений от «закрытых» датчиков сигналов. Поэтому в настоящее время достаточно

надежно и четко работают подобные коммутаторы не более чем на 64 коммутируемых сигнала.

Внедрение наземного автоматизированного комплекса контроля и диагностики на авиаремонтных предприятиях Узбекистана, позволит освоить ремонт радиоэлектронного оборудования, направляемого в настоящее время за рубеж, что в результате сэкономит валютные средства авиакомпании.

УДК 378.14.015.62

Салахова А.Р. студент, 4 курс факультет «Психологии и педагогики» Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет научный руководитель: Льдокова Г.М., к.психол.н.

доцент кафедра психологии Россия, г. Елабуга ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются основные новообразования подросткового возраста - переживание одиночества и чувство вины. Проведено исследование на выявление взаимосвязи между переживанием одиночества и чувством вины подростка.

Ключевые слова: подростковый возраст, переживание одиночества, чувство вины.

A.R. Salakhova Student

4 training, faculty оfpsychology and pedagogy Elabuga institute of Kazan (Volga Region) federal university

Yelabuga, Russia Supervisor: G. M. Ldokova Associate Professor of psychology, candidate of psychological Sciences THE RELATIONSHIP OF FEELINGS OF LONELINESS AND GUILT IN CHILDREN ADOLESCENCE

Abstract: The article discusses the main neoplasms of adolescence - the experience of loneliness and guilt. A study to identify the relationship between the experience of loneliness and guilt of a teenager.

Key words: adolescence, the experience of loneliness, guilt.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с переживанием одиночества и чувством вины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.