Научная статья на тему 'Структура сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна'

Структура сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / AESTHETIC TASTE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТЕХНИКУМ МОДЫ И ДИЗАЙНА / FASHION AND DESIGN COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукуев М. А.

В данной статье подробно изучена структура сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна, выявлены и раскрыты составляющие её компоненты, такие как: когнитивно-эмоциональный, нравственно-поведенческий, деятельностно-креативный, оценочно-результативный. Это должно помочь отследить динамику качественных и количественных изменений в сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна, который позволит приобщить студентов к культурному наследию чеченского народа. Автор делает вывод о том, что в силу своих специфических возможностей народные локусы традиционной национальной культуры чеченского народа создают особые условия для приобщения студенчества к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в германизации художественного образования и эффективного развития эстетического вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE FORMATION OF AESTHETIC TASTE IN STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL OF FASHION AND DESIGN

The article presents a thorough study of the structure of formation of aesthetic taste in students of a fashion and design college, identifies and discloses its constituent components, such as cognitive-emotional, moral behavior, activity-creative, assessment and effective. That should help to track the dynamics of qualitative and quantitative changes in the formation of aesthetic taste in students of a college of fashion and design, which allows students to attach to the cultural heritage of the Chechen people. The author concludes that the specific features of folk traditional loci of national culture of the Chechen people are creating special conditions for initiation of students to the cultural heritage of the people, it can be an important component in humanization of artistic education and effective development of aesthetic taste.

Текст научной работы на тему «Структура сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна»

учебного пособия, подбор дидактических материалов. Формирование у студентов способности рассуждать, анализировать, осуществлять творческую работу реализуют тезис американско-

Библиографический список

го психолога и педагога К. Роджерса, отмечавшего, что только знание, связанное с самостоятельным открытием, влияет на развитие учащегося, формирование его личности [9].

1. Некрасова М.А. Место народного искусства в современной культуре. Народное искусство России в современной культуре. Москва: Коллекция М, 2003: 44 - 77.

2. Максимович В.Ф. Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве: проблемы и перспективы. Традиционное прикладное искусство и образование: материалы XIII Международной научно-практической конференции, ноябрь 2007 г. Под общей редакцией С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2008: 3 - 10.

3. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. Античная культура и современная наука. Москва: Наука, 1985.

4. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в открытое образовательное пространство. Санкт-Петербург: Лита, 2003.

5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Перевод с английского А.М. Татлыбаевой. Санкт-Петербург: Евразия,1999.

6. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира». Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверин-цев и С.Г. Бочаров. Москва: Искусство, 1979.

7. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век. Москва: Политиздат, 1990.

8. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. Москва: Флинта, 2000.

9. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. Перевод М.М. Исениной. Москва: Прогресс, 1994.

References

1. Nekrasova M.A. Mesto narodnogo iskusstva v sovremennoj kul'ture. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture. Moskva: Kollekciya M, 2003: 44 - 77.

2. Maksimovich V.F. Professional'noe obrazovanie v tradicionnom prikladnom iskusstve: problemy i perspektivy. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, noyabr' 2007 g. Pod obschej redakciej S.I. Naza-rovoj. Sankt-Peterburg, 2008: 3 - 10.

3. Batkin L.M. O nekotoryh usloviyah kul'turologicheskogo podhoda. Antichnaya kul'tura isovremennaya nauka. Moskva: Nauka, 1985.

4. Vanyushkina L.M. Vneauditornoe obrazovanie - put' v otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo. Sankt-Peterburg: Lita, 2003.

5. Maslou A.G. Dal'nie predely chelovecheskojpsihiki. Perevod s anglijskogo A.M. Tatlybaevoj. Sankt-Peterburg: Evraziya,1999.

6. Bahtin M.M. Otvet na vopros redakcii «Novogo mira». 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Sost. S.G. Bocharov, primech. S.S. Averincev i S.G. Bocharov. Moskva: Iskusstvo, 1979.

7. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya vXXI vek. Moskva: Politizdat, 1990.

8. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnov-leniya. Moskva: Flinta, 2000.

9. Rodzhers K. Stanovlenie lichnosti: Vzglyad na psihoterapiyu. Perevod M.M. Iseninoj. Moskva: Progress, 1994.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378

Mukuev M.A., postgraduate, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

STRUCTURE FORMATION OF AESTHETIC TASTE IN STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL OF FASHION AND DESIGN.

The article presents a thorough study of the structure of formation of aesthetic taste in students of a fashion and design college, identifies and discloses its constituent components, such as cognitive-emotional, moral behavior, activity-creative, assessment and effective. That should help to track the dynamics of qualitative and quantitative changes in the formation of aesthetic taste in students of a college of fashion and design, which allows students to attach to the cultural heritage of the Chechen people. The author concludes that the specific features of folk traditional loci of national culture of the Chechen people are creating special conditions for initiation of students to the cultural heritage of the people, it can be an important component in humanization of artistic education and effective development of aesthetic taste.

Key words: structure, component, aesthetic taste, students, fashion and design college.

М.А. Мукуев, соискатель каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА МОДЫ И ДИЗАЙНА

В данной статье подробно изучена структура сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна, выявлены и раскрыты составляющие её компоненты, такие как: когнитивно-эмоциональный, нравственно-поведенческий, деятельностно-креативный, оценочно-результативный. Это должно помочь отследить динамику качественных и количественных изменений в сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна, который позволит приобщить студентов к культурному наследию чеченского народа. Автор делает вывод о том, что в силу своих специфических возможностей народные локусы традиционной национальной культуры чеченского народа создают особые условия для приобщения студенчества к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в германизации художественного образования и эффективного развития эстетического вкуса.

Ключевые слова: структура, компонент, эстетический вкус, студенты, техникум моды и дизайна.

Для определения основных структурных компонентов и их критериев у студентов нами был использован системно-структурный подход. Суть системно-структурного подхода к анализу личностных качеств состоит в том, что «личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное образование, которое включает в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов» [1, с. 55]. Основными элементами в структуре личности являются характеро-

логические свойства: «ни одно психическое явление, - пишет К.К. Платонов, - будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, а, следовательно, и сама эта деятельность и её элементы - действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета обусловленности их личностью в целом» [1, с. 40 - 44]. Итак, человеческая личность - это единство двух взаимосвязанных компонентов, двух направлен-ностей - человека, как биологического организма и человека, как

существо социального. Однако две предложенные структуры не могут сразу образовать целостную структуру личности, поскольку целостной она сможет стать лишь тогда, когда между всеми исходными компонентами определяются постоянные внутренние связи и только после этого человеческая личность может приобрести целостный характер. Высшая интеграция структурных свойств личности студенчества техникума моды и дизайна проявляется в способности студента тонко чувствовать прекрасное в природе, в народном искусстве, включая в данное понятие такие смыслы как «удовольствие», «наслаждение», «восторг».

Формирование у студентов эстетического вкуса в рамках традиционной культуры невозможно без ориентации на национальные народные локусы и культуру, без учёта психолого-этнических особенностей чеченского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.

Эстетический вкус - это способность студента тонко чувствовать прекрасное в природе, в искусстве, включая в данное понятие такие смыслы как «удовольствие», «наслаждение», «восторг», «восхищение» и т.д. Эстетический вкус - это ещё и духовный механизм, возникающий и формирующийся в процессе взаимоотношений двух главных способностей личности -рассудка и чувственности. Далее нами были отмечены главные способности, которые проявляются и формируются у личности, обладающей эстетическим вкусом. Среди них - способность личности понимать и грамотно оценить окружающие предметы или природные явления; присвоение личностью целой совокупности эстетических ценностей; способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, способности мыслить, чувствовать, понимать и оценивать.

Значение красоты в жизни человека - велико. Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «самое главное средство самовоспитания души - это красота, которая в широком смысле представляет искусство, музыка, поэзия, танец и т.д. Это не только воспитание души и чувств, но и уважение к духовным ценностям вообще» [2, с. 73 - 80]. Человек, обладающий эстетическим вкусом, активно включен в эстетическую и художественную деятельность, занимается творчеством, дизайном, созданием предметов эстетического содержания. Важной составляющей эстетического вкуса является духовно-нравственное развитие личности студента, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности окружающего мира. Еще одним структурным компонентом эстетического вкуса является творческого воображения, его способность ориентироваться в многообразии духовных народных локусов чеченской культуры, самостоятельно осваивать образцы культуры и искусства.

В деле формирования у студента эстетического вкуса очень важным является, на наш взгляд, факт развития его в ходе социализации и пребывания в техникуме, когда у студентов формируются и развиваются элементарные эстетические чувства, среди которых - чувство формы, чувство цвета, этическое отношение к действительности. Возникновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художественный образ и эстетический вкус. Вышеизложенное позволило нам определить основные структурные компоненты сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна, к ним мы отнесли:

1. Когнитивно-эмоциональный компонент. Нельзя недооценивать значение народного искусства, народных локусов в воспитании творческой, эмоционально развитой личности студента. От лат. содпШо означает восприятие, познание, умение понимать и глубоко чувствовать искусство. В деле формирования у студентов эстетического вкуса мы предполагаем глубокое

Библиографический список

восприятие народных локусов, наслаждаться ими, способность студента понимать, сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности. Воспринимать произведения народных чеченских локусов, уметь выражать свои чувства к ним через усвоение необходимых знаний и умений о народном искусстве. В течение многих столетий народные локусы Чечни накопили огромный потенциал в деле формирования эстетического вкуса молодежи при учете регионально-этнических особенностей. Познание и увлечённость студентов народными локусами не рождаются сами - они программируется, организуются педагогами. Данный компонент также предполагает передачу художественных знаний народного искусства, используя специфические принципы и методы преподавания искусства.

2. Нравственно-поведенческий компонент. Часто у студентов эмоциональная оценка также перемежается с нравственной оценкой. Поэтому выражение отношения студента к предметам народного искусства - это проявление не только эмоциональной оценки, но и нравственной направленности творчества студенческой молодежи, что имеет важное значение для формирования у них эстетического вкуса и эстетической культуры. В эстетической теории на протяжении все истории ее развития идея связи нравственного воспитания и искусства - давно известен. Значение народного искусства для духовного совершенствования студенческой молодежи трудно переоценить.

3. Деятельностно-креативный компонент. В студенческом возрасте умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения является предпосылкой творческого отношения к деятельности. Познавательные мотивы совершенствуются как интерес к методам творческого мышления. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с жизненными перспективами выбора собственной профессии. Творчество, как любая иная деятельность, нуждается в мотивации, среди которых занимает мотив самосовершенствования личности, который присутствует почти во всех видах творчества. Одним из действенных средств формирования эстетического вкуса - это развитие активной деятельности, творческих способностей в рамках народных локусов, которые является частью национального искусства.

4. Оценочно-результативный компонент предполагает умение студента адекватно оценивать эстетические достоинства произведений народного искусства, народного творчества, народных локусов, демонстрация студентом способности к оценке произведений народного творчества. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства заключается в умении студентом видеть и понимать суть работы народных художников. Через упражнения такие, как «Учимся видеть» обучаемым даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере ознакомления с новыми предметами народного творчества и народных локусов.

Итак, нам удалось разработать структурные компоненты сформированной эстетического вкуса студентов техникума моды и дизайна, к которым мы отнесли когнитивно-эмоциональный, нравственно-поведенческий, деятельностно-креативный, оценочно-результативный. В силу своих специфических возможностей народные локусы традиционной национальной культуры чеченского народа создают особые условия для приобщения студенчества к культурному наследию народа, могут выступать важным компонентом в германизации художественного образования и эффективного развития эстетического вкуса.

1. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.

2. Сухомлинский В.А. Гармония трёх начал. Юность. 1969; 7: 73 - 80.

3. Арсалиев Ш.М.Х. Использование интегрального подхода в этнопедагогической теории. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014; 6-6: 8 - 15.

4. Арсалиев Ш.М.Х. Этнопедагогические основы воспитания нравственности в поликультурном образовательном пространстве. Москва, 2015.

5. Арсалиев Ш.М., Бадалова Р.Ю. Сохранение культурной самобытности подрастающего поколения чеченцев в условиях современного мира с использованием этнопедагогического опыта. Инновации и инвестиции. 2014; 7: 137.

References

1. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva, 1986.

2. Suhomlinskij V.A. Garmoniya treh nachal. Yunost'. 1969; 7: 73 - 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.