УДК 339.37
Структура рынка бутилированной воды и ее товароведная оценка
В. М. Киселев, д-р техн. наук, проф.; В. В. Сальников, асп. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Объем потребления безалкогольных напитков населением планеты в показателях мирового рынка превышает мировое потребление таких популярных напитков, как пиво, на душу населения в 1,5 раза. Для российского потребительского рынка эти показатели находятся в обратной зависимости (в год потребляется 35 л безалкогольных напитков и 60 л пива) [1, 2].
Это свидетельствует о существенном отставании российского безалкогольного рынка напитков от мировых тенденций и соответственно о перспективах интенсивного развития отечественного производства этой группы напитков. Динамика потребления безалкогольных напитков на душу населения в РФ и в мире приведены на рис. 1.
Отставание среднедушевого потребления напитков на российском рынке от мировых показателей, имеющее место в предыдущие годы (отставание от мировых значений на 26,4 % в 2003 г.), в настоящее время устранено (превышение мировых значений в 2007 г. на 21,9 %).
На краткосрочный период (до 2010 г.) прогнозируется развитие этого рынка с опережающим темпом роста (в сравнении с мировыми показателями), и к концу периода прогнозирования ожидается превы-
шение этого значения для России над среднемировым почти на 60 %.
В структуре ассортимента данного рынка принято выделять воду бутили-рованную (питьевую, минеральную, минерализованную), соки и нектары (фруктовые, ягодные и овощные), а также прохладительные напитки. Доли потребления этих подгрупп безалкогольных напитков отражены на рис. 2.
Около одной трети мирового потребления напитков приходится на бути-лированную воду, 15 % — на соки и нектары, а большая доля рынка (53 %) — на прохладительные напитки.
В этих данных не нашли отражения объемы мирового потребления чая и кофе, как горячих напитков, поскольку эти напитки представляют собой самостоятельную товарную категорию, хотя в мировых отчетах о состоянии и тенденциях рассматриваемого рынка такие показатели учитываются.
В России до недавнего времени не подлежала учету и бутилирован-ная вода, торговое предложение которой было крайне мало, и в основном была представлена минеральная вода, производство и потребление которой учитывалось как самостоятельная товарная группа. Возможно, в том числе и по этой причине развитие российского рынка безалкогольных напитков носило аутсайдерский ха-
56 ,7
50,9
45,
-.34,6;
1 34,9 34,1
0 10 20 30 40 50 60 70
Потребление напитков в год, л/чел.
1 1 в мире Щ в России
Рис. 1. Потребление безалкогольных напитков
рактер по сравнению с мировыми тенденциями.
Доля бутилированной воды в суммарном товарообороте России по безалкогольным напиткам в основном соответствует доле этого сектора в мировом масштабе, хотя на 17 % превышает ее по значению.
Тренд мирового потребления прохладительных напитков показан в табл. 1.
Как видно из табл. 1, потребление прохладительных напитков имеет сла-бовыраженную тенденцию к росту, что характеризуется функциями, отражающими указанные тенденции.
В текущий момент активный темп роста демонстрирует группа газированных прохладительных напитков. Темпы роста мирового потребления газированных прохладительных напитков в 7,2 раза превышают рост потребления негазированных прохладительных напитков, демонстрируя большое значение этой группы для состояния и развития анализируемого рынка безалкогольных напитков.
Доля газированных напитков в мировом потреблении существенно (в 6,0-6,8 раза в настоящее время) превышает долю негазированных напитков. Вместе с тем различия в масштабах долей этих субкатегорий в прогнозируемый краткосрочный период времени (до 2010 г.) будут сокращаться и достигнут значения 84 и 16 % для газированных и негазированных прохладительных напитков соответственно. Данное обстоятельство подтверждают прогнозы о динамичном развитии рынка негазированных прохладительных напитков в предстоящий период [3, 4].
Таблица 1
Год Объемы потребления в год
всего, млрд дал на душу населения, л
2003 21,5 34,1
2004 22,0 34,9
2005 22,6 35,9
2006 22,9 36,3
2007 23,3 37,0
2008 23,7 37,6
2009 (прогноз) 24,2 38,4
2010 (прогноз) 24,6 39,1
Россия, расположенная между Европой и Азией, по потреблению прохладительных напитков на душу населения в год в текущий момент времени занимает промежуточное положение (29 л в год) среди показателей потребления этих напитков в смежных с ней странах Европы (70 л в год) и Азии (13 л в год).
Сравнивая масштабы различий среднедушевого потребления прохладительных напитков в России со странами Европы и Азии, следует заметить, что они более существенны по сравнению с объемом потребления безалкогольных напитков в целом в мировом масштабе. Так, объемы потребления прохладительных напитков в России меньше аналогичных показателей для стран Европы в 2,4 раза, хотя по сравнению с аналогичным показателем для населения стран Азии объем потребления этих напитков россиянами в 2,2 раза превышает данный показатель для этих стран.
Приведенный анализ состояния и тенденций развития мирового рынка производства и потребления бутилиро-ванной воды позволяет сделать вывод о том, что российский рынок, хотя и существенно отстает по объемам производства и потребления, как от мирового рынка, так и национальных рынков европейских государств, имеет огромный потенциал роста.
Россия богата минеральными источниками, известными во всем мире: минеральные воды Северного Кавказа (Нарзан, Ессентуки, Смирновская, Славяновская и др.). Из менее известных источников других районов страны добывают Ижевскую (Татарстан), Дарасун, Ласточку (Забайкалье), Анивскую, Нижне-Сергиевскую, Тер-синку (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.) и многие другие минеральные воды. В торговой сети г. Новокузнецка присутствуют все виды минеральной воды из известных источников, а среди
Таблица 2
Товарный артикул Производитель Вид Минерализация, г/дм3
и дистрибьютор декларируемая | фактическая
Ессентуки № 1 «Аллея Источников» Завод минеральных вод ОАО «Минводы-пищепродукт» (г. Минеральные Воды) Минеральная природная лечебно-столовая 2,5-4,3 3,288
Ессентуки № 20 «Старый Источник», Юцкий источник, скважина № 2Б То же То же 0,45-1,4 0,899
Ессентуки № 4 «Старый Источник», скважины № 57-РЭ и 57-РЭ-БИС » » 7,0-10,0 8,765
Новоессентукская «Целебная», Юцкий источник, скважина № 73 » » 1,5-2,5 2,0237
Новотерская целебная, скважина № 72, Кавказские Минеральные Воды, глубина 1482 м ЗАО «Кавминводы» (пос. Новотерский, Ставропольский край) » 3,2-5,8 4,97408
Архыз vita, скважина № 130-К, 131-К, 1-Э (пос. Архыз, Карачаево-Черкесия) ЗАО «Висма» (пос. Архыз, Карачаево-Черкесия) Минеральная питьевая столовая 0,12-0,25 0,2363
Нагутская-26 «Старый Источник», скважина № 26-Н, Нагутского месторождения (Ставропольский край) Завод минеральных вод ОАО «Минводы-пищепродукт» (г. Минеральные Воды) То же 3,8-7,5 5,33025
Меркурий «Горная
минеральная вода», скважина № 1-М.2-М.3-М, Северно-Кавказское ООО «Меркурий», (Карачаево-Черкесия) » 2,0-4,2 3,5568
месторождение
Смирновская «Старый источник», скважина № 69 (г. Железноводск) ЗАО «Кавминводы» (Ставропольский край) » 3,0-4,0 3,546
«Березово-Ярская», «Танай», Березово-Ярское месторождение, скважина № 110-БИС (Кемеровская обл.) ООО «Хрустальное» (г. Кемерово), под контролем ООО «Калинкинский пивзавод» (Кемеровская обл.) Лечебно-столовая 1,7-4,4 3,03
«Борисовская», скважина № 11 (с. Борисово, Кемеровская обл.) Кузбасскурорт (г. Кемерово) Маломинерализованная лечебно-столовая 2,5-4,0 3,2875
«Терсинка», скважина № 1011, Терсинское месторождение (пос. Загорский, Кемеровская обл.) ООО ГК «Кузнецкий Холдинг», ООО «Терсинские минеральные воды» (г. Новокузнецк) Лечебно-столовая 5,0-6,0 5,142
«Югус», скважина № 10352 ООО «Век» (пос. Усинский, г. Междуреченск, Кемеровская обл.) Питьевая столовая 0,45-1,4 0,399
«Сибирянка Спорт», скважина № 152-Д (г. Юрга, Кемеровская обл.) ООО «Аква-Вита» (г. Юрга, Кемеровская обл.) То же 0,6-0,9 0,7128
«Чажемто», скважина № 6-Р, глубина 2700 м ОАО «Томское пиво» (г. Томск, Россия) Лечебно-столовая 1,1-1,6 1,286
«Жемчужина Сибири», скважина № 1086, глубина 1195 м (г. Татарск, Новосибирская обл.) ЗАО «Собол-Аква» (г. Новосибирск) То же 1,8-2,8 2,323
Perrier (источник) (Франция) N. W. S Sud (Франция, «Нестле групс») Питьевая столовая 0,7 0,699
S. Peliegrino, источник 24016 Bergamo (Italia) N. W. S (Италия, «Нестле групс») То же 0,96 1,625
Vittei источник Vittei Bon Surs (Франция) Франция Столовая 0,52 0,7622
малоизвестных видов минеральной воды из источников разных районов России присутствует только Терсинка.
Цель нашего исследования — оценка соответствия информации, указываемой товаропроизводителями на этикетках товаров, фактическому
значению анализируемых показателей биологически активных компонентов. Для анализа использовали образцы бу-тилированной минеральной воды, продающейся в торговой сети г. Новокузнецка, которые подвергали стандартным методам испытаний (табл. 2).
Таблица 3
Показатель Метод испытания, Значение показателя, мг/дм3
обозначение и номер НД декларируемое фактическое отклонение, %
Натрий + калий ГОСТ 23268.6-78 ГОСТ 23268.7-78 50-200 12,52 74,96
Кальций ГОСТ 23268.5-78 50-250 47,09 5,82
Магний ГОСТ 23268.5-78 5-25 13,38 Нет
Гидрокарбонат ГОСТ 23268.3-78 300-500 237,9 20,70
Сульфат ГОСТ 4389-72 50-250 3,29 93,42
Хлорид ГОСТ 23268.17-78 Менее 10 2,8 Нет
Сухой остаток ГОСТ 18164-72 Н/д 280,0 »
Минерализация Расчет 450-1400 399 11,33
В исследуемых образцах вода На-гутская-26 «Старый Источник» (скважина № 26-Н, Нагутского месторождения, Ставропольский край) снабжена этикеткой, которая визуально повторяет известную этикетку «Боржоми» (Грузия), хотя одновременно с этим на этикетке нанесена информация о наличии свидетельства на право пользования места происхождения товара. Это, в свою очередь, демонстрирует желание товаропроизводителя мимикрировать под известную торговую марку и тем самым способствовать интенсивному сбыту своих товаров.
Вместе с тем, как следует из данных табл. 2, в образцах воды «Югус» (скважина № 10352, г. Междуреченск, Кемеровская обл.) фактическая минерализация составила только 89 % от декларируемого уровня, а в образце воды S Pellegrino (источник 24016 Bergamo, Italia), напротив, фактическая минерализация на 69 % превышает декларируемую товаропроизводителями на этикетках. Для исследования причины несоответствия уровня минерализации воды декларированному на этикетках был проведен анализ минерального состава вышеотмечен-ного образца минеральной воды в соответствии с методами, показанными в табл. 3.
Из табл. 3 видны отклонения показателей минерального состава (фактически обнаружено только 5,82-93,42 % от декларированных значений анализируемых показателей). Таким образом, товаропроизводитель для повышения привлекательности своего товара — вода классифицирована как «Гидрокарбонатная (сульфатно-гидрокарбонатная натрие-во-кальциевая) газированная» — завысил как степень общей минерализации воды за счет повышенной концентрации как сульфатов (на 93,42 %), так и гидрокарбонатов (на 20,7 %). Отме-
чено также пониженное содержание натрия и калия (на 74,96 %), а также кальция (на 5,82 %). Таким образом, складывается мнение о существенных потерях биологически активных компонентов данной воды или об ее искусственной минерализации. В обоих случаях налицо факт несоответствия информации, нанесенной на этикетку товара, фактическому положению дела, т. е. введения покупателей в заблуждение относительно полезных свойств товара. Минеральный анализ остальных образцов минеральной воды не выявил существенных отклонений фактических значений показателей от декларируемых.
Среди анализируемых образцов «Новотерская целебная» (скважина № 72, глубина 1482 м, Кавказские Минеральные Воды) может быть отнесена к кремнистой (концентрация биологически активного компонента составляет 61 мг/дм3), а «Терсинка» (скважина № 1011, Терсинское месторождение, пос. Загорский, Кемеровская обл.) — к железистой (концентрация биологически активного компонента составляет 11,4 мг/дм3). В этих образцах минеральной воды уровни указанных компонентов соответствуют установленным требованиям для лечебных вод. Остальные
анализируемые образцы выраженных лечебных свойств не имеют.
По регламентируемым показателям все образцы минеральной воды соответствуют требованиям СаНПиН. Вместе с тем, как показали наши исследования, некоторые товаропроизводители, оставаясь в рамках указанных регламентов, занижают на этикетках своих товаров истинные значения этих опасных для здоровья веществ. Так, в образце воды S Pellegrino, Bergamo, Italia товаропроизводитель N. W. S, Италия (Нестле групс) на этикетке указал концентрацию нитратов 2,2 мг/дм3, тогда как фактически обнаружено 5,36 мг / дм3.
На основании проведенного исследования можно заключить, что в целом, за исключением некоторых нарушений, торговое предложение минеральной воды в г. Новокузнецке по концентрации биологически активных компонентов соответствует информации, указанной на этикетках товаров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева Т. Ф. Формирование технологических и социально значимых потребительских свойств напитков: теоретические и практические аспекты//Кемерово: Кем-ТИПП, 2006.
2. Киселева Т. Ф., Мазанько Е. И. Состояние и перспективы развития рынка пива в Рос-сии//Эксклюзивный маркетинг. 2006. № 5. С. 4-23.
3. Киселев В. М., Мазанько Е. И. Управление ассортиментом товаров. — М.: Кемерово: Объединенное изд-во «Российские университеты», 2006.
4. Сальников В. В., Шмидт В. В. Анализ взглядов на управление ассортиментом товаров. Визуальный мерчандайзинг: теория и практика визуальных коммуникаций в товаропроводящих каналах: Учеб. пос. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.; Кемерово: Объединенное изд-во «Российские университеты»; Кузбассвуз-издат-АСШТ, 2007. С. 260-265. <&
ООО «МИЦ «Пиво и налитки XXI век»
проводит семинары
18-21 марта 2009 г.
Санитария производственных предприятий по производству напитков
13-16 апреля 2009 г.
Качество сырья и материалов для производства пива. Оптимизация технологических процессов производства пива — от приготовления сусла до розлива пива
13-15 мая 2009 г.
Методология выявления и устранения источников инфекции на пивоваренном производстве
Тел. (495) 685-13-84
E-mail: beercenter21@mtu-net.ru